Спорткары из страны троллей: SAAB Sonett

3830 0 2
Поделиться: 0 1 0 1 0 0

В наших предыдущих статьях про SAAB мы вплотную подобрались к эре классических моделей 99/900. У всех машин, уже описанных нами был один дизайнер. Этот человек – Сикстен Сасон подарил миру множество красивых вещей. В 60-х годах Сикстен сотрудничал не только с фирмой SAAB, но и с производителем бытовой электроники Electrolux, а еще - мотопроизводителями Husqvarna Motorcycles и шведским Monark. Этот талантливый дизайнер и заядлый курильщик умер от рака легкого (второе легкое было утрачено в боях второй мировой) в возрасте 55 лет в 1967 году, не дожив несколько недель до мировой премьеры своей последней модели, ставшей первой в эпохе «саабовской классики».

После смерти Сикстена его дизайнерские идеи продолжали развивать, но в среде любителей марки временная шкала разделилась на модели Сасона и модели после него. Но фанаты его дизайнерской школы упускают один факт: Саабы «без Сасона» появились еще в 1950 году — на следующий год после выпуска SAAB 92.


Шалость инженеров

После начала серийного производства первой модели на фирме SAAB сразу же закипела работа не над новой моделью, а над игрушкой для инженеров. Когда жизненная ситуация позволяет строить на заводе машину для себя – грех ей воспользоваться.

В 1950 году на агрегатах модели 92 под руководством Рольфа Меллде был создан двухместный родстер. Создававшийся для различных исследований автомобиль старались сделать максимально легким и построили его на пространственной раме со стеклопластиковым кузовом. Снаряженная масса машины в итоге укладывалась в полтонны. Как видите, 65 лет назад методика изготовления спроткара была такая же, как сейчас, да и материалы использовавшиеся тогда – используются и сейчас.

В марте 1956 года на Стокгольмском автосалоне была представлена финальная версия родстера, получившая индекс 94 и поэтичное название Sonett Super Sport. Почему Сонетт, да еще и с двумя «т» на конце? К сонетам Шейкспира это не имеет ни малейшего отношения. «Så nätt» (произносится «Со нэтт») с шведского переводится как «такой прекрасный».



Великолепная шестерка

Представленный на выставке родстер был первым из 6 автомобилей, выпущенных с 55-го по 57-й годы. Как и первые прототипы, он был построен на шасси на несущей раме со стеклопластиковым кузовом. Силовая установка – двухтактный трехцилиндровый мотор от модели 93, но, конечно же, форсированный с 33 до 55 сил. В дальнейшем мотор в этой же комплектации пойдет на Saab GT 750. Вес остался такой же как и у ранних прототипов – 500кг.

А теперь задумайтесь. Какой энерговооруженностью обладал это родстер? Еще 10 лет назад считать нормальным иметь по 100 «лошадей» на полторы тонны. В 50-х годах на те же полторы тонны обычно приходилось около 40 л.с. А у Sonett 55 лошадей тянули все лишь полтонны, что позволяло ему иметь превосходную динамику и максимальную скорость 190 км/ч.

В общем, компоновка родстера не несет в себе ни чего радикального, но весьма продумана.Поскольку Sonett разрабатывался для популярных тогда шоссейно-кольцевых гонок, то и управляться машина должна была довольно остро. Двигатель был расположен продольно в базе, привод, естественно, передний. Для того, чтобы опустить линию капота для уменьшения лобового сопротивления, двигатель пришлось завалить набок под небольшим углом. Для обеспечения правильной развесовки топливный бак расположили под капотом слева (собственно крышкой капота на машине было все, что перед лобовым стеклом), а место водителя оставили, наоборот, справа. Таким образом развесовка на заправленной машине была почти идеальной.



За три года было сделано шесть автомобилей. Снаружи все они они были мало различимы, но внутри отличались друг от друга кардинально. Технологии композитных материалов были тогда слабо изучены, а вот алюминиевый Mercedes 300SL показал миру возможности легких кузовов. Учитывая многолетний опыт работы SAAB c авиационным металлом, выбор материала кузова для пяти оставшихся экземпляров был очевиден.

К сожалению, в середине 50-х годов правила шоссейно-кольцевых гонок начали меняться, и планам по серийному производству Сонетта с 57 года в количестве 2000 экземпляров в год было не суждено сбыться.

В качестве культурного наследия SAAB, для наглядной иллюстрации полета конструкторской мысли, команда инженеров оставила все 6 прототипов. Но как можно владеть спорткарами и не ездить на них? И саабовцы ездили… Поэтому сейчас в мире не 6, а всего 5 Сонеттов — зеленый N4 был разбит в середине 60-х. Номера 6 и 2 находятся в частных американских коллекциях, номер 1 и 5 — в собственности музея SAAB. Третий тоже хранится в Трольхеттане в музее, но принадлежит частному лицу.

До сих пор Сонетты регулярно ездят, в том числе и по трассе. В 1996 году Эрик Карлсон на первом номере SAAB Sonett I установил рекорд скорости Швеции в классе до 750 см3 – почти 100 миль в час или 159.4 км/ч


На фото: «Эрик Карлсон около своего SAAB Sonett III 2005г»


Приключения шведов в Америке

В 1957 году история саабовских спорткаров не заканчивается. К середине 60-х годов дилерство в Америке уже окрепло. Объемы продаж в Новом Свете поднимались, но выход в 1963 году Chevrolet Corvette С2 Sting Ray ввел новую моду на автомобили в Америке. Легкий и относительно компактный для Америки Corvette стал составлять конкуренцию европейским автомобилям. Многие фирмы для борьбы с корветами начинают разрабатывать новые модели. Так Opel выставил в 68 году модель GT, вошедшую в историю как «убийца Корветов». Но одним из первых на борьбу с корветтом вышел SAAB, выпустив в 1966 году Sonett II.




Работы над прототипами начались в начале 60х. На роль будущего спорткара рассматривалась пара прототипов. Первый получил название MFI13 – он представлял собой стеклопластиковый кузов монокок с двухтактным мотором от модели 96 и запоминающимся дизайном.

Второй прототип имел имя Catherina. Свое имя модель получила, вероятно, из-за того, что была собрана в местечке Katrineholm, но есть версия что праобразом стала жена Сикстена Сасона. Собственно, он и выступал главным дизайнером машины. Его прототип не был принят в серию из-за дороговизны изготовления, хоть и базировался на шасси 96го. Основной фишкой прототипа была крыша типа тарга и большие обтекатели на фарах в духе Alfa Romeo. Стоит заметить, что машина была создана в 64 году, а Porsche 911 Targa, популяризировавший этот тип кузова, вышел только через 2 года. На этой непринятой заводом машине в дальнейшем и ездил ее создатель. Сейчас личная машина Сикстена Сасона занимает почетное место в коллекции музея SAAB.



Но вернемся к серийным образцам. В 1966 году видит свет первый SAAB Sonett II, получивший индекс 97. Машина, созданная на базе прототипа MFI13, была именно тем, что ожидали увидеть американские дилеры в своих шоу-румах. Но Sonett оказался не без врожденных болезней. Конструкторы установили мотор перед передней осью, из-за чего машина страдала недостаточной поворачиваемостью. Этот врожденный недуг преследовал Сонетты до конца.




Меньше чем через год после начала производства выходит обновленная модель, оснащенная новым агрегатом. Как мы уже знаем на смену двухтактным моторам пришла модифицированная фордовская V-образная «четверка». В честь этого обновленный Sonett получил индекс V4. Да, конечно, тягаться с монстрами-маслкарами шведский спорткар не мог, но он брал не мощью, а легкостью.

Всего с 66-го по 69-й годы было собрано 1868 SAAB 97, и из них – 258 двухтактных Sonett II, а остальные — Sonett V4. Изменение формы капота после установки V4, и принятые в конце 60х годов экологические нормы заставили ускорить переход на новую модель. Хотя даже при отсутствии рекламы и уже упомянутом несовершенстве машин SAAB прочно занял свою нишу рядом с MG Midget и MGB, Triumph TR5 и даже AC Cobra.


На фото: MG Midget , Triumph TR5 и AC Cobra


Стоили Сонетты от 3 200 долларов. Для сравнения, средняя зарплата в США составляла 540 долларов. То есть, по факту, машина была столь же доступна для американцев, как для нас сейчас – Lada Granta. Дешево? Не так уж и дешево – базовый Corvette стоил от 3000. Так что удивляться низкой популярности спорт-Саабов в США не приходится.


На фото: Двухтактный и V4



Переход на новую модель прошел относительно спокойно. Новый Sonett III был выполнен в той же концепции, что и предыдущий, но в угоду моде имел выдвижные фары и плоский капот. Под капотом прятался все тот же фордовский V4 с модифицированной системой выхлопа. В 1971 году на ряд машин дилеры устанавливали фордовский мотор V6 2.6л 150л.с, но обстоятельства работали против. Нефтяной кризис 1973 года и неудачные рекламные компании, в сочетании с относительно низкой надежностью Сонеттов, заставили снять с конвейера эту модель.



Наши дни

Подавляющее большинство Сонеттов, как вы уже поняли, было продано в Америке. Около 90% всех машин до сих пор находятся на ходу, и большинство в хорошем состоянии. Сейчас средняя цена Sonett III — около 30 000$, а за Sonett II — 45 000$.




В 1974 году производство автомобилей под брендом Sonett закрывается навсегда. В 2008–2010 годах ходило множество слухов о возможности возрождения бренда Sonett. Идеи были столь разнообразны, и некоторые исходили из источников, далеких от завода. Но в итоге мы не увидели ни 9-3 Sonett (купе 2+2, предполагаемый конкурент Audi A5) на платформе Phoenix, ни самобытный суперкар Sonett IV.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Авто и бизнес
Chevrolet Malibu нового поколения начали собирать в Узбекистане

Производство «четырехдверки» Chevy последней генерации налажено в Ташкенте на предприятии GM Uzbekistan.

6969 0 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики,…

2577 0 0
Статьи / Интервью
Где ты, российский Илон Маск? Развитие проекта уникального сити-кара Mirrow

В апреле 2017 года молодая российская компания Mirrowcars представила посадочный макет сити-кара и два варианта дизайна кузова. Какие шаги будут предприняты в 2017-м? Когда появятся готовые авто? Мы продолжаем следить за…

1021 4 3
Статьи / Технологии
Автосалон в Шанхае или чему европейцам стоит поучиться

Пять-семь лет назад журналистская братия откровенно крутила носами, когда речь заходила о Шанхайском автосалоне. Далеко, да и что там путного увидишь. Так, междусобойчик для представителей азиатских рынков – не более…

3962 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: превосходный «автомат» и худший двигатель Тойоты

Может, этому автомобилю ещё и очень далеко до звания легенды, но он очень к этому статусу стремится. У него целая армия поклонников, миллионы проданных экземпляров и хорошая репутация настоящего японского автомобиля. В…

2819 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: кузов цел только снаружи, а подшипники боятся оффроуда

Скажу сразу: популярность этой модели для меня остаётся загадкой. Я не очень люблю «серые» машины и точно знаю, что в свое время были более универсальные, более драйверские и более проходимые кроссоверы. Почему именно…

5922 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: моторы с аппетитом и АКПП, которая не ломается

В первой части нашего обзора мы уже выяснили, что если вас не пугает тесный скучный салон, то Lancer IX с большой долей вероятности может стать для вас тем самым японским «вечным автомобилем»: проблем с кузовом, ходовой…

4809 8 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

23153 0 20
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

15261 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

13298 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

59902 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

51276 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

22449 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

53767 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

27573 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

16575 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

46458 11 44
Статьи / История
Два в одном: первые советские активные автопоезда

С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой…

28253 7 0
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

22596 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?