Спорткары из страны троллей: SAAB Sonett

3863 0 2
Поделиться: 0 1 0 1 0 0

В наших предыдущих статьях про SAAB мы вплотную подобрались к эре классических моделей 99/900. У всех машин, уже описанных нами был один дизайнер. Этот человек – Сикстен Сасон подарил миру множество красивых вещей. В 60-х годах Сикстен сотрудничал не только с фирмой SAAB, но и с производителем бытовой электроники Electrolux, а еще - мотопроизводителями Husqvarna Motorcycles и шведским Monark. Этот талантливый дизайнер и заядлый курильщик умер от рака легкого (второе легкое было утрачено в боях второй мировой) в возрасте 55 лет в 1967 году, не дожив несколько недель до мировой премьеры своей последней модели, ставшей первой в эпохе «саабовской классики».

После смерти Сикстена его дизайнерские идеи продолжали развивать, но в среде любителей марки временная шкала разделилась на модели Сасона и модели после него. Но фанаты его дизайнерской школы упускают один факт: Саабы «без Сасона» появились еще в 1950 году — на следующий год после выпуска SAAB 92.


Шалость инженеров

После начала серийного производства первой модели на фирме SAAB сразу же закипела работа не над новой моделью, а над игрушкой для инженеров. Когда жизненная ситуация позволяет строить на заводе машину для себя – грех ей воспользоваться.

В 1950 году на агрегатах модели 92 под руководством Рольфа Меллде был создан двухместный родстер. Создававшийся для различных исследований автомобиль старались сделать максимально легким и построили его на пространственной раме со стеклопластиковым кузовом. Снаряженная масса машины в итоге укладывалась в полтонны. Как видите, 65 лет назад методика изготовления спроткара была такая же, как сейчас, да и материалы использовавшиеся тогда – используются и сейчас.

В марте 1956 года на Стокгольмском автосалоне была представлена финальная версия родстера, получившая индекс 94 и поэтичное название Sonett Super Sport. Почему Сонетт, да еще и с двумя «т» на конце? К сонетам Шейкспира это не имеет ни малейшего отношения. «Så nätt» (произносится «Со нэтт») с шведского переводится как «такой прекрасный».



Великолепная шестерка

Представленный на выставке родстер был первым из 6 автомобилей, выпущенных с 55-го по 57-й годы. Как и первые прототипы, он был построен на шасси на несущей раме со стеклопластиковым кузовом. Силовая установка – двухтактный трехцилиндровый мотор от модели 93, но, конечно же, форсированный с 33 до 55 сил. В дальнейшем мотор в этой же комплектации пойдет на Saab GT 750. Вес остался такой же как и у ранних прототипов – 500кг.

А теперь задумайтесь. Какой энерговооруженностью обладал это родстер? Еще 10 лет назад считать нормальным иметь по 100 «лошадей» на полторы тонны. В 50-х годах на те же полторы тонны обычно приходилось около 40 л.с. А у Sonett 55 лошадей тянули все лишь полтонны, что позволяло ему иметь превосходную динамику и максимальную скорость 190 км/ч.

В общем, компоновка родстера не несет в себе ни чего радикального, но весьма продумана.Поскольку Sonett разрабатывался для популярных тогда шоссейно-кольцевых гонок, то и управляться машина должна была довольно остро. Двигатель был расположен продольно в базе, привод, естественно, передний. Для того, чтобы опустить линию капота для уменьшения лобового сопротивления, двигатель пришлось завалить набок под небольшим углом. Для обеспечения правильной развесовки топливный бак расположили под капотом слева (собственно крышкой капота на машине было все, что перед лобовым стеклом), а место водителя оставили, наоборот, справа. Таким образом развесовка на заправленной машине была почти идеальной.



За три года было сделано шесть автомобилей. Снаружи все они они были мало различимы, но внутри отличались друг от друга кардинально. Технологии композитных материалов были тогда слабо изучены, а вот алюминиевый Mercedes 300SL показал миру возможности легких кузовов. Учитывая многолетний опыт работы SAAB c авиационным металлом, выбор материала кузова для пяти оставшихся экземпляров был очевиден.

К сожалению, в середине 50-х годов правила шоссейно-кольцевых гонок начали меняться, и планам по серийному производству Сонетта с 57 года в количестве 2000 экземпляров в год было не суждено сбыться.

В качестве культурного наследия SAAB, для наглядной иллюстрации полета конструкторской мысли, команда инженеров оставила все 6 прототипов. Но как можно владеть спорткарами и не ездить на них? И саабовцы ездили… Поэтому сейчас в мире не 6, а всего 5 Сонеттов — зеленый N4 был разбит в середине 60-х. Номера 6 и 2 находятся в частных американских коллекциях, номер 1 и 5 — в собственности музея SAAB. Третий тоже хранится в Трольхеттане в музее, но принадлежит частному лицу.

До сих пор Сонетты регулярно ездят, в том числе и по трассе. В 1996 году Эрик Карлсон на первом номере SAAB Sonett I установил рекорд скорости Швеции в классе до 750 см3 – почти 100 миль в час или 159.4 км/ч


На фото: «Эрик Карлсон около своего SAAB Sonett III 2005г»


Приключения шведов в Америке

В 1957 году история саабовских спорткаров не заканчивается. К середине 60-х годов дилерство в Америке уже окрепло. Объемы продаж в Новом Свете поднимались, но выход в 1963 году Chevrolet Corvette С2 Sting Ray ввел новую моду на автомобили в Америке. Легкий и относительно компактный для Америки Corvette стал составлять конкуренцию европейским автомобилям. Многие фирмы для борьбы с корветами начинают разрабатывать новые модели. Так Opel выставил в 68 году модель GT, вошедшую в историю как «убийца Корветов». Но одним из первых на борьбу с корветтом вышел SAAB, выпустив в 1966 году Sonett II.




Работы над прототипами начались в начале 60х. На роль будущего спорткара рассматривалась пара прототипов. Первый получил название MFI13 – он представлял собой стеклопластиковый кузов монокок с двухтактным мотором от модели 96 и запоминающимся дизайном.

Второй прототип имел имя Catherina. Свое имя модель получила, вероятно, из-за того, что была собрана в местечке Katrineholm, но есть версия что праобразом стала жена Сикстена Сасона. Собственно, он и выступал главным дизайнером машины. Его прототип не был принят в серию из-за дороговизны изготовления, хоть и базировался на шасси 96го. Основной фишкой прототипа была крыша типа тарга и большие обтекатели на фарах в духе Alfa Romeo. Стоит заметить, что машина была создана в 64 году, а Porsche 911 Targa, популяризировавший этот тип кузова, вышел только через 2 года. На этой непринятой заводом машине в дальнейшем и ездил ее создатель. Сейчас личная машина Сикстена Сасона занимает почетное место в коллекции музея SAAB.



Но вернемся к серийным образцам. В 1966 году видит свет первый SAAB Sonett II, получивший индекс 97. Машина, созданная на базе прототипа MFI13, была именно тем, что ожидали увидеть американские дилеры в своих шоу-румах. Но Sonett оказался не без врожденных болезней. Конструкторы установили мотор перед передней осью, из-за чего машина страдала недостаточной поворачиваемостью. Этот врожденный недуг преследовал Сонетты до конца.




Меньше чем через год после начала производства выходит обновленная модель, оснащенная новым агрегатом. Как мы уже знаем на смену двухтактным моторам пришла модифицированная фордовская V-образная «четверка». В честь этого обновленный Sonett получил индекс V4. Да, конечно, тягаться с монстрами-маслкарами шведский спорткар не мог, но он брал не мощью, а легкостью.

Всего с 66-го по 69-й годы было собрано 1868 SAAB 97, и из них – 258 двухтактных Sonett II, а остальные — Sonett V4. Изменение формы капота после установки V4, и принятые в конце 60х годов экологические нормы заставили ускорить переход на новую модель. Хотя даже при отсутствии рекламы и уже упомянутом несовершенстве машин SAAB прочно занял свою нишу рядом с MG Midget и MGB, Triumph TR5 и даже AC Cobra.


На фото: MG Midget , Triumph TR5 и AC Cobra


Стоили Сонетты от 3 200 долларов. Для сравнения, средняя зарплата в США составляла 540 долларов. То есть, по факту, машина была столь же доступна для американцев, как для нас сейчас – Lada Granta. Дешево? Не так уж и дешево – базовый Corvette стоил от 3000. Так что удивляться низкой популярности спорт-Саабов в США не приходится.


На фото: Двухтактный и V4



Переход на новую модель прошел относительно спокойно. Новый Sonett III был выполнен в той же концепции, что и предыдущий, но в угоду моде имел выдвижные фары и плоский капот. Под капотом прятался все тот же фордовский V4 с модифицированной системой выхлопа. В 1971 году на ряд машин дилеры устанавливали фордовский мотор V6 2.6л 150л.с, но обстоятельства работали против. Нефтяной кризис 1973 года и неудачные рекламные компании, в сочетании с относительно низкой надежностью Сонеттов, заставили снять с конвейера эту модель.



Наши дни

Подавляющее большинство Сонеттов, как вы уже поняли, было продано в Америке. Около 90% всех машин до сих пор находятся на ходу, и большинство в хорошем состоянии. Сейчас средняя цена Sonett III — около 30 000$, а за Sonett II — 45 000$.




В 1974 году производство автомобилей под брендом Sonett закрывается навсегда. В 2008–2010 годах ходило множество слухов о возможности возрождения бренда Sonett. Идеи были столь разнообразны, и некоторые исходили из источников, далеких от завода. Но в итоге мы не увидели ни 9-3 Sonett (купе 2+2, предполагаемый конкурент Audi A5) на платформе Phoenix, ни самобытный суперкар Sonett IV.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
Kia представила российскую версию Rio нового поколения

Новый Рио доберется до российских дилеров уже этим летом. Модель будет доступна с двумя моторами

3686 0 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Автомобиль модельной внешности: рождение профессиональных фото автомобильного экстерьера

В нашем прошлом материале мы начали рассказывать, как создаются официальные фотографии автомобилей. Тогда мы выяснили, где и какими силами проводится эта интересная работа, подготовили автомобиль и даже установили его на…

136 0 0
Статьи / Практика
Лучше современных: как правильно доработать старое советское зарядное устройство

У многих в гаражах пылятся и ржавеют старые советские зарядные устройства. Дизайн их нередко напоминает о ядерной войне, а внешнее состояние порой оставляет желать лучшего... Но зато у этих приборов есть главное –…

4888 1 0
Выбор авто / Новые авто
Разные одноклассники: что выгоднее купить – Hyundai Solaris или Kia Rio?

Исподлобья смотря на переписываемые месяц от месяца цены на новые автомобили, наблюдая за премьерами и анонсами и думая о покупке лучшей машины за планируемые деньги, большинство потенциальных обладателей автомобиля из…

21592 3 15
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: не очень надёжные МКПП и выносливые моторчики

Интерес к маленьким машинкам у нас в России, под стать машинкам, маленький. А зря. Есть среди них очень интересные экземпляры, которые вполне способны и пакеты с покупками перевезти, и даже в соседний город свозить. И…

1051 4 3
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: удивительно крепкий кузов и «скрипучие» тормоза

Маленькие машины в России не очень любят. Исключений не много, к ним, пожалуй, можно отнести только Skoda Fabia, VW Polo и Opel Corsa, с натяжкой – Peugeot 206 и. Остальные «малыши» встречаются в минимальных количествах,…

1513 16 2
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Sportage II с пробегом: лучший двигатель XXI века и болезнь правого ШРУСа

Можно ли купить корейский кроссовер, например, Kia Sportage II, и быть счастливым? Мы уже начали разбираться в этом вопросе в первой части нашего обзора. И в целом ничего совсем уж страшного в этом автомобиле пока не…

11493 7 1
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

30767 0 0
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

29218 10 22
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

17291 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

68180 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

55005 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

26840 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

57981 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

30456 3 0
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

22695 2 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

109040 4 3
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

22278 5 0
Статьи / История
Ошибки Юности: почему микроавтобус ЗИЛ так и не стал массовым

Московский Завод имени Лихачева (ЗИЛ) был широко известен даже за пределами СССР своими грузовыми автомобилями, которые составляли основу народнохозяйственного автопарка огромной страны. Кроме того, на ЗИЛе также…

9209 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?