Спорткары из страны троллей: SAAB Sonett

3934 0 2
Поделиться: 0 1 0 1 0 0

В наших предыдущих статьях про SAAB мы вплотную подобрались к эре классических моделей 99/900. У всех машин, уже описанных нами был один дизайнер. Этот человек – Сикстен Сасон подарил миру множество красивых вещей. В 60-х годах Сикстен сотрудничал не только с фирмой SAAB, но и с производителем бытовой электроники Electrolux, а еще - мотопроизводителями Husqvarna Motorcycles и шведским Monark. Этот талантливый дизайнер и заядлый курильщик умер от рака легкого (второе легкое было утрачено в боях второй мировой) в возрасте 55 лет в 1967 году, не дожив несколько недель до мировой премьеры своей последней модели, ставшей первой в эпохе «саабовской классики».

После смерти Сикстена его дизайнерские идеи продолжали развивать, но в среде любителей марки временная шкала разделилась на модели Сасона и модели после него. Но фанаты его дизайнерской школы упускают один факт: Саабы «без Сасона» появились еще в 1950 году — на следующий год после выпуска SAAB 92.


Шалость инженеров

После начала серийного производства первой модели на фирме SAAB сразу же закипела работа не над новой моделью, а над игрушкой для инженеров. Когда жизненная ситуация позволяет строить на заводе машину для себя – грех ей воспользоваться.

В 1950 году на агрегатах модели 92 под руководством Рольфа Меллде был создан двухместный родстер. Создававшийся для различных исследований автомобиль старались сделать максимально легким и построили его на пространственной раме со стеклопластиковым кузовом. Снаряженная масса машины в итоге укладывалась в полтонны. Как видите, 65 лет назад методика изготовления спроткара была такая же, как сейчас, да и материалы использовавшиеся тогда – используются и сейчас.

В марте 1956 года на Стокгольмском автосалоне была представлена финальная версия родстера, получившая индекс 94 и поэтичное название Sonett Super Sport. Почему Сонетт, да еще и с двумя «т» на конце? К сонетам Шейкспира это не имеет ни малейшего отношения. «Så nätt» (произносится «Со нэтт») с шведского переводится как «такой прекрасный».



Великолепная шестерка

Представленный на выставке родстер был первым из 6 автомобилей, выпущенных с 55-го по 57-й годы. Как и первые прототипы, он был построен на шасси на несущей раме со стеклопластиковым кузовом. Силовая установка – двухтактный трехцилиндровый мотор от модели 93, но, конечно же, форсированный с 33 до 55 сил. В дальнейшем мотор в этой же комплектации пойдет на Saab GT 750. Вес остался такой же как и у ранних прототипов – 500кг.

А теперь задумайтесь. Какой энерговооруженностью обладал это родстер? Еще 10 лет назад считать нормальным иметь по 100 «лошадей» на полторы тонны. В 50-х годах на те же полторы тонны обычно приходилось около 40 л.с. А у Sonett 55 лошадей тянули все лишь полтонны, что позволяло ему иметь превосходную динамику и максимальную скорость 190 км/ч.

В общем, компоновка родстера не несет в себе ни чего радикального, но весьма продумана.Поскольку Sonett разрабатывался для популярных тогда шоссейно-кольцевых гонок, то и управляться машина должна была довольно остро. Двигатель был расположен продольно в базе, привод, естественно, передний. Для того, чтобы опустить линию капота для уменьшения лобового сопротивления, двигатель пришлось завалить набок под небольшим углом. Для обеспечения правильной развесовки топливный бак расположили под капотом слева (собственно крышкой капота на машине было все, что перед лобовым стеклом), а место водителя оставили, наоборот, справа. Таким образом развесовка на заправленной машине была почти идеальной.



За три года было сделано шесть автомобилей. Снаружи все они они были мало различимы, но внутри отличались друг от друга кардинально. Технологии композитных материалов были тогда слабо изучены, а вот алюминиевый Mercedes 300SL показал миру возможности легких кузовов. Учитывая многолетний опыт работы SAAB c авиационным металлом, выбор материала кузова для пяти оставшихся экземпляров был очевиден.

К сожалению, в середине 50-х годов правила шоссейно-кольцевых гонок начали меняться, и планам по серийному производству Сонетта с 57 года в количестве 2000 экземпляров в год было не суждено сбыться.

В качестве культурного наследия SAAB, для наглядной иллюстрации полета конструкторской мысли, команда инженеров оставила все 6 прототипов. Но как можно владеть спорткарами и не ездить на них? И саабовцы ездили… Поэтому сейчас в мире не 6, а всего 5 Сонеттов — зеленый N4 был разбит в середине 60-х. Номера 6 и 2 находятся в частных американских коллекциях, номер 1 и 5 — в собственности музея SAAB. Третий тоже хранится в Трольхеттане в музее, но принадлежит частному лицу.

До сих пор Сонетты регулярно ездят, в том числе и по трассе. В 1996 году Эрик Карлсон на первом номере SAAB Sonett I установил рекорд скорости Швеции в классе до 750 см3 – почти 100 миль в час или 159.4 км/ч


На фото: «Эрик Карлсон около своего SAAB Sonett III 2005г»


Приключения шведов в Америке

В 1957 году история саабовских спорткаров не заканчивается. К середине 60-х годов дилерство в Америке уже окрепло. Объемы продаж в Новом Свете поднимались, но выход в 1963 году Chevrolet Corvette С2 Sting Ray ввел новую моду на автомобили в Америке. Легкий и относительно компактный для Америки Corvette стал составлять конкуренцию европейским автомобилям. Многие фирмы для борьбы с корветами начинают разрабатывать новые модели. Так Opel выставил в 68 году модель GT, вошедшую в историю как «убийца Корветов». Но одним из первых на борьбу с корветтом вышел SAAB, выпустив в 1966 году Sonett II.




Работы над прототипами начались в начале 60х. На роль будущего спорткара рассматривалась пара прототипов. Первый получил название MFI13 – он представлял собой стеклопластиковый кузов монокок с двухтактным мотором от модели 96 и запоминающимся дизайном.

Второй прототип имел имя Catherina. Свое имя модель получила, вероятно, из-за того, что была собрана в местечке Katrineholm, но есть версия что праобразом стала жена Сикстена Сасона. Собственно, он и выступал главным дизайнером машины. Его прототип не был принят в серию из-за дороговизны изготовления, хоть и базировался на шасси 96го. Основной фишкой прототипа была крыша типа тарга и большие обтекатели на фарах в духе Alfa Romeo. Стоит заметить, что машина была создана в 64 году, а Porsche 911 Targa, популяризировавший этот тип кузова, вышел только через 2 года. На этой непринятой заводом машине в дальнейшем и ездил ее создатель. Сейчас личная машина Сикстена Сасона занимает почетное место в коллекции музея SAAB.



Но вернемся к серийным образцам. В 1966 году видит свет первый SAAB Sonett II, получивший индекс 97. Машина, созданная на базе прототипа MFI13, была именно тем, что ожидали увидеть американские дилеры в своих шоу-румах. Но Sonett оказался не без врожденных болезней. Конструкторы установили мотор перед передней осью, из-за чего машина страдала недостаточной поворачиваемостью. Этот врожденный недуг преследовал Сонетты до конца.




Меньше чем через год после начала производства выходит обновленная модель, оснащенная новым агрегатом. Как мы уже знаем на смену двухтактным моторам пришла модифицированная фордовская V-образная «четверка». В честь этого обновленный Sonett получил индекс V4. Да, конечно, тягаться с монстрами-маслкарами шведский спорткар не мог, но он брал не мощью, а легкостью.

Всего с 66-го по 69-й годы было собрано 1868 SAAB 97, и из них – 258 двухтактных Sonett II, а остальные — Sonett V4. Изменение формы капота после установки V4, и принятые в конце 60х годов экологические нормы заставили ускорить переход на новую модель. Хотя даже при отсутствии рекламы и уже упомянутом несовершенстве машин SAAB прочно занял свою нишу рядом с MG Midget и MGB, Triumph TR5 и даже AC Cobra.


На фото: MG Midget , Triumph TR5 и AC Cobra


Стоили Сонетты от 3 200 долларов. Для сравнения, средняя зарплата в США составляла 540 долларов. То есть, по факту, машина была столь же доступна для американцев, как для нас сейчас – Lada Granta. Дешево? Не так уж и дешево – базовый Corvette стоил от 3000. Так что удивляться низкой популярности спорт-Саабов в США не приходится.


На фото: Двухтактный и V4



Переход на новую модель прошел относительно спокойно. Новый Sonett III был выполнен в той же концепции, что и предыдущий, но в угоду моде имел выдвижные фары и плоский капот. Под капотом прятался все тот же фордовский V4 с модифицированной системой выхлопа. В 1971 году на ряд машин дилеры устанавливали фордовский мотор V6 2.6л 150л.с, но обстоятельства работали против. Нефтяной кризис 1973 года и неудачные рекламные компании, в сочетании с относительно низкой надежностью Сонеттов, заставили снять с конвейера эту модель.



Наши дни

Подавляющее большинство Сонеттов, как вы уже поняли, было продано в Америке. Около 90% всех машин до сих пор находятся на ходу, и большинство в хорошем состоянии. Сейчас средняя цена Sonett III — около 30 000$, а за Sonett II — 45 000$.




В 1974 году производство автомобилей под брендом Sonett закрывается навсегда. В 2008–2010 годах ходило множество слухов о возможности возрождения бренда Sonett. Идеи были столь разнообразны, и некоторые исходили из источников, далеких от завода. Но в итоге мы не увидели ни 9-3 Sonett (купе 2+2, предполагаемый конкурент Audi A5) на платформе Phoenix, ни самобытный суперкар Sonett IV.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Audi A7 Sportback представлен официально

Модель нового поколения представляет новый язык дизайна марки, с частично позаимствованными у серии концептов Prologue решениями.

1413 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

195 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

3188 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

16733 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

981 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

1422 4 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

7808 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

16971 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14259 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

11829 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8315 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9273 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3344 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25053 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13302 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20409 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115567 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32526 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29522 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?