Спорткары из страны троллей: SAAB Sonett

Спорткары из страны троллей:  SAAB Sonett

В наших предыдущих статьях про SAAB мы вплотную подобрались к эре классических моделей 99/900. У всех машин, уже описанных нами был один дизайнер. Этот человек – Сикстен Сасон подарил миру множество красивых вещей. В 60-х годах Сикстен сотрудничал не только с фирмой SAAB, но и с производителем бытовой электроники Electrolux, а еще — мотопроизводителями Husqvarna Motorcycles и шведским Monark. Этот талантливый дизайнер и заядлый курильщик умер от рака легкого (второе легкое было утрачено в боях второй мировой) в возрасте 55 лет в 1967 году, не дожив несколько недель до мировой премьеры своей последней модели, ставшей первой в эпохе «саабовской классики».

После смерти Сикстена его дизайнерские идеи продолжали развивать, но в среде любителей марки временная шкала разделилась на модели Сасона и модели после него. Но фанаты его дизайнерской школы упускают один факт: Саабы «без Сасона» появились еще в 1950 году — на следующий год после выпуска SAAB 92.

1.jpg

Шалость инженеров

После начала серийного производства первой модели на фирме SAAB сразу же закипела работа не над новой моделью, а над игрушкой для инженеров. Когда жизненная ситуация позволяет строить на заводе машину для себя – грех ей воспользоваться.

В 1950 году на агрегатах модели 92 под руководством Рольфа Меллде был создан двухместный родстер. Создававшийся для различных исследований автомобиль старались сделать максимально легким и построили его на пространственнойраме со стеклопластиковым кузовом. Снаряженная масса машины в итоге укладывалась в полтонны. Как видите, 65 лет назад методика изготовления спроткара была такая же, как сейчас, да и материалы использовавшиеся тогда – используются и сейчас.

В марте 1956 года на Стокгольмском автосалоне была представлена финальная версия родстера, получившая индекс 94 и поэтичное название Sonett Super Sport. Почему Сонетт, да еще и с двумя «т» на конце? К сонетам Шейкспира это не имеет ни малейшего отношения. «Så nätt» (произносится «Со нэтт») с шведского переводится как «такой прекрасный».

Великолепная шестерка

Представленный на выставке родстер был первым из 6 автомобилей, выпущенных с 55-го по 57-й годы. Как и первые прототипы, он был построен на шасси на несущей раме со стеклопластиковым кузовом. Силовая установка – двухтактный трехцилиндровый мотор от модели 93, но, конечно же, форсированный с 33 до 55 сил. В дальнейшем мотор в этой же комплектации пойдет на Saab GT 750. Вес остался такой же как и у ранних прототипов – 500кг.

А теперь задумайтесь. Какой энерговооруженностью обладал это родстер? Еще 10 лет назад считать нормальным иметь по 100 «лошадей» на полторы тонны. В 50-х годах на те же полторы тонны обычно приходилось около 40 л.с. А у Sonett 55 лошадей тянули все лишь полтонны, что позволяло ему иметь превосходную динамику и максимальную скорость 190 км/ч.

В общем, компоновка родстера не несет в себе ни чего радикального, но весьма продумана.Поскольку Sonett разрабатывался для популярных тогда шоссейно-кольцевых гонок, то и управляться машина должна была довольно остро. Двигатель был расположен продольно в базе, привод, естественно, передний. Для того, чтобы опустить линию капота для уменьшения лобового сопротивления, двигатель пришлось завалить набок под небольшим углом. Для обеспечения правильной развесовки топливный бак расположили под капотом слева (собственно крышкой капота на машине было все, что перед лобовым стеклом), а место водителя оставили, наоборот, справа. Таким образом развесовка на заправленной машине была почти идеальной.

21.jpeg

22.jpeg

За три года было сделано шесть автомобилей. Снаружи все они они были мало различимы, но внутри отличались друг от друга кардинально. Технологии композитных материалов были тогда слабо изучены, а вот алюминиевый Mercedes 300SL показал миру возможности легких кузовов. Учитывая многолетний опыт работы SAAB c авиационным металлом, выбор материала кузова для пяти оставшихся экземпляров был очевиден.

К сожалению, в середине 50-х годов правила шоссейно-кольцевых гонок начали меняться, и планам по серийному производству Сонетта с 57 года в количестве 2000 экземпляров в год было не суждено сбыться.

В качестве культурного наследия SAAB, для наглядной иллюстрации полета конструкторской мысли, команда инженеров оставила все 6 прототипов. Но как можно владеть спорткарами и не ездить на них? И саабовцы ездили… Поэтому сейчас в мире не 6, а всего 5 Сонеттов — зеленый N4 был разбит в середине 60-х. Номера 6 и 2 находятся в частных американских коллекциях, номер 1 и 5 — в собственности музея SAAB. Третий тоже хранится в Трольхеттане в музее, но принадлежит частному лицу.

До сих пор Сонетты регулярно ездят, в том числе и по трассе. В 1996 году Эрик Карлсон на первом номере SAAB Sonett I установил рекорд скорости Швеции в классе до 750 см3 – почти 100 миль в час или 159.4 км/ч

17.jpg

На фото: «Эрик Карлсон около своего SAAB Sonett III 2005 г.»​

Приключения шведов в Америке

В 1957 году история саабовских спорткаров не заканчивается. К середине 60-х годов дилерство в Америке уже окрепло. Объемы продаж в Новом Свете поднимались, но выход в 1963 году Chevrolet Corvette С2 Sting Ray ввел новую моду на автомобили в Америке. Легкий и относительно компактный для Америки Corvette стал составлять конкуренцию европейским автомобилям. Многие фирмы для борьбы с корветами начинают разрабатывать новые модели. Так Opel выставил в 68 году модель GT, вошедшую в историю как «убийца Корветов». Но одним из первых на борьбу с корветтом вышел SAAB, выпустив в 1966 году Sonett II.

5.jpeg

Работы над прототипами начались в начале 60х. На роль будущего спорткара рассматривалась пара прототипов. Первый получил название

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings