ИЖ Юпитер-4К с коляской: восставший из пыли

45678 7 2
Поделиться: 2 0 0 0 0 0

Тест-драйвы старой техники – явление, в общем, привычное. Находишь реставрационную мастерскую, договариваешься о встрече... В моем случае мне самому пришлось быть в роли и испытателя, и немного – реставратора, а по большей части – реаниматора.

На работе подошла коллега и ошарашила просьбой: «Дед переписал на меня дом в деревне, а там в гараже чермет какой-то стоит. Не хочешь забрать? Ты ж железяки всякие любишь…». Даже если бы сто голливудских сценаристов задумали заинтриговать меня сильнее, чем эта барышня, они бы не смогли придумать ничего круче. «Поехали!» – заорал я на весь офис.

Кто здесь?

Покрытые выцветшим суриком стальные ворота открывались туго – петли заржавели практически полностью. Замки, щедро пролитые «тормозухой» прямо из бачка машины счастливой обладательницы наследства, сначала тоже не хотели сдаваться, но теперь валялись на поросшей травой щебеночной отсыпке у стены. В стандартной коробке гаража мы нашли некое транспортное средство, которое своими несуразными формами поначалу меня смутило.

После ликвидации завалов из дырявых камер и россыпей тряпичного хлама «изображение» прояснилось, и стало ясно, что мы наблюдаем вроде как мотоцикл с коляской… Или точнее, мотоцикл с коляской, стоящей рядом. Очертания последней скрывались сумраком и паутиной, а мотоцикл сбивал с толку оптимистичным рыжим цветом, просвечивающим даже через пыль десятилетий. «Что за зверь такой?» – меня задело за живое, что определить марку и модель я сразу не смог.


Методом дедукции

На баке обнаружилась табличка – «ИЖ»! Такая же фирменная надпись проступала из-под слоя пыли на брызговике мощного заднего крыла. Что не BMW и не Harley, и так понятно, но хоть какая-то определенность. От шильдиков на боковых крышках остались только пустые дырочки, но по общему стилю – что-то явно позднее шестидесятых годов ХХ века. Ага, выхлопных труб две, цилиндров, кажется, тоже – не иначе, ИЖ Юпитер. Интернета в заброшенном гараже не было, поэтому более точное определение модели отложили на потом.



Я тут же решил: будем заводить! С мототехникой в общих чертах знаком, а с мелочами разберемся по ходу дела – что я, какой-то «двухтактник» с контактным зажиганием не запущу? «Мелочи» вылились в немалую возню. К счастью, хватило выдержки сперва осмотреться и сделать общую ревизию транспортного средства.

Судя по всему, когда-то давно этот ИЖ Юпитер приехал сюда своим ходом. Визуально все узлы комплектны, следов ДТП или «раскулачивания» не наблюдается – ничего не сломано, не откручено, не оборвано. На местах даже такая хрупкая и недолговечная для мотоцикла вещь, как плафоны поворотников. То, что коляска – «боковой прицеп» на официальном языке – отцеплена, тоже говорит в пользу исправности аппарата. Скорее всего, кто-то разделил практичный трехколесный транспорт на две части и катался на мотоцикле-«одиночке» – так ведь интереснее.



Много информации дал осмотр приборного щитка. Под пыльным стеклом спидометра просвечивала символическая цифра на счетчике – 17 500 км, с таким пробегом серьезных проблем у ИЖа быть не должно. Наконец, самое интересное – в замке зажигания торчал ключ! Вместе с ним на колечке висело еще два ключика – один, немного странный, подошел к крышкам отсеков на боковинах «мотика», второй, с фирменной надписью, я сначала не нашел куда пристроить. Двухрядная «гирлянда» контрольных ламп на приборном щитке порадовала информативностью и вдруг озадачила наличием лампы с надписью «Масло». Если это то, о чем я думаю, то что же это – все-таки четырехтактный мотор, и мне придется еще и с клапанами возиться?



Мои размышления прервала заскучавшая наследница: «Ну так я поеду домой?». Отпускать ее с машиной – моей единственной связью с цивилизацией – было страшновато. Деревня отдаленная и незнакомая, сотовое покрытие неустойчивое, из еды только неспелые яблоки… Я забрал у нее из машины весь немногочисленный инструмент, какой был, включая пилочку для ногтей и перочинный ножик, – и остался один на один с заброшенным мотоциклом, канистрой бензина и двумя выходными впереди.

Ты живой?

Первый принципиальный вопрос – источник энергии. Поворот ключа в замке зажигания ни к чему не привел – собственно, это было ожидаемо. Теплилась надежда, что мотоцикл окажется с магнето, т.е. не требующим аккумулятора. Но, насколько мне не изменяет память, ИЖи в стоке комплектовались батарейным зажиганием – и аккумулятор я действительно нашел, в левом отсеке ниже сиденья, под оранжевой крышкой. Кто-то заботливо снял с батареи минусовую клемму, но, поскольку это было много лет назад, батарея, естественно, оказалась абсолютно «дохлой». К этому я тоже был готов.



В моем рюкзаке лежал рабочий ноутбук, и я похвалил себя за привычку всегда держать его батарею заряженной. Конечно, фару или иной мощный потребитель она не потянет, а вот систему зажигания при старте – вполне.

И только тут я понял, почему этот гараж сразу показался мне каким-то странным: в нем не было ни одного верстака, ни одной полки с запчастями, ни одного шкафчика c типичным набором крепежа, деталей, обломков, обрезков… Поэтому провод для соединения ноутбуковской батареи с электросхемой ИЖа пришлось позаимствовать у коляски, удалив часть цепи, идущей к стоп-сигналу. Но прежде удалось найти в правом бардачке мотоцикла штатный набор «ижевских» инструментов.

После подключения к батарее Юпитер ожил – отозвался клаксон, в полумраке гаража ярко и весело засветились лампы на щитке. Это была моя первая победа!

Топливный вопрос

Соблазн был велик – при горящей красной лампе «Зажигание» ударить ногой по кикстартеру: а вдруг мотор отзовется? Но чудес на сегодня достаточно, я понимал, что мотору нужен свежий бензин, а своей нетерпеливой попыткой пуска я только залью свечи жижей десятилетней давности, отстоявшейся в баке за время бездействия ИЖа. Но все оказалось еще хуже.

Попытка слить содержимое бака через краник не увенчалась успехом – после сдергивания трубки бензопровода из крана ничего не потекло, хотя в баке что-то отчетливо плескалось. Пришлось выкручивать краник, чтобы обнаружить, что его приемная сетка полностью сгнила, вследствие чего он оказался забит грязью вперемешку с масляной составляющей старого топлива – бензин-то в основном испарился (на тот момент я уже обследовал оребренные головки цилиндров и окончательно убедился, что двигатель двухтактный). Новый бензин в моей канистре был чистым, и я уже подумывал сдобрить его хотя бы той масляной субстанцией, что была на дне бака. Но я не учел прирожденной запасливости отечественного мотолюбителя: в багажнике коляски хранился запасец масла для подмешивания в топливо. И я им воспользовался, найдя подсказку о пропорции смеси в виде мерного стаканчика на крышке бензобака. А потом долго искал карбюратор.



Насколько мне помнится, у всех виденных в детстве ИЖей карбюратор торчал на самом видном месте, сразу за цилиндрами, но у моего экземпляра (а я уже считал его своим) там располагался некий фасонный корпус из литого металла. Вскоре нашлась ручка, разъединяющая этот капот на две половины, – а за ними в самом деле прятался карбюратор. Этот прибор выглядел весьма прилично, приводы дроссельной заслонки и устройства, оцененного мной как «подсос», работали без заеданий.

Глубоких познаний о конструкции карбюраторов я не имел, поэтому решил пока его не трогать. Ведь если исходить из того, что последний раз мотоцикл заехал в гараж своим ходом, то есть надежда, что карбюратор исправен. Я нажал кнопку принудительного наполнения поплавковой камеры, и бензин зажурчал «через верх». Похоже, можно заводить!

Дым Отечества

Но, прежде чем попытаться завести мотоцикл, я решил все же убедиться в исправности, хотя бы принципиальной, самой капризной части двигателя – системы зажигания. Свечи были выкручены, зачищены той самой маникюрной пилочкой и до установки на место опробованы «на искру». Ответственный момент – есть искра! Не то чтобы убойная, но на глаз вполне мощная (спасибо ноутбуку!), здорового синеватого оттенка.




Несмотря на, в общем-то, неплохие предпосылки, запустился мотор не скоро. Пришлось здорово попрыгать на ножке кикстартера, комбинируя различные сочетания ручки газа и рычажка «подсоса». Двигатель взревел неожиданно, мощно и сразу, без предварительных фырканий и чихов. Гараж моментально заполнился синим дымом, но я наконец вздохнул с облегчением: работает!

Перед выездом проверил, что мог: тормоза, вращение руля, работу электрики – все как будто в порядке, хотя не без нюансов. Например, все четыре амортизатора, похоже, были пустыми – слишком уж качался мотоцикл при затормаживании переднего колеса. Также тщательно исследовал пол на месте стоянки на предмет масляных луж. Пол был сухой, значит, из коробки передач ничего не вытекло. Позднее нашел интересный лючок слева на картере двигателя. Во-первых, он наконец «сообщил» индекс модели – «Юпитер-4», во-вторых, оказался полезным с точки зрения сервиса. Из любопытства открутил пару крепящих его винтов и обнаружил, что лючок одновременно является щупом для контроля уровня масла в трансмиссии.




Потом была первая поездка – поиски ближайшего магазина, где я купил полторы дюжины круглых батареек. Нарезав кольца-стяжки из старой автомобильной камеры, я долго соединял ими батарейки в последовательные и параллельные группы, чтобы получить емкий 12-вольтный источник питания. Им я заменил свою батарею от ноутбука, которой вряд ли была полезна зарядка от бортовой энергосистемы мотоцикла.

С ветерком

Кататься на ИЖе мне понравилось. Двухцилиндровый двигатель Юпитер-4 (28 л.с.) оказался мощнее, чем я ожидал, – при первой попытке тронуться из-за его чрезмерной прыти я чуть не въехал прямехонько в закрытые гаражные ворота. Очевидно, тут сказалось также высокое передаточное число трансмиссии, ведь мне попался экземпляр в варианте «4К» – т.е. с коляской. Кстати, уже потом выяснилось, что этот экземпляр относится к первой серии четвертого Юпитера – сочетание оранжевого мотоцикла и зелено-белой коляски встречалось чрезвычайно редко и только в первые годы выпуска модели. Абсолютное большинство ИЖ Юпитер-4К были голубыми – и мотоцикл, и боковой прицеп.




В одиночном варианте оранжевый Юпитер «колясочной» комплектации производит впечатление мощной и динамичной машины, легко трогается с места со второй передачи. При маневрировании на ходу он несколько неуклюж, хотя с оглядкой на моральный возраст и снаряженную массу – ничего страшного. Неаккуратно переключившись на ходу, заметил, что менять передачу можно и без выжима сцепления, хотя бесшумное переключение по такой методике удается не всегда. Потом уже дочитался в книжках, что ИЖи в 1970-80-х годах комплектовались полуавтоматическим сцеплением.

С коляской

Еще интереснее оказался опыт покатушек на мотоцикле с присоединенным боковым прицепом. Конечно, не самая легкая коляска делает транспортное средство менее динамичным, но это еще не главная беда. Третье колесо превращает мотоцикл в снаряд с оригинальной, труднопредсказуемой управляемостью. Правый поворот требует настоящего мастерства, иначе недолго, как говорят мотоциклисты, «укрыться коляской». И, судя по мощному шраму на передке бокового прицепа, на нашем экземпляре это однажды уже делали. А при езде по проселку с «крупноволнистым» рельефом сохранить приемлемую скорость можно только привставая на подножках – благо, эргономика Юпитера содействует такому приему управления.




Экипажная часть Иж Юпитер-4К вообще хорошо подходит мотоциклу в той ипостаси, в какой он был задуман конструкторами: подвеска энергоемкая и длинноходная, притом комфортная, мягкая. Между прочим, на задних амортизаторах имеется возможность регулировки жесткости, но я опробовал самый мягкий вариант, поскольку пассажиров не брал. Можно было бы еще рассказать о достаточно острых ощущениях пассажира в коляске, но, пожалуй, напряга и адреналина в этой статье и без того достаточно…


Читайте также:



Понравилась статья? 2 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

А ещё 2 пластиковых хомута на руле явно из 70-х 🙂 На Моте ездили после 2000 года, поэтому и хомуты современные и эти пластиковые на руле... Ох, жареным в статье пахнет...

Алмаз Гайнуллов

Развод, кто пожил- знает.Хомут как у него на кране бензобака не из советских времен, не было таких.

Михаил Поварницын

4 только первые были с хорошими движками , остальные..... , а ещё там была применена схема для завода мотоцикла с разряженным а/к , справа была красная кнопка она по моему подключала а/к напрямую к катушкам для завода мото . кстати система на ИЖ-ах позволяла ездить после заводки без а/к , только приходилось газ накручивать , 5 были звери если снять заглушки , но так лучше в лесу , жаль на 5 водяном не поездил .

Игорь Борисов

Афтар первый (второй) раз увидел советский мотоцикл?!!

Игорь Борисов

Позор профану! "...кто то накрылся коляской...", при этом стекло коляски осталось целым... но появился "шрам" в нижней (!!!!) части коляски. На правой боковине не было шильдика, а на левую посмотреть не судьба?!!

В России всегда будет бардак, когда везде царит некомпетентность. Противно читать, что автор ничего не знает про серию мотоциклов ИЖ. Это же молодость 80-90х. Любой уважающий себя пацан собирал и разбирал его с закрытыми глазами несколько раз за день.

Во-вторых, предварительное поджатие пружин как раз и меняет жесткость подвески, а не высоту мотоцикла относительно колеса, т.к. мотоцикл в состоянии покоя всегда на одной высоте относительно колес. Отбойник аморта не дает пружине поднять мотик выше. И не приходило Вам в голову что пружина находится всегда в сжатом состоянии при любом положении регулировки. Пружины не сжимаются под весом мотоцикла, а находятся в верхнем сжатом положении.

Сергей Фузик

«Что за зверь такой?»-а зверь этот и в -30 градусов заводился без "чайника"!

Главная новость
Новости / В России
Škoda подарит путешествие в Чехию в честь выхода новой Octavia

Сегодня на Kolesa.ru стартует конкурс "Почему новая Octavia? Почему сейчас?". Главный приз – поездка в Прагу на двоих. Тема конкурса…

7602 0 16
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Неприхотливые: какие новые автомобили потребляют АИ-92

Расходы на топливо – первейшая статья расходов после собственно покупки нового автомобиля. Не так давно мы рассчитывали стоимость владения автомобилями первой десятки по популярности и выяснили, что зачастую автомобиль,…

228 0 0
Статьи / Интервью
Шараф Ашуров, Ravon: у нас впереди долгая и светлая дорога

Сколько машин собирается продавать узбекская компания? Будет ли расширяться модельный ряд? Когда в продажу поступит Ravon Gentra? Обо всем нам рассказывает генеральный директор Ravon Шараф Шухратович Ашуров.

189 0 0
Статьи / Тюнинг
Внедорожный тюнинг: как узаконить доработки

Развиваться эта ситуация начала с принятия изменений в Технический регламент таможенного союза. Автомобильный тюнинг в нём и раньше не приветствовался, а с 2015 года практически любое вмешательство в конструкцию может…

2803 1 7
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Almera Classic с пробегом: надёжный автомат и капризная ходовая

В первой части нашего обзора мы уже убедились, что подержанная Альмера Классик не должна разорить своего нового владельца. Во всяком случае, на сварку и покраску много тратить не придётся достаточно долго. А как обстоит…

2856 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Almera Classic с пробегом: коррозионные места кузова и минусы салона

До атаки российского рынка седанами В++ класса несомненными любимчиками нашего покупателя были седаны класса С. Люди обеспеченные и практичные покупали Ford Focus, Opel Astra, Chevrolet Cruze, Mazda 3 или что-то ещё из…

3393 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Polo Sedan с пробегом: лучший немецкий мотор и непростая коробка

Какой русский не любит немецкий автопром! Точнее, его продукцию, пусть даже такую весьма скромную, как Volkswagen Polo Sedan. В первой части обзора мы уже выяснили, что кузов этого скромняги сделан не хуже кузовов…

10682 2 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Единственная в мире: опыт владения ВАЗ-21 Бора

В девяностых на Волжском автомобильном заводе было создано большое количество интересных прототипов. Большинство из них сгинуло в те же годы, успев лишь несколько раз засветиться на крупных автосалонах в качестве…

35985 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Последний настоящий: тест-драйв Mitsubishi Pajero IV

Вы считаете, что все тачки XXI века стали одинаково пластмассовыми, потеряли индивидуальность и брутальность, а куча электроники убила их железную душу? Завязывайте с рефлексией и бегом в салон за последним настоящим…

18096 15 12
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

17749 0 19
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

54327 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

48038 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

15928 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

49557 3 32
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

15942 14 7
Статьи / Военная техника
Теперь бронированный: возрождение американского Humvee

Главный легкий армейский автомобиль США под названием HMMWV (он же Humvee), надолго пережил своего гражданского «родственника» Hummer. В 90-е казалось, что машина себя исчерпала: в условиях реальных боевых действий в…

6728 3 2
История автомобилестроения
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

49557 3 32
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

40036 11 44
Статьи / История
Копать, строить, буксировать: колесные инженерные машины Советской армии

В истории советского военного автомобилестроения доля специальных двухосных тягачей с колесной формулой 4х4 занимала, пожалуй, самую скромную нишу и насчитывала буквально несколько опытных и мелкосерийных конструкций.…

35122 2 27
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?