Мост, который рухнул

4499 0 0

Во всем виноват сфинкс.

 

Согласно древнегреческой легенде, сфинкс — это женское существо с телом львицы и крыльями. Такое чудище обосновалось около города Фивы. Сфинкс задавал путникам загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером — на трех?». Никто не мог найти ответ, и путники массами гибли в когтях сфинкса. Его (точнее, ее) пещера на горе была окружена грудой черепов и костей. И только молодой прохожий по имени Эдип разгадал загадку сфинкса: речь шла о человеке! Сфинксу пришлось броситься со скалы в море.

Но история на этом не закончилась. Жители Фив разрешили Эдипу жениться на вдове своего царя Лая — Иокасте. Так Эдип стал царем Фив, но он не знал, что Иокаста — его родная мать. Царь Эдип и Иокаста прожили вместе 20 лет и родили четырех детей. Когда правда всплыла наружу, Иокаста повесилась, а Эдип выколол себе глаза, был изгнан из Фив и умер. Теперь в психоанализе существует такое понятие — «Эдипов комплекс».

В I половине XIX в. весь мир увлекся Древним Египтом. Расшифровки египетских иероглифов Шампольоном и Египетский поход Наполеона возбудили у европейцев небывалый интерес. В Петербург привезли сфинксов и установили их на набережной Невы, Эрмитажная коллекция начала пополняться древнеегипетскими экспонатами.

Появилось даже новое направление в архитектуре — древнеегипетский стиль. Некоторые дома начала XIX в. построены в этом стиле, но главным петербургским образцом подобной архитектуры стал единственный в мире Египетский мост. Он перекинут через Фонтанку и находится в створе Лермонтовского проспекта. Его длина составляет 44, а ширина — 27 м.

Первый Египетский мост был однопролетным, цепным, висячим, с длиной пролета 55 и шириной 11,7 м. Авторами его проекта стали инженеры Треттер и Христианович.

В 600 000 руб. обошлось второе рождение металлических сфинксов на Египетском мосту — их открыли после реставрации ко Дню города в мае 2006 года. Средства выделил холдинг RBI. Пришлось заделывать каверны и сколы на фигурах сфинксов, зачеканивать зазоры между пьедесталом и скульптурой, золотить короны.

Начало строительства началось с забивки свай под береговые устои 9 августа 1825 г. Металлические части и скульптуры моста изготовлялись на заводе Берда. Каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Интересно, что для облицовки моста Васильев использовал гранитные блоки, которые вытащил из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. (После убийства Павла I, в 1801 г., рвы засыпали, и только в наше время восстановили вновь).

Чугунные арки, поддерживающие цепи, были украшены египетскими орнаментами и иероглифами. Не менее пышными были горизонтальные части моста — на их поверхности нанесли антич-ный орнамент, в центре которого помещался большой орел с распростертыми крыльями. От-дельные элементы арок и решеток были позолочены. Красиво!

Уже 25 августа 1826 г. движение по Египетскому мосту было открыто.

Песня перед падением

Мост прослужил жителям Петербурга 79 лет, хотя и часто ремонтировался. Его называли «поющим», так как цепная система при проезде по нему издавала разнообразные звуки. «Петербургская газета» писала в 1901 г.: «Не поет ли он себе погребальную песню?». Журналисты как в воду глядели: 20 января 1905 г. по мосту проходил кавалерийский эскадрон Конно-гренадерского полка, а навстречу ему двигались 11 саней с возницами. Переправа затрещала и рухнула.

Все, кроме троих всадников и двух саней, упали в Фонтанку. Лет на реке треснул, образовалась огромная полынья. Сначала упавших в ледяную воду людей спасали прохожие, а потом подоспели пожарные. К счастью, никто, кроме лошадей, не пострадал. Авария казалась довольно странной, ведь Египетский мост ремонтировался как раз в начале января 1905 г. Причина крушения крылась в классических резонансных колебаниях, о которых из курса физики знает любой школьник: кавалеристы ехали в ногу, создавая ритмичные колебания подвесного моста.

Сплошное неудобство

После обрушения от Египетского моста остались только береговые устои и четыре сфинкса. В том же 1905 г. неподалеку от обрушившейся переправы, в створе Усачева переулка, был построен деревянный мост, прослуживший 50 лет. Он был крайне неудобен. Так, транспорт передвигался по широкому Лермонтовскому проспекту, а затем был вынужден сворачивать на узкую набережную.

В начале 1950-х годов инженер В. Демченко, вместе с архитекторами В. Васильковским и П. Арешевым, разработал проект нового Египетского моста, который проходил по старой трассе. Началось его строительство, и в 1955-м мост был введен в эксплуатацию. Новый мост стал однопролетным, бетонным, опирающимся на железные рамы. Он стал проще по своему архитектурному убранству: перила моста украшает незатейливый орнамент; правда, на гранитных пьедесталах вновь заняли место сфинксы.

Евгений Смердягин, ведущий инженер отдела надзора и содержания искусственных сооргужений ГУП «Мостотрест»:

— В начале 1989 года на подходе к Египетскому мосту произошла авария. В то время напротив гостиницы «Советская» ремонтировали трамвайные пути и проезжую часть, дорога была плохо ограждена и слабо освещена — это явилось причиной ДТП. От сильного удара автомобиля скульптура сфинкса опрокинулась в Фонтанку. Более того, сфинкс, которому на тот момент исполнилось около 160 лет, был частично разбит. Скульптуру пришлось поднимать из воды и восстанавливать — силами «Мостотреста» и реставрационных мастерских. Сейчас мост полностью восстановлен в том виде, в котором он был запроектирован в 1955 году. Кстати, в 1910 году существовал более эффектный проект восстановления рухнувшего Египетского моста — его предложили М. Лялевич и А. Пшеницкий. Но революция, разруха, а затем Великая Отечественная война не позволили его реализовать, был выбран более экономичный вариант. В прошлом году были восстановлены все архитектурные утраты — фонари, пилоны, отделка перил, а в этом году — сфинксы. Но есть у моста и одна «болячка» — аварийное состояние «египетских» обелисков. У них отслаивается чугунная облицовка, и требуются капитальные вложения для их ремонта. Сегодня, конечно, аварийная ситуация снята, поставлены металлические хомуты, но это временная мера.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

1249 1 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander?

Большой кроссовер – это очень практично. Такой автомобиль отлично подходит для семьи, дальних путешествий и даже для демонстрации собственного престижа. Мы как-то предлагали Вам сделать с помощью нашего теста выбор между…

20068 0 0
Статьи / Интересно
Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели,…

16331 4 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

1543 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

2195 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

3123 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

27152 27 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14861 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

11825 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26359 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21050 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3949 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56914 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41090 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16498 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71456 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55159 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54348 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?