Мост, который рухнул

Во всем виноват сфинкс.

 

Согласно древнегреческой легенде, сфинкс — это женское существо с телом львицы и крыльями. Такое чудище обосновалось около города Фивы. Сфинкс задавал путникам загадку: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером — на трех?". Никто не мог найти ответ, и путники массами гибли в когтях сфинкса. Его (точнее, ее) пещера на горе была окружена грудой черепов и костей. И только молодой прохожий по имени Эдип разгадал загадку сфинкса: речь шла о человеке! Сфинксу пришлось броситься со скалы в море.

Но история на этом не закончилась. Жители Фив разрешили Эдипу жениться на вдове своего царя Лая — Иокасте. Так Эдип стал царем Фив, но он не знал, что Иокаста — его родная мать. Царь Эдип и Иокаста прожили вместе 20 лет и родили четырех детей. Когда правда всплыла наружу, Иокаста повесилась, а Эдип выколол себе глаза, был изгнан из Фив и умер. Теперь в психоанализе существует такое понятие — "Эдипов комплекс".

Вид рухнувшего Египетского моста. 20.01.1905 г.
Вид рухнувшего Египетского моста. 20.01.1905 г.

В I половине XIX в. весь мир увлекся Древним Египтом. Расшифровки египетских иероглифов Шампольоном и Египетский поход Наполеона возбудили у европейцев небывалый интерес. В Петербург привезли сфинксов и установили их на набережной Невы, Эрмитажная коллекция начала пополняться древнеегипетскими экспонатами.

Появилось даже новое направление в архитектуре — древнеегипетский стиль. Некоторые дома начала XIX в. построены в этом стиле, но главным петербургским образцом подобной архитектуры стал единственный в мире Египетский мост. Он перекинут через Фонтанку и находится в створе Лермонтовского проспекта. Его длина составляет 44, а ширина — 27 м.

Первый Египетский мост был однопролетным, цепным, висячим, с длиной пролета 55 и шириной 11,7 м. Авторами его проекта стали инженеры Треттер и Христианович.

В 600 000 руб. обошлось второе рождение металлических сфинксов на Египетском мосту — их открыли после реставрации ко Дню города в мае 2006 года. Средства выделил холдинг RBI. Пришлось заделывать каверны и сколы на фигурах сфинксов, зачеканивать зазоры между пьедесталом и скульптурой, золотить короны.

Начало строительства началось с забивки свай под береговые устои 9 августа 1825 г. Металлические части и скульптуры моста изготовлялись на заводе Берда. Каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Интересно, что для облицовки моста Васильев использовал гранитные блоки, которые вытащил из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. (После убийства Павла I, в 1801 г., рвы засыпали, и только в наше время восстановили вновь).

Чугунные арки, поддерживающие цепи, были украшены египетскими орнаментами и иероглифами. Не менее пышными были горизонтальные части моста — на их поверхности нанесли антич-ный орнамент, в центре которого помещался большой орел с распростертыми крыльями. От-дельные элементы арок и решеток были позолочены. Красиво!

Уже 25 августа 1826 г. движение по Египетскому мосту было открыто.

Песня перед падением

Мост прослужил жителям Петербурга 79 лет, хотя и часто ремонтировался. Его называли "поющим", так как цепная система при проезде по нему издавала разнообразные звуки. "Петербургская газета" писала в 1901 г.: "Не поет ли он себе погребальную песню?". Журналисты как в воду глядели: 20 января 1905 г. по мосту проходил кавалерийский эскадрон Конно-гренадерского полка, а навстречу ему двигались 11 саней с возницами. Переправа затрещала и рухнула.

Все, кроме троих всадников и двух саней, упали в Фонтанку. Лет на реке треснул, образовалась огромная полынья. Сначала упавших в ледяную воду людей спасали прохожие, а потом подоспели пожарные. К счастью, никто, кроме лошадей, не пострадал. Авария казалась довольно странной, ведь Египетский мост ремонтировался как раз в начале января 1905 г. Причина крушения крылась в классических резонансных колебаниях, о которых из курса физики знает любой школьник: кавалеристы ехали в ногу, создавая ритмичные колебания подвесного моста.

Сплошное неудобство

После обрушения от Египетского моста остались только береговые устои и четыре сфинкса. В том же 1905 г. неподалеку от обрушившейся переправы, в створе Усачева переулка, был построен деревянный мост, прослуживший 50 лет. Он был крайне неудобен. Так, транспорт передвигался по широкому Лермонтовскому проспекту, а затем был вынужден сворачивать на узкую набережную.

Египетский мост cегодня
Египетский мост cегодня

В начале 1950-х годов инженер В. Демченко, вместе с архитекторами В. Васильковским и П. Арешевым, разработал проект нового Египетского моста, который проходил по старой трассе. Началось его строительство, и в 1955-м мост был введен в эксплуатацию. Новый мост стал однопролетным, бетонным, опирающимся на железные рамы. Он стал проще по своему архитектурному убранству: перила моста украшает незатейливый орнамент; правда, на гранитных пьедесталах вновь заняли место сфинксы.

Евгений Смердягин, ведущий инженер отдела надзора и содержания искусственных сооргужений ГУП "Мостотрест":

Евгений Смердягин, ведущий инженер отдела надзора и содержания искусственных сооргужений ГУП "Мостотрест"

- В начале 1989 года на подходе к Египетскому мосту произошла авария. В то время напротив гостиницы "Советская" ремонтировали трамвайные пути и проезжую часть, дорога была плохо ограждена и слабо освещена — это явилось причиной ДТП. От сильного удара автомобиля скульптура сфинкса опрокинулась в Фонтанку. Более того, сфинкс, которому на тот момент исполнилось около 160 лет, был частично разбит. Скульптуру пришлось поднимать из воды и восстанавливать — силами "Мостотреста" и реставрационных мастерских. Сейчас мост полностью восстановлен в том виде, в котором он был запроектирован в 1955 году. Кстати, в 1910 году существовал более эффектный проект восстановления рухнувшего Египетского моста — его предложили М. Лялевич и А. Пшеницкий. Но революция, разруха, а затем Великая Отечественная война не позволили его реализовать, был выбран более экономичный вариант. В прошлом году были восстановлены все архитектурные утраты — фонари, пилоны, отделка перил, а в этом году — сфинксы. Но есть у моста и одна "болячка" — аварийное состояние "египетских" обелисков. У них отслаивается чугунная облицовка, и требуются капитальные вложения для их ремонта. Сегодня, конечно, аварийная ситуация снята, поставлены металлические хомуты, но это временная мера.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings