Мост, который рухнул

4324 0 0

Во всем виноват сфинкс.

Согласно древнегреческой легенде, сфинкс — это женское существо с телом львицы и крыльями. Такое чудище обосновалось около города Фивы. Сфинкс задавал путникам загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером — на трех?». Никто не мог найти ответ, и путники массами гибли в когтях сфинкса. Его (точнее, ее) пещера на горе была окружена грудой черепов и костей. И только молодой прохожий по имени Эдип разгадал загадку сфинкса: речь шла о человеке! Сфинксу пришлось броситься со скалы в море.

Но история на этом не закончилась. Жители Фив разрешили Эдипу жениться на вдове своего царя Лая — Иокасте. Так Эдип стал царем Фив, но он не знал, что Иокаста — его родная мать. Царь Эдип и Иокаста прожили вместе 20 лет и родили четырех детей. Когда правда всплыла наружу, Иокаста повесилась, а Эдип выколол себе глаза, был изгнан из Фив и умер. Теперь в психоанализе существует такое понятие — «Эдипов комплекс».

В I половине XIX в. весь мир увлекся Древним Египтом. Расшифровки египетских иероглифов Шампольоном и Египетский поход Наполеона возбудили у европейцев небывалый интерес. В Петербург привезли сфинксов и установили их на набережной Невы, Эрмитажная коллекция начала пополняться древнеегипетскими экспонатами.

Появилось даже новое направление в архитектуре — древнеегипетский стиль. Некоторые дома начала XIX в. построены в этом стиле, но главным петербургским образцом подобной архитектуры стал единственный в мире Египетский мост. Он перекинут через Фонтанку и находится в створе Лермонтовского проспекта. Его длина составляет 44, а ширина — 27 м.

Первый Египетский мост был однопролетным, цепным, висячим, с длиной пролета 55 и шириной 11,7 м. Авторами его проекта стали инженеры Треттер и Христианович.

В 600 000 руб. обошлось второе рождение металлических сфинксов на Египетском мосту — их открыли после реставрации ко Дню города в мае 2006 года. Средства выделил холдинг RBI. Пришлось заделывать каверны и сколы на фигурах сфинксов, зачеканивать зазоры между пьедесталом и скульптурой, золотить короны.

Начало строительства началось с забивки свай под береговые устои 9 августа 1825 г. Металлические части и скульптуры моста изготовлялись на заводе Берда. Каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Интересно, что для облицовки моста Васильев использовал гранитные блоки, которые вытащил из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. (После убийства Павла I, в 1801 г., рвы засыпали, и только в наше время восстановили вновь).

Чугунные арки, поддерживающие цепи, были украшены египетскими орнаментами и иероглифами. Не менее пышными были горизонтальные части моста — на их поверхности нанесли антич-ный орнамент, в центре которого помещался большой орел с распростертыми крыльями. От-дельные элементы арок и решеток были позолочены. Красиво!

Уже 25 августа 1826 г. движение по Египетскому мосту было открыто.

Песня перед падением

Мост прослужил жителям Петербурга 79 лет, хотя и часто ремонтировался. Его называли «поющим», так как цепная система при проезде по нему издавала разнообразные звуки. «Петербургская газета» писала в 1901 г.: «Не поет ли он себе погребальную песню?». Журналисты как в воду глядели: 20 января 1905 г. по мосту проходил кавалерийский эскадрон Конно-гренадерского полка, а навстречу ему двигались 11 саней с возницами. Переправа затрещала и рухнула.

Все, кроме троих всадников и двух саней, упали в Фонтанку. Лет на реке треснул, образовалась огромная полынья. Сначала упавших в ледяную воду людей спасали прохожие, а потом подоспели пожарные. К счастью, никто, кроме лошадей, не пострадал. Авария казалась довольно странной, ведь Египетский мост ремонтировался как раз в начале января 1905 г. Причина крушения крылась в классических резонансных колебаниях, о которых из курса физики знает любой школьник: кавалеристы ехали в ногу, создавая ритмичные колебания подвесного моста.

Сплошное неудобство

После обрушения от Египетского моста остались только береговые устои и четыре сфинкса. В том же 1905 г. неподалеку от обрушившейся переправы, в створе Усачева переулка, был построен деревянный мост, прослуживший 50 лет. Он был крайне неудобен. Так, транспорт передвигался по широкому Лермонтовскому проспекту, а затем был вынужден сворачивать на узкую набережную.

В начале 1950-х годов инженер В. Демченко, вместе с архитекторами В. Васильковским и П. Арешевым, разработал проект нового Египетского моста, который проходил по старой трассе. Началось его строительство, и в 1955-м мост был введен в эксплуатацию. Новый мост стал однопролетным, бетонным, опирающимся на железные рамы. Он стал проще по своему архитектурному убранству: перила моста украшает незатейливый орнамент; правда, на гранитных пьедесталах вновь заняли место сфинксы.

Евгений Смердягин, ведущий инженер отдела надзора и содержания искусственных сооргужений ГУП «Мостотрест»:

— В начале 1989 года на подходе к Египетскому мосту произошла авария. В то время напротив гостиницы «Советская» ремонтировали трамвайные пути и проезжую часть, дорога была плохо ограждена и слабо освещена — это явилось причиной ДТП. От сильного удара автомобиля скульптура сфинкса опрокинулась в Фонтанку. Более того, сфинкс, которому на тот момент исполнилось около 160 лет, был частично разбит. Скульптуру пришлось поднимать из воды и восстанавливать — силами «Мостотреста» и реставрационных мастерских. Сейчас мост полностью восстановлен в том виде, в котором он был запроектирован в 1955 году. Кстати, в 1910 году существовал более эффектный проект восстановления рухнувшего Египетского моста — его предложили М. Лялевич и А. Пшеницкий. Но революция, разруха, а затем Великая Отечественная война не позволили его реализовать, был выбран более экономичный вариант. В прошлом году были восстановлены все архитектурные утраты — фонари, пилоны, отделка перил, а в этом году — сфинксы. Но есть у моста и одна «болячка» — аварийное состояние «египетских» обелисков. У них отслаивается чугунная облицовка, и требуются капитальные вложения для их ремонта. Сегодня, конечно, аварийная ситуация снята, поставлены металлические хомуты, но это временная мера.

Теги: История
Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Знак «Шипы»: еще нужен или уже нет?

Многочисленные и продолжительные дискуссии, которые ведутся об отмене знака «Шипы», введенного весной 2017 года, уже спровоцировали в умах многих автовладельцев путаницу. Из-за того, что о потенциальной отмене…

1981 1 0
Статьи / История
Срыв сроков на год, сырая конструкция и героизм заводчан: как запускали первую «Буханку» УАЗ-450

Казалось бы, неоспоримый факт: 60 лет назад – в январе 1958 года – Ульяновский Государственный автомобильный завод начал выпуск УАЗ-450. Между тем, изучение материалов того времени если и не опровергает эту дату, то по…

2689 0 0
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

21246 0 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
SsangYong Actyon New с пробегом: АКП с обратной стороны Земли и цепь от УАЗа

Скажем честно: Actyon New – не самая популярная машина. И причина этого не в корейском происхождении или страшном дизайне, нет. Выглядит кроссовер вполне современно, а у “корейцев” уже давно есть большая армия…

6149 20 0
Выбор авто / Подержанные авто
SsangYong Actyon New с пробегом: коррозия всего и гирлянда неисправностей на приборке

Дешевый кроссовер с автоматом, который наполовину собран из деталей Мерседеса — это мечта, а не автомобиль. Во всяком случае, так думали те, кто покупал эту машину, оглядываясь на Actyon первого поколения. Но как…

11948 31 2
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra XD с пробегом: под хруст гранат и стук клапанов

Elantra этого поколения получилась на редкость удачной. Настолько, что первая часть обзора, посвящённая кузову, салону, ходовой части и электрике этого автомобиля, даже кажется скучной. Что ж, вся надежда на моторы и…

2312 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

176945 5 8
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

69947 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Шо, опять? Тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Сахару залили дожди, в Антарктиде проросли баклажаны, в заповеднике сдох здоровенный медведь: Ульяновский завод решил провести тест-драйв обновленного Патриота до того как сошедшие с заводского конвейера автомобили…

30906 23 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

26525 5 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

18423 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

14595 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

38602 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

21246 0 4
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

12687 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

401319 6 192
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

81809 1 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

36343 3 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?