Непростые "дворники"

Любопытная история создания в прошлом, самые высокие технологии и большое разнообразие предложений в настоящем – таковы "обыкновенные" стеклоочистители.

Непростые "дворники"

Любопытная история создания в прошлом, самые высокие технологии и большое разнообразие предложений в настоящем – таковы "обыкновенные" стеклоочистители.

Наверное, не случайно идея "дворников" – устройств, очищающих стекло снаружи специальной "смёткой", – впервые пришла в голову женщине. Эта идея навеяна, по-видимому, бытовыми, домашними, аналогиями, которые и были остроумно перенесены на автомобиль. Столь изобретательной дамой была Мэри Андерсен, которая прониклась жалостью к бедным героям-автомобилистам, вынужденным в дождь и снег либо открывать переднее стекло, либо ехать, высунув голову в окно. Некоторые историки, правда, оспаривают версию женского авторства, однако факт: патент на первый автомобильный стеклоочиститель в 1903 году получила именно мадам Андерсен.

Слегка усовершенствованный автостроителями "дворник" (сначала единственный) имел ручной привод и представлял собой простейшее устройство: проходящий сквозь верхний край рамы лобового стекла шток, у которого на одном конце крепился скребок, а на другом – рукоятка, вращая ее, водитель счищал со стекла снег или дождевые потеки. Естественно, что ехать в непогоду приходилось по-черепашьи, но и это уже был прогресс. Тем более что вскоре на дорогих моделях, а затем и на более дешевых, инженеры стали внедрять "автоматику" – так, с 1910 года у дворника появляются пневматический и механический приводы.

И тут на арену вновь выходят женщины: авторство идеи применяемого сегодня электрического привода приписывают опять-таки даме – Шарлотте Бриджвуд, получившей соответствующий патент в 1917 году. Изобретательница, кстати, оказалась еще и весьма предприимчивой особой: миссис Бриджвуд вместе со своей дочерью Флоренс Лоренс организовали компанию "Бриджвуд", которая занималась в том числе и производством "электрических дворников". Но только вот получить от изобретения прибыль дамам не удалось: у автопроизводителей их конструкция интереса не вызвала.

Строение современной щетки помогает отлично удалять воду с поверхности стекла...
...а универсальное крепление легко демонтировать щетку с “поводков”
Компьютерная симуляция позволяет  облегчить работу проектировщиков

Однако в самом начале 20-х годов к концепции электрического привода "дворников" приглядываются попристальней спецы из компании Robert Bosch GmbH и, оценив перспективы, берут идею в "плотную" разработку. И в 1927 году, в мае, бошевские инженеры представляют на рынок компактное, безотказное и недорогое электрическое устройство, знакомое сегодня всем. Вот уже почти 80 лет оно практически без изменений устанавливается на все автомобили.

С начала 50-х приходит время создания нынешнего типа щеток: тогда на автомобилях взамен плоских стали появляться выпуклые лобовые стекла, для которых прежние, простые плоские, скребки уже не годились. Окончательно современный вид и конструкция щеток формируется к началу 60-х и тогда же в ПДД многих стран вводится запрет на движение в непогоду без "дворников".

Последние серьезные изменения в устройстве стеклоочистителей произошли в нынешнем тысячелетии, когда тон задал не кто иной, как опять-таки инженеры Bosch, представившие оригинальную безрамную щетку Aerotwin, она считается на данный момент самой прогрессивной разработкой. В модели Aerotwin конструкторы полностью отказались от привычного каркаса из "коромысел" с системой скоб и шарниров, сделав более широкой армирующую упругую полосу и придав ей изгиб. Лишенные шарнирного каркаса, новые "дворники" избавились и от всех его проблем: коррозии, заедания и расшатывания соединений, шума на скорости. Прогрессивность Aerotwin коснулась и непосредственной рабочей части – ленты-щетки, состоящей из двух частей. Верхняя изготовлена из более мягкого каучука, обеспечивающего равномерный ход, быстрый переброс и уменьшение скрипа, а нижняя, имеющая двойной кант,  – из более жесткого каучука с графитовым напылением, что делает очистку стекла высокоэффективной.

Изнутри стеклоочистители Bosch выглядят не совсем привычно
Многие из новых немецких автомобилей уже комплектуются инновационными щетками Bosch

Сегодня на службу "дворникам" идут современные материалы и технологии. Так, у Champion, при сохранении традиционной конструкции щеток, металлические детали оцинкованы, фосфатированы, окрашены в пять слоев электростатическим способом и покрыты полиэстером. Рабочая лента изготавливается методом "цельного вытягивания", и в ней используется резина специального состава, обработанная бромином. И все это при высококачественном исполнении. Не хуже потрудились создатели модели Trico Teflon. Производитель использовал материал, обладающий отличным скольжением, антиприлипающими и водонепроницаемыми свойствами, – тефлон. Добавленный в чистящую кромку щетки, он снижает трение, обеспечивая более равномерную и эффективную очистку, а также придавая щетке лучшие противоизносные и антикоррозионные свойства. Свои новые разработки представляют и Hella, Valeo (SWF), PJ, Alcо, Pylon, предлагая разнообразные конструкции щеток, у которых каркас содержит элементы из прочного пластика и нержавеющей стали, рабочие ленты оригинального профиля и специального состава резину. В целом, требования, которым должен удовлетворять современный стеклоочиститель, – это качественное и эффективное удаление воды, снега и грязи в течение около 500 тыс. циклов, что равно по площади примерно 50 футбольным полям или году по сроку службы.

Но рынок есть рынок, поэтому существует и совершенно противоположный полюс качества "дворников". Сегодня азиатские производители уже научились в общих чертах копировать и конструкцию каркаса, и геометрию рабочей ленты, только вот с техническими характеристиками материалов – упругостью, скольжением, износной и коррозионной стойкостью – дела у них обстоят плоховато. У тайваньских щеток за несколько десятков рублей рабочая часть ленты делается из резины низкого сорта или той же пробы силикона, часто с нарушением геометрии, не заметным глазу, отчего кромки не работают под нужным углом и довольно быстро стираются, становясь овальными, и щетка начинает в основном лишь размазывать воду. Изготовленный из бросового металла, каркас быстро расшатывается и теряет жесткость, отчего щетка начинает "дробить"; дешевая окраска плохо противостоит ржавчине. Нередко такое изделие вообще оказывается попросту кривым: защелка шатается, лента прилегает к стеклу неравномерно и чистит полосами.

Однако потребителю наибольшую проблему создают "дворники" среднего класса. Понятно, что когда видишь Bosch за 700 рублей в магазине оригинальных запчастей и изделие "мэйд ин Тайвань" за 30 рублей на местном авторынке, то сразу ясно что к чему.

Первое, что стоит вспомнить тем, кто находит для себя слишком дорогим делом покупать щетки в магазине оригинальных запчастей и хочет подыскать что-нибудь более "демократичное", – это прежде всего то, что нужно воспользоваться общими для всех товаров правилами определения "паленки" – смотреть на исполнение упаковки и общий вид самого товара. Лакокрасочное покрытие на каркас должно быть нанесено равномерно и иметь вид твердого слоя. Сам каркас не должен ощутимо шататься в соединениях, а арматура ленты в зажимах, напротив, должна перемещаться свободно, без заеданий. Рабочая лента является важнейшей деталью щетки, в значительной степени определяя качество ее работы, поэтому на нее стоит обратить особое внимание.

У современного "дворника" она должна иметь по прилегающему к стеклу краю прямоугольный срез, образующий две острые кромки. При движении щетки вперед-назад лента каждый раз изгибается и, отклоняясь под углом, то одна, то другая острые кромки, словно клином, продавливают слой воды и счищают ее со стекла. Никаких скруглений этих кромок на новых щетках быть не должно – срез должен быть точным. Также ленты должны иметь однородную фактуру, цвет и выдержанную геометрию по всей длине без каких-либо утолщений, сужений, волн, заусенцев и т. п.

Один из старых рекламных плакатов на тему стеклоочистелей
Щетки старой конструкции уже выходят из моды
А на их место заступают более совершенные, "бескаркасного" типа

Стоит все же сдержанно относиться к надписям о модных силиконе, тефлоне, натуральном каучуке и пр., которые подчас преподносятся продавцами как некие суперновинки; имея их в своем составе, изделие якобы приобретает непревзойденные качества. На все это можно заметить, что и силикон, и тефлон, и другие современные материалы действительно обладают рядом ценных свойств, однако сами по себе еще ничего не определяют: важны их рецептура и технология применения.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings