Африканский перегон: как россияне перевозили Нивы на продажу в Гамбию

С героем этого материала, Алексеем Меньшениным, я познакомилась, планируя собственное путешествие в Западную Африку. Меня исключительно впечатлил пример человека, который вместе с попутчиками отправился на Черный континент на отечественном внедорожнике, а после ухитрился сбыть его там и улететь самолетом домой. Мало того – он проделал этот маневр целых четыре раза! Я попросила Алексея рассказать об этом опыте, о том, как продать машину в Гамбии, какие автомобили пользуются спросом на западном побережье Африки, а главное – за какими впечатлениями вообще стоит туда ехать? Предоставим слово Алексею.

Подобные поездки всегда получаются случайно. Как-то раз, а дело было в 2004 году, на просторах интернета я прочел статью одного моего товарища, ныне живущего в Норвегии, об участии в соревнованиях «Плимут-Банжул». Их смысл довольно простой: автомобили стартуют из английского города Плимут и едут в Банжул, столицу Гамбии. Направляются они только в один конец, там и остаются. При этом стоимость машины не должна превышать ста фунтов, и столько же, не более, можно потратить на подготовку. Такая вот интересная идея.

На тот момент я активно занимался соревнованиями на Нивах. Тогда, вскоре после кризиса 98-го года, можно было купить этот автомобиль в салоне за пару тысяч долларов. Свою первую Ниву я и вовсе за 250 приобрел. И подумал: а почему бы не поехать на таком замечательном отечественном автомобиле в Западную Африку?

DSC00220.JPG


Написал было организатору пробега в Банжул, но он отнесся к моему письму довольно прохладно, долго не отвечал, и тогда я решил: ничто не мешает сделать это самому, безо всяких англичан. Вновь на просторах сети нашел отличных попутчиков, мало-помалу подобрались экипажи. Всего у нас получилось шесть машин (четыре из них – Нивы), в них одиннадцать человек, трое – женщины. Моя Нива была спортивная, собственно, все, что относилось к спорту, с нее сняли, и в таком виде она и поехала. Одна из Нив стоила 150 долларов, и еще на 50 поспорили, доедет ли она до Дакара. До Дакара доехала, сломалась уже между Дакаром и Банжулом…

Первая поездка

Стартовали мы одновременно из Москвы, а дальше уже каждый ехал в своем темпе. Первая общая встреча была только в Агадире, в Марокко. Там-то и выяснилось, что еще два наших экипажа обзавелись в Европе легковыми «Рено» – они просто были дешевле, чем «Витары», которые планировалось приобрести изначально. Впрочем, до Агадира никаких технических сложностей в плане бездорожья не возникало – везде имеется асфальт.

Собственно, сложностей нет и дальше, так как через Марокко и Западную Сахару (которая так называется только на наших картах, а на самом деле это тоже Марокко) до границы с Мавританией идет одна дорога с ровным покрытием. Однако в самые интересные места на легковом «Рено» не проедешь, и мы разделились. У обладателей внедорожников были чудесные, шикарные ночевки в пустыне, потом мы воссоединились в Нуакшоте, пересекли границу с Сенегалом, переночевали в саванне, приехали в Гамбию, провели там еще несколько дней, продали машины, снаряжение и радостно улетели в Россию на самолете, ибо первое наше путешествие в Западную Африку было самым коротким – всего 18 дней. Последующие наши поездки были более протяженными, так как мы гораздо больше знали.


db1f7154.jpg
DSC02999.JPG


Африканский черный авторынок

За последние несколько лет в африканском законодательстве многое поменялось. В первый раз процедура продажи наших машин выглядела так: пишешь на автомобиле крупными буквами: «FOR SALE» и начинаешь на ней кататься. К тебе подходят разные личности и выясняют, сколько стоит. У нас не бизнес, это просто некие деньги, которые ты хочешь выручить, чтобы компенсировать часть затрат на поездку, а если ты не продашь машину, то бросишь ее, так что нам, честно говоря, было все равно.

Ты смотришь на потенциального покупателя. Если он в ботинках, то с ним уже можно разговаривать – это же Африка (смеется). И если человек готов купить твое авто, то он привозит тебе пакет с местными деньгами, 500-600 евро в пересчете.

Ты пишешь бумагу, мол, я, Алексей, продал Гасан-Абдурахман-ибн-Хоттабу не принадлежащий мне автомобиль Нива; и покупатель радостно уезжает на ней. На этом сделка купли-продажи заканчивается – никаких формальностей. Как раз за 500 евро я свою первую Ниву и продал.

В Сенегале действует такая система, как Carnet de passages – особая таможенная декларация, необходимая для ввоза транспортного средства. Так они пытаются ограничить продажу машин частными лицами. А вообще-то весь автопарк этой страны – жуткая помойка: автомобили, которым по много десятков лет. Более-менее новых практически нет, отсюда и все оградительные барьеры.

Чтобы проехать транзитом без «карнета», нужно заплатить таможеннику взятку. Европейцы платят большие деньги, а мы, русские, торгуемся, и они пропускают. В первый раз разрешили въехать просто после оплаты, во второй нас сопровождал полицейский с автоматом, в третий – мы пересекали границу со стороны Мали, и выяснилось, что там вообще ничего не надо, так как основной поток туристов идет иным путем.

Дорога вдоль Атлантики – как раз наводнена тысячами туристов. Многие едут в свои бывшие колонии на автомобиле, чтобы провести там зиму, а в апреле возвращаются обратно. Их-то и разводят на деньги.



Потом в Гамбии поменяли закон – продавать машины можно партиями от двухсот машин, а не по одной-две-три. То есть частники вообще не могли сбывать свои автомобили. Зато могли официально подарить, что мы и делали… А человек нам в ответ дарил деньги.

Со второй поездки в Африку я понял, что это не тот бизнес, на котором можно делать деньги, но кое-какие взносы собрать реально. Последняя экспедиция длилась уже 45 дней, и она была прекрасна. В частности, был знакомый состав, что немаловажно в таких поездках.

Изъездили Марокко, прокатились по Мавритании, и никто не переживал по поводу ночевок в палатках, а не в отелях. А с цивилизацией там, кстати, порядок: в городах есть почти все, к чему привыкли, можно ехать из города в город по асфальту, но все самое интересное находится на удалении, и именно для этого и нужны полноприводные машины.



Много чего можно посмотреть в Мали, в Буркина-Фасо; мы, например, были очень впечатлены Страной Дагонов. Это реально жемчужина Западной Африки – чудо света, на которое стоит посмотреть своими глазами. Сейчас, правда, полоса безопасности сместилась, но в этом регионе все постоянно меняется.

Болезни и эпидемии

Как показывает практика, из прививок нужны только АКДС и от желтой лихорадки. Когда поехали первый раз, пили противомалярийные препараты. Потом решили, что это не нужно: ехали мы в неопасные с эпидемиологической точки зрения районы; были здоровые и сытые, не ослабленные, не занятые физическим трудом и не в сезон дождей, так что особо бояться было нечего. Здоровое питание, хороший сон и 200 граммов джина перед сном – вот то, что нужно.

Кстати, зимний период в районе Нового года – это, с точки зрения климата, оптимальное время для того, чтобы ехать в Западную Африку. До 35 градусов днем, а вечером 15-20.

Местные традиции

До своей первой поездки на Ниве в Западную Африку я никогда прежде не был в этом регионе. Многое запоминается, но главным образом то, что у людей совершенно другое отношение к жизни, другое представление о смерти, о времени, вообще обо всем. Люди живут совершенно иными ценностями, для них по-другому течет время; африканское «через пять минут» – это через полчаса, а может, и вовсе никогда.

Они не спешат, не торопятся. Смотришь на все это и думаешь: «а ведь классно у нас, в России!» Но, с другой стороны, все здесь довольны жизнью. Вот Гамбия, а в ней два миллиона жизнерадостных людей, ни о чем не думают, ходят в разноцветных шапочках. Многие заняты тем, что просто сидят и смотрят на дорогу, и ничего им не надо.




Конечно, есть еще прекрасные природные объекты. Идешь пешком по Сахаре, и ты будто муравей на футбольном поле: бесконечное небо и ветер, который разгонялся где-то за пять-семь тысяч километров отсюда. Удивительное ощущение.

Дороги и блок-посты

С каждым годом подобные поездки становятся все дороже. Наша последняя стоила уже около 8 тысяч евро на экипаж из трех человек. Сейчас же люди планируют тратить по 200 000 рублей на человека на 20 дней.

Это по Европе можно ехать галопом, а по Африке приходится двигаться не очень быстро, максимум за один раз – 800 километров. Кроме как по Марокко, по Западной Африке быстро и не поедешь: на всех дорогах стоят блок-посты – правительство борется таким образом с террористической опасностью. Все-таки им интересно, чтобы туристы к ним приезжали.




На блок-постах тебя останавливают, переписывают твои данные в журнал, чтобы, если что случится, примерно знать, где тебя украли. Понятно, что для многих африканцев латинский алфавит – это картинки (в ходу – арабская вязь), и потому процесс переписывания документов долог. Поэтому мы берем с собой много копий паспортов, просто отдаем их, и это ускоряет процесс прохождения постов.

Во многих местах дороги, к тому же, неидеальны, так что едешь небыстро. Словом, обычно дневной пробег составляет 250-300 километров в день. Занимает время и осмотр достопримечательностей, без которых поездка не имеет смысла. То интересный камень, то мечеть в суданском стиле, то водопад – так и отклоняешься от маршрута.

Дорожные нравы

Особых проблем с вождением на африканских дорогах у нас не возникало. Конечно, движение хаотичное, но такое наблюдается и в Азии, и на Ближнем Востоке. Понятно, что местные ездят как угодно и на чем угодно, но если белый человек не пристегнут, и полицейский его остановит, то водитель будет оштрафован. Вообще же местные доброжелательны. Если что случается, и мы ремонтируем автомобили своими силами на обочине, многие останавливаются и спрашивают, не нужна ли помощь.




Африканские автомобильные вкусы

Машина, которую можно быстро и выгодно продать в Западной Африке – это дизель с механической коробкой передач и кондиционером. Вместительность – чем больше, тем лучше. Пятидверка предпочтительнее трехдверки. Хорошо идут ниссановские внедорожники, старые Паджеро или Дефендеры. Плюс-минус десять лет к возрасту машины особой роли не играют. Цена у всех – примерно 2 000 евро. Нивы дешевле, на них есть запчасти и в Европе, и в Африке.

Безопасно или нет?

В целом регион достаточно безопасен для русского путешественника. По крайней мере, прибрежная полоса до Гамбии – точно. В Нигере и Нигерии есть проблемы, но они тут же решаются, нет там нигде абсолютного зла. Утром от окраины города уходит конвой – грузовики с военными, джипы с крупнокалиберными пулеметами, а между ними – те, кто едут из города А в город Б. Примерно так выглядят перемещения по опасным территориям.


maur37.JPG



В некоторых местах есть проблемы с туристическими визами, но большая часть стран – простые и рады гостям. Конечно, они хотят понимать, что ты собираешься делать на их территории. Визы с каждым годом все дороже и дороже, но люди продолжают ездить.

Путешественнику на заметку

Ездят туристы на квадроциклах, одна компания и вовсе поехала на «копейке». Есть схема для путешествия, которая исключает продажу автомобиля, ее освоили ребята из Прибалтики. Одна компания едет в Гамбию на машине, оставляет ее там, и улетает на самолете. Им на смену прилетает вторая компания и едет обратно – на выходе получается экономнее. Некоторые так и вовсе остаются жить.



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings