Читайте также

Четырехколесная Персия: история автомобильной промышленности Ирана

3944 0 0
Автомобили, произведенные в странах Ближнего Востока, мягко говоря, не на слуху у наших автомобилистов. Да, в докризисные годы на улицах встречались автомобили Samand, но в целом о машинах, выпущенных в Иране, известно совсем немного. А ведь вклад автопрома в ВВП этой ближневосточной страны составляет около 4%, благодаря чему именно производство автомобилей является стратегически важным для экономики Ирана, ведь в финансовом выражении "больше денег" сконцентрировано только вокруг нефти и газа. Еще не так давно Иран не только являлся ближневосточным производителем №1, но и входил в ТОП-20 стран-автопроизводителей в мире!
 

Главный герой

Иранский автопром сравнительно молод: лишь в 1962 году братья Ахмад и Махмуд Хайями основали компанию Iran Khodro – пожалуй, единственную марку иранских автомобилей, которая смогла получить мировую известность. Самым популярным из иранских автомобилей является Paykan, который был собственной разработкой Iran Khodro на базе английского седана Hillman Hunter.

iran_khodro_logo_2

Еще в конце шестидесятых в Иране началась крупноузловая (CKD) сборка Хантеров, а чуть позже в стране наладили выпуск этих автомобилей. Поскольку компанию Roots, которая производила Хантеры в Англии, в то время выкупила французская Peugeot, Пейкан получил силовой агрегат от Peugeot-504, а также некоторые другие изменения.

1 / 2
Малоизвестный британский Hillman Hunter стал основой самой распространённой иранской машины
2 / 2
Малоизвестный британский Hillman Hunter стал основой самой распространённой иранской машины

Непритязательной, но при этом выносливой и неприхотливой машине удалось стать «иранскими жигулями» – то есть самым распространенным автомобилем в стране.

1 / 3
Пейкан выпускался около 40 лет!
2 / 3
Пейкан выпускался около 40 лет!
3 / 3
Пейкан выпускался около 40 лет!

Пейканы выпускали так долго, что правительство Ирана даже официально обратилось к владельцам Iran Khodro с просьбой снять с производства устаревшую и неэкологичную модель, но после того, как IKCO в 2005-м перестало изготавливать Пейканы, выпуск автомобиля продолжился в Судане. Кроме того, для внутреннего иранского рынка IKCO сделало интересный гибрид – кузов от модели Peugeot 405, «натянутый» на платформу Paykan!

Удивительно, но Пейканы даже рекламировались

Удивительно, но Пейканы даже рекламировались

В девяностые годы был налажен выпуск автомобилей Peugeot – модели 205, 206, 207, 405, 407 и многие другие автомобили производились (и производятся) в Иране.

1 / 3
Пикап на базе Пейкана очень популярен в Иране
2 / 3
Пикап на базе Пейкана очень популярен в Иране
3 / 3
Пикап на базе Пейкана очень популярен в Иране
1 / 5
Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана
2 / 5
Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана
3 / 5
Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана
4 / 5
Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана
5 / 5
Заднеприводный Peugeot ROA с рессорной подвеской – причудливая смесь Peugeot 405 и древнего Пейкана
peugeot_206_ir-spec_3 peugeot_206_ir-spec_4 peugeot_206_ir-spec_2
Peugeot 206 для иранского рынка практически не отличался от европейской версии

Однако наиболее интересным представителем Iran Khodro является собственное детище – модель Samand. Поскольку еще с начала девяностых годов в Иране производили относительно современную модель 405, первый собственный автомобиль было решено разработать с использованием платформы именно 405-го. Изначально «тюнинговая версия» от Iran Khodro называлась Peugeot Pars, причем внешность машины «подретушировали» в стиле более современной модели 406.

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Как нетрудно догадаться, Samand является глубоко модернизированной версией французского седана, хотя и заметно отличается от донора внешне и внутри.

1 / 3
Интерьер некоторых модификаций Саманда отделан по-восточному богато
2 / 3
Интерьер некоторых модификаций Саманда отделан по-восточному богато
3 / 3
Интерьер некоторых модификаций Саманда отделан по-восточному богато

При этом локализация Саманда составляет около 80%, то есть этот автомобиль с полным правом может называться национальным. Кроме обычных бензиновых двигателей Саманды выпускаются и в версии с заводской газобаллонной установкой.

1 / 8
Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль
2 / 8
Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль
3 / 8
Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль
4 / 8
Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль
5 / 8
Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль
6 / 8
Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль
7 / 8
Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль
8 / 8
Samand – хоть и не самый массовый, но наиболее известный в мире иранский автомобиль

Российским автомобилистам Samand хорошо знаком, ведь поставки этого автомобиля к нам начались еще в 2006 году. Но не экспортом единым жил ближневосточный «скакун»: практически одновременно с поставками автомобилей иранского производства сборку Самандов наладили в Беларуси и Азербайджане. Кроме того, седаны из Ирана начали выпускать и в других странах мира – например, Венесуэле, Сирии и Египте.

Sarir – удлиненная версия Саманда, концептуально напоминающая вазовский Премьер

Sarir – удлиненная версия Саманда, концептуально напоминающая вазовский Премьер

Еще один автомобиль компании – модель Runna, которая является третьей по счету легковушкой, созданной в Иране. В качестве базы использовали, разумеется, продукт Peugeot – если точнее, модель 206. Бегун-дрифтер (а именно так можно перевести название автомобиля с фарси и английского) по размерам немного уступает Саманду, но пользуется неплохим спросом благодаря наличию как бензиновой, так и битопливной модификаций, причем иранцы совместно с немецкой инжиниринговой компанией FEV специально «заточили» бывший двигатель PSA TU5 под работу на природном газе.

1 / 2
Runna – перелицованный седан Peugeot 206
2 / 2
Runna – перелицованный седан Peugeot 206

Интересно, что на созданном в 2004 году совместном ирано-французском предприятии Pars Khodro производили… Renault Logan! Правда, автомобиль для иранского рынка называется Tondar, но кроме «имени», он больше ничем не отличается от привычных нам Логанов первого поколения.

1 / 3
Renault Tondar 90 – обычный Логан
2 / 3
Renault Tondar 90 – обычный Логан
3 / 3
Renault Tondar 90 – обычный Логан

Характерная деталь: вопросы, связанные с разработкой и производством автомобилей, в Иране регулируются законодательно. Еще в начале двухтысячных Министерство промышленности, рудников и торговли объявило о запуске программы стратегического развития Иранского автопрома.

Такой подход вызвал интерес со стороны целого ряда европейских и азиатских производителей – как «старожилы» из PSA, так и другие крупные игроки в наиболее массовом сегменте бюджетных автомобилей заинтересовались возможностью наладить в этой стране производство собственных автомобилей, одним из которых как раз и стал Логан.

Менее известен второй крупный иранский производитель – компания SAIPA, которая начала выпускать автомобили еще в 1966-м году. Как и Iran Khodro, изначально «Сайпа» производила по лицензии малолитражки Сitroёn (Dyane, Mehari) и автомобили Renault (например, модели 5 и 21).

saipa_logo_1

Впоследствии Saipa начинает сотрудничать с компанией Kia, приобретя у корейцев лицензию на производство модели Pridе. Забавно, что в своё время корейская компания сама начала выпуск этого автомобиля по лицензии компании Mazda. Чуть позже иранцы на базе корейского автомобиля разработали модель Tiba, оснастив её более мощным двигателем.

1 / 5
Saipa – лицензионная Kia Pride
2 / 5
Saipa – лицензионная Kia Pride
3 / 5
Saipa – лицензионная Kia Pride
4 / 5
Saipa – лицензионная Kia Pride
5 / 5
Saipa – лицензионная Kia Pride

Iran Khodro и SAIPA вместе выпускают свыше 90% иранских автомобилей, причем в обоих случаях у государства есть своя доля собственности. Оставшиеся 10% – это продукция компаний Bahman Group, Pars Khodro и Morattab Khodro. Эти предприятия собирают из машинокомплектов автомобили Mazda, Nissan и Ssang Yong. Интересно, что подавляющее большинство (около 75%) автомобилей иранского производства относятся к легковушкам, а примерно 15% из выпущенных машин составляют пикапы.

1 / 3
Современные модели Saipa выглядят самобытно
2 / 3
Современные модели Saipa выглядят самобытно
3 / 3
Современные модели Saipa выглядят самобытно

В Иране повсеместно ездят на отечественных машинах еще и потому, что автомобили импортного производства облагаются 90-процентной ввозной пошлиной. Именно поэтому готовых машин ежегодно в страну ввозят совсем мало – примерно около 50 тысяч. При этом «чистые иномарки» считаются престижными, ведь далеко не каждый может позволить себе переплатить почти вдвое по сравнению с аналогичным автомобилем местного производства.

Тяжелое бремя санкций

Иранская автомобильная промышленность была, пожалуй, самой динамично развивающейся отраслью иранской экономики, которая как обеспечивала приток финансовых поступлений за счет экспорта автомобилей, так и привлекала иностранные инвестиции.

Неудивительно, что до 2012 года Иран являлся автопроизводителем №1 на Ближнем Востоке, занимая 12 место в мире. Иранская республика ежегодно экспортировала автомобилей примерно на 1 миллиард (!) долларов.

1 / 4
Soren – модернизированный Samand
2 / 4
Soren – модернизированный Samand
3 / 4
Soren – модернизированный Samand
4 / 4
Soren – модернизированный Samand

Увы, все рухнуло после введения санкций со стороны США и ЕС. В Тегеране опровергали выдвинутые «ядерные» обвинения, утверждая, что обогащенный уран не используется в военных целях, и исследования в области ядерной энергетики не имеют отношения к вооружению. Поскольку сворачивать программу правительство отказалось, Совет безопасности ООН принял ряд документов, регламентирующих ввод и действие санкций против Ирана.

Статьи / История
Братья-балкане: история социалистического автопрома Югославии и Болгарии

Конечно, машиностроение в этих странах было развито куда слабее, чем в Чехословакии или Австро-Венгрии, а отдельные регионы даже в рамках СЭВ оставались преимущественно аграрными, а не индустриально...

14658 4 16

Недовольные ядерной программой Ирана крупные геополитические игроки начали давить на Исламскую республику экономически. А поскольку именно автопром являлся важнейшей отраслью, самый сильный удар нанесли именно по нему. В 2010 году Toyota полностью свернула экспорт своей продукции, а вскоре примеру японцев последовали и немецкие компании.

Увы, под давлением Вашингтона пали даже французы, которые всегда чувствовали себя в Иране «как дома». К началу 2012 года от своих первоначальных планов по стратегическому сотрудничеству с иранским автопромом не отказались разве что китайцы, которые лишь увеличивали инвестиции в Иран для укрепления своих позиций в ближневосточном регионе.

Санкционный удар оказался болезненным и весьма ощутимым: объемы производства автомобилей в Иране с начала действия санкций довольно резко снижались.

Нельзя сказать, что иранские производители сидели сложа руки все это время: они искали партнеров среди тех стран, которые не поддерживали санкционную политику США и ЕС.

Dena – наиболее современная модель ІКСO

Dena – наиболее современная модель ІКСO

В январе 2016 года США и Евросоюз объявили о том, что с Ирана снимаются некоторые экономические санкции, введенные в связи с ракетной программой и обвинениями в разработке ядерного оружия. Благодаря этому Исламская республика сможет продавать нефть странам ЕС и пользоваться системой SWIFT. При этом в тот же день, когда было объявлено об отмене санкций, США тут же ввели новые санкции в отношении ряда физических и юридических лиц, которые могут быть связаны с ракетной программой.

Однако в марте этого года Иран провел испытания баллистических ракет, что привело к незамедлительному вводу новых санкций. Несмотря на это, соглашение между Ираном и «шестёркой» международных посредников, заключенное в июле 2015 года, благоприятно скажется на тех сферах и отраслях экономики, которые не имеют прямого отношения к ядерной энергетике. Это касается и автомобилей, поэтому в Иране смотрят в будущее с оптимизмом.

1 / 2
Ближневосточная роскошь: внутренняя отделка иранских машин несколько отличается от общепринятого в Европе стандарта.
2 / 2
Ближневосточная роскошь: внутренняя отделка иранских машин несколько отличается от общепринятого в Европе стандарта.

Невзирая на удар, нанесенный автомобильной промышленности санкционной политикой Запада, сегодня у руководства страны относительно этой отрасли экономики более чем амбициозные планы – выйти на уровень экспорта в размере 1 миллион автомобилей в год (!) – то есть примерно столько, сколько сегодня выпускает в общей сложности весь иранский автопром.

Продукция Iran Khodro (модели Dena, Runna и Soren), представленная на последнем Московском автосалоне, даёт представление о реальном положении дел и уровне современного иранского автопрома. Конечно, до продукции мировых грандов национальный иранский автомобиль еще определённо немного не дотягивает (в первую очередь – по безопасности), но при грамотном ценообразовании наследники Саманда могут вполне найти своего покупателя и в нашей стране. Особенно если эффект от привлекательной цены будет усиливать адекватный сервис. Впрочем, время покажет.

iran_khodro_pars_7

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Налог на роскошь в 2019 году: как рассчитать, и кто обязан его платить

Как мы помним, с 2014 года все автомобили стоимостью свыше 3 миллионов рублей попадают под действие так называемого «налога на роскошь»: за них нужно платить повышенный транспортный налог. Как узнать, за какие машины…

1344 0 0
Статьи / Интервью
Дмитрий Кудинов, Mazda: «Производство моторов запустим к июню»

Во время тест-драйва обновлённой Mazda6, проходившего две недели назад во Владивостоке, мы не упустили случая побеседовать с генеральным директором дальневосточного завода Mazda Sollers. Дмитрий Кудинов рассказал нам,…

725 0 0
Статьи / История
Пилот, Труженик и Гренадёр: советские внедорожники, не дошедшие до конвейера

Перед вами третья статья из серии об отечественных легковушках единичного изготовления. На этот раз она посвящена неизвестным опытным образцам полноприводных машин, о серийном выпуске которых и тем более продаже в…

9300 0 10
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Golf V с пробегом: вредный термостат АКП и лишь один хороший мотор

Несмотря на солидный возраст, пятый Golf до сих пор выглядит вполне современно. Причём не только внешне, но и с технической точки зрения, и в отношении комфорта. Как это получается у этого Гольфа? Во многом – благодаря…

4040 8 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Golf V с пробегом: злая шутка оцинковки и тот самый Вася

Golf не только стал самой популярной моделью в своём классе, но и даже дал этому классу своё имя. Ну а Golf пятого поколения и вовсе совершил маленькую революцию, будучи настолько лучше предшественника, что европейцы…

13109 13 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Outlander l с пробегом: автоматы для пенсионеров и моторы для стритрейсеров

Было время, когда за эту машину с довольно аскетичным салоном и небогатой комплектации просили достаточно много денег. Правда, тогда она была новой. Сейчас просят намного меньше. Стоит ли покупка своих денег? Всё-таки…

3382 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

46950 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

44725 39 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

32819 17 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

33028 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

20243 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

17293 43 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

37749 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

53009 2 8
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15191 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

64735 25 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

50513 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

49761 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?