Четырнадцать колес для «Тополя»: новые семиосные ракетоносцы МАЗ

5170 0 0
Еще во времена, когда только начинались переговоры с Соединенными Штатами и странами НАТО об ограничении различных видов ракетного вооружения, в Советском Союзе развернулись совершенно секретные разработки перспективных ракетных систем на новых сверхмощных и эффективных многоосных автомобилях-шасси. Вслед за ракетными комплексами «Темп-2С» и «Пионер», о которых речь шла в трех предыдущих статьях, во второй половине 1970-х в СССР появился стратегический наиболее мощный и удачный подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) «Тополь» с межконтинентальными баллистическими ракетами, ставший главной ударной силой советских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
original-43-7912-7917-ok_html_m8f7c974
Первая самоходная пусковая установка комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-7912

Эти системы несли боевое дежурство как на стационарных боевых позициях, так и в постоянном движении по специальным замкнутым грунтовым трассам длиной в несколько сотен километров, причем наносить мощный ракетно-ядерный удар они могли с коротких остановок практически в любой точке маршрута и на любой местности, что делало их практически недосягаемыми для ответных действий противника.

original-43-7912-7917-ok_html_1c120609
Запуск ракеты комплекса «Тополь» с заокеанской дальностью поражения (из архива МЗКТ)
original-43-7912-7917-ok_html_24fdd8ea
На марше межконтинентальные пусковые установки комплекса «Тополь» (фото автора)

Основой комплекса «Тополь» являлись уникальные как для советской, так и для мировой военно-автомобильной индустрии унифицированные друг с другом неполноприводные 63-тонные семиосные шасси МАЗ-7912 и МАЗ-7917 с необычной колесной формулой 14х12, созданные на базе своих шестиосных предшественников МАЗ-547В и МАЗ-7916 с разными кабинами.

Семиосные ракетоносцы для комплекса «Тополь»

В 1960-е годы проектирование многоосных ракетовозов начинал главный конструктор СКБ-1 Минского автозавода Борис Львович Шапошник. В середине 1970-х, когда по состоянию здоровья он мог выполнять лишь наблюдательные функции, разработку тяжелых спецшасси продолжил его последователь Владимир Ефимович Чвялев.

С конструктивной точки зрения автомобили МАЗ-7912 и МАЗ-7917 были непосредственным развитием 547-й гаммы, к которым добавили еще один неведущий управляемый мост. Столь оригинальное и спорное решение с нечетным количеством пар опорных колес было продиктовано требованиями минимального увеличения собственной массы машин и упрощения ее конструкции. Нетрадиционная несимметричная схема привела к созданию более прочного среднего моста, на который во время преодолевания невысоких неровностей грунтовых трасс на короткий момент могла приходиться почти вся масса машины, превышавшая 100 тонн.

original-43-7912-7917-ok_html_415bcf37
Семиосное шасси МАЗ-7912 с разными одноместными кабинами (из архива МЗКТ)

Оба автомобиля имели одинаковую общую конструкцию, в которой главной новинкой был многотопливный двигатель В-58-7 V12 мощностью 710–720 л.с. Челябинского тракторного завода, унифицированный с предыдущими 650-сильными агрегатами Д12А и В-38. В трансмиссию входили модернизированные гидротрансформатор и планетарная четырехступенчатая коробка передач, но передняя и задняя ведущие трехосные тележки остались прежними. Второй важной новинкой был дополнительный четвертый мост с увеличенным ходом подвески, выдерживавший тройную нагрузку. В дополнение к прежней тормозной системе применялось вспомогательное торможение двигателем.

1 (1)
Автомобиль-шасси МАЗ-7917 для второго поколения комплексов «Тополь» (из архива МЗКТ)

МАЗ-7912 (1977–1985 гг.)

Работы по первому уникальному семиосному шасси МАЗ-7912 начались летом 1976 года. Его базой послужил автомобиль МАЗ-547В со сдвинутой назад и чуть приподнятой правой кабиной оператора. Прототип появился через год и прошел цикл испытаний. Мелкосерийное изготовление началось в 1977-м. На этом шасси впервые появились 710-сильный двигатель В-58-7 с улучшенными системами смазки, охлаждения, разогрева и средний неведущий мост. Все остальные агрегаты и узлы оставались прежними с несущественными модернизациями, связанными с введением еще одной пары колес. На переднем бампере сохранилась правая откидная консольная секция.

original-43-7912-7917-ok_html_m253d15f9
Неполноприводное шасси МАЗ-7912 с многотопливным мотором V12 (из архива НИИЦ АТ)
1 (2)
710-сильный автомобиль с четырьмя передними управляемыми мостами (из архива МЗКТ)

МАЗ-7917 (1984–1992 гг.)

Наиболее известный семиосный автомобиль МАЗ-7917 разрабатывался с 1982 года под руководством Владимира Чвялева как базовое шасси для пусковой установки ПГРК «Тополь». Первый прототип появился в 1984-м и через год поступил в производство. Конструктивно его унифицировали с моделью МАЗ-7912, но оборудовали левой двухместной кабиной от МАЗ-7916 и жестким неразрезным передним бампером. Для нужд РВСН собрали 402 шасси МАЗ-7917.

original-43-7912-7917-ok_html_m642980b4
Спецшасси МАЗ-7917 для комплекса «Тополь» с одно- и двухместной кабинами (из архива МЗКТ)

Военное и гражданское применение шасси МАЗ-7912 и МАЗ-7917

Стратегический подвижный ракетный комплекс «Тополь» стал первым советским ПГРК. Его проектирование началось в соответствии с секретным правительственным постановлением, принятым в июле 1976-го. Через год для монтажа пусковой установки было готово спецшасси МАЗ-7912 с четырьмя гидравлическими домкратами и гидросистемой подъема ракеты в вертикальное стартовое положение. Одновременно в СКБ-1 завода «Баррикады» началось проектирование первой опытной установки 15У128.1 с баллистической ракетой четвертого поколения.

original-43-7912-7917-ok_html_m581bfad4
Пусковая установка 15У128.1 первого комплекса «Тополь-Т» на шасси МАЗ-7912

На боевое дежурство в составе ракетного комплекса 15П158.1 с условным обозначением «Тополь-Т» новая машина заступила в июле 1985 года. Длительные испытания, полигонные стрельбы и доработки этой системы продолжались до конца 1987-го. В ходе этих работ и опытной эксплуатации отрабатывались не только системы шасси, пусковой установки и ракетного вооружения, но и общий состав и организационная структура всего практически неуязвимого комплекса для осуществления боевого дежурства в постоянном движении, подобного которому не существовало нигде в мире.

original-43-7912-7917-ok_html_m3ab9b232
Серийная пусковая установка 15У168 комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-7917 (из архива МЗКТ)

С 1987 года доработанный и опробованный наиболее удачный и эффективный советский ракетный комплекс 15П158 «Тополь» базировался на автомобиле МАЗ-7917. Дополнительно его оборудовали дизель-генераторной станцией переменного тока и гидроопорами с ускоренным опусканием на грунт, что позволило сократить до двух минут процесс развертывания установки из походного положения в боевое.

original-43-7912-7917-ok_html_m3564a9b8
Боевая машина 15У168 ПГРК «Тополь» на предстартовом обслуживании (из архива НИИЦ АТ)

На модернизированной пусковой установке 15У168 в транспортно-пусковом контейнере помещалась межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М с термоядерной боеголовкой, способная поражать объекты противника на дальностях до 10,5 тысяч километров с точностью попадания до 400 метров. В состав боевой машины входили системы управления и жизнеобеспечения, средства связи, навигации, прицеливания и горизонтирования, а также гирокомпасное устройство АГК, смонтированное за правой одноместной кабиной. Боевая масса установки превышала 105 тонн.

original-43-7912-7917-ok_html_238f997e
Подвижная грунтовая ракетная система «Тополь» на стационарной боевой позиции
original-43-7912-7917-ok_html_m3805ec69
На подвижном дежурстве комплекс «Тополь» с пусковой установкой и машинами сопровождения

Полностью укомплектованные пусковые системы испытывали до конца 1988-го, и 1 декабря того же года, вскоре после подписания Договора о ликвидации РСМД, комплекс «Тополь» был официально принят на вооружение РВСН.

original-43-7912-7917-ok_html_m256ca8a9 original-43-7912-7917-ok_html_m2c3b6207
Подготовка и запуск 22-метровой стратегической ракеты комплекса «Тополь» (из архива МЗКТ)

 

original-43-7912-7917-ok_html_m5c8d422d
Боевая установка после проведения запуска ракеты (из архива космодрома Плесецк)

Впервые публично комплекс «Тополь» был представлен на последнем советском военном параде на Красной площади 7 ноября 1990 года, вызвав в руководстве НАТО взрыв бессильной ярости и страха.

original-43-7912-7917-ok_html_m569f9868
Комплексы «Тополь» на параде в Москве в ознаменование 73-й годовщины Октября

В Российской Федерации в 2008–2009 годах эти комплексы вновь участвовали в возобновившихся военных парадах в Москве в честь Дня Победы.

1 / 3
Боевые машины комплекса «Тополь», принимавшие участие в парадах в Москве в 2000-е годы (фото автора)
2 / 3
Боевые машины комплекса «Тополь», принимавшие участие в парадах в Москве в 2000-е годы (фото автора)
3 / 3
Боевые машины комплекса «Тополь», принимавшие участие в парадах в Москве в 2000-е годы (фото автора)

Развертывание «Тополей» продолжалось до 1992 года. По состоянию на конец 1996-го в РВСН находилось 360 комплексов, но к 2010 году, в связи с ликвидацией части машин после окончания сроков эксплуатации, эта цифра сократилась вдвое. На начало 2016 года оставалось всего 72 боевых машины, и совсем недавно легендарные установки «Тополь» стали занимать свое достойное место в ряде российских военно-исторических экспозиций.

original-43-7912-7917-ok_html_m23e8930a
Пусковая установка 15У168 в Петербургском артиллерийском музее (фото автора)

В состав комплексов «Тополь» входила многоцелевая вспомогательная установка 15Т382 на шасси МАЗ-7917 без домкратов и АГК, которая не несла на себе никакого вооружения.

original-43-7912-7917-ok_html_53395ddb
Машина сопровождения 15Т382 с камуфляжной надписью «огнеопасно» на цистерне

Это была новая боевая машина сопровождения или агрегат колонны технического замыкания с длинной стальной цилиндрической цистерной, за что получила расхожее прозвище «труба». За цистерной помещался отсек для перевозки запчастей и приспособлений, похожий на кабину управления обычного топливозаправщика. По обеим сторонам «трубы» находились продольные рабочие площадки с перилами и лестницами. В летнее время в три ее горловины заливали обычную воду, а зимой засыпали песок, которые служили для доведения полной массы машины до величины, соответствовавшей общей массе боевой установки. По сведениям ветеранов на тактические учения она вывозила также до 50 тонн дизельного топлива.

original-43-7912-7917-ok_html_9ce15f7
Габаритно-весовой агрегат 15Т382 для обучения и тренировки механиков-водителей (фото автора)

Спереди на цистерне крепилась пространственная трубчатая конструкция, указывавшая водителю размеры реальной пусковой установки. В такой комплектации машина служила для обучения механиков-водителей и тренировки боевых расчетов пусковых систем. Ее применяли также для проверки дорог и сооружений на пути следования ракетных комплексов.

Многоцелевые машины 15Т382 комплекса «Тополь» на парадах в Москве (фото автора)

original-43-7912-7917-ok_html_6d5cec45
original-43-7912-7917-ok_html_m978fd17

Для работы в качестве эвакуатора сзади крепились стальная труба жесткой сцепки для буксировки тяжелых аварийных машин и стыковочные приспособления для соединения с тормозной и рулевой системами буксируемой автотехники. Назначение и просто наличие металлической цепочки заземления, висевшей на задней поперечине рамы, отрицают даже опытные военные специалисты.

В начале 1990-х, в пору безудержной конверсии, активно прорабатывалась идея создания на базе ПГРК «Тополь», лишенного военного оснащения и секретных элементов, целого семейства мобильных многоцелевых ракетно-космических комплексов «Старт» для запуска малогабаритных космических аппаратов-спутников на низкие околоземные орбиты и проведения заказных коммерческих полетов. На них использовалась «разоруженная» штатная ракета от «Тополя», превращенная в безобидную ракету-носитель. Первый пуск военного спутника был произведен весной 1997-го с дальневосточного космодрома Свободный. Затем до апреля 2006 года там осуществили еще четыре запуска космических аппаратов научного и двойного назначения.

original-43-7912-7917-ok_html_5874d016
Комплекс «Старт-1» на шасси МАЗ-7917 для запуска коммерческих ракет (из архива МЗКТ)

В начале 2000-х годов у боевого «Тополя» появился еще более мощный, совершенный и всемирно известный наследник — модернизированный межконтинентальный комплекс «Тополь-М». О нем читайте в следующем выпуска нашего журнала.

На заглавной фотографии — семиосные шасси МАЗ-7917 с ракетными комплексами «Тополь» (фото автора).

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Почти настоящий американец: стоит ли покупать Toyota Tundra за 1,5 миллиона рублей?

Парадокс: у себя на родине в США Toyota Tundra не входит даже в Топ-20 популярных моделей, в то время как её злейшие конкуренты Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM оккупировали тройку лидеров. Хуже Тундры продаётся…

44837 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен?

При выборе автомобиля обычно смотрят на его ключевые характеристики: размер, объем и мощность двигателя, тип трансмиссии и так далее. Однако в повседневной жизни есть и другие показатели, которые оказываются весьма…

1792 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Из пластика и палок: покупаем Peugeot 308 I за 400 тысяч

Европейские марки с названием из четырех букв традиционно не пользуются народной любовью в России. А если их название кончается на «О», то ситуацию вряд ли может изменить самобытный (как и всегда, на вкус и цвет) дизайн…

8547 10 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: задиры в моторах и бессмертный автомат

Может, Hyundai — это не слишком престижно, и не все соседи станут завидовать приобретению корейского автомобиля бизнес-класса, зато это надёжно. О том, что кузов, салон, электрика и ходовая часть Сонаты этого поколения…

3652 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: оцинкованный кузов на гремучей подвеске

Корейские машины с бизнес-классом никак не ассоциируются – там правят бал немцы и японцы. Тем не менее, Sonata NF в этой компании может выглядеть практически своей. Действительно, очень даже бизнес-класс в…

2977 0 4
Статьи / Эксперт выбирает авто
Правильная оппозиция: покупаем Subaru Forester III за 800 тысяч

Знаете, что общего у любителя Субару, вегетарианца и уфолога? Всепоглощающая вера в правильность своего выбора, доходящая иногда до фанатизма. При этом ожидать рациональных доводов в случае веры обычно не приходится. Эта…

15100 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

172490 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

60816 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

74346 5 3
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

22471 4 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

16456 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

10240 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

34878 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

10626 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

9093 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

388793 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

261149 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

75028 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?