Четырнадцать колес для «Тополя»: новые семиосные ракетоносцы МАЗ

5325 0 0
Еще во времена, когда только начинались переговоры с Соединенными Штатами и странами НАТО об ограничении различных видов ракетного вооружения, в Советском Союзе развернулись совершенно секретные разработки перспективных ракетных систем на новых сверхмощных и эффективных многоосных автомобилях-шасси. Вслед за ракетными комплексами «Темп-2С» и «Пионер», о которых речь шла в трех предыдущих статьях, во второй половине 1970-х в СССР появился стратегический наиболее мощный и удачный подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) «Тополь» с межконтинентальными баллистическими ракетами, ставший главной ударной силой советских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
 
original-43-7912-7917-ok_html_m8f7c974
Первая самоходная пусковая установка комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-7912

Эти системы несли боевое дежурство как на стационарных боевых позициях, так и в постоянном движении по специальным замкнутым грунтовым трассам длиной в несколько сотен километров, причем наносить мощный ракетно-ядерный удар они могли с коротких остановок практически в любой точке маршрута и на любой местности, что делало их практически недосягаемыми для ответных действий противника.

original-43-7912-7917-ok_html_1c120609
Запуск ракеты комплекса «Тополь» с заокеанской дальностью поражения (из архива МЗКТ)
original-43-7912-7917-ok_html_24fdd8ea
На марше межконтинентальные пусковые установки комплекса «Тополь» (фото автора)

Основой комплекса «Тополь» являлись уникальные как для советской, так и для мировой военно-автомобильной индустрии унифицированные друг с другом неполноприводные 63-тонные семиосные шасси МАЗ-7912 и МАЗ-7917 с необычной колесной формулой 14х12, созданные на базе своих шестиосных предшественников МАЗ-547В и МАЗ-7916 с разными кабинами.

Семиосные ракетоносцы для комплекса «Тополь»

В 1960-е годы проектирование многоосных ракетовозов начинал главный конструктор СКБ-1 Минского автозавода Борис Львович Шапошник. В середине 1970-х, когда по состоянию здоровья он мог выполнять лишь наблюдательные функции, разработку тяжелых спецшасси продолжил его последователь Владимир Ефимович Чвялев.

С конструктивной точки зрения автомобили МАЗ-7912 и МАЗ-7917 были непосредственным развитием 547-й гаммы, к которым добавили еще один неведущий управляемый мост. Столь оригинальное и спорное решение с нечетным количеством пар опорных колес было продиктовано требованиями минимального увеличения собственной массы машин и упрощения ее конструкции. Нетрадиционная несимметричная схема привела к созданию более прочного среднего моста, на который во время преодолевания невысоких неровностей грунтовых трасс на короткий момент могла приходиться почти вся масса машины, превышавшая 100 тонн.

original-43-7912-7917-ok_html_415bcf37
Семиосное шасси МАЗ-7912 с разными одноместными кабинами (из архива МЗКТ)

Оба автомобиля имели одинаковую общую конструкцию, в которой главной новинкой был многотопливный двигатель В-58-7 V12 мощностью 710–720 л.с. Челябинского тракторного завода, унифицированный с предыдущими 650-сильными агрегатами Д12А и В-38. В трансмиссию входили модернизированные гидротрансформатор и планетарная четырехступенчатая коробка передач, но передняя и задняя ведущие трехосные тележки остались прежними. Второй важной новинкой был дополнительный четвертый мост с увеличенным ходом подвески, выдерживавший тройную нагрузку. В дополнение к прежней тормозной системе применялось вспомогательное торможение двигателем.

1 (1)
Автомобиль-шасси МАЗ-7917 для второго поколения комплексов «Тополь» (из архива МЗКТ)

МАЗ-7912 (1977–1985 гг.)

Работы по первому уникальному семиосному шасси МАЗ-7912 начались летом 1976 года. Его базой послужил автомобиль МАЗ-547В со сдвинутой назад и чуть приподнятой правой кабиной оператора. Прототип появился через год и прошел цикл испытаний. Мелкосерийное изготовление началось в 1977-м. На этом шасси впервые появились 710-сильный двигатель В-58-7 с улучшенными системами смазки, охлаждения, разогрева и средний неведущий мост. Все остальные агрегаты и узлы оставались прежними с несущественными модернизациями, связанными с введением еще одной пары колес. На переднем бампере сохранилась правая откидная консольная секция.

original-43-7912-7917-ok_html_m253d15f9
Неполноприводное шасси МАЗ-7912 с многотопливным мотором V12 (из архива НИИЦ АТ)
1 (2)
710-сильный автомобиль с четырьмя передними управляемыми мостами (из архива МЗКТ)

МАЗ-7917 (1984–1992 гг.)

Наиболее известный семиосный автомобиль МАЗ-7917 разрабатывался с 1982 года под руководством Владимира Чвялева как базовое шасси для пусковой установки ПГРК «Тополь». Первый прототип появился в 1984-м и через год поступил в производство. Конструктивно его унифицировали с моделью МАЗ-7912, но оборудовали левой двухместной кабиной от МАЗ-7916 и жестким неразрезным передним бампером. Для нужд РВСН собрали 402 шасси МАЗ-7917.

original-43-7912-7917-ok_html_m642980b4
Спецшасси МАЗ-7917 для комплекса «Тополь» с одно- и двухместной кабинами (из архива МЗКТ)

Военное и гражданское применение шасси МАЗ-7912 и МАЗ-7917

Стратегический подвижный ракетный комплекс «Тополь» стал первым советским ПГРК. Его проектирование началось в соответствии с секретным правительственным постановлением, принятым в июле 1976-го. Через год для монтажа пусковой установки было готово спецшасси МАЗ-7912 с четырьмя гидравлическими домкратами и гидросистемой подъема ракеты в вертикальное стартовое положение. Одновременно в СКБ-1 завода «Баррикады» началось проектирование первой опытной установки 15У128.1 с баллистической ракетой четвертого поколения.

original-43-7912-7917-ok_html_m581bfad4
Пусковая установка 15У128.1 первого комплекса «Тополь-Т» на шасси МАЗ-7912

На боевое дежурство в составе ракетного комплекса 15П158.1 с условным обозначением «Тополь-Т» новая машина заступила в июле 1985 года. Длительные испытания, полигонные стрельбы и доработки этой системы продолжались до конца 1987-го. В ходе этих работ и опытной эксплуатации отрабатывались не только системы шасси, пусковой установки и ракетного вооружения, но и общий состав и организационная структура всего практически неуязвимого комплекса для осуществления боевого дежурства в постоянном движении, подобного которому не существовало нигде в мире.

original-43-7912-7917-ok_html_m3ab9b232
Серийная пусковая установка 15У168 комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-7917 (из архива МЗКТ)

С 1987 года доработанный и опробованный наиболее удачный и эффективный советский ракетный комплекс 15П158 «Тополь» базировался на автомобиле МАЗ-7917. Дополнительно его оборудовали дизель-генераторной станцией переменного тока и гидроопорами с ускоренным опусканием на грунт, что позволило сократить до двух минут процесс развертывания установки из походного положения в боевое.

original-43-7912-7917-ok_html_m3564a9b8
Боевая машина 15У168 ПГРК «Тополь» на предстартовом обслуживании (из архива НИИЦ АТ)

На модернизированной пусковой установке 15У168 в транспортно-пусковом контейнере помещалась межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М с термоядерной боеголовкой, способная поражать объекты противника на дальностях до 10,5 тысяч километров с точностью попадания до 400 метров. В состав боевой машины входили системы управления и жизнеобеспечения, средства связи, навигации, прицеливания и горизонтирования, а также гирокомпасное устройство АГК, смонтированное за правой одноместной кабиной. Боевая масса установки превышала 105 тонн.

original-43-7912-7917-ok_html_238f997e
Подвижная грунтовая ракетная система «Тополь» на стационарной боевой позиции
original-43-7912-7917-ok_html_m3805ec69
На подвижном дежурстве комплекс «Тополь» с пусковой установкой и машинами сопровождения

Полностью укомплектованные пусковые системы испытывали до конца 1988-го, и 1 декабря того же года, вскоре после подписания Договора о ликвидации РСМД, комплекс «Тополь» был официально принят на вооружение РВСН.

original-43-7912-7917-ok_html_m256ca8a9 original-43-7912-7917-ok_html_m2c3b6207
Подготовка и запуск 22-метровой стратегической ракеты комплекса «Тополь» (из архива МЗКТ)

 

original-43-7912-7917-ok_html_m5c8d422d
Боевая установка после проведения запуска ракеты (из архива космодрома Плесецк)

Впервые публично комплекс «Тополь» был представлен на последнем советском военном параде на Красной площади 7 ноября 1990 года, вызвав в руководстве НАТО взрыв бессильной ярости и страха.

original-43-7912-7917-ok_html_m569f9868
Комплексы «Тополь» на параде в Москве в ознаменование 73-й годовщины Октября

В Российской Федерации в 2008–2009 годах эти комплексы вновь участвовали в возобновившихся военных парадах в Москве в честь Дня Победы.

1 / 3
Боевые машины комплекса «Тополь», принимавшие участие в парадах в Москве в 2000-е годы (фото автора)
2 / 3
Боевые машины комплекса «Тополь», принимавшие участие в парадах в Москве в 2000-е годы (фото автора)
3 / 3
Боевые машины комплекса «Тополь», принимавшие участие в парадах в Москве в 2000-е годы (фото автора)

Развертывание «Тополей» продолжалось до 1992 года. По состоянию на конец 1996-го в РВСН находилось 360 комплексов, но к 2010 году, в связи с ликвидацией части машин после окончания сроков эксплуатации, эта цифра сократилась вдвое. На начало 2016 года оставалось всего 72 боевых машины, и совсем недавно легендарные установки «Тополь» стали занимать свое достойное место в ряде российских военно-исторических экспозиций.

original-43-7912-7917-ok_html_m23e8930a
Пусковая установка 15У168 в Петербургском артиллерийском музее (фото автора)

В состав комплексов «Тополь» входила многоцелевая вспомогательная установка 15Т382 на шасси МАЗ-7917 без домкратов и АГК, которая не несла на себе никакого вооружения.

original-43-7912-7917-ok_html_53395ddb
Машина сопровождения 15Т382 с камуфляжной надписью «огнеопасно» на цистерне

Это была новая боевая машина сопровождения или агрегат колонны технического замыкания с длинной стальной цилиндрической цистерной, за что получила расхожее прозвище «труба». За цистерной помещался отсек для перевозки запчастей и приспособлений, похожий на кабину управления обычного топливозаправщика. По обеим сторонам «трубы» находились продольные рабочие площадки с перилами и лестницами. В летнее время в три ее горловины заливали обычную воду, а зимой засыпали песок, которые служили для доведения полной массы машины до величины, соответствовавшей общей массе боевой установки. По сведениям ветеранов на тактические учения она вывозила также до 50 тонн дизельного топлива.

original-43-7912-7917-ok_html_9ce15f7
Габаритно-весовой агрегат 15Т382 для обучения и тренировки механиков-водителей (фото автора)

Спереди на цистерне крепилась пространственная трубчатая конструкция, указывавшая водителю размеры реальной пусковой установки. В такой комплектации машина служила для обучения механиков-водителей и тренировки боевых расчетов пусковых систем. Ее применяли также для проверки дорог и сооружений на пути следования ракетных комплексов.

Многоцелевые машины 15Т382 комплекса «Тополь» на парадах в Москве (фото автора)

original-43-7912-7917-ok_html_6d5cec45
original-43-7912-7917-ok_html_m978fd17

Для работы в качестве эвакуатора сзади крепились стальная труба жесткой сцепки для буксировки тяжелых аварийных машин и стыковочные приспособления для соединения с тормозной и рулевой системами буксируемой автотехники. Назначение и просто наличие металлической цепочки заземления, висевшей на задней поперечине рамы, отрицают даже опытные военные специалисты.

В начале 1990-х, в пору безудержной конверсии, активно прорабатывалась идея создания на базе ПГРК «Тополь», лишенного военного оснащения и секретных элементов, целого семейства мобильных многоцелевых ракетно-космических комплексов «Старт» для запуска малогабаритных космических аппаратов-спутников на низкие околоземные орбиты и проведения заказных коммерческих полетов. На них использовалась «разоруженная» штатная ракета от «Тополя», превращенная в безобидную ракету-носитель. Первый пуск военного спутника был произведен весной 1997-го с дальневосточного космодрома Свободный. Затем до апреля 2006 года там осуществили еще четыре запуска космических аппаратов научного и двойного назначения.

original-43-7912-7917-ok_html_5874d016
Комплекс «Старт-1» на шасси МАЗ-7917 для запуска коммерческих ракет (из архива МЗКТ)

В начале 2000-х годов у боевого «Тополя» появился еще более мощный, совершенный и всемирно известный наследник — модернизированный межконтинентальный комплекс «Тополь-М». О нем читайте в следующем выпуска нашего журнала.

На заглавной фотографии — семиосные шасси МАЗ-7917 с ракетными комплексами «Тополь» (фото автора).

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

16607 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

2956 2 0
Статьи / Практика
Как завести машину на остатках энергии разряженного АКБ?

Когда севший аккумулятор бесполезно «щелкает» стартером и тускло светит лампочками приборной панели, без помощи извне, как правило, не обойтись. Однако существует необычный способ завести двигатель исключительно на…

21694 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: беды от регламента и мотор, который умрёт первым

Компактный хэтчбек с задним приводом – это не только весело, но и престижно, потому что в этом формате нет ничего, кроме “единички” BMW. За небольшие в принципе деньги можно получить очень качественный кузов, хороший…

2179 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: очень хороший кузов с капризной электрикой внутри

У этой машины альтернатив практически нет. Ну кто еще в здравом уме будет выпускать в двухтысячные заднеприводный автомобиль гольф-класса? И если очень хочется такую машину, то ничего, кроме “единички”, вам найти не…

1755 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC с пробегом: не такой уж страшный робот со всё таким же страшным мотором

Passat CC подойдёт не каждому. Да, он выглядит интереснее обычного Пассата, у него безрамочные двери и есть намёк на агрессию. Салон у него качественный, едет он тихо, а кузов ржавеет медленно. Об этом мы уже рассказали…

5568 21 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Размер не имеет значения: тест-драйв ЗАЗ 965А

Говорят, что в семье бывает два позора - беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах.…

29369 7 20
Тест-драйвы / Одиночные
Но они держатся: тест-драйв обновленного Mitsubishi Outlander

«Денег нет, но вы держитесь» - это и про Mitsubishi Motors тоже. Вот сумели вывести на рынок Eclipse Cross и запустить сборку в Калуге нового Pajero Sport — и слава богу, а пятым Pajero пока что и не пахнет, да и…

19229 3 2
Тест-драйвы / Одиночные
Кулаки, гранаты, прутья: первый тест-драйв Lada XRAY Cross, технический разбор и видео

Отрадно, что при подготовке к решающей атаке на Hyundai Creta в штабе Автоваза возобладала линия «ястребов»: Lada XRAY Cross снабдили широким набором средств поражения противника. Между тем, вазовский кроссовер мог…

18139 50 4
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

28848 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

16427 0 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор лучшего видеорегистратора до 10 000 руб по версии эксперта А. Шуба

Совсем недавно русский бренд AdvoCam представил новинку, которая, по мнению ведущего эксперта российского рынка видеорегистраторов Александра Шуба, вполне может претендовать не только на звание флагмана линейки, но и…

10161 10 8
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

40354 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

30342 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

13635 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

40900 5 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

39150 5 2
Статьи / История
Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Вазовские автомобили редко могли похвастать особой авангардностью конструкции, хотя и от мировых трендов старались не отставать. Определенные успехи тоже были – к примеру, ВАЗ-2101 получил верхневальный двигатель именно…

33405 1 10
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?