Четырнадцать колес для «Тополя»: новые семиосные ракетоносцы МАЗ

5002 0 0
Еще во времена, когда только начинались переговоры с Соединенными Штатами и странами НАТО об ограничении различных видов ракетного вооружения, в Советском Союзе развернулись совершенно секретные разработки перспективных ракетных систем на новых сверхмощных и эффективных многоосных автомобилях-шасси. Вслед за ракетными комплексами «Темп-2С» и «Пионер», о которых речь шла в трех предыдущих статьях, во второй половине 1970-х в СССР появился стратегический наиболее мощный и удачный подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) «Тополь» с межконтинентальными баллистическими ракетами, ставший главной ударной силой советских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
original-43-7912-7917-ok_html_m8f7c974
Первая самоходная пусковая установка комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-7912

Эти системы несли боевое дежурство как на стационарных боевых позициях, так и в постоянном движении по специальным замкнутым грунтовым трассам длиной в несколько сотен километров, причем наносить мощный ракетно-ядерный удар они могли с коротких остановок практически в любой точке маршрута и на любой местности, что делало их практически недосягаемыми для ответных действий противника.

original-43-7912-7917-ok_html_1c120609
Запуск ракеты комплекса «Тополь» с заокеанской дальностью поражения (из архива МЗКТ)
original-43-7912-7917-ok_html_24fdd8ea
На марше межконтинентальные пусковые установки комплекса «Тополь» (фото автора)

Основой комплекса «Тополь» являлись уникальные как для советской, так и для мировой военно-автомобильной индустрии унифицированные друг с другом неполноприводные 63-тонные семиосные шасси МАЗ-7912 и МАЗ-7917 с необычной колесной формулой 14х12, созданные на базе своих шестиосных предшественников МАЗ-547В и МАЗ-7916 с разными кабинами.

Семиосные ракетоносцы для комплекса «Тополь»

В 1960-е годы проектирование многоосных ракетовозов начинал главный конструктор СКБ-1 Минского автозавода Борис Львович Шапошник. В середине 1970-х, когда по состоянию здоровья он мог выполнять лишь наблюдательные функции, разработку тяжелых спецшасси продолжил его последователь Владимир Ефимович Чвялев.

С конструктивной точки зрения автомобили МАЗ-7912 и МАЗ-7917 были непосредственным развитием 547-й гаммы, к которым добавили еще один неведущий управляемый мост. Столь оригинальное и спорное решение с нечетным количеством пар опорных колес было продиктовано требованиями минимального увеличения собственной массы машин и упрощения ее конструкции. Нетрадиционная несимметричная схема привела к созданию более прочного среднего моста, на который во время преодолевания невысоких неровностей грунтовых трасс на короткий момент могла приходиться почти вся масса машины, превышавшая 100 тонн.

original-43-7912-7917-ok_html_415bcf37
Семиосное шасси МАЗ-7912 с разными одноместными кабинами (из архива МЗКТ)

Оба автомобиля имели одинаковую общую конструкцию, в которой главной новинкой был многотопливный двигатель В-58-7 V12 мощностью 710–720 л.с. Челябинского тракторного завода, унифицированный с предыдущими 650-сильными агрегатами Д12А и В-38. В трансмиссию входили модернизированные гидротрансформатор и планетарная четырехступенчатая коробка передач, но передняя и задняя ведущие трехосные тележки остались прежними. Второй важной новинкой был дополнительный четвертый мост с увеличенным ходом подвески, выдерживавший тройную нагрузку. В дополнение к прежней тормозной системе применялось вспомогательное торможение двигателем.

1 (1)
Автомобиль-шасси МАЗ-7917 для второго поколения комплексов «Тополь» (из архива МЗКТ)

МАЗ-7912 (1977–1985 гг.)

Работы по первому уникальному семиосному шасси МАЗ-7912 начались летом 1976 года. Его базой послужил автомобиль МАЗ-547В со сдвинутой назад и чуть приподнятой правой кабиной оператора. Прототип появился через год и прошел цикл испытаний. Мелкосерийное изготовление началось в 1977-м. На этом шасси впервые появились 710-сильный двигатель В-58-7 с улучшенными системами смазки, охлаждения, разогрева и средний неведущий мост. Все остальные агрегаты и узлы оставались прежними с несущественными модернизациями, связанными с введением еще одной пары колес. На переднем бампере сохранилась правая откидная консольная секция.

original-43-7912-7917-ok_html_m253d15f9
Неполноприводное шасси МАЗ-7912 с многотопливным мотором V12 (из архива НИИЦ АТ)
1 (2)
710-сильный автомобиль с четырьмя передними управляемыми мостами (из архива МЗКТ)

МАЗ-7917 (1984–1992 гг.)

Наиболее известный семиосный автомобиль МАЗ-7917 разрабатывался с 1982 года под руководством Владимира Чвялева как базовое шасси для пусковой установки ПГРК «Тополь». Первый прототип появился в 1984-м и через год поступил в производство. Конструктивно его унифицировали с моделью МАЗ-7912, но оборудовали левой двухместной кабиной от МАЗ-7916 и жестким неразрезным передним бампером. Для нужд РВСН собрали 402 шасси МАЗ-7917.

original-43-7912-7917-ok_html_m642980b4
Спецшасси МАЗ-7917 для комплекса «Тополь» с одно- и двухместной кабинами (из архива МЗКТ)

Военное и гражданское применение шасси МАЗ-7912 и МАЗ-7917

Стратегический подвижный ракетный комплекс «Тополь» стал первым советским ПГРК. Его проектирование началось в соответствии с секретным правительственным постановлением, принятым в июле 1976-го. Через год для монтажа пусковой установки было готово спецшасси МАЗ-7912 с четырьмя гидравлическими домкратами и гидросистемой подъема ракеты в вертикальное стартовое положение. Одновременно в СКБ-1 завода «Баррикады» началось проектирование первой опытной установки 15У128.1 с баллистической ракетой четвертого поколения.

original-43-7912-7917-ok_html_m581bfad4
Пусковая установка 15У128.1 первого комплекса «Тополь-Т» на шасси МАЗ-7912

На боевое дежурство в составе ракетного комплекса 15П158.1 с условным обозначением «Тополь-Т» новая машина заступила в июле 1985 года. Длительные испытания, полигонные стрельбы и доработки этой системы продолжались до конца 1987-го. В ходе этих работ и опытной эксплуатации отрабатывались не только системы шасси, пусковой установки и ракетного вооружения, но и общий состав и организационная структура всего практически неуязвимого комплекса для осуществления боевого дежурства в постоянном движении, подобного которому не существовало нигде в мире.

original-43-7912-7917-ok_html_m3ab9b232
Серийная пусковая установка 15У168 комплекса «Тополь» на шасси МАЗ-7917 (из архива МЗКТ)

С 1987 года доработанный и опробованный наиболее удачный и эффективный советский ракетный комплекс 15П158 «Тополь» базировался на автомобиле МАЗ-7917. Дополнительно его оборудовали дизель-генераторной станцией переменного тока и гидроопорами с ускоренным опусканием на грунт, что позволило сократить до двух минут процесс развертывания установки из походного положения в боевое.

original-43-7912-7917-ok_html_m3564a9b8
Боевая машина 15У168 ПГРК «Тополь» на предстартовом обслуживании (из архива НИИЦ АТ)

На модернизированной пусковой установке 15У168 в транспортно-пусковом контейнере помещалась межконтинентальная баллистическая ракета РС-12М с термоядерной боеголовкой, способная поражать объекты противника на дальностях до 10,5 тысяч километров с точностью попадания до 400 метров. В состав боевой машины входили системы управления и жизнеобеспечения, средства связи, навигации, прицеливания и горизонтирования, а также гирокомпасное устройство АГК, смонтированное за правой одноместной кабиной. Боевая масса установки превышала 105 тонн.

original-43-7912-7917-ok_html_238f997e
Подвижная грунтовая ракетная система «Тополь» на стационарной боевой позиции
original-43-7912-7917-ok_html_m3805ec69
На подвижном дежурстве комплекс «Тополь» с пусковой установкой и машинами сопровождения

Полностью укомплектованные пусковые системы испытывали до конца 1988-го, и 1 декабря того же года, вскоре после подписания Договора о ликвидации РСМД, комплекс «Тополь» был официально принят на вооружение РВСН.

original-43-7912-7917-ok_html_m256ca8a9 original-43-7912-7917-ok_html_m2c3b6207
Подготовка и запуск 22-метровой стратегической ракеты комплекса «Тополь» (из архива МЗКТ)

 

original-43-7912-7917-ok_html_m5c8d422d
Боевая установка после проведения запуска ракеты (из архива космодрома Плесецк)

Впервые публично комплекс «Тополь» был представлен на последнем советском военном параде на Красной площади 7 ноября 1990 года, вызвав в руководстве НАТО взрыв бессильной ярости и страха.

original-43-7912-7917-ok_html_m569f9868
Комплексы «Тополь» на параде в Москве в ознаменование 73-й годовщины Октября

В Российской Федерации в 2008–2009 годах эти комплексы вновь участвовали в возобновившихся военных парадах в Москве в честь Дня Победы.

1 / 3
Боевые машины комплекса «Тополь», принимавшие участие в парадах в Москве в 2000-е годы (фото автора)
2 / 3
Боевые машины комплекса «Тополь», принимавшие участие в парадах в Москве в 2000-е годы (фото автора)
3 / 3
Боевые машины комплекса «Тополь», принимавшие участие в парадах в Москве в 2000-е годы (фото автора)

Развертывание «Тополей» продолжалось до 1992 года. По состоянию на конец 1996-го в РВСН находилось 360 комплексов, но к 2010 году, в связи с ликвидацией части машин после окончания сроков эксплуатации, эта цифра сократилась вдвое. На начало 2016 года оставалось всего 72 боевых машины, и совсем недавно легендарные установки «Тополь» стали занимать свое достойное место в ряде российских военно-исторических экспозиций.

original-43-7912-7917-ok_html_m23e8930a
Пусковая установка 15У168 в Петербургском артиллерийском музее (фото автора)

В состав комплексов «Тополь» входила многоцелевая вспомогательная установка 15Т382 на шасси МАЗ-7917 без домкратов и АГК, которая не несла на себе никакого вооружения.

original-43-7912-7917-ok_html_53395ddb
Машина сопровождения 15Т382 с камуфляжной надписью «огнеопасно» на цистерне

Это была новая боевая машина сопровождения или агрегат колонны технического замыкания с длинной стальной цилиндрической цистерной, за что получила расхожее прозвище «труба». За цистерной помещался отсек для перевозки запчастей и приспособлений, похожий на кабину управления обычного топливозаправщика. По обеим сторонам «трубы» находились продольные рабочие площадки с перилами и лестницами. В летнее время в три ее горловины заливали обычную воду, а зимой засыпали песок, которые служили для доведения полной массы машины до величины, соответствовавшей общей массе боевой установки. По сведениям ветеранов на тактические учения она вывозила также до 50 тонн дизельного топлива.

original-43-7912-7917-ok_html_9ce15f7
Габаритно-весовой агрегат 15Т382 для обучения и тренировки механиков-водителей (фото автора)

Спереди на цистерне крепилась пространственная трубчатая конструкция, указывавшая водителю размеры реальной пусковой установки. В такой комплектации машина служила для обучения механиков-водителей и тренировки боевых расчетов пусковых систем. Ее применяли также для проверки дорог и сооружений на пути следования ракетных комплексов.

Многоцелевые машины 15Т382 комплекса «Тополь» на парадах в Москве (фото автора)

original-43-7912-7917-ok_html_6d5cec45
original-43-7912-7917-ok_html_m978fd17

Для работы в качестве эвакуатора сзади крепились стальная труба жесткой сцепки для буксировки тяжелых аварийных машин и стыковочные приспособления для соединения с тормозной и рулевой системами буксируемой автотехники. Назначение и просто наличие металлической цепочки заземления, висевшей на задней поперечине рамы, отрицают даже опытные военные специалисты.

В начале 1990-х, в пору безудержной конверсии, активно прорабатывалась идея создания на базе ПГРК «Тополь», лишенного военного оснащения и секретных элементов, целого семейства мобильных многоцелевых ракетно-космических комплексов «Старт» для запуска малогабаритных космических аппаратов-спутников на низкие околоземные орбиты и проведения заказных коммерческих полетов. На них использовалась «разоруженная» штатная ракета от «Тополя», превращенная в безобидную ракету-носитель. Первый пуск военного спутника был произведен весной 1997-го с дальневосточного космодрома Свободный. Затем до апреля 2006 года там осуществили еще четыре запуска космических аппаратов научного и двойного назначения.

original-43-7912-7917-ok_html_5874d016
Комплекс «Старт-1» на шасси МАЗ-7917 для запуска коммерческих ракет (из архива МЗКТ)

В начале 2000-х годов у боевого «Тополя» появился еще более мощный, совершенный и всемирно известный наследник — модернизированный межконтинентальный комплекс «Тополь-М». О нем читайте в следующем выпуска нашего журнала.

На заглавной фотографии — семиосные шасси МАЗ-7917 с ракетными комплексами «Тополь» (фото автора).

Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть UAZ Hunter

Этот автомобиль родился в самый разгар холодной войны — в 1964 году, но его путь к заводскому конвейеру занял долгие восемь лет. Во времена СССР о его покупке можно было только мечтать: в свободную продажу они не…

553 0 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
От создателей плееров: тест регистраторов Ritmix AVR-830G и AVR-675

Компанию Ritmix в нашей стране знают и помнят отлично – она стояла у истоков «цифровизации» музыки, сделав MP3-плеер по-настоящему массовым и доступным гаджетом задолго до эпохи распространения «айподов» и смартфонов.…

216 0 2
Статьи / Популярные вопросы
Какие изменения в ПДД принес чемпионат мира по футболу

В России стартовал чемпионат мира по футболу, который, как ни странно, принес изменения не только в спортивную жизнь страны, но даже в правила дорожного движения. Что изменилось, на что стоит обратить внимание, и…

244 0 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

117 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

2561 15 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2222 2 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20213 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14259 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12086 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71563 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15828 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13106 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51849 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9170 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7277 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

366171 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246544 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113042 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?