Что говорили об отечественных авто Николай II, Ленин и Сталин

9138 2 18

В последнее время представители власти довольно часто высказываются о последних разработках отечественного автопрома. В свете этого, мы решили проследить историю подобных высказываний. Сегодня охватим период с начала XX века до начала Великой Отечественной войны.

 

Николай II

Из наших автомобилей самыми массовыми – конечно, по дореволюционным меркам – в России начала XX века были машины Руссо-Балт. Сам бренд имеет иностранные корни: изначально это был филиал вагоностроительной бельгийско-немецкой фирмы в Риге, позже преобразованный в «Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода», где спустя ещё 30 лет (примерно в 1904 году), было принято решение выпускать автомобили, для разработки которых владелец завода М. В. Шидловский пригласил швейцарского инженера Жюльена Поттера.

26 мая 1909 года из ворот завода в Риге выехал первый Руссо-Балт, а летом того же года автомобиль новой российской марки появился в Москве. Почти сразу пару Руссо-Балтов приобрёл для своего гаража Николай II, а дальше его примеру последовали столичные чиновники, военные и промышленники. Кроме того, император даровал рижскому заводу право помещать на пробку радиатора автомобилей российский герб.


Только вот говорят, что Николай II самолично Руссо-Балтами не пользовался. Из 58 автомобилей, которые к 1917 году насчитывал его гараж, только десять использовались для обслуживания августейшей семьи, и Руссо-Балтов среди них не было, зато были Rolls-Royce, Mercedes и Delaunay-Belleville. Придворные же перемещались на Mercedes, Panhard-Levassor, Serex, а также на российских Лесснер (по сути – «русифицированный» Mercedes немецкой компании Daimler) и Руссо-Балтах.


Рядом с шофёром – великий герцог Э. Гессенский, великая княжна Ольга Николаевна, на заднем сиденье справа – Николай II



В целом в дореволюционной России автомобили российских марок особо распространёнными не стали: Руссо-Балт, с учётом всех авто, купленных аристократией и купечеством «забавы ради», а главным образом благодаря выпускаемым по армейскому заказу грузовикам (Шидловский входил в Совет Министерства финансов), сумел выпустить 623 единицы техники. Основной покупательский спрос обеспечивали Opel, Ford, Panhard-Levassor, Benz, Brasier и Mercedes. И хотя история «Русско-Балтийского» ещё некоторое время «тлела» при большевиках, до наших дней дожил только один Руссо-Балт, находящийся ныне в московском Политехническом музее.


Руссо-Балт К 12/20 1911 г. Политехнический музей


Но была и другая история, связывающая последнего российского императора и отечественный автомобиль. Впрочем, отечественным он тоже может считаться лишь с натяжкой. Императорским гаражом заведовал французский инженер, механик и изобретатель Адольф Кегресс, работавший ранее на российском заводе Лесснер. При нём в мастерских гаража была создана школа шофёров, которых обучали не только водить автомобиль, но и детально разбираться в конструкции и устранять неисправности. Кроме того, в этих мастерских Кегресс организовал доработку машин по собственному проекту – сейчас это назвали бы тюнинг-ателье.

Задумка Кегресса заключалась в том, чтобы улучшить проходимость автомобиля на заснеженных трассах. Для этого на передние колёса ставились лыжи, а задние заменялись на гусеницы, которые поначалу изготавливалась из сежи, потом из верблюжьего войлока, а в дальнейшем такие гусеницы стали делать из резины. Экспериментальные полугусеничные машины Кегресса строились на шасси Mercedes, Citroёn, Packard и Руссо-Балт. 31 мая 1914 года Кегресс получил на своё изобретение привилегию (патент) № 26751-а «автомобильные сани, движущиеся посредством бесконечных ремней с нажимными роликами и снабженные поворотными полозьями на передней оси». Поздние варианты «снеговых моторов» имели в названии дополнение в виде фамилии изобретателя – Kegresse. В январе 1917 года Кегресс катал на таком автомобиле, построенном на шасси Packard SIX 3-38, царскую семью. Николай II оставил в своём дневнике запись по этому поводу.


15 января 1917 года, Царское Село. В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег.

Николай II о вездеходе с системой Kegresse


Развились бы во что-то большее школа шофёров и мастерские Кегресса при императорском гараже? Стали бы гусеничные автомобили чем-то вроде национального российского транспорта, (а не просто первоапрельской шуткой), не случись октябрьской революции? Этого мы уже никогда не узнаем.


Руссо-балт C24-30 из гаража Николая II



К слову, саму гусеницу как таковую изобрёл англичанин Р. Эджуорт ещё в 1770 году, но в России металлическую гусеницу в 1837 году запатентовал штабс-капитан русской армии Д. А. Загряжский, однако тогда изобретением не заинтересовалась промышленность, и через два года патент был аннулирован. Что касается Кегресса, после революции он вернулся во Францию, поступил работать на Citroёn, а в конце 1930-х впервые описал принцип работы коробки передач с двумя сцеплениями. Да-да, той самой, которая DSG.

Ленин и Калинин

После революции императорский гараж перешёл в распоряжение Владимира Ильича. Говорят, вождь мирового пролетариата питал слабость к иномаркам, и особенно – к Rolls-Royce. В 1920 году он попросил полпреда РСФСР в Великобритании Леонида Красина начать переговоры о закупке в Манчестере Роллс-Ройсов «для молодой республики». Одна машина этой марки стоила столько же, сколько хороший особняк в Москве – около 3 000 фунтов стерлингов, но уже через год первая партия автомобилей прибыла в советскую Россию.

Примерно тогда же, в 1920 году, Ленин вспомнил о полугусеничном вездеходе Citroёn-Kegresse из царского гаража – дело в том, что зимой он жил в занесённых снегами Горках, и подобный транспорт являлся чуть ли ни единственным средством сообщения с миром. Ленин решил «заиметь такой же», только на базе автомобиля любимой британской марки, в результате чего в начале 1921 года в Петрограде на Путиловском заводе для вождя собрали единственные в своём роде полугусеничные автосани на базе Rolls-Royce Silver Ghost Continental зелёного цвета. Машина очень полюбилась Ильичу и возила его до самой кончины, более того – в 1924 году шофёр вождя Степан Гиль сообщил о смерти Ленина в Москву, добравшись из Горок как раз на этом вездеходе.


Rolls-Royce Silver Ghost Continental В. И. Ленина


Путиловский же завод (впоследствии «Красный путиловец» и «Кировский завод»), где делали гусеничный Роллс-Ройс для Ильича, вообще-то выпускал тракторы, паровозы и вагоны, но в 1933 году, уже при Сталине, там попробовали серийно выпускать легковые автомобили Л-1 – мы упоминали о них в материале о советском автопроме 30-х годов.

Однако очень быстро завод переориентировали на другие, более привычные заказы, а конструкцию автомобиля передали на московский ЗИС. Вездеход Ленина остался единственным автомобилем Путиловского завода, дожившим до наших дней – он принадлежит филиалу Центрального музея Ленина в Горках. Кроме того, сохранилась ещё пара машин, имевших отношение к Ильичу: легковой Rolls-Royce в Центральном музее Ленина в Москве и знаменитый «броневичок» Austin, у которого, кстати, тоже существовала полугусеничная вариация Kegresse.


Юнкера у бронеавтомобиля на дворцовой площади Петрограда, 1917 год. Фото: РГАКФД



Да, в те годы автомобиль был привилегией высших слоёв общества, партийного руководства и чиновников. Предпочитали они иномарки. Нормальной машине отечественной конструкции посреди постреволюционной разрухи взяться было некуда. А потому неудивительно, что до нас не дошло никаких высказываний Ленина о российском автомобиле и автопроме. Однако большевики как минимум попытались перезапустить историю Руссо-Балта.

Ещё в 1915 году автомобильный отдел Русско-Балтийского завода был эвакуирован в Москву, в 1916-м руководство завода выкупило у наследников купца Шелапутина поместье Покровское-Фили (ныне – Фили, район Москвы), где в 1917 был открыт «Второй автомобильный завод Руссо-Балт». В 1918-м предприятие национализировали большевики и переименовали в «Первый государственный бронетанковый завод» (1-й БТАЗ). В 1922 году производство выпустило пять автомобилей Промбронь, созданных по чертежам Руссо-Балта.


Промбронь-С



Один автомобиль подарили Ленину, но он на нём поездить не успел. А ещё один, Промбронь С24/40, в том же 1922 году был показан на смотре автомобилей и броневиков на Красной площади. Автомобиль представили председателю ВЦИК М.И. Калинину и командиру РККА К. Е. Ворошилову, после чего было объявлено, что машина передаётся Калинину в личное пользование. Михаил Иванович произнёс речь:


Выпуск первого автомобиля пробивает первую брешь в нашей технически слабой стране.

М. И. Калинин об автомобиле Промбронь С24/40


В следующем, 1923 году, пара машин Промбронь-С24/45 участвовала во Всероссийском испытательном автомобильном пробеге, но сам завод, по сути, перестал существовать – он был передан в концессию германской фирме Junkers (Юнкерс), которая начала производство самолётов Ю-20 и Ю-21 для Красной армии. Однако уже в 1926 году договор с фирмой был расторгнут по причине невыполнения обязательств.

В годы Второй мировой войны Junkers стала крупнейшей авиационной компанией Германии, а в стенах 1-го БТАЗ после ухода оттуда немецких авиастроителей расположилось предприятие, ныне именуемое ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и занимающееся ракетно-космической техникой. В общем, автомобили на этих площадях больше никогда не выпускались.

Машина, подаренная в 1922 году Калинину, была семиместной, имела 40-сильный двигатель и могла разгоняться до 85 вёрст в час. «Всероссийский староста» использовал Промбронь С24/40 в качестве «служебки» до 1945 года. После его смерти в 1946 году машину списали как хлам и пустили под пресс.





Сталин

После Калинина публичных заявлений об отечественных автомобилях долго никто из лидеров страны не делал – по крайней мере, свидетельств этому не сохранилось. Зато различных «кулуарных» и полумифических высказываний предостаточно. Две довольно известные истории про Сталина – как раз из этой категории. Поручиться за точность цитат, как и за 100-процентную реальность описанных событий, нельзя – обе фразы вождя имеют отчётливый «легендарный» статус и обычно приводятся в качестве баек. Впрочем, байки не возникают из ниоткуда.

В 1946 году в СССР появилось сразу два новых автомобиля – ГАЗ-20-М Победа и Москвич-400. Обе машины перед началом производства принимал лично Сталин. ГАЗ-20-М ему показывали 19 июня 1945 года, причем с двумя вариантами моторов, шести- и четырехцилиндровом. 62-сильную «шестёрку» Сталин забраковал – как будто бы за тяготение к более высокому классу – а вот 50-сильную «четвёрку» одобрил. Но когда дошли за названия автомобиля, и Сталин услышал основной вариант «Родина», он и произнёс эту сакраментальную фразу.


И почём Родину продавать будете?

И. В. Сталин на показе автомобиля ГАЗ-20-М


ГАЗ-20-М Победа предсерийный


Если человек умеет седеть внутри, то в тот момент это наверняка произошло с главным конструктором Горьковского автозавода Андреем Александровичем Липгартом, потому что вопрос был адресован ему. Шесть лет спустя Липгарта по доносу коллеги «разжалуют» до рядового инженера и отправят в Миасс на УралЗИС (его обвиняли и в неполадках на первых Победах, и в сдерживании запуска армейских амфибий), но в тот раз, с названием нового авто, обошлось. Запасным вариантом была как раз Победа, и на это Сталин тоже отреагировал.


Невелика победа, но пусть будет Победа.

И. В. Сталин на показе автомобиля ГАЗ-20-М


ГАЗ-20-М Победа


Название было утверждено (относительно цены победы у Сталина вопросов быть не могло), и 28 июня 1946 года Победа начала производиться серийно. А 4 декабря того же года на заводе МЗМА собрали первый «Москвич-400», но этому событию предшествовала история, якобы описывающая то, как у Москвича, являвшегося практически полной копией довоенного Opel Kadett K38, появились задние двери. На представлении предсерийной машины Сталину произошёл конфуз: генсек уселся на переднее сиденье рядом с водителем и предложил присоединиться к нему директору завода Василию Николаевичу Тахтарову.


Садись и ты, дорогой.

И. В. Сталин на показе автомобиля Москвич-400


Предложение «сесть» от Иосифа Виссарионовича заставило Тахтарова побледнеть, ведь для того, чтобы попасть в двухдверный автомобиль, ему пришлось бы попросить вождя встать, дабы откинуть спинку переднего сиденья и пробраться в заднюю часть салона. Вероятно, Тахтаров подозревал в тот миг, что сейчас он «сядет» надолго. Но товарищ Сталин был настроен благодушно – выбравшись из автомобиля, он лишь небрежно попросил директора доработать автомобиль.


Москвич-400


Сделай так, чтобы людям было удобно.

И. В. Сталин на показе автомобиля Москвич-400


В результате Москвичу серьёзно перекроили каркас кузова, добавили задние двери, и в 1947 году этот автомобиль уже вовсю выпускался… Что же касается машин, которые возили самого вождя, то тут история противоречивая.

С одной стороны, Сталин ратовал за отечественный лимузин. Ведь это именно с его подачи в 1933 году на «Красном путиловце» было собрано шесть автомобилей Ленинград-1 (Л-1), считающихся предшественниками ЗИС-101. Именно Сталин в апреле 1936 года в ходе визита на завод имени себя (ЗИС, впоследствии ЗиЛ) одобрил собственно ЗИС-101 и предложил в качестве эмблемы автомобиля использовать звезду с красным знаменем. Именно при Сталине в 1947 году появился броневик ЗИС-115 (лимузин не имел перегородки между передней и задней частями салона – «У меня нет секретов от народа, перегородку можно не ставить») и впоследствии был выпущен в количестве порядка 32-35 экземпляров.


Красный путиловец Ленинград-1


С другой стороны, ЗИС-101 был создан по образу и подобию Buick, а любимым автомобилем, несмотря на ЗИС-115, у Сталина так и остался Packard Twelve. «Ленинские» Роллс-Ройсы ему не слишком нравились, поэтому американские Packard Сталин распорядился закупить вскоре после смерти Ильича. Машины из США «вождь народов» очень одобрял ещё со времён Гражданской войны, хотя в 1939 году на подписании Пакта о ненападении в Москве представлял свой 12-цилиндровый Packard министру иностранных дел Германии Риббентропу так: машина, мол, хорошая, да только вот производится «прогнившими американцами». То ли дело бронированный Mercedes-Benz 700K, который делают добрые соседи – немцы.


И. В. Сталин осматривает предсерийный ЗИС-101


В следующей части нашего рассказа поговорим о том, как относились к отечественному автопрому Хрущёв, Брежнев, Горбачёв и другие общественные и политические деятели тех лет.


Читайте также:



Поделиться: 6 9 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Совсем недавно смотрел пару короткометражных фильмов об истории Vauxhall. Так вот в каждом из них отдельно подчеркивалось, что в гараже Николая ll непременно был Воксхолл, и даже не один.

Евгений

Иннокентий - интересно!Но это, конечно, безобразие что вождь мирового пролетариата предпочитал ролс. Ну хотя бы Ситроеном мог ограничиться!С другой стороны в широких массах тогда ройс был как космический корабль сегодня. И видимо больше ассоциировался с чудо-техникой, а не с роскошью как сейчас.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Ошибка природы: как разрабатывали и почему забраковали ГАЗ-21 6х4 с тремя осями

Сегодня никто не сомневается, что автомобилю повышенной проходимости необходим привод на все колёса, без него – никуда. Но в 30-х годах XX века инженерам казалось, что шарниры привода управляемых колёс – слишком сложное…

9138 0 17
Статьи / Тесты
Самые-самые: угадываем 10 мировых автомобилей-победителей в своих категориях

Некоторые люди любят бросаться в крайности. С автомобилями это тоже неоднократно случалось: в каждой категории существует свой вариант «самой-самой» машины. Герои нашего теста – наиболее быстрые, популярные, крошечные,…

1831 0 9
Новости / Новинки
#КрымНаш – за 800 000 рублей! Все подробности о 3 поколении родстера «Крым» из «Бауманки»

Внешность нового родстера «Крым» третьего поколения разработчики пока держат в секрете. Нам запретили публиковать даже фотографии масштабной модели, которую в «Бауманке» распечатали на 3D-принтере и подарили редакции: в…

3023 26 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 с пробегом: принципиально разные автоматы и ресурс турбомоторов “за 300”

Идея покупки шведской машины в возрасте больше 20 лет на первый взгляд выглядит, в лучшем случае, авантюрой. Впрочем, пристальный осмотр кузовов оставляет приятные впечатления (особенно по сравнению с Мерседесами рубежа…

3368 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 c пробегом: удивительно крепкий кузов и многовато хлопот с электрикой

Audi, BMW и Мерседесы конца 90-х уже почти все сгнили или добиты насмерть плохим сервисом и просто возрастом. Как держится спустя 20 и более лет их обычно более доступный и спокойный шведский конкурент? В первой части…

2558 4 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

2499 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

83159 31 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Самый быстрый бандюган: опыт владения Jeep Grand Cherokee ZJ 5,9

Согласно канонам журналистики, заголовок, который нужно растолковывать и пояснять читателю – плохой заголовок… Но я все же не нашел в себе сил отказаться от использования первого же, что спонтанно пришло в голову – микса…

29262 14 7
Тест-драйвы / Тест-драйвы
Небрежный плод её забав: тест-драйв Renault Arkana

Предположения о том, что Arkana будет машиной компромиссной, возникли у нас, едва в прессу проникла первая доза слухов о новинке. Премьера дизайн-концепта на прошлогоднем Московском салоне лишь утвердила нас в этой…

22817 42 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

38795 12 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

7512 1 0
Статьи / Практика
Гаджет с моноклем: обзор радар-детектора/видеорегистратора iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12

iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12 – весьма необычное комбо-устройство! В нем имеется и немного «уличной магии» в виде жестового управления, и «библиотека помех», и «монокль на глазу». Давайте разберемся, что все это значит, и…

5618 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

61690 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

17013 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

16457 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

114308 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

79158 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

65959 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?