Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В

3139 0 1
Вслед за разработками и принятием на вооружение межконтинентального ракетного комплекса «Темп-2С», о котором речь шла в предыдущей статье, в Советском Союзе проводилось проектирование его «младшего собрата» — совершенно секретного мобильного стратегического ракетного комплекса (СРК) «Пионер» среднего радиуса действия с ядерными боезарядами. За способность поражать любые объекты в Западной Европе он получил гордое прозвище «Гроза Европы».
original-41-547-ok_html_m763a754c
Один из символов мощи советского ВПК — ракетный комплекс «Пионер» на шасси МАЗ-547В

Для него в СКБ-1 Минского автозавода был создан доработанный 55-тонный шестиосный автомобиль-шасси МАЗ-547В (12×12), унифицированный с базовой моделью МАЗ-547А и максимально приспособленный для несения пусковых ракетных установок семейства «Пионер». Они базировались в закрытых металлических ангарах с раздвигавшейся крышей и несли боевое дежурство на скрытых хорошо закамуфлированных местах дислокации в отдаленных лесных регионах.

02
Запуск баллистической ракеты средней дальности с установки «Пионер» (из архива МЗКТ)

Автомобиль-ракетовоз МАЗ-547В для комплекса «Пионер» (1974–1984 гг.)

Несмотря на конструктивную идентичность автомобиля МАЗ-547В с базовым шасси МАЗ-547А специальные требования по монтажу новой боевой надстройки и спецоборудования привели к несущественным модификациям машины, наглядно отразившимся в ее внешних очертаниях. В результате частичной перекомпоновки передней части на ней осталась только одна левая кабина водителя, а правую сдвинули чуть назад и приподняли примерно на метр выше так, что она «висела» непосредственно над передним правым колесом. В освободившемся пространстве устанавливался достаточно объемный опускавшийся на грунт нижний прибор технологического оборудования, представлявший собой автоматическую гирокомпасную установку (АГК), входившую в состав бортовой системы прицеливания ракеты.

original-41-547-ok_html_d7b719d
650-сильное шасси МАЗ-547В с двумя разными кабинами для комплекса «Пионер» (фото автора)

Новая верхняя одноместная стеклопластиковая кабина, прозванная скворечником и поочередно служившая командиру экипажа и оператору-наводчику, имела специальную конструкцию с треугольной формой крыши, двумя небольшими боковыми окошками и вентиляционным лючком в передней панели. Наличие АГК привело к перекомпоновке передка и изменению конструкции бампера с двумя раздельными зарешеченными кожухами световых приборов. Его левая часть с буксирным крюком жестко крепилась на передней части рамы, а правую консольную секцию сделали откидной.

original-41-547-ok_html_67e7042f
Автомобиль-шасси МАЗ-547В с приподнятой правой одноместной кабиной (фото автора)

На автомобиле МАЗ-547В, как и на МАЗ-547А, были использованы двигатель В-38 мощностью 650 л.с., приспособленный для работы на дизельной солярке, бензине А-72 или авиационном керосине, и гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач. От нее крутящий момент через редуктор с межосевым самоблокирующимся дифференциалом сначала подавался на главные передачи двух средних мостов — третьего и четвертого, а затем последовательно перераспределялся на соседние — второй и первый, пятый и шестой, снабженные межколесными дифференциалами и планетарными колесными редукторами. Постоянное и надежное сцепление колес с грунтом обеспечивали независимая рычажная подвеска с гидропневматическими упругими элементами и гидробалансирные связи передних и задних тележек каждого борта. Все размерные и весовые параметры МАЗ-547В практически не отличались от базовой версии.

original-41-547-ok_html_m4b1cda
Первый образец МАЗ-547В с тремя передними управляемыми мостами и балластной нагрузкой (из архива МЗКТ)
original-41-547-ok_html_3710eaac
Испытания второго образца с семиметровой монтажной длиной рамы (из архива МЗКТ)

Первые два прототипа МАЗ-547В появились в 1974 году и сразу же были отправлены на завод «Баррикады» под спецкомплектацию. За 11 лет в Минске собрали 538 таких шасси.

original-41-547-ok_html_mac15722
Пусковая установка 15У106 комплекса «Пионер» при выезде из ангара «Крона»

Ракетные комплексы «Пионер» на шасси МАЗ-547В

Главным объектом, ради которого создавался этот автомобиль, был первый в СССР подвижный ракетный комплекс «Пионер» средней дальности в нескольких исполнениях. Для установки ракетных систем шасси МАЗ-547В оборудовали подъемной мачтой с гидроприводом для приведения ракеты в вертикальное стартовое положение, средствами контроля за ее техническим состоянием, подготовки и проведения пуска, а также системой горизонтирования при помощи четырех гидравлических домкратов, обеспечивавших устойчивость машины при запуске ракеты и полную разгрузку узлов ходовой части. В кабине оператора размещались переговорное устройство с водителем, радиостанция для связи с машинами сопровождения, цифровая вычислительная машина и пульт управления системой прицеливания.

original-41-547-ok_html_m38b482d7
Первая пусковая установка комплекса «Пионер» на доработанном шасси МАЗ-547В

Весной 1976 года на вооружение был принят комплекс 15П645 «Пионер» с установкой 15У106 для запуска ядерной баллистической ракеты, помещенной в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и способной поражать наземные объекты противника на расстоянии 4,7 тысяч километров. Ее запуск производился при помощи минометной установки с пороховым аккумулятором давления, выбрасывавшим ракету из ТПК. При этом ракетный двигатель автоматически включался на безопасной высоте, исключавшей нанесение повреждений раскаленными газами и возгорание контейнера, элементов пусковой установки и наземных устройств. Точность попадания достигала рекордной по тем временам величины — 500 метров. Боевая масса машины с экипажем достигала 83 тонн.

original-41-547-ok_html_69c5733b
Пусковая установка с ракетным контейнером на шасси МАЗ-547В с четырьмя гидроопорами
original-41-547-ok_html_14de5a50
Комплекс «Пионер» в стартовом положении (реконструкция ЦКБ «Титан»)

В 1977 году развитием первого «Пионера» стал более совершенный вариант «Пионер-К» с обновленной ракетой с тремя разделявшимися термоядерными боеголовками и дальностью поражения пять тысяч километров.

Развертывание первых ракетных систем осуществлялось столь быстрыми темпами, что к 1984 году было изготовлено и поставлено на боевое дежурство 360 комплексов «Пионер», входивших в 48 ракетных полков РВСН.

Ïèîíåð
Мобильный ракетный комплекс «Пионер УТТХ» («Пионер-2») средней дальности
original-41-547-ok_html_m9eb5ba9
Модернизированная пусковая установка 15У136 второго поколения на шасси МАЗ-547В (из архива МЗКТ)

Летом 1977-го началась разработка ракетного комплекса 15П653 «Пионер УТТХ» второго поколения с «улучшенными тактико-техническими характеристиками», имевшего упрощенное обозначение «Пионер-2». На вооружение его приняли в апреле 1981-го. Для него была создана модернизированная пусковая установка 15У136 с ракетой повышенной точности с тремя разделявшимися боеголовками и максимальной дальностью поражения 5,5 тысяч километров, а также новой аппаратурой управления, прицеливания, автоматики и гидропривода. К 1987 году на вооружении РВСН состояли 252 таких системы.

На стационарной боевой позиции ракетная установка 15У136, вывешенная на четырех гидравлических опорах

original-41-547-ok_html_52a02f15
original-41-547-ok_html_72ea53ca

В начале 1980-х появился малоизвестный комплекс «Горн» системы управления РВСН, конструктивно практически не отличавшийся от «Пионеров» и служивший для создания дополнительной ударной силы в случае внезапного ядерного нападения на Советский Союз.

Без особых изменений на шасси МАЗ-547В перекочевало оборудование транспортно-перегрузочных агрегатов 15Т116 для доставки ТПК с ракетами из хранилищ или железнодорожных вагонов и перезаряжания пусковых установок комплексов «Пионер». Эта операция осуществлялась простым способом горизонтального перекатывания заряженного ТПК по продольным направляющими с перегрузочного агрегата на установленную сзади него боевую машину.

original-41-547-ok_html_72521421
Перемещение ракетного контейнера с транспортно-перегрузочного агрегата на боевую машину (из архива МЗКТ)

Ракетные комплексы «Пионер», создававшие серьезную опасность вооруженным формированиям и союзникам США в Западной Европе и ставшие символом советской военной угрозы, тоже не давали покоя странам-членам НАТО. Перестройка в Советском Союзе неожиданно широко открыла двери массированной атаке на новое советское руководство, активно проводившее в то время легкомысленную политику разоружения страны и перевода военных производств на мирные кастрюльки и сковородки.

original-41-547-ok_html_4b8f65c1
Пусковые установки ракетного комплекса «Пионер-2» выезжают на боевые позиции

В результате столь недальновидной политики в декабре 1987 года по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) комплекс «Пионер» по воле Соединенных Штатов подлежал снятию с вооружения и последующему уничтожению. К тому времени на боевом дежурстве находилось 405 пусковых установок и 105 неразвернутых систем.

original-41-547-ok_html_m7faf43bf
Подготовка к старту (слева) и запуск ракеты комплекса «Пионер-2» (из архива МЗКТ)
original-41-547-ok_html_1fc5841c
Пусковая установка на вывешенном шасси МАЗ-547В после проведения залпа

Так без особых уговоров и санкций Америка легко добилась желанного результата: к маю 1991 года в СССР расформировали 56 ракетных полков, уничтожили 509 пусковых систем и 126 перегрузочных машин, подорвали все ракеты вместе с ТПК и размонтировали средства боевого обеспечения. Самой варварской была утилизация пусковых установок, которая заключалась в отрезании на глубину 80 сантиметров задней части рамы автомобиля, на которой монтировалась подъемная мачта для ракеты.

original-41-547-ok_html_5ac07cb9
Пусковая установка комплекса «Пионер», подготовленная к уничтожению. Август 1988 года

Впоследствии сохранившиеся шасси МАЗ-547В в небольших количествах поступали в народное хозяйство, где в основном служили базой тяжелых автокранов единичного изготовления. Несколько разукомплектованных пусковых систем «Пионер» чудом сохранились в ряде российских и зарубежных военных музеев.

1 / 5
Ракетный комплекс «Пионер УТТХ» в Центральном музее Вооруженных Сил РФ в Москве (фото автора)
2 / 5
Пусковая установка комплекса «Пионер УТТХ» в московском музее Вооруженных Сил России (фото автора)
3 / 5
Боевая машина комплекса «Пионер» в Киевском музее Великой отечественной войны (фото Л. Гоголева, 1980-е годы)
4 / 5
Пусковая ракетная система 15У136 в музее Военно-Воздушных Сил Украины в Виннице (фото А. Волкова)
5 / 5
Установка «Пионер-2» и ракета 15Ж53 с тремя боеголовками в музее полигона Капустин Яр

Из следующей статьи вы узнаете о новых шестиосных минских шасси и ракетном комплексе «Пионер» третьего поколения, которого по воле Америки также ждала неминуемая участь полного уничтожения.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997»

На заглавной фотографии — шестиосное шасси МАЗ-547В для ракетных комплексов «Пионер» (фото автора).

Поделиться: 0 1 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Почти настоящий американец: стоит ли покупать Toyota Tundra за 1,5 миллиона рублей?

Парадокс: у себя на родине в США Toyota Tundra не входит даже в Топ-20 популярных моделей, в то время как её злейшие конкуренты Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM оккупировали тройку лидеров. Хуже Тундры продаётся…

44772 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен?

При выборе автомобиля обычно смотрят на его ключевые характеристики: размер, объем и мощность двигателя, тип трансмиссии и так далее. Однако в повседневной жизни есть и другие показатели, которые оказываются весьма…

1791 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Из пластика и палок: покупаем Peugeot 308 I за 400 тысяч

Европейские марки с названием из четырех букв традиционно не пользуются народной любовью в России. А если их название кончается на «О», то ситуацию вряд ли может изменить самобытный (как и всегда, на вкус и цвет) дизайн…

8545 10 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: задиры в моторах и бессмертный автомат

Может, Hyundai — это не слишком престижно, и не все соседи станут завидовать приобретению корейского автомобиля бизнес-класса, зато это надёжно. О том, что кузов, салон, электрика и ходовая часть Сонаты этого поколения…

3652 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: оцинкованный кузов на гремучей подвеске

Корейские машины с бизнес-классом никак не ассоциируются – там правят бал немцы и японцы. Тем не менее, Sonata NF в этой компании может выглядеть практически своей. Действительно, очень даже бизнес-класс в…

2977 0 4
Статьи / Эксперт выбирает авто
Правильная оппозиция: покупаем Subaru Forester III за 800 тысяч

Знаете, что общего у любителя Субару, вегетарианца и уфолога? Всепоглощающая вера в правильность своего выбора, доходящая иногда до фанатизма. При этом ожидать рациональных доводов в случае веры обычно не приходится. Эта…

15099 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

172489 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

60815 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

74337 5 3
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

22471 4 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

16456 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

10240 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

34878 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

10626 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

9093 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

388793 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

261148 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

75028 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?