Двенадцать колес для «Пионера»: новый шестиосный ракетоносец МАЗ-547В

3412 0 1
Вслед за разработками и принятием на вооружение межконтинентального ракетного комплекса «Темп-2С», о котором речь шла в предыдущей статье, в Советском Союзе проводилось проектирование его «младшего собрата» — совершенно секретного мобильного стратегического ракетного комплекса (СРК) «Пионер» среднего радиуса действия с ядерными боезарядами. За способность поражать любые объекты в Западной Европе он получил гордое прозвище «Гроза Европы».
 
original-41-547-ok_html_m763a754c
Один из символов мощи советского ВПК — ракетный комплекс «Пионер» на шасси МАЗ-547В

Для него в СКБ-1 Минского автозавода был создан доработанный 55-тонный шестиосный автомобиль-шасси МАЗ-547В (12×12), унифицированный с базовой моделью МАЗ-547А и максимально приспособленный для несения пусковых ракетных установок семейства «Пионер». Они базировались в закрытых металлических ангарах с раздвигавшейся крышей и несли боевое дежурство на скрытых хорошо закамуфлированных местах дислокации в отдаленных лесных регионах.

02
Запуск баллистической ракеты средней дальности с установки «Пионер» (из архива МЗКТ)

Автомобиль-ракетовоз МАЗ-547В для комплекса «Пионер» (1974–1984 гг.)

Несмотря на конструктивную идентичность автомобиля МАЗ-547В с базовым шасси МАЗ-547А специальные требования по монтажу новой боевой надстройки и спецоборудования привели к несущественным модификациям машины, наглядно отразившимся в ее внешних очертаниях. В результате частичной перекомпоновки передней части на ней осталась только одна левая кабина водителя, а правую сдвинули чуть назад и приподняли примерно на метр выше так, что она «висела» непосредственно над передним правым колесом. В освободившемся пространстве устанавливался достаточно объемный опускавшийся на грунт нижний прибор технологического оборудования, представлявший собой автоматическую гирокомпасную установку (АГК), входившую в состав бортовой системы прицеливания ракеты.

original-41-547-ok_html_d7b719d
650-сильное шасси МАЗ-547В с двумя разными кабинами для комплекса «Пионер» (фото автора)

Новая верхняя одноместная стеклопластиковая кабина, прозванная скворечником и поочередно служившая командиру экипажа и оператору-наводчику, имела специальную конструкцию с треугольной формой крыши, двумя небольшими боковыми окошками и вентиляционным лючком в передней панели. Наличие АГК привело к перекомпоновке передка и изменению конструкции бампера с двумя раздельными зарешеченными кожухами световых приборов. Его левая часть с буксирным крюком жестко крепилась на передней части рамы, а правую консольную секцию сделали откидной.

original-41-547-ok_html_67e7042f
Автомобиль-шасси МАЗ-547В с приподнятой правой одноместной кабиной (фото автора)

На автомобиле МАЗ-547В, как и на МАЗ-547А, были использованы двигатель В-38 мощностью 650 л.с., приспособленный для работы на дизельной солярке, бензине А-72 или авиационном керосине, и гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач. От нее крутящий момент через редуктор с межосевым самоблокирующимся дифференциалом сначала подавался на главные передачи двух средних мостов — третьего и четвертого, а затем последовательно перераспределялся на соседние — второй и первый, пятый и шестой, снабженные межколесными дифференциалами и планетарными колесными редукторами. Постоянное и надежное сцепление колес с грунтом обеспечивали независимая рычажная подвеска с гидропневматическими упругими элементами и гидробалансирные связи передних и задних тележек каждого борта. Все размерные и весовые параметры МАЗ-547В практически не отличались от базовой версии.

original-41-547-ok_html_m4b1cda
Первый образец МАЗ-547В с тремя передними управляемыми мостами и балластной нагрузкой (из архива МЗКТ)
original-41-547-ok_html_3710eaac
Испытания второго образца с семиметровой монтажной длиной рамы (из архива МЗКТ)

Первые два прототипа МАЗ-547В появились в 1974 году и сразу же были отправлены на завод «Баррикады» под спецкомплектацию. За 11 лет в Минске собрали 538 таких шасси.

original-41-547-ok_html_mac15722
Пусковая установка 15У106 комплекса «Пионер» при выезде из ангара «Крона»

Ракетные комплексы «Пионер» на шасси МАЗ-547В

Главным объектом, ради которого создавался этот автомобиль, был первый в СССР подвижный ракетный комплекс «Пионер» средней дальности в нескольких исполнениях. Для установки ракетных систем шасси МАЗ-547В оборудовали подъемной мачтой с гидроприводом для приведения ракеты в вертикальное стартовое положение, средствами контроля за ее техническим состоянием, подготовки и проведения пуска, а также системой горизонтирования при помощи четырех гидравлических домкратов, обеспечивавших устойчивость машины при запуске ракеты и полную разгрузку узлов ходовой части. В кабине оператора размещались переговорное устройство с водителем, радиостанция для связи с машинами сопровождения, цифровая вычислительная машина и пульт управления системой прицеливания.

original-41-547-ok_html_m38b482d7
Первая пусковая установка комплекса «Пионер» на доработанном шасси МАЗ-547В

Весной 1976 года на вооружение был принят комплекс 15П645 «Пионер» с установкой 15У106 для запуска ядерной баллистической ракеты, помещенной в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и способной поражать наземные объекты противника на расстоянии 4,7 тысяч километров. Ее запуск производился при помощи минометной установки с пороховым аккумулятором давления, выбрасывавшим ракету из ТПК. При этом ракетный двигатель автоматически включался на безопасной высоте, исключавшей нанесение повреждений раскаленными газами и возгорание контейнера, элементов пусковой установки и наземных устройств. Точность попадания достигала рекордной по тем временам величины — 500 метров. Боевая масса машины с экипажем достигала 83 тонн.

original-41-547-ok_html_69c5733b
Пусковая установка с ракетным контейнером на шасси МАЗ-547В с четырьмя гидроопорами
original-41-547-ok_html_14de5a50
Комплекс «Пионер» в стартовом положении (реконструкция ЦКБ «Титан»)

В 1977 году развитием первого «Пионера» стал более совершенный вариант «Пионер-К» с обновленной ракетой с тремя разделявшимися термоядерными боеголовками и дальностью поражения пять тысяч километров.

Развертывание первых ракетных систем осуществлялось столь быстрыми темпами, что к 1984 году было изготовлено и поставлено на боевое дежурство 360 комплексов «Пионер», входивших в 48 ракетных полков РВСН.

Ïèîíåð
Мобильный ракетный комплекс «Пионер УТТХ» («Пионер-2») средней дальности
original-41-547-ok_html_m9eb5ba9
Модернизированная пусковая установка 15У136 второго поколения на шасси МАЗ-547В (из архива МЗКТ)

Летом 1977-го началась разработка ракетного комплекса 15П653 «Пионер УТТХ» второго поколения с «улучшенными тактико-техническими характеристиками», имевшего упрощенное обозначение «Пионер-2». На вооружение его приняли в апреле 1981-го. Для него была создана модернизированная пусковая установка 15У136 с ракетой повышенной точности с тремя разделявшимися боеголовками и максимальной дальностью поражения 5,5 тысяч километров, а также новой аппаратурой управления, прицеливания, автоматики и гидропривода. К 1987 году на вооружении РВСН состояли 252 таких системы.

На стационарной боевой позиции ракетная установка 15У136, вывешенная на четырех гидравлических опорах

original-41-547-ok_html_52a02f15
original-41-547-ok_html_72ea53ca

В начале 1980-х появился малоизвестный комплекс «Горн» системы управления РВСН, конструктивно практически не отличавшийся от «Пионеров» и служивший для создания дополнительной ударной силы в случае внезапного ядерного нападения на Советский Союз.

Без особых изменений на шасси МАЗ-547В перекочевало оборудование транспортно-перегрузочных агрегатов 15Т116 для доставки ТПК с ракетами из хранилищ или железнодорожных вагонов и перезаряжания пусковых установок комплексов «Пионер». Эта операция осуществлялась простым способом горизонтального перекатывания заряженного ТПК по продольным направляющими с перегрузочного агрегата на установленную сзади него боевую машину.

original-41-547-ok_html_72521421
Перемещение ракетного контейнера с транспортно-перегрузочного агрегата на боевую машину (из архива МЗКТ)

Ракетные комплексы «Пионер», создававшие серьезную опасность вооруженным формированиям и союзникам США в Западной Европе и ставшие символом советской военной угрозы, тоже не давали покоя странам-членам НАТО. Перестройка в Советском Союзе неожиданно широко открыла двери массированной атаке на новое советское руководство, активно проводившее в то время легкомысленную политику разоружения страны и перевода военных производств на мирные кастрюльки и сковородки.

original-41-547-ok_html_4b8f65c1
Пусковые установки ракетного комплекса «Пионер-2» выезжают на боевые позиции

В результате столь недальновидной политики в декабре 1987 года по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) комплекс «Пионер» по воле Соединенных Штатов подлежал снятию с вооружения и последующему уничтожению. К тому времени на боевом дежурстве находилось 405 пусковых установок и 105 неразвернутых систем.

original-41-547-ok_html_m7faf43bf
Подготовка к старту (слева) и запуск ракеты комплекса «Пионер-2» (из архива МЗКТ)
original-41-547-ok_html_1fc5841c
Пусковая установка на вывешенном шасси МАЗ-547В после проведения залпа

Так без особых уговоров и санкций Америка легко добилась желанного результата: к маю 1991 года в СССР расформировали 56 ракетных полков, уничтожили 509 пусковых систем и 126 перегрузочных машин, подорвали все ракеты вместе с ТПК и размонтировали средства боевого обеспечения. Самой варварской была утилизация пусковых установок, которая заключалась в отрезании на глубину 80 сантиметров задней части рамы автомобиля, на которой монтировалась подъемная мачта для ракеты.

original-41-547-ok_html_5ac07cb9
Пусковая установка комплекса «Пионер», подготовленная к уничтожению. Август 1988 года

Впоследствии сохранившиеся шасси МАЗ-547В в небольших количествах поступали в народное хозяйство, где в основном служили базой тяжелых автокранов единичного изготовления. Несколько разукомплектованных пусковых систем «Пионер» чудом сохранились в ряде российских и зарубежных военных музеев.

1 / 5
Ракетный комплекс «Пионер УТТХ» в Центральном музее Вооруженных Сил РФ в Москве (фото автора)
2 / 5
Пусковая установка комплекса «Пионер УТТХ» в московском музее Вооруженных Сил России (фото автора)
3 / 5
Боевая машина комплекса «Пионер» в Киевском музее Великой отечественной войны (фото Л. Гоголева, 1980-е годы)
4 / 5
Пусковая ракетная система 15У136 в музее Военно-Воздушных Сил Украины в Виннице (фото А. Волкова)
5 / 5
Установка «Пионер-2» и ракета 15Ж53 с тремя боеголовками в музее полигона Капустин Яр

Из следующей статьи вы узнаете о новых шестиосных минских шасси и ракетном комплексе «Пионер» третьего поколения, которого по воле Америки также ждала неминуемая участь полного уничтожения.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997»

На заглавной фотографии — шестиосное шасси МАЗ-547В для ракетных комплексов «Пионер» (фото автора).

Поделиться: 0 1 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Стоит ли покупать электронный полис ОСАГО, и как не ошибиться при покупке

Электронное ОСАГО – не новинка, и многие автовладельцы давно перешли исключительно на такой способ приобретения страховых полисов. Тем не менее, немало и тех, кто пока не рискует покупать ОСАГО в Интернете, опасаясь…

1186 0 0
Статьи / История
Подъёмные, заправочные и не только: каким был советский спецтранспорт для аэропортов

В 1950-е годы в неисчерпаемом море советской специальной автотехники появился абсолютно новый класс необычных и практически никому не известных аэродромных машин для обслуживания в крупных аэропортах страны…

2151 0 0
Статьи / Тесты
В глаза мне смотри: угадываем советские автомобили по их оптике

Мы как-то проверяли вас на знание автомобилей, предложив угадать машину по очертаниям включенной оптики . Сегодня все кажется проще: фары будут выключены, а машины будут сплошь советскими. Думаете, умения различать…

4750 0 13
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: предательство гидротрансформатора и очень странный V6

Первая часть обзора нас обнадёжила: рама Эксплорера практически вечная, кузов имеет ряд предательски ржавеющих зон, но в целом тоже крепок. Подвески, за исключением пары грешков, тоже денег не просят, а…

1655 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: скрытая от глаз коррозия и неинтересная электрика

Мы продолжаем изучать большие американские SUV начала “нулевых”, многие из которых дожили до наших дней во вполне ещё добром здравии, не в последнюю очередь благодаря относительной простоте конструкции. Как и Tahoe,…

2478 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

38242 12 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

38426 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22844 4 6
Тест-драйвы / Одиночные
Обычная пятёрка за 3 миллиона: опыт владения BMW 5 series E39

Что можно купить, если у тебя есть 3 миллиона рублей? Новую пятёрку “на минималках”, коллекционный янг- или даже олдтаймер, четыре Соляриса для таксопарка… А можно потратить их на BMW E39 528i, одну из самых странных…

19231 37 7
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19733 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7283 4 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор недорогого видеорегистратора 2019 AdvoCam-FD8 RED-II: топовая съемка по цене бюджетника

Знакомьтесь: видеорегистратор от отечественного бренда AdvoCam – модель AdvoCam-FD8 RED II. Этот аппарат при цене менее 5 тысяч рублей снимает в разрешении Super Full HD, то есть 2304 на 1296 пикселей, а это примерно в…

2814 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55584 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39807 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15960 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

69241 26 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

53114 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

53025 0 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?