Хлебозаводы и ракеты на полуприцепах: военное применение советских активных автопоездов

4633 0 8
Во времена «холодной войны» в условиях особой секретности над активными автопоездами незаметно и упорно работали все крупные изготовители армейских грузовиков и научные институты, но большинство таких систем оставалось в опытных образцах или собиралось мелкими партиями, и потому их применение в Советской армии было намного скромнее, чем планировалось.

В вооруженных силах СССР такие автопоезда оказались намного проще, легче и дешевле создававшихся в то же время многоосных тягачей и спецшасси. Их главным предназначением была служба в системе ПВО и Ракетных войсках стратегического назначения, где их использовали для транспортировки ракет и обеспечения стратегических комплексов.

Первый активный автопоезд с тягачом Урал-375 и полуприцепом для ракетного комплекса «Луна» (из архива завода «Баррикады»)

Первый активный автопоезд с тягачом Урал-375 и полуприцепом для ракетного комплекса «Луна» (из архива завода «Баррикады»)

Впервые ракетное вооружение было смонтировано на активном автопоезде осенью 1960 года. Эту оригинальную машину разработали конструкторы 21 НИИИ, построил ее сталинградский завод «Баррикады». Автопоезд состоял из доработанного седельного тягача Урал-375 и одноосного полуприцепа с ведущими и управляемыми колесами. Он служил для монтажа пробной пусковой установки Бр-230 ракетного комплекса «Луна» с тросовым краном-перегружателем и термочехлом для поддержания заданной температуры ядерной боеголовки. Эта система произвела стрельбы на полигоне Ржевка под Ленинградом, но оказалась слишком недолговечной.

Специальный тягач ЗИЛ-157КВ-1 с активным полуприцепом ПАУ-3 (из архива НИИЦ АТ)

Специальный тягач ЗИЛ-157КВ-1 с активным полуприцепом ПАУ-3 (из архива НИИЦ АТ)

В 1960-е годы, с появлением грузовика ЗИЛ-157К, Московский автозавод ввел в свою программу специальный военный тягач ЗИЛ-157КВ-1 с механической системой привода колес низкорамного двухосного полуприцепа ПАУ-3. На его базе были созданы два варианта транспортных машин для подвоза ракет к стартовым позициям гусеничных зенитных комплексов «Куб» и «Круг». Первая модель 9Т22 доставляла до шести зенитных ракет на ложементах или в контейнерах, вторая 9Т25 перевозила одну ракету и две боеголовки.

Тягач ЗИЛ-157КВ-1 с транспортной машиной 9Т22 комплекса «Куб» (фото M. Smisek)

Тягач ЗИЛ-157КВ-1 с транспортной машиной 9Т22 комплекса «Куб» (фото M. Smisek)

Автопоезд с тягачом ЗИЛ-157КВ-1 и транспортной машиной 9Т25 ракетного комплекса «Круг»

Автопоезд с тягачом ЗИЛ-157КВ-1 и транспортной машиной 9Т25 ракетного комплекса «Круг»

Расширенное использование активных поездов началось лишь с появлением машины ЗИЛ-137 с гидростатическим приводом колес полуприцепа.

Военное применение автопоездов ЗИЛ-137

С момента проектирования главным назначением активных автопоездов ЗИЛ-137 являлась доставка боевых ракет разных систем к местам их запуска, а бортовые исполнения удлиненных полуприцепов ЗИЛ-137Б с тентованными кузовами и продольными скамьями служили для перевозки личного состава и мелких грузов.

Автопоезд ЗИЛ-137 с транспортной машиной 9Т226 ракетного комплекса «Круг»

Автопоезд ЗИЛ-137 с транспортной машиной 9Т226 ракетного комплекса «Круг»

В 1963 году первой транспортной машиной на автопоезде ЗИЛ-137 стала модель 9Т226 на полуприцепе ЗИЛ-137Б с несущей цельнометаллической грузовой платформой, доставлявшая ракеты и боеголовки на стартовые позиции гусеничного зенитного комплекса «Круг». Впоследствии она обслуживала новые системы «Круг-М» и «Круг-М1», принятые на вооружение в 1970-е годы.

Транспортная машина 9Т227 зенитного комплекса «Куб» на автопоезде ЗИЛ-137

Транспортная машина 9Т227 зенитного комплекса «Куб» на автопоезде ЗИЛ-137

В 1964-м на том же полуприцепе была смонтирована следующая машина 9Т227, входившая в состав гусеничной зенитной системы «Куб» средней дальности. На своей стальной грузовой платформе она могла одновременно перевозить шесть ракет, размещенных на ложементах или в контейнерах с теплозащитными чехлами.

Удлиненный полуприцеп ЗИЛ-137Б с зенитными ракетами транспортной машины 9Т227

Удлиненный полуприцеп ЗИЛ-137Б с зенитными ракетами транспортной машины 9Т227

В 1970-е годы на коротком полуприцепе ЗИЛ-137А размещалась транспортная машина 9Т222 тактического комплекса «Точка», доставлявшая две снаряженные ракеты или четыре боеголовки в герметизированных теплоизолированных контейнерах со специальными чехлами.

Автопоезд ЗИЛ-137 с транспортной машиной 9Т222 комплекса «Точка»

Автопоезд ЗИЛ-137 с транспортной машиной 9Т222 комплекса «Точка»

Самым необычным сооружением на полуприцепе ЗИЛ-137Б был подвижный хлебопекарный блок АХБ-2,5 с суточной производительностью 2,5 тонны хлеба, смонтированный в остекленном кузове-фургоне К-137Б2. В нем размещалось традиционное хлебопекарное оборудование (печь, тестоприготовительный агрегат, дозатор, просеиватель муки, шкафы, воздуходувка с пневматическим продуктопроводом и др.), а также емкости для топлива и воды с электронасосами.

Автопоезда ЗИЛ-137 с хлебопекарными блоками АХБ-2,5 (фото А. Артюховского)

Автопоезда ЗИЛ-137 с хлебопекарными блоками АХБ-2,5 (фото А. Артюховского)

Мобильный хлебозавод АХБ-2,5 на полуприцепе БАЗ-99511 в рабочем состоянии

Мобильный хлебозавод АХБ-2,5 на полуприцепе БАЗ-99511 в рабочем состоянии

В разных условиях эксплуатации эти машины получали энергию от автономной бензоэлектрической установки, войсковой электростанции или от вешней электросети. На снабжение Советской армии походную булочную приняли в 1970 году, и через пять лет ее стал собирать военный завод № 111 в Брянске.

На автопоездах ЗИЛ-137 перевозили также элементы понтонно-мостовых переправ и морские минные тралы, а также планировали устанавливать тяжелый понтонный парк ППС-2.

Автопоезд 6009 с полуприцепом БАЗ-9951 для перевозки речных понтонов (из архива С. Ковалева)

Автопоезд 6009 с полуприцепом БАЗ-9951 для перевозки речных понтонов (из архива С. Ковалева)

Военное применение автопоездов 6009 и 60091

От машины ЗИЛ-137 эти автопоезда унаследовали все ее военные функции, то есть служили базой транспортных машин комплексов «Круг», «Куб» и «Точка», буксировали хлебопекарный блок, доставляли понтонные переправы, а также обслуживали новые ракетные системы 1980-х годов.

Машина 9Т238 на активном полуприцепе БАЗ-99511 в транспортном положении

Машина 9Т238 на активном полуприцепе БАЗ-99511 в транспортном положении

Транспортная машина 9Т238 модернизированного тактического комплекса «Точка-У», практически идентичная прежней модели 9Т222, была смонтирована на несущей цельнометаллической платформе удлиненного полуприцепа БАЗ-99511 автопоезда 60091. В разных комбинациях она перевозила одну или две ракеты и боеголовки к ним, которые размещались внутри индивидуальных герметизированных контейнеров с крановой перегрузкой.

Незаправленная ракета комплекса «Точка-У» в контейнере и боеголовка к ней на машине 9Т238

Незаправленная ракета комплекса «Точка-У» в контейнере и боеголовка к ней на машине 9Т238

Крановый подъем контейнера с основной частью ракеты комплекса «Точка-У»

Крановый подъем контейнера с основной частью ракеты комплекса «Точка-У»

Крановый подъем контейнера с основной частью ракеты комплекса «Точка-У»

Транспортная машина 9Т238 с двумя ракетами на активном полуприцепе БАЗ-99511

Новая машина 9Т240 перспективного оперативно-тактического комплекса «Ока» базировалась на автопоезде 6009 и служила для транспортировки в специальном контейнере одной ракеты и ее боевых частей. В 1983-м ее приняли на вооружение, но вскоре в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) машину полностью разукомплектовали.

Транспортная машина 9Т240 ракетного комплекса «Ока» (фото M. Gyurosi)

Транспортная машина 9Т240 ракетного комплекса «Ока» (фото M. Gyurosi)

Подъем крышки ракетного контейнера, доставленного на машине 9Т240 (фото M. Gyurosi)

Подъем крышки ракетного контейнера, доставленного на машине 9Т240 (фото M. Gyurosi)

Обновленный хлебопекарный блок АХБ-60091, унифицированный с моделью АХБ-2,5, помещался в новом усиленном типовом фургоне КМ-862 на полуприцепе БАЗ-99511 автопоезда 60091. От предшественника он отличался повышенной производительностью, наличием автономного электроснабжения и собственной водопроводной сети. Мобильный хлебозавод приняли на снабжение Советской армии 30 декабря 1990 года, но в те трудные времена организация его сборки была уже не актуальна.

Военное применение автопоездов Уральского автозавода

Основной надстройкой автопоездов Урал-380-862 и Урал-44201-862 были стандартизованные обитаемые кузова-фургоны К-862 с панелями из армированного пенопласта, разной внутренней планировкой и световыми люками в покатых скосах крыши. С 1968 года их сборкой занимался Шумерлинский завод специализированных автомобилей (ШЗСА) из города Шумерля Чувашской АССР.

Тягач Урал-44201 и активный полуприцеп Урал-862 с кузовом-фургоном К-862

Тягач Урал-44201 и активный полуприцеп Урал-862 с кузовом-фургоном К-862

Шеститонная полезная нагрузка, внутренняя длина в девять метров и достаточная высота потолка обеспечивали одновременную работу 10–12 человек. В комплектацию кузова входили фильтровентиляционные установки, отопители, автономные источники электропитания и водоснабжение. Для питания специального оборудования служила полевая электростанция на грузовике ЗИЛ-131. На гуське полуприцепа крепился стальной ящик для хранения и перевозки оснащения и запасных принадлежностей.

Одной из немногих спецмашин в этом кузове был полевой пункт управления служебной радиосвязью Р-362М «Орех» с радиорелейной станцией и аппаратной с набором антенных устройств.

Пункт служебной радиосвязи «Орех» в кузове К-862 на полуприцепе Урал-862

Пункт служебной радиосвязи «Орех» в кузове К-862 на полуприцепе Урал-862

В конце 1970-х Московский завод автомобильных кузовов (МЗАК) разработал более прочный каркасно-металлический кузов, агрегатировавшийся с 210-сильным тягачом Урал-44201 и способный нести на боковинах и на крыше тяжелое оснащение. Кузов оборудовали новыми фильтровентиляционными системами, отопителями и розетками для подключения источников тока. Его мелкосерийная сборка проводилась с 1980 года под армейским индексом КМ-862. Доработанный под него полуприцеп получил индекс Урал-862А, но весь автопоезд сохранил классический вид маркировки Урал-44201-862.

1 / 3
Полигонные испытания кузовов-фургонов КМ-862 на полуприцепах Урал-862А с тягачами Урал-44201 (фотографии из архива НИИЦ АТ)
2 / 3
Полигонные испытания кузовов-фургонов КМ-862 на полуприцепах Урал-862А с тягачами Урал-44201 (фотографии из архива НИИЦ АТ)
3 / 3
Полигонные испытания кузовов-фургонов КМ-862 на полуприцепах Урал-862А с тягачами Урал-44201 (фотографии из архива НИИЦ АТ)

На машинах Урал-44201-862 размещался также авиатранспортабельный подвижный реанимационно-операционный комплекс (ПРОК), состоявший из четырех автопоездов с модульными блоками, которые на стоянке состыковывались друг с другом, образуя единый многопрофильный медицинский центр.

В отличие от других автопоезда Кременчугского автозавода не успели оборудовать какими-либо военными надстройками, и только на испытаниях они несли нагрузочные макеты армейских грузов и инженерной техники.

Поделиться: 0 7 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тюнинг
С миру по детальке: тюнинг УАЗ 3962

Никогда не шутите при работниках УАЗа, что «буханка» образца 1965 года получилась настолько совершенной, что лучше сделать просто невозможно, поэтому она не меняется уже 53 года. Они на это обидятся и будут отчасти…

4496 0 6
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

133235 9 0
Статьи / Практика
Купил старый отечественный автомобиль. Где спросить совета и пообщаться?

Давайте посмотрим, чем живут и как встречают новичков интернет-клубы отечественных «янгтаймеров» – машин, с которых многие начинают свой путь в автомир. Ведь именно сайт автоклуба гуглят в первую очередь покупатели…

1539 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

343078 19 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

3615 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

3712 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

95305 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

104506 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

44786 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

65871 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

15484 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9644 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

25073 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

44752 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7449 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

133235 9 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

105378 13 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

49656 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?