Как перевозить детей в автомобиле

Мы уже рассказывали об изменениях в правилах перевозки детей летом 2017 года, и с тех пор дополнительных корректировок не было. Давайте составим подробную инструкцию о том, как перевозить детей разного возраста в машине, и какое наказание предусмотрено за нарушение, а в конце соберем все данные в краткий список.

 
Что говорят правила?

Правила перевозки детей, сформулированные в ПДД, довольно кратки: они сформулированы в двух предложениях в части 22.9. Вот полная выдержка из правил.

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Проще говоря, детей младше 7 лет можно перевозить только с использованием правильного детского кресла на переднем или заднем сиденье легкового автомобиля, ребенка возрастом от 7 до 11 лет – на заднем сиденье в детском кресле или без него, но пристегнутого штатным ремнем безопасности, а на переднем сиденье – только в автокресле, ну а ребенка старше 12 лет – на любом пассажирском месте без детского кресла, но пристегнутого штатным ремнем безопасности.

Отдельное замечание касается детей до 12 лет, рост которых превышает 150 см либо вес которых составляет более 36 кг. Дело в том, что по классификации детских кресел, о которой мы поговорим ниже, они не помещаются ни в одно удерживающее устройство, и поэтому их можно перевозить с использованием штатных ремней безопасности, но, согласно ПДД, только на заднем сиденье.

Обратите внимание: до лета 2017 года в правилах была фраза, разрешавшая перевозку детей на заднем сиденье «с использованием иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства»: это были так называемые адаптеры ремней безопасности. Однако в новой редакции эту фразу убрали, и теперь применение этих самых «иных средств» запрещено.

Как выбрать автокресло по возрасту?

Продаваемые в России детские удерживающие устройства (ДУУ), согласно действующему техрегламенту Таможенного союза, должны соответствовать постановлению № 44 Европейской Экономической Комиссии (в техрегламенте оно указано как «правила ЕЭК ООН № 44-04»), которое также обозначают по-английски как ECE R44/04. Именно оно сформулировало разделение детских кресел на группы по весу. Однако в Европе действует более новый стандарт ECE R129 (или i-Size). Давайте рассмотрим их по порядку и разберемся, в чем ключевые различия.

В чем суть стандарта ECE R44/04?

Стандарт ECE R44/04 предполагает разделение ДУУ на 5 групп. Вне зависимости от группы установка 

Группа 0 – это автолюльки для детей с рождения и примерно до 6-9 месяцев. Ребенок в них располагается лежа и пристегивается отдельными ремнями, а кресло крепится в автомобиле при помощи системы ISOFIX или штатных ремней безопасности. Кресло может устанавливаться как на переднем, так и на заднем сиденье, но при установке спереди фронтальная подушка безопасности (при ее наличии) должна быть отключена.

Группа 0+ – это схожие с автолюльками кресла, в которых ребенок располагается лежа или полулежа. В отличие от группы 0, здесь может не быть съемного вкладыша для новорожденных, а кресла подходят для детей возрастом примерно до 1-1,5 лет. Ребенок в них пристегивается отдельными ремнями, а кресло крепится в автомобиле при помощи системы ISOFIX или штатных ремней безопасности. Кресло может устанавливаться как на переднем, так и на заднем сиденье, но при установке спереди фронтальная подушка безопасности (при ее наличии) должна быть отключена.

Группа 1 – это кресла для детей, способных самостоятельно сидеть – то есть примерно с 9 месяцев и до 3-4 лет. Такие кресла обычно уже устанавливаются лицом по ходу движения, хотя есть и модели с обратным направлением установки. Ребенок в них располагается сидя и пристегивается отдельными ремнями, а кресло крепится в автомобиле при помощи системы ISOFIX или штатных ремней безопасности. Кресло может устанавливаться как на переднем, так и на заднем сиденье, но при установке спереди фронтальная подушка безопасности (при ее наличии) должна быть отключена.

Группа 2 – это удерживающие устройства для детей возрастом примерно с 3-4 и до 7-8 лет. Здесь уже возможны варианты: это может быть как полноценное кресло, так и бустер – то есть сиденье без спинки. Крепление ISOFIX для них уже необязательно, а ребенок может сидеть как спереди, так и сзади, и пристегивается штатными ремнями безопасности. 

Группа 3 – это схожая с группой 2 категория устройств для детей возрастом примерно с 6-7 и до 12 лет, когда обязанность использовать ДУУ отменяется. Ребенок здесь также может сидеть на любом ряду сидений и пристегивается штатными ремнями безопасности.

Обратите внимание: согласно ПДД водитель имеет право перевозить ребенка на заднем сиденье без ДУУ уже с 7 лет вне зависимости от роста и веса, однако на практике стоит все же учитывать эти параметры, поскольку штатный ремень далеко не всегда может обеспечить нужный уровень безопасности. Если ребенок помещается в соответствующее кресло, с ним защита будет выше, чем без него.

В чем суть стандарта ECE R129, или i-Size?

Второй, более современный стандарт – это ECE R129, или i-Size, появившийся в 2013 году. Он подразумевает привязку типа кресла не к весу, а к росту ребенка. Дети возрастом до 15 месяцев и ростом до 85 сантиметров по этому стандарту обязательно перевозятся спиной по ходу движения, и лишь с 15 месяцев и росте от 70 см возможна установка кресла лицом вперед. Кроме того, постановление № 129 подразумевает обязательное тестирование кресла на защиту при боковом ударе, чего старый стандарт делать не заставлял.

Стоит ли обязательно выбирать кресло, маркированное по новому стандарту?

При выборе кресла ориентироваться все же можно не на стандарт, а на соответствие кресла росту и весу ребенка. При прочих равных кресло, маркированное по более новому стандарту, будет обязательно иметь крепление ISOFIX и дополнительный якорный ремень (top tether), однако и более старые кресла обеспечивают вполне сравнимую защиту при условии правильного подбора.

Может ли инспектор при остановке проверить сертификат на детское кресло?

Нет, не может – обязанности возить с собой документы, подтверждающие сертификацию детского кресла, у водителя нет. Таким образом, вся ответственность за правильный выбор ДУУ лежит на нем.

Каков штраф за нарушение правил перевозки детей?

Нарушение правил перевозки детей наказывается согласно части 3 статьи 12.23 КоАП: «нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3 000 рублей».

Резюмируем вышесказанное

Для детей до 7 лет действуют следующие правила перевозки:

  • использование детского кресла обязательно;
  • перевозить можно и на переднем, и на заднем сиденье;
  • при отсутствии кресла – штраф 3 тысячи рублей.

Для детей от 7 до 12 лет действуют следующие правила перевозки:

  • использование детского кресла обязательно только при перевозке на переднем сиденье;
  • перевозить можно и на переднем, и на заднем сиденье, при этом сзади можно не использовать детские кресла и пристегивать ребенка штатными ремнями безопасности;
  • при отсутствии кресла в случае перевозки на переднем сиденье – штраф 3 тысячи рублей.

Для детей старше 12 лет специальных правил перевозки нет – их можно перевозить на любом ряду сидений без использования ДУУ, пристегивая штатными ремнями безопасности.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
29.02.2020 07:41
diver.alex@mail.ru
Дурь это все.  Дитю 5 лет, худой 22 кг. В зимней одежде в кресло 3 группы запихиваю уже с трудом.  Про какие 36 кг веса бредят производители кресел ??? 

02.03.2020 10:26
Алексей 8134
Согласен с  diver.alex@mail.ru . У меня старшему сыну 7 лет, вес 28 кг, рост 134 см, кресло хорошим считается, Roomer  Kids Fix XP Sict. Ребёнок даже без зимней одежды с трудом помещается: по ширине очень узко (вынужден набок разворачиваться), подушка короткая. Младшему сыну ( 6 лет рост 114 см, вес 21 кг.), оно пока подходит, а с его креслом 2-й группы такая-же история.  Причём специально мерил разные кресла 3 группы, они все плюс-минус такого размера, как в них усаживать ребёнка до 12 лет не представляю в принципе.
1

02.03.2020 11:43
diver.alex@mail.ru
Вижу только один вариант переходить на бустер,  но большинство из них дубовые ребенку не удобно на таком сидеть да и качество изготовления вызывает вопросы. 

02.03.2020 13:44
Сергей
С возраста 3,5 лет уже почти 6 лет как возим ребёнка в бустере известной немецкой марки. Проблем никаких и качество изготовления не вызывает вопросов. Да, стоил денег (~2500 р - за такие деньги уже и кресло можно купить), но безопасность детей того стоит. Широкий он, кстати. Из-за этого троих детей водить сзади трудновато, несмотря на то, что авто широкие.
Смотрел дешёвые китайские бустеры: да, жесть. Ощущение, что руками сломать можно.

02.03.2020 14:58
Тавидыч
А как инспектор может возраст и вес ребёнка узнать? Если 5-ти летнего посадить на заднее сиденье с бустером. Будут требовать свидетельство о рождении?

03.03.2020 13:43
Сергей
5-летнего на заднее или переднее можно с бустером :) Нельзя без бустера или кресла. :) Лично я участвовал в серьёзном дтп, представляю, какие при этом перегрузки. И не готов рисковать здоровьем и жизнью детей (без кресла/бустера при недостаточном росте ремень безопасности проходит по шее - и при ударе он может сломать шею, либо ребёнок выскользнет из-под него и полетит вперёд навстречу подушке/сиденью или лобовому стеклу). Подушка, к примеру, при штатном срабатывании очень сильно бьёт в голову - и если человек не пристёгнут, то может нанести серьёзные увечья.
Так что не инспектора надо бояться, а ситуаций на дороге. И приложить все усилия, чтобы обеспечить безопасность как минимум тех, кто с тобой в машине.

03.03.2020 00:02
9266073044@mail.ru
Алексей, не все адаптеры ремней безопасности относятся к "иным средствам". Есть модели адаптеров, которые соответствуют постановлению № 44. И являются ДУУ, разрешенными к использованию в России. Термина "детское кресло" или "детское автокресло" или "бустер" в ПДД нет. Есть только термин "ДУУ", и оно может выглядеть как адаптер, бустер, кресло или еще как-нибудь. Например, бескаркасное кресло, то есть тряпочка с ремешками, и все законно, является ДУУ

03.03.2020 08:03
diver.alex@mail.ru
Адаптеры ремня запретили.  У меня старший с таким ездил на заднем сидении. Пришлось выкинуть в связи с запретом и в крупные магазины ими давно не торгуют. Вероятно что и производство тоже свернули.  

Новые статьи

Популярные тест-драйвы