Когда Германия в роли догоняющего: сравнение Wartburg 1.3 и ВАЗ-2105

Для жителей стран так называемого соцлагеря автомобиль всегда был большой ценностью. Наша «пятёрка» и поздний Wartburg – отличные кандидаты для прямого сравнения, ведь они и выпускались в одно время, и предназначались для примерно одной и той же категории граждан, пусть и живущей в разных странах. При некотором внешнем сходстве у этих машин столько отличий, что мы не могли удержаться от их сравнительного обзора. Что же было «круче» в конце восьмидесятых – советская самодеятельность на базе Fiat-124 или «гедээровский» продукт с чужим двигателем? Взглянем на этот вопрос сквозь призму трёх десятилетий.

 

Немного истории

Wartburg 353 начали выпускать еще в 1965 году — то есть, по времени выхода он был прямым аналогом итальянского Fiat 124, ставшего прообразом не только ВАЗ-2101, но и остальных «жигулеобразных» вплоть до «пятёрки». Автомобиль предназначался для жителей ГДР и считался моделью классом выше, чем Trabant 601, сохранив при этом немало общих черт с этим автомобилем – к примеру, двухтактный двигатель, нехарактерный для большинства европейских машин того времени. 

Обратите внимание на расположение радиатора Wartburg 311 – за двухтактным двигателем с жидкостным охлаждением, а не перед ним, как обычно
Кроме индекса 353, новую машину вначале называли и Wartburg 1000

Задолго до появления модели 1.3 восточно-немецкий седан пытались осовременить, создав прототип Wartburg 360 с несущим кузовом и трёхдверный хэтчбек (обозначался как «купе») Wartburg 355. 

Таким мог быть и Вартбург. Увы, с модным кузовом, что называется, не сложилось

Пережив несколько внешних модернизаций, Wartburg всё же сохранил свои особенности и в таком виде выпускался вплоть до 1988 года, когда модель существенно обновили, заменив, наконец, и силовой агрегат.

Уже заметно осовремененный внешне, но еще с двухтактным мотором – это модель 353W
Два такта и сизый выхлоп: вплоть до выхода модели 1.3 любой Вартбург оставлял за собой хорошо заметное облако масляного дыма

Volkswagen предложил наладить в ГДР производство своих моторов, что для восточно-немецкого предприятия было настоящим спасением. Однако завод в Айзенахе после воссоединения двух частей Германии стал филиалом фирмы Opel – и поэтому в 1991 году обновлённый Wartburg оказался не у дел. А благодаря посредничеству литовской компании около 15 000 обновлённых, но уже не слишком востребованных немцами Вартбургов попало в Советский Союз в 1991 году. Это было примерно 10% от общего выпуска модели 1.3, которую с 1988 по 1991 год произвели в количестве 152 тысяч экземпляров.

На фото: рекламная брошюра последнего Вартбурга
Новую модель из-за довольно массовых спонтанных поставок испытывали и журналисты издания «За Рулём». Вартбург с новым мотором оставил у них неоднозначное впечатление. 

У «пятёрки» тольяттинского производства совершенно другая история. На ВАЗе пытались осовременить свой, по сути, единственный заднеприводный автомобиль, сохранив наиболее затратные штампы и общую компоновку. 

Один из вариантов будущего ВАЗ-2105 – еще очень похожий на «ноль одиннадцатую»

Поэтому каркас кузова и технологию его изготовления оставили прежними, но практически все внешние панели заменили, заметно осовременив машину визуально. «Пятёрка» была представителем нового семейства, которое включало в себя как универсал 2104, так и «люксовый» вариант под индексом 2107.

Лучше «немца»: в 1980-м ВАЗ-2105 смотрелся весьма современно. Если, конечно, отвлечься от дверных проёмов и общих пропорций угловатого кузова.

 Поскольку «ноль пятая» выпускалась в десять раз дольше, чем Wartburg с четырехтактным двигателем, то за 31 год было произведено свыше двух миллионов автомобилей этой модели, хотя тех же ВАЗ-2106 за аналогичный период выпустили вдвое больше. И ВАЗ-2105, и Вартбург 1.3 несколько лет пересекались на немецком рынке, но у каждой из этих машин были свои приверженцы, которые могли выбирать между «фиатовскими корнями» советской машины или более современной переднеприводной компоновкой обновлённого Wartburg. 

Lada Nova – это «ВАЗ-2105 по-немецки». Косметические отличия никак не влияли на общую картину – в конце восьмидесятых годов «пятёрка» была уже довольно устаревшей машиной. Особенно – для пресыщенных бюргеров

За Lada Nova (так «пятёрка» называлась в Германии) просили 9000 дойчмарок. За Wartburg 1.3 – 13 450, что было многовато даже с учётом «фольксвагеновского» мотора и переднеприводной компоновки. У покупателей «больших седанов за минимум денег» был еще один вариант – ВАЗ-2107 за 12 000 марок. Но за меньшую сумму (11 000 марок) можно было купить советскую «восьмерку» с 1,1-литровым мотором – и это предложение немцам было весьма интересно.

В СССР «пятёрка» и немецкий автомобиль не конкурировали по простой причине: в начале девяностых годов деньги настолько стремительно дешевели, что их были готовы вложить в любую машину – тем более четырехдверную и физически новую. Но по сравнению с Вартбургом ВАЗ-2105 оказался настоящим «аксакалом», пережив социализм и продержавшись на конвейере вплоть до 2010 года.

Снаружи

ВАЗ-2105 – это крыша от оригинального Fiat 124, вокруг которой советские дизайнеры построили некоторое подобие более современного автомобиля. Прямые углы, жесткие линии, крупная прямоугольная оптика, обилие пластика и минимум хрома – для своего времени «пятёрка» выглядела неплохо и точно довольно современно.

Тем более, что в то время в ГДР еще вовсю выпускали «дорестайлинговый» Wartburg 353, переживший первую, но относительно незаметную модернизацию в 1975 году.

Wartburg 353 – автомобиль, который пользовался популярностью не только в ГДР, но и в других странах Восточного блока. Но в СССР эту машину практически не знали.

Сходство автомобилей усиливало практически полное совпадение размеров: «пятёрка» была короче на 86 мм (4130 мм), будучи на 40 мм шире (1680 мм) и на 49 мм ниже.

Пропорции и силуэты машин не сильно отличались, а после обновления Wartburg получил пластиковые бамперы, напоминавшие по дизайну детали советской «восьмерки», а также блок-фары и крупную заднюю оптику. 

Wartburg с новым мотором получил крупную оптику, очень похожую на «пятерочную» и бамперы, выполненные в «зубильном» стиле

Хотя «пятёрка» была создана на восемь лет позже модели 1.3, она выглядела «злее» и современнее, если это слово вообще применимо к производным на базе Фиат-124 в восьмидесятые годы. У Вартбурга не было ни поясных выштамповок, ни острых граней – в общем, он словно не заметил тенденции двух десятилетий. Однако в этом была и ирония: как раз в момент начала производства версии 1.3 такой подход вновь обрёл актуальность.

На фото: Wartburg 1.3​

Большой туризм: автомобиль с кузовом универсал отличался огромным проёмом пятой двери. Пятидверка получила тот же «пакет обновлений», что и седан

Ведь формы кузова машин постепенно закруглялись, а резкие линии уступали место плавным переходам. Тем не менее, углы наклона стёкол расставляли всё по своим местам: Wartburg был таким же пришельцем из шестидесятых, как и ВАЗ-2105.

Обвес — всему голова: Lada Nova Spezial и Wartburg в версии от Irmscher отличались более эффектной внешностью, чем базовые модификации


Внутри

Каждая из этих машин больше всего отличалась от прежних моделей салоном – столь велико было желание конструкторов уйти от «исходников» в виде первой модели Жигулей и Wartburg 353 соответственно. «Пятёрка» получила не только «высокие» передние кресла, но и более угловатую панель с боковыми дефлекторами системы вентиляции, а также цельноформованную пластиковую обивку дверей. 

Салон «пятёрки» был куда современнее, чем интерьеры прежних Жигулей. Но жесткий пластик повсюду не добавил ощущения качества

Еще одно важное отличие ВАЗ-2105 от предыдущих Жигулей – отсутствие «форточек» в передних дверях и штатный обогрев заднего стекла. Характерная для Жигулей своеобразная посадка «враскоряку» при этом никуда не делась, поэтому с точки зрения эргономики ВАЗ-2105 по-прежнему оставался не самым удачным автомобилем.

Посадка водителя в «ноль пятой» была по-прежнему далека от идеала

Но и «гедээровский» конкурент даже после модернизации стал более современным в салоне лишь визуально, а не по сути. Рулевая колонка, сиденье водителя и блок педалей были сильно разбалансированы даже в сравнении с Жигулями, то есть усесться удобно за рулём немецкой машины, в отличие от её западногерманских аналогов, было трудно.

До последнего крупного обновления кресла на Wartburg 353 можно было превратить в «спальное ложе» точно так же, как и на первых моделях Жигулей

Более примитивными были и решения в отделке дверей, а также конструкция напольного педального узла и внутренняя дверная ручка, напоминавшая «горбатый» Запорожец, а не автомобили восьмидесятых годов. И как раз в салоне отставание от советских Жигулей ощущалось больше всего, поскольку более «пухлая» приборная панель и массивные сиденья никак не могли скрыть исходный возраст конструкции. Сейчас, впрочем, отсутствие заметных порогов и плоский пол считаются очевидными плюсами, но в восьмидесятые годы эти особенности Wartburg 1.3 воспринимались анахронизмом.

Голый металл на дверях намекал на то, что этот Вартбург создавали еще во времена разработки Fiat-124. Обивка не претерпела особых изменений вплоть до окончания выпуска немецкого автомобиля​

С точки зрения комплектации у этих откровенно бюджетных автомобилей наблюдался полный паритет: никаких «излишеств» вроде электроприводов зеркал, стёкол или дверных замков, не говоря уже о кондиционере.

Техника

Wartburg 353 радикально отличался по конструкции от советских Жигулей. Во-первых, иным был тип привода (на передние колёса), что особенно удивительно для автомобиля родом из середины шестидесятых годов. Во-вторых, под капотом здесь оказался двухтактный трехцилиндровый двигатель, каких у советских автомобилей этого класса просто не было.

Два такта и три цилиндра: до 1988 года под капотом Вартбурга было именно так


В-третьих, в основе лежала настоящая рама, причем грушевидная основа, к которой кузов крепился через 10 подушек, была силовой конструкцией, а панели – навесными и легкосъемными, поэтому их коррозия ни на что не влияла.

Плоский пол, отсутствие порогов – так на кузове Вартбурга сказывались переднеприводная компоновка и наличие довольно мощной рамы необычной формы

Этот «набор» – даже не середина прошлого века по конструкции, а, скорее, его начало. Тем не менее, Wartburg управлялся вполне адекватно для своего класса и мощности благодаря пружинным независимым подвескам.

В чем-то прогрессивнее, в чем-то нет: Wartburg 1.3 в сравнении с Жигулями был не лучше и не хуже с точки зрения конструкции – он просто другой​

В начале восьмидесятых годов двухтактный мотор модели 353 пытались осовременить, сделав систему смазки раздельной и установив приводной продувочный компрессор G-Lader, благодаря которому двигатель бы смог работать на чистой смеси из воздуха и бензина. Однако ни времени, ни финансовых средств для подобной модернизации так и не хватило, а в итоге под капотом Вартбурга появился расположенный поперечно, а не продольно, как ранее, вполне современный мотор.

Это 1,3-литровый BM 860, который производственное объединение IFA выпускало по лицензии Volkswagen. Этот же мотор ставили на Volkswagen Polo II и Golf II, однако он заметно отличался от исходника по навесному оборудованию, оснащаясь оригинальными стартером, генератором и карбюратором Weber 34TLA-51/1.

Несмотря на наступление систем впрыска топлива, Вартбург сохранил под капотом классический карбюратор
«Голые» шасси двух Вартбургов отлично демонстрируют разницу в компоновке моделей 353 и 1.3
Четырехцилиндровый тягач: подобные «грузоперевозки» давались новой модели легче, чем прежнему 353-му

А что «пятёрка»? Разумеется, это четыре цилиндра, четыре же такта и задний привод, который в сочетании с продольным расположением силового агрегата объединял все Жигули независимо от модели. Да, на «ноль пятой» впервые в Советском Союзе в приводе ГРМ использовали не цепь или звездочки, а плоскозубчатый ремень.

Жигули как Жигули: получив ременной мотор, ВАЗ-2105 сохранил большинство «фамильных» решений классики, выпуск которой начался еще в 1970 году

Другие новшества – цельноштампованные панели салона из полиуретана, гидрокорректор блок-фар и печатные платы задних фонарей, в общем корпусе которых объединили «поворотники», стоп-сигналы, огни заднего хода, а также габаритные и противотуманные огни.

Такие большие фонари первой достались именно «пятёрке»

Традиционно для послевоенных малолитражек у Жигулей не было никакой рамы, зато был кузов несущей конструкции и продольно расположенный силовой агрегат – то есть Жигули и Вартбург принадлежали к одному классу и ценовой категории, но при этом были совершенно разными с точки зрения техники. Самое удивительное, что откровенные анахронизмы немецкой машины удивительным образом сочетались с приводом на передние колёса и вполне современным мотором, а у Жигулей, несмотря на несущий кузов и ременной привод ГРМ, были свои «отсылки к прежним десятилетиям». 

В других модификациях этой машины (21051 и 21053) привод ГРМ оставался цепным, поскольку использовались старые моторы (2101 и 2103)

Ехали при этом машины довольно похоже, убедительно демонстрируя, что радикальные отличия в конструкции при общем сходстве уровня самих производителей не приводят к драматически разному поведению автомобилей на дороге. Ведь если «восьмёрка» получила породистую управляемость благодаря фирме Porsche, а Mercedes W123 в сравнении с Волгой ГАЗ-24-10 демонстрировал исключительную интеллигентность реакций, то ни у Жигулей, ни у Вартбурга не было особых шансов на преимущество друг перед другом с точки зрения ходовых качеств. Хотя по проходимости Вартбург, в силу своей переднеприводной компоновки, превосходил любые Жигули, что понял каждый покупатель этой машины в СССР. И потенциально немецкая машина была гораздо долговечнее нашей, ведь производитель закладывал срок службы рамы (а значит, и всей машины) на срок 25 лет, то время как для Жигулей «время жизни» измерялось скромными восемью годами.

Опрос
Какой из этих автомобилей вам нравится больше?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы