Когда Германия в роли догоняющего: сравнение Wartburg 1.3 и ВАЗ-2105

Для жителей стран так называемого соцлагеря автомобиль всегда был большой ценностью. Наша «пятёрка» и поздний Wartburg – отличные кандидаты для прямого сравнения, ведь они и выпускались в одно время, и предназначались для примерно одной и той же категории граждан, пусть и живущей в разных странах. При некотором внешнем сходстве у этих машин столько отличий, что мы не могли удержаться от их сравнительного обзора. Что же было «круче» в конце восьмидесятых – советская самодеятельность на базе Fiat-124 или «гедээровский» продукт с чужим двигателем? Взглянем на этот вопрос сквозь призму трёх десятилетий.

Немного истории

Wartburg 353 начали выпускать еще в 1965 году — то есть, по времени выхода он был прямым аналогом итальянского Fiat 124, ставшего прообразом не только ВАЗ-2101, но и остальных «жигулеобразных» вплоть до «пятёрки». Автомобиль предназначался для жителей ГДР и считался моделью классом выше, чем Trabant 601, сохранив при этом немало общих черт с этим автомобилем – к примеру, двухтактный двигатель, нехарактерный для большинства европейских машин того времени. 

Обратите внимание на расположение радиатора Wartburg 311 – за двухтактным двигателем с жидкостным охлаждением, а не перед ним, как обычно
Кроме индекса 353, новую машину вначале называли и Wartburg 1000

Задолго до появления модели 1.3 восточно-немецкий седан пытались осовременить, создав прототип Wartburg 360 с несущим кузовом и трёхдверный хэтчбек (обозначался как «купе») Wartburg 355. 

Таким мог быть и Вартбург. Увы, с модным кузовом, что называется, не сложилось

Пережив несколько внешних модернизаций, Wartburg всё же сохранил свои особенности и в таком виде выпускался вплоть до 1988 года, когда модель существенно обновили, заменив, наконец, и силовой агрегат.

Уже заметно осовремененный внешне, но еще с двухтактным мотором – это модель 353W
Два такта и сизый выхлоп: вплоть до выхода модели 1.3 любой Вартбург оставлял за собой хорошо заметное облако масляного дыма

Volkswagen предложил наладить в ГДР производство своих моторов, что для восточно-немецкого предприятия было настоящим спасением. Однако завод в Айзенахе после воссоединения двух частей Германии стал филиалом фирмы Opel – и поэтому в 1991 году обновлённый Wartburg оказался не у дел. А благодаря посредничеству литовской компании около 15 000 обновлённых, но уже не слишком востребованных немцами Вартбургов попало в Советский Союз в 1991 году. Это было примерно 10% от общего выпуска модели 1.3, которую с 1988 по 1991 год произвели в количестве 152 тысяч экземпляров.

На фото: рекламная брошюра последнего Вартбурга
Новую модель из-за довольно массовых спонтанных поставок испытывали и журналисты издания «За Рулём». Вартбург с новым мотором оставил у них неоднозначное впечатление. 

У «пятёрки» тольяттинского производства совершенно другая история. На ВАЗе пытались осовременить свой, по сути, единственный заднеприводный автомобиль, сохранив наиболее затратные штампы и общую компоновку. 

Один из вариантов будущего ВАЗ-2105 – еще очень похожий на «ноль одиннадцатую»

Поэтому каркас кузова и технологию его изготовления оставили прежними, но практически все внешние панели заменили, заметно осовременив машину визуально. «Пятёрка» была представителем нового семейства, которое включало в себя как универсал 2104, так и «люксовый» вариант под индексом 2107.

Лучше «немца»: в 1980-м ВАЗ-2105 смотрелся весьма современно. Если, конечно, отвлечься от дверных проёмов и общих пропорций угловатого кузова.

 Поскольку «ноль пятая» выпускалась в десять раз дольше, чем Wartburg с четырехтактным двигателем, то за 31 год было произведено свыше двух миллионов автомобилей этой модели, хотя тех же ВАЗ-2106 за аналогичный период выпустили вдвое больше. И ВАЗ-2105, и Вартбург 1.3 несколько лет пересекались на немецком рынке, но у каждой из этих машин были свои приверженцы, которые могли выбирать между «фиатовскими корнями» советской машины или более современной переднеприводной компоновкой обновлённого Wartburg. 

Lada Nova – это «ВАЗ-2105 по-немецки». Косметические отличия никак не влияли на общую картину – в конце восьмидесятых годов «пятёрка» была уже довольно устаревшей машиной. Особенно – для пресыщенных бюргеров

За Lada Nova (так «пятёрка» называлась в Германии) просили 9000 дойчмарок. За Wartburg 1.3 – 13 450, что было многовато даже с учётом «фольксвагеновского» мотора и переднеприводной компоновки. У покупателей «больших седанов за минимум денег» был еще один вариант – ВАЗ-2107 за 12 000 марок. Но за меньшую сумму (11 000 марок) можно было купить советскую «восьмерку» с 1,1-литровым мотором – и это предложение немцам было весьма интересно.

В СССР «пятёрка» и немецкий автомобиль не конкурировали по простой причине: в начале девяностых годов деньги настолько стремительно дешевели, что их были готовы вложить в любую машину – тем более четырехдверную и физически новую. Но по сравнению с Вартбургом ВАЗ-2105 оказался настоящим «аксакалом», пережив социализм и продержавшись на конвейере вплоть до 2010 года.

Снаружи

ВАЗ-2105 – это крыша от оригинального Fiat 124, вокруг которой советские дизайнеры построили некоторое подобие более современного автомобиля. Прямые углы, жесткие линии, крупная прямоугольная оптика, обилие пластика и минимум хрома – для своего времени «пятёрка» выглядела неплохо и точно довольно современно.

Тем более, что в то время в ГДР еще вовсю выпускали «дорестайлинговый» Wartburg 353, переживший первую, но относительно незаметную модернизацию в 1975 году.

Wartburg 353 – автомобиль, который пользовался популярностью не только в ГДР, но и в других странах Восточного блока. Но в СССР эту машину практически не знали.

Сходство автомобилей усиливало практически полное совпадение размеров: «пятёрка» была короче на 86 мм (4130 мм), будучи на 40 мм шире (1680 мм) и на 49 мм ниже.

Пропорции и силуэты машин не сильно отличались, а после обновления Wartburg получил пластиковые бамперы, напоминавшие по дизайну детали советской «восьмерки», а также блок-фары и крупную заднюю оптику. 

Wartburg с новым мотором получил крупную оптику, очень похожую на «пятерочную» и бамперы, выполненные в «зубильном» стиле

Хотя «пятёрка» была создана на восемь лет позже модели 1.3, она выглядела «злее» и современнее, если это слово вообще применимо к производным на базе Фиат-124 в восьмидесятые годы. У Вартбурга не было ни поясных выштамповок, ни острых граней – в общем, он словно не заметил тенденции двух десятилетий. Однако в этом была и ирония: как раз в момент начала производства версии 1.3 такой подход вновь обрёл актуальность.

На фото: Wartburg 1.3​

Большой туризм: автомобиль с кузовом универсал отличался огромным проёмом пятой двери. Пятидверка получила тот же «пакет обновлений», что и седан

Ведь формы кузова машин постепенно закруглялись, а резкие линии уступали место плавным переходам. Тем не менее, углы наклона стёкол расставляли всё по своим местам: Wartburg был таким же пришельцем из шестидесятых, как и ВАЗ-2105.

Обвес — всему голова: Lada Nova Spezial и Wartburg в версии от Irmscher отличались более эффектной внешностью, чем базовые модификации


Внутри

Каждая из этих машин больше всего отличалась от прежних моделей салоном – столь велико было желание конструкторов уйти от «исходников» в виде первой модели Жигулей и Wartburg 353 соответственно. «Пятёрка» получила не только «высокие» передние кресла, но и более угловатую панель с боковыми дефлекторами системы вентиляции, а также цельноформованную пластиковую обивку дверей. 

Салон «пятёрки» был куда современнее, чем интерьеры прежних Жигулей. Но жесткий пластик повсюду не добавил ощущения качества

Еще одно важное отличие ВАЗ-2105 от предыдущих Жигулей – отсутствие «форточек» в передних дверях и штатный обогрев заднего стекла. Характерная для Жигулей своеобразная посадка «враскоряку» при этом никуда не делась, поэтому с точки зрения эргономики ВАЗ-2105 по-прежнему оставался не самым удачным автомобилем.

Посадка водителя в «ноль пятой» была по-прежнему далека от идеала

Но и «гедээровский» конкурент даже после модернизации стал более современным в салоне лишь визуально, а не по сути. Рулевая колонка, сиденье водителя и блок педалей были сильно разбалансированы даже в сравнении с Жигулями, то есть усесться удобно за рулём немецкой машины, в отличие от её западногерманских аналогов, было трудно.

До последнего крупного обновления кресла на Wartburg 353 можно было превратить в «спальное ложе» точно так же, как и на первых моделях Жигулей

Более примитивными были и решения в отделке дверей, а также конструкция напольного педального узла и внутренняя дверная ручка, напоминавшая «горбатый» Запорожец, а не автомобили восьмидесятых годов. И как раз в салоне отставание от советских Жигулей ощущалось больше всего, поскольку более «пухлая» приборная панель и массивные сиденья никак не могли скрыть исходный возраст конструкции. Сейчас, впрочем, отсутствие заметных порогов и плоский пол считаются очевидными плюсами, но в восьмидесятые годы эти особенности Wartburg 1.3 воспринимались анахронизмом.

Голый металл на дверях намекал на то, что этот Вартбург создавали еще во времена разработки Fiat-124. Обивка не претерпела особых изменений вплоть до окончания выпуска немецкого автомобиля​

С точки зрения комплектации у этих откровенно бюджетных автомобилей наблюдался полный паритет: никаких «излишеств» вроде электроприводов зеркал, стёкол или дверных замков, не говоря уже о кондиционере.

Техника

Wartburg 353 радикально отличался по конструкции от советских Жигулей. Во-первых, иным был тип привода (на передние колёса), что особенно удивительно для автомобиля родом из середины шестидесятых годов. Во-вторых, под капотом здесь оказался двухтактный трехцилиндровый двигатель, каких у советских автомобилей этого класса просто не было.

Два такта и три цилиндра: до 1988 года под капотом Вартбурга было именно так


В-третьих, в основе лежала настоящая рама, причем грушевидная основа, к которой кузов крепился через 10 подушек, была силовой конструкцией, а панели – навесными и легкосъемными, поэтому их коррозия ни на что не влияла.

Плоский пол, отсутствие порогов – так на кузове Вартбурга сказывались переднеприводная компоновка и наличие довольно мощной рамы необычной формы

Этот «набор» – даже не середина прошлого века по конструкции, а, скорее, его начало. Тем не менее, Wartburg управлялся вполне адекватно для своего класса и мощности благодаря пружинным независимым подвескам.

В чем-то прогрессивнее, в чем-то нет: Wartburg 1.3 в сравнении с Жигулями был не лучше и не хуже с точки зрения конструкции – он просто другой​

В начале восьмидесятых годов двухтактный мотор модели 353 пытались осовременить, сделав систему смазки раздельной и установив приводной продувочный компрессор G-Lader, благодаря которому двигатель бы смог работать на чистой смеси из воздуха и бензина. Однако ни времени, ни финансовых средств для подобной модернизации так и не хватило, а в итоге под капотом Вартбурга появился расположенный поперечно, а не продольно, как ранее, вполне современный мотор.

Это 1,3-литровый BM 860, который производственное объединение IFA выпускало по лицензии Volkswagen. Этот же мотор ставили на Volkswagen Polo II и Golf II, однако он заметно отличался от исходника по навесному оборудованию, оснащаясь оригинальными стартером, генератором и карбюратором Weber 34TLA-51/1.

Несмотря на наступление систем впрыска топлива, Вартбург сохранил под капотом классический карбюратор
«Голые» шасси двух Вартбургов отлично демонстрируют разницу в компоновке моделей 353 и 1.3
Четырехцилиндровый тягач: подобные «грузоперевозки» давались новой модели легче, чем прежнему 353-му

А что «пятёрка»? Разумеется, это четыре цилиндра, четыре же такта и задний привод, который в сочетании с продольным расположением силового агрегата объединял все Жигули независимо от модели. Да, на «ноль пятой» впервые в Советском Союзе в приводе ГРМ использовали не цепь или звездочки, а плоскозубчатый ремень.

Жигули как Жигули: получив ременной мотор, ВАЗ-2105 сохранил большинство «фамильных» решений классики, выпуск которой начался еще в 1970 году

Другие новшества – цельноштампованные панели салона из полиуретана, гидрокорректор блок-фар и печатные платы задних фонарей, в общем корпусе которых объединили «поворотники», стоп-сигналы, огни заднего хода, а также габаритные и противотуманные огни.

Такие большие фонари первой достались именно «пятёрке»

Традиционно для послевоенных малолитражек у Жигулей не было никакой рамы, зато был кузов несущей конструкции и продольно расположенный силовой агрегат – то есть Жигули и Вартбург принадлежали к одному классу и ценовой категории, но при этом были совершенно разными с точки зрения техники. Самое удивительное, что откровенные анахронизмы немецкой машины удивительным образом сочетались с приводом на передние колёса и вполне современным мотором, а у Жигулей, несмотря на несущий кузов и ременной привод ГРМ, были свои «отсылки к прежним десятилетиям». 

В других модификациях этой машины (21051 и 21053) привод ГРМ оставался цепным, поскольку использовались старые моторы (2101 и 2103)

Ехали при этом машины довольно похоже, убедительно демонстрируя, что радикальные отличия в конструкции при общем сходстве уровня самих производителей не приводят к драматически разному поведению автомобилей на дороге. Ведь если «восьмёрка» получила породистую управляемость благодаря фирме Porsche, а Mercedes W123 в сравнении с Волгой ГАЗ-24-10 демонстрировал исключительную интеллигентность реакций, то ни у Жигулей, ни у Вартбурга не было особых шансов на преимущество друг перед другом с точки зрения ходовых качеств. Хотя по проходимости Вартбург, в силу своей переднеприводной компоновки, превосходил любые Жигули, что понял каждый покупатель этой машины в СССР. И потенциально немецкая машина была гораздо долговечнее нашей, ведь производитель закладывал срок службы рамы (а значит, и всей машины) на срок 25 лет, то время как для Жигулей «время жизни» измерялось скромными восемью годами.

Опрос
Какой из этих автомобилей вам нравится больше?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
28.10.2019 21:34
Вартбург в 70-е годы был известен в СССР по... прекрасным пластмассовым игрушкам с инерционным механизмом. Их продавали в магазинах типа московского Лейпцига, иногда они даже встречались где-нибудь в Детском мире. Продавались оба варианта - седан и универсал, и у меня конечно же они были. Два седана и один универсал сохранились. По исполнению они вполне "тянут" на полноценную масштабную модель. Были и модели Вартбургов и Трабантов, крошечные в масштабе 1-87, у  меня их количество исчислялось едва ли не десятками.
Живой Вартбург в Москве было встретить легко с дипломатическими номерами представительств соцстран. Помню детское впечатление - по улице едет нормальная с виду машина жигулёвско-москвичёвских размеров, а тарахтит, как мотоцикл, и из выхлопной трубы валит сизый мотоциклетный дымок. А еще помню, как заглянул в салон запаркованного у тротуара Вартбурга и удивился - пол абсолютно ровный без тоннеля, педали, как у Победы и переключение передач на рулевой колонке.
А ещё официально признавалось, что на модернизированных 408-х и 412-х Москвичах образца 1969 года применяются фары, взятые прямо от автомобиля Вартбург.  Долгое время все фары для Москвичей, РАФов, ЛАЗов были импортные фирмы ФЕР из ГДР. Сейчас они ценятся намного выше, чем появившиеся позднее отечественные аналоги.
1

26.03.2023 18:15
Peter C

" Хотя «пятёрка» была создана на восемь лет позже модели 1.3"
Цэй автiр в каждой статье демонстрирует некомпетентность, безграмотность и невладение русским языком. Видать, хорошо его поддерживает южNOрусское лобби.


17.08.2023 12:01
Roman Mangrim

Один раз видел во дворе вартбург, прямо скажем впечатление как от китайцев образца 2007


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings