Руссо-не-туристо: как Fiat 124 стал Жигулями

63716 14 34

Критикам отечественного автопрома, которые ругают его за заимствования, зачастую не хватает понимания, насколько сложно не только создать автомобиль с нуля, но даже и сделать «локальную» версию готовой модели, предоставленной партнером. Все знают, что ВАЗ-2101 имеет итальянские корни и является почти точной копией Fiat 124. Ключевое слово здесь именно «почти»! Доработка иномарки под суровые советские условия отнюдь не ограничивалась заменой шильдиков, как можно было бы подумать. За этим словом стояла многолетняя работа испытателей и инженеров-конструкторов. О превращении Фиата в Жигули можно было бы написать книгу, а в рамках статьи мы приведем несколько интересных фактов из этой истории.

 

В СССР «дожигулевской» эпохи личный (как тогда говорили – частный) автомобиль был больше экзотикой, чем обыденностью. Дело было не только в цене: эксплуатация автомобиля была сопряжена с немалыми сложностями, а сам он был слишком немассовым для того, чтобы появиться в каждом советском дворе.

В середине шестидесятых годов высшим партийным руководством страны было принято решение по реализации собственного проекта «народного автомобиля», но не советской разработки, а лицензионного. И не потому, что «в стране атома и космоса не было умов»: конкурентоспособная даже «у них» машина благодаря экспорту могла бы помочь стране советов с поступлением таких нужных для экономики валютных средств. Иными словами, проект был задуман с изначальным прицелом «за рубеж».

Fiat 124 (более ранняя модификация)


В качестве потенциальных партнеров рассматривали несколько вариантов – в первую очередь из «содружественных» стран.


«Копейкой» вполне мог стать Renault 16, но… не договорились.


Вместо Франции выбрали Италию, а именно концерн FIAT, который предложил наиболее выгодные условия. Кроме того, на окончательный выбор зарубежного партнёра повлияли и политические соображения: как метко выразился один генсек СССР, «итальянцы нам ближе, чем французы».

8 августа 1966 года в Москве министр автопрома СССР А. Тарасов и президент FIAT В. Валетта подписали соглашение о сотрудничестве, результатом которого и стал завод-гигант по выпуску легковых автомобилей – лицензионного Fiat 124, ставшего к тому же «Автомобилем 1967 года». Однако предварительное соглашение было подписано раньше – в 1965 году, а его, в свою очередь, предварил приезд в СССР владельца FIAT Джованни Аньелли.

Новый автомобиль был первопроходцем во всем. Ведь ради него построили завод, который стал градообразующим предприятием, вдохнув в бывший Ставрополь-на-Волге новую жизнь. С 1964 года этот город в Самарской области стал носить фамилию итальянского коммунистического лидера Пальмиро Тольятти. И именно здесь начали возводить советский автогигант, что объяснялось географическим преимуществом расположения города на берегу Волги с точки зрения логистики.

Параллельно с началом строительства завода новенькие Фиаты начали гонять и в хвост и в гриву в разных климатических зонах СССР – от теплого Крыма до холодных регионов Воркуты, а также проверяли автомобили на полигоне.



Уже в самом начале испытаний стало ясно, что просто так в прямом смысле рассыпающийся на русских «автобанах» итальянский неженка на советский конвейер не встанет – требуются серьезные доработки. Например, после нескольких поездок по советским дорогам была обнаружена трещина на крыше в районе центральной стойки, что привело к отрыву стойки от боковины (!). Итальянцы в спешном порядке начали дорабатывать как кузов, так и другие узлы автомобиля, адаптируя его к новым условиям эксплуатации. Модернизированной версии присвоили индекс «R» (Russia).

В процессе усовершенствований советские конструкторы выяснили, что у автомобиля с индексом 124 есть семь или восемь модификаций трансмиссии, отличающиеся характеристиками передаточных чисел и выносливостью. После ряда испытаний было принято решение использовать более прочные синхронизаторы от коробки передач модели 124 Sport. Вероятно, именно поэтому коробка всегда была одной из самых надежных деталей первых Жигулей.

Снаружи отличить истинный Фиат модели 124 от «копейки» легко и просто благодаря дверным ручкам: у итальянского автомобиля они выступающие, «под естественный хват», в то время как у Жигулей – травмобезопасные. Такие ручки, кстати, появились и на поздних модификациях 124-го. Еще одно отличие – более массивные клыки бампера, опять же вполне фиатовские, причем в прямом смысле (на части автомобилей 1970-1971 гг. из-за нехватки комплектующих ставили детали итальянского производства от Фиатов).



В качестве названия для новой советской малолитражки неравнодушные граждане предложили почти 50 000 (!) вариантов. Новорожец, Катюша, Аврора, ВИЛ-100 и даже Директива – каких только идей не было! Однако в качестве окончательной версии было утверждено «географическое» название Жигули. Причем для экспорта его пришлось заменить на более благозвучное «Lada», поскольку иностранцам даже прочитать слово «Жигули» было сложновато. Не говоря уже о том, что этот бесхитростный, казалось бы, советский топоним созвучен слову Gigolo, который на множестве языков мира (включая русский) используется для обозначения, скажем так, мужчин «легкого поведения».


ВАЗ-2101 1970 г. с «фиатовскими» клыками


Самые важные отличия Жигулей от Fiat скрывались внутри. Главное – это «сердце». Двигатель ВАЗ-2101 отличался от «донора» иным межцентровым расстоянием цилиндров и верхним расположением распределительного вала вместо нижнего. Это решение советская делегация «подсмотрела» на испытательных стендах в Италии, хотя сами итальянцы настаивали на устаревшей схеме. Однако советская сторона категорически отвергла «нижний вал». И как показывает мировая практика следующих сорока лет, сделала это правильно. Ведь в дальнейшем распределительный вал перекочевал в головку блока цилиндров абсолютно на всех аналогичных автомобилях.

Справедливости ради стоит заметить, что прогрессивное нововведение первые лет десять стоило немало сил, слез, рублей и нервов владельцам «копеек» – проблему быстро изнашивающихся распределительных валов технологически удалось решить только к 1982 году, а уж психологически… Чтобы лучше понять масштаб бедствия: в семидесятые годы Жигули на стоянке могли вскрыть для того, чтобы украсть распредвал.


Двигатель ВАЗ-2101 с верхним расположением распредвала


Кроме радикальных изменений в моторе, «русский Фиат» также получил увеличенный до 200 мм диаметр накладок сцепления, доработанную коробку передач, усиленную переднюю и модернизированную пятиштанговую заднюю подвески колес. Главное же отличие «копейки» от Фиата в задней части было скрыто под колесными дисками – вместо «легко забрызгиваемых жидкой грязью тормозных дисков» (из отчета испытательной комиссии) применили проверенные временем (и затем проклятые тысячами владельцев) архаичные барабанные тормоза.




Кузов потребовал усиления во многих местах, а также обзавелся непременными атрибутами любого советского автомобиля – отверстием для «кривого стартера» и буксирными проушинами. В итоге общее количество доработок и модернизаций «русского Фиата» достигло цифры 800!

При запуске новой модели конструкторы столкнулись с тем, что в стране попросту не существует подобающих новинке масел и смазок – пришлось совместно с итальянцами разрабатывать советские аналоги на основе итальянской рецептуры. Ведь итальянский «неженка» не мог довольствоваться маслом М8, тормозной жидкостью на основе касторки и водопроводной водой в качестве охлаждающей жидкости. Так «русский Фиат» стал своеобразным локомотивом для развития химической промышленности СССР – по крайней мере, той её отрасли, которая отвечала за автомобильную продукцию.


Модернизированную «копейку» легко отличить по «дырявой» передней панели и отсутствию клыков на бамперах



Интересная деталь: в процессе испытаний по фиатовской методике Stop&Go с многократными пусками и ездой на полупрогретом двигателе в диапазоне низких температур (до -32..34 по Цельсию в январе-феврале 1969 года в окрестностях Москвы!) было выявлено, что уровень масла в картере всего за неделю повышается на 1,5-2 см из-за попадающего в него бензина из переобогащенной топливовоздушной смеси. К тому же это приводило к смыванию масла со стенок цилиндров, что, в свою очередь, многократно ускоряло износ цилиндропоршневой группы.

В процессе совместной разработки смазки для двигателя оказалось, что… экспериментальные советские образцы оказались лучше зарубежного масла! Поначалу итальянцы даже не поверили и, по легенде, тайком от русских отправили чудо-смазку самолетом в Турин. Оттуда подтвердили: «жигулевское» масло действительно лучше выдержало жесткие испытания Stop&Go. Кроме того, испытания морозом показали, что в доработках нуждаются и чехлы шаровых опор и рулевых тяг, которые теряли эластичность и просто рвались.


Поздний Fiat 124 Special по многим элементам напоминает модификацию 21011


Несмотря на заметные изменения по сравнению с оригиналом, первые ВАЗ-2101 собирали с большим применением импортных деталей, разумеется, итальянского производства. Впоследствии производство все больше «локализовалось», а к 1974 году присутствие итальянцев в Тольятти стало и вовсе неощутимым.




К слову, именно тогда на ВАЗе начали выпускать собственный «фейслифт» ВАЗ-2101 – версию с индексом 21011. Она отличалась как более мощным двигателем объемом 1,3 л, так и некоторыми косметическими изменениями во внешности и интерьере. Причем именно в таком виде модификация 21013 с двигателем 2101 объемом 1,2 л (да-да, тем самым, что встал на конвейер в 1970 году!) выпускалась на ВАЗе аж до 1988 года.




Впрочем, предок 124-го в дальнейшем производился не только в СССР или России: под разными названиями и в самых различных уголках мира бывший Fiat 124 выпускался еще долго, лишь немного «не добрав» до полувекового юбилея в качестве нового автомобиля. Всего же на просторах бывшего СССР разными заводами было изготовлено около 15 миллионов (!) заднеприводных автомобилей, ведущих свою родословную от итальянской малолитражки середины шестидесятых.


Именно благодаря «советской прописке» четырехколесный гражданин мира 124-й модели наряду с Ford T и Volkswagen Kafer стал одним из наиболее массовых автомобилей за всю мировую историю.


ВАЗ-2101 выпуска до 1974 года легко отличить по круглому зеркалу, расположенному на крыле


Испанская «двойка» Seat 124 Familiare


Premier – «копейка» по-индийски


«Шестёрка» и «семёрка» – самые массовые по выпуску модели на базе Fiat 124.


Читайте также:



Поделиться: 6 25 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Эдвард Молотов

Автор пишет интересные статьи, но в вопросах истории хватает по верхушкам.""Копейкой" вполне мог стать Renault 16, но... не договорились." - не мог. Рено 16 не стал ВАЗ 2101 не потому что не смогли договориться и не по волюнтаристскому решению Брежнева, как ходят байки, а по банальной и прагматической причине - Рено 16 не был рассчитан на выпуск 660 000 единиц в год, под столь крупнотиражное производство пришлось бы основательным образом менять его конструкцию и технологию, это раз, и два - французы изначально были не в состоянии выполнить главное условие СССР - завод под ключ. Вместо этого они предлагали невнятные вещи, типа допиливания уровня нашего производства до уровня рено. С таким подходом мы массовый

Эдвард Молотов

прошу прощения - глюк какой-то, продолжу:с таким подходом мы массовый автомобиль увидели бы в середине 70-х. Поэтому Рено-16 никогда всерьез не рассматривался. Вся эта мифология, как мы упустили передний привод раздута из самого факта участия 16-го в сравнительных испытаниях."вместо "легко забрызгиваемых жидкой грязью тормозных дисков" (из отчета испытательной комиссии) применили проверенные временем (и затем проклятые тысячами владельцев) архаичные барабанные тормоза." На барабаны перешили не из-за ретроградства, а опять же по простой причине - поставщик ФИАТа отказался переделывать конструкцию. Чувствуете разницу? Наши были готовы за ЗДТ, но ФИАТ с поставщиком уперлись рогом. Про архаичность - смешно. Сам ФИАТ потом, на 131-ой модели перешел на барабаны, благополучно перенеся это решение и на новейший Ритмо. А теперь вспомним - до какого года на Форд Фокус 2 ставились барабаны сзади?"сами итальянцы настаивали на устаревшей схеме. Однако советская сторона категорически отвергла «нижний вал». И как показывает мировая практика следующих сорока лет, сделала это правильно. Ведь в дальнейшем распределительный вал перекочевал в головку блока цилиндров абсолютно на всех аналогичных автомобилях." - ага, сами итальянцы настаивали на устаревшей схеме, ибо предлагали вместе со со 124м OHV мотором и передовой по тем временам TwinCam с 2 распредвалами. Вот только наши настаивали на максимальной унификации, и 2 не унифицированных между собой мотора для них виделись излишней головной болью." к 1974 году присутствие итальянцев в Тольятти стало и вовсе неощутимым.", конечно, ведь к 1974 году контракт был выполнен.Самое удивительное - в "Высокой мысли пламень" все с подробностями есть, смысл писать такого рода заметки, не удосужившись свериться с первоисточниками?

Сергей Баумштейн

Со слезами смотрю на фотографии - "жигулист" с 1980 г. Может, благодаря щадящей эксплуатации, постоянной езде на 3-й передаче в городе (90% поездок) и регулярным ТО, первая "копейка" 1977 гв проходила без проблем 150 т. км (хотя безбожно сгнила - немудрено в Прибалтике). Машина очень надежная! Потом, в Израиле были и 124-й "фиат" 1977 г., и даже редкий 132-й "фиат". Несмотря на древний возраст все ездило относительно без проблем. А в 1993 г. купил "шестерку 21061" 1984 г., пригнанную из Молдавии, сразу "вкинул" относительно свежий движок и откатал до 2002 г. - то есть машина прожила 18 лет без серьезных проблем. Ездил бы и дальше, но отвалился кардан! Как опытный "жигулист", сразу понял - только на свалку! Сейчас езжу на нормальной "японке" бизнес-класса, но на "копейки"-"шестерки" без чувства щемящей ностальгии смотреть не могу! Все же в Тольятти даже во времена застоя делали автомобили, а не ведра с гайками, как на АЗЛК!

Я прочитала - Впрочем, предок 124-го в дальнейшем производился не только в... может, я не так поняла - но мне кажется нужно написать ПОТОМОК. Scusate, если не права. У меня была 011-я красная "итальянка", ни одна более поздняя моя машина рядом не стоит, особенно по кузову.

Maxim Levinson

И еще историческая справка по поводу ремонтопригодности. В 70-80 годы считалось, что Москвич можно починить молотком на коленке, а к Жигулям нужен сервис или квалифицированный механик. Владельцы Вазовских машин не возили с собой ящик инструментов и запчастей - это были люди с чистыми руками.

Maxim Levinson

Несколько дополнений к истории появления этой машины. Так получилось, что я был знаком с человеком, который непосредственно выбирал модель для производства. Это был работник Госплана Сергей Соколов. Он рассказал, что ФИАТ 124 выбрали в том числе и потому, что он был самым дешевым в производстве и самым слабым по конструкции. Когда выбор был почти сделан и автомобиль представляли Косыгину, Аньелли подошел к нему и сказал: Вы знаете, что эта машина рассчитана на 6 лет? Косыгин спросил, сколько она проживет в наших условиях. Тот ответил, что не больше 4 лет. Вот и хорошо, сказал Косыгин. Дело в том, что основной идеей строительства ВАЗа, ИЖа и новой территории АЗЛК было не повышение мобильности населения, а банальный отъем у него накопившихся денег. И в этом случае менее надежная машина была гораздо эффективнее. Но все равно, стараниями советских и итальянских конструкторов она стала самым надежным автомобилем СССР. С 1970 по 1989 год по износу не списали ни одной машины, только сгоревшие и разбитые.

Борис Полажинець

Интересная и содержательная статья с множеством малоизвестных фактов и отлично подобранными фото. Читается легко и с интересом даже для неавтомобилиста. Хорошо помню, когда на дорогах страны появились первые "Жигули". Владеть этим автомобилем было весьма престижно. Я 12 лет ездил на желтом ВАЗ-21013 "Lada 1200 S". Надежная и удобная бала машинка, ни разу не подвела. Это была целая эпоха, в которой "Жигули" сыграли важную свою роль.

ДимСаныч

А судьба-то какова - в итоге Renault стал владельцем Жигулей )

Rostislav Kolesov

Не за копирование,а за сыпучесть их ругают.Если на копейке ехать дальше 500 км, то желательно в багажнике иметь комплект сайлентблоков,шаровых опор,комплект нижних рычагов передней подвески.Желательно трамблер новый в сборе и неплохо сварочный аппарат с генератором.

Не знаю, на каком опыте пишите Вы, но мы съездили из Уфы до Приморска (Ленингр. Обл.), через Москву, Питер, Выборг, накатали 5300км - набор ключей и всего, что было в багажнике - даже не доставали. Продали со слезами. Сейчас уже 3-й Ниссан, никаких ремкомплектов и ключей в багажнике нет, и если, что случается (а случается! по сравнению с копейкой), то и не знаем с какой стороны подойти - только сервис! Было ещё две 6-ки - бледная копия нашей первой "итальяночки"!

Anton Panteleimonov

Жалко, что ничего не написали про праворульные фиатокопейки. В них было много интересных инженерных решений.

Игорь Серов

Аффтор написал все правильно...еще ремотность жигулей возможна была чуть ли не на коленях...а попробуй подойти к современным иномаркам?

ДимСаныч

Олег, спасибо! Прочел "залпом" 🙂

Max Polyakov

Всем доброго дня! Замечательная статья! Давно увлекаюсь историей автомобилестроения и автоспорта. Тем не менее, открыл благодаря статье, пару интересных фактов, ранее мне не известных.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

2285 1 1
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander?

Большой кроссовер – это очень практично. Такой автомобиль отлично подходит для семьи, дальних путешествий и даже для демонстрации собственного престижа. Мы как-то предлагали Вам сделать с помощью нашего теста выбор между…

22917 1 0
Статьи / Интересно
Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели,…

20479 5 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

1750 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

2395 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

3243 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

28181 28 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14928 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

11924 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26500 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21117 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4014 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56991 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41155 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16534 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71560 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55270 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54414 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?