"Курс молодого мотоциклиста" я проходил в составе небольшой группы коллег-журналистов в петербургской "Мотошколе №1". Начальный курс включает ознакомление с "матчастью", овладение правильной посадкой и постановкой взгляда, а также отработку ряда базовых навыков: начало движения, торможение, переключение передач, выполнение маневров, включая "змейку". Курс рассчитан на 6 часов практической езды.
Поскольку весь мой опыт общения с двухколесной техникой заключался лишь в езде на мопедах, скутерах и безуспешных попытках совладать с видавшей виды соседской "Явой" (стандартный набор для тех, чье детство и отрочество прошло в СССР), на мотоцикл на первых порах я садился с опаской. Оказалось, что не так страшен черт...
Экипировка для безопасной езды важна не менее (если не более), чем правильная посадка или отработка навыков вождения. Набор "правильной" экипировки включает шлем, перчатки, так называемую "черепашку" (защита спины, груди, плеч и локтей), наколенники, мотоциклетные ботинки. |
Первое и главное, чему учат в рамках базового курса, — не смотреть вниз. Взгляд должен быть постоянно устремлен вперед, так как оценивать обстановку на дороге и просчитывать маневры необходимо заранее. Пришлось забыть навыки езды на квадроциклах и снегоходах: управляя такой техникой, нужно смотреть прямо перед собой, чтобы успешно преодолевать препятствия.
Прежде всего, необходимо научиться держать ровный газ. Этому обучают на неподвижном мотоцикле. Инструктор: "Мотоцикл нужно слушать!" Чтобы приучить к этому "чайников", специалисты мотошколы убирают с учебной техники приборы. В конце концов понимаешь, что смотреть на них и вправду нет никакой необходимости. |
Одно из первых ездовых упражнений — разворот. На первых порах мы выполняли его, спешиваясь и ведя мотоцикл за руль — чтобы, во-первых, приучиться в обязательном порядке поворачивать голову назад перед маневром, а во-вторых, не газовать инстинктивно при его исполнении. И то, и другое с непривычки дается с трудом... |
Правильно и аккуратно работать газом и сцеплением учит упражнение с частыми разгонами, остановками и троганиями с места. Поначалу стартовать с места, не заглохнув, получается не у всех... |
Инструктор в буквальном смысле на пальцах объясняет, как работает рычажок переключения передач. |
Один из завершающих этапов базового курса — выполнение "змейки". Здесь важно правильно работать задним тормозом и приучить себя смотреть не прямо перед колесом, а на 4-5 конусов дальше. И тогда выполнять упражнение станет легко и приятно... |
В итоге, мне не хватило прохождения 6-часового курса для того, чтобы пойти и сдать экзамен на права категории "А". Но начальные навыки управления мотоциклом и я и коллеги получили. Главное — ушел страх перед мотоциклом как таковым и пришло понимание того, что с ним делать, как трогаться, тормозить и переключать передачи. Отступаться же от поставленной цели я не намерен, поэтому впереди — либо повторное прохождение начального курса, либо индивидуальные занятия с тем, чтобы получить-таки заветную категорию. Подробности — в следующих материалах серии.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться