Невероятные приключения итальянцев в России, или За что Itala поставили памятник в Кирове

 Не так давно в Кирове появился необычный памятник. В исторической части города была поставлена выполненная в металле копия старинного автомобиля. На решетке радиатора разместились кованые буквы ITALA. А вот что это за машина и по каким причинам она попала на одну из улиц города – сейчас разберемся. 
 

Пролог

Fabbrica di Automobili Itala была основана в 1903 году инженером Гвидо Биджио совместно с Маттео Чейрано, одним из трех братьев, приложивших руку к созданию первых автомобилей Fiat. Но спустя два года Маттео уходит из фирмы из-за разногласий с Биджио.

Первым «выпускником» марки стал квадроцикл с шасси собственной конструкции, а двигатель мощностью в 3,5 л.с. ему поставляла известная в те годы французская фирма Де Дион-Бутон. Но неизвестно, чем бы занималась компания, если бы в неё не пришел молодой и амбициозный конструктор Альберто Балокко. Окончив политехническую школу, он желал применить свои теоретические знания на практике, и именно благодаря его таланту Итала стала знаменита среди автомобильных энтузиастов.

В компании сконцентрировались на создании только скоростных и комфортабельных автомобилей. Так, Балокко создал механическую коробку передач на шариковых подшипниках, а также впервые в мире решил применить на своих автомобилях высокопрочные легированные стали. Собственной конструкции был и двигатель. Рядные карбюраторные моторы с четырьмя цилиндрами большого литража имели зажигание от магнето, но отличались от прочих конкурентов конструкцией клапанов. Балокко постоянно экспериментировал, пытался внедрить ротативные клапаны, по форме больше похожие на гриб-шампиньон. Они нагревались более равномерно, из-за чего имели увеличенный ресурс.

itala_grand_prix_4-seater_floretta_2.jpg


Благодаря продуманной конструкции автомобили марки были надежными и быстрыми, их сравнивали с немецкими и французскими конкурентами. В качестве рекламы для своих машин Балокко и Биджио начали активное участие в гоночных заездах. Гоночные Италы побеждали во многих известных гонках тех лет: например, специально подготовленная Итала заняла первое место в Кубке скорости 1907 года и одержала победу в гонке Тарга Флорио.

Подготовка

Победы принесли известность марке, и продажи машин увеличивались с каждым годом. Но и этого амбициозным итальянцам показалось мало: руководство фирмы приняло решение об участии в трансконтинентальном автопробеге «Пекин-Париж» 1907 года. По сути, это был первый в мире ралли-рейд, предвестник знаменитых «Париж-Дакар» или «Ралли Фараонов». Организатором рейда стала французская газета Le Matin, которая предполагала маршрут длиной свыше 16 тысяч километров, проходящий от Пекина до Парижа через такие города, как Иркутск, Омск, Красноярск, Казань, Нижний Новгород, Вятка, Владимир, Москва, Брест, Варшава, Берлин, Кельн и Брюссель. Победителю был учрежден приз в 100 тысяч франков. Участвовать в марафоне пожелали свыше 20 автомобильных компаний, но внести регистрационный взнос в размере 2 000 франков смогли только пять участников. На старт пробега вышли два автомобиля Де Дион-Бутон, один трицикл Cotal, один Спайкер и одна Итала под управлением князя Сципиона Боргезе.

Автомобиль был построен специально для рейда на базе одного из спортивных автомобилей марки. Itala 35/45 HP имела рядный четырёхцилиндровый двигатель объемом 7,4 литра, развивавший 45 л.с. при 1 500 об/мин, имевший водяное охлаждение и карбюратор с подогревом. В паре с ним работала механическая коробка передач, соединенная с двигателем с помощью конусного сцепления, и передававшая момент на задние колеса с помощью карданного вала.



Легкий открытый кузов располагался на мощной лонжеронной раме, к которой крепились неразрезные мосты, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах и снабженные фрикционными амортизаторами. На машину навесили два 150-литровых топливных бака, еще один 50-литровый бак для масла и резервуар для питьевой воды. Колеса с деревянными спицами были обуты в итальянские шины Pirelli. На дорогах с хорошим покрытием машина полной массой более двух тонн могла развивать скорость свыше 90 км/ч.

Экипаж Италы состоял из самого князя Боргезе, управлявшего автомобилем, его жены, взявшей на себя роль штурмана, заводского механика и журналиста Луиджи Барзани, который впоследствии написал о этом выдающемся событии целую книгу, благодаря которой люди и по сей день вспоминают этот уникальный пробег.


autowp.ru_prochie_itala_grand_prix_2-seater_5.jpg



Помимо технических сложностей в подготовке, пришлось решать и дипломатические проблемы. Так, инициатива организаторов дать старт в Пекине, чтобы потом с триумфом принимать победителей в Париже, обернулась непониманием со стороны китайцев и подозрением в разведке. Китай всегда был закрытой страной, но в годы правления императрицы Цзэ-Си это проявлялось особенно сильно. Лишь после долгих переговоров удалось согласовать маршрут следования. Так, разрешение было получено у самой императрицы при условии, что машины проедут по пустыне Гоби. Каждый автомобиль снабдили запасом консервированных продуктов, спальными мешками, палатками и плитками, а также огнестрельным оружием, из-за возможных конфликтов с бандитами.

Великий рейд

Старт пробега был дан 10 июня 1907 года от французского посольства в Китае. Путь участников лежал через разбитые дороги, а также самое настоящее бездорожье. Например, в пустыне Гоби, по которой пришлось проехать свыше 800 км, температура могла достигать 48 градусов. Трицикл Cotal оказался непригодным для пустыни, в результате чего быстро сошел с дистанции.


itala_grand_prix_4-seater_floretta_4.jpg



Дорога была сложной и полной приключений до Москвы, причем самыми сложными препятствиями были… мосты, некоторые из которых были просто не рассчитаны на движение двухтонных автомобилей. На одном из перегонов настил моста провалился под задними колесами Италы, но, к счастью, машина при падении зацепилась за одно из бревен. Пассажиры отделались несколькими ушибами, упав в реку. В результате аварии были сломаны спицы заднего колеса, но путешественникам помог один из местных жителей: с помощью пилы и топора он смог произвести ремонт за короткий срок.

Для форсирования болот машины приходилось разбирать, а в Сибири князь решил пойти на хитрость. Ему в голову пришла мысль проехать путь… по железной дороге. Боргезе направил бумагу губернатору Сибири с просьбой воспользоваться для своих целей участком Транссибирской магистрали, которое было одобрено спустя два дня. Однако даже предосторожности с жандармом, который имел красный флаг, чтобы подавать сигнал при приближении поезда, не помогали: на одном из перегонов в машину едва не врезался грузовой состав. После этого руководство Транссиба официально включило участников пробега в расписание движения поездов!




Но долгое движение по шпалам убивало ходовую часть машины, к тому же стало пыткой для пассажиров Италы, и спустя сотни километров пути Боргезе решил свернуть на Сибирский тракт. Переход по Сибири продлился более двух недель. Машины застревали в тундре и болотах, для их преодоления на колеса надевались цепи, которые подтачивали деревянные обода. Спицы, разбухшие от воды, при высыхании на солнце рассыхались и выпадали, поэтому их периодически обливали водой. 27 июля экипаж Италы прибыл в Москву, где поучаствовал в нескольких мероприятиях, а уже 10 августа Итала с триумфом финишировала в Париже. Спустя 12 дней финишировал голландский Спайкер, а еще спустя десять дней до Франции добрались два французских экипажа на Де Дион-Бутонах. Itala 35/45CV князя Боргезе сохранилась до наших дней, сейчас полностью отреставрированная машина хранится в в Museo dell'Automobile Carlo Biscaretti di Ruffia в Турине, а в 1989 и 2007 годах она снова проехала путь от Пекина до Парижа: один раз после проведенной реставрации, второй – к столетию пробега.

Эпилог

Еще многие годы фирма Итала успешно выпускала большие и малые автомобили, на которые ставились и рядные «четверки», и «шестерки», и даже V12! На машинах конструкции Альберто Балокко находили применение верхние клапаны и сервоприводы усилителя тормозов. Слава победителя тяжелейшей гонки в мире помогала продавать машины по всему миру. Кстати, именно Itala стала первой машиной в гараже Ватикана, куда она поступила в 1909 году. Но продажи начали падать, и в 1923 году фирма столкнулась с финансовыми проблемами, а последняя машина марки была выпущена в 1929 году.


itala_gp_v12_1.jpeg



Идея постройки памятника автомобилю Itala в Кирове, с которой мы начали эту статью, принадлежит губернатору Кировской области Никите Юрьевичу Белых, который поделился ей с генеральным директором компании Pirelli в России Аймоне ди Савойя Аостой на открытии нового цеха итальянской фирмы на Кировском шинном заводе. Ведь маршрут пробега проходил и по Вятской губернии. В рамках акции «Подарок любимому городу» кованая копия Itala 35/45CV была установлена в старой части города на Спасской улице и была открыта в ноябре 2015 года. Архитектором проекта стала жительница города Елена Гурина, а скульпторами – кузнецы Эдуард Гурин с сыновьями.


Читайте также:


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы