Новые шестиосные МАЗы для ракетного комплекса «Пионер-3»

9484 2 2
В процессе эксплуатации автомобиля МАЗ-547В с ракетными комплексами «Пионер» проявились его серьезные недостатки, относившиеся прежде всего к неудачному размещению специального технологического оборудования и ошибочному использованию двух тесных и неудобных одноместных кабин для водителя и командира экипажа, из которых вторая приподнятая не обеспечивала широкого обзора и страдала сильной вибрацией. При этом постоянного собственного места для третьего члена экипажа — оператора пусковой установки — вообще не существовало.

В начале 1980-х для перспективной замены шасси МАЗ-547В в Минске собрали несколько опытных полноприводных машин МАЗ-7905 с новым 710-сильным двигателем и двумя одноместными кабинами, вынесенными далеко вперед на передний свес рамы. По окончании их испытаний было принято решение о постановке на производство модернизированного варианта МАЗ-7916 с кабинами для всех трех членов экипажа, на котором впоследствии монтировали пусковую установку усовершенствованного ракетного комплекса «Пионер-3».

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m38afd2cc
Экспериментальное шасси МАЗ-7905 с двумя одноместными кабинами (из архива МЗКТ)
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_ea38d14
Испытания модернизированного шасси МАЗ-7916 с левой двухместной кабиной (из архива МЗКТ)

Оба автомобиля составили проходное более мощное и практичное семейство ракетных шасси, однако из-за ряда технических ошибок, изменений в военно-политической обстановке в СССР и ликвидации комплекса «Пионер» их серийное производство наладить не успели, хотя заложенные в них конструктивные идеи получили развитие в новой мобильной базе для системы «Тополь».

МАЗ-7905 (1980–1982 гг.)

В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 (12х12), базировавшаяся на усиленном шасси МАЗ-547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством будущих семиосных ракетных шасси. Учитывая, что ее главной задачей являлась замена варианта МАЗ-547В, на новом шасси передний свес рамы удлинили до пяти метров и перенесли на него специальное технологическое оборудование прицеливания и две идентичные одноместные стеклопластиковые кабины от модели МАЗ-547А. Это позволило полностью ликвидировать в них вибрации, улучшить условия работы и достичь незапланированно высокой плавности хода. Свидетели тех событий вспоминают, что незаметные плавные и монотонные колебания машины во время движения укачивали водителей, а оставленные на плоских поверхностях мелкие предметы и чашки с кофе сохраняли свои места в течение всего цикла испытаний. Правда, при этом существенно сократился угол преодолеваемого подъема и серьезно пострадала проходимость, хотя на гладких грунтовых дорогах эти качества не считались определяющими.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m581a9c84
Зимние испытания 58-тонного автомобиля МАЗ-7905 с балластной нагрузкой (из архива МЗКТ)
Статьи / Военная техника
Секрет за семью печатями: ракетовоз МАЗ-547А первого стратегического комплекса

Впоследствии для повышения боеготовности и скрытности впервые в мире новые системы осуществляли боевое дежурство при патрулировании по грунтовым дорогам в отдаленных регионах страны. Так на появление зарубежных...

8523 0 0

Главной технической новинкой МАЗ-7905 являлся дизельный двигатель В-58-7 V12 танкового типа мощностью 710 л.с., который к тому времени уже монтировали на шестиосных шасси МАЗ-7916 и семиосных МАЗ-7912. До 1982 года было собрано шесть опытных образцов МАЗ-7905, поступивших на государственные испытания в 21 НИИИ, и в то же время на пяти из них в опытном порядке начался монтаж ракетных пусковых установок «Пионер-2». По результатам испытаний были констатированы существенно ухудшившиеся показатели шасси по проходимости и маневренности, недостаточная полезная нагрузка и плохая управляемость, что привело к скорому закрытию этого проекта.

МАЗ-7916 (1979–1988 гг.)

С конца 1970-х в УГК-2 под руководством первого заместителя главного конструктора Владимира Ефимовича Чвялева проектировалось еще более совершенное 63-тонное ракетное шасси МАЗ-7916 (12х12). Его конструктивной основой также являлся МАЗ-547А с новыми агрегатами и «умеренным» передним свесом рамы, составлявшим всего лишь около четырех метров. При сохранении прежней правой одноместной кабины на нем впервые появилась левая двухдверная двухместная стеклопластиковая конструкция, позволившая наконец всему экипажу пусковой установки занять свои собственные рабочие места в одной машине. Первоначально этот вариант не предназначался для установки какой-либо ракетной системы, а служил лишь опытной базой для опробования перспективных конструктивных идей и кабин, изучения возможности применения новых агрегатов с последующим воплощением полученных результатов на будущем семиосном ракетном шасси МАЗ-7917.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_36c6096e
Модернизированное шасси МАЗ-7916 с левой двухдверной кабиной (из архива МЗКТ)

Первый прототип МАЗ-7916 построили в ноябре 1979-го, и вскоре за ним последовали еще четыре опытные машины. Все были оборудованы 710-сильным силовым агрегатом В-58-7, модернизированным гидротрансформатором, прежней гидромеханической трансмиссией с четырехступенчатой коробкой передач от 547-й серии, упрочненными ведущими мостами и системой регулирования давления в шинах.

Испытания 710-сильного автомобиля МАЗ-7916 с балластной нагрузкой (из архива МЗКТ)

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_69315cb9
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_3f7e7541

Шасси МАЗ-7916 успешно выдержало государственные испытания. По их результатам в 1985-1986 годах собрали еще 26 автомобилей, рассчитанных на монтаж оснащения модернизированной пусковой установки нового мобильного комплекса «Пионер» третьего поколения.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_4160ebdd
На боевом дежурстве стратегический комплекс «Пионер-3» на шасси МАЗ-7916

Подвижный ракетный комплекс 15П157 «Пионер-3» среднего радиуса действия до пяти тысяч километров разрабатывался с 1983 года и размещался на шасси МАЗ-7916, специально подготовленном и переоборудованном волгоградским заводом «Баррикады». В перспективе им планировалось заменить всё предыдущее семейство «Пионер». На пусковой установке 15У167 в транспортно-пусковом контейнере размещалась двухступенчатая ракета повышенной точности со стартовой массой 37 тонн, получившая новую двигательную установку, три ядерные боевые части индивидуального наведения и средства преодоления противоракетной обороны противника. В отличие от первых машин, «Пионер-3» снабжался новыми системами прицеливания, управления пусковой установкой с бортовой цифровой вычислительной машиной и гидростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, которые обеспечивали строго горизонтальное положение ракеты при несении боевого дежурства и заданную точность стрельбы без разворота всей установки.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m6c0d42c9
Боевая машина комплекса «Пионер-3» с новой ракетой в транспортном положении
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m1f528a64
Стартовая позиция пусковой установки «Пионер-3» на четырех гидроопорах (из архива МЗКТ)

Боевая масса пусковой установки достигала 83 тонн, длина в транспортном положении — около 20 метров, максимально допустимая скорость передвижения — 40 км/ч.

В состав комплекса входила также новая многоцелевая машина сопровождения 15Т381 на том же шасси, сходная по конструкции и назначению с моделью 15Т316.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_5f7967e2
Испытания машины сопровождения 15Т381 комплекса «Пионер-3» на полигоне Капустин Яр

Первые полигонные испытания комплекс «Пионер-3» прошел в мае 1985 года, за которыми в 1988-м состоялись окончательные государственные испытания, признавшие шасси МАЗ-7916 пригодными под монтаж столь тяжелого вооружения.

В перспективном задании на 1986-1990 годы предполагалось провести проектирование еще более совершенного комплекса «Пионер-4», но все эти планы прервало подписание в декабре 1987-го Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). После этого все работы по новым ракетным системам и шасси были прекращены, и до мая 1991 года несколько готовых установок «Пионер-3» были уничтожены вместе с остальными системами «Пионер» первых выпусков.

В тот трудный для Минского автозавода момент машину МАЗ-7916 все-таки удалось спасти. В 1994-м, после переименования военного подразделения Минского автозавода в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), появился его модернизированный 50-тонный вариант МЗКТ-79161 для монтажа различного гражданского и военного оборудования, но широкого развития он не получил.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m62c2bad5
Многоцелевой автомобиль-шасси МАЗ-79161 двойного назначения (из архива МЗКТ)

В 2000-е на доработанном шасси МЗКТ-7916-011 Кировский машиностроительный завод (КМЗ) собирал единичные образцы тяжелого дизель-электрического автокрана КС-8467 грузоподъемностью до 100 тонн с длиной стрелы 40 метров, служившего в береговых подразделениях ВМФ Российской Федерации для погрузки вооружения и тяжелых грузов на подводные лодки.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_283e31a8
Тяжелый автокран КС-8467 на шасси МЗКТ-7916-011 для ВМФ России (из архива МЗКТ)

К этим машинам стоит добавить еще несколько вариантов минских шестиосных шасси, которые применялись в зарубежных странах для установки и запуска собственных ракетных систем среднего радиуса действия.

В КНДР на самостоятельно доработанном варианте тяжелого шасси, сочетавшего в себе элементы автомобилей МАЗ-7916 и МАЗ-547В, стали монтировать оборудование пусковых установок No-Dong-B с баллистическими ракетами BM-25 Musudan, известными также под наименованием Hwasong-10. На параде 2017 года к ним добавилась самоходная система No-Dong-C с межконтинентальной ракетой Hwasong-13.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_47ea3e1f
Доработанные шасси МАЗ-7916 с ракетами Musudan на параде в Пхеньяне. 2010 год
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_6ae8d51c
Ракетная пусковая установка No-Dong-B на шасси с тремя одноместными кабинами
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m6fda5531
Пусковые установки No-Dong-C на базе МАЗ-7916 с боковыми бронещитами. 2017 год

В Пакистане на самостоятельно модернизированных шасси МАЗ-7916 со специальными кузовными надстройками с боковыми отсеками для оператора и боевого расчета устанавливаются пусковые установки с собственными 25-тонными ракетами Shaheen II с дальностью поражения до 2,5 тысяч километров. На упрощенных открытых шасси базируются транспортно-перегрузочные агрегаты для перезаряжания боевых машин.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_16b8ae5
Пакистанская ракета средней дальности Shaheen II на шасси МАЗ-7916 с кузовной надстройкой
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m3632e51f
На военном параде в Исламабаде шасси МАЗ-7916 с баллистической ракетой Shaheen II. 2005 год
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_405433c
Транспортная машина на автомобиле-шасси МАЗ-7916 для доставки ракет Shaheen II

В рамках лицензионного соглашения при активном содействии и технической помощи специалистов МЗКТ в Китае на заводе Wanshan собраны мощные шестиосные 55-тонные шасси WS-2900 с моноблочной кабиной, на которых планируется установка новых баллистических ракет с дальностью поражения четыре тысячи километров.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_614e2354
Китайское ракетное шасси Wanshan WS-2900, созданное совместно с предприятием МЗКТ. 2015 год

Вернувшись из дальних стран на родину, в следующей статье мы расскажем об одном из самых удачных советских колесных ракетных комплексов «Тополь» на принципиально новом семиосном шасси.

На заглавной фотографии — шестиосное шасси МАЗ-7916 для ракетного комплекса «Пионер-3» (из архива МЗКТ).

Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Выражаю автору огромную благодарность за увлекательнейшие статьи с просто умопомрачительными подборками фотографий! Пишите, с удовольствием читаю Ваши публикации здесь и с нетерпением жду ещё! Спасибо!

Семён Смирнов

Мощнявые аппараты!

Новые статьи Смотреть все
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Cadillac CTS l с пробегом: внутренняя коррозия кузова и баснословно дорогая подвеска

Как вам Cadillac CTS первого поколения? Наивно, смело или это что-то безнадёжно устаревшее? Ответить можно как угодно, и любой ответ будет отчасти правильным. И вместе с тем даже сегодня эти фэшн-чемоданы сохраняют…

468 1 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Жучки, сверчки и тараканы: покупаем Hyundai Solaris l за 450 тысяч

Hyundai Solaris вызывает достаточно ожесточенные споры среди автолюбителей. И как обычно есть снобы из стана «корейская машина может быть только стиральной» и пересевшие с Лад и Логанов и предпочитающие Солярис тому же…

7368 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
KIA Sorento l с пробегом: самодельные крестовины и “провальные” моторы

На вторичном рынке Sorento первого поколения выглядит довольно заманчиво: хороший салон, не самые бедные комплектации, а цена для рамного внедорожника вполне демократичная. Правда, в первой части обзора этого автомобиля…

4556 6 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

128724 8 10
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

25925 1 3
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

17590 5 12
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

75878 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

15285 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

11436 3 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

32267 14 13
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

10459 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

9474 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

381366 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

255750 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

71061 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?