Новые шестиосные МАЗы для ракетного комплекса «Пионер-3»

9661 2 2
В процессе эксплуатации автомобиля МАЗ-547В с ракетными комплексами «Пионер» проявились его серьезные недостатки, относившиеся прежде всего к неудачному размещению специального технологического оборудования и ошибочному использованию двух тесных и неудобных одноместных кабин для водителя и командира экипажа, из которых вторая приподнятая не обеспечивала широкого обзора и страдала сильной вибрацией. При этом постоянного собственного места для третьего члена экипажа — оператора пусковой установки — вообще не существовало.
 

В начале 1980-х для перспективной замены шасси МАЗ-547В в Минске собрали несколько опытных полноприводных машин МАЗ-7905 с новым 710-сильным двигателем и двумя одноместными кабинами, вынесенными далеко вперед на передний свес рамы. По окончании их испытаний было принято решение о постановке на производство модернизированного варианта МАЗ-7916 с кабинами для всех трех членов экипажа, на котором впоследствии монтировали пусковую установку усовершенствованного ракетного комплекса «Пионер-3».

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m38afd2cc
Экспериментальное шасси МАЗ-7905 с двумя одноместными кабинами (из архива МЗКТ)
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_ea38d14
Испытания модернизированного шасси МАЗ-7916 с левой двухместной кабиной (из архива МЗКТ)

Оба автомобиля составили проходное более мощное и практичное семейство ракетных шасси, однако из-за ряда технических ошибок, изменений в военно-политической обстановке в СССР и ликвидации комплекса «Пионер» их серийное производство наладить не успели, хотя заложенные в них конструктивные идеи получили развитие в новой мобильной базе для системы «Тополь».

МАЗ-7905 (1980–1982 гг.)

В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 (12х12), базировавшаяся на усиленном шасси МАЗ-547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством будущих семиосных ракетных шасси. Учитывая, что ее главной задачей являлась замена варианта МАЗ-547В, на новом шасси передний свес рамы удлинили до пяти метров и перенесли на него специальное технологическое оборудование прицеливания и две идентичные одноместные стеклопластиковые кабины от модели МАЗ-547А. Это позволило полностью ликвидировать в них вибрации, улучшить условия работы и достичь незапланированно высокой плавности хода. Свидетели тех событий вспоминают, что незаметные плавные и монотонные колебания машины во время движения укачивали водителей, а оставленные на плоских поверхностях мелкие предметы и чашки с кофе сохраняли свои места в течение всего цикла испытаний. Правда, при этом существенно сократился угол преодолеваемого подъема и серьезно пострадала проходимость, хотя на гладких грунтовых дорогах эти качества не считались определяющими.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m581a9c84
Зимние испытания 58-тонного автомобиля МАЗ-7905 с балластной нагрузкой (из архива МЗКТ)
Статьи / Военная техника
Секрет за семью печатями: ракетовоз МАЗ-547А первого стратегического комплекса

Впоследствии для повышения боеготовности и скрытности впервые в мире новые системы осуществляли боевое дежурство при патрулировании по грунтовым дорогам в отдаленных регионах страны. Так на появление зарубежных...

8924 0 0

Главной технической новинкой МАЗ-7905 являлся дизельный двигатель В-58-7 V12 танкового типа мощностью 710 л.с., который к тому времени уже монтировали на шестиосных шасси МАЗ-7916 и семиосных МАЗ-7912. До 1982 года было собрано шесть опытных образцов МАЗ-7905, поступивших на государственные испытания в 21 НИИИ, и в то же время на пяти из них в опытном порядке начался монтаж ракетных пусковых установок «Пионер-2». По результатам испытаний были констатированы существенно ухудшившиеся показатели шасси по проходимости и маневренности, недостаточная полезная нагрузка и плохая управляемость, что привело к скорому закрытию этого проекта.

МАЗ-7916 (1979–1988 гг.)

С конца 1970-х в УГК-2 под руководством первого заместителя главного конструктора Владимира Ефимовича Чвялева проектировалось еще более совершенное 63-тонное ракетное шасси МАЗ-7916 (12х12). Его конструктивной основой также являлся МАЗ-547А с новыми агрегатами и «умеренным» передним свесом рамы, составлявшим всего лишь около четырех метров. При сохранении прежней правой одноместной кабины на нем впервые появилась левая двухдверная двухместная стеклопластиковая конструкция, позволившая наконец всему экипажу пусковой установки занять свои собственные рабочие места в одной машине. Первоначально этот вариант не предназначался для установки какой-либо ракетной системы, а служил лишь опытной базой для опробования перспективных конструктивных идей и кабин, изучения возможности применения новых агрегатов с последующим воплощением полученных результатов на будущем семиосном ракетном шасси МАЗ-7917.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_36c6096e
Модернизированное шасси МАЗ-7916 с левой двухдверной кабиной (из архива МЗКТ)

Первый прототип МАЗ-7916 построили в ноябре 1979-го, и вскоре за ним последовали еще четыре опытные машины. Все были оборудованы 710-сильным силовым агрегатом В-58-7, модернизированным гидротрансформатором, прежней гидромеханической трансмиссией с четырехступенчатой коробкой передач от 547-й серии, упрочненными ведущими мостами и системой регулирования давления в шинах.

Испытания 710-сильного автомобиля МАЗ-7916 с балластной нагрузкой (из архива МЗКТ)

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_69315cb9
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_3f7e7541

Шасси МАЗ-7916 успешно выдержало государственные испытания. По их результатам в 1985-1986 годах собрали еще 26 автомобилей, рассчитанных на монтаж оснащения модернизированной пусковой установки нового мобильного комплекса «Пионер» третьего поколения.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_4160ebdd
На боевом дежурстве стратегический комплекс «Пионер-3» на шасси МАЗ-7916

Подвижный ракетный комплекс 15П157 «Пионер-3» среднего радиуса действия до пяти тысяч километров разрабатывался с 1983 года и размещался на шасси МАЗ-7916, специально подготовленном и переоборудованном волгоградским заводом «Баррикады». В перспективе им планировалось заменить всё предыдущее семейство «Пионер». На пусковой установке 15У167 в транспортно-пусковом контейнере размещалась двухступенчатая ракета повышенной точности со стартовой массой 37 тонн, получившая новую двигательную установку, три ядерные боевые части индивидуального наведения и средства преодоления противоракетной обороны противника. В отличие от первых машин, «Пионер-3» снабжался новыми системами прицеливания, управления пусковой установкой с бортовой цифровой вычислительной машиной и гидростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, которые обеспечивали строго горизонтальное положение ракеты при несении боевого дежурства и заданную точность стрельбы без разворота всей установки.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m6c0d42c9
Боевая машина комплекса «Пионер-3» с новой ракетой в транспортном положении
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m1f528a64
Стартовая позиция пусковой установки «Пионер-3» на четырех гидроопорах (из архива МЗКТ)

Боевая масса пусковой установки достигала 83 тонн, длина в транспортном положении — около 20 метров, максимально допустимая скорость передвижения — 40 км/ч.

В состав комплекса входила также новая многоцелевая машина сопровождения 15Т381 на том же шасси, сходная по конструкции и назначению с моделью 15Т316.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_5f7967e2
Испытания машины сопровождения 15Т381 комплекса «Пионер-3» на полигоне Капустин Яр

Первые полигонные испытания комплекс «Пионер-3» прошел в мае 1985 года, за которыми в 1988-м состоялись окончательные государственные испытания, признавшие шасси МАЗ-7916 пригодными под монтаж столь тяжелого вооружения.

В перспективном задании на 1986-1990 годы предполагалось провести проектирование еще более совершенного комплекса «Пионер-4», но все эти планы прервало подписание в декабре 1987-го Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). После этого все работы по новым ракетным системам и шасси были прекращены, и до мая 1991 года несколько готовых установок «Пионер-3» были уничтожены вместе с остальными системами «Пионер» первых выпусков.

В тот трудный для Минского автозавода момент машину МАЗ-7916 все-таки удалось спасти. В 1994-м, после переименования военного подразделения Минского автозавода в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), появился его модернизированный 50-тонный вариант МЗКТ-79161 для монтажа различного гражданского и военного оборудования, но широкого развития он не получил.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m62c2bad5
Многоцелевой автомобиль-шасси МАЗ-79161 двойного назначения (из архива МЗКТ)

В 2000-е на доработанном шасси МЗКТ-7916-011 Кировский машиностроительный завод (КМЗ) собирал единичные образцы тяжелого дизель-электрического автокрана КС-8467 грузоподъемностью до 100 тонн с длиной стрелы 40 метров, служившего в береговых подразделениях ВМФ Российской Федерации для погрузки вооружения и тяжелых грузов на подводные лодки.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_283e31a8
Тяжелый автокран КС-8467 на шасси МЗКТ-7916-011 для ВМФ России (из архива МЗКТ)

К этим машинам стоит добавить еще несколько вариантов минских шестиосных шасси, которые применялись в зарубежных странах для установки и запуска собственных ракетных систем среднего радиуса действия.

В КНДР на самостоятельно доработанном варианте тяжелого шасси, сочетавшего в себе элементы автомобилей МАЗ-7916 и МАЗ-547В, стали монтировать оборудование пусковых установок No-Dong-B с баллистическими ракетами BM-25 Musudan, известными также под наименованием Hwasong-10. На параде 2017 года к ним добавилась самоходная система No-Dong-C с межконтинентальной ракетой Hwasong-13.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_47ea3e1f
Доработанные шасси МАЗ-7916 с ракетами Musudan на параде в Пхеньяне. 2010 год
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_6ae8d51c
Ракетная пусковая установка No-Dong-B на шасси с тремя одноместными кабинами
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m6fda5531
Пусковые установки No-Dong-C на базе МАЗ-7916 с боковыми бронещитами. 2017 год

В Пакистане на самостоятельно модернизированных шасси МАЗ-7916 со специальными кузовными надстройками с боковыми отсеками для оператора и боевого расчета устанавливаются пусковые установки с собственными 25-тонными ракетами Shaheen II с дальностью поражения до 2,5 тысяч километров. На упрощенных открытых шасси базируются транспортно-перегрузочные агрегаты для перезаряжания боевых машин.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_16b8ae5
Пакистанская ракета средней дальности Shaheen II на шасси МАЗ-7916 с кузовной надстройкой
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_m3632e51f
На военном параде в Исламабаде шасси МАЗ-7916 с баллистической ракетой Shaheen II. 2005 год
original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_405433c
Транспортная машина на автомобиле-шасси МАЗ-7916 для доставки ракет Shaheen II

В рамках лицензионного соглашения при активном содействии и технической помощи специалистов МЗКТ в Китае на заводе Wanshan собраны мощные шестиосные 55-тонные шасси WS-2900 с моноблочной кабиной, на которых планируется установка новых баллистических ракет с дальностью поражения четыре тысячи километров.

original-42-maz-7905-7916-pioner-3-ok2__html_614e2354
Китайское ракетное шасси Wanshan WS-2900, созданное совместно с предприятием МЗКТ. 2015 год

Вернувшись из дальних стран на родину, в следующей статье мы расскажем об одном из самых удачных советских колесных ракетных комплексов «Тополь» на принципиально новом семиосном шасси.

На заглавной фотографии — шестиосное шасси МАЗ-7916 для ракетного комплекса «Пионер-3» (из архива МЗКТ).

Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Выражаю автору огромную благодарность за увлекательнейшие статьи с просто умопомрачительными подборками фотографий! Пишите, с удовольствием читаю Ваши публикации здесь и с нетерпением жду ещё! Спасибо!

Семён Смирнов

Мощнявые аппараты!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автотоп
Готовые к любой зиме: 5 новых внедорожников с самым большим дорожным просветом

В вашем городе выпала трехмесячная норма осадков, а снегоуборочной техники не завезли? За последние три дня вы застряли 6 раз и обтерли днищем все снежные колеи во дворе? Давайте разберемся, сколько денег нужно, чтобы…

616 0 0
Статьи / Финвопрос
Проект Aurus: за чей счёт этот «Кортеж», куда делись арабы, и при чём здесь УАЗ?

В 2018 году, спустя пять лет после начала проектных работ по «Кортежу», нам показали седан Aurus на Московском автосалоне, а чуть раньше Путин проехал на версии «лимузин». Автомобили до сих пор не прошли сертификацию,…

2123 7 1
Статьи / Интервью
Юта Такахаси, Suzuki: «Мы начнём обсуждать с инженерами адаптацию Ignis для России»

С генеральным директором «Сузуки Мотор Рус» говорим о 10-летней гарантии на Vitara, удручающих результатах нового Jimny в Euro NCAP, перспективах Suzuki Crossby и Lapin на российском рынке и поставкам серийной версии…

1675 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

400 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2350 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: иголки в муфте редуктора и проклятие задней двери

Кроссовер CX-9 — настоящий типично американский “автобус”: с моторами V6, просторным салоном и… не самой низкой ценой. У нас такие огромные машины обычно ценят, хотя Мазде не хватает прилагающегося к размерам престижа.…

2359 0 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

35728 34 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29114 7 0
Тест-драйвы / Одиночные
Король на безрыбье: первый тест-драйв нового универсала Kia Ceed SW

Ceed SW – самый популярный универсал С-класса на российском рынке. Правда, конкурентов у него немного – «универсальный» Ford Focus да Skoda Octavia Combi. Новый Ceed SW уверенно обошёл соперников по объёму багажника, а…

20253 3 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31236 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18341 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14598 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42418 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35236 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

20539 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

57068 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

47973 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45290 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?