Олимпиада в Сочи глазами водителя

Наш специальный корреспондент работает на XXII Олимпийских играх в Сочи. Мы публикуем его впечатления, ощущения и наблюдения.

Про дороги

Древним грекам было проще: пришли, посоревновались, разошлись. В XXI веке сложностей гораздо больше – нужно собрать людей со всего мира и в режиме реального времени этот мир информировать обо всем, что происходит...

Начнем с того, что все олимпийские события проходят не в Сочи, а в Адлере. Именно здесь расположен и аэропорт, куда все прилетают, и олимпийский парк со всеми стадионами (кроме тех, что в Красной Поляне), и олимпийский комитет, и олимпийская деревня, где живут спортсмены и расположен медиацентр для работы журналистов.

До Сочи примерно 30 километров, в городе не было места для размещения всех этих объектов. Поэтому Олимпийский парк построили в Адлере и соединили с аэропортом, Красной Поляной и Сочи при помощи объездной дороги. Трассы там были и раньше, но уровню события они не соответствовали. Поэтому часть их расширили, а остальные построили заново. Дороги похожи на питерскую КАД (сразу после открытия): три ряда в каждую сторону, хорошее покрытие, разметка, освещение. Дорога от Адлера до аэропорта занимает не более 10 минут. Для обеспечения приоритетного проезда олимпийского транспорта одна из полос отмечена олимпийскими кольцами, и появление на ней без специального пропуска чревато «олимпийским» штрафом в 5 000 рублей. Учитывая количество полицейских, контролирующих дорожную обстановку, и число видеокамер на дороге, автолюбители покорно стоят в пробках и на олимпийскую полосу не претендуют.

 

Про сложности в логистике и «олимпийский» график

Олимпийские игры уже начались, но аэропорт Адлера до сих пор работает с полной нагрузкой, доставляя гостей и спортсменов. Далее автобусы и легковые автомобили развозят их по отелям и обеспечивают дальнейшее перемещение. Большая часть этого транспорта прибыла из различных городов России, в том числе и из Санкт-Петербурга. Они пробивались сквозь мороз, пургу и снежные заносы на трассе (например, группа автобусов Mercedes-Benz Sprinter из Санкт-Петербурга шла в Сочи пять дней из-за сложнейших условий: занесенные дороги, многокилометровые пробки и морозы ниже минус 20 градусов).

Поэтому в Сочи, где все зелено, растут пальмы и на деревьях висят апельсины, бегает немало автомобилей на зимней шипованной резине. В том числе и VW Caravelle, на котором я вожу группу канадских тележурналистов по различным олимпийским объектам.

Возникает естественный вопрос: как научить огромное количество иногородних водителей ездить по олимпийскому Сочи и Адлеру за один-два дня, учитывая, что полноценных карт нет, из всей навигации более-менее адекватно работает только «Яндекс.Навигатор», особенно на планшетах с отдельной Sim-картой для Интернета.

«Яндекс.Навигатор» дает примерно 80% нужной информации. Остальное ложится бременем на интуицию и местное население. Некоторые моменты я уточняю по программе 2ГИС.

Про обучение водителей расскажу на своем примере. Нам на троих дали VW Jetta и на полдня выделили местного водителя, который уже работает самостоятельно. Он нас провез по основным точкам, показал, рассказал и оставил для дальнейшей самостоятельной работы по отработке маршрутов. Первый день мы ездили, пристально вглядываясь в навигатор, ничего не понимая, частенько ошибаясь и проскакивая нужные повороты, особенно на развязках. Постепенно пасьянс начал складываться, и на второй день мы уже ставили себе более сложные задачи (например, доехать от наших гостиниц до аэропорта, встать на стоянку, посадить виртуального клиента и доставить его в отель «Азимут» в Олимпийском парке). А потом пытались выполнить их по памяти.

В Питере мы привыкли, что навигатор показывает улицу, дом и внутриквартальные дорожки, по которым к нему можно подъехать. Забудьте об этом в Сочи и Адлере! Даже самые крупные гостиницы по навигатору не найти. Ни в Сочи, ни в Адлере. Не говоря уж про более мелкие. Приезжаешь в нужное место, а дальше спрашиваешь у местных, где это и как к нему подъехать. Что делать, такова специфика южного российского города в горной местности...

Осознав все это на третий день, я уже принял первый заказ на трансфер. Интересно, что все здесь делается в последний момент. Наши заказчики и клиенты – канадский телеканал CTV News – должны были приехать на следующий день в 05:25, а заказанные ими автомобили VW Caravelle мы еще не получили. Свершилось это только к часу ночи. Три с половиной часа на сон, и мы уже в аэропорту встречаем наших канадцев. У них, пассажиров рейса Торонто – Стамбул – Сочи, ночь вообще была бессонная... Пересадка, двухчасовой перелет, получение багажа (75 ящиков с оборудованием), трансфер в отель, размещение.

Я надеялся, что до обеда будут спать, но они попросили к 9:00 прибыть к отелю. И началось…

Журналиста ноги кормят, а их ноги – это наши машины. Поэтому 12 часов в день за рулем – это норма. Бывают и отклонения от нормы – до 18 часов в день. Тяжело даются Олимпийские Игры, причем не только спортсменам...

 

Про Красную Поляну

Ездил в Красную Поляну дважды: утром и вечером в один день. Температура воздуха в Адлере была плюс 10 градусов, а в районе Роза Хутор Экстрим – минус 0,5 градуса. Прохладно, но солнечно, красиво: вокруг горы с заснеженными вершинами, а воздух настолько чист и прозрачен, что восторг переполняет.

Дорога в Красную Поляну отличная. Точнее, их две: старая и новая. Обе они идут из Адлера с двух сторон реки Мзымта, которая берет начало высоко в горах и, извиваясь по ущелью, бежит к Черному морю. Старая дорога начинается на окраине Адлера и по правому берегу стремится вверх мимо аэропорта, через несколько поселков и, пройдя через четыре туннеля, попадает в Красную Поляну. Эта дорога перед Олимпийскими Играми была расширена и полностью заасфальтирована. В прежнем виде путь до Поляны занимал на легковом автомобиле два часа. Теперь не более часа. Покрытие дороги хорошее, но одна полоса в каждую сторону, населенные пункты, постоянные повороты и периодическое «зависание» позади тихоходного транспорта делают старую дорогу менее привлекательной для регулярных деловых поездок в Красную Поляну. Хотя изредка по ней проехать интересно – она живописнее и колоритнее. Кроме того, для проезда по ней не требуется олимпийский пропуск.

Новая дорога на Красную Поляну начинается на левом берегу Мзымты с развязки на объездной дороге. Она, как и линия скоростного электропоезда «Ласточка», максимально выпрямлена и поэтому изощренно-витиеватая Мзымта оказывается то справа, то слева от неё. Старая дорога идёт выше новой и всегда по правому берегу. Скорость по новой дороге ограничена 90 км/ч и въезд на неё – только по олимпийским пропускам.

Красная Поляна, кроме красоты окружающей среды, примечательна еще и тем, что припарковать автомобиль практически негде. Есть только парковки отелей, но въезд туда строго ограничен. Даже в Санкт-Петербурге на Невском проспекте можно поставить свой автомобиль. В Красной Поляне центральная улица почему-то носит имя не Ленина, а называется Эстонская, и там припарковаться негде. На одной её стороне боковых проездов нет вообще, а на другой – несколько примыкающих маленьких улочек, на которые можно повернуть и остановиться. Посередине Эстонской идёт двойная сплошная на всем её протяжении, и для разворота надо ехать до конца улицы. Примерно четыре километра. Перейти через неё тоже непросто: расстояние между переходами порядка километра. Вот такой шедевр градостроения.

Снова про Красную Поляну

Давно известно, что жизнь полна неожиданностей, и иногда они бывают приятными. Поэтому предложение после двух недель работы в прибрежном кластере (Адлер – Сочи) на канадское телевидение переместиться в горный кластер (Красная Поляна) для работы на американскую компанию North Face, причем на более комфортном автомобиле VW Multivan и в более комфортную гостиницу (см. фото),  я воспринял хоть и настороженно, но позитивно. С одной стороны, новые клиенты, новая, пока не очень знакомая инфраструктура, да и попрохладнее там, хотя и более красиво. А с другой стороны, новый опыт, новые знакомства, новые впечатления – это здорово!

Понятно, что более близкое знакомство с КП (Красной Поляной) сделает ее на ближайшее время героиней моих последующих повествований. 

Настал момент немного разобраться с надписями на местных дорожных указателях.  Возвращаясь после первой поездки в КП назад в Адлер, я увидел указатель «КП прямо 2 км» и испытал некоторый шок: заблудился, что ли? Однако положение солнца подсказывало, что еду я все-таки в Адлер. 

Потом выяснилось, что название «КП» – условно-собирательное, принятое для упрощения понимания и удобства продвижения бренда. Фактически горный курорт КП включает в себя три поселка: Красная Поляна, Эсто Садок, Роза Хутор. Именно в этой последовательности они и расположены по дороге из Адлера. Поэтому, возвращаясь первый раз из КП в Адлер, КП оказалось у меня впереди, а не сзади. Поселок Роза Хутор на тот момент для меня еще не существовал, всё это была КП. Однако осозналось это и наполнилось образами несколько позже. 

Вернемся в Красную Поляну. Находится она на старой дороге, в стороне от олимпийской суеты. Здесь тихо, нет полицейских на каждом перекрестке. Их вообще нет. Проблем с парковкой тоже нет. Даже вспомнилась песня Ю. Антонова «На улице Каштановой». Можно просто погулять, расслабиться, перекусить в местном неспешном кафе и – назад, в суету олимпийского движения, в Эсто Садок и Роза Хутор. Между прочим, это очень похоже на ситуацию с береговым кластером, где все реально происходит в Адлере, но под брендом Сочи. Если поселок КП в преддверии ОИ никакой серьезной реконструкции не подвергался и был лишь несколько осовременен, то Эсто Садок изменился до неузнаваемости. Каким же он был ранее и почему главная его улица называется Эстонская? И как-то странным образом это сочетается с названием поселка Эсто Садок. На случайное совпадение непохоже, какие-то эстонские корни должны быть. Погулял по микрорайону, похожему на старую историческую застройку – маленькие частные домики, явно пришедшие из прошлого века. Нашел местную жительницу, которая здесь родилась и всю жизнь жила с небольшим перерывом на получение образования в Петербурге. Она, найдя во мне заинтересованного слушателя, да еще из знакомого города, отложила свои сельхозработы и разговорилась…

Про Эсто Садок

Примерно 130 лет назад Россия воевала на Кавказе, расширяла свои территории и заселяла их разными народами, закрепляя за собой. В Красную Поляну заселили греков из Ставрополья, а сюда, несколькими годами позже — эстонцев. Построенные ими дома стоят до сих пор. В том числе и дом моей рассказчицы. Хотя много старых домов было снесено во время олимпийского строительства. Поселок рос, развивался. Во времена её детства здесь было очень уютно, красиво и спокойно. Как, наверно, и должно быть у эстонцев.

Поселок первоначально назывался Эстонский, а переименован был лет через 20, когда набрали силу посаженные в большом количестве посаженные фруктовые деревья. Он стоял на правом берегу Мзымты. Полоска леса между ними была излюбленным местом отдыха местных жителей, а на речку с чистой горной водой ходили купаться.


Сейчас на месте этого леса построена наиболее помпезная часть поселка Эсто Садок, да и всей Красной Поляны: медиацентр, отель Мариотт, Сбербанк, торговые центры. Очень некомфортно было местным жителям в последние 5-7 лет, когда велось интенсивное олимпийское строительство. Было много шума, грязи, пыли, дороги стояли разбитые, проезд был ограничен... Но люди все это вытерпели, хотя некоторые все-таки не выдержали и уехали.

Раньше, говорят, по участкам бегали ёжики. Они тоже ушли. Но самое странное и невероятное – пропали одуванчики...

Сейчас старожилов поселка Эсто Садок, и эстонцев в частности, осталось мало. Часть расстрелял Сталин в годы репрессий, часть погибла на войне, кто-то вернулся в Эстонию, а кто-то переехал в Сочи и Адлер.

Достопримечательности поселка Эсто Садок — железнодорожная станция и стоящий рядом с ними комплекс для прыжков на лыжах с трамплина под названием "Русские Горки". Этот комплекс хорошо виден с трассы, а в ночное время он очень эффектно подсвечивается, оставляя неизгладимое впечатление.

За неделю рабочих поездок по Красной Поляне аллергия на раскритикованную ранее организацию дорожного движения прошла. Пришло понимание заложенной там логики. Во-первых, ограниченное пространство: Эсто Садок и Роза Хутор зажаты между гор. На узкой полоске земли нужно было разместить и дороги, и отели, и ж/д полотно с вокзалами. Поэтому акцент сделали на общественном транспорте, и работает он отлично! Во-вторых, меры по обеспечению безопасности: Абхазия, Дагестан и Чечня находятся рядом. Так что легковому транспорту приходится терпеть...

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
7 комментариев
11.02.2014 13:56
АлександрVisec

Да Москва сейчас завидует Сочи) и тому что Олимпиада и тому что дорожное движение отрегулировали на 5-ку


11.02.2014 17:00

Александр, мне кажется, Москва не очень завидует. Как бы то ни было, а такие мероприятия это всегда много суеты. А Москве и своей активности достаточно.


11.02.2014 16:57

Владимир, кого больше на спортивных объектах - россиян или иностранцев? А то мой личный блиц-опрос :-) моих знакомых привел к выводу, что вся Росссия смотрит это по телевизору, и никто туда как турист не едет (только если по работе).


20.02.2014 09:16

Очень переживаю, чтобы после Олимпиады все это хозяйство пригодилось бы!


20.02.2014 16:51
А.К.

пригодится! Лично я обязательно заеду. Но только после Олимпиады


20.02.2014 17:03

Есть шанс, что цены снизят после Олимпиады?


20.02.2014 18:07
А.К.

Это было бы логично. Правда, в той же Анапе, на самом краю города, мне однажды очень просто и лаконично аргументировали завышенные в несколько раз ценники на фрукты: "А что вы хотели?! это ж КУРОРТ!". В Сочи и до олимпиады был курорт, а уж теперь...


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings