Падение Lada XRAY: в 2019 году кроссовер впервые потерял покупателей – их стало меньше на 16,8%

По давно сложившейся традиции детальные данные продаж раскрывают истинное положение дел в каждом бренде, особенно если они дополнены цифрами постановок на учёт. В этом году подтвердились наши опасения по ситуации с АвтоВАЗом. Как мы и предполагали после изучения официального релиза с итогами за 2019 год, у менеджмента компании имеется серьёзный повод для тревог, и даже не один, но начнём мы с самого главного: обвала продаж Lada XRAY.

Мы постоянно интересуемся у спикеров АвтоВАЗа, когда же в линейке Lada появится компактный кроссовер. Увы, динамика и объёмы продаж субкомпактного XRAY показывают, что время новинки, запланированной несколько лет назад, наступит ещё нескоро: для начала нужно понять, где вышла промашка по части Lada XRAY, а потом уже предлагать более крупный SUV. Очевидно, что XRAY, спроектированный на французской платформе В0 (позже её переименовали в Global Access), свою функцию не выполняет и, несмотря на несомненные потребительские достоинства, пока не может угнаться за Hyundai Creta. А ведь уже весной корейцы ударят с другого фланга – на подмогу идёт Kia Seltos. Не забудем и про китайцев, которые портят настроение своими весьма недурными моделями вроде Changan CS35Plus.

Спикеры АвтоВАЗа на вопросы о продажа XRAY обычно отвечают: сравнивайте цифры по XRAY с данными по переднеприводным исполнениям Creta, они почти одинаковы. Нет, это не так. в 2019 году уже по итогам первых трёх кварталов Creta 2WD разошлась тиражом куда большим, чем Xray за полный год. Но если тема слабых абсолютных продаж Xray была актуальна всегда, то именно по итогам 2019 года она обрела особую остроту: впервые со времени запуска на рынок XRAY начал терять покупателей.

Напомним, что Lada XRAY вывели на рынок в 2016 году – отгрузки дилерам начались с февраля. Вооружимся помодельной раскладкой Ассоциации европейского бизнеса в РФ: в 2016 году субкомпактный кроссовер XRAY ушёл в сбыт в количестве 19 934 штук, в 2017 году последовал всплеск: 33 319 единиц, в 2018 году машина продолжила рост – 34 807, а вот в 2019 году – рухнула. Продавцы получили от завода всего 28 967 автомобилей. Сравним это с данными постановок на учёт, подготовленными для редакции Kolesa.ru агентством Автостат: 28 401 машина в 2019 году. Постановки на учёт упали на 16,8%, официальные продажи (цифры АвтоВАЗа) – на 16,77%. Отметим, что мы имеем в виду все исполнения XRAY, в том числе и Cross.

С середины года в дилерскую сеть пошли Lada XRAY, оснащённые вариатором Jatco. Они должны были увеличить спрос, но добавили к общим продажам ежемесячно только примерно по 350 машин и не сыграли никакой роли, а надежды на вариаторные исполнения были большие. Перенесёмся в 2016 год и вспомним, что именно с Lada XRAY АвтоВАЗ впервые продемонстрировал гибкую реакцию на запрос покупателей: модель запускали без кнопки отключения ESP, что тут же спровоцировало поток жалоб, и уже через полгода такая функция появилась на Lada XRAY. Более того, дилеры получили ремкомплект, позволяющий оснастить заветной кнопкой уже проданные машины. Это было невиданно для нашего рынка. И вот, на четвёртый год запуска, когда вся Lada на падающем (-2,6%) рынке выросла на 1%, кроссовер сильно просел…

В чём же причина? Очевидно, многие покупатели оказались просто не готовы приобретать автомобиль под маркой Lada по ценам XRAY: платформа В0 – штука недешёвая. Кроме того, на ней же базируются два многолетних и, самое главное, более крупных французских хита – Duster и Kaptur, а «снизу» поджимает Sandero Stepway. Опять же, у самых массовых «ручных» исполнений XRAY механическая коробка – только 5-ступенчатая, притом, что добавить шестую передачу к французской коробке JR5 или к отечественной ВАЗ-2181 технически невозможно. Нужно ставить новую 6-ступенчатую французскую коробку серии TL4/TL8, которая тут же увеличит цену. А к чему ведёт отсутствие 6-ступени? Во-первых, это шум на трассе, во-вторых, повышенный расход горючего – опять же на трассе. По сути, отсутствие 6-й ступени ограничивает «семейное» применение XRAY. А шестая передача уже есть практически везде на моделях этого класса, в том числе и у нескольких китайцев.

В общем, в чём причина обвала спроса Lada XRAY, маркетологам АвтоВАЗа ещё предстоит разбираться, нам же остаётся надеяться, что этот кроссовер не останется в истории как маркетинговая ошибка отечественного автопрома. Между тем, как мы отметили, в 2019 году бренд в целом вырос на 1%. Очевидно, это означает наличие одной или нескольких точек роста? Подробнее об этом – в наших следующих публикациях.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
5 комментариев
17.01.2020 18:27
Опять нытье про хрюшку.Только же обсуждали!Осмелюсь предположить,что продажи просто хрюши упали в пользу хрюши кросс и весты св кросс.То есть в общей сумме то на то и вышло.Вообщем открою глаза еще раз:хватит производить поросенка с лоснящимися бочками(хрэй),делайте кабанчика с черным пузиком(хрэй кросс).
   
3

18.01.2020 04:12
Corvair
Ну да, это явно внутренняя конкуренция, Веста выглядит гораздо привлекательнее этого недоразумения в модельном ряду. 

18.01.2020 07:23
Ruslancheg
Что там понимать? Вот они причины:
1) очень сильно мягко говоря спорная внешность
2) нет полного привода
3) цена
Вот и все
 

18.01.2020 21:20
Ренат
Полный привод многим не нужен, внешность мне лично нравится, цена если сравнивать с х-лайн рио, более чем адекватная. Сам являюсь владельцем, уже второй год машина радует.
1

21.01.2020 16:42
Catsoi
 Иксрей обычный пора дотягивать до Иксрей Кросс и Вест, а то он такой же дубовый как Логан, ни регулировки руля по вылету, ни задних попогреек, ни обогрева руля, я уж не говорю про варик с реномотором. Клиренс вполне позволяет его тоже оснастить, как и обычную Весту.

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings