Пилот, Труженик и Гренадёр: советские внедорожники, не дошедшие до конвейера

15003 1 10
Перед вами третья статья из серии об отечественных легковушках единичного изготовления. На этот раз она посвящена неизвестным опытным образцам полноприводных машин, о серийном выпуске которых и тем более продаже в частное пользование речи вообще не было. Поначалу они представляли собой варианты армейских джипов и редких вездеходов для сельского хозяйства, а вскоре после распада СССР — полусамодельные версии будущих внедорожников.
 

У колыбели отечественных внедорожников

История советских гражданских внедорожных полноприводных автомобилей начиналась вскоре после Великой Отечественной войны. Тогда в условиях секретности на Горьковском автозаводе разрабатывался проект «Труженик» по созданию легкого вездехода для эксплуатации в сельской местности. В октябре 1947 года это название присвоили первому прототипу ГАЗ-69-76 с двигателем от «Победы» и выштампованными на глухих боковинах капота надписями «Труженик».

image003
Опытный сельский грузопассажирский вездеход ГАЗ-69-76 «Труженик», 1947 год

Затем появились еще четыре опытные машины с полукруглыми вырезами в тенте для боковых окон, массивными крыльями, упрощенными полудверями и радиаторной решеткой. Когда же завеса таинственности была снята, «Труженик» превратился в «артиллерийский тягач колесный легкий».

image005
Прототип полноприводного автомобиля ГАЗ-69, 1948 год (из архива И. Падерина)

В 1954 году в Горьком собрали три опытных вездехода ГАЗ М-72 для «ответственных работников советского села». От легковой «Победы» М-20 первого выпуска был использован усиленный несущий кузов с радиоприёмником и часами, к которым добавили омыватель лобового стекла. Трансмиссию и ведущие мосты заимствовали у ГАЗ-69. Вскоре завод приступил к мелкосерийной сборке обновленного варианта М-72 с кузовом и облицовкой радиатора от модели М-20В, но это событие выходит за рамки нашей статьи.

image007
Легковой вездеход ГАЗ М-72 на базе «Победы» М-20. 1954 год (из архива И. Падерина)

Через год появились компактные 35-сильные «сельхозмобили» ГАЗ М-73 в двух вариантах с коробкой передач от легковушки «Москвич-402» и колесной базой ровно два метра — закрытый с кузовом купе и задним багажником с запасным колесом на крышке и цельнометаллический пикап. Ведущие мосты и собственная раздаточная коробка были выполнены по образцу агрегатов для модели М-72. Машины успешно прошли испытания, но из-за перегруженности ГАЗа наладить их выпуск не удалось.

image009
Испытания полноприводного легкового автомобиля ГАЗ М-73 (из архива И. Падерина)
image011
Экспериментальный пикап-вездеход ГАЗ М-73. 1955 год (из архива И. Падерина)

В 1950-е годы самым плодотворным изготовителем прообразов будущих внедорожников стал Московский завод малолитражных ав­то­мо­би­лей (МЗМА). На нем, в рамках создания советского джипа, за три года собрали 11 (!) унифицированных вездеходов в четырех версиях с разными кузовами и агрегатами от серийных машин, которые официально предназначались для работы в сельском хозяйстве. Первым стал автомобиль «Москвич 4х4» с 35-сильным двигателем от легковой модели М-402, откидным лобовым окном и задним поперечным сиденьем. Странным образом он был удивительно похож на американский джип Willys MB времён ленд-лиза и унаследовал от него большинство параметров.

image013
Вездеход МЗМА «Москвич 4х4» в стиле американского джипа. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)

В 1959-м на МЗМА построили еще пять открытых 45-сильных машин «Москвич-415» на агрегатах от М-410 в двух исполнениях и пять закрытых версий «Москвич-416» с трехдверными цельнометаллическими кузовами на сварной раме из швеллерных лонжеронов, которые больше напоминали сельские разъездные автомобили, чем военные джипы. Они весили 1,2 тонны и развивали скорость 106 км/ч. На испытаниях машины не смогли превзойти показателей ГАЗ-69 и были забракованы.

1 / 4
Вездеходы «Москвич-415» второй серии с «двухэтажной» облицовкой радиатора. 1959 год
2 / 4
Пробный открытый четырехместный «Москвич-415» третьей серии с плоским «носом»
3 / 4
Полноприводный МЗМА «Москвич-415» третьей серии с поднятым верхом. 1959 год
4 / 4
Гражданский шестиместный «Москвич-416» третьей серии с закрытым кузовом. 1959 год

Бестолковый «полноприводный бум» 1970-х

В 1970 году десятилетний застой в сфере легких вездеходов прервал полноприводный макетный образец ИЖ-5 Завода малолитражных автомобилей из Ижевска. На нем установили угловатый несущий кузов, движок и переднюю независимую подвеску от «Москвича-412», заднюю торсионную и коробку передач без промежуточного вала с «раздаткой», что сокращало шум и вибрации.

image023
Упрощенная экспериментальная полноприводная машина ИЖ-5. 1970 год

Через два года в Ижевске построили второй простенький и коротенький вездеход ИЖ-14, схожий с принципиально новой моделью ВАЗ-2121 «Нива». Из собственных узлов на нем стояли рессорная подвеска всех колес, характерная черная облицовка радиатора и раздаточная коробка с одним рычагом для включения одного или сразу обоих мостов. На сравнительных испытаниях он проиграл молодой «Ниве».

image025
Опытная компактная машина ИЖ-14 развивала скорость 120 км/ч. 1972 год

Через 13 лет забвения на МЗМА, переименованном в Автозавод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), вспомнили о своих опытных образцах 50-х и решили реанимировать наиболее удачный открытый вариант М-415. Так в 1973 году появился элегантный вездеход «Москвич-415С», у которого буква «С» означала «сельскохозяйственный». На нем установили 75-сильный двигатель от модели М-412, модные прямоугольные фары, задние продольные сиденья и боковое запасное колесо.

image027
Пробный сельскохозяйственный минивездеход АЗЛК «Москвич-415С». 1973 год

Средств на доработку и выпуск полноприводной гражданской автотехники на АЗЛК не нашлось, и в 1974-м двумя последними легкими вездеходами стали упрощенные и чуть удлиненные 75-сильные многоцелевые автомобили с плоским передком и круглыми фарами — открытый «Москвич-2148» с брезентовым верхом и закрытый шестиместный «Москвич-2150». В целом опытных вездеходов «Москвич» было собрано 14 экземпляров.

1 / 3
Последний вездеход АЗЛК «Москвич-2148» с откидным верхом. 1974 год
2 / 3
динственный образец закрытого вездехода АЗЛК «Москвич-2150». 1974 год
3 / 3
Сохранившаяся грузопассажирская машина «Москвич-2150» в музее АЗЛК

Из упомянутых здесь машин особое место занимал серийный полноприводный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Его первый макетный вариант появился в 1971-м, и в дальнейшем число прототипов было сведено до минимума. Наиболее известным являлся образец ВАЗ-2Э2121 с прямоугольной хромированной решеткой радиатора, прошедший все виды испытаний и послуживший эталоном для последующих версий «Нивы».

image035
Второй опытный вариант будущей «Нивы» — модель ВАЗ-2Э2121. 1973 год

Зимой 1973–1974 годов Горьковский автозавод выполнил важный заказ на пять полноприводных версий обычной «Волги» ГАЗ-24. Это были уникальные легковые внедорожники ГАЗ-24-95 для высокопоставленных персон Советского Союза и Горьковского региона, на одном из которых на охоту выезжал Л. И. Брежнев. На вездеходных «Волгах» с передней рессорной подвеской использовали раздаточную коробку и мосты от УАЗ-469, самоблокирующиеся дифференциалы от боевой машины БРДМ-2 и шины от «Чайки». Высота и дорожный просвет автомобиля составляли 1,7 метра и 205 мм соответственно.

image037
Редчайший полноприводный внедорожник ГАЗ-24-95 «Волга». 1973 год (из архива И. Падерина)
image039
Уникальная легковушка ГАЗ-24-95 в одном из московских автомузеев (фото Д. Митина)

Ульяновские уникумы, которых никто не увидел

Проектирование многоцелевого вездехода УАЗ-469 началось в 1959 году и завершилось постановкой его на конвейер в 1973-м. За долгий 14-летний период ульяновские конструкторы самостоятельно разрабатывали, собирали, испытывали и сравнивали свои опытные образцы с различными компоновками и агрегатами, из которых в конце концов родился легендарный УАЗ-469.

Первым осенью 1960 года стал 70-сильный прототип УАЗ-460 на ходовой платформе УАЗ-450 с рессорной подвеской мостов, но из-за невысокого дорожного просвета был забракован. В то же время появился второй образец УАЗ-460Б с колесными редукторами, обеспечившими клиренс в 300 мм. В 1961-м создали вариант УАЗ-470 с независимой торсионной подвеской и редукторами с внутренним зацеплением, а модель УАЗ-471 с двигателем V4 мощностью 82 л.с. получила независимую подвеску всех колес, но лишилась редукторов.

1 / 3
Первый опытный образец полноприводного автомобиля УАЗ-460. 1960 год
2 / 3
Второй экспериментальный пятидверный вариант вездехода УАЗ-460Б. 1960 год
3 / 3
Наиболее сложный открытый четырехдверный автомобиль УАЗ-471. 1960 год

В последующие годы очередные опытные образцы снабжались более удобными кузовами и разными вариантами передней облицовки. После долгих испытаний за основу будущего серийного вездехода УАЗ-469 был принят вариант УАЗ-460Б.

Опытные варианты вездеходов УАЗ-460 и УАЗ-469 образца 1962–1963 годов

1 / 3
2 / 3
3 / 3

В 1970-е годы для работы в сельской местности в Ульяновске построили опытный более вместительный вездеход УАЗ-469Б с жёсткой стальной крышей, тремя боковыми окнами и увеличенным багажным отсеком. С началом экспорта ульяновских машин совместно с НАМИ был разработан вариант повышенной комфортности с пластиковым верхом, цельным лобовым стеклом, новыми рулевым колесом, передней облицовкой и шинами.

image053
Пробный более вместительный сельскохозяйственный вариант УАЗ-469Б
image055
Опытный автомобиль УАЗ-469Б-НАМИ повышенной комфортности. 1977 год (из архива НАМИ)

В начале 1980-х на доработанном шасси УАЗ-469 был представлен макетный образец вездехода УАЗ-3170 «Симбир» двойного назначения с закрытым цельнометаллическим кузовом и рычажно-пружинной подвеской неразрезных мостов, позволившей довести клиренс до 325 мм.

image057
Экспериментальный многоцелевой образец УАЗ-3170 «Симбир». 1980 год

1990-е: новые времена, новые внедорожники

В самые трудные 90-е годы самодеятельные конструкторы из Ленинграда (Санкт-Петербурга) Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов, не имея специальных навыков, построили несколько разношёрстных автомобилей-самоделок, оставшихся уникальными забавными игрушками. Что же касается темы этой статьи, то в творчестве каждого из них имелись передовые образцы внедорожников, которые так и не смогли стать серийными.

Дмитрий Парфенов, зарегистрировав в 1990 году свой дизайн-центр «Автостиль», взялся за разработку заднеприводного фермерского автомобиля «Пилот» с 220-сильным мотором Pontiac или английским дизелем, автоматической трансмиссией, закрытой трехместной кабиной и грузовой платформой. Его сборку изобретатель предложил организовать на пустовавших площадях Кировского завода.

Первый внедорожник «Пилот», собранный на Кировском заводе в Санкт-Петербурге. 1992 год

image059
image061

Летом 1992-го там был готов первый ярко-красный полноприводный образец, в котором применялись только российские агрегаты. Базой «Пилота» была ходовая часть вездехода УАЗ-469 с 96-сильным двигателем от «Волги» ГАЗ-2410, рессорами от микроавтобуса РАФ, металлокордными шинами от представительского ЗИЛа и щитком приборов от ВАЗ-2103. Основанием кузова служил сварной каркас, на который вручную наклеивали стеклопластиковые панели. Машина весила 1,65 тонны и теоретически достигала 160 км/ч.

При полном отсутствии финансирования первоначальные надежды на выпуск трех–пяти тысяч машин не оправдались. В 1993-м проект был закрыт. Машин «Пилот» собрали порядка десяти образцов.

Геннадий Хаинов в 1994 году основал фирму Dragon Motor Company, где начал проектирование внедорожника «Астеро», который базировался на армейском шасси УАЗ-31514 с колесными редукторами и получил заводской индекс УАЗ-3128. Основой оригинального трехдверного кузова был металлический каркас, на который навешивали стеклопластиковые панели. Базовым являлся уфимский трехлитровый двигатель в 147 сил, работавший с четырехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной.

image063
Самый эффектный российский внедорожник «Астеро» на Московском автосалоне 1997 года
image065
Богатый интерьер полноприводной машины «Астеро» с кожаной обивкой и «деревянным» рулем

По желанию покупателя на автомобиле можно было установить силовые агрегаты мощностью от 100 до 220 сил, автоматическую трансмиссию, переднюю пружинную подвеску, дисковые тормоза, люк в крыше, электрическую лебедку, а также обить салон кожей или ценными породами дерева. На фирме Хаинова собрали три внедорожника, затем небольшую партию таких машин выпустил петербургский 57-й военный авторемонтный завод.

В середине 1990-х в НАМИ совместно с фирмой «Престиж-НАМИ» построили необычный вариант серийной машины ВАЗ-21213, в котором обычная «Нива» угадывалась разве что по форме крыши. Это был тюнинговый вездеход «Улан» с «надутым» стеклопластиковым кузовом, в задней части которого имелся откидной борт с кожухом для «запаски», служивший ступенькой для погрузки багажа на крышу. К другим новинкам относились импортные гидроамортизаторы и пружины подвески, гидроусилитель руля, вискозная межосевая муфта и алюминиевые колесные диски.

image067
Доработанная «Нива» в дизайнерском исполнении «Улан» фирмы «Престиж-НАМИ». 1996 год

В то же время усилиями НАМИ и АЗЛК разрабатывался пикап-внедорожник «Гренадёр», основой которого был вездеход УАЗ-31512 без колесных редукторов. На автомобиле монтировали форсированный 105-сильный мотор от «Волги», колеса из легкого сплава, газовые амортизаторы, надколесные расширители, двухместную кабину от пикапа «Москвич-2335» и цельнометаллическую платформу для перевозки до 750 кг грузов. «Гренадёр» спроса не имел и остался в единственном экземпляре.

image069
Внедорожник «Гренадёр», собранный из агрегатов разных российских предприятий. 1997 год

На заглавной фотографии — На берегу Невы уникальный грузопассажирский внедорожник «Пилот», собранный на Кировском заводе

Поделиться: 0 10 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Спасибо за интересную статью. Есть небольшие замечания: автомобиля "Москвич 2148" не существовало в природе и у ИЖ 14 рессорная только задняя подвеска, а передняя на основе подвески Москвича.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

269 0 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander?

Большой кроссовер – это очень практично. Такой автомобиль отлично подходит для семьи, дальних путешествий и даже для демонстрации собственного престижа. Мы как-то предлагали Вам сделать с помощью нашего теста выбор между…

13388 0 0
Статьи / Интересно
Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели,…

13191 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

1419 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

1952 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

3058 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

26194 23 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14835 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

11770 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26310 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21021 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3932 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56889 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41065 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16484 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71410 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55105 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54322 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?