Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

31720 5 0
Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит запчастей порой рождал такие странные технические изыски, по сравнению с которыми прикручивание жёлтых брызговиков Sparco на «четырку» кажется шедевром.
 

Устройство для подогрева двигателя зимой

Домыслы о том, скольким километрам пробега равен один зимний холодный пуск мотора, слышал, наверное, каждый. Правда, никто и никогда не мерил эти мифические проценты износа мотора от зимнего запуска, и тем более не сопоставлял их с пробегом, но пустопорожний треп на эту тему популярен даже сегодня, а уж в советское время он и вовсе был любимейшей темой для гаражных бесед. Поэтому редкий владелец предпускового подогревателя всегда становился центром притяжения шоферов, не знакомых в силу эпохи с современными синтетическими маслами, слыша вопросы: «Ну как оно? Помогает?».

Дефицитное устройство под названием «АвтоТЕН люкс» 1984 года выпуска попало в редакцию в виде «капсулы времени», новеньким, так и не прогрев ни одного мотора зимой… Возможно, его владелец оказался неглупым парнем, и даже поддавшись массовой истерии и купив эту кооперативную поделку, быстро понял, что восьмиамперный (стоваттный) нагреватель едва ли сколь-либо существенно повлияет на температуру масла в мороз, но гораздо более вероятно высосет последние капли энергии из куда более дефицитного и дорогого в те годы аккумулятора…

устройство «АвтоТЕН люкс» 1984 года (2)

Согласно инструкции, «АвтоТЕН люкс» (непонятно, правда, почему ТЕН, а не ТЭН, но оставим это на совести кооператоров 80-х) вставлялся в двигатель Жигулей классической линейки вместо штатного масляного щупа. Через массу двигателя нагреватель получал «минус», а проводом с «крокодильчиком» на конце подключался к «плюсу» батареи. Ни о каком удаленном включении речь, разумеется, не шла. Пришел к машине, открыл капот, накинул провод — и кури сигарету за сигаретой… Удивительно, но в инструкции отсутствовала табличка с хотя бы приблизительными цифрами времени прогрева и их связи с температурой окружающего воздуха. Нетрудно догадаться, что такая вольность в использовании подложила свинью не одной сотне автолюбителей!

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Зато устройство было многофункциональным. В это трудно поверить, но в инструкции по эксплуатации «АвтоТЕНа» указывается возможность… кипятить с его помощью питьевую воду. К примеру, для заваривания чая! Стало быть, вынул масляный щуп из двигателя, обтер его ветошкой, и в чашку. Дело вполне житейское…

«Маршрутный компьютер»

В 70-х годах главным признаком прогресса был цифровой дисплей. Первые наручные часы без стрелок вызвали фурор и моду, не затухавшую пару десятилетий. Комнатные часы заводского производства стали символом престижа, в библиотеках невозможно было дождаться, когда освободится радиолюбительская литература со схемами настольных и настенных цифровых часов, а все автолюбители люто завидовали владельцам экспортных Москвичей, где такой гаджет на приборной панели стоял штатно с завода.

Поэтому появившиеся в продаже автомобильные цифровые мультифункциональные устройства расхватывали мгновенно после того, как их «выбрасывали» на прилавки, выражаясь лексиконом тех лет. Характерный пример подобного гаджета из 80-х – «Электроника ЦАТ-011».

Электроника ЦАТ-011

Прибор предназначался для установки на торпедо автомобиля и подключался к проводке машины всего тремя проводами – к минусу, плюсу и катушке зажигания. Прибор мог отображать время на своем люминесцентном четырехзначном дисплее, служить будильником, цифровым тахометром, вольтметром, высвечивать угол замкнутого состояния контактов трамблера как для одного, так и для всех четырех цилиндров, подавал звуковые сигналы (отключаемые) при оборотах коленчатого вала в 2 000 и 4 000 об/мин, а также при достижении вручную заданного значения оборотов . Ещё он сообщал о понижении напряжения бортовой сети ниже 12 вольт или превышении напряжения выше 15 вольт.

Электроника ЦАТ-011 Электроника ЦАТ-011

Согласитесь, неслабо для эпохи, когда самым навороченным (да и, собственно, единственным) электронным устройством в автомобиле был радиоприемник средневолнового диапазона.

Разборный масляный фильтр

В 1970 году в камерный советский автомирок сенсационно ворвались Жигули ВАЗ-2101. Год за годом завод в Тольятти наращивал производство машин и расширял модельный ряд, но к концу 70-х стало очевидным серьезное отставание в производстве запчастей, получивших статус страшного дефицита. И, как ни странно, одной из наиболее востребованных и редких деталей стал банальный масляный фильтр двигателя. Вещь ерундовая, а машины порой простаивали из-за его отсутствия или губили ресурс своих моторов работой на фильтрах, у которых давно прошли сроки замены.

Разборный масляный фильтр

Проблема заключалась в том, что фильтры от уже существующих моделей советских легковых автомобилей ВАЗу не подходили. Волги, Москвичи и «козлики» использовали один и тот же сменный фильтрующий элемент в разборном корпусе-стакане; Запорожцы — и вовсе центробежный очиститель масла. А вот у «копейки» и прочей «классики» фильтр был нового для своего времени типа — в цельном неразъемном одноразовом корпусе. Проблему требовалось срочно решать, и в рамках плановой экономики СССР десятку разных механических и автотракторных заводов по всей стране было поручено наладить производство разборных фильтров для моделей ВАЗ с доступным и недорогим сменным элементом от системы гидроусилителя руля КАМАЗа. Партия сказала «надо», промышленность ответила «есть», и проблема дефицита фильтров была решена.

Разборный масляный фильтр Разборный масляный фильтр

Разборный масляный фильтр

Некоторые из таких фильтров разбирались спецключом, шедшим в комплекте, а некоторые – простой отверткой, которой подцеплялось и извлекалось пружинное стопорное кольцо. Внутри многоразового корпуса располагались, как и положено, два пружинных клапана — противодренажный, препятствующий стеканию масла в поддон на парковке, и байпасный, открывающийся при засорении сменного элемента. Стоимость разборных фильтров составляла 14 рублей, а сменных «картриджей» — около 3-5 рублей.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
i.polyakoff

Дефицитное устройство под названием «АвтоТЕН люкс» 1984 года выпуска … Возможно, его владелец оказался неглупым парнем, и даже поддавшись массовой истерии и купив эту кооперативную поделку

Кооперативы, мой юный друг, появлись парой лет пожже

Евгений Балабас

Если уж говорить абсолютно, то кооперативы в СССР впервые появились в 1921 году, опосля утверждения системы НЭП )))
Ну и плюс, нужно понимать, что слово "кооперативный" (постепенно забывающееся, кстати) в последние 3-4 десятилетия означает, применительно к товарам народного потребления, низкокачественный и зачастую малополезный продукт. Поэтому строгая временнАя привязка к перестроечной кооперативной волне в данном контексте смысла не имеет.

nic21262000

"Правда, никто и никогда не мерил эти мифические проценты износа мотора от зимнего запуска, и тем более не сопоставлял их с пробегом,.."
На ЗиЛе, когда там построили климатическую камеру, проводили испытания именно с целью определения износа при холодном пуске. По заказу военных. Несколько сот пусков было сделано. Статья была в одном профессиональном журнале для инженеров... Общий вывод - повышенного износа при холодном пуске нет.
Вот так, наш юный друг, не всё можно найти в интернете...

Олег Ямп

писал статью явно человек далекий от знания физики... "восьмиамперный (стоваттный) нагреватель едва ли сколь-либо существенно повлияет на температуру масла в мороз, но гораздо более вероятно высосет последние капли энергии из куда более дефицитного и дорогого в те годы аккумулятора…"- как раз малая нагрузка и бережет аккумулятор, а сто ватт, за 10-15 минут разогреют масло(правда не через щуп) до температуры 0+2 при морозе -30-35 вполне себе спокойно. с 98 года езжу на разных авто с 80 ваттным ТЭНом в пробке картера и ни разу не подвел, в 99 по моему в мороз -42 завел машину, и аккумуляторы более 6 лет ходят спокойно.

Евгений Тапыев

Щуп-грелка до сих пор встречается в продаже.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Почти сломанные стереотипы: покупаем Chery Tiggo (T11) FL за 400 тысяч

Лично я не отличаюсь особой любовью к продукции из Поднебесной. И в этом отношении не одинок. Устойчивые стереотипы о китайских автомобилях можно найти в публикациях автомобильных изданий, на форумах и в серьезных…

1659 3 0
Статьи / Авто Недели
Как Impreza, только больше: стоит ли покупать Subaru Forester II за 500 тысяч рублей

Subaru – это постоянный полный привод, легендарные оппозитные моторы и удовольствие от вождения: таков идеальный образ этих японских машин. Но на практике оказывается, что полный привод не всегда такой уж и постоянный, а…

9395 6 0
Статьи / Популярные вопросы
Как измеряется объем багажника, и почему он может различаться даже у одинаковых машин?

Объем багажника – показатель иногда не столь важный, а иногда решающий. Ну а порой даже для очевидно большого автомобиля производитель не может не похвастать впечатляющей цифрой, несмотря на то, что лишь единичные…

2044 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

3585 5 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

4004 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

3195 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

38188 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

30276 16 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

40506 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18754 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

15223 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

6217 4 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42871 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35852 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

30645 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

59620 22 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48587 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

46435 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?