Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

22683 4 0
Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит запчастей порой рождал такие странные технические изыски, по сравнению с которыми прикручивание жёлтых брызговиков Sparco на «четырку» кажется шедевром.

Устройство для подогрева двигателя зимой

Домыслы о том, скольким километрам пробега равен один зимний холодный пуск мотора, слышал, наверное, каждый. Правда, никто и никогда не мерил эти мифические проценты износа мотора от зимнего запуска, и тем более не сопоставлял их с пробегом, но пустопорожний треп на эту тему популярен даже сегодня, а уж в советское время он и вовсе был любимейшей темой для гаражных бесед. Поэтому редкий владелец предпускового подогревателя всегда становился центром притяжения шоферов, не знакомых в силу эпохи с современными синтетическими маслами, слыша вопросы: «Ну как оно? Помогает?».

Дефицитное устройство под названием «АвтоТЕН люкс» 1984 года выпуска попало в редакцию в виде «капсулы времени», новеньким, так и не прогрев ни одного мотора зимой… Возможно, его владелец оказался неглупым парнем, и даже поддавшись массовой истерии и купив эту кооперативную поделку, быстро понял, что восьмиамперный (стоваттный) нагреватель едва ли сколь-либо существенно повлияет на температуру масла в мороз, но гораздо более вероятно высосет последние капли энергии из куда более дефицитного и дорогого в те годы аккумулятора…

устройство «АвтоТЕН люкс» 1984 года (2)

Согласно инструкции, «АвтоТЕН люкс» (непонятно, правда, почему ТЕН, а не ТЭН, но оставим это на совести кооператоров 80-х) вставлялся в двигатель Жигулей классической линейки вместо штатного масляного щупа. Через массу двигателя нагреватель получал «минус», а проводом с «крокодильчиком» на конце подключался к «плюсу» батареи. Ни о каком удаленном включении речь, разумеется, не шла. Пришел к машине, открыл капот, накинул провод — и кури сигарету за сигаретой… Удивительно, но в инструкции отсутствовала табличка с хотя бы приблизительными цифрами времени прогрева и их связи с температурой окружающего воздуха. Нетрудно догадаться, что такая вольность в использовании подложила свинью не одной сотне автолюбителей!

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Зато устройство было многофункциональным. В это трудно поверить, но в инструкции по эксплуатации «АвтоТЕНа» указывается возможность… кипятить с его помощью питьевую воду. К примеру, для заваривания чая! Стало быть, вынул масляный щуп из двигателя, обтер его ветошкой, и в чашку. Дело вполне житейское…

«Маршрутный компьютер»

В 70-х годах главным признаком прогресса был цифровой дисплей. Первые наручные часы без стрелок вызвали фурор и моду, не затухавшую пару десятилетий. Комнатные часы заводского производства стали символом престижа, в библиотеках невозможно было дождаться, когда освободится радиолюбительская литература со схемами настольных и настенных цифровых часов, а все автолюбители люто завидовали владельцам экспортных Москвичей, где такой гаджет на приборной панели стоял штатно с завода.

Поэтому появившиеся в продаже автомобильные цифровые мультифункциональные устройства расхватывали мгновенно после того, как их «выбрасывали» на прилавки, выражаясь лексиконом тех лет. Характерный пример подобного гаджета из 80-х – «Электроника ЦАТ-011».

Электроника ЦАТ-011

Прибор предназначался для установки на торпедо автомобиля и подключался к проводке машины всего тремя проводами – к минусу, плюсу и катушке зажигания. Прибор мог отображать время на своем люминесцентном четырехзначном дисплее, служить будильником, цифровым тахометром, вольтметром, высвечивать угол замкнутого состояния контактов трамблера как для одного, так и для всех четырех цилиндров, подавал звуковые сигналы (отключаемые) при оборотах коленчатого вала в 2 000 и 4 000 об/мин, а также при достижении вручную заданного значения оборотов . Ещё он сообщал о понижении напряжения бортовой сети ниже 12 вольт или превышении напряжения выше 15 вольт.

Электроника ЦАТ-011 Электроника ЦАТ-011

Согласитесь, неслабо для эпохи, когда самым навороченным (да и, собственно, единственным) электронным устройством в автомобиле был радиоприемник средневолнового диапазона.

Разборный масляный фильтр

В 1970 году в камерный советский автомирок сенсационно ворвались Жигули ВАЗ-2101. Год за годом завод в Тольятти наращивал производство машин и расширял модельный ряд, но к концу 70-х стало очевидным серьезное отставание в производстве запчастей, получивших статус страшного дефицита. И, как ни странно, одной из наиболее востребованных и редких деталей стал банальный масляный фильтр двигателя. Вещь ерундовая, а машины порой простаивали из-за его отсутствия или губили ресурс своих моторов работой на фильтрах, у которых давно прошли сроки замены.

Разборный масляный фильтр

Проблема заключалась в том, что фильтры от уже существующих моделей советских легковых автомобилей ВАЗу не подходили. Волги, Москвичи и «козлики» использовали один и тот же сменный фильтрующий элемент в разборном корпусе-стакане; Запорожцы — и вовсе центробежный очиститель масла. А вот у «копейки» и прочей «классики» фильтр был нового для своего времени типа — в цельном неразъемном одноразовом корпусе. Проблему требовалось срочно решать, и в рамках плановой экономики СССР десятку разных механических и автотракторных заводов по всей стране было поручено наладить производство разборных фильтров для моделей ВАЗ с доступным и недорогим сменным элементом от системы гидроусилителя руля КАМАЗа. Партия сказала «надо», промышленность ответила «есть», и проблема дефицита фильтров была решена.

Разборный масляный фильтр Разборный масляный фильтр

Разборный масляный фильтр

Некоторые из таких фильтров разбирались спецключом, шедшим в комплекте, а некоторые – простой отверткой, которой подцеплялось и извлекалось пружинное стопорное кольцо. Внутри многоразового корпуса располагались, как и положено, два пружинных клапана — противодренажный, препятствующий стеканию масла в поддон на парковке, и байпасный, открывающийся при засорении сменного элемента. Стоимость разборных фильтров составляла 14 рублей, а сменных «картриджей» — около 3-5 рублей.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
i.polyakoff

Дефицитное устройство под названием «АвтоТЕН люкс» 1984 года выпуска … Возможно, его владелец оказался неглупым парнем, и даже поддавшись массовой истерии и купив эту кооперативную поделку

Кооперативы, мой юный друг, появлись парой лет пожже

Евгений Балабас

Если уж говорить абсолютно, то кооперативы в СССР впервые появились в 1921 году, опосля утверждения системы НЭП )))
Ну и плюс, нужно понимать, что слово "кооперативный" (постепенно забывающееся, кстати) в последние 3-4 десятилетия означает, применительно к товарам народного потребления, низкокачественный и зачастую малополезный продукт. Поэтому строгая временнАя привязка к перестроечной кооперативной волне в данном контексте смысла не имеет.

nic21262000

"Правда, никто и никогда не мерил эти мифические проценты износа мотора от зимнего запуска, и тем более не сопоставлял их с пробегом,.."
На ЗиЛе, когда там построили климатическую камеру, проводили испытания именно с целью определения износа при холодном пуске. По заказу военных. Несколько сот пусков было сделано. Статья была в одном профессиональном журнале для инженеров... Общий вывод - повышенного износа при холодном пуске нет.
Вот так, наш юный друг, не всё можно найти в интернете...

Евгений Тапыев

Щуп-грелка до сих пор встречается в продаже.

Новые статьи Смотреть все
Тест-драйвы / Одиночные
Кроссовер за копейки: тест-драйв и оффроуд-тюнинг Иж Ода

Модные сегодня автомобили с приставкой «кросс» на деле являются фактически городскими машинами, и повышенная у них обычно не проходимость, а цена. Впрочем, если заводские кросс-версии седанов и хэтчбеков бесполезны, а на…

4505 1 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

2753 3 0
Статьи / Авто Недели
Почти настоящий американец: стоит ли покупать Toyota Tundra за 1,5 миллиона рублей?

Парадокс: у себя на родине в США Toyota Tundra не входит даже в Топ-20 популярных моделей, в то время как её злейшие конкуренты Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM оккупировали тройку лидеров. Хуже Тундры продаётся…

98788 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Cadillac CTS II с пробегом: коробки от грузовика и моторы от лукавого

CTS второго поколения ― машина на любителя. Не каждый готов посвятить жизнь поиску запчастей на американских сайтах и отваливать за них приличные деньги, получая в ответ лишь осознание эксклюзивности своего автомобиля.…

1131 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Cadillac CTS ll с пробегом: дырки в лонжеронах и резисторы от Нивы

Похвастаться большой популярностью в России Cadillac не может. Может, оно и к лучшему: сохраняется какая-то эксклюзивность. Это за океаном Cadillac продает больше машин, чем все «немцы» этого класса вместе взятые, а у…

851 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Из пластика и палок: покупаем Peugeot 308 I за 400 тысяч

Европейские марки с названием из четырех букв традиционно не пользуются народной любовью в России. А если их название кончается на «О», то ситуацию вряд ли может изменить самобытный (как и всегда, на вкус и цвет) дизайн…

9776 10 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

172968 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

80586 5 8
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

61413 37 4
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

16559 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

10499 0 6
Гаджеты / Навигаторы
GPS-навигация – оффлайн, онлайн, или и то и другое?

Интернет в навигаторе дает нам массу удобных сервисов, но одновременно загоняет в ловушку – без покрытия мобильной сети, без денег на счету или просто в роуминге мы рискуем лишиться привычного электронного проводника и…

9218 2 5
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

35095 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

10752 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

9314 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

389478 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

261632 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

75397 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?