Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

33774 5 0
Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит запчастей порой рождал такие странные технические изыски, по сравнению с которыми прикручивание жёлтых брызговиков Sparco на «четырку» кажется шедевром.
 

Устройство для подогрева двигателя зимой

Домыслы о том, скольким километрам пробега равен один зимний холодный пуск мотора, слышал, наверное, каждый. Правда, никто и никогда не мерил эти мифические проценты износа мотора от зимнего запуска, и тем более не сопоставлял их с пробегом, но пустопорожний треп на эту тему популярен даже сегодня, а уж в советское время он и вовсе был любимейшей темой для гаражных бесед. Поэтому редкий владелец предпускового подогревателя всегда становился центром притяжения шоферов, не знакомых в силу эпохи с современными синтетическими маслами, слыша вопросы: «Ну как оно? Помогает?».

Дефицитное устройство под названием «АвтоТЕН люкс» 1984 года выпуска попало в редакцию в виде «капсулы времени», новеньким, так и не прогрев ни одного мотора зимой… Возможно, его владелец оказался неглупым парнем, и даже поддавшись массовой истерии и купив эту кооперативную поделку, быстро понял, что восьмиамперный (стоваттный) нагреватель едва ли сколь-либо существенно повлияет на температуру масла в мороз, но гораздо более вероятно высосет последние капли энергии из куда более дефицитного и дорогого в те годы аккумулятора…

устройство «АвтоТЕН люкс» 1984 года (2)

Согласно инструкции, «АвтоТЕН люкс» (непонятно, правда, почему ТЕН, а не ТЭН, но оставим это на совести кооператоров 80-х) вставлялся в двигатель Жигулей классической линейки вместо штатного масляного щупа. Через массу двигателя нагреватель получал «минус», а проводом с «крокодильчиком» на конце подключался к «плюсу» батареи. Ни о каком удаленном включении речь, разумеется, не шла. Пришел к машине, открыл капот, накинул провод — и кури сигарету за сигаретой… Удивительно, но в инструкции отсутствовала табличка с хотя бы приблизительными цифрами времени прогрева и их связи с температурой окружающего воздуха. Нетрудно догадаться, что такая вольность в использовании подложила свинью не одной сотне автолюбителей!

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Зато устройство было многофункциональным. В это трудно поверить, но в инструкции по эксплуатации «АвтоТЕНа» указывается возможность… кипятить с его помощью питьевую воду. К примеру, для заваривания чая! Стало быть, вынул масляный щуп из двигателя, обтер его ветошкой, и в чашку. Дело вполне житейское…

«Маршрутный компьютер»

В 70-х годах главным признаком прогресса был цифровой дисплей. Первые наручные часы без стрелок вызвали фурор и моду, не затухавшую пару десятилетий. Комнатные часы заводского производства стали символом престижа, в библиотеках невозможно было дождаться, когда освободится радиолюбительская литература со схемами настольных и настенных цифровых часов, а все автолюбители люто завидовали владельцам экспортных Москвичей, где такой гаджет на приборной панели стоял штатно с завода.

Поэтому появившиеся в продаже автомобильные цифровые мультифункциональные устройства расхватывали мгновенно после того, как их «выбрасывали» на прилавки, выражаясь лексиконом тех лет. Характерный пример подобного гаджета из 80-х – «Электроника ЦАТ-011».

Электроника ЦАТ-011

Прибор предназначался для установки на торпедо автомобиля и подключался к проводке машины всего тремя проводами – к минусу, плюсу и катушке зажигания. Прибор мог отображать время на своем люминесцентном четырехзначном дисплее, служить будильником, цифровым тахометром, вольтметром, высвечивать угол замкнутого состояния контактов трамблера как для одного, так и для всех четырех цилиндров, подавал звуковые сигналы (отключаемые) при оборотах коленчатого вала в 2 000 и 4 000 об/мин, а также при достижении вручную заданного значения оборотов . Ещё он сообщал о понижении напряжения бортовой сети ниже 12 вольт или превышении напряжения выше 15 вольт.

Электроника ЦАТ-011 Электроника ЦАТ-011

Согласитесь, неслабо для эпохи, когда самым навороченным (да и, собственно, единственным) электронным устройством в автомобиле был радиоприемник средневолнового диапазона.

Разборный масляный фильтр

В 1970 году в камерный советский автомирок сенсационно ворвались Жигули ВАЗ-2101. Год за годом завод в Тольятти наращивал производство машин и расширял модельный ряд, но к концу 70-х стало очевидным серьезное отставание в производстве запчастей, получивших статус страшного дефицита. И, как ни странно, одной из наиболее востребованных и редких деталей стал банальный масляный фильтр двигателя. Вещь ерундовая, а машины порой простаивали из-за его отсутствия или губили ресурс своих моторов работой на фильтрах, у которых давно прошли сроки замены.

Разборный масляный фильтр

Проблема заключалась в том, что фильтры от уже существующих моделей советских легковых автомобилей ВАЗу не подходили. Волги, Москвичи и «козлики» использовали один и тот же сменный фильтрующий элемент в разборном корпусе-стакане; Запорожцы — и вовсе центробежный очиститель масла. А вот у «копейки» и прочей «классики» фильтр был нового для своего времени типа — в цельном неразъемном одноразовом корпусе. Проблему требовалось срочно решать, и в рамках плановой экономики СССР десятку разных механических и автотракторных заводов по всей стране было поручено наладить производство разборных фильтров для моделей ВАЗ с доступным и недорогим сменным элементом от системы гидроусилителя руля КАМАЗа. Партия сказала «надо», промышленность ответила «есть», и проблема дефицита фильтров была решена.

Разборный масляный фильтр Разборный масляный фильтр

Разборный масляный фильтр

Некоторые из таких фильтров разбирались спецключом, шедшим в комплекте, а некоторые – простой отверткой, которой подцеплялось и извлекалось пружинное стопорное кольцо. Внутри многоразового корпуса располагались, как и положено, два пружинных клапана — противодренажный, препятствующий стеканию масла в поддон на парковке, и байпасный, открывающийся при засорении сменного элемента. Стоимость разборных фильтров составляла 14 рублей, а сменных «картриджей» — около 3-5 рублей.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
i.polyakoff

Дефицитное устройство под названием «АвтоТЕН люкс» 1984 года выпуска … Возможно, его владелец оказался неглупым парнем, и даже поддавшись массовой истерии и купив эту кооперативную поделку

Кооперативы, мой юный друг, появлись парой лет пожже

Евгений Балабас

Если уж говорить абсолютно, то кооперативы в СССР впервые появились в 1921 году, опосля утверждения системы НЭП )))
Ну и плюс, нужно понимать, что слово "кооперативный" (постепенно забывающееся, кстати) в последние 3-4 десятилетия означает, применительно к товарам народного потребления, низкокачественный и зачастую малополезный продукт. Поэтому строгая временнАя привязка к перестроечной кооперативной волне в данном контексте смысла не имеет.

nic21262000

"Правда, никто и никогда не мерил эти мифические проценты износа мотора от зимнего запуска, и тем более не сопоставлял их с пробегом,.."
На ЗиЛе, когда там построили климатическую камеру, проводили испытания именно с целью определения износа при холодном пуске. По заказу военных. Несколько сот пусков было сделано. Статья была в одном профессиональном журнале для инженеров... Общий вывод - повышенного износа при холодном пуске нет.
Вот так, наш юный друг, не всё можно найти в интернете...

Олег Ямп

писал статью явно человек далекий от знания физики... "восьмиамперный (стоваттный) нагреватель едва ли сколь-либо существенно повлияет на температуру масла в мороз, но гораздо более вероятно высосет последние капли энергии из куда более дефицитного и дорогого в те годы аккумулятора…"- как раз малая нагрузка и бережет аккумулятор, а сто ватт, за 10-15 минут разогреют масло(правда не через щуп) до температуры 0+2 при морозе -30-35 вполне себе спокойно. с 98 года езжу на разных авто с 80 ваттным ТЭНом в пробке картера и ни разу не подвел, в 99 по моему в мороз -42 завел машину, и аккумуляторы более 6 лет ходят спокойно.

Евгений Тапыев

Щуп-грелка до сих пор встречается в продаже.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Немецкие инженеры разработали для советских машин «автоматы» и дизели. Почему это не пригодилось?

В послевоенные годы в Восточных землях Германии, контролируемых Советской Военной Администрацией Германии (СВАГ), действовала обширная сеть конструкторских бюро. Немецкие инженеры занимались в том числе и разработками в…

21131 0 0
Статьи / Практика
Не виноватая я: окончание сравнительного теста тормозных колодок

Прадед одного персонажа известного фильма как-то сказал: “Имею желание купить дом, но не имею возможности… Имею возможность купить козу, но не имею желания”. И выпил за то, чтобы возможности совпадали с желанием. У нас…

1381 2 0
Статьи / Авто Недели
Разорительный, но не во всем: стоит ли покупать Hummer H2 за 1,5 миллиона рублей

Мы уже касались темы выбора огромного автомобиля – из последнего можно вспомнить в буквальном смысле самый большой серийный внедорожник Ford Excursion, вымерший, как гигантские динозавры. Однако одной из проблем…

2795 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: труднодоступный генератор и ломкий пластик снаружи и внутри

Эта Фиеста предлагалась по цене, сопоставимой, а иногда и более высокой, чем просили за куда более крупный и практичный Фокус, поэтому машин в России продано немного. И все же в пятом поколении Фиеста остается наиболее…

193 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

2502 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: радости оцинковки и коварный блок управления двигателем

Tribeca - модель для Subaru не очень удачная, если не сказать - провальная, как минимум на своем домашнем рынке в США, где японцы хотели потеснить конкурентов в сегменте семейных среднеразмерных SUV. Машина очень сильно…

1699 0 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

77972 25 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

49656 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

38887 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

34219 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24314 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6788 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60547 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16553 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15405 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

106569 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77168 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

63864 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?