Подорожание, экономия и контрафакт: как обстоят дела на рынке запчастей

26133 0 18

Современный автомобильный рынок, как первичный, так и вторичный, переживает не лучшие времена. Сокращение объемов накопления у населения, снижение доходов и заметный рост цен переписывают статистику и роняют кривые графиков продаж. На фоне этой рецессии вдвойне любопытно взглянуть на то, что происходит с рынком автомобильных запчастей и компонентов – оценить динамику цен и продаж, структуру и особенности местной логистики, а заодно понять, начали ли автовладельцы экономить.

Сам по себе рынок запчастей – штука довольно закрытая и не поддающаяся доскональному изучению, хотя бы из-за немалых объемов «серой» и откровенно контрафактной продукции. Тем не менее, нам удалось найти эксперта, который согласился поделиться информацией из собственных источников. Артур Ревазян, основатель стартапа Zaptor, поведал о том, как изменился рынок за последние три года, откуда к нам едут запчасти, и каковы особенности российской логистики.

Больше – не значит лучше

На сегодняшний день в России зарегистрировано более 40 миллионов автомобилей, 19 миллионов из которых были выпущены до 2005 года. Такой возрастной состав автопарка предполагает немалый спрос на запчасти, поскольку машины старше 10 лет куда чаще нуждаются в ремонте и замене комплектующих. Тем временем покупательская способность населения за последние месяцы заметно изменилась: свою роль в этом сыграли экономический спад и девальвация рубля.


Не так давно мы подводили итоги автомобильных продаж 2015 года и выяснили, что первичный рынок упал на 35,7% относительно прошлого года. В некоторой степени это обусловлено оттоком части потенциальных покупателей, обративших взгляд на рынок «вторички» вместо приобретения авто из салона. На этом фоне вполне логичным выглядит то, что и вторичный рынок автозапчастей (то есть рынок запчастей для подержанных автомобилей) тоже переживает рост.

В результате за последние три года спрос на комплектующие вторичного рынка вырос в количественном выражении: в 2014 году объем автомобильных запчастей на вторичном рынке составил примерно 961 миллион единиц, что на 2,1% больше, чем за 2013 год. Однако в денежном выражении тенденция обратная: комплектующие потеряли 1% от прошлогоднего результата. Основной причиной этого является сильное ослабление рубля относительно основных торговых валют. Результаты продаж за 2015 год пока подведены не были, но эксперты считают, что тенденция роста автопарка приведет к увеличению продаж запчастей на 1,9%, а общая стоимость товаров из-за девальвации рубля относительно американской валюты сократится более чем на 3%, до 22 миллиардов долларов.




Наибольшим спросом на рынке запчастей пользуются три категории: детали подвески, масла и шины. В 2013 году продажи шин на российском рынке составили около 43 миллионов экземпляров в год общей стоимостью 3,1 миллиарда долларов, что составляет примерно 15% от всего рынка комплектующих в денежном измерении. Элементы подвески заняли второе место и 1/10 от общего спроса, что составляет около 2,5 миллиарда долларов. На третьем месте в рейтинге – масла и технические жидкости с долей в 8%: за 2014 год их было использовано на 302 миллиона литров, что эквивалентно почти 2 миллиардам долларов. Также стоит отметить детали тормозной системы, фильтры и элементы трансмиссии – все эти категории ежегодно обходятся российскому автопарку более чем в миллиард долларов.

Опасная экономия

Как уже упоминалось, одним из ключевых факторов формирования цены и спроса на рынке автомобильных комплектующих стало снижение курса российской валюты. Частные автовладельцы стали чаще прибегать к услугам поставщиков необходимых запчастей, а не обращаться в магазины-посредники – это один из способов сэкономить на ремонте. Более того, почти половина водителей и вовсе оттягивает его до последнего, ремонтируя своего «железного коня» только при крайней необходимости.



Кризис в России сказался и на услугах официальных сервисных центров, где стоимость работ выросла в среднем на 15%. Желающие сэкономить обращаются за помощью в частные автомастерские или гаражные сервисы сразу после того, как истекает гарантийный срок службы машины. По причине все той же экономии растут продажи деталей, бывших в использовании. Владельцы неисправных автомобилей нередко распродают их на запчасти, а спрос на эти товары связан с их невысокой стоимостью: они обходятся примерно в два раза дешевле новых.

Безрадостная динамика цен

Экономия в сложившихся условиях – факт неудивительный (если он, разумеется, не доходит до абсурда). Чтобы более наглядно оценить, что происходило с ценами за последние три года, мы сделали выборку по нескольким позициям и для автомобилей нескольких ценовых категорий. Это, впрочем, не сильно повлияло на итоговый вывод – «подорожало». Но не будем забегать вперед.




В нижеприведенных инфографиках отражена динамика цен как на оригинальные, так и на неоригинальные фирменные запчасти из разных ценовых категорий – расходный материал, агрегат и крупный узел. Ну а для АКПП никаких аналогов, разумеется, нет. Как видно, рост стоимости относительно 2013 года весьма заметный: если для масляного фильтра Hyundai Solaris полуторакратный рост цены выливается в смешные 70 рублей, то для Toyota Land Cruiser 200 это уже ощутимые 300. Дальше – хуже: замена стартера на новый оригинальный экземпляр даже у Solaris предполагает на 3,5 тысячи рублей больше, чем три года назад, в то время как для Land Cruiser на разницу в стоимости можно купить два с половиной стартера для «корейца»: она составляет 24 000 рублей. Ну а в случае с АКПП подорожание вообще выходит на заоблачный уровень.



Впрочем, и для неоригинальных запчастей картина ничуть не лучше: достаточно одного взгляда на инфографики, чтобы заметить, что все позиции, от самых мелких до самых затратных, подорожали почти вдвое. Некоторые из них – например, стартер для Solaris, в 2015 году стали даже дороже оригинала образца 2013 года – подорожание за два года, разумеется, ожидаемо, но чтобы такое…

Откуда берутся запчасти




Если говорить о структуре современного рынка комплектующих, то лидером среди мировых производителей является Китай: треть всех автомобильных запчастей Европы произведена в Поднебесной. Причины очевидны: низкая стоимость рабочей силы и грамотно выстроенная логистика. Однако тот факт, что деталь произведена в Китае, не говорит о том, что она некачественна, ведь многие известные бренды, такие как Ford, General Motors, Hyundai, Bosch, Continental имеют собственные фабрики в этой стране.

Крупные компании стараются локализовать производство своей продукции в странах, где у них имеется свой сборочный цех и наблюдается высокий спрос. Такой подход позволяет снизить затраты на транспортировку деталей и быстро адаптироваться к изменениям в экономике государства. В число этих стран входит и Россия – здесь расположено не только множество сборочных автомобильных производств, но и заводов по изготовлению запасных частей и даже основных узлов и агрегатов. Такие компании, как Ford и Mercedes-Benz собирают здесь свои двигатели, а, например, недавнее интервью с вице-президентом Mercedes-Benz Vans Сореном Хезе показало, что они полностью удовлетворены качеством итоговых продуктов.



Несмотря на это, по оценкам экспертов, доля «черного» импорта автомобильных компонентов для иномарок в Россию превышает 70%. В этот показатель входит как не прошедшая таможенный контроль продукция официальных поставщиков, ввезенная контрабандой, так и неоригинальная продукция, произведенная на территории развивающихся стран. Еще в 2012 году треть объема продаж запчастей и компонентов составляла контрафактная продукция, и рассчитывать на сильное сокращение в этой области точно не стоит. Это тем более маловероятно, что подделываются в основном массовые и недорогие компоненты и расходники – тормозные колодки, фильтры, масла и детали подвески, а выявить подобную продукцию довольно сложно.

Логистика, внешняя и внутренняя

Оригинальные запчасти поставляются на территорию РФ через собственную сеть автомобильного производителя в конкретном регионе. Изначально товар поступает на собственный склад компании в Европе, затем отправляется на склад в Россию, после чего поставляется в официальный дилерский центр. Логистика оригинальных комплектующих строится компаниями-производителями, поэтому отстроена она очень грамотно и исключает их перепродажу на пути к потребителю.




Так называемые «серые» оригинальные комплектующие поступают не из Европы, а по иным каналам напрямую к посреднику или покупателю. Как правило, поставки организуются из ОАЭ, так как в этой стране продукция официального производителя значительно дешевле. Несмотря на то, что уже были попытки ограничения «серого» импорта в России, успеха это не принесло. К тому же, здесь схема доставки к потребителю имеет сложное строение. Товар оптом закупается контрабандистами на территории государства и нелегально минует таможенный контроль. В России он перепродается в приграничных городах и направляется в точку назначения.

К логистическим особенностям российского рынка автозапчастей стоит отнести небольшое количество складов. Розничные магазины предпочитают не хранить товар, а заказывать его у производителя при необходимости. Безусловно, такой подход сказывается на сроках доставки – автозапчасть из Японии или Кореи иногда приходится ждать более двух-трех месяцев. Для сравнения, в Европе отработана иная система: там раз в шесть месяцев специальный отдел торговой компании составляет прогноз о необходимом количестве товара на конкретном складе, в соответствии с которым производятся закупки.



Неоригинальные детали изготавливаются методом копирования официального продукта со снижением стоимости за счет ухудшения качества используемого материала и отсутствия накрутки за «бренд». Напрямую приобрести такие товары проблематично, обычно с ними сотрудничают частные СТО и маленькие магазины. «Черные» комплектующие наиболее привлекательны по цене, но их качество далеко от идеала. Неоригинальные детали за время своего пути к потребителю успевают пройти через несколько оптовых каналов, из-за чего стоимость может увеличиться до 200% от себестоимости товара и более.

Подводя итоги

Как можно видеть, рынок автомобильных комплектующих в России демонстрирует рецессию на протяжении последних трех лет: несмотря на расширение автопарка и увеличение количества продаваемого товара в количественном выражении, его финансовая емкость снижается. Рассчитывать на изменение ситуации пока не приходится – для этого должна вырасти как покупательская способность, так и курс российской валюты, который тоже оказывает значительное влияние на рынок. А потому можно сказать, что текущее положение на рынке автомобильных запчастей и компонентов во многом схоже с таковым в продажах новых автомобилей – главное отличие лишь в том, что несмотря на рост объемов, увеличения прибыли ждать пока не приходится.


Читайте также:



Теги: Финвопрос
Поделиться: 0 12 0 4 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

4715 4 0
Статьи / Финвопрос
Авторынок в 1 квартале 2018 года: покупатель беднеет, продажи будут падать

Вот ещё недавно – подводя итоги прошлого года – мы радовались росту продаж. Кажется, есть повод отметить и окончание первого квартала: растут практически все бренды – даже Audi в марте вышла в зелёную зону. Увы,…

1851 1 0
Статьи / Популярные вопросы
Замена двигателя: можно ли обойтись без регистрации изменений?

Замена двигателя – это не всегда тюнинг. Порой это вынужденный или единственно возможный способ ремонта. Как действовать с документальной точки зрения, если двигатель был заменен, и нужно ли обязательно регистрировать…

23486 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

4715 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

1609 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

2537 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

94328 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

102085 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

42814 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

64512 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

14913 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9261 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

24450 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

42740 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7143 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

103299 12 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

48534 1 0
Статьи / История
Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21

Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и…

45407 0 13
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?