Подорожание, экономия и контрафакт: как обстоят дела на рынке запчастей

Современный автомобильный рынок, как первичный, так и вторичный, переживает не лучшие времена. Сокращение объемов накопления у населения, снижение доходов и заметный рост цен переписывают статистику и роняют кривые графиков продаж. На фоне этой рецессии вдвойне любопытно взглянуть на то, что происходит с рынком автомобильных запчастей и компонентов – оценить динамику цен и продаж, структуру и особенности местной логистики, а заодно понять, начали ли автовладельцы экономить.

Сам по себе рынок запчастей – штука довольно закрытая и не поддающаяся доскональному изучению, хотя бы из-за немалых объемов «серой» и откровенно контрафактной продукции. Тем не менее, нам удалось найти эксперта, который согласился поделиться информацией из собственных источников. Артур Ревазян, основатель стартапа Zaptor, поведал о том, как изменился рынок за последние три года, откуда к нам едут запчасти, и каковы особенности российской логистики.

Больше – не значит лучше

На сегодняшний день в России зарегистрировано более 40 миллионов автомобилей, 19 миллионов из которых были выпущены до 2005 года. Такой возрастной состав автопарка предполагает немалый спрос на запчасти, поскольку машины старше 10 лет куда чаще нуждаются в ремонте и замене комплектующих. Тем временем покупательская способность населения за последние месяцы заметно изменилась: свою роль в этом сыграли экономический спад и девальвация рубля.

Depositphotos_2305537_original.jpg


Не так давно мы подводили итоги автомобильных продаж 2015 года и выяснили, что первичный рынок упал на 35,7% относительно прошлого года. В некоторой степени это обусловлено оттоком части потенциальных покупателей, обративших взгляд на рынок «вторички» вместо приобретения авто из салона. На этом фоне вполне логичным выглядит то, что и вторичный рынок автозапчастей (то есть рынок запчастей для подержанных автомобилей) тоже переживает рост.

В результате за последние три года спрос на комплектующие вторичного рынка вырос в количественном выражении: в 2014 году объем автомобильных запчастей на вторичном рынке составил примерно 961 миллион единиц, что на 2,1% больше, чем за 2013 год. Однако в денежном выражении тенденция обратная: комплектующие потеряли 1% от прошлогоднего результата. Основной причиной этого является сильное ослабление рубля относительно основных торговых валют. Результаты продаж за 2015 год пока подведены не были, но эксперты считают, что тенденция роста автопарка приведет к увеличению продаж запчастей на 1,9%, а общая стоимость товаров из-за девальвации рубля относительно американской валюты сократится более чем на 3%, до 22 миллиардов долларов.


Depositphotos_91820394_original.jpg



Наибольшим спросом на рынке запчастей пользуются три категории: детали подвески, масла и шины. В 2013 году продажи шин на российском рынке составили около 43 миллионов экземпляров в год общей стоимостью 3,1 миллиарда долларов, что составляет примерно 15% от всего рынка комплектующих в денежном измерении. Элементы подвески заняли второе место и 1/10 от общего спроса, что составляет около 2,5 миллиарда долларов. На третьем месте в рейтинге – масла и технические жидкости с долей в 8%: за 2014 год их было использовано на 302 миллиона литров, что эквивалентно почти 2 миллиардам долларов. Также стоит отметить детали тормозной системы, фильтры и элементы трансмиссии – все эти категории ежегодно обходятся российскому автопарку более чем в миллиард долларов.

Опасная экономия

Как уже упоминалось, одним из ключевых факторов формирования цены и спроса на рынке автомобильных комплектующих стало снижение курса российской валюты. Частные автовладельцы стали чаще прибегать к услугам поставщиков необходимых запчастей, а не обращаться в магазины-посредники – это один из способов сэкономить на ремонте. Более того, почти половина водителей и вовсе оттягивает его до последнего, ремонтируя своего «железного коня» только при крайней необходимости.


Depositphotos_3517125_original.jpg


Кризис в России сказался и на услугах официальных сервисных центров, где стоимость работ выросла в среднем на 15%. Желающие сэкономить обращаются за помощью в частные автомастерские или гаражные сервисы сразу после того, как истекает гарантийный срок службы машины. По причине все той же экономии растут продажи деталей, бывших в использовании. Владельцы неисправных автомобилей нередко распродают их на запчасти, а спрос на эти товары связан с их невысокой стоимостью: они обходятся примерно в два раза дешевле новых.

Безрадостная динамика цен

Экономия в сложившихся условиях – факт неудивительный (если он, разумеется, не доходит до абсурда). Чтобы более наглядно оценить, что происходило с ценами за последние три года, мы сделали выборку по нескольким позициям и для автомобилей нескольких ценовых категорий. Это, впрочем, не сильно повлияло на итоговый вывод – «подорожало». Но не будем забегать вперед.


Depositphotos_91820660_original.jpg



В нижеприведенных инфографиках отражена динамика цен как на оригинальные, так и на неоригинальные фирменные запчасти из разных ценовых категорий – расходный материал, агрегат и крупный узел. Ну а для АКПП никаких аналогов, разумеется, нет. Как видно, рост стоимости относительно 2013 года весьма заметный: если для масляного фильтра Hyundai Solaris полуторакратный рост цены выливается в смешные 70 рублей, то для Toyota Land Cruiser 200 это уже ощутимые 300. Дальше – хуже: замена стартера на новый оригинальный экземпляр даже у Solaris предполагает на 3,5 тысячи рублей больше, чем три года назад, в то время как для Land Cruiser на разницу в стоимости можно купить два с половиной стартера для «корейца»: она составляет 24 000 рублей. Ну а в случае с АКПП подорожание вообще выходит на заоблачный уровень.



Впрочем, и для неоригинальных запчастей картина ничуть не лучше: достаточно одного взгляда на инфографики, чтобы заметить, что все позиции, от самых мелких до самых затратных, подорожали почти вдвое. Некоторые из них – например, стартер для Solaris, в 2015 году стали даже дороже оригинала образца 2013 года – подорожание за два года, разумеется, ожидаемо, но чтобы такое…

Откуда берутся запчасти


Depositphotos_5393763_original.jpg



Если говорить о структуре современного рынка комплектующих, то лидером среди мировых производителей является Китай: треть всех автомобильных запчастей Европы произведена в Поднебесной. Причины очевидны: низкая стоимость рабочей силы и грамотно выстроенная логистика. Однако тот факт, что деталь произведена в Китае, не говорит о том, что она некачественна, ведь многие известные бренды, такие как Ford, General Motors, Hyundai, Bosch, Continental имеют собственные фабрики в этой стране.

Крупные компании стараются локализовать производство своей продукции в странах, где у них имеется свой сборочный цех и наблюдается высокий спрос. Такой подход позволяет снизить затраты на транспортировку деталей и быстро адаптироваться к изменениям в экономике государства. В число этих стран входит и Россия – здесь расположено не только множество сборочных автомобильных производств, но и заводов по изготовлению запасных частей и даже основных узлов и агрегатов. Такие компании, как Ford и Mercedes-Benz собирают здесь свои двигатели, а, например, недавнее интервью с вице-президентом Mercedes-Benz Vans Сореном Хезе показало, что они полностью удовлетворены качеством итоговых продуктов.


Depositphotos_91820474_original.jpg


Несмотря на это, по оценкам экспертов, доля «черного» импорта автомобильных компонентов для иномарок в Россию превышает 70%. В этот показатель входит как не прошедшая таможенный контроль продукция официальных поставщиков, ввезенная контрабандой, так и неоригинальная продукция, произведенная на территории развивающихся стран. Еще в 2012 году треть объема продаж запчастей и компонентов составляла контрафактная продукция, и рассчитывать на сильное сокращение в этой области точно не стоит. Это тем более маловероятно, что подделываются в основном массовые и недорогие компоненты и расходники – тормозные колодки, фильтры, масла и детали подвески, а выявить подобную продукцию довольно сложно.

Логистика, внешняя и внутренняя

Оригинальные запчасти поставляются на территорию РФ через собственную сеть автомобильного производителя в конкретном регионе. Изначально товар поступает на собственный склад компании в Европе, затем отправляется на склад в Россию, после чего поставляется в официальный дилерский центр. Логистика оригинальных комплектующих строится компаниями-производителями, поэтому отстроена она очень грамотно и исключает их перепродажу на пути к потребителю.


Depositphotos_95775618_original.jpg



Так называемые «серые» оригинальные комплектующие поступают не из Европы, а по иным каналам напрямую к посреднику или покупателю. Как правило, поставки организуются из ОАЭ, так как в этой стране продукция официального производителя значительно дешевле. Несмотря на то, что уже были попытки ограничения «серого» импорта в России, успеха это не принесло. К тому же, здесь схема доставки к потребителю имеет сложное строение. Товар оптом закупается контрабандистами на территории государства и нелегально минует таможенный контроль. В России он перепродается в приграничных городах и направляется в точку назначения.

К логистическим особенностям российского рынка автозапчастей стоит отнести небольшое количество складов. Розничные магазины предпочитают не хранить товар, а заказывать его у производителя при необходимости. Безусловно, такой подход сказывается на сроках доставки – автозапчасть из Японии или Кореи иногда приходится ждать более двух-трех месяцев. Для сравнения, в Европе отработана иная система: там раз в шесть месяцев специальный отдел торговой компании составляет прогноз о необходимом количестве товара на конкретном складе, в соответствии с которым производятся закупки.


Depositphotos_91821180_original.jpg


Неоригинальные детали изготавливаются методом копирования официального продукта со снижением стоимости за счет ухудшения качества используемого материала и отсутствия накрутки за «бренд». Напрямую приобрести такие товары проблематично, обычно с ними сотрудничают частные СТО и маленькие магазины. «Черные» комплектующие наиболее привлекательны по цене, но их качество далеко от идеала. Неоригинальные детали за время своего пути к потребителю успевают пройти через несколько оптовых каналов, из-за чего стоимость может увеличиться до 200% от себестоимости товара и более.

Подводя итоги

Как можно видеть, рынок автомобильных комплектующих в России демонстрирует рецессию на протяжении последних трех лет: несмотря на расширение автопарка и увеличение количества продаваемого товара в количественном выражении, его финансовая емкость снижается. Рассчитывать на изменение ситуации пока не приходится – для этого должна вырасти как покупательская способность, так и курс российской валюты, который тоже оказывает значительное влияние на рынок. А потому можно сказать, что текущее положение на рынке автомобильных запчастей и компонентов во многом схоже с таковым в продажах новых автомобилей – главное отличие лишь в том, что несмотря на рост объемов, увеличения прибыли ждать пока не приходится.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings