Повезёт – не повезёт: ремонт и обслуживание Skoda Rapid

Чешский лифтбек, хоть и уступает лидерство в сегменте корейским и российским "бюджетникам", спрос имеет устойчивый, на что есть как объективные, так и субъективные причины. К первым отнесём хороший выбор моторов и трансмиссий, невысокую стоимость базовой комплектации и в целом неплохое качество сборки, а ко вторым – экстерьер Рапида, очень похожего на более престижную третью Октавию, что так ценят покупатели этого в общем-то скромного автомобиля. До недавнего времени самой простой версией был автомобиль с двигателем 1,2 литра и механической коробкой передач. Вот как раз про такой автомобиль мы и поговорим: стоит-то он совсем недорого, но так ли он оказывается прост и надёжен, как кажется?

 

Чуть-чуть истории

Вот казалось бы: в переводе с английского rapid – быстрый, стремительный. Какое отношение эти прилагательные могут иметь к автомобилю с мотором объёма 1,2 л? Или даже 1,6? Оказывается, имеют. И всё потому, что название Rapid появилось у Шкоды уже очень давно, ещё в 1935 году, и тогда Рапиды были действительно быстрыми.

На фото: Skoda Rapid Convertible '1935–38
На фото: Skoda Rapid Convertible '1935–38

У первого Rapid Six 1935 года был кузов купе и целых 50 л.с., что для того времени не так уж и кисло, тем более что по трассе он выжимал 150 км/ч. Имя «быстрый» ему подходило идеально. Чуть позже, в 1938 году, появился Skoda Rapid OHV с куда меньшими амбициями: кузов седан, мощность 31 л.с., максимальная скорость 100 км/ч.

На фото: Skoda Rapid OHV '1938–47
На фото: Skoda Rapid OHV '1938–47

Выпуск его продолжался до 1947 года, после чего производство Рапидов было свёрнуто. И только в 1985 году появилось второе поколение. Правда, от скорости и стремительности имени тут почти ничего не осталось: 58 «лошадок» в 1984 году – это как-то совсем грустно. Выпуск продолжался до 1990, а мощность мотора за это время выросла до 62 л.с.

skoda_rapid_1
На фото: Skoda Rapid 1984–90

Конечно, современный Рапид не имеет ничего общего с теми, что выходили с завода в 1935 или 1985 годах. В начале XXI века Шкода, как уже вы все знаете, увлеклась концепцией Vision D, к которой приложил руку ныне перешедший в BMW Йозеф Кабан. Новый Рапид, впервые показанный во Франкфурте в 2011 году, полностью соответствовал новым тенденциям, что объясняет его визуальную близость с Октавией третьего поколения.

Однако от Франкфурта до России путь тогда только начинался. Во-первых, окончательную версию показали лишь осенью 2012 года в Париже, а во-вторых, до выхода на российский рынок Рапид вывели на рынки Европы, Китая и Казахстана. А уж весной 2014 года Рапид появился в продаже и у нас.

Тогда в качестве младшего мотора предлагали как раз наш атмосферный 1,2-литровый агрегатик CGPC, с которым шла пятиступенчатая механическая коробка. Сейчас его нет, но выбор всё равно хорош: минимальный мотор — 1,6 MPI мощностью 90 л.с. и опять же только с 5-МКПП, в качестве «золотой середины» предлагают двигатель такого же объёма, но мощностью 110 л.с., который может работать в паре либо с такой же «механикой», либо с шестиступенчатой АКПП.

А самым дерзким двигателем стал 1,4 TSI мощностью 125 л.с., причём выбора коробки с ним нет – только робот DSG-7. Мы в железные дебри последней комплектации соваться не будет, а посмотрим, как себя чувствует базовый Рапид 2015 года с пробегом чуть менее 35 тысяч километров.

5 двигатель

Двигатель

Выглядит этот моторчик, ей-богу, смешно! Атмосферный, бензиновый, но самое интересное – трёхцилиндровый. При 3 750 об/мин он выдаёт 112 Нм, блок – из алюминиевого сплава, клапанов – 12. Посмотрим, как тут с обслуживанием, и чего стоит бояться.

DSC_1321

Начнём со второго пункта. В целом это неплохой мотор, живучий и не слишком капризный, но малый его объём висит над ним дамокловым  мечом. Чтобы в крупном городе с большим трафиком держаться в потоке, такой двигатель приходится сильно крутить. Ну а чем выше обороты – тем ниже ресурс, никуда от этого не деться. Да и температурный режим у него будет чуть напряжённее, чем у более объёмных собратьев.

Зато к несомненным плюсам отнесём удобство его обслуживания. Маленький двигатель оставляет в моторном отсеке очень много места, и это хорошо. Очень легко будет открутить масляный фильтр (от 380 рублей до 600 за оригинал) и залить свежее масло. Но вот слить старое не так просто: никаких отверстий для сливной пробки в защите поддона картера нет, поэтому его однозначно надо будет снимать. А это значит, что хотя бы смотровую яму найти надо будет обязательно. Если ямы нет (смотровой, конечно, остальных у нас везде навалом), то можно заменить масло в сервисе, стоит это 590 рублей.

DSC_1354

Воздушный фильтр можно поменять самому, но придётся поработать отвёрткой. Оригинальный фильтр стоит около 750 рублей, тут можно найти более доступный аналог — например, МАNN за 450 рублей (совсем уж что-то странное за 150 рублей лучше не ставить, хотя есть и такое). Конечно, можно это сделать в сервисе рублей за 200.

Неприятный сюрприз ожидает тех, кто попытается заменить свечи. Сначала придётся вступить в бой с пластиковой крышкой, закрывающей катушки зажигания. Отжать язычки фиксаторов очень сложно, и есть подозрение, что в мороз их будет крайне легко сломать. Но если даже крышку удастся снять, вытащить катушки без специального съёмника будет достаточно трудно. Поэтому не советуем мучиться с этой работой, а заменить свечи в сервисе. Стоит это немного – 400 рублей.

Замена сервисного ремня – удовольствие сомнительное, даже несмотря на шикарный доступ с нему. В сервисе попросят 960 рублей, сам ремень стоит от пятисот рублей за Dayco до 1 500 за оригинал. Мастер не смог припомнить, чтобы кто-то обращался к нему с такой работой. Во-первых, все Рапиды – машины сравнительно свежие, и подавляющее их большинство обслуживают у дилеров, а во-вторых, ресурс ремня и натяжного и паразитного роликов тут вопросов не вызывает. И это хорошо.

А теперь глянем, на что ещё следует обратить внимание.

Подкапотный отсек не самый чистый, с дороги сюда попадает даже вода. Самым грязным в итоге оказался блок АБС, но опасение в первую очередь вызывают открытая проводка к АКБ и блоку ЭБУ.

DSC_1327

Не умеешь – не лей: как правильно заменить моторное масло Даю на отсечение палец (чей-нибудь, только не свой), что многие сейчас саркастически усмехнутся: чего там можно сказать нового об этой стандартной процедуре любого техобслуживания? Смейтесь-...

Второй не самый приятный сюрприз – течь масла через прокладку поддона. Откуда она там взялась при довольно-таки скромном пробеге – большой вопрос. Вряд ли что-то криминальное, но машина проходит обслуживание у дилера, и там никто на это не обратил внимания, что странно. Будем надеяться, что всё можно решить заменой прокладки поддона.

Кстати, дилер при замене масла в ДВС предлагает каждый раз покупать новую сливную пробку. На самом деле этого делать не обязательно, можно заменить только шайбу-прокладку и таким образом немножко сэкономить, а вреда от этого никакого.

Других вопросов мотор в нежном возрасте не вызывает, нужно лишь попытаться не крутить его постоянно и следить за чистотой. Зато тысячам к 100 (а может и раньше) могут начаться проблемы посерьезнее. Например, растяжение цепи ГРМ — подробнее об этом писал мой коллега Борис Игнашин в обзоре подержанной Skoda Fabia. На Рапидах этот недуг пока не особенно актуален по двум причинам: возраст и не такая уж высокая распространенность трехцилиндровых 1,2.

3 ходовая часть

Ходовая часть

Пока машина висит на подъёмнике, проводим диагностику. Впрочем, даже без диагностики видно, что амортизаторы истекают маслом. Это ещё более странно, чем масло на поддоне. С учётом того, что машину эксплуатируют очень бережно, такого за два года и 34 тысячи случиться никак не могло. Но случилось. После нашего осмотра владелец поехал в официальный сервис с этим вопросом. Там согласились устранить течь поддона и даже заменить скрипящие втулки стабилизатора поперечной устойчивости, зато истекающие маслом амортизаторы назвали нормой, а гула коробки предпочли не услышать. Что же, подсчитаем: оригинальный амортизатор стоит около четырёх тысяч, замена – 1 650 рублей за сторону, да ещё добавим установку углов схождения и развала – ещё 1 480. Вывод очевиден: иногда есть смысл контролировать состояние автомобиля в независимом сервисе, не дожидаясь визита на плановое ТО.

DSC_1343
DSC_1346

В остальном ходовая часть крепкая и не слишком дорогая в ремонте. Те же стойки стабилизатора, которые впору считать расходником, стоят от 600 рублей за хороший аналог до 1 100 за оригинал, а вот с шаровыми опорами владельцам Рапидов вообще повезло: их сделали на болтах, поменять можно отдельно от рычага, что сейчас, к сожалению, редкость. Стоят они, правда, недёшево: за оригинальную шаровую придётся выложить 2 100 рублей, но есть и более доступные аналоги (например, Febi стоит 850 рублей).

DSC_1356

В задней подвеске при осмотре никаких дефектов мы не нашли, и единственное, что, может быть, придётся поменять – это сайлентблоки балки. Тут тоже есть смысл посмотреть на запчасти-заменители: оригинальный сайлентблок стоит 1 200, а вот аналоги в среднем в два раза дешевле. Работа по замене обойдётся в 4 400 рублей.

Ещё снизу отметим неплохую защиту днища. Никаких свисающих открытых тормозных или топливных трубок нет, всё надёжно закрыто пластиковыми кожухами.

Тормоза

Передние механизмы – дисковые. Износ передних колодок всего около 30%, а вот диск выглядит так, будто проехал хорошо за сто тысяч километров. И вообще кажется, что колодки тут твёрже диска. Так что диски однозначно скоро придётся менять. И в который раз можно посоветовать найти что-то из аналогов: будет долговечнее и существенно дешевле.

DSC_1353

Оригинальный диск стоит около трёх тысяч, но приличный Brembo обойдётся всего в полторы. И не надо пытаться заменить только один диск: их всегда меняют только с обеих сторон, тормоза – не та система, чтобы пытаться так варварски на них экономить. Замена обоих дисков стоит не дороже полутора тысяч  рублей.

Задние тормоза в нашей комплектации барабанные. Их износ, не сняв барабан, мы оценить не сможем, поэтому даже не будем пытаться этого сделать. Но и тут есть, к чему приглядеться: места соединения тормозных шлангов со штуцерами рабочих цилиндров мокрые, причём как справа, так и слева. Почему там просачивается тормозная жидкость – ещё одна тайна Шкоды.

4 трансмиссия

Трансмиссия

Самый главный сюрприз преподнесла коробка передач. Казалось бы: ну что там может сломаться в двухлетней  МКПП за тридцать с копейками тысяч километров? Пока ничего, но гул на холодной коробке заставляет задуматься. Скорее всего, мы имеем дело с типичной проблемой этих коробок, стоящих ещё, кстати, и на Фабиях – дефект подшипника первичного вала.

DSC_1380

Как это лечить? Есть два способа:

  • заменить с разборкой КПП и выложить за это около 30 тысяч рублей (за работу, запчасти и детали разового монтажа)
  • пренебречь и ездить дальше.

Опытные шкодоводы идут вторым путём, ибо после замены всё обычно повторяется. С гулом «на холодную» можно успешно проездить и триста тысяч, а к такому пробегу современные Шкоды уже и так чувствуют себя неважно.

Единственное, что действительно стоит делать с КПП — это менять масло раз в 80 тысяч (работа обойдется в 720 рублей).

Маломощность мотора и необходимость его крутить, помимо снижения собственного ресурса, чреваты еще и быстрым износом сцепления, иногда задолго до приемлемых 100 тысяч. Стоит комплект от восьми до пятнадцати тысяч в зависимости от производителя, работа обойдётся в 5 500 рублей.

кузов и салон

Кузов и салон

К кузову и салону претензий нет, сборка, покраска – всё на высоте. Конечно, салон чуточку спартанский, но это ведь не Мерседес, можно и простить. А вот о некоторых особенностях кузова знать необходимо.

DSC_1365

Во-первых, у Рапида, как и у десятков других автомобилей, очень крупные ячейки на решётке радиатора. В пакет радиаторов (основного и кондиционера) летит не только грязь, но и камни. Закрывать его сеткой просто обязательно! Можете посмотреть на фотографию: радиатор уже имеет следы повреждений, скоро обязательно надо будет мыть пакет радиаторов (что само себе уже 4 800 рублей), а может, и готовиться к замене радиатора кондиционера.

DSC_1341

Во-вторых, Рапид поразительно толерантен к самостоятельной замене ламп в фарах и задних фонарях. Места много, доступ удобный, меняй — не хочу.

Что в итоге?

Я бы советовал очень тщательно подготовиться к покупке подержанного Рапида. И речь даже не идёт о версиях с мотором TSI и семиступенчатым DSG, это вообще отдельная песня. Пока Рапид новый – он неплох, это точно. А вот каким вы его найдёте на вторичном рынке – вопрос интересный.

И отчасти тут говорят своё слово достаточно высокие цены на запчасти для ТО. Многие пытаются на этом экономить больше, чем можно, поэтому можно встретить машины с китайскими тормозными дисками из сплава картона и фольги или с фильтрами очень уж сомнительного происхождения. Было бы неплохо вместе с машиной посмотреть и наряд-заказы на все проведённые работы. На всякий случай. Мало ли.

DSC_1367

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность «Дисконт Автосервису РОЛЬФ» и лично специалисту СТО Сергею Стружаку (СПб, ул. Савушкина, д.103, лит.Б, +7(812)3333-0-86)

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
11 комментариев
27.02.2017 21:55
diver.alex@mail.ru

Вот это ведрище с болтами!!! 2 года, 35 тыс км пробега и уже столько проблем... Еще одно подтверждение тому что поделки Фуфулвагена и компании надо обходить стороной.

12

27.02.2017 23:46
volegost@gmail.com

Скорее, подтверждение косячности калужской сборки. На расововерных ВАГах такого нет.

3

28.02.2017 03:36
diver.alex@mail.ru

Ну значит лоКАЛизация во всей красе...

2

28.02.2017 13:49
MLT

Конечно! Ведь коробки, амортизаторы и двигатели 1.2 собирают в Калуге! Сборкосексуалисты, когда вы уже поймете, что современные технологии производства автомобилей дошли до такой степени, что человек уже при желании не накосячит. Все огрехи - это неисправности оборудования, умышленное упрощение/удешевление технологий и лень ОТК.

8

28.02.2017 23:19
volegost@gmail.com

Ок, просто объясните, почему на машинах нормальной европейской сборки большинство косяков отсутствуют? Почему поло хэтч собран нормально, а с калужским седаном жопа? Почему те же поло и фабии с тем же 1.2 трёхцилиндровым приезжали из Европы с некислым пробегом и ещё пару сотен тут наматывали до возникновения каких-либо проблем? Перечислять могу долго, но боюсь, ваш межушный ганглий за раз столько не осилит.

З.Ы. вы отчего-то не замечаете, что перечисленные вами "неисправности оборудования, умышленное упрощение/удешевление технологий и лень ОТК" это и есть особенности локального производства.

9

27.02.2017 23:47
volegost@gmail.com

"Брембо" за 1,5 тыр это голимый китай. Нормальными будут АТЕ и TRW.

8

28.02.2017 20:51
kozhin_oleg

Не соглашусь с автором. Пробку нужно менять обязательно с кольцом, так как момент затяжки ни кто не отменял (у ВАГа все болты одноразовые) - если Вам интересно ехать на эвакуаторе обратно в сервис из за протекшего масла, в цену экономии 150 рублей - пожалуйста! На амортизаторах следы масла называется - запотевание, а не течь. Это как не странно у них является действительно нормой.

На самом ам безумно надёжный даже с автоматом.

9

13.03.2017 23:10
diver.alex@mail.ru

Очень верно подмечено что а ВАГа одноразовое практически все и моторы и коробки и болты и электрика и тормоза, а еще кривые прошивки ведущие к отказам тех же тормозов, коробок и т.д. Вот свежий пример про печально знаменитую ДСГ 7 которую якобы вылечили от проблем. https://www.kolesa.ru/news/skoda-obyavlyaet-o-dobrovolnom-otzyve-bolee-43-000-mashin-marki-v-rossii

1

24.07.2017 14:45
Term

Вот эта сухая ДСГ как раз изобретение шведов, нужно сказать им за это большое спасибо! Хорошо что на атмо 1.6 ставится ГТД Айзин.


11.03.2017 22:47
Игорь

Да уж и после такой статьи говорить, что машины ВАЗа - "ломучие ведра", как-то язык не поворачивается... Лады и половины описанных проблем за 35 тысяч км не принесут. Да уж, не верится, что это творение VAGa. :-((


09.10.2017 16:17
id107484047

за те же два года проехал 200 с лишним тыс км . Мотор немного другой -cfna (1,6)на ручке. Самая серьезная поломка за все время это треснувший выпускной коллектор,обошлось в 2-3 т р. Замена передних амортизаторов , ремень генератора, втулки стабилизатора ( это болезнь, стоит копейки) . Ну и сцепление уже мертвое , буду менять. По электрике менял только ближний свет раз пять и подсветку номера. Это все за 220000 км!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings