Слабоумие и отвага – о буднях мотожурналиста

Фото из архива автора и Kolesa.ru На портале Kolesa.ru уже не раз поднималась тема прелестей и недостатков работы автомобильным журналистом. Причем, мы уже выслушали версии, пришедшие с обеих сторон баррикад: как от лица журналиста, так и мнение читателя. Я читал и то, и другое с некоторой завистью. Ведь работа автомобильного журналиста – это так приятно и легко. Может, пора и мне перебраться в стан четырехколесных писак? Но я держу себя в руках и не поддаюсь минутным слабостям. У меня своя работа.

Я, конечно, и сам недалеко ушел. Занимаюсь примерно тем же, что и автомобильные коллеги, то есть «катаюсь на разных штуках с мотором и получаю за это деньги». Вот только в моем случае – это не автомобили. Я – мотожурналист. В мою компетенцию входит все, что нельзя назвать автомобилем. От скутеров и мотоциклов до снегоходов и персональных плавсредств, именуемых у нас гидроциклами. Таких, как я, – заметно меньше, чем автомобильщиков. В «тучные 2000-е», когда рекламный рынок цвел, пах и трещал по швам от денег, автомобильных изданий, бумажных и цифровых, народилось великое множество. Естественно, вместе с ними народилось несметное количество «автоэкспертов» разного уровня качества. Отчего и возникло к ним, и небезосновательно, весьма скептическое отношение у читающей публики. И как тут не вспомнить классика?

98bfcf78ee20041382a9da6949c180bd.jpg


Читатель, если хочешь присоединиться ко мне в поедании черной икры и распивании шампанского Krug – начни вести небольшую колонку про автомобили в каком-нибудь задрипанном журнальчике или газете. Автопроизводители затем начнут бороться за то, чтобы вы писали про их продукцию чаще, чем про другие машины. Именно они оплатят ваши билеты в первом классе, вертолеты и фуа-гра, отель Carlton и разъезды по Китаю. И, чтобы вы не забыли, с кем и куда летали, они дарят телефоны, портфели, кепки, виски, рыбу и т.д...

Джереми Кларксон, «Автомобили по Кларксону»

По большому счету, ситуация с мотоциклами не сильно отличается от автомобильной. Вот только производителей мототехники заметно меньше и мотоциклетных изданий тоже. Нас, мотожурналистов, и вовсе можно пересчитать по пальцам, и вопрос далеко не в том, что спрос на нас невелик.


fcdc53b538f64dc6c345fc95a7f6be5d.jpg


Как проходит обычный автомобильный тест, мы уже выяснили из материалов выше. Расскажу, как проходят обычные тесты мототехники.

Вариант первый: «домашний» тест на асфальте. Ты просыпаешься рано утром и смотришь в окно. Вполне вероятно, за окном будет светить солнышко и петь птички. Это значит – повезло. Однако может быть и наоборот – будет лить противный холодный дождь. Тем не менее, нужно собраться, надеть экипировку, взять под мышку шлем и отправиться на общественном транспорте в сторону офиса представительства той или иной техники, потому что на сегодня запланирован тест.

Холодно? Мокро? Ветер дует? Очень хорошо! График тестов никто не отменял, и пусть тебя никто не заставит кататься под дождем целый день, изучая «потребительские качества мотоцикла», добраться от места постоянной дислокации байка до собственного гаража или стоянки редакции нужно. Потом, правда, нужно будет два дня сушить мотоботы, но это уже никого не волнует.


3D6J1256.JPG


Кстати, завтра придется ехать в недосохших «тапках» на съемку, потому что обещали полдня без дождя и, вообще, фотограф в другой день не может. Однако далеко не всегда сырой экип – худшее из возможного. Ясное небо и «ласковое» солнце – далеко не всегда лучше. Это в новом BMW cедьмой серии сниматься комфортно в любую погоду. А в кожаном комбинезоне, застегнутом на все молнии, да в закрытом шлеме на 25-градусной (а может и выше) жаре торчать целый день – то еще испытание! А фотограф только знай покрикивает: «Давай еще один проезд, у меня не получилось!» Или: «Сейчас поедем еще пару точек сменим, мне тут не нравится». И ты, истекая потом, снова и снова дефилируешь перед ним со скоростью 30 км/ч, на которой ни одна из систем вентиляции экипировки не работает.

Или вот, например, еще одна прекрасная иллюстрация фразы: «Круто тебе – кататься на разных штуках и получать за это деньги». Тест внедорожной техники, разумеется, проходит вне дорог. Организаторы специально выбирают места поглуше, грязь пожирнее и комаров покровожаднее, ведь «полностью раскрыть потенциал» их квадроцикла можно только в «настоящем бездорожье»!



Ой, а что – сейчас апрель, и лужи еще покрыты коркой льда? Ну, бывает, у вас же работа такая! Как раз эту корку и нужно пробить квадроциклом и, облившись с головы до ног грязью из той же лужи, продолжить свой путь. А тут еще злобный фотограф со своим извечным: «Ух ты, как круто! Давай еще раз!»


2.jpg


Что там было у Кларксона? Фуа-гра и шампанское «Krug»? Нет, это в другой жизни! В болотах Тверской области или Карелии такого не подают – кейтеринговые службы еще не освоили вездеходы. Извольте, господа журналисты, армейский сухой паек и чай из термоса! Или водичку из ручья.

Перекусили? Едем дальше! У нас с вами сегодня еще полмиллиона грязных луж и километров сто пятьдесят бездорожья, после которых вас ждут пятизвездочные номера в деревянных избушках с нарами в два яруса, печкой на дровах и туалетом на улице. Иного в радиусе двух сотен километров не водится.


3.jpg



Было бы лукавством говорить о том, что такие дикие условия существования и работы мне не нравятся. Ведь именно благодаря таким выездам я увидел красоты горного Алтая, Кавказа, Урала… Кто-то платит за такой «экстрим» большие деньги… Но главная разница заключается в том, что зачастую у тебя нет выбора. Хочешь-не хочешь, а болото – вот оно, и тебе в него надо лезть. Фотограф ждет. Здесь ты себе не хозяин.

Конечно, совсем уж «экстрим» вроде описанного выше встречается не так уж часто. Обычно и гостиницы более-менее сносные (даже с горячей водой), и кормежка вполне съедобная и даже горячая. Однако и асфальтовые выезды в западном направлении несут в себе свой непередаваемый колорит.


a70500cd29a28a15b8dadb8890436ce7-995x0-90.jpg



Тест-пробег Москва – Хорватия – Москва, организованный несколько лет назад одним из производителей японской «четверки», обещал быть более чем приятным. Лето, море, солнце… Вот только график движения составили такой, что первые три дня нам пришлось проезжать по 1200 км в сутки, сумасшедшие серпантины Черногории мы проехали ночью без единой остановки, да и весь маршрут длиной почти 6000 км мы прошли чуть больше, чем за неделю. Море? Ах да!.. Один раз мы даже искупались!

Я напомню, что все эти чудесные приключения в обществе вечно ненасытного фотографа, оголтелых газельщиков и камазистов (в случае асфальта) или комаров и слепней (в случае бездорожья) не заканчиваются вместе с концом маршрута. Ведь нужно еще и материалы подготовить…

Есть, правда, одна возможность избежать Камазов, дорожной пыли, болотной грязи и комаров. Это тесты снегоходов. Чистый снежок где-нибудь в горах за полярным кругом, слоем в пару метров, морозец под двадцатку, а то и побольше – и полтора десятка разных моделей снегоходов, радостно сверкающих на стоянке пластиковыми боками.

В отличие от производителей автомобилей и мотоциклов снегоходчики выкатывают всю модельную линейку будущего года разом, поэтому моделей так много. В нашем распоряжении два-три дня, за которые каждый из нас должен откатать, отснять и, главное, запомнить-записать-зарисовать свои впечатления о КАЖДОЙ модели, чтобы через полгода, будущей осенью, выдать энное количество материалов о каждой новинке! А кому нужны тесты снегохода в марте или апреле? Сезонный фактор – еще одна особенность нашей работы.


8.jpg


Поэтому тесты снегоходов больше напоминают муравейник, а работа журналистов и фотографов больше похожа на жаркий ад среди снегов. На съемку одной машины или одного мотоцикла у хорошо «скатанной» пары журналист-фотограф уходит от трех часов до целого дня. Снегоходов может быть и десять, и пятнадцать. Журналистов – примерно столько же. Фотографов – максимум двое.

Несложно посчитать, сколько времени отводится на съемку каждого? А ведь еще нужно ехать по маршруту, ну или хотя бы добраться до места съемки. А еще снегоход имеет обыкновение застревать в глубоком снегу. Особенно в руках не очень опытных пилотов. Словом, такого ужаса, как «тест-драйв новой модельной линейки снегоходов», я, честно говоря, никому не стал бы желать.

И да. Горячий обед, шампанское и фуа-гра в лес на оленях не приводят. Задубевшая на морозе колбаса, сыр, сало, хлеб и чай из термоса. Это, кстати, отлично иллюстрирует и общий фон «продажности» мотожурналистов. Конечно, за краюху хлеба и кусок замерзшей колбасы мы все дружно «облизываем» производителей, ведь именно этим они нас и купили.




Кому-то покажется, что я пытаюсь изобразить «бедного родственника». Кто-то скажет: «Не нравится – уходи». Кто-то будет крутить пальцем у виска. И «любой дурак так сможет». Мой коллега в таком случае предлагает тем, кто «тоже сможет», ключи от тестового мотоцикла прямо сейчас, в обмен на статью прямо завтра. Мало кто соглашается.

Ну а я хочу сказать, что я люблю свою работу. Мне нравится мокнуть под дождем на мотоцикле, если того требует работа, мне нравится сидеть в грязи и ледяных лужах ради красивого кадра и выкапывать в сотый раз снегоход, засевший в снегу.


5.jpg



Мне платят совсем немного. Слишком малы аудитории моих статей по сравнению с автомобильными темами, а, значит, и рекламный бюджет, привлеченный моим контентом, будет сильно меньше, чем у авто-коллег – таковы реалии медиа-бизнеса.

Зато я побывал в Хибинах и на Памире, на Урале и Алтае, я пересек на гидроцикле Байкал и не понаслышке знаю, что Черногория действительно состоит из черных гор и серпантина у их подножья, потому что был там ночью. Я видел Камчатку, Заполярье и субтропики, я гонял на мотоцикле по Майорке и Калифорнии.

И каждый раз, отогревая онемевшие от мороза пальцы, сидя в сугробе рядом с застрявшим снегоходом или вдыхая выхлоп КАМАЗа, сидя на поганом китайском мопеде, который не может его обогнать, я вспоминаю теплое солнце Лос-Анджелеса и величие вулкана Горелый, где я сидел, свесив ножки в кратер, и знаю, что у меня самая лучшая работа в мире.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
01.07.2015 23:28
Viacheslav Varenov

Истину глаголишь, Паша! Ты еще забыл сказать, что автожурналисты на тесты ездят вообще без всякой поклажи, а мы - с баулом тяжеленного шмурдяка (это помимо шлема). Который, как ты верно заметил, имеет обыкновение очень долго сохнуть:) Но всё же это действительно здОрово!


01.07.2015 23:28
Viacheslav Varenov

Истину глаголишь, Паша! Ты еще забыл сказать, что автожурналисты на тесты ездят вообще без всякой поклажи, а мы - с баулом тяжеленного шмурдяка (это помимо шлема). Который, как ты верно заметил, имеет обыкновение очень долго сохнуть:) Но всё же это действительно здОрово!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings