Термобрелок, тюнинг аккумулятора и альтернатива глотанию бензина: гаджеты советских автолюбителей

6752 2
«Колеса» продолжают рассказывать вам об интересных автомобильных гаджетах советской эпохи, когда вместо изобретательного «Алиэкспресса» царствовал вездесущий дефицит и промышленная убогость. В этом выпуске – устройство для открывания дверей машины зимой, средство контроля за аккумулятором и странноватый насос для перекачки топлива.
 

Устройство для отогрева замерзших замков

До эпохи распространения сигнализаций с центральным замком классические советские Москвичи, Жигули и Волги в большинстве случаев запирались ключом вручную, а смонтированная на двери личинка замка легко заливалась водой осадков и брызг из под колес. Ночью прихватил морозец – и ключ в скважину уже не лезет, а если и лезет, то не проворачивается… В 90-е же, когда массовым стало воровство бензина из баков по ночам, многие обзавелись пробками бензобака, запираемыми ключиком – и проблема, разумеется, коснулась и этих пробок. Но, безусловно, замерзание личинок — не самая страшная неприятность, тем более для наших рукастых предков! Тем не менее, любителям максимального комфорта и упрощения жизни магазины предлагали любопытный гаджет, именуемый «Комбинированный прибор автолюбителя «Сулак», названный, видимо, в честь реки на Кавказе, характерной обилием гидроэлектростанций.

002
Приборчик имел вид крупного брелока (правда, без возможности подвеса на связку ключей) и обладал забавным набором функций. Первая и основная – это, разумеется, отогрев замерзших замков в машине. Внутри гаджета устанавливались две пальчиковые батарейки, а снаружи имелась кнопка-движок. Перемещая кнопку вдоль по корпусу, вы выдвигали из устройства плоский нагревательный стержень. Примерно за 30 секунд стержень набирал температуру около 50 градусов. Вставив его затем в личинку замка, можно было растопить лед, удерживающий штифты и цилиндр.

003

Вторая функция «Сулака» — фонарик. Простейший, без рефлектора – из корпуса виднелась только колба 2,5-вольтовой лампочки. Для ее включения служила отдельная кнопочка без фиксации. Яркости такого фонарика было вполне достаточно, чтобы подсветить ту же скважину, найти упавшую под ноги в салоне авто мелочь и так далее. Ну и третья фишка – универсальность по-советски, как она есть! При необходимости гаджет мог служить… простейшим тестером целостности электрических цепей. В комплекте к нему шел щуп с проводом, а на корпусе имелся внешний разъем для него. При подключении щупа прибор становился последовательно соединенными батарейкой и лампочкой, которая загоралась, если исследуемая цепь проводила ток между точками касания нагревательным стержнем и щупом.

004 005

 006-3

Откровенно говоря, функция прозвонки в «Сулаке» явно была лишней, ибо сопливый проводок-щуп и контачил плоховато без толковой фиксации, и терялся постоянно. А вот разморозка и подсветка – в самый раз! Вот только одна проблема сводила на нет все достоинства…

Сейчас уже не все помнят, что в СССР пальчиковые батарейки АА были мало распространены, в отличие от батарей D-типа — 4,5-вольтовых «квадратных» и 9-вольтовых «крон». А если их удавалось купить, оказывались они, разумеется, не щелочными, а солевыми – с малой емкостью и слабой токоодачей. И хватало этих дефицитных батареек в режиме нагревателя (главном для этого гаджета!), по-большому счету, на один раз…

Аккумуляторные пробки-ареометры

В советские годы стартерные аккумуляторы были страшным дефицитом, и дабы увеличить срок их службы, ареометр для контроля состояния батареи имели многие достигшие технического просветления автомобилисты. С годами батареи стали доступнее, и камлание с бубнами вокруг них забылось. А упрощенный ареометр сегодня штатно встраивается внутрь аккумулятора в виде небольшого окошечка-глазка.

Впрочем, те, кто думает, что интегрированный ареометр являлся признаком современных импортных батарей с 90-х годов, сильно ошибается! Индикаторы такого типа имелись на советских аккумуляторах и в 80-х, и в 70-х! Только знали о них не все, ибо были они элементом «тюнинга», а не штатной комплектации…  

Устройство под названием «Пробка-сигнализатор аккумуляторная» выпускалось промышленными мастерскими Клинского общества охотников и рыболовов (!) и продавалось в комплекте из шести штук – по числу отсеков стандартного автомобильного 12-вольтового аккумулятора. Старые аккумуляторы типа 6СТ-55 имели отдельные пробки на каждой из шести своих банок — штатные пробки предлагалось заменить на сигнализаторные: выкрутить родные и вкрутить «кооперативные».  

007

Каждая пробка-сигнализатор представляла собой упрощенный ареометр, причем сдвоенный! Под прозрачной крышечкой торчали два штырька – красный и зеленый. Первый показывал плотность – условную, разумеется. Полностью торчащий – плотность в норме: 1,27. Понизился или утонул – плотность упала. Зеленый же отвечал за уровень; если понизился — нужно долить дистиллированной воды! Мы проверили ретро-гаджет в стаканчиках с электролитом разной плотности, которую параллельно замеряли ареометром традиционной конструкции, и пробки показали достаточную для оперативного контроля банок точность!

008

009  

010

Назвать такой аксессуар остро необходимым для каждого автовладельца даже в советское время с его аккумуляторным дефицитом можно едва ли… Впрочем, нужно отметить тот факт, что по сравнению с современными «глазками» в батареях советские индикаторные пробки были реально информативными! Дело в том, что встроенный «глазок» показывает плотность и уровень только в одной банке из шести, а про остальные пять он ничего не знает. «Тюнинговые» же пробки позволяли прямо, а не косвенно мониторить состояние всей АКБ в режиме реального времени.

Устройство для перекачивания топлива

 В те далекие времена, когда песенка мультипликационного щенка «Я обижен злой судьбой, ах, зачем я голубой?» воспринималась по-детски мило, термин «подсосать» был знаком почти каждому автолюбителю и не порождал скабрезный хохот… Ввиду низкой плотности сети бензоколонок, а также отсутствующего порой на них топлива, большинство автовладельцев в совершенстве владело техникой «подсасывания», переливая бензин в обсохший бак из другого автомобиля или из заранее сделанного запаса в канистре, заправляя мопеды и прочую бензотехнику.

Для тех же, кто не достиг вершин в бензиновом дзене и устал отплевываться от топливной вони, предназначались старые добрые шланги с «грушами» и такие странноватые гаджеты, как найденный нами на пыльной гаражной антресоли «Бензосифон БС-12». Сие изделие производилось Юго-Камским машиностроительным заводом им. Лепсе – предприятием, основанным в 1746 (!) году, известным в СССР как производитель нефтепромыслового оборудования и уничтоженным «эффективными менеджерами» в 2000-х…

011

Прибор представляет собой топливный шланг с натянутым на его конец поршнем с отверстием, а также пластиковый стакан, открытый с одной стороны и глухой с противоположной. Свободный конец шланга опускался в донорскую емкость с топливом, а противоположный, с надетым на него поршнем, направлялся в горловину второй емкости, расположенной уровнем ниже. Затем стакан резко сдергивался с поршня, создавая разрежение и имитируя подсос шланга ртом. Дальше топливо уже лилось самотеком, а водитель избавлялся от риска получить бензиновую отрыжку а-ля выхлоп старого сельского автобуса…

012

Конструкция устройства примитивная, но, как показал наш экспресс-тест, вполне работоспособная. Впрочем, ей не сравниться по удобству с более традиционным топливным шлангом с грушей, так что «Бензосифон БС-12» все же стоит отнести к ведомству автомобильно-коммерческих курьезов, вызванных переориентацией индустриальных заводов на товары народного потребления – имевших, однако, некоторый успех у покупателей на почве тотального советского дефицита…
<table=»no-border»>

013014

015 

Поделиться: Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Пробки-индикаторы и всевозможные похожие устройства для перекачки топлива до сих пор встречаются в продаже, причём вторые у нас продаются повсеместно. Грелка для замков попадается в современном китайском исполнении, ествесственно, совмещена с фонариком.

Евгений Балабас

Пробок-индикаторов в продаже давно нет (к сожалению, или к счастью - не знаю...) ибо их банально некуда вкручивать. Аккумуляторов с внешними пробками давно не выпускают...
Грелку для замков выпускают китайцы в ассортименте, тут соглашусь полностью.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Новое наказание для пьяных и сбежавших виновников смертельных ДТП: что изменится с 28 июня

С 28 июня вступает в силу Федеральный закон № 146 от 17.06.2019 года, ужесточающий ответственность для нетрезвых виновников ДТП с погибшими и пострадавшими, а также тех, кто после совершения такого ДТП скрылся с места…

295 0 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Suzuki SX4 или Mitsubishi ASX?

Сотни тысяч российских автомобилистов ежегодно приобретают компактные кроссоверы, отдавая им предпочтение благодаря удачному сочетанию цены, габаритов, практичности и оснащения. Не так давно мы предлагали вам парочку…

1376 2 11
Статьи / Практика
Турбонаддув из вентилятора и фейк-сигнализация: 5 самых бесполезных автогаджетов с AliExpress

Китайские интернет-магазины предлагают достаточно много полезных аксессуаров для автомобиля, но не меньше там и откровенного хлама, способного вызвать разве что обильную фрустрацию. Вот пятерка самых нелепых и…

1956 3 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

1160 1 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: труднодоступный генератор и ломкий пластик снаружи и внутри

Эта Фиеста предлагалась по цене, сопоставимой, а иногда и более высокой, чем просили за куда более крупный и практичный Фокус, поэтому машин в России продано немного. И все же в пятом поколении Фиеста остается наиболее…

1109 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

2966 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

79108 30 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

50027 31 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

39217 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

36769 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24509 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6920 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60783 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16653 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15649 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

110187 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77578 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

64422 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?