«Вебасто из СССР»: как работает печка-автономка от ЗАЗ и чем она может быть полезна сегодня

«Вебасто из СССР»: как работает печка-автономка от ЗАЗ и чем она может быть полезна сегодня

«Ушастые» и «Горбатые» уже почти все сгнили, а вот печки от них продолжают жить и греть! Нештатное использование и «тюнинг» бензиновых отопителей от «Запорожца» – весьма массовое явление в отечественном автомире «лоукост-категории» и редкий пример того, как отдельная запчасть пережила сам автомобиль, в который устанавливалась.

Мы нечасто публикуем статьи по каким-то самоделкам – все же для них есть более узкоспециализированные издания. Но иногда такое случается в особо интересных случаях!

Cама конструкция бензиновой/дизельной печки косвенного нагрева (где топливо сгорает внутри котла-теплообменника, который обдувается снаружи вентилятором для получения потока горячего воздуха) – не изобретение лидирующих в этой сфере компаний типа Webasto или Eberspacher, она существовала задолго до их появления. Немцы просто довели хорошо известную схему до совершенства в мелочах и обвесили различной сервисной электроникой.

В СССР же долгие годы был в ходу свой «эбершпехер» в виде отопительной установки нашей самой знаменитой машины с мотором воздушного охлаждения – «Запорожца». Как «горбатого» ЗАЗ-965, так и «ушастого» ЗАЗ-968. Рубашка из горячего антифриза вокруг мотора «Запора» отсутствовала, и брать попутное тепло было неоткуда. Поэтому заводчанам пришлось оформить печку в виде полностью самостоятельного устройства, независимого от двигателя. Решение вполне типичное для своих лет: такие же автономные бензиновые печки были и в других машинах с двигателями-воздушниками – и в буржуйских Порше, и в соцлагерных Татрах.

Что интересно, в «ушастом» ЗАЗ-968 эта печка стояла впереди (то есть, в переднем багажнике) и обогревала только салон. А вот в более старом ЗАЗ-965 она располагалась сзади, в моторном отсеке рядом с двигателем, и имела отдельный патрубок, из которого горячий воздух направлялся на верхний кожух двигателя – в мороз печка выполняла роль предпускового подогревателя!

Эта же печка производства Шадринского автоагрегатного завода ШААЗ использовалась на значительно менее распространенных ЛуАЗах, а также на разной строительной и специализированной технике, зачастую бензиновых моторов не имеющей в принципе – например, на башенных кранах или в разного рода управляющих кабинах.

Ну и, как это часто бывает, имел место массовый курьез. На своем родном месте печка ШААЗ вызывала потоки ненависти от запороводителей, а вот будучи извлеченной из «ушастого», имела популярность и спрос, не снижающийся и поныне, даже в XXI веке. Почему так происходило?

У «ЗАЗопечки» имелся ряд неприятных особенностей. Во-первых, топлива она жрала очень много, почти как основной двигатель машины. Во-вторых, поджиг бензина осуществлялся в ней свечой накаливания, которая потребляла более полутора десятков ампер тока и при коротких поездках быстро разряжала аккумулятор даже при вполне исправном генераторе. В-третьих, печка была очень шумной – рев воздуха и свист подшипников мотора могли заглушить даже основной мотор. Ну и, наконец, особенность народного мышления почему-то исключала печку из числа узлов, требующих обслуживания, в результате чего у многих она была постоянно забитой сажей, плохо греющей, нестабильно запускающейся и смердящей бензином в салон. Что не способствовало любви ни к печке в частности, ни к «Запорам» в целом. Кстати, между делом, стоит пояснить для поколения ТикТока – эта культовая машина из анекдотов всегда называлась «зАпор», с ударением на «а». А не «запОр», как почему-то многим кажется.

В итоге среди рукастых автовладельцев стало популярным переводить запоровскую печку на газовое питание и искровое зажигание. Это позволяло ей запускаться практически мгновенно, работать экономично, не издавать неприятного запаха и потреблять на поджиг 1 ампер тока вместо 16. После такой «реновации» печка ШААЗ успешно работала и в самих «Запорожцах», где пятилитрового баллона с жидким пропаном хватало чуть ли не на всю зиму, и на отоплении гаражей, и в самой разной иной технике – ценители «русской вебасты» отапливают ей фургоны, грузовики, автодома и тому подобные транспортные средства и прицепы.

Безусловно, этот вариант подходит лишь тем, кто готов к некоторым слесарным и электромонтажным работам. Однако за переделку запоровских печек сегодня активно берутся даже дилетанты – инструкций в интернете масса, а стоимость печки от 500 до 1500 рублей окупает усилия, поскольку даже безымянные китайские клоны немецких автономок требуют от 10-12 тысяч рублей.

В своем штатном виде печка включает в себя котел, «карбюратор», нагнетательную турбинку, кожухи для подключения к системе воздуховодов машины:

Собственно, с кожухов многие и начинают переделку и попутный капремонт печки – их часто просто выкидывают целиком, ибо в изначальном виде они оптимизированы для «Запорожца» и при использовании отопителя вне его практически бессмысленны.

Основа всей печки – котел-теплообменник из нержавейки. Внутрь него впрыскивается бензин, вдувается воздух для горения, а наружу отводится выхлоп – через крупный патрубок с массивным фланцем под болты (на фото он сверху). Котел засунут в хлипковатый кожух – крашеную термостойкой серебрянкой трубу из жести типа кровельной.

За питание печки отвечает «карбюратор», очень похожий на настоящий карбюратор – с поплавковой камерой, иглой, жиклером и даже встроенным электромагнитным клапаном, перекрывающим подачу бензина, когда печка выключалась. Почему в кавычках? Да потому что, собственно, карбюратор занимается в первую очередь приготовлением топливо-воздушной смеси, а «карбюратор» печки ШААЗ подавал в нее лишь топливо и миксованием его с воздухом не занимался. Поэтому его правильнее назвать дозатором бензина, а не карбюратором.

Строго говоря, при переводе печки на газ этот «карбюратор» абсолютно не нужен – его можно открутить и отправить в утиль целиком. А дозатором питания для печки в переделанном на газ варианте служит жиклер (любого вида втулочка) с отверстием 0,8-1,0 мм – не штатный жиклер «карбюратора», а самодельный – изготовленный с нуля, подходящий или рассверленный, взятый от какого-то карбюратора от двигателя. В каком месте тракта питания будет стоять этот жиклер – непринципиально. Хоть непосредственно в штуцере, выходящем из печки, хоть в любой точке резинового газового шланга. Можно даже запаять 100-ваттным паяльником наглухо подводящую трубку питания, а затем просверлить в пробке из припоя отверстие тонким сверлом 0,8-1,0 мм.

Турбинка-нагнетатель в ШААЗе – спаренная: на оси моторчика установлены две различные крыльчатки.

Первая – металлическая (слева) – работает в горячей зоне. Она вставляется при сборке печки в полость камеры сгорания и нагнетает в нее воздух для горения топлива, который засасывается через боковой патрубок (на фото сверху). Затем этот воздух выходит наружу в виде выхлопных газов.

Вторая крыльчатка (справа) – пластиковая, более крупная, и она занимается продувкой воздуха по внешней поверхности раскаленного котла и снятием тепла – этот воздух как раз и идет в салон автомобиля. Потоки от двух крыльчаток разделены и не смешиваются.

Особенность моторчика печки ШААЗ – в его низкой эффективности из-за маленькой крыльчатки коаксиальной конструкции (как в свое время уступал коаксиальный вентилятор печки ВАЗ 2101-07 центробежному вентилятору ВАЗ 2108-99), шумности и склонности умирать из-за закисания бронзо-графитовых втулок, в которых вращался ротор. Причем, несмотря на малую эффективность продувки, ревел и завывал он, даже свежий и исправный, вполне по-взрослому…

Любопытный элемент печки – термовыключатель: мощная кнопка-«микрик» с контактной «тройкой». Кнопка закреплялась в кронштейне с торчащей из него заглушенной на конце длинной металлической трубкой. Когда термовыключатель смонтирован с помощью накидной гайки на своем рабочем месте, эта трубка находится в камере сгорания, в самом пламени. Внутри же трубки – тонкий кварцевый стержень, который при удлинении трубки от разогрева перемещался на пару миллиметров, коммутируя кнопку.

Через этот термовыключатель в ШААЗе штатно подключены свеча накаливания и двигатель нагнетателя. После того как внутри котла устанавливалось устойчивое горение, термовыключатель автоматически обесточивал свечу накала, и далее горение было самоподдерживающимся. А после выключения печки термовыключатель еще некоторое время до своего остывания подавал питание на вентилятор – для дожигания остатков топлива, продувки и охлаждения котла.

При переделке печки на газ и на искровое воспламенение термовыключатель иногда сохраняют, иногда не используют. Отключать искровую свечу, в отличие от свечи накаливания, с помощью него не нужно – хотя газ также прекрасно может гореть сам по себе, надежнее, когда искра будет на электродах свечи постоянно. Если по какой-то причине факел погаснет, он мгновенно вспыхнет снова. А потребление тока у искрового поджига – ничтожное. Если штатный термовыключатель оставляют, то в качестве таймера для обеспечения продувки котла после выключения и для управления газовым электроклапаном (о нем будет ниже).

В любом случае, если штатный термовыключатель не используется, он должен либо стоять на своем законном месте неподключенным, либо вместо него необходимо подобрать какую-то заглушку. Ибо его отсутствие создает дыру в камере сгорания.

Родная свеча накаливания для воспламенения бензина называется СЗ65А, и она, как ни странно, еще производится и может быть приобретена. На каждом углу ее, разумеется, уже не найдешь, но в крупных магазинах автозапчастей она попадается рублей по 350-400.

Свеча устанавливается в камеру сгорания через медную шайбу и прижимается накидной фланцевой гайкой. Пропан она воспламенить не в состоянии, и при переводе печки на газовое питание штатная свеча полностью отправляется в утиль – сохранить нужно только крепежную накидную гайку и (иногда) – съемный кожух от свечи накаливания с прорезями, защищающий спираль.

Собственно, готовую свечу для искрового поджига, которую можно было бы просто закрутить «bolt-on» вместо свечи накаливания, искать в магазине не стоит – свечей с такой резьбой нет в природе. Их делают кустарно из обычных автомобильных свечей – без каких-либо проблем подойдет и уже работавшая, неновая.

 Если используется современная компактная и тонкая свеча под ключ на 16, то ее металлическую шестигранную часть слегка обтачивают, чтобы она прошла в отверстие посадочного места, а длины резьбовой части штатной накидной гайки хватило бы, чтобы закрепить свечку.

Если используется свеча с классическими размерами под ключ на 21, то ее металлическую часть может и не получиться обточить – диаметр и высота еще не приблизятся к необходимым, а резец, напильник или болгарка уже дойдут до толстой керамической части. В этом случае можно срезать металлические элементы со свечи полностью, укоротить часть керамического изолятора, укоротить слегка центральный электрод, а его кончик загнуть вбок. На такую «свечу» надевается съемный кожух от родной свечи накаливания (служащий как для центровки и выступающий в качестве бокового электрода), и этот «франкенштейн» ставится на штатное место через родную же медную прокладку. Вполне работоспособный вариант.

В качестве источника искры высокого напряжения самодельщики используют разные варианты. Самый простой несложно найти в массе отчетов по переделке ШААЗовской печки – примитивный генератор импульсов из обычного 5-контактного автомобильного реле, которое коммутирует обычную автомобильную катушку зажигания. Вариант вполне работоспособный, но ненадежный и шумный. К катушке по надежности вопросов нет, а вот реле в режиме непрерывного «треска» работает не слишком долго.

Также распространен вариант искрогенератора из обычного коммутатора от карбюраторных переднеприводных ВАЗов в тандеме с блоком аварийного зажигания «АЗ-1». Вариант вполне надежный, хотя и громоздкий. А кто дружит с паяльником, делает простейший самодельный электронный генератор, коммутирующий катушку:

Собственно, после изготовления искрового зажигания остается подключить к печке газ. От обычного перезаправляемого пропанового баллона с редуктором любой емкости – годится и мобильный 5-литровый, и стационарный 50-литровый. Одни самодельщики подают газ в печку напрямую от баллона, отворачивая вентиль на нем, а другие – через нормально закрытый электроклапан от автомобильного газового оборудования, включенный в тракт после вентиля на баллоне. Разницы в конечном результате нет – просто электроклапан последовательно с ручным вентилем не делает использование печки чуть более безопасным, если он включается через вышеупоминаемый термовыключатель. В этом случае газ будет перекрыт при остывании термовыключателя, когда вдруг печка по какой-то причине погасла.

Тем не менее критически необходимым газовый клапан не является. Главное, строго соблюдать последовательность пуска и выключения печки. Сперва включается моторчик-нагнетатель воздуха и искрогенератор (одной общей кнопкой), а затем подается газ – поворотом вентиля и открытием электроклапана либо просто поворотом вентиля, если клапан не используется. Последовательность именно такая – не наоборот, что чревато взрывом переполненного газом котла (с выбросом сажи в легком варианте, а то и с разрушением целостности котла!).

Выключение происходит в обратном порядке. Сперва перекрывается газ, а затем (спустя примерно пять минут), выключается вентилятор-нагнетатель. Эта задержка нужна, чтобы выгнать остатки несгоревшего газа и остудить раскаленный котел.

Чтобы устранить человеческий фактор в алгоритме пуска и выключения печки, часто самодельщики делают простейшую релейную схему, не позволяющую перепутать последовательность действий и обеспечивающую автоматическую задержку на продувку – либо с помощью штатного термовыключателя, либо на разных копеечных таймерах с Алиэкспресс.

Ну и подытожить можно традиционными рекомендациями аккуратности и осторожности! Газ – вещь не страшная, как многие ошибочно считают, но лишь при тщательности в подходе и внимательности!

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
10 комментариев
14.01.2022 08:12
Papirus (@sc_1968)

Автор забыл упомянуть о том, сколько Запоров сгорело из-за этой печки.
И, кстати, зАпором никогда его не называли, может это какое то местечковое наречие, ударение на О было и есть. Чаще называли Жопиком, горбатым, ушастым - в зависимости от модели.


17.01.2022 20:30
Виталий

Может в каком-то местечковом жаргоне отсутствует "зАпор", но вообще его так и называли.


28.10.2024 03:10
Biggi_2006

нисколько.. горели не из за печки, а из за утечек бензина..


14.01.2022 13:08
Anatoly Gagin

Искровое зажигание? Насколько выгодно при бензине. На разогрев свечи надо порядка одной минуты, с запасом) и секунд десять, пятнадцать на переход в рабочий режим. котором отключается свеча и остаётся лишь моторчик. Потери от аккумулятора минимальны при работающем генераторе. А в искровом зажигании на искру постоянно требуется расход на схему искры и при длительной работе тратиться электроэнергии не меньше, а то и больше. По это причине так и не поменял принцип зажигания, хотя всё давно готово. А насчёт пожаров от неё, следить надо хоть иногда. Искровое зажигание оправдывает себя тогда, когда есть схема поддержки заданной температуры, включения и выключения печки в авторежиме, тогда да. Тоже давно готова, поставить всё некогда. Так и езжу на своём старичке. Летает, благодаря доработкам вокруг двигателя. Более комфортные условия для работы всё того же двигателя. Прекрасная машинка. Теплозвукоизоляция - тепло и тихо салоне.

1

14.01.2022 16:29
Евгений Балабас

"... А в искровом зажигании на искру постоянно требуется расход на схему искры и при длительной работе тратиться электроэнергии не меньше, а то и больше. ..."

Приведенная выше схема искрового зажигания потребляет порядка 300 мА тока. Это 15% от тока потребления моторчика нагнетателя, берущего около 2 ампер, пренебрежимо мало.


14.01.2022 18:40
Кот Бегемот

печка от Запора всё же слабовата, ей соответствует ШААЗовская модель общего назначения О-15. у них всего лишь 2,5 кВт тепловой мощи. по этой причине я в свою Буханку установил О-30, у которой уже 3,5 кВт. с помощью Али и собственных знаний, спроектировал автоматику и перевёл на газ. сейчас это достаточно продвинутая система с автоматическим поддержанием температуры и дистанционным управлением. как говорится - не нарадуюсь. температура внутри стабильно 20 градусов и не зависит от температуры за бортом. проверено в течение десяти лет. безопасность достаточно высокая, расход газа не большой. баллона 12 л хватает на весь зимний сезон по 2-3 раза в неделю по несколько часов работы

3

24.01.2022 11:25
cevin@yandex.ru

Турбина не может никуда дуть (нагнетать) в принципе. Это устройство для отбора энергии у газа. Обычно турбина играет роль привода. А чтобы нагнетать, надо энергию газу придавать, т.е. нужен компрессор (вентилятор, насос, нагнетатель и т.п. - это уже вариации).

1

14.02.2022 17:54
Евгений

Я отьездил 30 лет на запорожцах .из ни лет 10 на горбатом -заз 965. ездил на работу каждый день за 50 км зимой в мороз и летом в жару. Отопители у меня всегда работали отлично. На горбатом его вообще у меня сначала не было.я его собрал из нескольких штук. только сделал отдельный 2х литровый бачок для топлива и краник от мотоцикла. Зимой в горбатом езди в рубашке. Всегда отлично работал отопитель.Но тут справедливости надо отметить что этим отопителем надо периодически заниматься. подянуть хомутики. промыть и продуть дозатор топлива. подрегулировать температурный переключатель и тд. Надо понять принцип его работы .Тогда и проблем не будет. Если сравнивать с обычным автомобильным отопителем типа радиатор-вентилятор . то конечно это проще и ничего знать и уметь не надо. а запорожский отопитель это отдельно автономно работающий агрегат который в умелых руках и грамотной головой будет вам служить очень и очень хорошо и долго. что касаетс басней что он жрет не мерено-лож., я с одним 2х литровым бачком целый день катался и еще бензин в нем оставался на следующий день.а вот если вы иголочкой наковыряли жиклер в дозаторе . то тогда конечно будет жрать бензин. что касается накальной свечи то она включается буквально на 15-20 секунд при розжиге отопителя.после того как бензин загорелся то температурный переключатель эту накальную свечу отключает и работает только э. вентилятор и катушка диафрагменного насоса.Да и та работает при правильной регулировке не чаще 4х раз в минуту по 1 секунде. Так что аккумулятор отопитель не высаживал , это бред.


28.10.2024 03:09
Biggi_2006

Вообще эксплуатирую подобную на буханке на газе и с накальной свечой.. Вполне себе пропан от накальной свечи воспламеняется.. Можно конечно и с искровой, но я не ставил цели сильно менять конструкцию. Нужна при прогреве салона в сильные морозы, когда ждать разогрева штатной печки нужно минут 40.. Один минус - сам по себе газ не очень хорошо при минусовой температуре испаряется.. а точнее пропан-бутан немного бесполезен, если не вносить баллон с тепла.. Ну и кроме того, при низких температурах испаряется пропан, в балоне постепенно остается один бутан, температура кипения которого выше 0.. и вместо горения начинаются плевки пламени..


20.11.2025 02:21
alni

Прочитал опасную ересь. До половины, потом достаточно было комиксов. Не жрала печка как двигатель, расход соответствовал описанию около 0,7л в час. Ток 18А она не потребляет все время, а только две-три минуты от начала накаливания до разгорания топки. Искровой поджиг опасен и не соответствует принципу конструкции. Спираль свечи накаливания служит при работе испарителем и источником повторного поджига. Вентиляторы шумноваты но не на столько чтобы перекрывать шум мотора, как обычный отопитель в режиме средних оборотов, тембр несколько выше. Из недочетов при очень сильных порывах ветра вбок, именно при перепадах давления, срыв пламени и остывание отопителя. Лишний бензин капает в теплую камеру сгорания и сливается в дренажную трубку. Его не много, но возможно появление запаха бензинаина некоторое время. Запускается отопитель на стоянке и в движении без сбоев. После выключения дожиг и продув до остывания(уходишь от авто печка еще минуту жужжит). Место основных сбоев бензонасос. Ругилировать надо чтобы при пустой магистрали работал вхолостую с частотой около 15 Герц. Остальные приборы почти не нуждаются в обслуживании длительное время. Срабатывание основного датчика(термо) происходит примерно через минуту после начала горения. Так и нужно его отрегулировать один раз и в дальнейшем наблюдение за работой системы, (погасанием контрольной лампы с отключением свечи накала) не представляет никакой сложности. Искровой поджиг очень не советую, вот где опасность вероятно и вызывающая случавшиеся пожары. При питании газом может быть и допустимо искровое зажигание но тело накала легкое(малой теплоемкости и жаропрочное) в камере сгорания должно присутствовать, спираль или пластина или трубка. Про сгорании бензина, с поддувом воздухом как здесь, угарный газ не образуется, окислы азота тоже(мала температура) так что экологитики могут успокоиться. Основная опасность только пары топлива. При нормальной работе прибора она минимальна.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings