Все подробности о выпуске Lada Vesta и X-Ray в Казахстане

В ноябре 2013 года АО "Азия Авто" начало в Казахстане строительство нового завода для выпуска новейших моделей Lada. Мы разузнали, как обстоят дела с новым заводом сейчас, а также что выпускается и планируется к выпуску на уже действующих мощностях.

Что такое "Азия Авто"

История "Азия Авто" началась с вазовской Lada 4x4 – внедорожники этой модели методом крупноузловой сборки производили в Усть-Каменогорске с 2003 года. Позднее к Ладам присоединились автомобили других марок — в Казахстане собирают почти всю модельную линейку брендов Skoda, Kia и Chevrolet. Порядка 85% машин в республике выпущены на "Азия Авто". За более чем 10 лет внедорожник Lada 4x4 был выпущен тиражом порядка 35 000 экземпляров.

В марте 2014 года в СМИ появились сообщения о том, что сборка Lada 4x4 будет прекращена, и хотя по факту модель собирали до осени 2014-го, и она даже успела стать юбилейным, 100-тысячным автомобилем предприятия, в конце года сборку всё же действительно свернули. Официальная причина – высвобождение площадей под новые модели. Какие именно, тогда не уточнялось, однако многие говорили, что это будет Lada – уже тогда было понятно, что в АО "Азия Авто" пошли по пути укрепления связей с АВТОВАЗом. Не случайно, ведь с августа 2013 года Волжский автозавод стал владельцем 25% акций компании.

1.JPG

На фото: административный корпус "Азия Авто"


Ставка делалась уже не только на действующие мощности — в ноябре 2013 года был торжественно заложен первый камень в фундамент завода по выпуску автомобилей и комплектующих, с выходом на проектную годовую мощностью в 120 000 автомобилей к 2020 году, причем порядка 70 000 из собранных машин предполагалось экспортировать в Россию.

Предприятие задумывалось уже как завод полного цикла, со сваркой и окраской кузовов, сборкой машин и выпуском автокомпонентов. Было озвучено, что первыми моделями будут Lada Granta и Kalina. А через месяц, в декабре 2013 года, директор АО "Азия Авто" Ержан Манидев заявил, что третьей моделью станет... новая Lada 4x4! Впрочем, тогда предполагалось, что новое поколение внедорожника появится в 2017 году... К следующему году появились планы с большей претензией на воплощение — в сентябре 2014 года Бу Андерссон объявил, что на площадях будущего завода в Усть-Каменогорске будут собирать Lada Vesta, в дополнение к объемам, собираемым в Ижевске.

Ну а что же происходит на производственных мощностях АО "Азия Авто" сейчас? И как идет строительство нового завода? Спешим заполнить информационный вакуум.


2.JPG

На фото: общий вид строительного городка


Действующие мощности

Как рассказали редакции Kolesa.ru в АО "Азия Авто", сейчас компания ведет с АВТОВАЗом преговоры о возобновлении крупноузловой сборки (или SKD-сборки) внедорожника Lada 4x4, но уже в варианте Urban, на так называемой старой территории ОА "Азия-Авто", той самой, на которой в 2003 году и начали впервые для предприятия собирать Lada 4x4. Кроме того, представители казахстанской компании пытаются договориться о мелкоузловой (или MKD) сборке на этих же, уже действующих площадях, моделей Lada Priora, Lada Granta и (внимание!) Lada Vesta.

Сообщения о планирующейся сборке в Казахстане сборки Приоры уже мелькали в марте 2015 года в региональных казахстанских изданиях, однако представители АВТОВАЗа в беседе с Kolesa.ru эту информацию не подтвердили. Что касается перспективных Весты и Икс-Рея, равно как и уже серийных Гранты и Калины, то такие планы действительно озвучивались ранее и подтверждаются АВТОВАЗом сейчас, однако предполагалось, что эти модели попадут уже на новый конвейер "Азия-Авто". Вместе с тем представители АО "Азия Авто" в беседе с Kolesa.ru подчеркнули, что крупноузловую сборка Lada 4x4 и мелкоузловую сборку Lada Priora, Lada Granta и Lada Vesta планируется запустить на действующих мощностях, не дожидаясь постройки нового завода.


Depositphotos_8328810_original.jpg

Фото: depositphotos.com


Мы действительно ведем переговоры с нашими партнерами, ОАО "АВТОВАЗ", о возобновлении SKD-производства внедорожника Lada 4x4 (в версии Urban) и об организации MKD-производства моделей Lada Priora, Lada Granta и Lada Vesta. Речь в данном случае идет исключительно о действующих мощностях автосборочного завода АО "Азия Авто". Вполне вероятно, что выпуск этих моделей в Казахстане стартует уже осенью текущего года. Целевым станет внутренний рынок республики. Но поставки Lada 4x4 Urban в приграничные регионы РФ также не исключены.

Ерик Сагымбаев,

президент АО "Азия Авто"

Напомним, что на этих же площадях сейчас собирают Kia, Skoda и Chevrolet, но на продукцию Lada казахстанской компании сейчас ориентироваться выгоднее – Ерик Сагымбаев отмечает, что в отличие от производителей иномарок, продукция АВТОВАЗа не имеет жесткой привязки к иностранной валюте, а уровень локализации по некоторым моделям Lada достигает 90%, поэтому цены на линейку АВТОВАЗа сегодня еще привлекательнее, чем в прежние годы. В результате рыночная доля Lada в России достигла 20%, а на рынке Казахстана превысила планку 37%, как говорит президент. С учетом "небывалого обновления модельного ряда" в компании прогнозируют суммарный объем выпуска моделей Lada в Усть-Каменогорске на уровне 30 тысяч единиц в год — и всё, подчеркнем еще раз, на уже действующих мощностях.

Под растущее производство в АО "Азия Авто" готовят и соответствующую систему сбыта – в начале 2015 года казахстанский холдинг "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО", в состав которого входит автосборочный завод в Усть-Каменогорске, приступил к работе в Новокузнецке, Барнауле, Новосибирске, Омске, Шадринске и Челябинске в качестве дилера Lada. А кроме того, этот же холдинг помогает АВТОВАЗу модернизировать товаропроводящую сеть Lada в Сибирском и Уральском федеральных округах и в ближайшее время рассмотрит перспективы открытия дилерских центров Lada в Кургане, Тюмени, Магнитогорске, Кемерово и Томске. Меры значимые, особенно с учетом того, что и от строительства новых производственных мощностей в компании, разумеется, не отказываются.

Новый завод

Вероятно, желание запустить на "старых" площадях сборку моделей Lada, включая даже Весту, отчасти связано с тем, что сроки запуска нового завода в эксплуатацию смещаются и в Казахстане просто стараются не упустить шанс освоить производство выгодной продукции. Если вскоре после начала строительства сроком схода с нового конвейера первых машин назывался 2015 год, то потом этот срок сместился на 2016 год, а сейчас – на конец 2017 года. Вместе с тем за период с конца 2013 года сделано немало.


3.jpg

На фото: проект строящегося в Усть-Каменогорске завода полного цикла АО "Азия Авто Казахстан"


К настоящему моменту проведена большая часть проектных работ. В частности, подготовлен инжиниринговый концепт, над которым работало европейское бюро Tebodin, в портфеле которого десятки автопроизводств, включая Renault, Nissan, Volvo и Toyota. Первоначальный штат строительного подразделения составляет 400 работников, но в более интенсивной фазе строительства на площадке будут трудиться 2 000 человек. Интересно, что генподрядчиком выступает собственное строительное подразделение холдинга, в которое входит "Азия Авто", что исключает даже теоретическую возможность неурядиц подобных тем, что возникли у GM-AVTOVAZ.

Сегодня на стройплощадке работает колонна техники из 400 единиц, налажено собственное железобетонное производство, завершены земляные работы (перемещено 565 000 кубометров грунта) и ведется вертикальная планировка участка. Сданы первые 20 000 квадратных метров площадей, необходимых для работы строителей. Предстоит освоить еще 262 000 "квадратов" промышленных и складских площадей на 523 гектарах, которые займет новое производство.

Причем 170 гектаров этой территории займет технопарк по выпуску автокомпонентов. В компании уверены, что с ростом производства должны сложиться предпосылки для локализации компонентов в Усть-Каменогорске и подчеркивают, что эта часть проекта выглядит особо привлекательной с точки зрения инвестиций как растущая даже при падении рынка автомобилей. На собственной площадке планируют выпускать существенную долю комплектующих, "от панели приборов до бензобака". Отметим, что ранее в перечне локализованных комплектующих назывались бамперы, сиденья, системы выхлопа и бензобаки.


lada_vesta_concept_36.jpeg


Компоненты предполагается поставлять на первичный (причем не только под автомобили "Азия-Авто", но и в адрес других автопроизводителей), так и на вторичный рынки. Уже заключено 14 соглашений с крупнейшими мировыми и российскими производителями автокомпонентов, а всего в сфере выпуска комплектующих планируется задействовать 8 000 специалистов. На "основных" же мощностях, то есть на сварке, окраске и сборке автомобилей будет создано 4 000 рабочих мест. Общий объем инвестиций в новый завод должен составить $1,1 млрд ($630 млн из этих средств – затраты на производство автокомпонентов); к настоящему моменту холдинг "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" инвестировал в проект $44 млн. Отметим, что в реализации проекта также принимают участие АВТОВАЗ и правительство Казахстана.

Первыми моделями в линейке будущего предприятия станут новейшие продукты ОАО "АВТОВАЗ" – автомобили Lada Vesta, Lada XRay и универсал Lada Kalina. Наряду с удовлетворением потребностей казахстанского рынка более половины выпускаемой продукции будет отгружаться в регионы азиатской части России. Реализация долгосрочной стратегии, которой следует АВТОВАЗ, потребует расширения производственных мощностей. И мы сможем внести свою лепту в размере 120 000 автомобилей ежегодно.

Ержан Мандиев,

генеральный директор АО "Азия Авто Казахстан"

Следующий большой этап строительства нового завода – поставка и монтаж технологического оборудования первой очереди. Эти работы должны уложиться в промежуток с середины 2016 до конца 2017 года. Первая очередь завода позволит наладить производство в объеме 60 000 автомобилей в год. А в качестве срока выхода на проектную мощность в 120 000 автомобилей в АО "Азия Авто" сейчас называют 2020-2022 годы... То есть еще надеются отыграть двухгодичное отставание от первоначальных планов, ведь поначалу дата называлась жесткая – 2020 год. Задача сложная, но и цели у "Азия Авто" привлекательные.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
24.03.2015 12:08
Антон Яковлев

Tebodin --- это те самые дегенераты, которые закрыли в России из пяти офисов три, и всё пытаются найти себе ГИПа стоимостью 50 ооо Р, ага. Вангую эпический финал данного проекта. =))


26.03.2015 14:00
Иванов

Ну некоторые и больше офисов позакрывали. НР и прочие, к примеру. Почему они дегенераты?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings