АКОМ – покоритель стихий. Итоги экспедиции

С 12 по 18 августа 2019 года в Кабардино-Балкарии прошла автомобильная экспедиция, целями которой были исследование туристического потенциала республики и горы Эльбрус, освещение вопросов вулканической активности региона, а также испытание новой отечественной аккумуляторной батареи.

Партнерский материал​

Кабардино-Балкария сегодня – один из самых неизученных с туристической точки зрения регионов России. Сюда уже много лет приезжают ценители экстремального отдыха – альпинисты, поклонники пеших походов и внедорожных приключений. Но дешёвые авиабилеты, прекрасные автомобильные дороги, соседство с популярными санаторными и бальнеологическими курортами и, самое главное, невероятные природные красоты однажды перевесят все мифы о Кабардино-Балкарии, ставшие камнем преткновения для путешественника. 

За 7 дней участники маршрута проехали более 2 000 километров, покорили самый высокий из доступных автомобилю в Кабардино-Балкарии перевал Школьный высотой 3 100 метров и нашли ответ на вопрос, волнующий многих: насколько активен Эльбрусский вулканический центр сегодня? Помогли сотрудники Баксанской нейтринной обсерватории – учёные, которые уже 15 лет безотрывно наблюдают за Минги-Тау – вулканом Эльбрус. 

14 августа в городе Минеральные Воды был дан официальный старт проекта. Немного асфальта, который в республике достоин только добрых отзывов, и автомобили экспедиции ступают на самое настоящее горное бездорожье. Суканское ущелье мало напоминает дорогу общего пользования: два года назад мощный сель превратил эти места в настоящий каменный полигон, предназначенный исключительно для подготовленной техники с высоким дорожным просветом. Обломки мостов, сооружений и другие следы природного катаклизма до сих пор напоминают путникам о суровом нраве гор и предостерегают тех, кто недооценивает бурные воды Сукан-Су. 

Маршрут первого дня проложен так, чтобы, вдохновившись видами нетронутой природы и перевалом, успеть добраться до Верхней Балкарии – села с непростой судьбой и великой жаждой жизни. 

Следующий день начался на знаменитых Голубых озёрах, глубину которых не смог определить даже легендарный Жак-Ив Кусто. Карстовые озёра – это одна из главных туристических достопримечательностей Кабардино-Балкарии, куда обязательно заглянет каждый турист. Далее караван прошёл через Черекскую теснину – узкую горную расщелину, по самому краю которой раньше шла невероятно опасная дорога, сегодня полностью спрятанная в тоннели, – и через Безенгийское ущелье отправился на покорение перевала Школьный: 3 100 метров высотой и более 5 часов сложного, совершенно незнакомого жителям равнины каменного бездорожья. Скользкие валуны, глубокая колея и разбитые грунтовые тропы покорятся уверенным, открыв невероятный, буквально ослепительный вид на северные склоны двух вершин: Дыхтау и Коштантау. На перевале захватывает дух в прямом и переносном смысле: нехватку кислорода почувствовали даже опытные участники. 

Третьи сутки основного маршрута полностью посвящены науке: экспедиция побывала в Баксанской нейтринной обсерватории, где уже много лет ведётся неусыпный контроль за Эльбрусским вулканическим центром. 

В теснине горной реки Баксан расположилось крошечное село с загадочным и непривычным названием Нейтрино, в котором и находится лаборатория Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, где давно и внимательно наблюдают в том числе и за вулканом Эльбрус. Длинные тоннели Балкарской нейтринной обсерватории не случайно разместили в склоне Андырчи: до вулканической камеры Эльбруса менее 20 км, а до подножия огненной горы – не более 15 минут на автомобиле. 

Здесь участники экспедиции познакомились с Андреем Владимировичем Мясниковым, уникальным отечественным учёным, обладающим даром говорить просто о сложном. Азы вулканологии и ответы на конкретные вопросы, подкреплённые полученными в результате мониторинга данными, движение литосферных плит и магматические камеры – мы узнали о вулканах почти всё. После такой экскурсии по строению планеты Земля можно смело отправляться к главной Кабардино-Балкарской достопримечательности, возвышающейся над Кавказским хребтом уже 3 миллиона лет. К Эльбрусу. 

У экспедиции есть ещё одна миссия: доставить аккумулятор АКОМ как можно ближе к огненной стихии – вулкану. Поэтому руководитель проекта Дмитрий Перетятко передал образец новейшего автомобильного аккумулятора АКОМ научному сотруднику Баксанской нейтринной обсерватории Андрею Владимировичу Мясникову для работы и эксплуатации вблизи вулканической камеры. 

Подъёму на склоны Минги-Тау будет посвящён пятый день экспедиции. Да и того недостаточно: чтобы объять необъятное и оценить неоценимое, можно неделями сидеть на одном и том же месте на склоне, наблюдая за облаками, то обволакивающими, то вновь открывающими всему миру два пика Эльбруса, разделённых трёхкилометровой седловиной. Восточный пик выше: самый популярный «код» Кабардино-Балкарии – 5 642 – это про него. Нет ничего удивительного, что «Вертикаль» снимали именно здесь. А где же ещё?

Участники экспедиции поднялись на высоту 4 200 метров и побывали у легендарного «Приюта одиннадцати» – самой высокогорной гостиницы СССР, расположенной на высоте 4 050 метров над уровнем моря.

Вечером предстоял длинный и очень трудный путь на плато Канжол, чтобы разбить походный лагерь на высокогорье и ранним утром выдвинуться в сторону урочища Джилы-Су. Именно там, вблизи «Балкарского Стоунхенджа» – руин заброшенной радиолокационной станции, от которой осталось лишь бетонное основание, – начнётся наш последний, но самый сложный участок маршрута: на гору Сирх – легендарную и мистическую вершину Кабардино-Балкарии. 

За много лет до появления Эльбруса и других кавказских «пятитысячников» именно она возвышалась над ущельями и долинами, хребтами и отрогами, вызывая суеверный ужас и трепет. Здесь поклонялись древним богам и приносили жертвы Солнцу. Даже сегодня подъем на 3 100 метров выдержит только подготовленный и смелый путник. Именно с горы Сирх открывается покрытый ледниками северный склон Эльбруса. 

Несколько бродов с острыми как бритва камнями, размытый «фарватер» и въезды, глубокая каменная колея и на десерт – подъём из «сыпучки», покрошенной на фракцию с кулак окаменелой магмы, пройти который можно только ходом.
Вместе со всеми это испытание с гордостью выдержал и наш подопытный – новый отечественный аккумулятор АКОМ Asia + EFB с увеличенными пусковыми токами, позволяющими запустить машину даже в сверхсложных условиях высокогорья. 

Батарея имеет двойной ресурс и не боится полной разрядки, а также имеет минимальное время заряда при движении, что особенно важно в условиях экспедиции. Какой бы лютый маршрут мы ни испытывали на себе, выбирая самые сложные, зачастую непроходимые тропы, сложенные из валунов и остывшей лавы, проходящие по дну рек и отвесному краю скал, какие бы нагрузки ни выпадали на электросеть автомобиля – зарядка всех возможных устройств, обеспечение лагеря или бесперебойная работа съёмочной команды, как в нашем случае, – аккумулятор должен выдержать и дать ту самую, такую важную искру, жизненно необходимую для запуска двигателя. Найти предел возможностей аккумулятора АКОМ участникам экспедиции не удалось. 

Итогом экспедиции станет документальный фильм о вулкане Эльбрус, который даст подробный и точный, подкреплённый доводами научных сотрудников Государственного астрономического института им П.К. Штернберга ответ о настоящем и будущем потухшей огненной горы. А короткие видеоролики по каждому дню маршрута покажут первозданную красоту Кавказского хребта. Уже выпущено несколько материалов в федеральных и местных СМИ. 

Руководители проекта: Дмитрий Меремьянин, мастер спорта по кросс-ралли, кандидат в мастера спорта по альпинизму, профессиональный путешественник, и Дмитрий Перетятко, генеральный директор НП «Межрегиональное объединение спортсменов ралли-рейдов». 
 
Генеральным партнёром экспедиции выступил лидер аккумуляторного производства в России – компания АКОМ.

Технический партнёр экспедиции – бренд спортивных шин BFGoodrich.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings