50 кобыл в багажнике: тест-драйв Skoda 110

3392 1 2
Помните знаменитую песню «Йожин с бажин» группы BanjoBand? Её герой едет в поход на «Шкоде-сто», но по дороге вынужден вступить в бой с этим самым страшным Йожином. Поверьте, Skoda 100 оказалась в тексте песенки не случайно: в свое время этот автомобиль был поистине народным, он по праву считался незаменимым помощником жителям страны и в то же время стойко переносил насмешки и пренебрежительное отношение. Простота удивительным образом сочеталась в нем с необычными конструкторскими решениями. Может, именно поэтому всего за несколько часов этот непритязательный и обаятельный автомобильчик влюбил в себя половину экипажей, приехавших познакомиться с историческими машинами на родину Skoda в предместья Млада-Болеслава.

Просто и гениально

История модели восходит к 1964 году, когда чехословацкое предприятие AZNP в городе Млада-Болеслав начало производство семейства седанов Skoda 1000/1000 MB. Автомобиль радикально отличался от предшественников не только задним расположением агрегатов – двигателя, коробки передач, дифференциала и выпускной системы, но и несущим кузовом. Это позволило снизить массу и добиться приемлемой динамики даже со слабеньким 42-сильным двигателем объемом 988 см³. Skoda 1000 MB разгонялась до 120 км/ч и потребляла в среднем 7-8 л бензина на 100 км, что для середины 60-х годов считалось весьма неплохим результатом.

Среди других особенностей упомянем полностью независимые подвески, двигатель жидкостного охлаждения с блоком из алюминия и чугунной головкой и полностью синхронизированную четырехступенчатую коробку передач. Все перечисленные конструкторские решения перекочевали и на серию 100/110, сменившую «тысячную» модель в 1969 году, и далее на гамму 105/120. Интересно, могли ли чешские инженеры тогда предполагать, что найденные решения продержатся на автомобилях вплоть до 1989 года, когда последняя заднеприводная Skoda уступила место хэтчбеку Favorit?

Skoda110 голубой сбоку

Skoda110 голубой фары Skoda110 голубой фонари

Модель была по-настоящему народной в Чехословакии: за восемь лет с 1969 по 1977 годы изготовили 1 079 708 экземпляров Skoda 100/110. Для небольшой европейской страны это огромный тираж. И всё же из-за слабосильности двигателя и посредственной динамики машину часто награждали снисходительными эпитетами. Советским же автолюбителям автомобиль знаком по публикациям в переводном журнале Мотор-Ревю, распространявшемся в СССР ограниченным тиражом.

Skoda110 голубой колеса Skoda110 голубой шильдик

Skoda110 голубой сзади (2)

С «сотым» семейством Шкоды мы знакомимся на примере люксовой модификации Skoda 110LS, которая была одним из участников исторического ралли, организованного компанией Skoda в Чехии.

Skoda110 голубой

Обаяние скромности

Облик «сотки» немного наивен. Вероятно, такое впечатление возникает из-за своеобразного дизайна передка с крупными фарами и выпуклой панелью без решетки радиатора. Однако видно, что дизайнеры изо всех сил старались придать автомобилю индивидуальный внешний вид в рамках ограничений, диктуемых архитектурой кузова, доставшейся в наследство от Skoda 1000 MB, и скромным бюджетом. И не будем скрывать, «сотка» вышла запоминающейся.

Skoda110 голубой передняя часть

Наша машина выпущена в 1973 году и отличается сдвоенной оптикой, вызывающей ассоциации с легендарными раллийными болидами 130 RS. А индекс 110 говорит о том, что на этой версии установлен более мощный двигатель рабочим объемом 1 107 см³, развивающий целых 52 л.с. Базовая Skoda 100, напомним, комплектовалась 46-сильным литровым мотором.

Skoda110 двигатель

Заглянув в моторный отсек, поражаюсь простоте. Двигатель с коробкой, радиатор, отопитель – вот, собственно, и все крупные узлы. Свободного пространства много, поэтому предположу, что ремонтировать автомобиль очень легко. Багажник у Шкоды спереди, объем стандартен для автомобилей малого класса того времени, но часть полезного пространства съедена бензобаком и запаской, расположенной под фальшполом.

Skoda110 багажник

Салон по даже по стандартам 70-х годов выглядит аскетично. Жесткий пластик панелей, грубый кожзам сидений и карт дверей, минимум регулировок, простейшая панель приборов – спидометр, указатель топлива и температуры да несколько контрольных ламп — не позволяют всерьез рассуждать об эргономике. Впрочем, достаточно длинная для этого класса автомобилей колесная база в 2,4 м и заднее расположение двигателя обеспечивают приемлемый запас пространства для задних пассажиров. Центральный тоннель едва выступает, пол почти ровный. Однако передним седокам придется мириться с тем, что половину пространства для ног занимает вдающаяся в салон колесная арка. Применительно к шоферскому месту это означает, что блок педалей смещен вправо, и за рулем приходится сидеть вполоборота. Особенно это касается водителей выше среднего роста.

1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8

Между сиденьями рядом с ручником – два рычажка. Владелец объясняет, что один из них заведует опережением зажигания, другой — воздушной заслонкой карбюратора, «подсосом». За ними – подковообразный металлический пруток. Оказывается, это не что иное как ответная часть защелки ремней безопасности, причем оба передних ремня предполагается застегивать на одну скобу!

Skoda110 Skoda110

Еще одно упрощение – глухие боковые стекла в задних дверях. Кстати, на предыдущем поколении заднемоторников Skoda 1000 MB с такой же архитектурой кузова заднюю часть салона можно было проветрить с помощью треугольных форточек дверей. Почему от них отказались позже, учитывая расположенный за сиденьем горячий двигатель? Ничем иным кроме тотальной экономии объяснить это нельзя. Вообще, упрощения свойственны многим автомобилям социалистических стран, которые продавались в частные руки. Поэтому на фоне Шкоды наши Жигули и Москвичи представали весьма комфортабельными и скоростными автомобилями. Но в Skoda семейства 100/110 простота возведена конструкторами в абсолют.

Skoda110 голубой сбоку

Не стоит забывать, что и требования к автомобилям в те годы были несколько иными. Например, считалось, что семейному автомобилю совершенно не обязательно иметь высокую устойчивость и управляемость, а ресурс и ремонтопригодность ценились выше других качеств.

Регулирую кресло, устраиваюсь за рулем, тяну рычажок подсоса вверх. Пуск! Где-то за спиной заурчал двигатель, дрогнули стрелки приборов. Напрашивающиеся сравнения с Запорожцем отметаю сразу – мотор работает намного тише, вибрации почти не передаются на кузов. Разгон вполне ожидаемый для пятидесятисильной машины, сильно раскручивать двигатель нет надобности – ровная тяга в основном диапазоне оборотов сразу же настраивает на размеренный режим движения.

Skoda110

Если говорить о динамике, то небольшая мощность в сочетании с легким кузовом (сухая масса всего 808 кг) позволяла Шкоде выступать на уровне мировых образцов подобного класса.

Передачи включаются четко, с избирательностью все в порядке. Кстати, четвертая передача здесь не прямая, а слегка повышающая, с числом 0,96:1. Полностью независимая пружинная подвеска неплохо отрабатывает неровности, а в затяжных поворотах, как и любая заднемоторная машина, Skoda 110 ведет себя своеобразно, ненавязчиво стремясь к внешней части виража.

Skoda110 голубой на трассе

К счастью, довольно легкое рулевое управление позволяет без труда корректировать движение, и если бы не великоватый люфт, на эти нюансы не стоило бы обращать внимания. Тормоза классической конструкции – спереди дисковые, сзади барабанные — естественно, без усилителя, обеспечивают стабильное замедление.

Skoda110 голубой в движении

После нескольких часов за рулем Skoda 110 появляется ощущение усталости. Жаркая погода, посредственная вентиляция, жесткие сиденья, потребность просчитывать каждое действие за рулем, конечно же, утомляют. Когда задумываешься, что, по сути, в 70-е годы этот чудаковатый седан был единственным чешским доступным автомобилем на все случаи жизни, проникаешься уважением к выносливости не только людей, но и техники. Расставаться с машиной не хочется, есть в ней какое-то уютное обаяние и особенный характер — качества, которых зачастую недостает современным машинам.

* * *

По возвращении из Чехии решил посмотреть, как обстоят дела со старыми Шкодами на рынке олдтаймеров. Оказалось, что сегодня в России Skoda 100/110 почти не найти, живые экземпляры можно пересчитать по пальцам.

Skoda 110
Краткие технические характеристики
Габариты ( Д / Ш / В ), мм
4 140 / 1 615 / 1410
Мощность, л.с. при об/мин
52 / 4 650
Максимальная скорость, км/ч
130
Крутящий момент, Нм
87 / 3 500
Объем бака, л
32
Колесная база, мм
2 400

Во времена социализма эти машины не продавались в СССР, а когда открылся железный занавес, и в страну хлынул поток подержанных иномарок, простенькая Skoda не вызывала интереса у наших сограждан, особенно в сравнении с техникой «загнивающего Запада». Однако остается возможность приобрести этот образец чешской автомобильной школы на родине в Чехии.

Цена на экземпляры в хорошем состоянии, которыми не зазорно пополнить коллекцию или принять участие в ретро-мероприятиях, составляет 100 000 – 160 000 крон (приблизительно 300 000 – 500 000 рублей), что по меркам мира олдтаймеров более чем доступно. А впечатления от вождения нетривиального заднемоторного автомобиля будут оставаться в памяти после каждой поездки.

Skoda110 голубой сзади

Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Спереди напоминает Chevrolet Corvair второго поколения, сзади это наш Москвич-2140, а в профиль немного Renault 8/10.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Лошадь, грифон, кот и другие: новая колесная бронетехника на салоне Eurosatory-2018

На нынешнем Международном военном салоне Eurosatory-2018 можно было подметить важную тенденцию: после бешеного аврала по созданию всевозможной колесной автобронетехники начался столь же скорый спад ее производства.…

578 0 0
Статьи / Интересно
Сердечная недостаточность: масл-кары с самыми маленькими моторами

Все мы помним, как выродились масл-кары: топливный кризис, борьба за топливную экономичность, да еще и экологи со своими требованиями подтянулись… Тогда, в 70-е, гонка за мощностью и объемом двигателя заметно сбавила…

3041 0 2
Статьи / Практика
Всё выше, и выше, и выше: как и зачем поднимать кузов автомобиля проставками

Глядя на машины, которые ездят по русским городам, можно подумать, что все автомобильные производители вступили в сговор и выпускают машины неправильной высоты. Как иначе объяснить то, что у огромной части нашего…

16555 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Transporter T5 с пробегом: болезни “поросёнка” и ужасы насос-форсунок

Отгадайте загадку: что сочетает в себе неубиваемость грузовика и комфорт легкового автомобиля? Да-да, это Transporter. По крайней мере, так получается из первой части нашего обзора этого автомобиля, где мы рассказали о…

6300 0 6
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Transporter T5 с пробегом: нежный привод двери и вода в салоне

Микроавтобус – это скучно, тяжело и экономично. Когда-то так оно и было, но именно Transporter и все его семейство этот стереотип разбили вдребезги. Микроавтобус может быть не только практичным, но и драйверским.…

5496 2 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Велик золотник и дорог: покупаем Mitsubishi Pajero IV за 1,3 миллиона рублей

Казалось бы, что может быть проще, чем найти этого заслуженного ветерана с таким-то бюджетом! Поэтому, просматривая объявления, я был настроен оптимистично: в отведённую сумму укладывается много машин, так что выбор…

17213 1 8
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

23377 1 3
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13332 7 7
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

11993 3 9
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73517 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14261 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10222 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

54493 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9788 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8418 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

374986 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

250981 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

115914 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?