50 кобыл в багажнике: тест-драйв Skoda 110

4328 1 3
Помните знаменитую песню «Йожин с бажин» группы BanjoBand? Её герой едет в поход на «Шкоде-сто», но по дороге вынужден вступить в бой с этим самым страшным Йожином. Поверьте, Skoda 100 оказалась в тексте песенки не случайно: в свое время этот автомобиль был поистине народным, он по праву считался незаменимым помощником жителям страны и в то же время стойко переносил насмешки и пренебрежительное отношение. Простота удивительным образом сочеталась в нем с необычными конструкторскими решениями. Может, именно поэтому всего за несколько часов этот непритязательный и обаятельный автомобильчик влюбил в себя половину экипажей, приехавших познакомиться с историческими машинами на родину Skoda в предместья Млада-Болеслава.
 

Просто и гениально

История модели восходит к 1964 году, когда чехословацкое предприятие AZNP в городе Млада-Болеслав начало производство семейства седанов Skoda 1000/1000 MB. Автомобиль радикально отличался от предшественников не только задним расположением агрегатов – двигателя, коробки передач, дифференциала и выпускной системы, но и несущим кузовом. Это позволило снизить массу и добиться приемлемой динамики даже со слабеньким 42-сильным двигателем объемом 988 см³. Skoda 1000 MB разгонялась до 120 км/ч и потребляла в среднем 7-8 л бензина на 100 км, что для середины 60-х годов считалось весьма неплохим результатом.

Среди других особенностей упомянем полностью независимые подвески, двигатель жидкостного охлаждения с блоком из алюминия и чугунной головкой и полностью синхронизированную четырехступенчатую коробку передач. Все перечисленные конструкторские решения перекочевали и на серию 100/110, сменившую «тысячную» модель в 1969 году, и далее на гамму 105/120. Интересно, могли ли чешские инженеры тогда предполагать, что найденные решения продержатся на автомобилях вплоть до 1989 года, когда последняя заднеприводная Skoda уступила место хэтчбеку Favorit?

Skoda110 голубой сбоку

Skoda110 голубой фары Skoda110 голубой фонари

Модель была по-настоящему народной в Чехословакии: за восемь лет с 1969 по 1977 годы изготовили 1 079 708 экземпляров Skoda 100/110. Для небольшой европейской страны это огромный тираж. И всё же из-за слабосильности двигателя и посредственной динамики машину часто награждали снисходительными эпитетами. Советским же автолюбителям автомобиль знаком по публикациям в переводном журнале Мотор-Ревю, распространявшемся в СССР ограниченным тиражом.

Skoda110 голубой колеса Skoda110 голубой шильдик

Skoda110 голубой сзади (2)

С «сотым» семейством Шкоды мы знакомимся на примере люксовой модификации Skoda 110LS, которая была одним из участников исторического ралли, организованного компанией Skoda в Чехии.

Skoda110 голубой

Обаяние скромности

Облик «сотки» немного наивен. Вероятно, такое впечатление возникает из-за своеобразного дизайна передка с крупными фарами и выпуклой панелью без решетки радиатора. Однако видно, что дизайнеры изо всех сил старались придать автомобилю индивидуальный внешний вид в рамках ограничений, диктуемых архитектурой кузова, доставшейся в наследство от Skoda 1000 MB, и скромным бюджетом. И не будем скрывать, «сотка» вышла запоминающейся.

Skoda110 голубой передняя часть

Наша машина выпущена в 1973 году и отличается сдвоенной оптикой, вызывающей ассоциации с легендарными раллийными болидами 130 RS. А индекс 110 говорит о том, что на этой версии установлен более мощный двигатель рабочим объемом 1 107 см³, развивающий целых 52 л.с. Базовая Skoda 100, напомним, комплектовалась 46-сильным литровым мотором.

Skoda110 двигатель

Заглянув в моторный отсек, поражаюсь простоте. Двигатель с коробкой, радиатор, отопитель – вот, собственно, и все крупные узлы. Свободного пространства много, поэтому предположу, что ремонтировать автомобиль очень легко. Багажник у Шкоды спереди, объем стандартен для автомобилей малого класса того времени, но часть полезного пространства съедена бензобаком и запаской, расположенной под фальшполом.

Skoda110 багажник

Салон по даже по стандартам 70-х годов выглядит аскетично. Жесткий пластик панелей, грубый кожзам сидений и карт дверей, минимум регулировок, простейшая панель приборов – спидометр, указатель топлива и температуры да несколько контрольных ламп — не позволяют всерьез рассуждать об эргономике. Впрочем, достаточно длинная для этого класса автомобилей колесная база в 2,4 м и заднее расположение двигателя обеспечивают приемлемый запас пространства для задних пассажиров. Центральный тоннель едва выступает, пол почти ровный. Однако передним седокам придется мириться с тем, что половину пространства для ног занимает вдающаяся в салон колесная арка. Применительно к шоферскому месту это означает, что блок педалей смещен вправо, и за рулем приходится сидеть вполоборота. Особенно это касается водителей выше среднего роста.

1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8

Между сиденьями рядом с ручником – два рычажка. Владелец объясняет, что один из них заведует опережением зажигания, другой — воздушной заслонкой карбюратора, «подсосом». За ними – подковообразный металлический пруток. Оказывается, это не что иное как ответная часть защелки ремней безопасности, причем оба передних ремня предполагается застегивать на одну скобу!

Skoda110 Skoda110

Еще одно упрощение – глухие боковые стекла в задних дверях. Кстати, на предыдущем поколении заднемоторников Skoda 1000 MB с такой же архитектурой кузова заднюю часть салона можно было проветрить с помощью треугольных форточек дверей. Почему от них отказались позже, учитывая расположенный за сиденьем горячий двигатель? Ничем иным кроме тотальной экономии объяснить это нельзя. Вообще, упрощения свойственны многим автомобилям социалистических стран, которые продавались в частные руки. Поэтому на фоне Шкоды наши Жигули и Москвичи представали весьма комфортабельными и скоростными автомобилями. Но в Skoda семейства 100/110 простота возведена конструкторами в абсолют.

Skoda110 голубой сбоку

Не стоит забывать, что и требования к автомобилям в те годы были несколько иными. Например, считалось, что семейному автомобилю совершенно не обязательно иметь высокую устойчивость и управляемость, а ресурс и ремонтопригодность ценились выше других качеств.

Регулирую кресло, устраиваюсь за рулем, тяну рычажок подсоса вверх. Пуск! Где-то за спиной заурчал двигатель, дрогнули стрелки приборов. Напрашивающиеся сравнения с Запорожцем отметаю сразу – мотор работает намного тише, вибрации почти не передаются на кузов. Разгон вполне ожидаемый для пятидесятисильной машины, сильно раскручивать двигатель нет надобности – ровная тяга в основном диапазоне оборотов сразу же настраивает на размеренный режим движения.

Skoda110

Если говорить о динамике, то небольшая мощность в сочетании с легким кузовом (сухая масса всего 808 кг) позволяла Шкоде выступать на уровне мировых образцов подобного класса.

Передачи включаются четко, с избирательностью все в порядке. Кстати, четвертая передача здесь не прямая, а слегка повышающая, с числом 0,96:1. Полностью независимая пружинная подвеска неплохо отрабатывает неровности, а в затяжных поворотах, как и любая заднемоторная машина, Skoda 110 ведет себя своеобразно, ненавязчиво стремясь к внешней части виража.

Skoda110 голубой на трассе

К счастью, довольно легкое рулевое управление позволяет без труда корректировать движение, и если бы не великоватый люфт, на эти нюансы не стоило бы обращать внимания. Тормоза классической конструкции – спереди дисковые, сзади барабанные — естественно, без усилителя, обеспечивают стабильное замедление.

Skoda110 голубой в движении

После нескольких часов за рулем Skoda 110 появляется ощущение усталости. Жаркая погода, посредственная вентиляция, жесткие сиденья, потребность просчитывать каждое действие за рулем, конечно же, утомляют. Когда задумываешься, что, по сути, в 70-е годы этот чудаковатый седан был единственным чешским доступным автомобилем на все случаи жизни, проникаешься уважением к выносливости не только людей, но и техники. Расставаться с машиной не хочется, есть в ней какое-то уютное обаяние и особенный характер — качества, которых зачастую недостает современным машинам.

* * *

По возвращении из Чехии решил посмотреть, как обстоят дела со старыми Шкодами на рынке олдтаймеров. Оказалось, что сегодня в России Skoda 100/110 почти не найти, живые экземпляры можно пересчитать по пальцам.

Skoda 110
Краткие технические характеристики
Габариты ( Д / Ш / В ), мм
4 140 / 1 615 / 1410
Мощность, л.с. при об/мин
52 / 4 650
Максимальная скорость, км/ч
130
Крутящий момент, Нм
87 / 3 500
Объем бака, л
32
Колесная база, мм
2 400

Во времена социализма эти машины не продавались в СССР, а когда открылся железный занавес, и в страну хлынул поток подержанных иномарок, простенькая Skoda не вызывала интереса у наших сограждан, особенно в сравнении с техникой «загнивающего Запада». Однако остается возможность приобрести этот образец чешской автомобильной школы на родине в Чехии.

Цена на экземпляры в хорошем состоянии, которыми не зазорно пополнить коллекцию или принять участие в ретро-мероприятиях, составляет 100 000 – 160 000 крон (приблизительно 300 000 – 500 000 рублей), что по меркам мира олдтаймеров более чем доступно. А впечатления от вождения нетривиального заднемоторного автомобиля будут оставаться в памяти после каждой поездки.

Skoda110 голубой сзади

Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Спереди напоминает Chevrolet Corvair второго поколения, сзади это наш Москвич-2140, а в профиль немного Renault 8/10.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Стоит ли покупать электронный полис ОСАГО, и как не ошибиться при покупке

Электронное ОСАГО – не новинка, и многие автовладельцы давно перешли исключительно на такой способ приобретения страховых полисов. Тем не менее, немало и тех, кто пока не рискует покупать ОСАГО в Интернете, опасаясь…

136 0 0
Статьи / История
Подъёмные, заправочные и не только: каким был советский спецтранспорт для аэропортов

В 1950-е годы в неисчерпаемом море советской специальной автотехники появился абсолютно новый класс необычных и практически никому не известных аэродромных машин для обслуживания в крупных аэропортах страны…

781 0 0
Статьи / Тесты
В глаза мне смотри: угадываем советские автомобили по их оптике

Мы как-то проверяли вас на знание автомобилей, предложив угадать машину по очертаниям включенной оптики . Сегодня все кажется проще: фары будут выключены, а машины будут сплошь советскими. Думаете, умения различать…

3198 0 13
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: предательство гидротрансформатора и очень странный V6

Первая часть обзора нас обнадёжила: рама Эксплорера практически вечная, кузов имеет ряд предательски ржавеющих зон, но в целом тоже крепок. Подвески, за исключением пары грешков, тоже денег не просят, а…

1368 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: скрытая от глаз коррозия и неинтересная электрика

Мы продолжаем изучать большие американские SUV начала “нулевых”, многие из которых дожили до наших дней во вполне ещё добром здравии, не в последнюю очередь благодаря относительной простоте конструкции. Как и Tahoe,…

2343 0 3
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

37304 12 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

38351 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22783 4 6
Тест-драйвы / Одиночные
Обычная пятёрка за 3 миллиона: опыт владения BMW 5 series E39

Что можно купить, если у тебя есть 3 миллиона рублей? Новую пятёрку “на минималках”, коллекционный янг- или даже олдтаймер, четыре Соляриса для таксопарка… А можно потратить их на BMW E39 528i, одну из самых странных…

19166 37 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19662 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7249 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3072 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55486 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39723 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15933 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

68819 26 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52992 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52948 0 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?