50 кобыл в багажнике: тест-драйв Skoda 110

3883 1 3
Помните знаменитую песню «Йожин с бажин» группы BanjoBand? Её герой едет в поход на «Шкоде-сто», но по дороге вынужден вступить в бой с этим самым страшным Йожином. Поверьте, Skoda 100 оказалась в тексте песенки не случайно: в свое время этот автомобиль был поистине народным, он по праву считался незаменимым помощником жителям страны и в то же время стойко переносил насмешки и пренебрежительное отношение. Простота удивительным образом сочеталась в нем с необычными конструкторскими решениями. Может, именно поэтому всего за несколько часов этот непритязательный и обаятельный автомобильчик влюбил в себя половину экипажей, приехавших познакомиться с историческими машинами на родину Skoda в предместья Млада-Болеслава.

Просто и гениально

История модели восходит к 1964 году, когда чехословацкое предприятие AZNP в городе Млада-Болеслав начало производство семейства седанов Skoda 1000/1000 MB. Автомобиль радикально отличался от предшественников не только задним расположением агрегатов – двигателя, коробки передач, дифференциала и выпускной системы, но и несущим кузовом. Это позволило снизить массу и добиться приемлемой динамики даже со слабеньким 42-сильным двигателем объемом 988 см³. Skoda 1000 MB разгонялась до 120 км/ч и потребляла в среднем 7-8 л бензина на 100 км, что для середины 60-х годов считалось весьма неплохим результатом.

Среди других особенностей упомянем полностью независимые подвески, двигатель жидкостного охлаждения с блоком из алюминия и чугунной головкой и полностью синхронизированную четырехступенчатую коробку передач. Все перечисленные конструкторские решения перекочевали и на серию 100/110, сменившую «тысячную» модель в 1969 году, и далее на гамму 105/120. Интересно, могли ли чешские инженеры тогда предполагать, что найденные решения продержатся на автомобилях вплоть до 1989 года, когда последняя заднеприводная Skoda уступила место хэтчбеку Favorit?

Skoda110 голубой сбоку

Skoda110 голубой фары Skoda110 голубой фонари

Модель была по-настоящему народной в Чехословакии: за восемь лет с 1969 по 1977 годы изготовили 1 079 708 экземпляров Skoda 100/110. Для небольшой европейской страны это огромный тираж. И всё же из-за слабосильности двигателя и посредственной динамики машину часто награждали снисходительными эпитетами. Советским же автолюбителям автомобиль знаком по публикациям в переводном журнале Мотор-Ревю, распространявшемся в СССР ограниченным тиражом.

Skoda110 голубой колеса Skoda110 голубой шильдик

Skoda110 голубой сзади (2)

С «сотым» семейством Шкоды мы знакомимся на примере люксовой модификации Skoda 110LS, которая была одним из участников исторического ралли, организованного компанией Skoda в Чехии.

Skoda110 голубой

Обаяние скромности

Облик «сотки» немного наивен. Вероятно, такое впечатление возникает из-за своеобразного дизайна передка с крупными фарами и выпуклой панелью без решетки радиатора. Однако видно, что дизайнеры изо всех сил старались придать автомобилю индивидуальный внешний вид в рамках ограничений, диктуемых архитектурой кузова, доставшейся в наследство от Skoda 1000 MB, и скромным бюджетом. И не будем скрывать, «сотка» вышла запоминающейся.

Skoda110 голубой передняя часть

Наша машина выпущена в 1973 году и отличается сдвоенной оптикой, вызывающей ассоциации с легендарными раллийными болидами 130 RS. А индекс 110 говорит о том, что на этой версии установлен более мощный двигатель рабочим объемом 1 107 см³, развивающий целых 52 л.с. Базовая Skoda 100, напомним, комплектовалась 46-сильным литровым мотором.

Skoda110 двигатель

Заглянув в моторный отсек, поражаюсь простоте. Двигатель с коробкой, радиатор, отопитель – вот, собственно, и все крупные узлы. Свободного пространства много, поэтому предположу, что ремонтировать автомобиль очень легко. Багажник у Шкоды спереди, объем стандартен для автомобилей малого класса того времени, но часть полезного пространства съедена бензобаком и запаской, расположенной под фальшполом.

Skoda110 багажник

Салон по даже по стандартам 70-х годов выглядит аскетично. Жесткий пластик панелей, грубый кожзам сидений и карт дверей, минимум регулировок, простейшая панель приборов – спидометр, указатель топлива и температуры да несколько контрольных ламп — не позволяют всерьез рассуждать об эргономике. Впрочем, достаточно длинная для этого класса автомобилей колесная база в 2,4 м и заднее расположение двигателя обеспечивают приемлемый запас пространства для задних пассажиров. Центральный тоннель едва выступает, пол почти ровный. Однако передним седокам придется мириться с тем, что половину пространства для ног занимает вдающаяся в салон колесная арка. Применительно к шоферскому месту это означает, что блок педалей смещен вправо, и за рулем приходится сидеть вполоборота. Особенно это касается водителей выше среднего роста.

1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8

Между сиденьями рядом с ручником – два рычажка. Владелец объясняет, что один из них заведует опережением зажигания, другой — воздушной заслонкой карбюратора, «подсосом». За ними – подковообразный металлический пруток. Оказывается, это не что иное как ответная часть защелки ремней безопасности, причем оба передних ремня предполагается застегивать на одну скобу!

Skoda110 Skoda110

Еще одно упрощение – глухие боковые стекла в задних дверях. Кстати, на предыдущем поколении заднемоторников Skoda 1000 MB с такой же архитектурой кузова заднюю часть салона можно было проветрить с помощью треугольных форточек дверей. Почему от них отказались позже, учитывая расположенный за сиденьем горячий двигатель? Ничем иным кроме тотальной экономии объяснить это нельзя. Вообще, упрощения свойственны многим автомобилям социалистических стран, которые продавались в частные руки. Поэтому на фоне Шкоды наши Жигули и Москвичи представали весьма комфортабельными и скоростными автомобилями. Но в Skoda семейства 100/110 простота возведена конструкторами в абсолют.

Skoda110 голубой сбоку

Не стоит забывать, что и требования к автомобилям в те годы были несколько иными. Например, считалось, что семейному автомобилю совершенно не обязательно иметь высокую устойчивость и управляемость, а ресурс и ремонтопригодность ценились выше других качеств.

Регулирую кресло, устраиваюсь за рулем, тяну рычажок подсоса вверх. Пуск! Где-то за спиной заурчал двигатель, дрогнули стрелки приборов. Напрашивающиеся сравнения с Запорожцем отметаю сразу – мотор работает намного тише, вибрации почти не передаются на кузов. Разгон вполне ожидаемый для пятидесятисильной машины, сильно раскручивать двигатель нет надобности – ровная тяга в основном диапазоне оборотов сразу же настраивает на размеренный режим движения.

Skoda110

Если говорить о динамике, то небольшая мощность в сочетании с легким кузовом (сухая масса всего 808 кг) позволяла Шкоде выступать на уровне мировых образцов подобного класса.

Передачи включаются четко, с избирательностью все в порядке. Кстати, четвертая передача здесь не прямая, а слегка повышающая, с числом 0,96:1. Полностью независимая пружинная подвеска неплохо отрабатывает неровности, а в затяжных поворотах, как и любая заднемоторная машина, Skoda 110 ведет себя своеобразно, ненавязчиво стремясь к внешней части виража.

Skoda110 голубой на трассе

К счастью, довольно легкое рулевое управление позволяет без труда корректировать движение, и если бы не великоватый люфт, на эти нюансы не стоило бы обращать внимания. Тормоза классической конструкции – спереди дисковые, сзади барабанные — естественно, без усилителя, обеспечивают стабильное замедление.

Skoda110 голубой в движении

После нескольких часов за рулем Skoda 110 появляется ощущение усталости. Жаркая погода, посредственная вентиляция, жесткие сиденья, потребность просчитывать каждое действие за рулем, конечно же, утомляют. Когда задумываешься, что, по сути, в 70-е годы этот чудаковатый седан был единственным чешским доступным автомобилем на все случаи жизни, проникаешься уважением к выносливости не только людей, но и техники. Расставаться с машиной не хочется, есть в ней какое-то уютное обаяние и особенный характер — качества, которых зачастую недостает современным машинам.

* * *

По возвращении из Чехии решил посмотреть, как обстоят дела со старыми Шкодами на рынке олдтаймеров. Оказалось, что сегодня в России Skoda 100/110 почти не найти, живые экземпляры можно пересчитать по пальцам.

Skoda 110
Краткие технические характеристики
Габариты ( Д / Ш / В ), мм
4 140 / 1 615 / 1410
Мощность, л.с. при об/мин
52 / 4 650
Максимальная скорость, км/ч
130
Крутящий момент, Нм
87 / 3 500
Объем бака, л
32
Колесная база, мм
2 400

Во времена социализма эти машины не продавались в СССР, а когда открылся железный занавес, и в страну хлынул поток подержанных иномарок, простенькая Skoda не вызывала интереса у наших сограждан, особенно в сравнении с техникой «загнивающего Запада». Однако остается возможность приобрести этот образец чешской автомобильной школы на родине в Чехии.

Цена на экземпляры в хорошем состоянии, которыми не зазорно пополнить коллекцию или принять участие в ретро-мероприятиях, составляет 100 000 – 160 000 крон (приблизительно 300 000 – 500 000 рублей), что по меркам мира олдтаймеров более чем доступно. А впечатления от вождения нетривиального заднемоторного автомобиля будут оставаться в памяти после каждой поездки.

Skoda110 голубой сзади

Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Спереди напоминает Chevrolet Corvair второго поколения, сзади это наш Москвич-2140, а в профиль немного Renault 8/10.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Почти настоящий американец: стоит ли покупать Toyota Tundra за 1,5 миллиона рублей?

Парадокс: у себя на родине в США Toyota Tundra не входит даже в Топ-20 популярных моделей, в то время как её злейшие конкуренты Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM оккупировали тройку лидеров. Хуже Тундры продаётся…

45723 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен?

При выборе автомобиля обычно смотрят на его ключевые характеристики: размер, объем и мощность двигателя, тип трансмиссии и так далее. Однако в повседневной жизни есть и другие показатели, которые оказываются весьма…

1798 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Из пластика и палок: покупаем Peugeot 308 I за 400 тысяч

Европейские марки с названием из четырех букв традиционно не пользуются народной любовью в России. А если их название кончается на «О», то ситуацию вряд ли может изменить самобытный (как и всегда, на вкус и цвет) дизайн…

8574 10 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: задиры в моторах и бессмертный автомат

Может, Hyundai — это не слишком престижно, и не все соседи станут завидовать приобретению корейского автомобиля бизнес-класса, зато это надёжно. О том, что кузов, салон, электрика и ходовая часть Сонаты этого поколения…

3658 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: оцинкованный кузов на гремучей подвеске

Корейские машины с бизнес-классом никак не ассоциируются – там правят бал немцы и японцы. Тем не менее, Sonata NF в этой компании может выглядеть практически своей. Действительно, очень даже бизнес-класс в…

2980 0 4
Статьи / Эксперт выбирает авто
Правильная оппозиция: покупаем Subaru Forester III за 800 тысяч

Знаете, что общего у любителя Субару, вегетарианца и уфолога? Всепоглощающая вера в правильность своего выбора, доходящая иногда до фанатизма. При этом ожидать рациональных доводов в случае веры обычно не приходится. Эта…

15107 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

172496 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

60818 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

74479 5 3
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

22475 4 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

16458 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

10244 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

34879 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

10626 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

9094 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

388796 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

261153 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

75029 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?