50 кобыл в багажнике: тест-драйв Skoda 110

4373 1 3
Помните знаменитую песню «Йожин с бажин» группы BanjoBand? Её герой едет в поход на «Шкоде-сто», но по дороге вынужден вступить в бой с этим самым страшным Йожином. Поверьте, Skoda 100 оказалась в тексте песенки не случайно: в свое время этот автомобиль был поистине народным, он по праву считался незаменимым помощником жителям страны и в то же время стойко переносил насмешки и пренебрежительное отношение. Простота удивительным образом сочеталась в нем с необычными конструкторскими решениями. Может, именно поэтому всего за несколько часов этот непритязательный и обаятельный автомобильчик влюбил в себя половину экипажей, приехавших познакомиться с историческими машинами на родину Skoda в предместья Млада-Болеслава.
 

Просто и гениально

История модели восходит к 1964 году, когда чехословацкое предприятие AZNP в городе Млада-Болеслав начало производство семейства седанов Skoda 1000/1000 MB. Автомобиль радикально отличался от предшественников не только задним расположением агрегатов – двигателя, коробки передач, дифференциала и выпускной системы, но и несущим кузовом. Это позволило снизить массу и добиться приемлемой динамики даже со слабеньким 42-сильным двигателем объемом 988 см³. Skoda 1000 MB разгонялась до 120 км/ч и потребляла в среднем 7-8 л бензина на 100 км, что для середины 60-х годов считалось весьма неплохим результатом.

Среди других особенностей упомянем полностью независимые подвески, двигатель жидкостного охлаждения с блоком из алюминия и чугунной головкой и полностью синхронизированную четырехступенчатую коробку передач. Все перечисленные конструкторские решения перекочевали и на серию 100/110, сменившую «тысячную» модель в 1969 году, и далее на гамму 105/120. Интересно, могли ли чешские инженеры тогда предполагать, что найденные решения продержатся на автомобилях вплоть до 1989 года, когда последняя заднеприводная Skoda уступила место хэтчбеку Favorit?

Skoda110 голубой сбоку

Skoda110 голубой фары Skoda110 голубой фонари

Модель была по-настоящему народной в Чехословакии: за восемь лет с 1969 по 1977 годы изготовили 1 079 708 экземпляров Skoda 100/110. Для небольшой европейской страны это огромный тираж. И всё же из-за слабосильности двигателя и посредственной динамики машину часто награждали снисходительными эпитетами. Советским же автолюбителям автомобиль знаком по публикациям в переводном журнале Мотор-Ревю, распространявшемся в СССР ограниченным тиражом.

Skoda110 голубой колеса Skoda110 голубой шильдик

Skoda110 голубой сзади (2)

С «сотым» семейством Шкоды мы знакомимся на примере люксовой модификации Skoda 110LS, которая была одним из участников исторического ралли, организованного компанией Skoda в Чехии.

Skoda110 голубой

Обаяние скромности

Облик «сотки» немного наивен. Вероятно, такое впечатление возникает из-за своеобразного дизайна передка с крупными фарами и выпуклой панелью без решетки радиатора. Однако видно, что дизайнеры изо всех сил старались придать автомобилю индивидуальный внешний вид в рамках ограничений, диктуемых архитектурой кузова, доставшейся в наследство от Skoda 1000 MB, и скромным бюджетом. И не будем скрывать, «сотка» вышла запоминающейся.

Skoda110 голубой передняя часть

Наша машина выпущена в 1973 году и отличается сдвоенной оптикой, вызывающей ассоциации с легендарными раллийными болидами 130 RS. А индекс 110 говорит о том, что на этой версии установлен более мощный двигатель рабочим объемом 1 107 см³, развивающий целых 52 л.с. Базовая Skoda 100, напомним, комплектовалась 46-сильным литровым мотором.

Skoda110 двигатель

Заглянув в моторный отсек, поражаюсь простоте. Двигатель с коробкой, радиатор, отопитель – вот, собственно, и все крупные узлы. Свободного пространства много, поэтому предположу, что ремонтировать автомобиль очень легко. Багажник у Шкоды спереди, объем стандартен для автомобилей малого класса того времени, но часть полезного пространства съедена бензобаком и запаской, расположенной под фальшполом.

Skoda110 багажник

Салон по даже по стандартам 70-х годов выглядит аскетично. Жесткий пластик панелей, грубый кожзам сидений и карт дверей, минимум регулировок, простейшая панель приборов – спидометр, указатель топлива и температуры да несколько контрольных ламп — не позволяют всерьез рассуждать об эргономике. Впрочем, достаточно длинная для этого класса автомобилей колесная база в 2,4 м и заднее расположение двигателя обеспечивают приемлемый запас пространства для задних пассажиров. Центральный тоннель едва выступает, пол почти ровный. Однако передним седокам придется мириться с тем, что половину пространства для ног занимает вдающаяся в салон колесная арка. Применительно к шоферскому месту это означает, что блок педалей смещен вправо, и за рулем приходится сидеть вполоборота. Особенно это касается водителей выше среднего роста.

1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8

Между сиденьями рядом с ручником – два рычажка. Владелец объясняет, что один из них заведует опережением зажигания, другой — воздушной заслонкой карбюратора, «подсосом». За ними – подковообразный металлический пруток. Оказывается, это не что иное как ответная часть защелки ремней безопасности, причем оба передних ремня предполагается застегивать на одну скобу!

Skoda110 Skoda110

Еще одно упрощение – глухие боковые стекла в задних дверях. Кстати, на предыдущем поколении заднемоторников Skoda 1000 MB с такой же архитектурой кузова заднюю часть салона можно было проветрить с помощью треугольных форточек дверей. Почему от них отказались позже, учитывая расположенный за сиденьем горячий двигатель? Ничем иным кроме тотальной экономии объяснить это нельзя. Вообще, упрощения свойственны многим автомобилям социалистических стран, которые продавались в частные руки. Поэтому на фоне Шкоды наши Жигули и Москвичи представали весьма комфортабельными и скоростными автомобилями. Но в Skoda семейства 100/110 простота возведена конструкторами в абсолют.

Skoda110 голубой сбоку

Не стоит забывать, что и требования к автомобилям в те годы были несколько иными. Например, считалось, что семейному автомобилю совершенно не обязательно иметь высокую устойчивость и управляемость, а ресурс и ремонтопригодность ценились выше других качеств.

Регулирую кресло, устраиваюсь за рулем, тяну рычажок подсоса вверх. Пуск! Где-то за спиной заурчал двигатель, дрогнули стрелки приборов. Напрашивающиеся сравнения с Запорожцем отметаю сразу – мотор работает намного тише, вибрации почти не передаются на кузов. Разгон вполне ожидаемый для пятидесятисильной машины, сильно раскручивать двигатель нет надобности – ровная тяга в основном диапазоне оборотов сразу же настраивает на размеренный режим движения.

Skoda110

Если говорить о динамике, то небольшая мощность в сочетании с легким кузовом (сухая масса всего 808 кг) позволяла Шкоде выступать на уровне мировых образцов подобного класса.

Передачи включаются четко, с избирательностью все в порядке. Кстати, четвертая передача здесь не прямая, а слегка повышающая, с числом 0,96:1. Полностью независимая пружинная подвеска неплохо отрабатывает неровности, а в затяжных поворотах, как и любая заднемоторная машина, Skoda 110 ведет себя своеобразно, ненавязчиво стремясь к внешней части виража.

Skoda110 голубой на трассе

К счастью, довольно легкое рулевое управление позволяет без труда корректировать движение, и если бы не великоватый люфт, на эти нюансы не стоило бы обращать внимания. Тормоза классической конструкции – спереди дисковые, сзади барабанные — естественно, без усилителя, обеспечивают стабильное замедление.

Skoda110 голубой в движении

После нескольких часов за рулем Skoda 110 появляется ощущение усталости. Жаркая погода, посредственная вентиляция, жесткие сиденья, потребность просчитывать каждое действие за рулем, конечно же, утомляют. Когда задумываешься, что, по сути, в 70-е годы этот чудаковатый седан был единственным чешским доступным автомобилем на все случаи жизни, проникаешься уважением к выносливости не только людей, но и техники. Расставаться с машиной не хочется, есть в ней какое-то уютное обаяние и особенный характер — качества, которых зачастую недостает современным машинам.

* * *

По возвращении из Чехии решил посмотреть, как обстоят дела со старыми Шкодами на рынке олдтаймеров. Оказалось, что сегодня в России Skoda 100/110 почти не найти, живые экземпляры можно пересчитать по пальцам.

Skoda 110
Краткие технические характеристики
Габариты ( Д / Ш / В ), мм
4 140 / 1 615 / 1410
Мощность, л.с. при об/мин
52 / 4 650
Максимальная скорость, км/ч
130
Крутящий момент, Нм
87 / 3 500
Объем бака, л
32
Колесная база, мм
2 400

Во времена социализма эти машины не продавались в СССР, а когда открылся железный занавес, и в страну хлынул поток подержанных иномарок, простенькая Skoda не вызывала интереса у наших сограждан, особенно в сравнении с техникой «загнивающего Запада». Однако остается возможность приобрести этот образец чешской автомобильной школы на родине в Чехии.

Цена на экземпляры в хорошем состоянии, которыми не зазорно пополнить коллекцию или принять участие в ретро-мероприятиях, составляет 100 000 – 160 000 крон (приблизительно 300 000 – 500 000 рублей), что по меркам мира олдтаймеров более чем доступно. А впечатления от вождения нетривиального заднемоторного автомобиля будут оставаться в памяти после каждой поездки.

Skoda110 голубой сзади

Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Спереди напоминает Chevrolet Corvair второго поколения, сзади это наш Москвич-2140, а в профиль немного Renault 8/10.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

1728 1 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

1848 2 0
Статьи / Авто Недели
Самый большой в мире: стоит ли покупать Ford Excursion за миллион рублей

На прошлой неделе мы обратились к концепции очень маленького автомобиля с внедорожными возможностями, выбирая Mitsubishi Pajero Mini. Сегодня мы ударимся в другую крайность: подумаем о покупке самого большого серийного…

7005 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7359 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5989 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8332 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46952 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35471 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17794 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30231 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23112 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5912 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59123 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43343 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15970 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74647 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56482 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52842 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?