Чур, я сверху: тест-драйв автобуса MAN SD200

7279 0 0
Самая интересная часть любого тест-драйва – это непосредственно поездка за рулём. Но в этом автобусе наиболее увлекательным оказалось не крутить «баранку», а сидеть на втором этаже и смотреть на маленьких людишек и их игрушечные машинки. Обзор сверху так хорош, что невольно мысленно уносишься в туманные дали. Настолько туманные, что там становятся видны и прошлое этого автобуса, и даже его будущее.

Тяга к стандарту

Красные двухэтажные автобусы-даблдекеры AEC Routemaster давно стали символом Лондона, а вот о немецких родственниках обычно знают мало. А зря, ведь и тут «многоярусное автобусостроение» было развито не хуже, чем в Великобритании. В основном на рынке было представлено четыре производителя: Büssing, MAN, Magirus и Mercedes-Benz. Все они, конечно, со своими задачами справлялись, строили качественно, но вот только транспортным предприятиям, эксплуатирующим и обслуживающим эту технику, приходилось нелегко: автобусы были разнотипными, и у немцев, привыкших к порядку, просто иногда перегревались мозги.

На фото: AEC Routemaster '1954–68

На фото: AEC Routemaster ‘1954–68

И тогда Verband öffentlicher Verkehrsbetriebe (даже не буду пытаться написать транскрипцию, но по-русски это «Объединение компаний общественного транспорта») решило положить конец автобусному разгильдяйству, введя единый стандартный тип автобуса. Отныне все немецкие автобусы должны были иметь одинаковые пассажирские салоны, кресла и окна. Максимально похожими должны были быть и рабочие места водителей. 

Вооружившись новыми нормативами, опытом и желанием заработать, Berliner Verkehrsbetriebe и MAN принялись за проектировку нового стандартного автобуса совместно. Казалось бы, причём тут этот самый Berliner Verkehrsbetriebe? Притом, что он и был первым перевозчиком, получившим в пользование новый автобус MAN SD 200 Gaubschat (SD73) в 1974-ом, через год после первого показа автобуса на Франкфуртском автосалоне.

На фото: MAN SD 200 Gaubschat (SD73) '1973

На фото: MAN SD 200 Gaubschat (SD73) ‘1973

Как видно из названия, кузовом занималась фирма Gaubschat, в качестве шасси использовали продукцию MAN. Таких автобусов было построено всего два, и именно с них начинается эпоха двухэтажных MAN SD200. SD означает Standart Doppeldeckerbus, что переводится как «стандартный двухпалубный автобус».

Почти в это же время постройкой кузовов занималась ещё одна фирма – Büssing. Там ребята напряглись и сделали аж три автобуса. Основным же поставщиком кузовов стал Waggon Union GmbH, который и произвёл большую часть автобусов – более семисот штук. Работали они с 1974-го до самого последнего года производства MAN SD200 – по 1985 год. И наш сегодняшний автобус как раз этого производителя и этого же последнего года выпуска. Как он оказался в Петербурге? О, это целая история!

DSC_0012

Необычному человеку – необычный автобус

Я ни разу не видел ни одного нормального творческого человека. Все они немного того, ненормальные то есть. При этом некоторые – абсолютно невыносимые, а некоторые, наоборот, притягивают к себе. Мне очень повезло, что нынешний владелец автобуса, Владимир Никифоров, относится ко второму типу творческих людей.

Даже несмотря на то, что он художник и занимается самыми различными ремёслами, человек он абсолютно адекватный, в меру бородатый и жизнерадостный. Собственно, поэтому ему и понадобился автобус. Владимир – руководитель сети творческих студий MASTERKLASS. В студии занимаются не только дети, но и взрослые. И тем и другим иногда неудобно добираться до неё, где бы она ни располагалась. И тогда пришла идея сделать передвижное место встреч. Идея, в общем-то, не новая: такие студии на колёсах есть в Москве. Почему бы не сделать такую же и в Питере? Владимир специально для этого выучился на категорию D и стал искать подходящее транспортное средство.

DSC_0014

Скоро выяснилось, что обычный автобус не подойдёт: учитывая, что в нём надо будет не только ездить, но и работать, места оказывается маловато. И тогда Владимир принялся за поиски двухэтажного автобуса. Первый нашёлся быстро, в Петербурге. Но он был частично разобран, разукомплектован, а цену за него просили высокую. Прикинув, сколько ещё придётся вложить в покупку, от этого приобретения пришлось отказаться. Точно такой же МАН удалось найти в Барнауле, где он работал на обычном городском маршруте. Решив вопрос с деньгами, Владимир полетел в Барнаул.

Встретили его так хорошо, что даже за два дня провели техобслуживание автобуса: заменили масло в двигателе, прошприцевали подвески, заменили шкворни и жидкость в АКПП.

Теперь представьте всю сложность ситуации: от Барнаула до Петербурга около 4 500 километров, категория D есть, но практики вождения автобусов нет (как и хорошего знания техники). Пришлось ехать одному на тридцатилетнем автобусе, периодически попадая и в метель, и в дождь… Причём до этого момента автобус не меньше года просто стоял и не ездил вообще никуда. Не всякий бы решился, если честно. А Владимир поехал.

DSC_0013

Трансмиссия
коробка-автомат
Voith DIWA D85 1.2

«Оквадраченная» временем резина не давала ехать быстрее 40-45 км/ч, приходилось регулярно съезжать на обочину, чтобы пропустить копившийся сзади транспорт. Между Новосибирском и Омском полыхнул предпусковой подогреватель, затем ушла в аварийный режим коробка, и скорость упала до 20 км/ч. В Омске коробку смогли отремонтировать всего за пару часов, но в Тюмени пришлось опять стоять: разбушевалась метель с мокрым снегом, и ехать было практически невозможно. На трассе Пермь-Ижевск обнаружилась склонность МАНа дымить тормозными колодками, но это была уже мелочь.

Выехал Владимир из Барнаула 18 апреля, а в Питер попал праздничным утром 9 мая. «Безумству храбрых поем мы песню», как говаривал иногда Максим Горький.

Четыре метра над уровнем дороги

Первое, что мы замечаем, это высота автобуса. Она составляет почти 4 метра, но и остальные габариты не маленькие: 11,5 метра в длину и 2,5 в ширину. Был бы автобус одноэтажным, малышом бы тоже не казался. Прежде чем заходить в салон, осмотрим его снаружи.

DSC_0008

Двигатель
дизель 11,4 л MAN D2566 UH, 200 л. с.

За всё время производства кузов неоднократно ремонтировался – в основном, конечно, по мелочам. Экстерьер не изобилует декоративными элементами, поэтому весь автобус кажется не то, чтобы скучным, но вполне простым и утилитарным. Попробуем открыть отсеки, расположенные снаружи, и посмотреть, что в них спрятано.

Так как мотор расположен сзади, то под крышкой между фар можно увидеть только элементы системы охлаждения и справа от радиатора – редуктор рулевого управления. К нему можно подобраться и через правый боковой люк. По правому борту расположена и вся электрика, причём обратим внимания на провода: они с немецкой аккуратностью промаркированы, что в случае ремонта здорово облегчает поиск нужного провода. Тут же расположены и отсеки с аккумуляторами и предпусковым подогревателем. Кстати, на его крышке ещё чуть заметны следы пожара, случившегося по дороге.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Доступ к двигателю сзади есть, но гораздо лучше его можно рассмотреть через люк в полу салона. Здесь трудолюбиво ворочает коленвал своими поршнями рядный шестицилиндровый дизель MAN D2566 UH, объём которого составляет 11,4 л. Выдаёт он 200 л. с. и 740 Нм крутящего момента. Вроде бы много, но с поправкой на массу, если честно, не очень.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Заодно заглядываем в соседний люк в полу. Там мы видим коробку-автомат и сразу же безошибочно определяем её марку – это Voith DIWA D851.2 (шучу, ничего я там на глаз определить не смог, подсмотрел в руководстве). Это классический трёхступенчатый гидромеханический агрегат, вполне выносливый. Ну и уж коли мы уже попали в салон, рассмотрим и его.

DSC_0056

Да, тут чувствуется суровая барнаульская рука. Идентифицировать установленные сиденья не удалось, но они уже точно не «родные». Лестницы сзади тоже быть не должно, а вот передняя, «родная», заводская лестница сохранилась в первозданном виде.

Напомню: мы находимся в передвижной мастерской, поэтому без перепланировки тут не обойтись. Мало того, иногда тут сзади может стоять даже гончарный круг, ремёсла-то бывают разные.

Синтез барнаульско-немецкого наследия здесь феерический. Остались и оригинальные таблички, и план маршрута по Барнаулу, и световые табло, и непонятного происхождения цветные нашлёпки на потолке. Но не будем грустить по этому поводу: 31 год – это серьёзный возраст, а автобус вполне живой.

1 / 2
2 / 2

На втором этаже стоя не покатаешься: потолок низкий, да и правилами это запрещено. Зато прежде чем рулить самому, занимаю место в первом ряду второго этажа и катаюсь с «личным водителем». Красота! Обзор, простор, ощущение свободы. Интересно, как сделана вентиляция: верхние стёкла окон неподвижны, но между ними есть зазор. Хочешь-не хочешь, а вентиляция осуществляется, самая что ни на есть принудительная.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Ещё тут когда-то был настоящий перископ! Эта система позволяла наблюдать водителю за тем, что происходило на втором этаже.

За рулём автобуса

Чтобы попасть за руль, открываем металлический барьерчик, потом – меленькую дверь около кресла. Передняя часть этой перегородки выполняет функции регулировки количества воздуха, поступающего из печки. Садимся на водительское место и осматриваемся.

DSC_0086

Педали тут три, хотя коробка автоматическая – как на Белазе, но смысл конструкции иной. Та, что под левой ногой, нужна для открытия и закрытия дверей. Эта же функция дублируется и кнопками на панели. Кнопки конструкторы МАНа очень любили: ими не только открывают и закрывают двери, но и запускают и останавливают двигатель, включают свет, отопители и даже переключают передачи АКПП. Попробуем и мы понажимать на эти кнопочки.

1 / 2
2 / 2

Звук двигателя слышен вполне внятно, но не раздражает, он мягкий и ровный. Осматриваемся в зеркала. Обзор хороший, хотя если передняя дверь открыта, то в правое зеркало почти ничего не видно. Но ездить с открытыми дверьми всё равно нельзя, поэтому это замечание откидываем как неорганизованное.

Смотрим на приборы. Слева видим два манометра тормозных контуров, затем – указатели уровня топлива, давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Под спидометром – механический тахограф. Больше я на приборы не смотрел, сосредоточившись на вождении.

1 / 3
2 / 3
3 / 3
Тест-драйвы / Подержанные авто
Иномарка для советских граждан: тест-драйв автобуса Икарус-256

От кареты до модульной конструкции Слово «икарус», как уже многие догадались, происходит от имени древнегреческого героя Икара, который вместе с отцом Дедалом убегал с острова Крит по воздуху...

36440 3 38

Помнится, мы как-то ездили на Икарусе 256. Ощущения очень похожие: большая старая иномарка. Всё работает, комфорта даже чуть больше, чем на некоторых современных автобусах. Но, в отличие от Икаруса, тут есть «автомат». Кнопкой можно задать диапазон переключений передач: «1» – только первая передача, «2» – первая и вторая, «3» – соответственно, все три. Жаль, что нет кнопки «4», она бы тут не помешала.

Само собой, кататься с АКПП намного приятнее, если бы не одно но: очень тугие педали тормоза и особенно газа. Так как двигаться МАН начинает сразу после отпускания педали тормоза, при частых остановках и маневрировании приходится часто давить на тормоз и газ, отчего скоро рука тянется к коленке, помочь поднажать.

И всё же управлять этим автобусом гораздо проще, чем многими другими. У МАНа очень длинные свесы, но короткая база (всего 5,6 метра), поэтому с манёвренностью всё в порядке. В поворотах кренов минимум, и это несмотря на второй этаж и пневмоподвеску.

Отдельную песню спою тормозам. Обычно на старой технике пневматические тормоза бывают чуточку непредсказуемыми: сначала при нажатии на педаль тормоза ничего не происходит, а потом может произойти так резко, что клюёшь в руль носом. Тут тормоза работают почти как на легковой машине: мягко, нежно и ожидаемо.

Динамика не поражает. 200 л. с. и три передачи 30-летнего «автомата» не предполагают активной езды. Да она, наверное, и не нужна городскому автобусу. Гораздо приятнее встретить на этой технике эдакую деликатность, которую не ждёшь от двухэтажного автобуса, полная масса которого может доходить до 12,5 тонн. Кстати, расход топлива тоже не мал: на сто километров автобус может «скушать» до 47 литров солярки.

DSC_0051

Что будет дальше?

Переоборудование автобуса ведётся постоянно. Кое-что уже сделано, но впереди ещё много работы. Хотелось бы поставить кондиционеры (в солнечную погоду летом на втором этаже бывает жарко), сделать чуть более приспособленным к творчеству салон, закончить рабочие места, сделать некоторые бытовые удобства (если вы поняли, о чём я), чуточку перепланировать пространство. Но и сейчас его уже можно встретить на улицах города. Увидите – заходите смело, внутри этого «классбуса» всегда интересно!

DSC_0020

Выражаем благодарность компании «АвтоБулл» и лично Ивану Фёдорову за помощь в подготовке материала.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
От торговой войны Трампа с Китаем страдают Mercedes и BMW: запуск X7 под угрозой

Угрозы стали реальностью: Китай ввел огромные пошлины на импорт автомобилей из США. Вот только страдают из-за этого отнюдь не американские бренды: под ударом оказались Mercedes-Benz, BMW и Volvo, и их дальнейшая…

468 0 0
Новости / В России
Завод Peugeot-Citroen в Калуге: новая модель, двигатель на конвейере и полноприводный SpaceTourer 4×4!

О запуске новых производственных проектов на калужском заводе менеджмент ПСМА Рус официально объявит осенью. Событие, очевидно, будет приурочено к подписанию Специального инвестиционного контракта (СпИКа) с…

3292 1 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе стоит купить, Kia Rio или Skoda Rapid?

Компактные представители В-класса являются весьма ходовым товаром на первичном рынке. В битве за не самый толстый кошелёк потенциального покупателя в России сражается с десяток конкурентов. Мы уже предлагали вам…

19277 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: детские болезни автомата и задиры в цилиндрах

В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не…

1703 10 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: кузов на клею и проблемы вентиляции

В 90-е корейские машины в России вообще не вызывали интереса, а в “нулевые” считались откровенно второсортными. Всё изменилось в 2010 году, когда в прессе появились сообщения о том, что на российский рынок выходит…

5417 23 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Тебе повезло, ты не такой, как все: покупаем Toyota Camry XV50 за миллион рублей

Она не ломается. В 3,5-литровой ипостаси её ненавидят все бээмвэшники. Она – сбывшаяся мечта «персональщика» и сотрудников различных ФГУПов. Она, наконец, синоним престижа для всех, кто водит южнее 50-й параллели. Есть у…

11331 7 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

23809 1 3
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13521 7 7
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

14637 5 9
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73816 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14415 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10407 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9880 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8562 0 0
Статьи / Военная техника
Что новенького НАТО нам готовит: обзор военных автомобилей на салоне Eurosatory-2018

Несмотря на политический кризис в Западной Европе, проливные дожди и наводнения, глобальную забастовку и транспортный коллапс, близ Парижа, вдали от посторонних глаз, состоялся Международный салон сухопутных вооруженных…

5618 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

375973 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

251589 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116319 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?