Чур, я сверху: тест-драйв автобуса MAN SD200

7598 0 0
Самая интересная часть любого тест-драйва – это непосредственно поездка за рулём. Но в этом автобусе наиболее увлекательным оказалось не крутить «баранку», а сидеть на втором этаже и смотреть на маленьких людишек и их игрушечные машинки. Обзор сверху так хорош, что невольно мысленно уносишься в туманные дали. Настолько туманные, что там становятся видны и прошлое этого автобуса, и даже его будущее.
 

Тяга к стандарту

Красные двухэтажные автобусы-даблдекеры AEC Routemaster давно стали символом Лондона, а вот о немецких родственниках обычно знают мало. А зря, ведь и тут «многоярусное автобусостроение» было развито не хуже, чем в Великобритании. В основном на рынке было представлено четыре производителя: Büssing, MAN, Magirus и Mercedes-Benz. Все они, конечно, со своими задачами справлялись, строили качественно, но вот только транспортным предприятиям, эксплуатирующим и обслуживающим эту технику, приходилось нелегко: автобусы были разнотипными, и у немцев, привыкших к порядку, просто иногда перегревались мозги.

На фото: AEC Routemaster '1954–68

На фото: AEC Routemaster ‘1954–68

И тогда Verband öffentlicher Verkehrsbetriebe (даже не буду пытаться написать транскрипцию, но по-русски это «Объединение компаний общественного транспорта») решило положить конец автобусному разгильдяйству, введя единый стандартный тип автобуса. Отныне все немецкие автобусы должны были иметь одинаковые пассажирские салоны, кресла и окна. Максимально похожими должны были быть и рабочие места водителей. 

Вооружившись новыми нормативами, опытом и желанием заработать, Berliner Verkehrsbetriebe и MAN принялись за проектировку нового стандартного автобуса совместно. Казалось бы, причём тут этот самый Berliner Verkehrsbetriebe? Притом, что он и был первым перевозчиком, получившим в пользование новый автобус MAN SD 200 Gaubschat (SD73) в 1974-ом, через год после первого показа автобуса на Франкфуртском автосалоне.

На фото: MAN SD 200 Gaubschat (SD73) '1973

На фото: MAN SD 200 Gaubschat (SD73) ‘1973

Как видно из названия, кузовом занималась фирма Gaubschat, в качестве шасси использовали продукцию MAN. Таких автобусов было построено всего два, и именно с них начинается эпоха двухэтажных MAN SD200. SD означает Standart Doppeldeckerbus, что переводится как «стандартный двухпалубный автобус».

Почти в это же время постройкой кузовов занималась ещё одна фирма – Büssing. Там ребята напряглись и сделали аж три автобуса. Основным же поставщиком кузовов стал Waggon Union GmbH, который и произвёл большую часть автобусов – более семисот штук. Работали они с 1974-го до самого последнего года производства MAN SD200 – по 1985 год. И наш сегодняшний автобус как раз этого производителя и этого же последнего года выпуска. Как он оказался в Петербурге? О, это целая история!

DSC_0012

Необычному человеку – необычный автобус

Я ни разу не видел ни одного нормального творческого человека. Все они немного того, ненормальные то есть. При этом некоторые – абсолютно невыносимые, а некоторые, наоборот, притягивают к себе. Мне очень повезло, что нынешний владелец автобуса, Владимир Никифоров, относится ко второму типу творческих людей.

Даже несмотря на то, что он художник и занимается самыми различными ремёслами, человек он абсолютно адекватный, в меру бородатый и жизнерадостный. Собственно, поэтому ему и понадобился автобус. Владимир – руководитель сети творческих студий MASTERKLASS. В студии занимаются не только дети, но и взрослые. И тем и другим иногда неудобно добираться до неё, где бы она ни располагалась. И тогда пришла идея сделать передвижное место встреч. Идея, в общем-то, не новая: такие студии на колёсах есть в Москве. Почему бы не сделать такую же и в Питере? Владимир специально для этого выучился на категорию D и стал искать подходящее транспортное средство.

DSC_0014

Скоро выяснилось, что обычный автобус не подойдёт: учитывая, что в нём надо будет не только ездить, но и работать, места оказывается маловато. И тогда Владимир принялся за поиски двухэтажного автобуса. Первый нашёлся быстро, в Петербурге. Но он был частично разобран, разукомплектован, а цену за него просили высокую. Прикинув, сколько ещё придётся вложить в покупку, от этого приобретения пришлось отказаться. Точно такой же МАН удалось найти в Барнауле, где он работал на обычном городском маршруте. Решив вопрос с деньгами, Владимир полетел в Барнаул.

Встретили его так хорошо, что даже за два дня провели техобслуживание автобуса: заменили масло в двигателе, прошприцевали подвески, заменили шкворни и жидкость в АКПП.

Теперь представьте всю сложность ситуации: от Барнаула до Петербурга около 4 500 километров, категория D есть, но практики вождения автобусов нет (как и хорошего знания техники). Пришлось ехать одному на тридцатилетнем автобусе, периодически попадая и в метель, и в дождь… Причём до этого момента автобус не меньше года просто стоял и не ездил вообще никуда. Не всякий бы решился, если честно. А Владимир поехал.

DSC_0013

Трансмиссия
коробка-автомат
Voith DIWA D85 1.2

«Оквадраченная» временем резина не давала ехать быстрее 40-45 км/ч, приходилось регулярно съезжать на обочину, чтобы пропустить копившийся сзади транспорт. Между Новосибирском и Омском полыхнул предпусковой подогреватель, затем ушла в аварийный режим коробка, и скорость упала до 20 км/ч. В Омске коробку смогли отремонтировать всего за пару часов, но в Тюмени пришлось опять стоять: разбушевалась метель с мокрым снегом, и ехать было практически невозможно. На трассе Пермь-Ижевск обнаружилась склонность МАНа дымить тормозными колодками, но это была уже мелочь.

Выехал Владимир из Барнаула 18 апреля, а в Питер попал праздничным утром 9 мая. «Безумству храбрых поем мы песню», как говаривал иногда Максим Горький.

Четыре метра над уровнем дороги

Первое, что мы замечаем, это высота автобуса. Она составляет почти 4 метра, но и остальные габариты не маленькие: 11,5 метра в длину и 2,5 в ширину. Был бы автобус одноэтажным, малышом бы тоже не казался. Прежде чем заходить в салон, осмотрим его снаружи.

DSC_0008

Двигатель
дизель 11,4 л MAN D2566 UH, 200 л. с.

За всё время производства кузов неоднократно ремонтировался – в основном, конечно, по мелочам. Экстерьер не изобилует декоративными элементами, поэтому весь автобус кажется не то, чтобы скучным, но вполне простым и утилитарным. Попробуем открыть отсеки, расположенные снаружи, и посмотреть, что в них спрятано.

Так как мотор расположен сзади, то под крышкой между фар можно увидеть только элементы системы охлаждения и справа от радиатора – редуктор рулевого управления. К нему можно подобраться и через правый боковой люк. По правому борту расположена и вся электрика, причём обратим внимания на провода: они с немецкой аккуратностью промаркированы, что в случае ремонта здорово облегчает поиск нужного провода. Тут же расположены и отсеки с аккумуляторами и предпусковым подогревателем. Кстати, на его крышке ещё чуть заметны следы пожара, случившегося по дороге.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Доступ к двигателю сзади есть, но гораздо лучше его можно рассмотреть через люк в полу салона. Здесь трудолюбиво ворочает коленвал своими поршнями рядный шестицилиндровый дизель MAN D2566 UH, объём которого составляет 11,4 л. Выдаёт он 200 л. с. и 740 Нм крутящего момента. Вроде бы много, но с поправкой на массу, если честно, не очень.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Заодно заглядываем в соседний люк в полу. Там мы видим коробку-автомат и сразу же безошибочно определяем её марку – это Voith DIWA D851.2 (шучу, ничего я там на глаз определить не смог, подсмотрел в руководстве). Это классический трёхступенчатый гидромеханический агрегат, вполне выносливый. Ну и уж коли мы уже попали в салон, рассмотрим и его.

DSC_0056

Да, тут чувствуется суровая барнаульская рука. Идентифицировать установленные сиденья не удалось, но они уже точно не «родные». Лестницы сзади тоже быть не должно, а вот передняя, «родная», заводская лестница сохранилась в первозданном виде.

Напомню: мы находимся в передвижной мастерской, поэтому без перепланировки тут не обойтись. Мало того, иногда тут сзади может стоять даже гончарный круг, ремёсла-то бывают разные.

Синтез барнаульско-немецкого наследия здесь феерический. Остались и оригинальные таблички, и план маршрута по Барнаулу, и световые табло, и непонятного происхождения цветные нашлёпки на потолке. Но не будем грустить по этому поводу: 31 год – это серьёзный возраст, а автобус вполне живой.

1 / 2
2 / 2

На втором этаже стоя не покатаешься: потолок низкий, да и правилами это запрещено. Зато прежде чем рулить самому, занимаю место в первом ряду второго этажа и катаюсь с «личным водителем». Красота! Обзор, простор, ощущение свободы. Интересно, как сделана вентиляция: верхние стёкла окон неподвижны, но между ними есть зазор. Хочешь-не хочешь, а вентиляция осуществляется, самая что ни на есть принудительная.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Ещё тут когда-то был настоящий перископ! Эта система позволяла наблюдать водителю за тем, что происходило на втором этаже.

За рулём автобуса

Чтобы попасть за руль, открываем металлический барьерчик, потом – меленькую дверь около кресла. Передняя часть этой перегородки выполняет функции регулировки количества воздуха, поступающего из печки. Садимся на водительское место и осматриваемся.

DSC_0086

Педали тут три, хотя коробка автоматическая – как на Белазе, но смысл конструкции иной. Та, что под левой ногой, нужна для открытия и закрытия дверей. Эта же функция дублируется и кнопками на панели. Кнопки конструкторы МАНа очень любили: ими не только открывают и закрывают двери, но и запускают и останавливают двигатель, включают свет, отопители и даже переключают передачи АКПП. Попробуем и мы понажимать на эти кнопочки.

1 / 2
2 / 2

Звук двигателя слышен вполне внятно, но не раздражает, он мягкий и ровный. Осматриваемся в зеркала. Обзор хороший, хотя если передняя дверь открыта, то в правое зеркало почти ничего не видно. Но ездить с открытыми дверьми всё равно нельзя, поэтому это замечание откидываем как неорганизованное.

Смотрим на приборы. Слева видим два манометра тормозных контуров, затем – указатели уровня топлива, давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Под спидометром – механический тахограф. Больше я на приборы не смотрел, сосредоточившись на вождении.

1 / 3
2 / 3
3 / 3
Тест-драйвы / Подержанные авто
Иномарка для советских граждан: тест-драйв автобуса Икарус-256

От кареты до модульной конструкции Слово «икарус», как уже многие догадались, происходит от имени древнегреческого героя Икара, который вместе с отцом Дедалом убегал с острова Крит по воздуху...

37494 3 38

Помнится, мы как-то ездили на Икарусе 256. Ощущения очень похожие: большая старая иномарка. Всё работает, комфорта даже чуть больше, чем на некоторых современных автобусах. Но, в отличие от Икаруса, тут есть «автомат». Кнопкой можно задать диапазон переключений передач: «1» – только первая передача, «2» – первая и вторая, «3» – соответственно, все три. Жаль, что нет кнопки «4», она бы тут не помешала.

Само собой, кататься с АКПП намного приятнее, если бы не одно но: очень тугие педали тормоза и особенно газа. Так как двигаться МАН начинает сразу после отпускания педали тормоза, при частых остановках и маневрировании приходится часто давить на тормоз и газ, отчего скоро рука тянется к коленке, помочь поднажать.

И всё же управлять этим автобусом гораздо проще, чем многими другими. У МАНа очень длинные свесы, но короткая база (всего 5,6 метра), поэтому с манёвренностью всё в порядке. В поворотах кренов минимум, и это несмотря на второй этаж и пневмоподвеску.

Отдельную песню спою тормозам. Обычно на старой технике пневматические тормоза бывают чуточку непредсказуемыми: сначала при нажатии на педаль тормоза ничего не происходит, а потом может произойти так резко, что клюёшь в руль носом. Тут тормоза работают почти как на легковой машине: мягко, нежно и ожидаемо.

Динамика не поражает. 200 л. с. и три передачи 30-летнего «автомата» не предполагают активной езды. Да она, наверное, и не нужна городскому автобусу. Гораздо приятнее встретить на этой технике эдакую деликатность, которую не ждёшь от двухэтажного автобуса, полная масса которого может доходить до 12,5 тонн. Кстати, расход топлива тоже не мал: на сто километров автобус может «скушать» до 47 литров солярки.

DSC_0051

Что будет дальше?

Переоборудование автобуса ведётся постоянно. Кое-что уже сделано, но впереди ещё много работы. Хотелось бы поставить кондиционеры (в солнечную погоду летом на втором этаже бывает жарко), сделать чуть более приспособленным к творчеству салон, закончить рабочие места, сделать некоторые бытовые удобства (если вы поняли, о чём я), чуточку перепланировать пространство. Но и сейчас его уже можно встретить на улицах города. Увидите – заходите смело, внутри этого «классбуса» всегда интересно!

DSC_0020

Выражаем благодарность компании «АвтоБулл» и лично Ивану Фёдорову за помощь в подготовке материала.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
«Пигмей» и ГАЗ-61: первые советские внедорожники с американскими корнями

Основой легких армейских автомобилей по праву считается та самая известная «эмка» — легендарный 50-сильный заднеприводный седан ГАЗ М-1 и его производные версии, о которых мы уже рассказывали. Теперь перед вами статья об…

1388 0 0
Статьи / Тесты
Шестерни и синхроны: тест на знание автомобильных трансмиссий

Если вы уже успели проверить свои знания о двигателях внутреннего сгорания в целом  и дизелях в частности , то сегодня мы предлагаем вам окунуться в дебри шестерёнок, синхронизаторов и фрикционов. На этот раз наш тест…

1818 0 0
Статьи / Практика
Как завести автомобиль, если села батарейка в брелоке сигнализации?

Как быть, если вдали от цивилизации у вас «умерла» батарейка в брелоке сигнализации? Магазинов поблизости нет, запасной батарейки тоже, а пользоваться аварийной разблокировкой сигнализации через кнопку «valet» вы не…

37763 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

1861 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: радости оцинковки и коварный блок управления двигателем

Tribeca - модель для Subaru не очень удачная, если не сказать - провальная, как минимум на своем домашнем рынке в США, где японцы хотели потеснить конкурентов в сегменте семейных среднеразмерных SUV. Машина очень сильно…

1365 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz CLS-Class II c пробегом: новый V6 со старыми проблемами ГРМ и V8 c шансами на задиры

CLS второго поколения, отличающийся куда большим разнообразием версий в сравнении с первым (тут и полный привод, и даже универсалы), на поверку оказался машиной в целом не очень ломучей, однако требующей внимательного и…

2860 8 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

75447 19 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

49478 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

38549 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

33658 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24198 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6703 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60399 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16495 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15241 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

85357 1 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

76882 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

63400 4 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?