И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица

Буду краток: “Синяя птица” – это лучший ЗиЛ, на котором мне когда-либо приходилось ездить. И пусть попасть в него можно только через крышу, но оно того стоит. Глядя на этот автомобиль снаружи, я чувствовал что-то вроде суеверного трепета: вдруг эта огромная снаружи машина, которая позаимствовала агрегаты массового советского грузовика, окажется на ходу неповоротливым, вяло ползущим чудовищем с жуткой эргономикой, неуправляемым и жутко неудобным? Вот это было бы разочарованием, хотя и несколько ожидаемым. Но нет! Наверное, Нильс, летевший в Лапландию на спине гуся, не испытал такого восторга от своей птички. Ну всё, хватит эмоций. Нахмурим чело и посмотрим, что это за машина.

 

Славная семья КПЭМ

Многие, наверное, знают, что ЗиЛ-49061 был создан для поиска и дальнейшей перевозки спускаемых аппаратов (СА или «капсул»), которые нужны для возвращения космонавтов на Землю после полёта. Одним из стимулов к созданию таких машин стала неприятная ситуация, к в которую попали космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов в 1965 году. После спуска в глухой пермской тайге им пришлось два дня топать на лыжах к специально вырубленной лесниками делянке, где их смог забрать вертолёт. И это - после сложного полёта, в котором Леонов первым в истории побывал в открытом космосе.

В 1966 году была выпущена машина первого поколения ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка), оборудованная краном и платформой для перевозки спускаемого аппарата. А в 1972 году была сделана ПЭУ-1М, кузов которой был пассажирским и приспособленным именно для перевозки людей, а не СА.

ЗиЛ ПЭУ-1 '1966–73 с краном
ЗиЛ ПЭУ-1 '1966–73 с краном

На фото: ЗиЛ ПЭУ-1 '1966–73

ЗиЛ ПЭУ-1М '1972–79
ЗиЛ ПЭУ-1М '1972–79-2

На фото: ЗиЛ ПЭУ-1М '1972–79

Первый прототип машин второго поколения ПЭМ был готов ещё в 1971 году, но производство началось в 1975-м. И опять это была не одна машина, а комплекс из трёх: наш ЗиЛ-49061 назывался ПЭМ-1 и был пассажирским, ЗиЛ-4906 - это ПЭМ-2 (у него вместо кузова-салона стоял кран и ложемент под “капсулу”), а третья машина в составе комплекса КПЭМ - это вездеход со шнековым движителем ПЭМ-3 (ЗиЛ-29061). Почему колёсные машины получили прозвища “Синяя птица” - доподлинно неизвестно, но это название, конечно, гораздо лиричнее прозаического ЗиЛ-4906, поэтому просим вашего позволения иногда называть ПЭМ-1 “Птицей”. Ну, красиво же, ей-богу!

ЗиЛ-4906 Синяя Птица '1975–91 в воде
На фото: ЗиЛ-4906 Синяя Птица '1975–91

Утверждение, что КПЭМ выезжают на место посадки своим ходом, ошибочно. Они базируются (всего сейчас их десять единиц 4906 и 49061) под Челябинском, а на место предполагаемой посадки их перевозят самолётом АН-12. И уже на месте приземления СА начинается их работа.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица три четверти
ЗИЛ-49061 Синяя Птица правое зеркало (2)
ЗИЛ-49061 Синяя Птица задний фонарь
ЗИЛ-49061 Синяя Птица противотуманки
ЗИЛ-49061 Синяя Птица правый винт

Шестилапые

Начнём, пожалуй, с того, почему у машины шесть колёс, и как они работают.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица колесо

Задача перед конструкторами стояла сложная: нужно было сделать не только проходимый автомобиль, но ещё и плавающий. Причём достаточно лёгкий, но вместительный. Огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают плавучесть, хотя, конечно, основное водоизмещение даёт кузов-лодка, сделанный из стеклопластика. Шесть колёс позволяют ездить по пересечённой местности, а возможность их стравить - по грунтам, не выдерживающим большое удельное давление.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица маркировка шины

Так как габариты машины несколько поражают воображение (особенно длина в девять метров), то управляемыми пришлось делать колёса передней и задней осей. Отметим интересную особенность нашей машины: у неё в рулевом управлении нет жёсткой механической связи между передними и задними колёсами. А вот на более поздних машинах для устранения рассинхронизации углов поворота тяги всё-таки проложили.

ЗИЛ-49061 Синяя птица вид сбоку

Теперь перейдём к ещё более интересному вопросу: как все эти колёса крутятся? То есть, к трансмиссии.

Двигатель
V8, ЗиЛ-130, 150 л.с.

Коробка передач тут стоит практически такая же, как у ЗиЛ-130. Отличия - в удлинённом вале под двухдисковое сцепление активного автопоезда ЗиЛ-137 с колёсной формулой 10х10. А вот всё после КПП - уникальное, сделанное специально для ПЭМ. Здесь стоит бортовой блокированный привод всех колес, то есть, все три колеса одного борта всегда вращаются вместе, приводимые в действие карданами. Вполне очевидно, что блокировка тут может быть только одна - межбортового дифференциала. Единственный планетарный дифференциал в раздаточной коробке нужен для блокировки, обеспечивающей одинаковую скорость вращения всех шести колёс при сложных дорожных условиях. Ну и, конечно, есть у ЗиЛа и колёсные редукторы.

А что там с двигателем? Наверняка у этого монстра где-то внутри стоит мотор, вызывающий потоки завистливых слёз Безумного Макса? А вот и нет. В ПЭМ-1 работает практически обычный V8 ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с. Правда, собирали моторы для “Птицы” не на конвейере. В процессе сборки конвейерных моторов отдельно обрабатывают картер сцепления и блок, а для моторов ПЭМ добавили ещё одну операцию - совместную обработку картера сцепления и блока с одновременной проверкой их на соосность. Кроме того, сам “колокол” здесь тоже не от ЗиЛа-130, а от всё того же ЗиЛа-137.

И ещё одно отличие - в приводе спидометра. Тут есть выход для датчика тахометра, которого нет на ЗиЛ-130. Впрочем, это - всё то немногое, что отличает серийный мотор от мотора “Синей птицы”.

Кузов машины, как я уже говорил, сделан из стеклопластика. Для зиловцев этот материал к середине 60-х был уже знаком, так что кузов получился очень неплохим. Правда, сегодня он утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел. К сожалению, с возрастом эпоксидная смола, соединяющая многочисленные слои кузова, утратила эластичность. И если на испытаниях кузов ЗиЛа легко и непринуждённо валил деревья в руку толщиной, то сегодня кузов приходится беречь. Впрочем, беречь “Синюю” птицу” - вещь обязательная в любом случае.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица спереди

Интересно сделано крыло, которое идёт вдоль борта. Оно откидное. Его трудно сломать в кустах или лесу, но на воде его можно откинуть, и тогда получается мостик, по которому можно пройти вдоль всего борта. А вот пока они висят, как на фотографиях, они закрывают доступ к двум бензобакам, расположенным симметрично по обоим бортам.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица борт
ЗИЛ-49061 Синяя Птица левый борт
ЗИЛ-49061 Синяя Птица борт

А вот однозначного ответа на вопрос, зачем сзади висит баллон с азотом, получить не удалось. Наиболее распространённая версия - для продувки систем спускаемого аппарата после его посадки.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица баллон с азотом

Сзади у “Птицы” виднеется разъём для подключения электрики прицепа. Он типично авиационный, не такой, какие стояли на автомобилях. С авиацией ЗиЛ роднят и антенны-плавники.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица вид сзади на винты

А теперь давайте залезем на крышу. И не потому, что хотим гонять голубей, а потому что иначе нам в кабину просто не попасть: дверь есть только в заднем модуле, изолированном от кабины экипажа.

Я точно знаю, что некоторые водители не очень высоко ценят удобство посадки в бескапотные кабины грузовиков. По сравнению с удобством попадания в кабину “Синей птицы” все эти бескапотники - просто ложа театра. Тут надо сначала по колесу забраться на платформу позади кабины, с неё - на крышу, а уж оттуда через люк “провалиться” на сиденье водителя или пассажиров. А тем временем высота кабины - почти три метра. Понятно, что машина рассчитана на военных (именно так, Роскосмос и МЧС “птичками” обделили), они люди подготовленные. Гражданским туда лезть сложно. А может, и не нужно?

На крыше модуля с пассажирским салоном лежит швартовочный круг. Мало ли, вдруг СА придётся вытаскивать из воды? Вот тут при швартовке круг и поможет. А как раз между кабинами и расположен двигатель. Доступ к нему тоже организован здесь же. И он вполне удобен, что радует. Больше тут смотреть нечего, но прежде чем совать своё гражданское тельце в кабину, посмотрим, что творится у “Птицы” в пассажирском салоне.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица швартовочный круг

В утробе “Синей птицы”

Чтобы попасть в салон, нужно откинуть лестницу, закреплённую на задней стенке кузова. Поднявшись в отсек, захлопываем отпавшую от удивления челюсть и начинаем разбираться в этом богатстве.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица лестница

В общем-то, тут есть всё не только для короткой поездки, но и для довольно длительного путешествия. И, конечно, для оказания первой помощи. Даже капельницы, висящие на потолке, тут есть во всей своей стеклянной красе.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица капельница в кабине

Из видимых красот - переговорное устройство с кабиной экипажа, собственные отопитель и кондиционер, вполне удобные сиденья и шторки на окошках. Красиво и даже уютно (ещё бы фикус на подоконник, эх!).

Основная масса снаряжения находится под сиденьями. Тут лежат запас медикаментов, комплект медицинских шин, лётное зимнее обмундирование, носилки, грелки, термосы, запас воды, поильники и многое другое. Здесь с удобством могут разместиться семь человек. Но нам тут неинтересно, нам хочется за руль. Поэтому вылезаем из салона, прыгаем по колёсам и просовываемся в кабину экипажа (который, кстати, должен состоять из трёх человек).

ЗИЛ-49061 Синяя Птица кабина внутри сидения

Большую часть приборной панели занимают коротковолновые и ультракоротковолновые радиостанции, радиокомпасы и другие системы радионавигационного комплекса. Мы в них ковыряться не будем: нам интересна сама машина (а если честно, мы в них просто не разбираемся). И всё же отмечу, что у нас тут стоит ранний образец техники, на более поздних машинах радионавигационное оборудование другое, а экипаж “Птицы” может свободно поддерживать связь и с другими машинами ПЭМ, и с вертолётами, и с самими космонавтами. Но давайте пересядем на место водителя.

Кресло водителя отдельное, но на диване рядом могут спокойно сидеть два человека, а при желании - и три. Между сиденьями стоит рычаг КПП, который так же, как и руль, напоминает о “зиловском” происхождении амфибии. Но посадка вполне удобная.

Вообще рабочее место водителя получилось удивительно комфортным, таким непохожим на всё, что было создано сумрачным гением советского грузового автомобилестроения (взять тот же ГАЗ-52). Если не брать в расчёт специфику управления оборудованием машины, всё в кабине покажется знакомым любому, кто водил советский полноприводный грузовой автомобиль. Ну, например, ЗиЛ-131.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица руль

Да и приборы знакомы, разве что тормозная система гидравлическая, поэтому центральные места на приборке занимают не манометры пневматических контуров тормозов, а спидометр и манометр давления воздуха в шинах. Остальное - классика жанра: амперметр, указатель уровень топлива, давление масла в двигателе, температура охлаждающей жидкости и тахометр. Сигнальные лампочки показывают включение света, блокировку дифференциала, включение пониженного ряда раздаточной коробки. Ну, а теперь вытираем вспотевшие ладошки и щёлкаем два тумблера слева от рулевой колонки: выключатель “массы” и зажигание. Запускаем двигатель и - вперёд, "на поиски космонавтов".

Птица высокого полёта

В кабине “Птицы” кажется тише, чем в обычном ЗиЛ-130 или ЗиЛ-131. Наверное, из-за того, что мотор стоит за спиной. Но это ещё не всё. Сейчас я буду делать то, чего никогда раньше за всю карьеру не делал: лить патоку и пускать слюни на отечественную машину.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица спереди

Мне впервые не пришлось смотреть под ноги, примеряясь к педалям. Они стоят именно там, где должны стоять. Их высота, взаимное расположение и даже адекватность усилий на них идеальны, как попа молодой Дженнифер Лопес. Трогаемся с первой передачи, а дальше едем почти как на легковом автомобиле. Тут не надо постоянно топтать педаль сцепления (коробка синхронизированная) и даже не нужно напрягать руки при повороте руля: ГУР справляется с работой отлично.

Но самое интересное - это ощущение от работы независимой торсионной подвески. В вездеходах всегда трясёт, это практически неизбежно — и в больших, и в маленьких. Но тут при езде по просёлку я почувствовал, как боженька взял меня на руки и несёт по облачкам. Конечно, на бездорожье скорость скинуть придётся (хотя бы просто потому, что жалко из-за своих глупых амбиций гонять эту замечательную машину), да и техника езды там не предусматривает дрэг-рейсинга. Но на то оно и бездорожье.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица три четверти

На асфальте же набрать максимальную скорость в 75 км/ч не составляет вообще никакого труда, причём машина, масса которой больше девяти тонн, со скромным вроде бы мотором в 150 л.с. великолепно слушается руля, адекватно реагирует на педаль газа и тормоза. Хотя, конечно, на дороге больше приходится тормозить двигателем, но это, опять же, нормально для тяжёлой внедорожной техники.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица спереди

Полетав на “птичке” по дорогам и полям Подмосковья, нечаянно загоняю себя в сложную ситуацию: тупик с небольшой дорожкой вправо под большим уклоном вниз. Тут надо развернуться. Владелец амфибии, сидящий рядом, спрашивает:

  • Сами справитесь? Может, я?

Я понимаю его переживания. На его месте я бы вообще никого не пустил за руль такого чуда. Но перекладывать трудности на чужие плечи - не в моих правилах (вообще-то, в моих, но в тот раз было интересно).

Разворот в очень ограниченном пространстве на этом ЗиЛе мне казался ещё более отчаянным манёвром, чем прослеживание взглядом проходящей мимо девочки в короткой юбке в присутствии жены. То есть, смертельно опасным.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица вид спереди

И всё же сворачиваем направо, опустив кабину вездехода круто вниз. Теперь надо тронуться назад, не откатившись под уклон вперёд. Машина настолько легка в управлении, что сделать это удаётся чрезвычайно легко. Мало того: прекрасный обзор в зеркала и в передние и боковые стёкла с хорошо читаемыми габаритами позволяет сделать это без разрушения забора, стоящего в опасной близости. Ей-богу, тот, кто отвечал за управляемость и обзорность - чёртов гений! По-моему, на Lexus LX 450d привыкнуть к габаритам мне было намного сложнее.

* * *

Удивительно, но эти машины служат до сих пор. С момента выпуска последней амфибии прошло уже 27 лет, а ПЭМ-1 и ПЭМ-2 ещё работают. ПЭМ-3 практически не используют, но тоже поддерживают в рабочем состоянии. А теперь представьте, каким запасом прочности обладают эти машины! И те люди, которые обязаны сохранять их работоспособность даже несмотря на то, что завода ЗиЛ не существует уже много лет. Они заслуживают не меньшего уважения, чем сами амфибии и их конструкторы.

ЗИЛ-49061 Синяя Птица вид спереди (2)

В общем, срочно собирайте манатки и дуйте в космос. Чёрт с ними, с этими перигеями-апогеями, главное - покататься после возвращения на “Синей птице”. Это по-настоящему великолепный аккорд в космической балладе. Браво ему и, конечно же, бис.

Выражаем благодарность за предоставленную на тест-драйв машину межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
6 комментариев
21.04.2018 19:58
3152480@mail.ru

[decom_attached_image_1524329909211]

6

21.04.2018 19:59
3152480@mail.ru

[decom_attached_image_1524329968973]

4

21.04.2018 20:11
3152480@mail.ru

Привет, ребята! Был на ВДНХ 14.04.18. Водитель-испытатель Синей Птицы 1998-1993 гг. Участник сборки машин. Ном 88 и 83.

Гонял по Казахским степям машины Ном 41 и 71.

Участвовал в перегоне Синей на Камчатку для транспортировки в США в 1992 г.

С уважением к Вам и Вашим делам!

Железняк Вадим.

4

22.04.2018 00:04
Михаил

Добрый день! Мне говорили, что встретятся с Вами на ВДНХ. Жаль, что я не смог там присутствовать и встретиться лично. Но есть вероятность, что ещё не все возможности упущены).

1

21.04.2018 20:13
3152480@mail.ru

Контакт 3152480@mail.ru

1

22.04.2018 00:53
Семён Смирнов

Умеем же делать, умеем! Или умели?

2

Новые статьи

Популярные тест-драйвы