Читайте также

Сын неба: тест-драйв снегоболотохода Борей

17918 0 72

Сейчас уже невозможно сказать, кто построил самый первый вездеход на шинах сверхнизкого давления. Давно это было... Шло время, и неуклюжие самоделки с прижившимся названием «каракаты» дали толчок к развитию целого направления в конструировании транспортных машин, без которых трудно представить современную жизнь в Сибири и на Крайнем Севере. Лопасня, ТРЭКОЛ, Кержак, Петрович, Мамонтенок, Тром, Шерп, Шаман... Перечислять их можно долго. И все же то и дело шеренги «пневмоходов» пополняются новыми именами. Итак, знакомьтесь – Борей -3301.

 

Бог из Чернушки

Родиной героя нашего сегодняшнего рассказа стал городок со смешным названием Чернушка. Постойте, скажет эрудированный читатель, а какое отношение имеет бородатый бог северного ветра, сын бога звездного неба Астрея и богини утренней зари Эос, к городку, расположенному на самом юге Пермского края? И зачем в равнинно-холмистом Приуралье понадобились болотоходы? А все дело в том, что в Чернушке расположилось подразделение холдинга «Спецнефтетранс», занимающееся транспортным обслуживанием нефтяного гиганта – компании «Лукойл». Вот в недрах этой организации и родился Борей. Причины, заставившие эксплуатационников ринуться в пучину конструирования, совершенно понятны. О них мне рассказал главный инженер «Автодормашсервиса», дочернего общества холдинга «Спецнефтетранс», расположенного в г. Чернушка Пермской области, Олег Деткин.


Олег Деткин

главный инженер «Автодормашсервиса», дочернего общества холдинга «Спецнефтетранс», расположенного в г. Чернушка Пермской области

У нас в парке множество транспортных машин, от обычных Уралов и КАМАЗов до ТРЭКОЛов. Очень много гусеничной техники, от «газушек» ГАЗ -34039 и Бобр до сочлененных ДТ-30 Витязь и BV-206 Лось. Условия, в которых нам приходится осуществлять перевозки, самые различные, вплоть до экстремально тяжелых, когда проходимости полноприводных автомобилей уже не хватает. И вот тут возникают проблемы. ТРЭКОЛ, даже трехосные, имеют недостаточную грузоподъемность, да и надежность их оставляет желать лучшего. Остается гусеничная техника, но, во-первых, против нее активно протестуют экологи, а во-вторых, все гусеничные машины изрядно дороги в эксплуатации. Вот и пришли мы к тому, что самое правильное решение — самим строить для себя необходимую технику.


Выбор оружия

Дальнейший ход мысли конструкторов вполне понятен. Раз гусеницы отпадают, остаются пневматики сверхнизкого давления. Для вездеходов на пневматиках главный показатель — это давление на грунт. Серьезно увеличить грузоподъемность и полную массу машины, сохранив низкое давление, можно либо установив шины значительно большей ширины и диаметра, либо увеличив число осей. По первому пути в свое время пошли создатели Мамонтенка (кстати, по полной массе и грузоподъемности этот разработанный в Арктиктрансе вездеход был вполне сопоставим с Бореем). Но для него пришлось проектировать и заказывать на «Белшине» катки размерности 1 700х750х26, но любой малосерийный спецзаказ — это дорого. А ведь «Спецнефтетранс» уже получает в солидных количествах шины ТРЭКОЛ, 1 300х700х533! Значит, осей должно быть четыре.




Далее встает вопрос об управлении. Можно, конечно, сделать две управляемые передние оси, как на бронетранспортерах или четырехосных самосвалах. Но огромным колесам нужно как-то поворачиваться, а значит, придется либо заузить раму, стиснув пространство между колесами и обеспечив объемистые ниши, либо расставить колеса очень широко. Но есть ведь и другое решение – шарнирно-сочлененный транспортно-поворотный узел (в просторечии — «ломающаяся рама»). У этой схемы, естественно, есть свои недостатки, но в чем-то она даже проще конструктивно.

Скованные одной цепью

Наконец, вопрос с подвеской. Теоретически вездеходы на пневматиках вообще могут обойтись без нее, сами колеса отлично амортизируют и гасят колебания. Но это только кажется, что заснеженная северная тундра или западносибирские болота представляют собой бесконечную плоскую равнину. Там хватает и бугров, и канав, и крутых подъемов со спусками, словом, жесткого рельефа. И вот тут низкое давление колес на грунт из главного союзника превращается во врага, ведь чем меньше давление, тем меньше и сцепление с поверхностью! И чтобы вездеход уверенно цеплялся за субстрат, его нужно оснастить подвеской, причем такой, чтобы диапазон вертикального перемещения колес оказался как можно больше. Какая уж тут конструктивная простота и дешевизна!

И вот тут конструкторы Борея применили не совсем стандартный ход. Во-первых, они использовали балансирную подвеску: колеса попарно соединены общей балансирной рамой, качающейся вокруг оси. Это дает возможность колесам каждой пары смещаться по вертикали и сохранить неизменность нагрузки на грунт независимо от его профиля. Качаются рамы вокруг мостов.




Ну а привод от полуосей к колесам осуществляется при помощи самой обычной цепной передачи, причем балансирная рама одновременно выполняет роль масляной ванны, в которой работает цепь. Получилась очень компактная, не занимающая места внутри рамы, надежная и ремонтопригодная конструкция. Оптимальный режим работы цепи обеспечивает регулируемый натяжитель.

Слава нашим донорам!

И вот что в итоге получилось. Машина состоит из двух секций, соединенных шарнирно-сочлененным транспортно-поворотным узлом. Он имеет две степени свободы: секции способны смещаться друг относительно друга в горизонтальной плоскости и вращаться вокруг оси сцепки. Соответственно, такой узел проще и дешевле, чем у гусеничных сочлененных машин, которые умеют «складываться» и в вертикальной плоскости, и за это отвечают отдельные гидроцилиндры.



Каждая секция имеет один жестко закрепленный мост от Газели, причем дифференциал оснащен винтовой автоматической блокировкой. В результате при включении полного привода «гребут» все восемь колес, и даже при выходе из строя нескольких из них Борей все равно сохранит возможность двигаться.

Конструкторы постарались использовать как можно больше стандартных узлов и агрегатов. Например, 115-сильный дизельный двигатель D4AL и механическая КПП взяты от легкого грузовика Hyundai, раздаточная коробка ГАЗ-3308 — от «Садко», гидроруль ХУ-145 широко используется на грейдерах и погрузчиках, цепные приводы — от отечественных комбайнов. А вот кузов выполнен из алюминия, и в этом есть особый смысл. Во-первых, это позволяет снизить вес, а во-вторых, смещает вниз центр тяжести. Машина-то получилась очень высокой, три метра в высоту при ширине 2,75 метра. Но проверенный на стенде угол поперечной устойчивости составил 35 градусов, что совсем немало для вездехода. Естественно, есть и система управления давлением в шинах.




Для тех, кто в Brioni

Познакомиться с тем, как умеет ездить «сын бога звездного неба», мне довелось на мотокроссовой трассе на окраине Перми, поскольку именно туда специалисты «Спецнефтетранса» пригласили и журналистов, и потенциальных заказчиков из различных компаний, занимающихся нефтедобычей и транспортировкой «черного золота».

Поначалу мне показалось, что они выбрали не самую удачную демонстрационную площадку: да, грязно, но грунт плотный, и размеченная трасса вполне проходима для полноприводных автомобилей. Но потом посмотрел на то, как движутся по трассе оба представленных Борея и решил, что организаторы презентации все сделали правильно. По снегу или торфянику Борей точно будет двигаться не хуже других аналогичных вездеходов, а вот то, как работает на жестком рельефе балансирная подвеска, наглядней всего видно именно в таких условиях. Кстати, машина была представлена в двух вариантах: первый — с короткой кабиной и пассажирским кунгом, и второй — с удлиненной кабиной и ремонтным оборудованием в задней секции. Но вот пришла и моя очередь занимать место за рулем…




Поднимаюсь в кабину (кстати, делать это достаточно удобно, между передней парой колес висит подножка, изготовленная из куска цепного привода, так что даже люди в деловых костюмах занимали место в кабине без опасности для одежды). Руль, приборы, сиденья позаимствованы от Газели и вполне удобны.



Глаза сразу цепляются за самый нужный прибор в пневмоходе — указатель давления в шинах. Кстати, в следующих серийных Бореях их будет два: в ходе испытаний конструкторы пришли к выводу, что поскольку передняя и задняя секции часто имеют разный вес, то давление в соответствующих парах балансирных тележек должно быть разным, а значит, понадобятся два независимых контура с двумя ресиверами.

За спинками первого ряда сидений — жесткая лавка, но при этом на полу кабины можно встать во весь рост. Пол зашит алюминиевым профнастилом. Тут же подмечаю, что при нормальной эксплуатации пассажиры непременно натащат туда немало грязи, а вот избавиться от нее будет затруднительно — нужно сливное отверстие с заглушкой, чтобы можно было просто промыть кабину водой из шланга. Коробка грузовая, первая передача против задней. Я долго искал, где же расположено управление системой подкачки колес. Оказывается, для этого служит клавиша с нарисованной заправочной колонкой. Ну понятно, нашли подходящую и поставили.



Эй, на барже!

Поехали? Сразу выясняется, что сцепление схватывает в самом верху, а вот подгазовывать при трогании с места не обязательно. Сидящий рядом заводской водитель-испытатель подсказывает: едем на второй, серьезные препятствия проходим на первой. Спрашиваю, на каком ряду передач мы движемся, пониженном или повышенном? Оказывается, пониженный ряд в таких условиях не нужен. Собственно, звездочки цепных приводов сами по себе играют роль понижающих редукторов, и даже на второй передаче скорость, на глаз, составляет 10-15 километров в час. Вот к чему точно нужно привыкать, так это к рулевому управлению…



Был в моей экспедиционной молодости эпизод, когда мне пришлось занять место за штурвалом небольшого речного сухогруза, в обиходе — самоходной баржи. Вот тогда я и понял, что рулить этой посудиной нужно совсем не так, как автомобилем. Ты вроде бы уже выкрутил штурвал в обратную сторону и переложил руль прямо, а нос баржи все еще катится в сторону поворота. Все нужно делать чуть заранее. Вот примерно так же ведет себя в поворотах Борей. Плюс колеса не возвращаются в положение «прямо» при брошенном руле…

Но вот и первое препятствие — яма с водой. Входим, подымая волну… Секунда — и чувствуется, что вездеход всплывает и теряет сцепление с дном. Правда, яма короткая, и уже через несколько секунд передние колеса цепляются за берег. Что же, как и все вездеходы на пневматиках, Борей умеет плавать за счет водоизмещения самих колес. Естественно, так можно плавать только без серьезного груза и «нехорошо, недалеко»: скорость на плаву не превышает 2 км/час.

«Мы могли бы сделать и настоящую амфибию, с водометом, технически это не так уж сложно», — рассказывает Олег Деткин. — «Правда, это серьезно усложнило бы машину и сделало ее дороже. Но если кому-то понадобится такой вариант — сделаем безо всяких проблем».



Проплывая над буграми

А вот и первое препятствие из серии «экстремальный рельеф»: под плоский капот машины наплывает какое-то адское нагромождение ям и бугров. Подсознательно напрягаюсь в ожидании того, что машину сейчас начнет нещадно швырять, но… ничего такого не происходит. Кабина очень плавно слегка кренится в одну сторону, потом в другую, и все, препятствие пройдено.



На остальных преградах ощущения те же самые — Борей буквально плывет над самыми жесткими буграми! А вот вписаться в нужную траекторию действительно непросто: руль приходится крутить от души, от упора до упора. Несколько минут — и ты уже вспотел, хотя никакой силы прилагать не нужно. Но общее впечатление — здорово, просто отлично! Неслучайно на лицах вылезающих из кабины «Борея» солидных дяденек из руководства нефтедобывающих компаний светились счастливые мальчишеские улыбки. Наверное, такая же пацанская улыбка была после заезда и у меня на лице.

Что же, остается признать новобранца годным к строевой и пожалеть, что тест-драйв был таким коротким. Впрочем, еще не вечер, а у создателей машины есть далекоидущие и весьма амбициозные планы. На имеющихся на сегодняшний день производственных мощностях «Спецнефтетранса» можно производить 10-15 таких вездеходов в год, но, по словам Олега Деткина, мощности можно быстро нарастить, а производственную программу резко увеличить. Но для этого нужны заказы, а чтобы их обеспечить, машина должна быть на слуху. Так что вполне можно ожидать, что это будет не последняя встреча с Бореем, причем пройдет она, возможно, в более экзотическом и интересном месте, нежели мотокроссовая трасса на окраине Перми.


ВАМ ПОНРАВИТСЯ БОРЕЙ 3301, ЕСЛИ:

  • Вам нужен болотоход большой грузоподъемности;
  • Вы не любите тратить лишних денег на эксплуатацию транспорта;
  • Вы любите поспать в дороге, даже если едете в вездеходе по тундре.

ВАМ НЕ ПОНРАВИТСЯ БОРЕЙ 3301, ЕСЛИ:

  • Вы рассчитываете хранить технику в стандартном гаражном боксе;
  • Вы собираетесь больше плавать, чем ездить;
  • Вы уверены, что «ломающаяся рама» действительно быстро сломается.


Габариты (Д х Ш х В) 6 400 × 2 750 × 3 000
Снаряженная масса, кг 3 400
Клиренс, мм 600
Грузоподъёмность, кг 1 500
Объем топливного бака, л 250
Двигатель дизельный Hyundai D4AL, 3,3 л, 115 л. с., 294 Нм
Коробка передач механическая, 5 ступеней
Привод подключаемый полный, 8х8
Максимальная скорость, км/ч 60
Средний расход топлива, л/100 км 20



Читайте также:



Поделиться: 6 63 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

23936 0 1
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

4218 3 0
Статьи / Практика
Как завести машину на остатках энергии разряженного АКБ?

Когда севший аккумулятор бесполезно «щелкает» стартером и тускло светит лампочками приборной панели, без помощи извне, как правило, не обойтись. Однако существует необычный способ завести двигатель исключительно на…

24367 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: беды от регламента и мотор, который умрёт первым

Компактный хэтчбек с задним приводом – это не только весело, но и престижно, потому что в этом формате нет ничего, кроме “единички” BMW. За небольшие в принципе деньги можно получить очень качественный кузов, хороший…

2529 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: очень хороший кузов с капризной электрикой внутри

У этой машины альтернатив практически нет. Ну кто еще в здравом уме будет выпускать в двухтысячные заднеприводный автомобиль гольф-класса? И если очень хочется такую машину, то ничего, кроме “единички”, вам найти не…

1953 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC с пробегом: не такой уж страшный робот со всё таким же страшным мотором

Passat CC подойдёт не каждому. Да, он выглядит интереснее обычного Пассата, у него безрамочные двери и есть намёк на агрессию. Салон у него качественный, едет он тихо, а кузов ржавеет медленно. Об этом мы уже рассказали…

5969 21 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Размер не имеет значения: тест-драйв ЗАЗ 965А

Говорят, что в семье бывает два позора - беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах.…

29538 7 20
Тест-драйвы / Одиночные
Но они держатся: тест-драйв обновленного Mitsubishi Outlander

«Денег нет, но вы держитесь» - это и про Mitsubishi Motors тоже. Вот сумели вывести на рынок Eclipse Cross и запустить сборку в Калуге нового Pajero Sport — и слава богу, а пятым Pajero пока что и не пахнет, да и…

19295 3 2
Тест-драйвы / Одиночные
Кулаки, гранаты, прутья: первый тест-драйв Lada XRAY Cross, технический разбор и видео

Отрадно, что при подготовке к решающей атаке на Hyundai Creta в штабе Автоваза возобладала линия «ястребов»: Lada XRAY Cross снабдили широким набором средств поражения противника. Между тем, вазовский кроссовер мог…

18391 50 4
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

28920 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

16486 0 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор лучшего видеорегистратора до 10 000 руб по версии эксперта А. Шуба

Совсем недавно русский бренд AdvoCam представил новинку, которая, по мнению ведущего эксперта российского рынка видеорегистраторов Александра Шуба, вполне может претендовать не только на звание флагмана линейки, но и…

10244 10 8
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

40428 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

30588 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

13685 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

41048 5 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

39274 5 2
Статьи / История
Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Вазовские автомобили редко могли похвастать особой авангардностью конструкции, хотя и от мировых трендов старались не отставать. Определенные успехи тоже были – к примеру, ВАЗ-2101 получил верхневальный двигатель именно…

33534 1 10
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?