Сын неба: тест-драйв снегоболотохода Борей

17832 0 72

Сейчас уже невозможно сказать, кто построил самый первый вездеход на шинах сверхнизкого давления. Давно это было... Шло время, и неуклюжие самоделки с прижившимся названием «каракаты» дали толчок к развитию целого направления в конструировании транспортных машин, без которых трудно представить современную жизнь в Сибири и на Крайнем Севере. Лопасня, ТРЭКОЛ, Кержак, Петрович, Мамонтенок, Тром, Шерп, Шаман... Перечислять их можно долго. И все же то и дело шеренги «пневмоходов» пополняются новыми именами. Итак, знакомьтесь – Борей -3301.

Бог из Чернушки

Родиной героя нашего сегодняшнего рассказа стал городок со смешным названием Чернушка. Постойте, скажет эрудированный читатель, а какое отношение имеет бородатый бог северного ветра, сын бога звездного неба Астрея и богини утренней зари Эос, к городку, расположенному на самом юге Пермского края? И зачем в равнинно-холмистом Приуралье понадобились болотоходы? А все дело в том, что в Чернушке расположилось подразделение холдинга «Спецнефтетранс», занимающееся транспортным обслуживанием нефтяного гиганта – компании «Лукойл». Вот в недрах этой организации и родился Борей. Причины, заставившие эксплуатационников ринуться в пучину конструирования, совершенно понятны. О них мне рассказал главный инженер «Автодормашсервиса», дочернего общества холдинга «Спецнефтетранс», расположенного в г. Чернушка Пермской области, Олег Деткин.


Олег Деткин

главный инженер «Автодормашсервиса», дочернего общества холдинга «Спецнефтетранс», расположенного в г. Чернушка Пермской области

У нас в парке множество транспортных машин, от обычных Уралов и КАМАЗов до ТРЭКОЛов. Очень много гусеничной техники, от «газушек» ГАЗ -34039 и Бобр до сочлененных ДТ-30 Витязь и BV-206 Лось. Условия, в которых нам приходится осуществлять перевозки, самые различные, вплоть до экстремально тяжелых, когда проходимости полноприводных автомобилей уже не хватает. И вот тут возникают проблемы. ТРЭКОЛ, даже трехосные, имеют недостаточную грузоподъемность, да и надежность их оставляет желать лучшего. Остается гусеничная техника, но, во-первых, против нее активно протестуют экологи, а во-вторых, все гусеничные машины изрядно дороги в эксплуатации. Вот и пришли мы к тому, что самое правильное решение — самим строить для себя необходимую технику.


Выбор оружия

Дальнейший ход мысли конструкторов вполне понятен. Раз гусеницы отпадают, остаются пневматики сверхнизкого давления. Для вездеходов на пневматиках главный показатель — это давление на грунт. Серьезно увеличить грузоподъемность и полную массу машины, сохранив низкое давление, можно либо установив шины значительно большей ширины и диаметра, либо увеличив число осей. По первому пути в свое время пошли создатели Мамонтенка (кстати, по полной массе и грузоподъемности этот разработанный в Арктиктрансе вездеход был вполне сопоставим с Бореем). Но для него пришлось проектировать и заказывать на «Белшине» катки размерности 1 700х750х26, но любой малосерийный спецзаказ — это дорого. А ведь «Спецнефтетранс» уже получает в солидных количествах шины ТРЭКОЛ, 1 300х700х533! Значит, осей должно быть четыре.




Далее встает вопрос об управлении. Можно, конечно, сделать две управляемые передние оси, как на бронетранспортерах или четырехосных самосвалах. Но огромным колесам нужно как-то поворачиваться, а значит, придется либо заузить раму, стиснув пространство между колесами и обеспечив объемистые ниши, либо расставить колеса очень широко. Но есть ведь и другое решение – шарнирно-сочлененный транспортно-поворотный узел (в просторечии — «ломающаяся рама»). У этой схемы, естественно, есть свои недостатки, но в чем-то она даже проще конструктивно.

Скованные одной цепью

Наконец, вопрос с подвеской. Теоретически вездеходы на пневматиках вообще могут обойтись без нее, сами колеса отлично амортизируют и гасят колебания. Но это только кажется, что заснеженная северная тундра или западносибирские болота представляют собой бесконечную плоскую равнину. Там хватает и бугров, и канав, и крутых подъемов со спусками, словом, жесткого рельефа. И вот тут низкое давление колес на грунт из главного союзника превращается во врага, ведь чем меньше давление, тем меньше и сцепление с поверхностью! И чтобы вездеход уверенно цеплялся за субстрат, его нужно оснастить подвеской, причем такой, чтобы диапазон вертикального перемещения колес оказался как можно больше. Какая уж тут конструктивная простота и дешевизна!

И вот тут конструкторы Борея применили не совсем стандартный ход. Во-первых, они использовали балансирную подвеску: колеса попарно соединены общей балансирной рамой, качающейся вокруг оси. Это дает возможность колесам каждой пары смещаться по вертикали и сохранить неизменность нагрузки на грунт независимо от его профиля. Качаются рамы вокруг мостов.




Ну а привод от полуосей к колесам осуществляется при помощи самой обычной цепной передачи, причем балансирная рама одновременно выполняет роль масляной ванны, в которой работает цепь. Получилась очень компактная, не занимающая места внутри рамы, надежная и ремонтопригодная конструкция. Оптимальный режим работы цепи обеспечивает регулируемый натяжитель.

Слава нашим донорам!

И вот что в итоге получилось. Машина состоит из двух секций, соединенных шарнирно-сочлененным транспортно-поворотным узлом. Он имеет две степени свободы: секции способны смещаться друг относительно друга в горизонтальной плоскости и вращаться вокруг оси сцепки. Соответственно, такой узел проще и дешевле, чем у гусеничных сочлененных машин, которые умеют «складываться» и в вертикальной плоскости, и за это отвечают отдельные гидроцилиндры.



Каждая секция имеет один жестко закрепленный мост от Газели, причем дифференциал оснащен винтовой автоматической блокировкой. В результате при включении полного привода «гребут» все восемь колес, и даже при выходе из строя нескольких из них Борей все равно сохранит возможность двигаться.

Конструкторы постарались использовать как можно больше стандартных узлов и агрегатов. Например, 115-сильный дизельный двигатель D4AL и механическая КПП взяты от легкого грузовика Hyundai, раздаточная коробка ГАЗ-3308 — от «Садко», гидроруль ХУ-145 широко используется на грейдерах и погрузчиках, цепные приводы — от отечественных комбайнов. А вот кузов выполнен из алюминия, и в этом есть особый смысл. Во-первых, это позволяет снизить вес, а во-вторых, смещает вниз центр тяжести. Машина-то получилась очень высокой, три метра в высоту при ширине 2,75 метра. Но проверенный на стенде угол поперечной устойчивости составил 35 градусов, что совсем немало для вездехода. Естественно, есть и система управления давлением в шинах.




Для тех, кто в Brioni

Познакомиться с тем, как умеет ездить «сын бога звездного неба», мне довелось на мотокроссовой трассе на окраине Перми, поскольку именно туда специалисты «Спецнефтетранса» пригласили и журналистов, и потенциальных заказчиков из различных компаний, занимающихся нефтедобычей и транспортировкой «черного золота».

Поначалу мне показалось, что они выбрали не самую удачную демонстрационную площадку: да, грязно, но грунт плотный, и размеченная трасса вполне проходима для полноприводных автомобилей. Но потом посмотрел на то, как движутся по трассе оба представленных Борея и решил, что организаторы презентации все сделали правильно. По снегу или торфянику Борей точно будет двигаться не хуже других аналогичных вездеходов, а вот то, как работает на жестком рельефе балансирная подвеска, наглядней всего видно именно в таких условиях. Кстати, машина была представлена в двух вариантах: первый — с короткой кабиной и пассажирским кунгом, и второй — с удлиненной кабиной и ремонтным оборудованием в задней секции. Но вот пришла и моя очередь занимать место за рулем…




Поднимаюсь в кабину (кстати, делать это достаточно удобно, между передней парой колес висит подножка, изготовленная из куска цепного привода, так что даже люди в деловых костюмах занимали место в кабине без опасности для одежды). Руль, приборы, сиденья позаимствованы от Газели и вполне удобны.



Глаза сразу цепляются за самый нужный прибор в пневмоходе — указатель давления в шинах. Кстати, в следующих серийных Бореях их будет два: в ходе испытаний конструкторы пришли к выводу, что поскольку передняя и задняя секции часто имеют разный вес, то давление в соответствующих парах балансирных тележек должно быть разным, а значит, понадобятся два независимых контура с двумя ресиверами.

За спинками первого ряда сидений — жесткая лавка, но при этом на полу кабины можно встать во весь рост. Пол зашит алюминиевым профнастилом. Тут же подмечаю, что при нормальной эксплуатации пассажиры непременно натащат туда немало грязи, а вот избавиться от нее будет затруднительно — нужно сливное отверстие с заглушкой, чтобы можно было просто промыть кабину водой из шланга. Коробка грузовая, первая передача против задней. Я долго искал, где же расположено управление системой подкачки колес. Оказывается, для этого служит клавиша с нарисованной заправочной колонкой. Ну понятно, нашли подходящую и поставили.



Эй, на барже!

Поехали? Сразу выясняется, что сцепление схватывает в самом верху, а вот подгазовывать при трогании с места не обязательно. Сидящий рядом заводской водитель-испытатель подсказывает: едем на второй, серьезные препятствия проходим на первой. Спрашиваю, на каком ряду передач мы движемся, пониженном или повышенном? Оказывается, пониженный ряд в таких условиях не нужен. Собственно, звездочки цепных приводов сами по себе играют роль понижающих редукторов, и даже на второй передаче скорость, на глаз, составляет 10-15 километров в час. Вот к чему точно нужно привыкать, так это к рулевому управлению…



Был в моей экспедиционной молодости эпизод, когда мне пришлось занять место за штурвалом небольшого речного сухогруза, в обиходе — самоходной баржи. Вот тогда я и понял, что рулить этой посудиной нужно совсем не так, как автомобилем. Ты вроде бы уже выкрутил штурвал в обратную сторону и переложил руль прямо, а нос баржи все еще катится в сторону поворота. Все нужно делать чуть заранее. Вот примерно так же ведет себя в поворотах Борей. Плюс колеса не возвращаются в положение «прямо» при брошенном руле…

Но вот и первое препятствие — яма с водой. Входим, подымая волну… Секунда — и чувствуется, что вездеход всплывает и теряет сцепление с дном. Правда, яма короткая, и уже через несколько секунд передние колеса цепляются за берег. Что же, как и все вездеходы на пневматиках, Борей умеет плавать за счет водоизмещения самих колес. Естественно, так можно плавать только без серьезного груза и «нехорошо, недалеко»: скорость на плаву не превышает 2 км/час.

«Мы могли бы сделать и настоящую амфибию, с водометом, технически это не так уж сложно», — рассказывает Олег Деткин. — «Правда, это серьезно усложнило бы машину и сделало ее дороже. Но если кому-то понадобится такой вариант — сделаем безо всяких проблем».



Проплывая над буграми

А вот и первое препятствие из серии «экстремальный рельеф»: под плоский капот машины наплывает какое-то адское нагромождение ям и бугров. Подсознательно напрягаюсь в ожидании того, что машину сейчас начнет нещадно швырять, но… ничего такого не происходит. Кабина очень плавно слегка кренится в одну сторону, потом в другую, и все, препятствие пройдено.



На остальных преградах ощущения те же самые — Борей буквально плывет над самыми жесткими буграми! А вот вписаться в нужную траекторию действительно непросто: руль приходится крутить от души, от упора до упора. Несколько минут — и ты уже вспотел, хотя никакой силы прилагать не нужно. Но общее впечатление — здорово, просто отлично! Неслучайно на лицах вылезающих из кабины «Борея» солидных дяденек из руководства нефтедобывающих компаний светились счастливые мальчишеские улыбки. Наверное, такая же пацанская улыбка была после заезда и у меня на лице.

Что же, остается признать новобранца годным к строевой и пожалеть, что тест-драйв был таким коротким. Впрочем, еще не вечер, а у создателей машины есть далекоидущие и весьма амбициозные планы. На имеющихся на сегодняшний день производственных мощностях «Спецнефтетранса» можно производить 10-15 таких вездеходов в год, но, по словам Олега Деткина, мощности можно быстро нарастить, а производственную программу резко увеличить. Но для этого нужны заказы, а чтобы их обеспечить, машина должна быть на слуху. Так что вполне можно ожидать, что это будет не последняя встреча с Бореем, причем пройдет она, возможно, в более экзотическом и интересном месте, нежели мотокроссовая трасса на окраине Перми.


ВАМ ПОНРАВИТСЯ БОРЕЙ 3301, ЕСЛИ:

  • Вам нужен болотоход большой грузоподъемности;
  • Вы не любите тратить лишних денег на эксплуатацию транспорта;
  • Вы любите поспать в дороге, даже если едете в вездеходе по тундре.

ВАМ НЕ ПОНРАВИТСЯ БОРЕЙ 3301, ЕСЛИ:

  • Вы рассчитываете хранить технику в стандартном гаражном боксе;
  • Вы собираетесь больше плавать, чем ездить;
  • Вы уверены, что «ломающаяся рама» действительно быстро сломается.


Габариты (Д х Ш х В) 6 400 × 2 750 × 3 000
Снаряженная масса, кг 3 400
Клиренс, мм 600
Грузоподъёмность, кг 1 500
Объем топливного бака, л 250
Двигатель дизельный Hyundai D4AL, 3,3 л, 115 л. с., 294 Нм
Коробка передач механическая, 5 ступеней
Привод подключаемый полный, 8х8
Максимальная скорость, км/ч 60
Средний расход топлива, л/100 км 20



Читайте также:



Теги: Одиночные
Поделиться: 6 63 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
УАЗ Скорпион: он вам не «Козлик»

Что это такое, спросите вы – старый уазик за полтора миллиона? А потом приглядитесь, заметите серьезное отличие автомобиля по ширине… и еще раз спросите, что это такое.

876 1 0
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть Ssang Yong Rexton II

В течение всего времени официальных продаж Rexton оставался самым бюджетным вариантом для тех, кто хотел приобрести большой комфортабельный внедорожник. И вот теперь пришло самое время разобраться с тем, что пишут о…

725 0 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД можно попасть за решетку

Всем известно, что самое неприятное для водителя наказание за нарушение ПДД – лишение прав. Но вместе с тем это не самая серьезная из мер наказания, применяемых для нарушителей: за некоторые серьезные правонарушения…

960 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Жучки, сверчки и тараканы: покупаем Hyundai Solaris l за 450 тысяч

Hyundai Solaris вызывает достаточно ожесточенные споры среди автолюбителей. И как обычно есть снобы из стана «корейская машина может быть только стиральной» и пересевшие с Лад и Логанов и предпочитающие Солярис тому же…

6924 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
KIA Sorento l с пробегом: самодельные крестовины и “провальные” моторы

На вторичном рынке Sorento первого поколения выглядит довольно заманчиво: хороший салон, не самые бедные комплектации, а цена для рамного внедорожника вполне демократичная. Правда, в первой части обзора этого автомобиля…

4238 6 0
Выбор авто / Подержанные авто
KIA Sorento l с пробегом: кузов без порогов и рассыпающаяся подкапотная проводка

В России любят всё рамное, большое и с «лухари» внутри. Желательно - недорогое. И пусть внедорожник Kia не может конкурировать с престижем Кайена или Гелендвагена, но Sorento понемногу приучил к себе народ, подкупив…

3086 1 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

122056 8 10
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

25822 1 3
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

17466 5 12
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

75779 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

15239 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

11389 3 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

32160 14 13
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

10437 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

9425 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

381150 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

255575 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

70885 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?