Замок с призраками: опыт владения Jaguar XJ40 Sovereign

             Автомобильный фольклор всегда был милостив к Ягуарам. Количеству присказок, придуманных про британских аристократов, позавидует вся немецкая тройка вместе взятая. Но не качеству. Тон и настроение у этих поговорок – высокомерно-уничижительный. Мол Ягуары, не успев выехать из одного сервиса, уже едут в другой. Врут басни или нет? Проверяем на примере XJ40.
 

Взгляд снаружи

«Два черных, наглухо тонированных седана нагло прокладывают себе путь по мрачным улицам Манчестера. Распластанные по асфальту силуэты хищников движутся синхронно, как единое целое. Рядные шестерки ворчат в такт закадровому биту британского drum 'n' bass. Восседающий на переднем сиденье Jaguar Дэвид Боуи передает только что откинувшемуся с зоны и ухмыляющемуся во все тридцать два золотых зуба Голди две заряженные беретты».

Английская криминальная драма Everybody Loves Sunshine (в русском варианте «Понты») запомнилась многим в том числе и своей автомобильной составляющей. В чем причина такой любви английских гангстеров к XJ, дело отдельной статьи. Возможно, все дело в патриотизме, а может работает генная память – в свое время S-Type 1963 года тоже снискал славу любимой машины лихих людей. Но одно я знаю точно: их российские коллеги в 90-х тоже уважали британский автопром. Воплощенное в металле доказательство в лице XJ40 с давней российской пропиской стоит передо мной, блистая заказным маскотом на капоте.

IMG_3955.jpg

XJ6 40-й серии относится ко второму поколению модели, появившемуся в 1986 году, но линии экстерьера отсылают к 70-м. Духовно седан близок к европейской экзотике вроде De Tomaso Deauville, Iso Rivolta Fidia и Monteverdi High-Speed 375/4. Количество хрома во внешней отделке дозировано с аптекарской точностью. Мысли о китчевости или неуместности того или иного элемента не возникает ни на минуту. Окрашено все как встарь – в темно-зеленый British Racing Green. Скромная с виду надпись Sovereign на корме – словно печать на фамильном свитке, она же и приговор: "к службе в элитных автомобильных войсках – годен!"


Внутри

Прежде чем попасть внутрь, отвесив Ягуару подобающий его статусу поклон, я успеваю познакомиться с креативным решением английских инженеров, снабдивших XJ40 подогреваемыми дверными ручками. Посадка – словно в спорткупе. При высоте 1378 мм седоки XJ40 взирают на владельцев Audi A7 и Porsche Panamera, как последние - на владельцев городских кроссоверов.
IMG_3913.jpg

Внутри меня ожидает английская гостиная, начиненная электроникой и массой нетривиальных эргономических решений. Лаконичная прямоугольная передняя панель весьма схожа с таковой на купе XJ-S. Уровень отделки поначалу впечатляет. Сиденья с великолепным профилем обиты кожей почившей в бозе легендарной фирмы Connoly, повсюду деревянные панели из корня американского ореха с инкрустацией самшитом…
IMG_3886.jpg


Присмотревшись, замечаю и следы неоправданной экономии. Дигитальная, как говорят русскоязычные жители Прибалтики, приборная панель – гордость и беда XJ40, она имеет накладку из пластика, очень плохо имитирующего дерево и совсем не сочетающегося с остальными панелями. Массивный руль, хоть и обтянут в кожу, для такого богатого интерьера выглядит несколько простовато – целиком деревянная баранка была бы уместнее. Все светлые панели салона, что я на радостях счел обитыми кожей, на поверку оказались виниловыми.
IMG_3896.jpg

Опций в версии Sovereign под завязку. Из того что было доступно к заказу, не хватает только люка и противотуманок. Сетовать на отсутствие подогрева сидений бессмысленно – эта опция отсутствовала в 1988 году по определению. Зато есть круиз-контроль и электрические регулировки сидений в восьми направлениях. Климат-контроль реализован таким образом, чтобы владелец мог держать голову в холоде, а ноги в тепле. Разделение на зоны идет по горизонтали, а не привычно по вертикали.


Удобство посадки-высадки назад обеспечивают кожаные потолочные петли. Места хватит и на троих, если вы, конечно, соизволите делить с кем-то еще шикарный кожаный диван. Я бы не стал. Здесь светло, довольно просторно по меркам конца 80-х и как-то по-домашнему уютно. Сразу захотелось разложить центральный подлокотник, откинуться назад, включить поворотный светильник для чтения, интегрированный в заднюю стойку, и перечитать томик Уильяма Блейка.
IMG_3924.jpg

Для полного погружения в атмосферу британского клуба не хватает лишь хьюмидора, благо пепельницы есть в каждой двери. Есть и подставки под пару бутылок Johnnie Walker. Ну кто всерьез примет за подстаканники две квадратных выемки на внутренней стороне бардачка?

В движении

Считается, что кошка, в отличие от собаки, не друг человеку. Якобы четвероногие хвостатые хитро используют нас в своих целях и вообще спят с нами за еду. А ягуар человеку – друг? Многие из тех, кому довелось пользовался извилистым селектором КПП по прозвищу J-Gate, думают, что нет. В ручном режиме рычаг перекрывает индикатор выбранной передачи, но задумка-то у англичан была благая – случайно включить нейтраль при переключениях точно не выйдет.
IMG_3895.jpg


А то что в других странах левосторонее движение и эргономический плюс в итоге сменился на минус – не британская проблема. Зато технические характеристики XJ40 и сейчас выглядят достойно: рядная шестерка развивает 224 л.с., базовый бензиновый мотор последнего из глазастых XJ в кузове X358 выдавал немногим больше. Не смущает меня и четырехступенчатый автомат. Думаю, подружимся. Слегка задумавшись на старте, седан мягко трогается с места. Разгон поначалу не поражает воображение, хотя 8 секунд до сотни в середине 80-х могли вызвать зависть у конкурентов. Признаться, это осознание не помогает: от родственника E-type невольно ждешь большего. А если чего-то очень хочется, то обязательно получишь. Стоит продавить педаль газа на скорости, как XJ полностью реабилитируется в глазах любого скептика. Ведомый локомотивной тягой в 330 Нм Ягуар за несколько секунд увеличивает максимально разрешённую на кольцевой скорость в полтора раза. Лучше этого могут быть только доносящиеся из-под капота хрипловатые рулады шестерки, взбрыкивающей при каждом нажатии на газ.
IMG_3971.jpg

По дорогам даже среднего качества Ягуар ступает мягко, мало досаждая седокам ненужными толчками и прочей ерундой. Реакции на руль рождают ассоциации с парусным спортом. Поворот громадной баранки и припавшая к асфальту дорожная яхта плавно, с достоинством выполняет маневр. Никакой итальянской нервозности – джентльмену не пристало суетиться по пустякам. Подождут и остальные, если представится случай наблюдать, как XJ40 выполняет разворот. Его радиус у седана по-королевски нескромен. Подвеска ничем не напоминает американские «баржи». Новый Свет, конечно же, был приоритетным рынком для XJ40, но пасть так низко англичане позволить себе не могли. Седан магическим образом сочетает повадки европейского спорт-седана с комфортом заокеанского дорожного крейсера. Широкий, с низким центром тяжести, кузов фантастически устойчив. Забросив представительскую сущность на заднее сиденье, XJ40 с удовольствием промчит вас по серпантину в темпе иного спорт-купе. Это сейчас при наличии активных подвесок в этом нет ничего удивительного. Но от пятиметровой махины весом более 1700 кг, которая по годам годится мне в ровесники, такой отзывчивости и понятности реакций, скрещенных с комфортом, ожидаешь в последнюю очередь. Похожие ощущения я испытывал за рулем предпоследнего поколения XJ, снабженного адаптивной пневмоподвеской. Но между этими родственниками почти 15 лет разницы – по меркам индустрии целая пропасть. С этой точки зрения «триумф британской инженерной мысли» – так журналисты окрестили XJ40 после премьеры, оправдывает громкий титул на 100%.
IMG_3936.jpg

История покупки

Первое знакомство Сергея с Ягуарами произошло в 2000 году с прочтения статьи о XJ четвертого поколения. Спустя 8 лет, увидев живьем XJ40, он стал искать себе подобный автомобиль, но все просмотренные экземпляры оказались хламом – пришлось остановиться на S-type. Продав его в 2012 году, Сергей уже четко понимал, что ничего кроме Jaguar его не интересует. Волею случая оказалось, что его друг продавал ухоженный XJ40 Sovereign 1988 года выпуска с двигателем 3,6 и автоматом. Сергей хорошо знал эту машину. Автомобиль прибыл в Россию в 1996 году и долгое время находился в одних руках. При пробеге в 270 000 км ему удалось избежать многих фирменных болячек. Например, на кузове практически отсутствовала ржавчина, что в связи с полным отсутствием оцинковки на этой модели очень большая редкость. Также подкупало отсутствие колхоза и хорошая комплектность. За исключением задней гидропневматической подвески и редуктора без самоблокирующегося дифференциала автомобиль полностью соответствовал заявленной комплектации. Сергей согласился, заплатив за Jaguar значительно ниже рыночной стоимости.

Ремонт

С прелестями ремонта Ягуара в России Сергею пришлось познакомиться сразу после покупки. К сожалению, XJ к нему прибыл слегка потрепанным. Не имея опыта в выборе хорошего сервиса, Сергей обратился в первый попавшийся, специализирующийся на британцах. Итогом закономерно явилась плохая покраска. К тому же мастер-приемщик предпочел не уточнять какую именно деталь предпочитает установить заказчик, вследствие чего Ягуар получил неоригинальное лобовое стекло. А последствия неаккуратной сборки (горе-мастера забыли установить подкрылок, защищающий в том числе воздушный фильтр, находящийся в районе левого крыла) преследуют Ягуар до сих пор: периодически на светофорах начинают плавать обороты и автомобиль глохнет. Решить проблему даже при помощи опытного моториста пока не удалось, хотя перепробованы уже все варианты (свечи, расходомер воздуха, провода и др.) Призрак в английском замке продолжает жить своей жизнью.
IMG_3985.jpg

Деревянная отделка интерьера требовала реставрации. Собственноручно сняв все панели, Сергей отправил их краснодеревщику в Пятигорск, получив через пару недель заново покрытые лаком детали. Больше всего проблем доставляет мудреная английская электрика. Периодически не работает центральный замок, глючит и панель приборов. Но Сергей спокойно относится к чудачествам 28-летнего автомобиля, справедливо считая, что большинству техники в таком возрасте присущи мелкие поломки. Каждый визит на сервис отнимает как минимум 25-30 тысяч рублей. Многие работы, как и большинство настоящих фанатов редких автомобилей, Сергей делает сам. А вот с запчастями на XJ40 все крайне непросто. Сергей ярый противник разборок и заменителей, признает только новый оригинал. В поисках деталей помогают обширные связи в русском Ягуар-клубе и зарубежные контакты с владельцами других XJ. Но некоторые детали практически невозможно найти новыми даже на родине Ягуара. Например, внутренние панели салона или рулевую рейку – в случае проблем с последней владельцы стараются реанимировать старую деталь. В любом случае каждая заказанная деталь – это месяц-полтора ожиданий и цены в фунтах стерлингов (на момент написания статьи официальный курс составлял 95,96 рублей).

Эксплуатация

Сергей ездит на Jaguar в основном летом, предпочитая зимой хранить британца в теплом паркинге. Пробег за четыре года владения – 30 000 км.
  • Регулярное ТО с заменой масла (Castrol), масляного и воздушного (подходит от ВАЗ 2110) фильтров – 10 000 рублей
  • Передние тормозные колодки (на заказ из Англии): 2000 рублей за комплект
  • Расход топлива в городском цикле – 16-17 л/100 км
  • Расход топлива по трассе – 8 л/100 км
  • Расход топлива в смешанном цикле – 12 л/100 км
  • Топливо – АИ 95

IMG_3961.jpg

Планы

Периоды депрессии по поводу отсутствия запчастей и дороговизны ремонта, приводившие к острому желанию избавиться от автомобиля, у Сергея в прошлом. Продавать Jaguar, несмотря на то, что даже есть потенциальный покупатель, готовый заплатить любую цену, он не собирается, предпочитая заниматься вялотекущей реставрацией. В ближайших планах – замена редуктора (будет ставить оригинал с самоблокирующимся дифференциалом – с работой получится около 100 000 рублей), дальнейшая реставрация салона, переварка нескольких проблемных мест и полная перекраска. По словам Сергея, для полного избавления автомобиля от всех текущих проблем потребуется около 700 000 рублей. Полная реставрация «как с завода» обойдется примерно в 2 500 000 рулей.

История модели

Второе поколение Jaguar XJ появилось в 1986 году. XJ40 получил массу технических новшеств, недоступных предшественнику. Например, заднюю гидропневматическую самовыравнивающуюся подвеску, цифровую панель приборов и бортовой компьютер с функцией самодиагностики всех систем автомобиля.
autowp.ru_jaguar_sovereign_2.jpg

Jaguar Sovereign XJ40


Первоначально седан был доступен с двумя рядными шестерками объемом 2,9 (163 л.с.) и 3,6 (204 – 224 л.с.) литра, сочетавшимися как с пятиступенчатой механикой, так и с четырехдиапазонным автоматом. Основных комплектаций было четыре. Начальные XJ6 и Sovereign были доступны с обоими вариантами двигателей. Люксовые Daimler Six и Vanden Plas (аналог Daimler Six, доступный исключительно на рынке США) комплектовались исключительно старшим мотором 3,6. Внешне базовый XJ6 отличался глазастой оптикой в стиле предшественника, остальные исполнения комплектовались прямоугольными фарами. Спортивный вариант, получивший обозначение XJR, появился в 1988 году. Автомобиль, собранный на заводе Tom Walkinshaw Racing, можно было заказать только у специализированных дилеров JaguarSport. Модель поставлялась со стандартным мотором 3,6, но имела множество спортивных акцентов в экстерьере и интерьере.
jaguar_xjr_30.jpg

Jaguar XJR


Первый рестайлинг второе поколение XJ перенесло после перехода Jaguar под контроль Ford в 1989 году. На смену прежним моторам пришли шестерки 3,2 (198 л.с.) и 4,0 (242 л.с. и 222 л.с. в варианте с катализатором). Обновились коробки передач. Старший мотор получил автомат с функцией Sport. Внешних отличий было немного. Самым важным изменений в интерьере стал отказ от не слишком надежной дигитальной приборки. Появилась новая роскошная комплектация Vanden Plas Majestic предназначенная для рынка США. Спортверсия XJR получила доработанный двигатель 4,0, развивавший 252 л.с. Второе обновление пришлось на 1992 год. Был слегка подкорректирован внешний вид, изменились комплектации, подверглись модернизации коробки передач. Самым важным техническим новшеством стало появление версии XJ12, снабженной 6-литровым V12 мощностью 312 л.с.
autowp.ru_jaguar_xj12_1.jpg

Jaguar XJ12


Будучи во многом революционным автомобилем не только для Jaguar, но и для рынка в целом, автомобили первых годов выпуска огорчали небрежной сборкой и конструктивными просчетами, касавшимися, главным образом электрической начинки. Сказывалось отсутствие у создателей XJ40 достаточного опыта по внедрению таких систем. Седан продержался в производстве до 1994 года, когда ему на смену пришел седан третьего поколения в кузове X300.
jaguar_sovereign_1.jpg

Jaguar X300


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
9 комментариев
15.05.2016 02:24
Сергей Шабалин

Не поверите, но я неделю назад видет такую же модель на окраине своего Зажопинска!

1

15.05.2016 09:44
Вячеслав Залевский

Ну и как? В каком состоянии был раритет?)

2

16.05.2016 16:53
Алексей Кокорин

Все интересно, красиво и амбициозно, и с юморком - это вот эти два предложения:

Сергей ярый противник разборок и заменителей, признает только новый оригинал.

воздушного (подходит от ВАЗ 2110) фильтров

:)

3

19.05.2016 16:12

Никакого юмора - когда машина под проливным дождем встала на трассе, а из воздушного фильтра на ноги вылилось литра полтора воды, тогда данный факт и был обнаружен)) из неоригинала в авто только аккумулятор и лобовое стекло)

1

20.05.2016 02:47
Алексей Кокорин

Тогда снимаю шляпу!

P.S. Но легкой комичности в тексте это не отменяет)

3

20.05.2016 13:26

Согласен, звучит двусмысленно))


16.05.2016 17:22

Узнаю родные просторы Муринского парка, Северного проспекта и округи МСЧ 122 )) Спасибо за статью и фотографии.

2

10.06.2016 00:14
Азамат Карданов

Боже вас упаси связаться с этим Ягуаром. Привыкнете - и ваша жизнь не будет стоить ломаного пенса! У младшего брата был такой же, но с большим мотором, 4 литра. Грустно закончилась судьба этой машины, не помогло даже то что она была аккуратно припаркована в 3 метрах от обочины - пьяного урода на КАМАЗе такие мелочи не остановили. В хлам. Лет 10 прошло. Катался он на разных машинах, кадаллак, пара мерсов, Х5, Рейндж был... А он как видит такую кошку - делает стойку как легавая и только не мурлыкает от восторга :)
P.S. В тот же Кадиллак СТС из кошки пересаживаешься - как будто из машины в трактор пересел.

3

16.01.2017 14:17
sl1202@yandex.ru

А меж тем англичане в основной массе считают Джаг "автомобилем успешного агента по недвижимости". Стоит поглубже поинтересоваться отношением англичан к агентам по недвижимости, чтобы в полной мере оценить метафору)


Новые статьи

Популярные тест-драйвы