Как устроены трофи-траки, короли пустыни

18650 0 14
Поделиться: 0 10 0 3 0 1

Когда у меня впервые спросили, какой вид автоспорта мне больше всего по душе, я, признаться, растерялся, потому что нравится многое и разное. Но теперь я знаю ответ. Американцы 45 лет назад придумали Desert Racing – дисциплину, которая вобрала в себя все самое быстрое, зрелищное и безумное, что когда-либо появлялось в мировом автоспорте.

Дрэг-рейсинг ? Мне кажется, говорить о возможностях 7.5-литровых американских V8 в контексте гонок на четверть мили излишне. Ралли-марафон Dakar? Максимально близко, только ходы подвесок в разы больше, а скорость ограничена лишь инстинктом самосохранения пилота. Дрифт ? Да, но на скорости 180 км/ч эти монстры вваливают боком не на гладком как стекло треке, а на гравийных трассах и песчаных барханах, к которым слово «дорога» не может быть применено даже с натяжкой. WRC? Это и есть ралли, только без полного привода и вездесущей FIA, которую хлебом не корми, дай только регламентом потрясти.


Ежегодно проводится огромное количество больших и малых гонок различных чемпионатов по Desert Racing. Большинство мероприятий географически сосредоточено в штатах, где есть обширные пустыни, – Калифорнии, Неваде, Аризоне, Техасе. Однако самой знаменитой гонкой является Baja («Баха»). Baja – это длительный ралли-марафон, проходящий по пустынным землям Южной Калифорнии и Мексики, который стал настолько популярным по всему миру, что сам термин Baja теперь является нарицательным и повсеместно употребляется в отношении затяжных ралли-рейдов. И сегодня мы поговорим о вершине классификации болидов Desert Racing – Trophy Trucks.



Как это выглядит и причем здесь пикапы?

С высоты двух метров трехтонная махина приземляется на все четыре колеса, подвеска полностью отрабатывает удар за один цикл «вниз-вверх», небольшая пауза, газ в пол, и исполинский V8, оглашая окрестности неистовым ревом, выстреливает болид в горизонт. Огромные 40-дюймовые покрышки молотят ландшафт, вздымая тучи из песка и камней. Кажется, что рулить этим чудовищем вовсе не обязательно, потому что размер колес и 80-сантиметровые хода подвески позволяют ехать абсолютно везде, не отпуская газ ни на секунду. Канава по пояс, булыжник диаметром в полметра – подобные препятствия преодолеваются сходу, и это не выглядит чем-то из ряда вон выходящим, пока ты не увидишь размер препятствия в масштабе рядом с чем-нибудь более привычным – мотоциклом, например.



Минимум технических ограничений позволил создать ультимативный агрегат для решения одной простой задачи: перемещение из пункта А в пункт В по наикратчайшему пути вне зависимости от качества и наличия дороги. Единственное, с чем можно сравнить трофи-траки – это техника, штурмующая пустыни в рамках легендарного «Дакара». Однако если в «Дакаре» скорость на спецучастках ограничена правилами, то в Desert Racing ты волен топить, насколько хватит возможностей железа и крутости собственных яиц. В классе грузовиков самого длинного в мире ралли-марафона хода подвесок ограничены 350 мм, в трофи-траках длиннющие продольные рычаги позволяют добиться работы задней подвески в диапазоне до 900 мм. Больше просто не бывает.

Стеклопластиковая скорлупа этих болидов больше всего напоминает какой-нибудь пикап. Почему? Во-первых, это удобно в контексте офф-роуд рейдов, во-вторых, аэродинамика никого не волнует, в-третьих, американцы обожают пикапы, в-четвертых, маркетологи «Большой тройки» хотят продавать американцам еще больше пикапов. Любовь к пикапам всегда была одной из основных составляющих американской автомобильной культуры. С одной стороны, это идеальная рабочая лошадь, с другой – почему бы не заставить лошадь ехать быстрее? Пикапы невероятно популярны в любительском дрэге. Существует даже целая гоночная серия под эгидой NASCAR – Camping World Truck Series, а сами пустынные гонки во многих южных штатах уделывают по популярности любые другие спортивные развлечения вплоть до бейсбола.




Что внутри и откуда берутся подобные характеристики?

В основе трофи-траков лежит трубчатая пространственная рама из хром-молибденового сплава, к которой впоследствии крепятся все узлы и агрегаты болида. Не самый легкий вариант, зато надежный, безопасный и дешевый. На раму надевается стеклопластиковый кузов, который на выходе должен напоминать какой-нибудь пикап, серийно производящийся на территории США.

Естественно, напоминает он в итоге гражданскую модель спонсора, будь то Ford, Chevrolet или Toyota, причем сходство заканчивается на нарисованных фарах и бутафорской фальш-решетке радиатора. Похожим образом делают монстр-траки , но их не следует путать с трофи-траками, это совершенно другой класс автомобилей для других задач.




Огромные хода задней подвески обеспечивает схема с четырьмя продольными рычагами (4-link). Рычаги требуемых размеров не производятся никакими тюнинг-ателье в принципе, поэтому их варят из листа металла под каждый конкретный болид. Длина нижних рычагов может достигать полутора метров. Передняя подвеска обладает несколько меньшим рабочим диапазоном, но это максимум, что можно выжать из привычной двухрычажной конфигурации. На одно колесо приходится по два амортизатора (классический coilover и bypass амортизатор), которые перед каждой гонкой подвергаются точнейшей настройке.




Силовые установки трофи-траков – это различные вариации атмосферных нижневальных V8 объемом 7-7.5 л, в основу которых заложена базовая архитектура популярных американских моторов, таких как Big Block Chevy, Small Block Chevy, Chrysler Hemi, Ford Cleveland. Так или иначе «боевые» двигатели практически не имеют ничего общего со своими «гражданскими» аналогами. Блоки точатся с нуля, а «потроха» выбирают только самые лучшие из того, что есть на рынке, ведь речь идет не о заездах на квотер, а о 1 000 милях по раскаленной пустыне, на протяжении которых все механизмы работают на пределе своего ресурса. Простор для полета фантазии мотористов воистину безграничен: доступны любые системы выхлопа и впуска, будь то восемь карбюраторов или современный электронный впрыск. Делай что угодно, если считаешь, что именно этот вариант поможет тебе хотя бы просто добраться до финиша.

В качестве трансмиссии применяются, как правило, архаичные трехступенчатые «автоматы», в которых практически не остается стоковых деталей, потому что 850-900 л.с. и 1000+ Нм способны превратить серийную коробку в пыль уже на старте. Момент передается только на задние колеса через неразрезной мост с короткой главной парой (передаточное отношение от 4,71 до 5,43), что обеспечивает болиду массой три тонны разгон до «сотни» за 4 секунды. Стоит отметить, что большинство используемых компонентов двигателя и трансмиссии поставляются производителями, которые сделали себе имя в дрэг-рейсинге , то есть эти парни лучше многих знают, что такое скорость и какими путями она достигается.




Устанавливаются дисковые вентилируемые тормоза по кругу, которые являются одним из самых слабых мест в трофи-траке. Выполненные из стали тормозные диски очень быстро теряют свои рабочие характеристики от частых торможений «в пол» и высокой забортной температуры, которая нередко достигает 50 °С.

Что в итоге?

850 «лошадей» и больше 1 000 Нм момента на заднем приводе в пикапе с далеко не идеальной развесовкой по осям. Огромная алюминиевая нижневальная «восьмерка» способна на полностью открытом дросселе поглощать больше литра высокооктанового бензина за один километр пути. Совершенно фантастические хода подвесок предоставляют поистине невиданный в других внедорожных дисциплинах потенциал скоростного пилотирования. При этом технологическая простота большинства агрегатов болида позволяет производить ремонт в самых что ни на есть полевых условиях. Если ты вдруг знаешь что-нибудь более приспособленное для того, чтобы «топить» на все деньги сквозь пустыню, дай мне знать.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 10 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Новый Kia Cee’d: первые изображения

В сентябре во Франкфурте ожидается премьера нового поколения популярного корейского хэтчбека. Последние шпионские фотоснимки приоткрыли новые детали внешности, на их…

7201 0 6
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автоправо
Междурядье и шашки: что такое опасное вождение мотоцикла?

Ездить на мотоцикле между рядами – опасно? А играть в так называемые «шашки», перестраиваясь из ряда в ряд? Уничтожит ли российское мотодвижение пункт ПДД про опасное вождение? Выясняем, что это такое применительно к…

446 1 0
Статьи / История
От парового котла до DSG и дальше: дневник автослесаря за 250 лет

Давайте представим, что жил-поживал мужик этак два с половиной века, всю жизнь работал автомехаником и вёл рабочий дневник. Интересно, что он мог там записать?

2232 5 7
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

3197 9 10
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: «тук-тук» четвёртого цилиндра и настоящий полный привод

Не совсем обычная машина для не совсем нормальных людей – вот что такое Subaru Legacy. Если в вас живёт гонщик-авантюрист, который умеет варить железо, паять проводку и перепрессовывать подшипники, то первая часть…

2244 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Legacy B11 с пробегом: негниющая сталь кузова и детали, которые нельзя найти

Машины Subaru всегда были «немного другими» и всегда находили своего, такого же нестандартного, покупателя. И в девяностые годы поклонников-ценителей хватало, ведь машины эти были очень интересными. Достоинств у них…

4364 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GG с пробегом: моторы и коробки, как у Форда, но лучше

Первая часть обзора про Мазду 6 первого поколения получилась немного грустной: по прошествии лет стало понятно, что кузов не просто склонен к коррозии, а сгнивает в лучших традициях Опелей 90-х. Сложности подвески и…

4002 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

32602 11 0
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

34315 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

21405 3 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

72188 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

57338 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

29284 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

60403 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19681 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

9189 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

16169 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

19681 2 0
Статьи / История
Сидор, Хомячок и Джеки Чан: как в России называют корейские и китайские автомобили

Кажется, что в России буквально у каждого автомобиля есть прозвище. И совершенно не важно, что у модели существует официальное название – оно почти всегда трансформируется и обретает новый смысл. Сегодня изучаем «клички»…

8535 2 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?