Как устроены трофи-траки, короли пустыни

19523 0 14
Поделиться: 0 10 0 3 0 1

Когда у меня впервые спросили, какой вид автоспорта мне больше всего по душе, я, признаться, растерялся, потому что нравится многое и разное. Но теперь я знаю ответ. Американцы 45 лет назад придумали Desert Racing – дисциплину, которая вобрала в себя все самое быстрое, зрелищное и безумное, что когда-либо появлялось в мировом автоспорте.

Дрэг-рейсинг ? Мне кажется, говорить о возможностях 7.5-литровых американских V8 в контексте гонок на четверть мили излишне. Ралли-марафон Dakar? Максимально близко, только ходы подвесок в разы больше, а скорость ограничена лишь инстинктом самосохранения пилота. Дрифт ? Да, но на скорости 180 км/ч эти монстры вваливают боком не на гладком как стекло треке, а на гравийных трассах и песчаных барханах, к которым слово «дорога» не может быть применено даже с натяжкой. WRC? Это и есть ралли, только без полного привода и вездесущей FIA, которую хлебом не корми, дай только регламентом потрясти.


Ежегодно проводится огромное количество больших и малых гонок различных чемпионатов по Desert Racing. Большинство мероприятий географически сосредоточено в штатах, где есть обширные пустыни, – Калифорнии, Неваде, Аризоне, Техасе. Однако самой знаменитой гонкой является Baja («Баха»). Baja – это длительный ралли-марафон, проходящий по пустынным землям Южной Калифорнии и Мексики, который стал настолько популярным по всему миру, что сам термин Baja теперь является нарицательным и повсеместно употребляется в отношении затяжных ралли-рейдов. И сегодня мы поговорим о вершине классификации болидов Desert Racing – Trophy Trucks.



Как это выглядит и причем здесь пикапы?

С высоты двух метров трехтонная махина приземляется на все четыре колеса, подвеска полностью отрабатывает удар за один цикл «вниз-вверх», небольшая пауза, газ в пол, и исполинский V8, оглашая окрестности неистовым ревом, выстреливает болид в горизонт. Огромные 40-дюймовые покрышки молотят ландшафт, вздымая тучи из песка и камней. Кажется, что рулить этим чудовищем вовсе не обязательно, потому что размер колес и 80-сантиметровые хода подвески позволяют ехать абсолютно везде, не отпуская газ ни на секунду. Канава по пояс, булыжник диаметром в полметра – подобные препятствия преодолеваются сходу, и это не выглядит чем-то из ряда вон выходящим, пока ты не увидишь размер препятствия в масштабе рядом с чем-нибудь более привычным – мотоциклом, например.



Минимум технических ограничений позволил создать ультимативный агрегат для решения одной простой задачи: перемещение из пункта А в пункт В по наикратчайшему пути вне зависимости от качества и наличия дороги. Единственное, с чем можно сравнить трофи-траки – это техника, штурмующая пустыни в рамках легендарного «Дакара». Однако если в «Дакаре» скорость на спецучастках ограничена правилами, то в Desert Racing ты волен топить, насколько хватит возможностей железа и крутости собственных яиц. В классе грузовиков самого длинного в мире ралли-марафона хода подвесок ограничены 350 мм, в трофи-траках длиннющие продольные рычаги позволяют добиться работы задней подвески в диапазоне до 900 мм. Больше просто не бывает.

Стеклопластиковая скорлупа этих болидов больше всего напоминает какой-нибудь пикап. Почему? Во-первых, это удобно в контексте офф-роуд рейдов, во-вторых, аэродинамика никого не волнует, в-третьих, американцы обожают пикапы, в-четвертых, маркетологи «Большой тройки» хотят продавать американцам еще больше пикапов. Любовь к пикапам всегда была одной из основных составляющих американской автомобильной культуры. С одной стороны, это идеальная рабочая лошадь, с другой – почему бы не заставить лошадь ехать быстрее? Пикапы невероятно популярны в любительском дрэге. Существует даже целая гоночная серия под эгидой NASCAR – Camping World Truck Series, а сами пустынные гонки во многих южных штатах уделывают по популярности любые другие спортивные развлечения вплоть до бейсбола.




Что внутри и откуда берутся подобные характеристики?

В основе трофи-траков лежит трубчатая пространственная рама из хром-молибденового сплава, к которой впоследствии крепятся все узлы и агрегаты болида. Не самый легкий вариант, зато надежный, безопасный и дешевый. На раму надевается стеклопластиковый кузов, который на выходе должен напоминать какой-нибудь пикап, серийно производящийся на территории США.

Естественно, напоминает он в итоге гражданскую модель спонсора, будь то Ford, Chevrolet или Toyota, причем сходство заканчивается на нарисованных фарах и бутафорской фальш-решетке радиатора. Похожим образом делают монстр-траки , но их не следует путать с трофи-траками, это совершенно другой класс автомобилей для других задач.




Огромные хода задней подвески обеспечивает схема с четырьмя продольными рычагами (4-link). Рычаги требуемых размеров не производятся никакими тюнинг-ателье в принципе, поэтому их варят из листа металла под каждый конкретный болид. Длина нижних рычагов может достигать полутора метров. Передняя подвеска обладает несколько меньшим рабочим диапазоном, но это максимум, что можно выжать из привычной двухрычажной конфигурации. На одно колесо приходится по два амортизатора (классический coilover и bypass амортизатор), которые перед каждой гонкой подвергаются точнейшей настройке.




Силовые установки трофи-траков – это различные вариации атмосферных нижневальных V8 объемом 7-7.5 л, в основу которых заложена базовая архитектура популярных американских моторов, таких как Big Block Chevy, Small Block Chevy, Chrysler Hemi, Ford Cleveland. Так или иначе «боевые» двигатели практически не имеют ничего общего со своими «гражданскими» аналогами. Блоки точатся с нуля, а «потроха» выбирают только самые лучшие из того, что есть на рынке, ведь речь идет не о заездах на квотер, а о 1 000 милях по раскаленной пустыне, на протяжении которых все механизмы работают на пределе своего ресурса. Простор для полета фантазии мотористов воистину безграничен: доступны любые системы выхлопа и впуска, будь то восемь карбюраторов или современный электронный впрыск. Делай что угодно, если считаешь, что именно этот вариант поможет тебе хотя бы просто добраться до финиша.

В качестве трансмиссии применяются, как правило, архаичные трехступенчатые «автоматы», в которых практически не остается стоковых деталей, потому что 850-900 л.с. и 1000+ Нм способны превратить серийную коробку в пыль уже на старте. Момент передается только на задние колеса через неразрезной мост с короткой главной парой (передаточное отношение от 4,71 до 5,43), что обеспечивает болиду массой три тонны разгон до «сотни» за 4 секунды. Стоит отметить, что большинство используемых компонентов двигателя и трансмиссии поставляются производителями, которые сделали себе имя в дрэг-рейсинге , то есть эти парни лучше многих знают, что такое скорость и какими путями она достигается.




Устанавливаются дисковые вентилируемые тормоза по кругу, которые являются одним из самых слабых мест в трофи-траке. Выполненные из стали тормозные диски очень быстро теряют свои рабочие характеристики от частых торможений «в пол» и высокой забортной температуры, которая нередко достигает 50 °С.

Что в итоге?

850 «лошадей» и больше 1 000 Нм момента на заднем приводе в пикапе с далеко не идеальной развесовкой по осям. Огромная алюминиевая нижневальная «восьмерка» способна на полностью открытом дросселе поглощать больше литра высокооктанового бензина за один километр пути. Совершенно фантастические хода подвесок предоставляют поистине невиданный в других внедорожных дисциплинах потенциал скоростного пилотирования. При этом технологическая простота большинства агрегатов болида позволяет производить ремонт в самых что ни на есть полевых условиях. Если ты вдруг знаешь что-нибудь более приспособленное для того, чтобы «топить» на все деньги сквозь пустыню, дай мне знать.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 10 0 3 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

6492 4 0
Статьи / Тюнинг
Кинотеатр на бездорожье: тюнинг Volvo XC70

Многие могут задать вопрос: что можно тюнинговать в современных машинах премиум-класса? Действительно, полностью преображающий кастом для них вряд ли актуален, но вот придать пару-тройку изюминок модели, когда восторг от…

1788 2 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД могут лишить прав: полный список

В материале о штрафах, которые можно оплатить со скидкой в 50% мы уже выяснили, что эта «поблажка» не распространяется на тяжелые нарушения вроде пьяной езды или аварий с пострадавшими. Езда по встречке и огромные…

9682 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

6492 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

11699 10 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

4833 4 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

59584 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46536 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25308 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12461 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11779 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8730 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18486 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

15802 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

15093 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

52576 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43475 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33177 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?