Олимпийские эксклюзивы СССР: самые яркие машины Олимпиады-80

43140 1 38
Поделиться: 0 27 0 3 0 8

СССР не разменивался на мелочи – даже такое по умолчанию масштабное событие, как летние Олимпийские игры, в 1980 году запомнилось миру особо грандиозным размахом. Автомобили для московской Олимпиады тоже создавались особенные – автозаводы страны выпустили целые серии уникальных моделей.

ЕрАЗ-37302

Специально для работы в Олимпийской деревне и на спортивных объектах Олимпиады-80 в Ереване собрали десять интересных фургонов – в исполнении рефрижераторов. Угловатый автомобиль полукапотной компоновки базировался на собственной лонжеронной раме. В движение ЕрАЗ приводился бензиновым мотором ГАЗ-24Д, в паре с которым трудилась четырехступенчатая механическая трансмиссия, позаимствованная у УАЗов. Необычные для отечественной промышленности сдвижные двери существенно упрощали и ускоряли процесс высадки/посадки водителю и переднему пассажиру, который часто являлся грузчиком. Доступ в грузовой отсек осуществлялся исключительно через кормовую двухстворчатую распашную дверь, боковые – отсутствовали.

Олимпийские рефрижераторы отличались от родственных пассажирских микроавтобусов изотермическим грузовым отсеком объемом 5 кубических метров. Термоизоляция кузова обеспечивалась с помощью полистирольного пенопласта толщиной около 8 см, который сверху обшивался листовым алюминием. За холод отвечала установка, располагавшаяся также в грузовом отсеке. Мощности «холодильника» хватало, чтобы при забортной температуре в +35-40 градусов длительное время поддерживать внутри температуру от +5 до -10 градусов по Цельсию. Летом 1980-го автомобили трудились не только на обслуживании олимпийских точек общепита, но и продуктовых магазинов в центре Москвы.


КАвЗ-5982

КАвЗы у наших граждан до сих пор четко ассоциируются с «кентаврами» – капотными автобусами малой вместимости с «мордочкой» от ГАЗ-53 и на его же шасси. Но в преддверии Олимпиады в Кургане взялись и за производство специальных грузовиков.

Готовились заранее. В 1978 году шумерлинское Государственное специальное конструкторское бюро по ремонтным мастерским и кузовам (ничего не скажешь, емкое название!) разработало конструкцию специализированного фургона для перевозки лошадей и обслуживающего персонала. Для постройки использовалось длинное шасси трехосного грузовика ЗИЛ-133Г1. Производство этого «коневоза» и передали на КАвЗ.




Как и бортовой ЗИЛ-133Г1, специальный автомобиль оснащался шестилитровым восьмицилиндровым бензиновым агрегатом мощностью 150 л.с. Специальный фургон был рассчитан на перевозку шести взрослых лошадей. Кузов состоял из трех совмещенных отсеков: два крайних предназначались для перевозки животных, а в центральном, из которого имелся доступ в боковые, были обустроены три спальных места для ветеринара, конюха и тренера. В машину лошади попадали по выдвижным трапам, которые на ходу прятались под днище фургона. Над кабиной грузовика размещался специальный отсек, предназначенный для перевозки корма – 250-300 кг сена.



После успешных испытаний первого опытного образца, в 1979 году на КАвЗе изготовили полтора десятка «коневозов», в 80-м году собрали еще 5 экземпляров. Уже после Олимпиады, с 1981 по 1985 годы для нужд конной милиции в Кургане собрали еще 12 специальных автомобилей.




ПАЗ-3916

Какое же международное событие сейчас обходится без теле- и радиотрансляций? Так было и 36 лет назад, во времена Олимпийских игр в Москве. Специально для них инженеры ПАЗа создали новую «кинопередвижку», получившую индекс ПАЗ-3916. Разработку специального телефургона отдали именно в Павлово-на-Оке, потому что еще с середины 70-х годов на ПАЗе мелкими партиями производились автобусы для нужд телевидения.



Перед конструкторами была поставлена серьезная задача: построить автомобиль, не уступающий зарубежным аналогам. ПАЗ-3916 создавался в тесном сотрудничестве с Кировоградским заводом радиоизделий. Сначала на ПАЗе готовили кузов с четкой подгонкой всех мест крепежа, установки и укладки проводки под конкретное электронное оборудование. Затем автобусы отправлялись в Кировоград, где в их салонах проводился монтаж телеоборудования и его отладка.

В олимпийской серии «кинопередвижек» отсек водителя был глухо отгорожен от рабочей зоны, ведь по строгим понятиям времен СССР прямой эфир был делом государственной важности: мало ли что может ляпнуть в микрофон засланный агент ЦРУ или просто оказавшийся рядом диссидент!




Доступ в аппаратный отсек обеспечивался двумя дверьми по правой стороне кузова и одной – слева. Всего было выпущено 22 единицы специальных фургонов, некоторые из которых отличались конфигурацией салона и монтируемым оборудованием. Среди «медийщиков» ПАЗ носил официальный индекс ПВС-4 (передвижная студия видеозаписи). Внутри могли размещаться 4 телекамеры, пара видеомагнитофонов, пульты аудио- и видеорежиссеров, бухты с кабелем.



РАФы

Рижская автомобильная фабрика получила наибольшее количество заказов на разнообразные специальные олимпийские автомобили.

Самым известным из них стал РАФ-2907, сопровождавший олимпийский огонь из Афин в СССР и по самому Союзу. Всего было изготовлено пять экземпляров микроавтобусов. От серийных собратьев они отличались серьезно измененной компоновкой салона. Так, в корме находился отсек для хранения факелов и газовые баллоны для их заправки, а также система принудительной вентиляции и система пожаротушения. В багажном отсеке постоянно горели три газовых горелки, от которых можно было бы зажечь факел в случае непредвиденного «затухания» основного, несомого бегуном. В центральном – пассажирском – отсеке размещались диван, письменный стол со стулом для сопровождающих, гардероб, холодильник и даже кондиционер!

В техническом плане это был все тот же РАФ-2203, только с радиатором большего объема в системе охлаждения и электрическим вентилятором для его обдува. На такие меры пошли, чтобы обезопасить РАФы от перегрева во время длительного движения со скоростью бегуна (10-15 км/ч).


РАФ-2907



По территории Греции, Болгарии, Румынии и до Москвы за олимпийским огнем следовало два РАФа. А вот от столицы по территории Союза в города, принимавшие Олимпиаду (Киев, Минск и Таллин), огонь доставляли поездом.

Вторым интересным образцом технической мысли можно считать электрический РАФ-2910. Он предназначался для сопровождения представителями оргкомитета легкоатлетических марафонов – чтобы бегуны не дышали выхлопными газами от двигателя внутреннего сгорания. Особенностью кузова этого РАФа являлось наличие большой боковой двери не только справа, но и слева. В салоне устанавливались два стола и поворотные кресла, которые облегчали работу судьям во время соревнований.


РАФ-2910


Никель-цинковые аккумуляторы обеспечивали автомобилю запас хода на уровне 100 км с крейсерской скоростью около 30 км/ч. Интересно, что зарядка тяговых батарей в машине не предполагалась: специальным погрузчиком в багажник просто устанавливались готовые к эксплуатации, ранее заряженные аккумуляторы.

Отдельного слова заслуживает РАФ-3407. Не каждый поверит, но это был седельный тягач на базе обычного «рафика». Он работал в составе пассажирского автопоезда вместе с двумя полуприцепами и возил пассажиров по Олимпийской деревне, а позже был переведен на ВДНХ.


РАФ-3407


Автомобиль получил существенно укороченную колесную базу – по сути, сразу за центральной стойкой располагалась задняя ось. Каждый из двух полуприцепов нес на себе пять рядов пластиковых сидений, по четыре кресла в каждом. Пассажирские вагоны имели громкоговорители, по которым озвучивались остановки, и кнопки, сигнализирующие водителю о желании пассажира сойти.


РАФ-3407


ЛАЗ-5255

Не остался в стороне от подготовки транспорта для Олимпийских игр и крупнейший в СССР производитель автобусов – ЛАЗ. Так, во Львове сконструировали специальную модификацию междугородного автобуса ЛАЗ-5255 для сопровождения олимпийского огня. Автобус имел только одну боковую дверь – спереди. Салон был разделен на две части – пассажирскую, в которой размещались кресла для 15 пассажиров, и вторую – купейную. В ней 8 широких кресел могли трансформироваться в два полноценных спальных места. Кроме того, на борту были гардероб, санузел и минибар.



Автобус оснащался ярославским дизелем ЯМЗ-740 мощностью 210 л.с. Максимальная скорость составляла 115 км/ч.

Увы…

В 2014 году Олимпиада снова пришла на территорию России – это были XXII Олимпийские зимние игры. К сожалению, на этот раз в списке техники, обслуживающей столь важное событие, отсутствовали машины отечественных марок. Официальным автомобильным спонсором был выбран Volkswagen. Поговаривают, что этот бренд очень стремился предоставить свои авто и на Олимпиаду-80, но тогда патриотизм перевесил все прочие соображения. Впрочем, стоит надеяться, что в следующий раз встречать огонь из Олимпии на российской земле будут самые достойные представители отечественного автопрома.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 27 0 3 0 8

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

"В олимпийской серии «кинопередвижек» отсек водителя был глухо отгорожен от рабочей зоны" - это же стандартная для вещания технологическая необходимость

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автотоп
Багажник и автомат: самые доступные седаны-иномарки с АКПП

Недорогой седан с автоматом – выбор большинства, когда речь идет о практичном автомобиле на каждый день, а на кроссовер еще не хватает бюджета. Сам этот бюджет в наше время почти вплотную приблизился к миллиону рублей –…

323 0 0
Статьи / Интервью
Александр Мигаль, Peugeot, Citroen, DS: DS 3 Crossback я привезу в Россию в начале 2020 года!

«Нужна?» – управляющий директор трёх французских брендов в РФ протянул мне визитку, – «или с прошлого раза осталась»? Я посмотрел на карточку – за те два года, что Александр Мигаль проработал в российском…

177 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

22687 6 6
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

22687 6 6
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

12389 9 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

5160 3 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

60077 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46798 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25577 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12548 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11859 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8877 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18642 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

16063 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

16084 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

64956 10 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43856 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33589 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?