Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

28895 7 6
Поделиться: 0 4 0 2 0 0
Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и «выдающийся», а автомобиль – заодно и статус уникального и престижного. Действительно, такой тип кузова было принято считать более престижным, чем у «нормального» Х5, а после того, как публика привыкла, идею распространили и на другие классы машин. Откуда же вообще появилась идея скрестить внедорожник и купе?

Предтечей «внедорожного купе» принято почему-то считать недешевые машины Infiniti FX, тоже отличающиеся весьма странным для внедорожника набором качеств. В частности, им присущи хорошая динамика, неплохая по меркам класса управляемость и, конечно же, аэродинамичный силуэт. В одиночестве FX оставался недолго, и сейчас можно увидеть, как этот «выверт сознания» заразил и другие марки.

Mercedes не так давно представил свои «купе» GLE Coupe на базе внедорожников с пятью дверями, мегапопулярный Range Rover Evoque явно сделан по тому же шаблону. Да и обратите внимание на новую Vesta Cross универсал: ведь есть в ее силуэте что-то похожее именно на Х6!

1 / 4
На фото: Range Rover Evoque
2 / 4
Mercedes-Benz GLE-Klasse Coupé (C292) '2015–н.в.
3 / 4
На фото: Lada Vesta Cross Concept '2015
4 / 4
На фото: BMW X6 (F16) '2014–н.в.

И тем не менее, не всё так просто. Нет, я вовсе не придираюсь к обозначению такого кузова как «купе». Несмотря даже на то, что купе по определению – это двухдверный кузов с уменьшенным объемом задней части и аэродинамичным силуэтом. Если вам достаточно силуэта, то пожалуйста. Но вот с предшественниками все оказалось не так однозначно. На самом деле «купе» Infiniti были совсем не первыми. Идея «внедорожного купе» появилась гораздо раньше серии FX. Итак, кто же был идеологическим «предком» X6, и какие машины можно считать отныне «шикарными купе»?

На фото: Infiniti FX (S51) '2008–13

На фото: Infiniti FX (S51) ‘2008–13

СССР и США

Будем патриотичны и в качестве первого «внедорожного купе» назовём ГАЗ М73, который, правда, в серию не пошел. Представили опытные купе и пикап в 1954 году, и, по отзывам испытателей, машины вышли неплохие. В принципе, подобных «гибридов» легкового кузова и шасси внедорожника в те годы хватало, но в массовое производство они все как один не пошли.

1 / 3
На фото: ГАЗ М-73 Опытный '1955
2 / 3
На фото: ГАЗ М-73 Опытный '1955
3 / 3
На фото: ГАЗ М-73 Опытный '1955

Зато AMC Eagle SX-4 Sport был именно тем, что можно назвать «внедорожным купе». Полноприводное шасси, стремительный профиль… А главное – массовое производство. Правда, на практике это было не купе, а трехдверный хэтчбек, но вы же не назовете Porsche 944 «хэтчбеком»? А ведь по сути это именно так: задняя дверь – атрибут именно этого типа кузова.

1 / 2
На фото: AMC Eagle SX 4 '1980–83
2 / 2
На фото: AMC Eagle Sport '1980

Как бы то ни было, машина была достаточно динамичной, рядная «шестерка» объемом 258 кубических дюймов (4,2 л) в зависимости от исполнения имела мощность в 136-210 л.с. Шасси было классическим для американских машин: мотор стоял спереди продольно, присутствовал и полный привод с раздаточной коробкой.

С одной стороны, AMC Eagle Wagon универсал был предназначен для тех, кому трех дверей было мало. С другой, силуэт явно говорит о том, что это не утилитарное грузопассажирское транспортное средство, а нечто, претендующее на спортивность.

На фото: AMC Eagle Sport '1980

На фото: AMC Eagle Sport ‘1980

Концепт всей серии машин АМС появился ещё в 1977 году, а серийное производство продолжалось с 1980 по 1988 годы.

Япония

Следующая попытка создать внедорожное купе увенчалась успехом уже у японцев. Компания Suzuki в 1995 году представила серийную модель X90, сделанную по мотивам представленного в 1993 году концепта. Оригинальный кузов поставили на раму от Vitara. Тип кузова – классическое купе, правда, съемные части крыши позволяют отнести его к таргам… Но не буду усложнять, это именно купе: кузов имеет две двери и обтекаемый силуэт.

На фото: Suzuki X-90 JP-spec '1995–1997

На фото: Suzuki X-90 JP-spec ‘1995–1997

Со спортивностью получилось не так здорово, как у машин АМС: моторчик был только объёмом 1,6 литра, привод на передний мост сделали подключаемым. Хорошо, что хотя бы шасси доработали для обеспечения лучшей управляемости по сравнению с базовой Vitara.

На фото: Suzuki Vitara '1988–98

На фото: Suzuki Vitara ‘1988–98

Несмотря на хороший прием концепта в 1993 году, продажи серийного автомобиля провалились, и через два года после начала выпуска, в 1997 году, X90 с производства сняли.

На фото: Suzuki Vitara x-90

На фото: Suzuki Vitara x-90

Следующее «купе» на базе внедорожника пошло в серию в 1997 году. Именно тогда компания Isuzu представила новую модель VehiCROSS. И она тоже была построена по мотивам концепта 1993 года. Видимо, что-то такое в воздухе тогда витало.

Isuzu VehiCROSS (E-UGS25DW) '04.1997–02.1999 Isuzu VehiCROSS (E-UGS25DW) '04.1997–02.1999э

Сделали машину на основе базы Isuzu Amigo, он у нас более известен как Opel Frontera Sport. Машину позиционировали как транспортное средство будущего, и выглядела она соответственно. Пожалуй, и сейчас ее дизайн способен впечатлить, он совершенно вневременной и лаконичный. Несмотря на неразрезной задний мост и раму, шасси сделали очень даже спортивным. Или даже гоночным, ведь двухкамерные амортизаторы и спортивные сиденья Recaro, скорее, характерны для машин для ралли-кроссов, а не «обычных» внедорожников.

На фото: Opel Frontera Sport (B) '1998–2001

На фото: Opel Frontera Sport (B) ‘1998–2001

Из новшеств можно еще вспомнить камеру заднего вида, которую применили чуть ли не впервые в мире.

Поскольку будущее в 1997 году еще не наступило, спрос на VehiCROSS оказался низким, да еще и базовая Isuzu Amigo в 1999 году прошла рестайлинг, так что на конвейере VehiCROSS прожил всего два года.

На фото: Isuzu Amigo XS (TC) '1989–92

На фото: Isuzu Amigo XS (TC) ‘1989–92

Более успешная машина в том же стиле получилась у компании SsangYong. В 2005 году они как раз занимались экспериментами в области дизайна, которые, возможно, и послужили причиной банкротства 2009 года.

Actyon выделялся на фоне «нормальных» машин вовсе не своей «купейностью», а общим странновато-диким дизайном. Формально это опять же был пятидверный хэтчбек, причем с явно спортивной ноткой… Конструкция осталась традиционной: рамная, с продольно расположенным мотором и неразрезным задним мостом. В Actyon широко использовали лицензионные агрегаты Mercedes, а дизайном занимался британец Кен Гринли. А он, между прочим, профессор университета транспортного дизайна Royal College of Art и участник создания дизайна таких машин, как Aston Martin Virage и Bentley Continental.

На фото: SsangYong Actyon '2005–2011

На фото: SsangYong Actyon ‘2005–2011

Уже в 2010 году внешность машины сменили на вполне приятную, без «рыцарских щитов» и прочих странных атрибутов, но вскоре сменилось и поколение модели. Следующее поколение стало уже типичным кроссовером как по дизайну, так и по конструкции. И кстати, стало оно куда более популярным.

На фото: SsangYong Actyon '2011–13

На фото: SsangYong Actyon ‘2011–13

Неудивительно, что о предшественниках «внедорожного купе» как-то не принято говорить в приличном обществе. Разве что машины АМС и Isuzu обладали харизмой и привлекательностью, которая полагается машинам, претендующим на нечто большее, чем утилитарность. Но тем больше впечатляет проделанная маркетологами BMW работа по продвижению нового спортивного стиля в массы. Сочетание великолепного шасси, делающего честь легковушке по управляемости, мощных моторов и динамичного силуэта завоевало право именоваться «внедорожным купе». А на столь привлекательный имидж слетелись не только покупатели, но и конкуренты.

Но никогда не забывайте и о тех, у кого не получилось. Они пытались проложить дорогу, и иногда даже были близки к успеху.

Понравилась статья? 0 4 0 2 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Andery Sudbin

Два серьезных замечания. Спрос на Isuzu Vehicross был огромным, и в Японии, и в США в течение всего срока выпуска модели на нее стояла очередь в несколько месяцев. Но Isuzu использовали для изготовления кузовных панелей машины суперхайтек - керамические штампы. Они отработали свой ресурс (а он в разы меньше, чем у металлических) - и все. То, что Vehicross станет раритетом, эксклюзивом и предметом коллекционирования было заложено в проект заранее. Все четыре (а не два) года выпуска автомобиль выпускался с темпом порядка 200 машин в месяц. Кроме того, не упомянуто, что это был первый автомобиль с системой TOD, Torque On Demand ("момент по требованию") для использования полного привода на дорогах с твердым покрытием.
Ну и рассказывать об истории внедорожных купе, не упомянув Mega Track - nо меньшей мере странно.

Борис Игнашин

зы-муфту в полном приводе применяли и ранее, не вижу эксклюзивности

Борис Игнашин

Магатрак, мягко говоря, малосериен, и если М73 тут ради шутки, то мегатрак совершенно не интересен. Сделать "как феррари" но с ПП и мотором от мерса мечта любого начинающего сракера

jarni ordet

Не сочтите занудой, но Х6 выглядит каким-то бройлером на стероидах - искусственно раздутый, гипертрофированный. Хотя он ИДЕАЛЬНО подходит определенной прослойке людей, которые уже переросли "цыганское дорого-богато", но до ценителей чистого стиля - не доросли.
Мерседес в живую тоже не впечатлил...
А вот Isuzu VehiCROSS - восхищает. Сочетание динамичности без вычурности, цельность образа - многим этого и сейчас не хватает.

Семён Смирнов

Так и подумал, что без М73 здесь не обойдётся)

Сергей Шабалин

Полноприводную Оду забыли

Борис Игнашин

есть немного )

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тюнинг
Кинотеатр на бездорожье: тюнинг Volvo XC70

Многие могут задать вопрос: что можно тюнинговать в современных машинах премиум-класса? Действительно, полностью преображающий кастом для них вряд ли актуален, но вот придать пару-тройку изюминок модели, когда восторг от…

117 0 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД могут лишить прав: полный список

В материале о штрафах, которые можно оплатить со скидкой в 50% мы уже выяснили, что эта «поблажка» не распространяется на тяжелые нарушения вроде пьяной езды или аварий с пострадавшими. Езда по встречке и огромные…

167 0 0
Статьи / Интересно
Сто миллионов за номер и бриллиантовые шины: необычный автомир ОАЭ

Вы все еще подписываете петиции за легализацию продажи красивых автомобильных номеров, попутно выясняя, каков максимальный диаметр дисков для вашей машины, доступный без раскатки арок, и какие шины к ним подойдут? Кто-то…

1778 1 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

11091 9 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

4612 3 1
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: шум премиального салона и слёзы, заливающие электрику

Хотели когда-нибудь машину, на которую оглядывался бы каждый? Не потому, что она дорогая, вызывающая, старая или диковинная, а потому что красива до потери сознания? Так что, хочется на все плюнуть и купить? Если да, то…

6518 2 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

59180 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46331 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25088 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12405 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11716 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8609 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18371 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

15592 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

14068 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43178 1 24
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

39882 10 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

32859 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?