Ошибки прошлого: пять самых уродливых машин в кубическом дизайне

Немного кубиков на колесах сумели стать массовыми. Пожалуй, вспомнится Toyota bB. А все потому, что в этом форм-факторе вообще трудно сотворить что-то красивое – большинство угловатых машин были откровенно страшными, а потому остались в забвении.

Кубизм, если верить художественным энциклопедиям, – это одно из направлений абстракционизма в изобразительном искусстве, особенно в живописи, зародившееся в начале ХХ века во Франции. Основными выразительными средствами являлись подчеркнуто геометризованные примитивные формы, в которых художники пытались изобразить реальные объекты. Течение это, мягко говоря, понятно не всем. Однако, такие шедевры живописи, как «Авиньонские девицы» или «Черный квадрат» находятся в крупнейших музеях планеты, ежедневно сподвигая сотни людей на переосмысление бытия.

И если вы сейчас облегченно переводите дыхание, типа, пусть такие картины и дальше там остаются, то знайте: кубизм распространился гораздо, гораздо дальше живописи. Свои Пикассо и Леже есть почти в каждой сфере деятельности человека, даже (барабанная дробь) в автодизайне. Данный материал посвящен всем, кто воплотил свою любовь к строгим формам и простой концепции в автомобилях. Наслаждайтесь!

Блуждающий куб

В отличие от кубизма художественного, авто-кубизм зародился во второй половине ХХ века (как и положено большинству странных явлений). Затеял все это дело, что удивительно, вьетнамский инженер Квазар Хань, перебравшийся со своим семейством в Европу на ПМЖ. С 1966 года он работал на английского производителя спорткаров Universal Power Drives Ltd. До поры все было прекрасно, однако рок-музыка и быстрые тачки научили эмигранта плохому: уже через год он представил руководству проект городского транспорта собственной разработки. Большие боссы нашли идею вьетнамца забавной, утвердив Quasar Unipower City Car на ограниченную серийную сборку.

Квазар Хань с семейством внутри своего City Car. Идеальная ячейка общества! Не хватает только раковины у задней стенки и полок с посудой.


Концепт Ханя выпускался лишь год, с 1967-го по 1968-й, но успел наделать вокруг себя много шума. В первую очередь, люди хотели знать, чего именно хотел добиться дизайнер: создать остроумный аппарат для путешествий по городу, либо автономный жилой модуль, который мог бы еще и передвигаться самостоятельно. В ответ инженер невозмутимо взирал на всех сквозь панорамные стекла своего самоходного куба. Какие мысли блуждали в голове у Квазара, оставалось только догадываться.

Вероятно, компании Universal Power Drives Ltd был просто нужен эффектный шоу-стоппер, чтобы привлечь интерес к своей продукции. Иначе стали бы они оснащать эту стеклянную будку с колесами резвым 4-цилиндровым движком Inline объемом 1,1 литра, 3-ступенчатой коробкой передач и гоночной подвеской, благодаря чему Quasar Unipower разгонялся до 50 миль в час. При его габаритах (1 624х1 675х1 878) и отсутствии аэродинамики такая скорость была излишней и даже опасной. Британская общественность нарекла этот аппарат «блуждающим кубом». А когда его странность людям приелась, о Quasar Unipower благополучно забыли. Компания-производитель, кстати, протянула немногим больше, закрывшись в 1975-м.


Моделей, изо всех сил пытавшихся сделать новое транспортное средство модным, в народе прозвали «лондонскими пташками». Чтобы подчеркнуть уникальность Quazar Unipower, производитель оснастил его ультрасовременными креслами из полипропилена. Только публике и даром не нужны были такие экзерсисы.


Минусы: Чрезмерная площадь остекления. Чтобы уединиться в этой прозрачной будке, вам нужно повесить на окна шторы. Не крохотные автомобильные шторки, а те самые, что висят у вас в гостиной.

Плюсы: Высокие двери. Благодаря им Quasar Unipower стал одним из немногих транспортных средств, куда можно в буквальном смысле войти, не сгибаясь.

Шагающий модуль

Следующий экземпляр данной коллекции редкостей переносит нас во Францию 1970 года. Инженер и известный провокатор своего времени, Жан-Пьер Понтье, неоднократно оправдывал свою фамилию, но пуще прежнего отличился с L’Automodule сферической формы. Этот концепт, выполненный из плексигласа, Понтье поставил на четыре ноги-колеса, способных при помощи гидравлики изменять клиренс независимо друг от друга. В результате получилось шагающее чудо техники, повергавшее автомобилистов Парижа в шок и трепет.


7.jpg
8.jpg
8 (1)_Quasar Unipower Jenny Hopkirk 2.jpg
9.JPG

Сейчас редкие экземпляры «самоходных кубов» находятся в различных музеях, но все еще участвуют в фотоинсталляциях.


К чести французского инженера, он не грезил серийным производством и покорением мира. Наоборот – создав свой прототип в единственном экземпляре, Жан-Пьер нарек его «автомобилем 2000 года», отказавшись делиться дизайном с кем бы то ни было до этого срока. Единственный в своем роде L’Automodule охотно позировал фотографам модных французских журналов и часто попадал на передовицы газет.


10.jpg
11.jpg
13.jpg

Понтье и его самодовольная ухмылка. Старый лис знал, что делал, когда запихивал в этот шагающий модуль длинноногих красоток. Поколение маркиза де Сада в действии!


Понтье и сам был не прочь подлить масла в скандальный костер поклепа, фактов и домыслов, что разгорелся вокруг его изобретения. Оснастив L’Automodule 2-тактным 248-кубовым моторчиком и нашпиговав круглую кабину самой новой электроникой, он рассекал по парижским улицам на скорости 45 км/ч, тиская в объятиях какую-нибудь знаменитость. К радости Жан-Пьера, в его автомобиле-пузыре перебывали все топ-модели современности, от Лоллобриджиды до Твиги. А сам L’Automodule удостоился славы главной парижской сенсации 1970 года. А почему бы и нет? Коал ведь тоже все любят, хотя они для этого ничего и не делают…


15.jpg
15 (1).jpg

Судя по этому коллажу, L’Automodule и сейчас воспринимается как полноправный участник «уличного» движения.


Минусы: При всей похожести на космический корабль, L’Automodule не является таковым. А жаль.

Плюсы: Для любителей социальных сетей этот «шагающий модуль» стал бы бесценным аттракционом. Только представьте, сколько фоток можно было бы наклепать для Facebook, Instagram и Одноклассников!

Зубило-бульдог

Очередной любитель геометрического абсолюта заявил о себе с туманного Альбиона в 1979 году. Причем наш герой, Уильям Таунз, был не еще одним изобретателем-самоучкой и не наемным гастарбайтером, а лучшим спецом в рядах Aston Martin – компании во всех отношениях благородной и даже востребованной. Однако, какой бы репутацией ни пользовалась автомобильная марка, с выходом Lamborghini Countach в 74-м все основы зашатались. С тех пор каждый инженер в свободное от работы время мастерил в своем гараже нечто, что могло стать достойным ответом нашумевшему суперкару. Мистер Таунз в этом вопросе был с коллегами солидарен и тоже включился в борьбу.


Lamborghini Countach 1974 года выпуска и Aston Martin Lagonda 1976-го – предтечи модели Bulldog…


Поскольку британец являлся давним фанатом Джуджаро, то и модели его имели остроносый характер. А в случае с этой «машиной счастья» клиновидный дизайн кузова был возведен в квадрат, или даже в куб. Сотворив нечто подобное с седаном люкс-класса Лагонда, Таунз не унимался, гипертрофировав все основы этого стиля в новом концепте. Конечно, с поправкой на своего прямого конкурента.


18.jpg
19.jpg
16.jpg
17_1980 Aston Martin Bulldog r3q.jpg

Изначально модель называлась DР K9, по кличке собаки-робота из сериала «Доктор Кто». Оно и понятно – на эскизах суперкар выглядел куда элегантнее. Но когда дошло до дела, киберпес превратился в брутальную зверюгу.


Так Aston Martin Bulldog из проекта №1 превратился в урчащего монстра, распугавшего всех потенциальных инвесторов. Его презентация состоялась 27 марта 1980 года на испытательном треке компании близ Aston Clinton, презентабельного местечка. Высокую публику день и ночь пичкали обещаниями о грядущем событии в стане Aston Martin, на что сэры и лорды отвечали нетерпеливым фырканьем. Но когда им довелось воочию узреть авто, которое так долго ото всех скрывали, вместо возгласов восхищения раздалась лишь базарная брань. Все увидели в «Бульдоге» чудовище, которым он и являлся.


По части начинки и разных примочек Aston Martin были на высоте, как всегда. Bulldog получил жидкокристаллическую приборную панель, камеру заднего вида (черно-белую) и громкоговоритель для связи с внешним миром. Вот только седло на корове смотрелось бы куда лучше, чем двери типа «крыло чайки», в которые нарядили этого пса.


Низкий и невероятно широкий, концепт напоминал зубило свихнувшегося скульптора, который неизвестно зачем приделал к нему мотор. Да не простой, а 5,3-литровый V8 Garrett Air Research c двумя турбонаддувами, регулировавшими мощность с 600 л.с. до 700 л.с.! Первую сотню этот «пес» рвал за 5,1 секунду и теоретически мог разогнаться до 381 км/ч (у испытателей после 307 км/ч сдали нервишки)! При этом, когда Bulldog несся по трассе, то был похож на лист жести, подхваченный ураганом…

Алан Кертис, руководитель Aston Martin, предоставил карт-бланш своим инженерам и теперь кусал локти. Еще до конца года он планировал выпустить на рынок 25 экземпляров таких вот хищников, надеясь продать их подороже в Европе и США – концепт специально сделали леворульным. Но глядя на кислые лица своих клиентов он понял, что сделал ставку не на тех парней. Bulldog загнали в один из самых дальних ангаров компании и решили забыть о нем навсегда.


28.jpg
29.jpg

В конце 80-х суперкар был продан частному лицу за £130 тысяч. Сейчас его стоимость увеличилась в 10 раз и достигает £1,3 млн. Прежний хозяин перекрасил Bulldog из серебристого цвета в зеленый металлик и добавил ему стилизованные зеркала заднего вида. Как думаете, помогло?



Плюсы: Единственный суперкар, в котором внешнее уродство компенсируется внутренним содержанием. Почти 400 км/ч, да с размахом на серийное производство – это круто даже в наши дни, что говорить о 80-х!

Минусы: Крошечная высота – всего метр в холке. А с поднятыми «крыльями» и лобовой люстрой Bulldog похож птицу, вылетевшую из адского пекла. За это решение дизайнера следовало бы пристрелить.

Тарга с кабиной от строительного катка

Столь необычный аппарат представили американцы в лице кузовного ателье Mosler Consulier, в прошлом Consulier Automotive. Эти ребята клепали свой первый флагман на протяжении 8 лет, с 1985-го по 1993-й, но и за это время Targa GTP разошелся тиражом не больше сотни экземпляров. Почему? Возможно, по причине того, что его кузов напоминает чудовище Франкенштейна, слепленное из частей от разных автомобилей (достаточно взглянуть на его квадратную голову, то есть кабину).


Mosler Consulier Targa GTP



Прелесть сего агрегата в том, что этот спорткар адаптирован для дорог общего пользования. Модель оснащена 2,2-литровым турбированным движком с четырьмя цилиндрами (155 л.с., 315 Нм) от Chrysler и способна разогнаться до 249 км/ч. Кузов Targa GTP изготовлен из композитных материалов, из-за чего общий вес машины не превышает 985 кг. Авто даже имеет электропакет всего, чего только можно, включая зеркала и подогрев сидений. Вроде бы всем хорош этот автомобиль… кроме дизайна.

Горбатый нос, задранный «фюзеляж», кабина, напоминающая бойницу для станкового пулемета – все это выглядит, как плохо срисованный прототип военных самолетов. Возможно, дизайнеры вдохновлялись на ратные подвиги созерцанием работ Жоржа Брака, которые тоже выглядят так, будто собраны из разных кусочков. Но если в живописи это прокатывает, то в автодизайне все гораздо прозаичнее. Итог: 8 лет производства и скромные похороны Targa GTP.


Mosler Consulier Targa GTP



Плюсы: Демократичный ценник. Периодически Mosler Consulier Targa GTP всплывает на аукционах типа eBay, где ее стоимость редко превышает $10 тыс. А ведь эта машина – уже часть истории.

Минусы: Дизайн экстерьера в целом. Да и внутри машина словно говорит всем вокруг: «Отвалите!». Старомодные кармашки, приборная панель, жуткие кресла – на всем этом как будто сами собой выводятся три сакральные русские буквы, складывающиеся в слово, известное каждому.

Мультяшка, беременная «Черным квадратом»

На десерт, как обычно, привет из Страны восходящего солнца. Наверное, компанию Nissan за ее отличия в автодизайне не пинал только ленивый. Возможно, кто-то оправдывает подобные действия японцев смелыми экспериментами, но лично мне кажется, что дизайнерские отделы этих компаний представляют собой своеобразное чистилище для всех тех, кому не нашлось места на материках. Не исключено, что я и разделяющие мою точку зрения люди просто чего-то не понимаем. Тогда вот вам задачка: почему модели Nissan регулярно попадают в списки самых уродливых автомобилей планеты?

К примеру, что представляет из себя экземпляр с очевидным названием Cube: японский вариант того, как на самом деле должен выглядеть Gelandewagen? Или это персонаж странных и беспощадных для психики аниме, воплощенный в металле и на колесах? Глядя в мордаху этой тачки, я вижу глупого пса, зачем-то проглотившего фанерный ящик, который он не в состоянии переварить.


Это подборка фоток выглядит словно тест на психологическую совместимость. Мол, выберите, какие из объектов больше всего подходят друг другу. Боюсь, правильного ответа здесь нет…



Проект Z10, или Nissan Cube, как мы его теперь знаем, разрабатывался для местного рынка на платформе модели Micra в 1998-м. Модель поставлялась с широкой гаммой двигателей: от 1,5 до 1,8 литра (есть даже эко-вариант), способных выдать до 110 л.с., агрегатировалась 5- или 6-ступенчатой МКПП и могла разместить в своем чреве 4 человек. В классе субкомпактвэнов Nissan Cube даже вошел в 10-ку «Лучших авто до 18 000$»! А в 2010-м, после того, как его «выпустили» на рынки остального мира, этот аппарат собрал целый ворох противоречивых наград. Автомобильная пресса одновременно присудила ему премию за «Лучший дизайн» и звание «самого уродливого авто в истории». Одно из них стало определяющим. Как думаете, какое?



Плюсы: Идеальная машина для тех, кто разделяет мировоззрение Эйса Вентуры. То есть, чем страннее, тем лучше.

Минусы: Из-за сходства с предметами мебели, игрушками и персонажами японских мультиков может быть перемещаем сторонними лицами без ведома владельца. Известны случаи, когда настроенные на жесткую критику обыватели просто мазали Nissan Cube дерьмом.

Не знаю, потянет ли сегодняшний экскурс по задворкам автомобильной истории на лекцию по МХК, но в качестве внеклассного чтения, на мой взгляд, вполне сгодится. Признаюсь честно: я не думаю, что «кубизм» в автодизайне, как таковой, существует. Но аналогия прослеживается. И я не удивлюсь, если окажется, что революционно настроенные автоконструкторы на самом деле почитают творчество кубистов и способны общаться друг с другом телепатически. Если это правда, нас ждет еще много чего интересного…



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
13 комментариев
07.09.2015 03:47
Михаил Харитонов

А по мне Cube не так уж и страшный. Может и не привычный для европейского глаза, но уж точно не уродливый.


07.09.2015 10:29
Андрей Чепелев

Составляя голосование, я специально оставил последний пункт :) Я вот тоже не согласен с автором, но у нас в редакции допускается частное мнение. Особенно если оно с юмором обосновано.


07.09.2015 21:42
Николай Куц

дервейс ковбой забыли!


07.09.2015 22:59
Станислав Журавлев

У кубика шикарный интерьер! За это ему прощают неординарную внешность.

1

11.09.2015 09:56
Евгений Дудко

Как можно не любить кубик? Да и чем он хуже той же бибики? Смотрится интереснее и забавнее приевшихся Фит (джаз), Витз (ярис), Марч (микра) и Нот. Вполне себе прикольная машинка особенно любимая девочками и водителями "Максима".

2

12.09.2015 14:46
Павел Понин

Недалекий субъективный взгляд автора, превращенный в недостатью. Редакция вообще смотрит, что она постит?

1

12.09.2015 14:52
Ytsuken Ytsuken

Согласен с Павлом. Нашли же фото кубика такие, сколько их ездит у нас в нормальных комплектациях, нормальный городской авто. РЕДАКЦИЯ СДЕЛАЙТЕ ОБЗОР КЕЙ-КАРОВ, много же их ездят а информации почти никакой.

3

12.09.2015 19:55
Александр Клоков

Кому не нравится кьюб, тот хуесос, пидорас и безвкусный говноед. Я еще не удивился если б статья была под авторством Чепелева. Но тут еще более упоротого автора наняли.

1

12.09.2015 20:24
Александр Федоров

хорошая статья -сам кубик хотел -прикольно


12.09.2015 23:50
Micheal Khan-U-Teen

Сам владелец другого кубика - Honda Element вот уже ВОСЕМЬ лет!!!! Это при том, что стаж 24 года и машин до этого сменил великое множество. Ну нет машины более надежной и практичной! 320000км пробег, а я меняю лишь расходники. А как трансформируется салон! Просто сказка! Полный привод, 9 секунд до сотни, фантастическая надежность, необычный внешний вид - чего еще желать?!

2

14.09.2015 03:31
Лев Самарский

Автор высказал лишь свое мнение - можете согласиться с ним или вовсе даже наоборот - но оскорблять человека за то, что у него отличный от вашего взгляд - в духе красного фашизма. Когда человека уничтожали только за то, что он посмел иметь собственное мнение... А по поводу Ниссан автор на мой взгляд, совершенно прав - посмотрите на его "Жук" и все станет ясным. Опять на мой же скромный взгляд, отвратительней автомобиль вряд ли найти...


21.09.2015 21:03
kunzt

Я тоже вступлюсь за Nissan Cube - отличная машинка с просторным салоном и необычным внешним видом. Оригинальнее и интереснее чем многие современные авто, которые почти не отличаются дизайном. Думаю, автор не должен навязывать свое мнение.

3

22.09.2015 10:39
Detroit

Как всегда, Колёса такие Колёса...Частенько проплывают хорошие, годные статьи, но "в этот раз как-то не удалось..."Начнём с того, что на кубизм здесь тянут три из пяти машин. Французский-то луноход чего здесь делает? Бедный Мозлер каким боком? Ниссан Куб - вообще же ж святое. Автор напичкал рестайлинговых пикч, которые, конечно же, не тру ни разу. Может по сути и ходовым качествам машина и дерьмо, но внешность-то вполне себе гармонична и симпатична на образцах середины 200-х. И БиБиха тут 100% сливает...Пожелание автору: как-то посерьёзней к матчисти подходите, ну мало-ли разве отвратительно-кубических машин было? А Вы словно по желанию левой пятки писали.

3

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings