От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

7266 0 12
Поделиться: 0 12 0 0 0 0
На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки – это прежде всего эволюция содержания. Однако в какой-то момент это содержание получило абсолютно новую форму – и этот переход к новому восприятию, пожалуй, стал даже не просто эволюционным, а во многом революционным для бренда. С чего начиналась эта революция дизайна, и почему новая форма не стала поводом «порвать с прошлым» – вспоминаем сегодня.

Переосмыслить себя

Тезис, который мы озвучили во вступлении, не подвергнуть сомнениям: одной из ключевых ценностей бренда всегда была ориентированность на традиционные семейные ценности, удобство и практичность. Функционализм, не граничащий с примитивностью – пожалуй, так можно охарактеризовать внешность чешских автомобилей, которые стали спутниками автовладельцев социалистической эпохи.

Переход ŠKODA в новую семью под фамилией Volkswagen подарил ей много нового – особенно с технической точки зрения. Впрочем, даже получив так много, марка осталась верна себе: багаж ценностей воплотился и в новом модельном ряду. Однако определенный момент стал переломным: в 2011 году ŠKODA явила миру абсолютно новую концепцию формы, в которой отныне должно было воплотиться традиционное содержание. Бренду удалось буквально переосмыслить себя, наглядно доказав, что классические ценности можно реализовать и в принципиально новом виде – не только практичном, но и весьма эстетичном.

На фото: ŠKODA VISION D '2011

На фото: ŠKODA VISION D ‘2011

Этим первым вестником нового дизайна стал концепт ŠKODA VISION D. Он стал «шагом в будущее» – то будущее, которое мы видим сейчас, обозначив новый язык дизайна и новое восприятие бренда в целом. Четкие, резкие линии, острые грани и гладкие поверхности – такими штрихами рисовался концепт, задавший форму грядущему модельному ряду. Ажиотажа добавляло то, что VISION D был «заготовкой» для компактного массового автомобиля: по меркам «бывшей ŠKODA» это была неслыханная смелость.

1 / 5
На фото: ŠKODA VISION D '2011
2 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION D '2011
3 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION D '2011
4 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION D '2011
5 / 5
На фото: ŠKODA VISION D '2011

И мало было прямоты линий и четкости граней: впереди был еще один проект, получивший название VISION C. Здесь смелости в карандашах дизайнеров стало еще больше: линии стали еще резче, грани еще очерченнее, а поверхности приобрели трехмерность, чередуя вогнутые элементы с нарочито выпуклыми гранями. Ключевых линий стало больше: если в VISION D в глаза бросались четкая подоконная линия, выступающий порог и «подиум» на капоте, то в VISION C к ним добавились остроугольная оптика, граненая решетка радиатора, резкие очертания капота и вогнутые нижние части дверей – такой ŠKODA еще не знал никто.

1 / 5
На фото: ŠKODA VISION C '2014
2 / 5
На фото: ŠKODA VISION C '2014
3 / 5
На фото: ŠKODA VISION C '2014
4 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION C '2014
5 / 5
На фото: интерьер ŠKODA VISION C '2014

Витки истории

Статьи / История
Эволюция рекламной фотографии марки ŠKODA

Однако богатая история рекламного фото ŠKODA насчитывает уже почти 120 лет – и здесь нет никакой ошибки! Компания была основана в 1895 году, а самый старый рекламный плакат, который сохранила для нас история, датируется...

8073 3 12

Ставшая уже расхожей фраза о том, что история движется по спирали, наиболее точно отражает то, что произошло с дизайном чешских автомобилей в последние несколько лет. Смелость, экспрессивность, новизна – все это было в новых концептах, но ŠKODA не была бы собой, не создай она эту новизну на фундаменте выдающихся национальных достижений. Этими достижениями стали два ключевых культурно-художественных явления: чешский кубизм и богемский хрусталь.

Кубизм, появившийся как художественное направление в начале ХХ века, изначально «базировался» во Франции, будучи воплощенным на холстах Пабло Пикассо и Жоржа Брака, которые, в свою очередь, вдохновлялись работами Поля Сезанна. Как художественная техника кубизм рассекает реальные объекты на базовые геометрические формы, при этом изображая их с множества ракурсов и расширяя их восприятие. И если картины, написанные в этой технике, могут быть причислены некоторыми к специфическому роду искусства, то архитектурное и дизайнерское наследие, вдохновленное этим самобытным художественным явлением, заслуженно привлекает внимание и по сей день.

Кубизм в архитектуре – это прежде всего именно чешское наследие, созданное руками таких архитекторов как Павел Янак и Йозеф Хохол. Для Чехии, до 1918 года носившей имя Богемия, кубизм стал не просто одним из множества архитектурных направлений, как в Германии и Франции, а буквально национальным стилем. Главная идея кубистической архитектуры – создание экспрессивного трехмерного образа, сотканного из граней, ребер и углов. «Фасеточные» фасады, сформированные из треугольных элементов, шестиугольные сотовые окна, необычные формы и симметричность образа, иногда нарочито искажаемая для большей экспрессии – вот облик классического здания в этом стиле.

На фото: Йозеф Хохол

На фото: Йозеф Хохол

Кубизм в Богемии и Чехии, однако, проник глубже, чем только в архитектуру, скульптуру и живопись. Павел Янак и Властислав Хофманн в своем творчестве создавали не только монументальные здания, но и предметы быта – например, стулья и вазы. Оставаясь полнофункциональными изделиями, эти вещи доказали жизнеспособность кубизма как способа выразить новое в привычных бытовых элементах без потери их качеств.

951

На фото: Властислав Хофманн

Второе культурно-историческое наследие, легшее в основу нового дизайна ŠKODA – это богемский хрусталь. Производство хрусталя в Богемии и Силезии, располагающихся на территории современной Чехии, уходит корнями глубоко в средние века, а его высочайшее качество обеспечило ему мировую известность и признание. Чешские стеклодувы, развивавшие свое ремесло с XIII века, по праву считались одними из лучших в мире, наряду с венецианскими, и традиции этого ремесла живы и по сей день. Чешский хрусталь – одна из важнейших статей национального экспорта: изделия ручной работы и огранки ценятся по всему миру, став не просто предметами быта, а элементами роскоши и признаком тонкого вкуса.

Столь ценное наследие не остается в стороне и от современных мероприятий мирового масштаба: например, победные кубки для всемирно известного веломарафона Тур де Франс созданы в дизайн-студии ŠKODA. За годы партнерства ŠKODA и веломарафона изготовление кубков стало традицией: вот уже который год подряд победители соревнования поднимают над головой хрустальные трофеи, изготовленные в духе лучших образцов чешского ремесла.

Фото: ŠKODA

Фото: ŠKODA

Так стоит ли удивляться тому, что в ŠKODA при поиске вдохновения для нового стиля бренда избрали всемирно известные и ценные традиции? Пожалуй, это был наиболее удачный выбор: сочетание кубизма и граненого хрусталя стало новой визитной карточкой бренда, обеспечив ему стопроцентную узнаваемость. Важно в этом выборе и то, что обе эти традиции живы и здравствуют по сей день: о всемирной известности чешского хрусталя мы уже рассказали, а наследие заветов кубизма нашло свое выражение, например, в офисном здании «Keystone Building» и театре «Nová scéna» в Праге. Новые архитектурные творения обозначили «перезагрузку» в явлении архитектурного кубизма и подчеркнули уважение к традициям.

renaissance National theatre from 1883 (arch. Josef Zitek), Prague, Czech republic

На фото: Nová scéna

Революция дизайна

Столь подробно рассказывая о культурных основах нового дизайна, мы, однако, отвлеклись от собственно автомобилей – а ведь здесь есть на что посмотреть. Одним из главных достоинств новых моделей, выходивших одна за другой по мотивам соответствующих концептов, однозначно стоит считать их близость к исходнику. В свое время Джереми Кларксон, глядя на концепт Opel Astra H, заявил, что если реальный автомобиль будет похож на картинку, он отведает яичницы с собственными волосами. Если бы он бился об заклад в случае с ŠKODA VISION D, VISION C и последующим VISION S, он лишился бы остатков своей шевелюры: каждый из серийных автомобилей сохранил абсолютно все ключевые стилистические штрихи, заложенные дизайн-студией в концепт-кар.

На фото: ŠKODA VISION S '2016

На фото: ŠKODA VISION S ‘2016

Да, о VISION S – если концепт VISION D стал предвестником популярного Rapid, а VISION C – нового флагмана марки, модели Superb, то прототип с литерой S явил собой новый шаг в истории бренда – семиместный внедорожник. Как и в случае с двумя предшественниками, он взял от концепта все лучшее, а в серийном исполнении получил даже больше – например, более «приземленный» вариант второго ряда сидений, имеющий три посадочных места вместо двух.

1 / 4
На фото: ŠKODA VISION S '2016
2 / 4
На фото: ŠKODA VISION S '2016
3 / 4
На фото: интерьер ŠKODA VISION S '2016
4 / 4
На фото: интерьер ŠKODA VISION S '2016

Но все эти автомобили получили заряд главных характерных особенностей, который в них вдохнули дизайнеры, опирающиеся на ключевые стилистические ценности, о которых мы рассказали выше. Силуэты автомобилей стали четкими и эмоциональными, а экстерьер явил собой квинтэссенцию кубистических заветов лучших мастеров. Грани, резкие переходы, острые углы и трехмерные очертания не стали причиной излишней агрессивности внешности, а подарили ему ту самую эстетику кубизма, которая была заложена в новую концепцию дизайна. Интерьер при этом, получив свою долю свежих идей, сохранил лейтмотив чешской практичности, оставшись удобным, функциональным и комфортным.

Geneva preview SKODA

VisionC_interier

VISIONC_green_Front0 VISIONC_green_SideRear0

В новый кубический дизайн идеально вписались традиции богемского хрусталя: будучи предметом не только быта, но и искусства, хрусталь дополнил образ кристаллической оптикой, которую, к тому же, перевели на светодиодную технологию.

Vision_D_Design_001

Vision_D_Design_004 Vision_D_Design_002 Vision_D_Design_003

Поставив рядом автомобили нового и предыдущего поколения, можно своими глазами увидеть, насколько разительно изменилась не только их внешность, но и само их восприятие. Однако, сделав шаг вперед в отношении дизайна, чешские автомобили не остались на месте и с точки зрения внутреннего содержания – технологии тоже пришли в полное соответствие с тем, что ожидает современный потребитель.

Новейшие двигатели, коробки передач с двойным сцеплением последней разработки, актуальные системы активной и пассивной безопасности и прогрессивная управляющая электроника – вот техническая составляющая, что дополняет новый внешний образ. Большие сенсорные экраны, быстрая и актуальная мультимедийная начинка, мобильный доступ в интернет, качественная навигация и широкий функционал – вот то, о чем не могли и мечтать владельцы еще каких-то 15 лет назад. Сегодня все это – новая реальность для ŠKODA.

03VisionS

01VisionS interiorfinal1 02VisionS

Взгляд в будущее

Все новые концепты ŠKODA уже стали реальностью – но это отнюдь не значит, что чехи не ведут работу над «вестниками будущего». Так, совсем недавно мы увидели ŠKODA VISION E – чешское видение полностью электрического автомобиля для всей семьи. Разумеется, он сохранил и приумножил все новые «фамильные черты», но, что более важно, обозначил еще один горизонт для бренда – создание электромобиля. Каким он будет, мы увидим уже в ближайшие годы, а пока на примере ŠKODA Karoq, последовавшего за «старшим» Kodiaq, понаблюдаем за развитием этого витка в истории дизайна марки ŠKODA. И, судя по обещаниям шкодовцев, нас ждет еще немало интересного.

1 / 4
На фото: ŠKODA VISION E '2017
2 / 4
На фото: интерьер ŠKODA VISION E '2017
3 / 4
На фото: ŠKODA VISION E '2017
4 / 4
На фото: ŠKODA VISION E '2017
Понравилась статья? 0 12 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Audi A7 Sportback представлен официально

Модель нового поколения представляет новый язык дизайна марки, с частично позаимствованными у серии концептов Prologue решениями.

1870 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

605 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

4059 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

18392 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

1044 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

1510 4 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

7873 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

16994 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14292 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

11898 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8329 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9277 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3348 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25077 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13315 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20425 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115614 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32554 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29562 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?