Отзывы машин в России: кого наказали за последние два года

Одна за другой идут масштабные отзывные кампании в США – миллиардные убытки терпит то Volkswagen, то Toyota, то Chrysler… Мы решили изучить и обратную сторону медали: а какие отзывные кампании организовывались у нас? Какие технические недостатки привлекли внимание российских уполномоченных органов, и какие меры были приняты? Пополнилась ли наша казна на несколько сотен миллионов долларов, или это «не наш метод»? Узнаем у «Росстандарта», ведь именно эта организация уполномочена публиковать отчеты об отзывах автомобилей.

2014 год

Первый отзыв, упоминаемый Росстандартом в 2014 году, датируется июлем. Тогда ООО «Дженерал Моторз СНГ» уведомила об отзыве суммарно 116 автомобилей Chevrolet Camaro 2013-2014 модельного года с двигателем V6, в которых был «превышен уровень внутреннего шума, установленный техническим регламентом». Поскольку это могло «негативным образом сказаться на самочувствии и состоянии здоровья водителя и пассажиров», владельцы указанных в приложении автомобилей могли обратиться к дилеру для бесплатной установки дополнительного «звукоизоляционного комплекта», который был призван уменьшить внутренний шум до допустимого уровня.


Но в июле был опубликован далеко не один документ, уведомляющий о проведении отзывной кампании – таких было немало. Следующим стало сообщение от ООО «Дженерал Моторз Дэу Авто энд Технолоджи СНГ» о том, что 21 автомобиль Chevrolet Spark M300 2014 модельного года необходимо отозвать из-за «вероятности того, что при производстве транспортных средств была некорректно осуществлена сборка клеммового соединения промежуточного вала и рулевой рейки», что могло привести к «разъединению вилки промежуточного рулевого вала от входного вала рулевой рейки» и отказу рулевого управления. Владельцам предлагалось обратиться в авторизованные сервисы, чтобы бесплатно выполнить «проверку правильности установки фиксирующего элемента промежуточного вала», а при необходимости – его переустановку.

Однако не только автомобили Chevrolet являлись поводом для беспокойства. Например, было опубликовано три сообщения об отзыве автомобилей Toyota в начале июля, и первой из моделей стал самый популярный гибрид в мире – Prius. Причиной стала «вероятность возрастания тепловой нагрузки на отдельные транзисторы интеллектуального силового модуля инвертора» в условиях повышенной нагрузки, способная вызвать «перегрев и деформацию транзисторов». Результат для конечного пользователя, то есть водителя, – «перезапуск ЭБУ мотор- генератора и отключение системы гибридного привода автомобиля в целом, что может привести к остановке автомобиля во время движения». И хотя ООО «ТОЙОТА МОТОР» обозначило, что такое может произойти «в редких случаях», 807 автомобилей 2009-2014 годов выпуска были включены в сервисную программу для бесплатного «обновления программного обеспечения ЭБУ мотор-генератора и ЭБУ гибридной системы».

Кроме скромного Prius, отзывам подверглись и такие «брутальные» авто, как Land Cruiser Prado 150 и Hiace, да и повод для этого был более «механический», да еще и непосредственно влияющий на надежность главного агрегата – двигателя. Так, было установлено что «из-за особенностей процедуры технического обслуживания оборудования, используемого для изготовления клапанных пружин двигателя, в материале клапанных пружин могло образоваться точечное коррозионное выкрашивание, которое может привести к возникновению усталостных трещин в пружине». Последствия прогнозируемые: поломка дефектной пружины, перебои в работе двигателя и его остановка, которая «может увеличить риск возникновения аварийной ситуации». В Toyota решили не испытывать судьбу и пригласить владельцев 264 потенциально опасных автомобилей для «замены клапанных пружин на модернизированные».


Toyota Prius 2011



Третьим, или, скорее, третьими, героями отзывной кампании стали автомобили Corolla и Verso. Здесь причина для беспокойства была куда более простая, но не менее важная – по информации ООО «ТОЙОТА МОТОР», в более чем пяти тысячах автомобилей 2013 года выпуска «гайка крепления рулевого колеса могла быть затянута с недостаточным моментом». Последствия очевидны – ослабление крепления вплоть до полного «отсоединения рулевого колеса от рулевого вала». Всем владельцам рекомендовалось посетить дилеров для «затяжки гайки крепления рулевого колеса требуемым моментом».

Ну а четвертым участником июньских повествований стал кроссовер Venza. Здесь причинно-следственная цепочка куда сложнее, чем недозатянутая гайка. Оцените дедуктивные старания: в 1 313 автомобилях «существует вероятность того, что из-за засорения трубки, отводящей конденсат от системы обогрева, вентиляции и кондиционирования, в корпусе этой системы может скапливаться вода», которая «может попасть на центральный блок управления системой SRS, что может вызвать короткое замыкание между определенными транзисторами», а это, в свою очередь, «может привести к непроизвольному отключению или, наоборот, открытию подушек безопасности». А для устранения потенциальной опасности нужно всего-то установить «дополнительную изоляцию системы обогрева, вентиляции и кондиционирования» – это и предлагается бесплатно сделать всем владельцам вышеперечисленных Venza.


Lexus GS


В конце июля внимание было уделено и премиум-подразделению Toyota: 1 365 автомобилей Lexus GS, проданные в 2012-2014 годах, могли внезапно тормозить из-за «особенностей монтажа электрических элементов внутри датчика перемещения педали тормоза», которые давали «вероятность нарушения выходного сигнала и, как следствие, передачи некорректной информации об усилии, приложенном к педали тормоза, в блок управления тормозной системы». С потенциальной проблемой было решено бороться радикальными методами – заменой педали тормоза в сборе, о чем и было объявлено автовладельцам.

Chevrolet же успел, помимо всего прочего, отличиться и еще одним, несколько курьезным, отзывом. 805 автомобилей Chevrolet Aveo 2014 модельного года имели «отклонения при сборке», которые «при определенных условиях могут привести к повреждениям на табличке изготовителя – стиранию чернил при механическом воздействии (чтение данных может быть затруднено)». Как говорится, «на скорость не влияет», но все владельцам «дефектных» Aveo предложили явиться в сервисные центры для бесплатной замены таблички изготовителя.


Chevrolet Aveo



Ну а в августе-сентябре в доступе появились сообщения об отзывах «американцев»: Cadillac последовательно отозвал сначала CTS, а потом их же в компании с ATS.

В первом случае причина была не слишком критичной: «возможный отказ мотора стеклоочистителя в случае низкой зарядки аккумулятора автомобиля или в случае одновременного стечения следующих обстоятельств: запуск двигателя от внешнего аккумулятора (другого автомобиля), а также включенный стеклоочиститель и заблокированные поводки стеклоочистителя во время запуска от внешнего источника». Тем не менее, 32 автомобиля были отозваны для бесплатной «замены системы стеклоочистителя ветрового стекла (электромотор в сборе с механизмом привода) на модифицированную».

А вот второй случай (если, конечно, описанные проблемы все же имели место) заслуживает более пристального внимания: ООО «Джи Эм СНГ» сообщило о «вероятности того, что швы опорного кронштейна рамы одного или обоих передних сидений были не полностью проварены». В результате в 155 автомобилях, проданных с 2003 года, при ДТП «кронштейн может отделиться от полозьев рамы, увеличивая риск повреждений водителя и пассажира». Проверка качества сварных швов, организованная GM, должна была выявить возможные дефекты, и в случае их наличия дилерам предписывалось заменить раму сиденья.

2015 год


11.jpg

Volvo S80


В 2015 году число проведенных отзывов было значительно выше, чем в 2014, а список автопроизводителей, их организовавших, пополнился и отечественными брендами. Да-да, оказывается, отзывать свою продукцию даже в России может не только Toyota, но и, например, УАЗ – пусть они и несравнимы напрямую по уровню качества, но забота о потребителе все же присуща обоим. Впрочем, о потребителе заботились не только они, а число объявленных отзывных кампаний было весьма большим, потому мы не будем перечислять их досконально, а выберем наиболее значимые и массовые.

И начнем мы с Volvo – в июле шведская компания объявила о тройном отзыве. Под первый подпадали 752 автомобиля Volvo S80, V70, S60, XC70, V60 и XC60, произведенных в 2011 году, а причиной его являлось то, что ремень привода вспомогательных агрегатов может соскочить с натяжителя. Лечение было простым – замена натяжителя и ремня.

Вторыми участниками кампании стали немногочисленные автомобили XC70, S60, V70, XC60, V60, и S80 2011 – 2015 г.в. с «механикой», оснащенные системой «Start-Stop»: в них мог самопроизвольно разблокироваться стояночный тормоз. Поскольку проблема была не механической, а «софтовой», владельцам шести таких автомобилей предписывалось обновить прошивку.


Volvo XC70



Третьим поводом бесплатно исправить недоработки стала такая мелочь, как «вероятность выхода из строя левого заднего габаритного фонаря» в 79 автомобилях Volvo V40CC. Если подобное случалось, то в салоне загорался индикатор неисправности ламп, а в модуле снабжения водителя информацией (DIM) появлялось соответствующее сообщение. Причина, по всей видимости, тоже имела программный характер, поскольку для решения проблемы, как и в предыдущем случае, предлагалось обновить программное обеспечение.

Немного позже в том же месяце шведы вновь напомнили о себе – тому способствовал дефект в 413 автомобилях Volvo XC90, произведенных в 2015 году. Дело было в том, что «электропроводка системы защиты от бокового удара (SIPS) в передних сидениях могла быть неправильно смонтирована (зажата между задней рамой сидений и кронштейном SIPS), из-за чего может быть повреждена изоляция проводов». Дел тут, впрочем, было на пятнадцать минут – надо было всего-то «изменить положение жгута проводов» при необходимости.

Следующими «активистами» июля стали японцы, причем сразу из двух компаний – Toyota и Mazda. Первые решали проблему с актуатором системы ABS, внутри которого во время производства могли «образовываться посторонние частицы». Эти частицы, в свою очередь, были способны «вызвать задержку в контроле управления давлением в антиблокировочной системе тормозов, что в редких случаях может привести к потере стабильности при торможении». Чтобы такого не случилось – что называется, от греха подальше, – 23 автомобиля Toyota Alphard, 1 153 автомобиля Lexus NX 200 и 466 автомобилей Lexus NX 200t получили новые актуаторы ABS.


Lexus NX 200


Последним «фигурантом» добровольных отзывных кампаний в июле стал как раз упомянутый ранее УАЗ. Здесь вопрос был весьма ответственный: вероятность того, что на 4 297 экземплярах УАЗ Патриот «были неправильно установлены тормозные шланги», что могло «вызвать повреждение тормозных шлангов и отказ основной тормозной системы автомобиля». Чтобы обезопасить себя, владельцам указанных в списке автомобилей следовало посетить дилерские центры для «проверки правильности установки тормозных шлангов». Благая инициатива, ульяновцы – хочется только надеяться, что дефект был выявлен не эмпирическим методом.

Август начался с Mitsubishi – причем под отзыв попало почти 20 тысяч автомобилей. Дело было в том, что в отзываемых Mitsubishi Lancer и Outlander XL имелась «вероятность самопроизвольного выключения фар головного света и/или заднего стеклоочистителя» из-за «некорректной работы блока управления бортовой электроникой». Тем, кто приобрел такие авто с сентября 2009 г. по март 2011 г., предлагалось проверить и при необходимости заменить этот блок целиком.

Отзыв автомобилей Subaru был связан с одним из самых проблемных имен последних лет – Takata. Из-за проблем с подушками безопасности, изготовленными этой компанией, было отозвано в общей сложности свыше 60 миллионов автомобилей – в их числе были и 4 280 Subaru Impreza, WRX и WRX STI с российской пропиской. Правда, дефект здесь отличался от самого массового – проблема была не в опасном травмирующем взрыве при раскрытии подушки, а недостаточная герметичность пиропатрона, из-за которой в него могла попасть влага, приводящая к его отказу. Владельцам убедительно предлагалось заменить дефектные газогенераторы у дилеров – тем более, что эти работы, как и все прочие в нашем списке, были бесплатными.


1.jpeg

Subaru Impreza WRX



ООО «Джи Эм СНГ» в 2015 году был одним из лидеров по числу отозванных машин. Сначала, в августе, к дилерам зазвали почти 11 тысяч экземпляров Opel Mokka, причем по вполне важному поводу. Дело было в том, что «преднатяжитель переднего ремня безопасности может не заблокировать трос поясной лямки ремня, что позволяет ему свободно вытягиваться из катушки ретрактора примерно на 100 мм под действием силы инерции туловища пассажира после того, как преднатяжитель втянул ремень безопасности при фронтальном столкновении». Вопрос, напрямую касающийся пассивной безопасности, решался заменой преднатяжителя.

Во втором случае, двумя месяцами позже, российское подразделение GM инициировало отзыв 70 200 автомобилей Chevrolet Aveo по причине того, что при низкой температуре у них могли растрескаться шланги гидроусилителя. По заявлениям производителя, такое могло произойти лишь при экстремальных морозах – ниже -40°С, но отозвать решили не только машины, зарегистрированные в Оймяконе – мало ли что…

Следующая волна отзывов General Motors состоялась в ноябре – в этот раз любопытным обстоятельством стала ее корректировка. Сначала было объявлено, что на 9 354 автомобилях Opel Meriva B, имеющих регулятор высоты сиденья водителя, при определенных условиях возможен обрыв троса наружного крепления ремня безопасности водителя, из-за чего этот самый трос следовало поменять. Однако спустя пару недель ООО «Джи Эм СНГ» выпустило поправку, согласно которой число дефектных автомобилей сократилось в 16 раз – с 9 354 до 584. Что ж, тут остается только верить на слово.


Opel Meriva B


Помимо GM, много автомобилей в ноябре отзывал Volkswagen. Сначала было объявлено о бесплатном ремонте 1 906 автомобилей Volkswagen Jetta, Beetle и Golf, в которых была «вероятность разрушения шкива регулятора фаз ГРМ». Заменив регулятор, можно было избежать его разрушения и сопутствующего повреждения ременного привода на двигателе.

Еще один «дефективный» участник дорожного движения – Volkswagen Touareg: 4 429 автомобилей имели «вероятность разгерметизации трубки трансмиссионной жидкости автоматической коробки передач из-за вибраций». Здесь обошлось установкой «дополнительного фиксатора трубки», который позволял избежать ненужных вибраций и продлить жизнь АКПП.

Ну а наиболее интересный отзыв от Volkswagen – это предписание о бесплатном ремонте 767 автомобилей Bentley Continental GT, Continental GTC и Flying Spur. В сообщении немецкого бренда сказано, что существует «вероятность того, что резьбовое соединение в месте, где 12-вольтовый кабель аккумуляторной батареи проходит через перегородку моторного отсека, может ослабнуть. В большинстве таких случаев владелец не может запустить двигатель автомобиля. В редких случаях может произойти перегрев ослабленного электрического соединения, который может привести к возгоранию автомобиля». Разумеется, не стоит думать, что премиум-бренд автоматически означает абсолютную надежность или безошибочную сборку – ошибки случаются, тем более, что автомобили Bentley собираются не вручную, а на общем конвейере. Главное – своевременно эти ошибки выявлять и оперативно устранять: в данном случае представители компании педантично уточнили, что «две гайки, которыми кабель аккумуляторной батареи крепится к шпилечному соединению с обеих сторон перегородки моторного отсека, будут заменены самоконтрящимися гайками и затянуты моментом 12 Нм». Скромное решение скромной проблемы – если забыть о маловероятном потенциальном возгорании, конечно.


Bentley Continental Flying Spur


Декабрь был богат на сообщения о разнообразных дефектах и их решении. Для начала стоит одной строкой упомянуть несколько слов: Chrysler 300, 2213 автомобилей, Takata – здесь все ясно без дополнительных уточнений. А теперь – к остальным.

В список «провинившихся» в декабре попал Jeep: в 6 635 экземплярах его Grand Cherokee «внутреннее реле топливного насоса, установленное в полностью интегрированном блоке питания (TIPM) может работать с перебоями и (или) неожиданно отказать. Временный или полный отказ реле топливного насоса может привести к тому, что во время движения внезапно заглохнет двигатель». Заглохший во время движения мотор – вещь неприятная, мы обсуждали это еще в разговоре об американских отзывах, а потому хорошо, что о проблеме стало известно. К слову, устраняют ее в Jeep не заменой блока питания целиком, а установкой внешнего реле взамен обесточенного дефектного.

Новичок Porsche – кроссовер Macan – привлек к себе внимание запахом бензина: почти три тысячи автомобилей имели вероятность «негерметичности топливопровода низкого давления в месте его соединения с распределительной трубкой системы питания двигателя», что «в редких случаях могло привести к появлению постороннего запаха». В ходе визита на сервис владельцам таких авто меняли топливопровод целиком.


Porsche Macan


Ну а финальным предновогодним сюрпризом стало сообщение от Volkswagen о том, что 2 166 «свежих» Volkswagen Caddy могут попытаться «сбежать» от своих владельцев. Причиной тому было неправильное крепление провода массы блока управления бортовой сети, из-за которого «в самом неблагоприятном случае при нажатии кнопки дистанционного управления может произойти самопроизвольный запуск двигателя, и автомобиль с механической коробкой передач может прийти в движение». Картина сходна с «кривой» установкой автозапуска, но в данном случае, автозапуск этот заводской и секретный, а потому весьма нежелательный. Впрочем, слово «неправильное» по отношению к креплению провода тут выглядит довольно громким, так как в описании решения проблемы значится только «дозатяжка крепления провода массы», но никак не его замена или переподключение – а эта нехитрая операция кажется посильной для самих водителей. Но лучше все же – не рисковать.

А есть ли наказания?

Прочитав столь обширный и подробный список разнообразных проблем, многие зададутся вопросом: а был ли кто-то из автопроизводителей оштрафован или осужден, как это обычно происходит в США? И ответ здесь будет… отрицательным.


Volkswagen Caddy


Позицию ведомства по данному вопросу вполне ясно озвучил его руководитель Алексей Абрамов в недавнем интервью агентству Rambler News Service. По его словам, Росстандарту «нет необходимости замахиваться на звание мегарегулятора», несмотря на отсутствие полномочий по наказанию за подобные «провинности». Позиция организации в целом – весьма мягкая: с автопроизводителями налажены коммуникационные связи, и все возникающие вопросы решаются в дипломатичной манере. Все дело в том, что, по мнению Алексея Абрамова, «вся ответственность лежит на автопроизводителях» – то есть в выявлении и решении проблем заинтересован прежде всего изготовитель дефектного товара, а государство в данном случае лишь наблюдает за исполнением добровольных обязательств.

Хорошо это или плохо? Вопрос неоднозначный: с одной стороны, пополнение казны за счет штрафных санкций выглядит делом «перспективным», насколько это слово применимо к драконовским мерам вообще. С другой стороны, пуская дело на самотек, государство несколько стимулирует автопроизводителей выявлять опасные дефекты как раз за счет «безнаказанности»: кто знает, сколько подобных проблем могло быть сокрыто только для того, чтобы избежать лишних трат на штрафы. Но вот то, что вопрос требует дальнейшей проработки, сомнений не вызывает: даже если необходимости в ощутимых финансовых «порках» нет, создание единых требований и выявление несоответствий должно быть поставлено на поток, а подготовка технической и, что даже более важно, интеллектуальной базы для этого – дело не одного и не двух лет. Поэтому уже в следующий раз, подводя итоги 2016 года, мы не только взглянем на основные события в этой области, но и вспомним, произошли ли какие-то изменения с точки зрения государственного участия.



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings