Российская система противодействия угонам КОРЗ из 90-х – как она работала и почему провалилась

4498 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
КОРЗ – это Комплекс Оперативного Розыска и Задержания автоугонщиков. Система, на которую возлагались большие надежды в начале 90-х, когда в стране бушевал бандитский произвол, и количество угонов зашкаливало. На Всемирном салоне изобретений «Эврика-95» в Брюсселе система КОРЗ завоевала серебряную медаль, но в нашей стране массовой и успешной так и не стала… Мы покопались в этой олдскульной истории, разыскав ее непосредственного участника и даже чудом уцелевшую аппаратуру.

Как задумывался КОРЗ…

На рубеже 80-х и 90-х резко подскочило число хищений автомобилей на дорогах Москвы и области, где была сосредоточена существенная часть всего автопарка страны. Проблема была признана на самом верху – в начале 90-х замминистра МВД и тогдашний мэр столицы Юрий Лужков утвердили для предприятий Госкомоборонпрома «Программу создания автоматизированных систем для борьбы с кражами и хищения личного и государственного имущества».

Статьи / Автоправо
Угон машин от первого лица: интервью в тюрьме

С каждым годом машины угоняют всё чаще. Если пару лет назад угонщиков интересовали только авто премиальных марок (берем в расчет мегаполисы, так как в регионах лидером угонов всегда была...

442290 65 569

В рамках этой конверсионной программы предполагалось задействовать для нужд населения силы столичного Научно-исследовательского института «Кулон», прежде занимавшегося разработкой и созданием специальных средств связи сугубо для военных. Инженерам «Кулона» поручалось создать единую общероссийскую электронную систему противодействия автоугонам, государство выделило средства, решением Госкомиссии по радиочастотам для проекта выделили отдельную радиочастоту, и история завертелась… И, надо сказать, концепция системы, получившей имя «КОРЗ», была сформулирована инженерами НИИ «Кулон» весьма здраво – в том числе и потому, что частично основывалась на зарубежных идеях, уже реализованных в коммерческих продуктах «за бугром».

Работа противоугонного комплекса планировалась в таком виде: город (а затем районы, области и страна целиком) покрывались сетью приемно-передающих станций КОРЗ, по аналогии с нынешними станциями сотовой связи. Поначалу станции размещались на всех узловых постах ГАИ и в части патрульных машин. В автомобиле клиента скрытно монтировался прибор, очень похожий на современный базовый блок автосигнализации – он отслеживал воздействия злоумышленников (открытие дверей, колебания кузова, включение зажигания), после чего отправлял в эфир тревожный сигнал.

Этот сигнал на свой компактный персональный приемник принимал владелец автомобиля, но, что гораздо важнее, его получали и гаишники на спецприемники системы КОРЗ, установленные на стационарных постах и патрульных машинах — когда угнанный автомобиль оказывался в зоне радиуса их приема. Причем, аппаратура гаишников автоматически получала информацию о номере, марке и цвете угнанного авто (данные «зашивались» индивидуально при монтаже системы на машину клиента).

После получения гаишниками сигнала тревоги, означавшего, что вблизи движется угнанная машина, инспектора отправляли в эфир команду, которая глушила двигатель (для этого в цепь зажигания при монтаже системы внедрялось реле) плюс включала «аварийку», позволяющую быстрее визуально обнаружить авто с угонщиками. В этом, к слову, было преимущество КОРЗа над иностранными аналогами – у них возможности остановки двигателя угнанной машины в то время не имелось…

структура-кор3

 

…а как был реализован на практике

Многие неплохие идеи порой разбиваются об окружающую действительность, с которой им приходится взаимодействовать. У системы КОРЗ просматривались весьма неплохие перспективы (для своего времени, разумеется), но не все оказалось столь гладко, как было на бумаге…

Статьи / Практика
Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»

«Сигналка от Сергея Ненашева» Сергей Ненашев – это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991...

37615 1 16

С учетом того, что наша история началась в 1992 году, сегодня КОРЗу уже исполнилось бы четверть века. А поскольку разработчики уже тогда были инженерами в возрасте, сегодня в НИИ «Кулон», к сожалению, уже не осталось никого из тех, кто занимался созданием и внедрением КОРЗ… Однако одного из ветеранов НИИ мы все же разыскали – Валерий Федорович Санников, руководитель занятой созданием КОРЗа 9-й лаборатории НИИ «Кулон», раскрыл нам ряд секретов масштабного противоугонного комплекса, имевшего планы стать общероссийским.

— В те годы НИИ выживал, как мог, и распоряжение заняться противоугонной системой в рамках конверсии, да еще и при госфинансировании, мы восприняли с радостью, и работа закипела – рассказывает Валерий Санников:

— Было организовано несколько рабочих групп – одни разрабатывали аппаратуру, другие производили ее серийно на опытном заводе при институте, третьи устанавливали оборудование в машины клиентов и на посты ГАИ, четвертые проводили инструктаж для инспекторов, обучая их пользоваться системой, пятые взаимодействовали с различными госорганами, увеличивая географию КОРЗ и расширяя производство оборудования, которое кроме нашего опытного завода делали в Смоленске и в Казани… Система КОРЗ была развернута помимо Москвы в Новосибирске, Питере, Киеве.

K.: На каких частотах работал КОРЗ, и какова была дальность действия?

В.С.: Блок в автомобиле отправлял сигнал на приемник владельца и на приемники гаишников на частоте 163 мГц. Это, к сожалению, не самая оптимальная частота для работы в городских условиях, потери мощности очень большие, но нам выбирать не приходилось – дали именно эту. Допустимая мощность передатчика в машине была 10 милливатт, а антенна монтировалась скрытно – под торпедо.

С такой мощностью вкупе с таким расположением антенны вообще ничего работать не могло в принципе… Поэтому мы шли на негласное нарушение – наши передатчики в машинах реально имели мощность около одного ватта. Таким образом, сигнал от машины на приемник владельца приходил на расстоянии в несколько сотен метров в городской застройке, а приемники на постах ГАИ засекали угнанный автомобиль в радиусе километра-полутора. Канал же глушения двигателя был на частоте около 27 мГц, в гражданском диапазоне. Он имел небольшой радиус – около 150 метров. То есть, остановить машину удаленной командой можно было только в непосредственной близости от поста.

K.: Как работал приемник-«пейджер» у владельца?

В.С.: Он был размером примерно с сигаретную пачку – достаточно крупный по нынешним понятиям. И был чисто приемником, без передатчика – возможности дистанционного управления центральным замком или иными командами у него не было. Никаких дисплеев и вибросигналов также, разумеется, не было – только мигающий светодиод и звуковой сигнал. Питался приемник от пятивольтовой батареи, набранной из четырех 1,2-вольтовых дисковых аккумуляторов, так называемых «дэшек». Работал приемник достаточно экономично — одного заряда хватало не менее чем на неделю!

K.: Много ли машин было оснащено КОРЗом, сколько стоила такая охранная система для владельца?

В.С.: За несколько лет работы мы установили несколько тысяч комплектов оборудования на автомобили клиентов. Сколько это стоило для конечного потребителя я уже сейчас, к сожалению, не помню – много было изменений в курсах и ценах за прошедшие годы… Но для общего понимания скажу так: по деньгам это было сопоставимо с установкой хорошей по тем временам импортной автосигнализации, типа «клиффордов», «аллигаторов» и им подобных.

K.: Насколько плотной была сеть поисковых приемников у сотрудников ГАИ?

В.С.: Приемных станций, которые могли глушить двигатели угнанных машин, установили два-три десятка на всю Москву — на МКАДе и на постах на выездах из города. Это, безусловно, очень мало, недостаточно для по-настоящему эффективной работы системы, задуманной изначально. По-хорошему, автоматически работающие приемники-терминалы, которые могли бы глушить моторы угнанных машин, должны были быть установлены чуть ли не в каждый светофор — тем более, что технических сложностей в этом нет.

K.: Есть ли статистика по реально возвращенным владельцам с помощью КОРЗ машин?

В.С.: У меня этих данных нет – все же мы занимались конструкторской частью… Однако знаю, что с помощью оборудования КОРЗ было успешно задержано несколько групп автоугонщиков. Несомненно, и какое-то количество автомобилей вернулось к хозяевам.

K.: Почему система не стала массовой, и в итоге проект был свернут в начале 2000-х?

Гаджеты
Защищает ли нештатная сигнализация от угона: наш эксперимент

Для установки на наш пролетарский VW Polo была выбрана сигнализация Pandora из линейки «микросистем» – Pandect X-3010. Целью было обеспечить качественную защиту и существенно добавить ценой малой крови комфорта, не...

36231 16 12

В.С.: Увы, КОРЗ был небезупречен… Часть его проблем пряталась в технической сфере – неоптимальные частоты, использованные по принципу «что дали», а не «что нужно», ненадежная отечественная элементная база, из-за которой оборудование слишком часто выходило из строя, не вполне продуманная логика работы комплекса и безразличное отношение гаишников.

Я поясню, о чем идет речь. Дальность действия канала глушения двигателя, как я говорил, была небольшая – буквально 100-200 метров от поста ГАИ или патрульной машины. Это было сделано, чтобы угонщиков можно было схватить с поличным – теоретически, машина глохла в прямой видимости от поста ГАИ, и сотрудники должны были выбегать и хватать преступников.

На практике же гаишники зачастую игнорировали тревожные сигналы – либо полностью, либо просто включали глушение двигателя, не выходя из своей будки и не вникая в происходящее. Возможно, отчасти, из-за обилия ложных сигналов…Дело в том, что в системе нами была заложена недостаточная «защита от дурака» и логичность. Перед тем, как владелец машины завел двигатель и поехал, требовалось охрану отключить вручную, чтобы в эфир не пошел тревожный сигнал. Но забыть сделать это было очень легко… Даже я забывал, что уж говорить о клиентах КОРЗ…

У меня в те годы имелась старенькая Волга ГАЗ-24, и я, как один из разработчиков, разумеется, установил систему себе – дескать, пусть будет! Как-то, поехав, я забыл ее выключить, и у поста ГАИ попал под глушащий сигнал. Машина встала посреди дороги, все вокруг мне начали сигналить, объезжать, а гаишник из будки стал на меня орать – «давай-давай, заводи, проезжай, что встал?!» То ли у меня было такое честное и растерянное лицо, что гаишник понял, что сам владелец забыл выключить охрану, то ли, что более вероятно, им было наплевать на правильное использование ресурсов системы КОРЗ, и она представляла для них лишь головную боль…

Портативный приемник владельца с выдвижной антенной и электронный блок, монтируемый в машину.

002

Мобильная аппаратура ГАИ для приема сигналов угнанной машины и определения направления на нее.

003

Приемник и антенный коммутатор стационарной аппаратуры первого поколения КОРЗ.

004

Элементная база, на которой создавалась аппаратура КОРЗ, хотя и состояла частично из высококачественных элементов с военной приемкой, все же слишком часто давала отказы…

005

Никель-кадмиевые «таблетки» серии «Д» (дисковые), от которых питался карманный приемник КОРЗ, были самыми распространенными в советские годы миниатюрными аккумуляторами для портативной техники.

006

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Lada Vesta может получить турбомотор Renault

АВТОВАЗ приступил к адаптации французского движка для Весты.

3036 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

1029 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

14357 0 5
Статьи / Премьеры
На глаз и ухо: простая диагностика мотора бэушной машины для чайников

Согласно пословице, людей встречают по одёжке, а провожают по уму. Автомобили перед покупкой тоже сначала оценивают по одёжке: по кузову и по тому, как он выглядит. А потом уже смотрят на ум, и в нашем случае этим умом…

11414 1 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

880 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

1296 4 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

7688 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

16934 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14193 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

11734 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8290 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9262 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3341 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25021 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13284 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20380 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115489 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32484 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29466 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?