Советский экспорт технологий: машины из СССР, которые собирали за границей

66082 4 25
Поделиться: 0 21 0 1 0 3

Считается, что в Советском Союзе только и умели, что копировать западные аналоги. Но это заблуждение: отечественные авто достаточно массово собирали за границей. Причем не только в странах соцблока, но и в Западной Европе.

ГАЗ-20 «Победа»

Документацию на выпуск тогда еще совсем «свежего» автомобиля ГАЗ-20 передали в Польшу в 1950 году. Поляки нарекли свой автомобиль «Варшавой». Поначалу это была точная копия второй серии ГАЗ-20, но вскоре в конструкцию начали вносить изменения. В 1956 году завод FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) полностью перешел на польские комплектующие для «Варшавы». В 1958 году машину оснастили новым, более мощным верхнеклапанным двигателем, а также видоизменили решетку радиатора. Тогда же поляки создали на базе «Варшавы» классический седан, универсал и развозной пикап. Так что в плане эволюции кузова «Победы» в соседней Польше зашли дальше, чем на ГАЗе. Правда, в 1958 году ГАЗ уже полным ходом переходил на выпуск «Волг». Польские инженеры в свою очередь не давали «Варшаве» устареть в моральном плане, до 1970-х совершенствуя машину. Всего с 6 ноября 1951 года по 30 марта 1973 года выпустили 244 472 «Варшавы» разных модификаций.

Победа и Warszawa


ГАЗ-51

Грузовик родом из Горького выпускался также по переданным Союзом лицензиям на разных концах Евразийского континента — в Польше, Китае и Северной Корее.

В ПНР «пятьдесят первый» производился под маркой Lublin с 1950 года. Сначала все комплектующие для сборки поставлялись из СССР, но в 1952 году машина получила обшивку кабины местного производства, а с 1956 года польские предприятия освоили выпуск мостов, рессор, колесных дисков, деталей интерьера для этого грузовика.

Северокорейский брат «Газона» именовался Sungri-58. Он изготавливался с 1958 года (как следует из названия) и почти полностью состоял из советских деталей. В 1970-х годах корейцы провели небольшой рестайлинг, изменив внешний облик кабины, но «начинку» грузовика оставили прежней.


ГАЗ -51 и Sungri 58


ЗИС-150

ЗИС-150 грузоподъемностью 4 тонны снискал большую популярность в развивающихся странах со строящимся при поддержке СССР социализмом. На иностранных предприятиях лицензионный ЗИС часто подвергался серьезным модернизациям. Так, румынский завод Steagul Roshu, наладивший в 1954 году выпуск SR-101 — лицензионной копии ЗИСа — вскоре сменил двигатель на более мощный (140 против базовых 90 л. с.), который при этом расходовал столько же топлива, сколько и родной зисовский агрегат (порядка 29 л/100 км). А вот китайцы не так забивали себе голову модернизацией. Многочисленные «клоны» модели ЗИС-150 (до 10 марок, например JIEFANG СА-10) выпускались в Поднебесной до начала 90-х почти без изменений.



ГАЗ-69

Технически простой и доступный внедорожник ГАЗ-69 тоже был востребован зарубежными партнерами. Вскоре после начала производства «Газика», документацию для выпуска внедорожника передали в Румынию и Северную Корею (в 1957-м и 1962-м соответственно). Румынского «клона» назвали IMS-57 и оснастили 50-сильным двигателем Ford. Кузов немного удлинили, что увеличило полезное пространство в грузовом отсеке, при этом грузоподъемность машины не возросла. Корейский родственник модели получил имя «Кэнсэн» (Kaengsaeng). Его выпуск наладили на заводе в городе Дыкчхон. Интересно, что часть «Кэнсэнов» утратила полный привод, их выпускали в заднеприводном варианте. Стоит отметить, что внедорожник с родословной от ГАЗ-69 в КНДР выпускается и сейчас, претерпев несколько серьезных изменений во внешности.



«Москвич»-408

Легковой автомобиль»Москвич»-408 в конце 60-х и начале 70-х годов пользовался завидной популярностью практически по всей Европе. Более 65% выпускаемых в Москве машин уходило на экспорт. Чиновники профильного министерства, понимая, что автозавод не справляется с возрастающим спросом, решили расширить географию производства «Москвичей». Выбор пал на Народную республику Болгария. Советское правительство предложило наладить на заводе «Балкан» в городе Ловеч сборку «408-х» из советских машинокомплектов. Первые седаны выпустили в 1966 году. В том же году в центральной болгарской газете «Поглед» проводили конкурс на лучшее новое имя для болгарского «Москвича». В итоге выбрали «Рила» (от названия горного массива в юго-западной Болгарии). Тираж болгарского «Москвича» ежегодно увеличивался и в 1974 году достиг максимума — 15 000 штук в год.

Кроме того, машинокомплекты «Москвичей» поставлялись в Бельгию и Швецию. Автомобили крупноузловым методом собирались на предприятии фирмы Scaldia-Volga S.A., их продавали под маркой Scaldia 408 (часть машин снабжалась дизельными двигателями Perkins рабочим объемом 1.5 л и мощностью 34 л. с.). Кстати, под брендом Scaldia продавали также европейские версии ГАЗ-24. Причем если «408-е» для сборки в Бельгии везли уже в практически готовом виде без силовых агрегатов, то «Волги» шли в качестве машинокомплектов.


Scaldia 1426, Scaldia 408 и Scaldia M24



АЗЛК-2141 «Алеко»

Собственное автосборочное предприятие пришлось болгарам по душе, «Москвичи» пользовались хорошим спросом. Когда в Москве встал вопрос о замене основной модели, в 1987 году на АЗЛК прибыла болгарская делегация с предложением наладить сборку нового переднеприводного лифтбека с годовым объемом 50 000 машин, повысив локализацию производства до 40%. В СССР сообщили, что столичный автозавод не справится с такими тиражами машинокомплектов, а сможет обеспечить лишь 15-20 тысяч машин в год. Болгары же посчитали, что для серьезной локализации такой тираж будет недостаточным. В итоге с 1988 по 1990 год в городе Ловеч приняли три серии машинокомплектов по 10–12 тысяч штук, после чего договор с АЗЛК был официально расторгнут. Всего в Болгарии за 23 года собрали почти 305 000 «Москвичей» разных моделей.



ВАЗ-2121 «Нива»

С начала своего производства в 1977 году «Нива» экспортировалась в более чем 100 стран мира. Общее количество проданных за границей машин превысило 500 тысяч единиц. Производство же советского комфортабельного внедорожника в свое время осуществлялось в таких странах, как Чили, Панама, Греция и Эквадор. В столице Эквадора с 2000 по 2002 год из тольяттинских машинокомплектов методом крупноузловой сборки собрано более 2 500 экземпляров. Но в связи с нестабильной политической ситуацией от сборки «Нив» в этой латиноамериканской стране пришлось отказаться.

В Греции не только собирали стандартные «Нивы», но и превращали их в кабриолеты, а также в тягачи для яхт. Справедливости ради отметим, что на родине, в СССР, «Нивы» ввиду особенностей кузова (всего три двери, маленький багажник и пр.) и высокой стоимости (9 000 –10 000 рублей) популярности в первое время не снискали.




Современная история

Экспорт технологий из нашей страны продолжается по сей день. Конечно, наших партнеров сложно назвать высокоразвитыми государствами, однако это тоже рынок сбыта, приносящий свои плоды.

КАМАЗы

Автомобили большой грузоподъемности родом из Набережных Челнов в разное время выпускались во многих экзотических странах и Африки, и Азии, и Южной Америки. В большинстве случаев это были предприятия, выполняющие крупноузловую сборку. Процент локализации на новых производственных площадках сводился к минимуму. Так, выпуск КАМАЗов с правым рулем налажен в Пакистане и Индии (с 2010 года). В жаркой Эфиопии совместное предприятие Afro-KamAZ с 2000 года производит в основном дорожные версии российских грузовиков. Кроме того, КАМАЗы собираются во Вьетнаме, пока небольшими тиражами. Но сегодня есть проект по масштабной сборке грузовиков (речь идет о выпуске самосвалов КАМАЗ-55111 и 65115).




ВАЗ-2110

Тольяттинская «десятка» с 2012 года производится в Египте. На конвейер (именно так, поскольку речь идет о полном цикле производства машины) встал ВАЗ-21101 с 8-клапанным 1.6-литровым двигателем. Производство «десяток» включает сварку кузовов, их окраску и сборку. При этом как минимум 45% комплектующих, согласно египетскому законодательству, местного производства: в первую очередь стекла, колеса, сиденья и обивка салона, аккумуляторы, аудиосистема. Интересно, что «Лада-Египет» — одно из немногих предприятий в Африке и на Ближнем Востоке, где на собственных площадях используется полный цикл сборки. Кроме того, на этом же заводе аналогичным образом производятся и автомобили модели ВАЗ-2107.



«ГАЗель»

Популярная отечественная «полуторка» в разные периоды выпускалась в нескольких европейских странах. Так, в Чехии машину собирали под маркой ROSS-GAZela с дизелями Detroit Diesel. С 2000 года предприятие по сборке «ГАЗелей» с различными кузовами заработало в городе Рокишкис (Литва). Со временем литовцы стали комплектовать эти коммерческие авто дизельными двигателями «Андория-4 СТ90» (Польша). А уже в 2014 году в Турции стартовало производство «ГАЗель NEXT»: крупноузловую сборку модели наладили на заводе в городе Сакарья. Турецкими в машинах стали колесные диски, аккумуляторные батареи, карданные валы, элементы тормозной системы.




Что дальше?

Можно предположить, что повышение качества сборки на АВТОВАЗе вместе со снижением курса рубля создает идеальные условия для экспорта российских автомобилей в Европу. В том числе и для дальнейшей сборки.



Читайте также:


Понравилась статья? 0 21 0 1 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

А УРАЛ ? ВЫПУСКАЛСЯ В 17 СТРАНАХ

АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

А УРАЛ ? ВЫПУСКАЛСЯ В 17 СТРАНАХ

Кирилл Волков

Уважаемые, совершенно не правильно забыты ГАЗ 21 и ГАЗ 22 с дизельными двигателями Ровер объемом 2,25. Собирались весьма успешно в Бельгии. Были версии и с правым рулем.

WalterMitty

По тому что их было мало. А о существовании праворульных дизелей я лично первый раз слышу...

Главная новость
Новости / В России
ММАС-2016: прямая трансляция

В среду, 24 августа, открылся Московский международный автосалон. Корреспонденты онлайн-журнала «Колёса.ру» вели прямую трансляцию с одного из крупнейших российских мотор-шоу.

10393 10 9
Читайте также
Статьи / История
Мифы и реальность: какие слухи ходили о Волге ГАЗ-24 в СССР

Волга ГАЗ-24 в чем-то была для Союза парадоксальным явлением: тысячи этих машин на улицах – и принципиальная невозможность владения ими для многих миллионов граждан. Шарм недоступности рождал слухи и байки, которые чуть…

63725 2 12
Статьи / Премьеры
Все факты о новой Lada 4×4

Перспективный внедорожник – один из самых интригующих проектов АВТОВАЗа последних лет. Автомобилистам, фанатам нынешней Lada 4x4, невероятно интересно узнать, что же придёт ей на смену. Мы по крупицам собираем и…

27888 14 27
Статьи / Интересно
Жигули головного мозга: тест на знание автомобилей ВАЗ

Вот уже почти полвека автомобили с ладьей на решетке радиатора бороздят просторы 1/6 части суши. За это время на конвейере сменились десятки моделей, и в нашей стране практически нет человека, который бы так или иначе не…

7660 6 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Мохнатый хаос: как перевозить собаку в автомобиле

Да-да, очередная тема из разряда «и так всё понятно» – сколько ни публикуется статей, а ошибки всё ещё совершаются. Как же ездить с собакой так, чтобы было правильно и комфортно? Для кого-то повторение, а для кого-то –…

96 0 0
Статьи / История
Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

Совсем недавно мы вспоминали о том, как на ВАЗе пытались модернизировать Ниву первого поколения и как результаты трудов вылились лишь в рестайлинг существующего автомобиля. Однако необходимость создания нового…

1410 2 0
Статьи / Автотоп
Тропой Tahoe: лучшие внедорожники-буксиры, недоступные на нашем рынке

Наш тест-драйв Chevrolet Tahoe напомнил об истинном предназначении больших внедорожников, которые почти всегда позируют на рекламных фото в качестве буксировщиков яхт или автодомов. На нашем рынке таких автомобилей…

3926 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Memento mori: выбираем BMW 5 series F10 с пробегом

Когда речь заходит о покупке одной из моделей BMW, мнения обычно делятся на резко полярные. Одни с придыханием повторяют «ах, бээмвэ – это круто», другие крутят пальцем у виска и отправляют будущих обладателей машины…

1067 2 0
Выбор авто / Подержанные авто
Заслуженный: покупаем Nissan Qashqai I с пробегом

Кашкай – пусть и не первый в своем роде компактный кроссовер, но как минимум один из самых популярных. Практика показывает, что любят его не зря – дорогих проблем он не преподносит даже с пробегами за 100–150 тысяч км.…

5398 0 7
Выбор авто / Подержанные авто
Овер-инжиниринг: выбираем Mercedes-Benz S-Class W140 c пробегом

Эта машина останется легендой надолго. В первую очередь потому, что она, как бы это банально ни звучало, опередила свое время минимум на десяток лет. Для постперестроечной России этот автомобиль стал символом престижа и…

9883 5 8
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Свистать всех на палубу: обзор самого большого в мире самосвала БЕЛАЗ-75710

Мне довольно часто приходится фотографировать машины снизу: ходовую часть, элементы трансмиссии и прочие вещи, невидимые сверху. Как правило, для этого надо использовать подъёмник, иначе под машину не забраться. А вот…

98636 2 69
Тест-драйвы / Одиночные
Тарзан возвращается? Тест-драйв полноприводной Lada Kalina XXL

Боковым зрением ловлю в трафике очень странный автомобиль – вроде бы обычный кузов Калины, но «сидит» непривычно высоко. Огромные колёса, широкие арки, ладный обвес. Тут явно угадываются гены давно ушедшего в историю…

80879 8 27
Тест-драйвы / Подержанные авто
Даша и Москвич: опыт владения АЗЛК-2140

Девушки, владеющие олдтаймерами и самостоятельно их обслуживающие – явление редкое, но тем более яркое. Особенно если спутником жизни является не классический «Жигуль», а довольно редкий в наше время Москвич, которому…

52715 20 36
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Городская автомобильная рация: что такое LPD-канал и для чего он нужен

Автовладельцы общаются между собой в пути не только при помощи Си-Би радиостанций на пятнадцатом «дальнобойном» канале. Есть и иные способы получить помощь или информацию, предложить их самому или просто поболтать…

46046 31 42
Гаджеты / Приложения
Проекция на стекло – плюсы и минусы HUD-приложений для смартфонов

В мобильных маркетах сейчас представлены десятки HUD-приложений, делающих из смартфона так называемый Heads-Up Display, когда лежащий на торпедо телефон проецирует изображение на лобовое стекло, делая бюджетный…

16547 0 13
Гаджеты / Навигаторы
Поможет ли навигатор объехать платные трассы? Наш эксперимент

Собираетесь в отпуск на юг на автомобиле, но не планируете ехать по платным участкам дорог? Тогда самое время проверить, какие навигационные программы установлены в смартфоне, который поведет вас по маршруту! Как ни…

12044 6 12
Военная техника
Тест-драйвы / Сравнительные
Пехотинцы Холодной войны: сравнительный тест Volkswagen Iltis и ЛуАЗ-967

Никогда бы не подумал, что будут основания поставить их друг против друга: натовский служака канонической немецкой марки и наш неказистый ЛуАЗик. Но, как оказалось, общего у них намного больше, помимо военного…

48871 1 3
Статьи / Военная техника
Легендарный Studebaker: в преддверии великого броска

У наших дедушек и прадедушек марка Studebaker до сих пор вызывает ностальгические воспоминания об американских грузовиках времен Великой Отечественной войны, которые Советский Союз получал из США по договору ленд-лиза.…

21795 0 0
Тест-драйвы / Тест-драйвы
Дед солдата: тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40

Вторая Мировая война стала ареной для битвы моторов, где лучшие умы стран-участниц соревновались в постройке самых маневренных и защищенных броневиков ближнего боя. Почти все операции проходили при поддержке танковых…

21752 3 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Порок сердца: почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего мотора

Когда в начале семидесятых на Московском автозаводе имени Ленинского комсомола задумались о новом автомобиле, который в будущем заменит Москвичи 408 и 412, стало очевидно, что ему потребуется новый двигатель увеличенного…

60541 2 36
Тест-драйвы / Сравнительные
Пехотинцы Холодной войны: сравнительный тест Volkswagen Iltis и ЛуАЗ-967

Никогда бы не подумал, что будут основания поставить их друг против друга: натовский служака канонической немецкой марки и наш неказистый ЛуАЗик. Но, как оказалось, общего у них намного больше, помимо военного…

48871 1 3
Статьи / История
Успех и рядом не стоял: провальные представители российского автопрома

В первой части обзора советско-российских автофейлов мы рассказывали о тех автомобилях, чьи судьба и реноме сложились далеко не лучшим образом вследствие важной и существенной причины – распада СССР и «болевого шока» для…

61418 0 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?