Советский экспорт технологий: машины из СССР, которые собирали за границей

67112 4 25
Поделиться: 0 21 0 1 0 3

Считается, что в Советском Союзе только и умели, что копировать западные аналоги. Но это заблуждение: отечественные авто достаточно массово собирали за границей. Причем не только в странах соцблока, но и в Западной Европе.

ГАЗ-20 «Победа»

Документацию на выпуск тогда еще совсем «свежего» автомобиля ГАЗ-20 передали в Польшу в 1950 году. Поляки нарекли свой автомобиль «Варшавой». Поначалу это была точная копия второй серии ГАЗ-20, но вскоре в конструкцию начали вносить изменения. В 1956 году завод FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) полностью перешел на польские комплектующие для «Варшавы». В 1958 году машину оснастили новым, более мощным верхнеклапанным двигателем, а также видоизменили решетку радиатора. Тогда же поляки создали на базе «Варшавы» классический седан, универсал и развозной пикап. Так что в плане эволюции кузова «Победы» в соседней Польше зашли дальше, чем на ГАЗе. Правда, в 1958 году ГАЗ уже полным ходом переходил на выпуск «Волг». Польские инженеры в свою очередь не давали «Варшаве» устареть в моральном плане, до 1970-х совершенствуя машину. Всего с 6 ноября 1951 года по 30 марта 1973 года выпустили 244 472 «Варшавы» разных модификаций.

Победа и Warszawa


ГАЗ-51

Грузовик родом из Горького выпускался также по переданным Союзом лицензиям на разных концах Евразийского континента — в Польше, Китае и Северной Корее.

В ПНР «пятьдесят первый» производился под маркой Lublin с 1950 года. Сначала все комплектующие для сборки поставлялись из СССР, но в 1952 году машина получила обшивку кабины местного производства, а с 1956 года польские предприятия освоили выпуск мостов, рессор, колесных дисков, деталей интерьера для этого грузовика.

Северокорейский брат «Газона» именовался Sungri-58. Он изготавливался с 1958 года (как следует из названия) и почти полностью состоял из советских деталей. В 1970-х годах корейцы провели небольшой рестайлинг, изменив внешний облик кабины, но «начинку» грузовика оставили прежней.


ГАЗ -51 и Sungri 58


ЗИС-150

ЗИС-150 грузоподъемностью 4 тонны снискал большую популярность в развивающихся странах со строящимся при поддержке СССР социализмом. На иностранных предприятиях лицензионный ЗИС часто подвергался серьезным модернизациям. Так, румынский завод Steagul Roshu, наладивший в 1954 году выпуск SR-101 — лицензионной копии ЗИСа — вскоре сменил двигатель на более мощный (140 против базовых 90 л. с.), который при этом расходовал столько же топлива, сколько и родной зисовский агрегат (порядка 29 л/100 км). А вот китайцы не так забивали себе голову модернизацией. Многочисленные «клоны» модели ЗИС-150 (до 10 марок, например JIEFANG СА-10) выпускались в Поднебесной до начала 90-х почти без изменений.



ГАЗ-69

Технически простой и доступный внедорожник ГАЗ-69 тоже был востребован зарубежными партнерами. Вскоре после начала производства «Газика», документацию для выпуска внедорожника передали в Румынию и Северную Корею (в 1957-м и 1962-м соответственно). Румынского «клона» назвали IMS-57 и оснастили 50-сильным двигателем Ford. Кузов немного удлинили, что увеличило полезное пространство в грузовом отсеке, при этом грузоподъемность машины не возросла. Корейский родственник модели получил имя «Кэнсэн» (Kaengsaeng). Его выпуск наладили на заводе в городе Дыкчхон. Интересно, что часть «Кэнсэнов» утратила полный привод, их выпускали в заднеприводном варианте. Стоит отметить, что внедорожник с родословной от ГАЗ-69 в КНДР выпускается и сейчас, претерпев несколько серьезных изменений во внешности.



«Москвич»-408

Легковой автомобиль»Москвич»-408 в конце 60-х и начале 70-х годов пользовался завидной популярностью практически по всей Европе. Более 65% выпускаемых в Москве машин уходило на экспорт. Чиновники профильного министерства, понимая, что автозавод не справляется с возрастающим спросом, решили расширить географию производства «Москвичей». Выбор пал на Народную республику Болгария. Советское правительство предложило наладить на заводе «Балкан» в городе Ловеч сборку «408-х» из советских машинокомплектов. Первые седаны выпустили в 1966 году. В том же году в центральной болгарской газете «Поглед» проводили конкурс на лучшее новое имя для болгарского «Москвича». В итоге выбрали «Рила» (от названия горного массива в юго-западной Болгарии). Тираж болгарского «Москвича» ежегодно увеличивался и в 1974 году достиг максимума — 15 000 штук в год.

Кроме того, машинокомплекты «Москвичей» поставлялись в Бельгию и Швецию. Автомобили крупноузловым методом собирались на предприятии фирмы Scaldia-Volga S.A., их продавали под маркой Scaldia 408 (часть машин снабжалась дизельными двигателями Perkins рабочим объемом 1.5 л и мощностью 34 л. с.). Кстати, под брендом Scaldia продавали также европейские версии ГАЗ-24. Причем если «408-е» для сборки в Бельгии везли уже в практически готовом виде без силовых агрегатов, то «Волги» шли в качестве машинокомплектов.


Scaldia 1426, Scaldia 408 и Scaldia M24



АЗЛК-2141 «Алеко»

Собственное автосборочное предприятие пришлось болгарам по душе, «Москвичи» пользовались хорошим спросом. Когда в Москве встал вопрос о замене основной модели, в 1987 году на АЗЛК прибыла болгарская делегация с предложением наладить сборку нового переднеприводного лифтбека с годовым объемом 50 000 машин, повысив локализацию производства до 40%. В СССР сообщили, что столичный автозавод не справится с такими тиражами машинокомплектов, а сможет обеспечить лишь 15-20 тысяч машин в год. Болгары же посчитали, что для серьезной локализации такой тираж будет недостаточным. В итоге с 1988 по 1990 год в городе Ловеч приняли три серии машинокомплектов по 10–12 тысяч штук, после чего договор с АЗЛК был официально расторгнут. Всего в Болгарии за 23 года собрали почти 305 000 «Москвичей» разных моделей.



ВАЗ-2121 «Нива»

С начала своего производства в 1977 году «Нива» экспортировалась в более чем 100 стран мира. Общее количество проданных за границей машин превысило 500 тысяч единиц. Производство же советского комфортабельного внедорожника в свое время осуществлялось в таких странах, как Чили, Панама, Греция и Эквадор. В столице Эквадора с 2000 по 2002 год из тольяттинских машинокомплектов методом крупноузловой сборки собрано более 2 500 экземпляров. Но в связи с нестабильной политической ситуацией от сборки «Нив» в этой латиноамериканской стране пришлось отказаться.

В Греции не только собирали стандартные «Нивы», но и превращали их в кабриолеты, а также в тягачи для яхт. Справедливости ради отметим, что на родине, в СССР, «Нивы» ввиду особенностей кузова (всего три двери, маленький багажник и пр.) и высокой стоимости (9 000 –10 000 рублей) популярности в первое время не снискали.




Современная история

Экспорт технологий из нашей страны продолжается по сей день. Конечно, наших партнеров сложно назвать высокоразвитыми государствами, однако это тоже рынок сбыта, приносящий свои плоды.

КАМАЗы

Автомобили большой грузоподъемности родом из Набережных Челнов в разное время выпускались во многих экзотических странах и Африки, и Азии, и Южной Америки. В большинстве случаев это были предприятия, выполняющие крупноузловую сборку. Процент локализации на новых производственных площадках сводился к минимуму. Так, выпуск КАМАЗов с правым рулем налажен в Пакистане и Индии (с 2010 года). В жаркой Эфиопии совместное предприятие Afro-KamAZ с 2000 года производит в основном дорожные версии российских грузовиков. Кроме того, КАМАЗы собираются во Вьетнаме, пока небольшими тиражами. Но сегодня есть проект по масштабной сборке грузовиков (речь идет о выпуске самосвалов КАМАЗ-55111 и 65115).




ВАЗ-2110

Тольяттинская «десятка» с 2012 года производится в Египте. На конвейер (именно так, поскольку речь идет о полном цикле производства машины) встал ВАЗ-21101 с 8-клапанным 1.6-литровым двигателем. Производство «десяток» включает сварку кузовов, их окраску и сборку. При этом как минимум 45% комплектующих, согласно египетскому законодательству, местного производства: в первую очередь стекла, колеса, сиденья и обивка салона, аккумуляторы, аудиосистема. Интересно, что «Лада-Египет» — одно из немногих предприятий в Африке и на Ближнем Востоке, где на собственных площадях используется полный цикл сборки. Кроме того, на этом же заводе аналогичным образом производятся и автомобили модели ВАЗ-2107.



«ГАЗель»

Популярная отечественная «полуторка» в разные периоды выпускалась в нескольких европейских странах. Так, в Чехии машину собирали под маркой ROSS-GAZela с дизелями Detroit Diesel. С 2000 года предприятие по сборке «ГАЗелей» с различными кузовами заработало в городе Рокишкис (Литва). Со временем литовцы стали комплектовать эти коммерческие авто дизельными двигателями «Андория-4 СТ90» (Польша). А уже в 2014 году в Турции стартовало производство «ГАЗель NEXT»: крупноузловую сборку модели наладили на заводе в городе Сакарья. Турецкими в машинах стали колесные диски, аккумуляторные батареи, карданные валы, элементы тормозной системы.




Что дальше?

Можно предположить, что повышение качества сборки на АВТОВАЗе вместе со снижением курса рубля создает идеальные условия для экспорта российских автомобилей в Европу. В том числе и для дальнейшей сборки.



Читайте также:


Понравилась статья? 0 21 0 1 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

А УРАЛ ? ВЫПУСКАЛСЯ В 17 СТРАНАХ

АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

А УРАЛ ? ВЫПУСКАЛСЯ В 17 СТРАНАХ

Кирилл Волков

Уважаемые, совершенно не правильно забыты ГАЗ 21 и ГАЗ 22 с дизельными двигателями Ровер объемом 2,25. Собирались весьма успешно в Бельгии. Были версии и с правым рулем.

WalterMitty

По тому что их было мало. А о существовании праворульных дизелей я лично первый раз слышу...

Главная новость
Новости / Новинки
Роскошное купе BMW 8 Series представлено официально

Немецкая премиум-марка рассекретила концепт BMW 8 Series. Публичная премьера новинки состоялась на конкурсе элегантности Villa d’Este.

3126 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Чем отличаются антифризы, можно ли их смешивать, и что делать при утечке

Распространенная ситуация: вы купили автомобиль, и у него обнаружилась течь в системе охлаждения. В расширительном бачке плескается жидкость определенного цвета, и такая же на вид продается в ближайшем магазине – стоит…

58761 4 4
Статьи / Автоспорт
Интернетом, потом и еще раз потом: как рождается маршрут ралли-рейда Шелковый путь

Десять тысяч километров. Много ли это? Безусловно, немало. Сложно ли проехать такую дистанцию за две недели в гоночном темпе? Изнуряюще тяжело. А сложно ли полностью создать маршрут такой гонки, проложив трассу по…

546 0 5
Статьи / Интервью
Наоя Накамура, Mitsubishi Motors Rus: до конца года мы преподнесем большой сюрприз

Когда ждать появления ASX и Eclipse Cross в России? Будет ли маленький кроссовер Mitsubishi? Не мешают ли друг другу Pajero 4 и новый Pajero Sport? Чем обернётся покупка части Mitsubishi Motors альянсом Renault-Nissan?…

3740 2 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Range Rover P38 с пробегом: неожиданно хорошая АКПП и ожидаемо плохие моторы

Range Rover – это, конечно, не просто автомобиль, а символ. Символ вечного дизайна, вечного пафоса, вечного ремонта… И всё же есть люди, которые во что бы то ни стало хотят купить этот люксовый внедорожник и остаться при…

1571 2 0
Выбор авто / Подержанные авто
Range Rover P38 с пробегом: гниющий алюминий и ад для электрика

Наверняка многие из вас хохотали над анекдотами про Range Rover. Да, сочинили их немало. И знаете, что интересно? При тщательной проверке многие из них оказываются суровой правдой. И всё равно не переводится целая армия…

12830 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V II с пробегом: неудачный полный привод и меганадёжные моторы

Для многих наших граждан Honda CR-V казалась недоступной сказкой, а кому-то она кажется таковой до сих пор. Почему так получилось? Правда ли, что этот японский кроссовер так хорош, как о нём многие думают? И почему он…

3797 3 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

22392 9 21
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

18838 3 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

16126 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

64195 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

53140 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

25379 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

56090 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

29135 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

18076 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

104584 4 3
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

26158 4 2
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

19405 5 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?