Взгляд из кабины: когда пассажиры важнее чужих машин

7551 3 8
Поделиться: 0 5 0 1 0 2

Если вы ездите на транспортном средстве стоимостью более 5 млн рублей, да еще и с водителем, то, видимо, ваша жизнь удалась. Хотя с другой стороны, таким способом передвигаются миллионы людей в нашем городе. Как можно догадаться, речь пойдет не о Rolls Royce Phantom и не о Mercedes S-klass. В этой статье я расскажу подробно о городских автобусах, их водителях и о том, как все это организовано.

За окном метет, легкий бриз с порывами до 20 м/с обдувает сразу со всех четырех сторон, снег в конце марта – типично питерский принцип погодообразования! Но день моей встречи с представителями компании, ответственной за движение общественного транспорта в Санкт-Петербурге, назначен уже давно.


Признаться, до сегодняшнего дня мне приходилось бывать в транспортном парке лишь однажды, когда я совершенно невероятным образом оказался в трамвайном депо, и тогда мне было совершенно не до интервью, так как я пытался найти выход и не попасть под металлические колеса подвижных составов, бешено движущихся вокруг. Но это совершенно другая история… Сегодня я хочу узнать подробнее о том, как организовано автобусное сообщение разных районов нашего города.

Итак, я отправляюсь на первое знакомство в повестке дня. В глубине офисного здания, в уютном кабинете меня встречает серьезный человек с добродушной улыбкой. Это операционный директор «Питеравто» Александр Паю, человек, который знает абсолютно все о том, как устроена жизнь автобусов в парке и за его пределами. И этими знаниями он со мной охотно поделился.

Парк автобусов

Начнем с того, что в парке представлены автобусы трех марок – ЛиАЗ, ПАЗ и Volkswagen. Еще до того, как автобус попадает в парк, да что там в парк, на конвейер, он проходит огромное число проверок. Начиная с показателей токсичности, которые должны удовлетворять номам «Евро-4» (для давно производящихся автобусов) и «Евро-5» (для новых разработок), заканчивая конструктивными особенностями поручней и шириной прохода между рядами кресел – все характеристики строго регламентированы и описаны в соответствующих ГОСТах и ТУ.



На стандартный вопрос «Почему в маршрутках мало места для коленей?» ответ весьма прост. Случается, что недобросовестные компании перевозчики самостоятельно вносят изменения в конструкцию автобусов, добавляя еще один-два ряда сидений. Такие «доработки» являются абсолютно незаконными, так как любой «апгрейд» общественного транспорта должен быть согласован и утвержден в ответственных госинстанциях, а работы должны производиться сертифицированными мастерами. В утвержденных ГОСТах расстояние от спинки до спинки регламентировано и должно составлять не менее 83 см.

Жизнь автобусов

Завод-изготовитель рекомендует проводить ТО каждые 20 тыс. км, однако в связи со сложными условиями эксплуатации, компанией-перевозчиком этот срок было решено сократить до 16 тыс. км. А весь парк обновляется полностью каждые 5 лет. Технический осмотр и ремонт транспорта проводятся на территории парка, для чего тут оборудован специальный ремонтный цех, в котором работают сертифицированные мастера. А для того, чтобы не приходилось долго ждать необходимые детали, парк имеет большой склад, где хранится более 2 000 наименований различных запчастей. Таким образом, любые ремонтные работы проводятся максимально оперативно, и техника долго не простаивает.



Каждый день автобусы проходят осмотры. Один осмотр проводится, когда машина возвращается в парк, – это основная проверка, которая проводится вечером. Во время теста проверяют тормоза, подключают дымомеры и другое диагностическое оборудование. Если в автобусе выявляются какие-либо неисправности, то он направляется в ремонтный цех, где за ночь должен быть восстановлен, чтобы утром снова вернуться на маршрут. Перед утренним выездом (обычно смена начинается в 5-6 утра), автобус осматривается еще раз водителем и сотрудником ремзоны, которые проверяют уровни всех необходимых жидкостей, функциональность осветительного оборудования и других мелочей.

Жизнь водителей

Подобным каждодневным проверкам подвергается и водитель. Утром, перед тем как получить ключ от своего рабочего места, «извозчики» проходят обязательное медицинское освидетельствование, после которого, если все в порядке, в путевом листе ставится штамп. Врачи проверяют артериальное давление и проводят тест на алкоголь. Такие же исследования ожидают шоферов и после смены. Таким образом, исключается и возможность нахождения водителей в состоянии опьянения за рулем. Кстати, на заднем бампере каждого автобуса имеется наклейка с надписью: «Я нарушил ПДД? Звоните: …», и далее номер телефона диспетчерской компании-перевозчика. По всем поступившим жалобам проводится разбирательство, и, если вы пожелаете, вам могут сообщить, какие меры были приняты.



Техника и характеристики

После общения с операционным директором, я отправился в ремонтный цех, по пути посетив моечный бокс, который, кстати говоря, также является обязательным для посещения автобусами каждый день. Мойка рассчитана на 4 автобуса, а в свободное от пассажирского транспорта время, бокс принимает грузовики и другие крупные транспортные средства, для которых обычные мойки не подходят.




В ремонтной мастерской меня встречает технический директор Андрей Солодянкин, у которого я надеюсь узнать побольше о технических характеристиках автобусов. Как я уже говорил, основную силу парка составляют продукты Павловского и Ликинского автобусных заводов. Эти машины оснащены дизельными двигателями производства ЯМЗ, КамАЗ, MAN или Caterpillar, в зависимости от комплектации. Все двигатели имеют схожие технические данные – около 320 л.с. и немногим более 1 100 Нм крутящего момента. Этого вполне хватает, чтобы перемещать почти 15-тонные автобусы, перевозящие около 150 человек. Трансмиссия у автобусов разная: ПАЗ обычно оснащаются обычной механической КПП, а вот большие автобусы ЛиАЗ снабжены гидромеханическими автоматами ZF.

Отдельного внимания заслуживает подвеска. Стандартные ПАЗы имеют обычную «рессорку», ничего примечательного, однако есть и интересные экземпляры, в которых ходовая доисторической телеги сочетается с современными пневматическими агрегатами. Пневматика сохраняет корпус автомобиля в горизонтальном положении даже в поворотах, что благотворно сказывается на комфорте и, конечно, управляемости. Некоторые ЛиАЗы также снабжены пневматической подвеской, которая может опускать и поднимать пол, что крайне необходимо, скажем, когда в автобус нужно попасть пассажиру в инвалидной коляске. Все управление выведено в кабину водителя, так что в зависимости от ситуации он может поднять или опустить автобус на несколько сантиметров.




Автобус на дороге

В парке я, разумеется, познакомился с водителем – спокойным и сосредоточенным Станиславом. И вот что он думает о взаимоотношениях автобусов с легковушками в городских условиях:



Станислав Керефов,

водитель автобуса с 9-летним стажем

Вообще автобусом управлять не очень сложно, главное – привыкнуть к его размерам. Дальше дело простое – крути руль да нажимай на педали. Ну и не стоит забывать открывать двери на остановках. Улицы в городе достаточно широкие, и большой радиус поворота практически не мешает.

Самой большой помехой являются другие автомобили, которые так и норовят подрезать со всех сторон. Автобус весит немало, и остановить его за долю секунды не получится. При любом резком торможении пассажиры могут сыграть в «вертикальное домино» и по инерции приехать по полу прямо к кабине водителя. Допускать этого нельзя, так что автобус лучше протаранит подрезавший его автомобиль, чем будет пытаться ценой здоровья пассажиров уходить от столкновения. Автобус в любом случае починят быстро, а здоровьем и безопасностью людей рисковать не станет ни один водитель. Да и с судебными исками разбираться не хочется ни водителям, ни компании.

За последние несколько лет обстановка на дорогах заметно изменилась в лучшую сторону. Водители стали культурнее, реже совершаются вопиющие нарушения ПДД, да и отношение к общественному транспорту стало более внимательным. То ли увеличение штрафов повлияло, то ли водить научились, а может, все вкупе, но отъехать от остановки дают все чаще.

Пропускают на перестроениях, особенно если видят, что близко остановка. Хотя, конечно, иногда встречаются и не самые ответственные люди, которые пытаются проскочить в любую щелку, даже если она уже закрывается и успеть в нее невозможно, не создав аварийную ситуацию. Складывается ощущение, что эти водители думают так же, как кошки. И дело не в девяти жизнях (хотя, может быть, есть и такие), а в мыслях о том, «что морда прошла, значит, и тело проскочит». Просунут капот между движущимся автобусом и другой машиной, а вот задние крылья уже прижмутся.




Поломки

Если автобус сломался, водитель не может на месте открыть капот, «поколдовать» и поехать дальше. Заниматься ремонтом общественного транспорта позволено лишь сертифицированным мастерам, так что даже в случае простого прокола колеса или разрыва ремня генератора водитель должен вызвать сервисную машину, в которой привезут мастеров и все необходимое оборудование. Если поломка серьезная, то автобус увозят на специальных эвакуаторах с частичной погрузкой, которые, кстати, также имеются в парках.




После службы

Интересно, а куда деваются автобусы после того, как отслужили свое? Большинство продают на открытом рынке — регулярно проводятся аукционы. Например, прямо сейчас на сайте Питеравто продают КАвЗы 2007-2008 годов с начальной ценой 300 000 рублей, и еще выложены объявления о продаже Otoyol 2003-2005 годов и Yutong 2007 года, хотя и без указания конкретной цены.

Некоторые автобусы остаются в компании — хотя в силу возраста их нельзя использовать на линии, но можно возить сотрудников и использовать при заказных перевозках — тут требований к сроку эксплуатации нет, только к техническому состоянию, которое у большинства машин даже после 5 лет при грамотном обслуживании остается на уровне. Случается и такое, что автобус гибнет в ДТП. Тогда, чаще всего, его списывают и оставляют в парке в качестве «донора» для ремонта оставшихся в строю автобусов.



Что в итоге?

Что ж, как видите, тягаться на дороге с автобусом – себе дороже. Водителям важнее здоровье пассажиров, чем сохранность вашего автомобиля, поэтому они хладнокровно пойдут на таран, случись аварийная ситуация. И не боясь показаться банальными, пожелаю вам всем побольше уважения к общественному транспорту.


Читайте также:



Теги: Дороги
Понравилась статья? 0 5 0 1 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
алекс павлович

Очень приятно знать что как и в советское время автобусные парки живут и так же обслуживаются профессионально. Водитель автобуса раньше это залог безопасности, мастерства водительского его классности. Как в Питере не знаю. Но в Москве чуть лучше маршруток. Как это в статье -"жмут на газ и крутят руль" С сидений чуть не слетаешь из стороны в сторону и с большим ускорением. Автор вы не интересовались , как часто подтверждают свою квалификацию водители ?

алекс павлович

Благодарю.

Андрей Чепелев

Отвечает Петербургское бюро транспортной информации:

"Отделом ОБД (безопасность движения) проводятся сезонные инструктажи для всех водителей (2 раза в год), также водители могут быть направлены на доп.обучение после ДТП или жалоб пассажиров (со сдачей экзамена по ПДД на компьютере)."

Главная новость
Новости / Новинки
УАЗ назвал сроки появления кроссовера

Ульяновский завод может выпустить прототип кроссовера в ближайшие пять лет.

68950 8 4
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Шины и диски
Покупать Bridgestone в «Колеса Даром» удобнее, быстрее и выгоднее!

Вот уже несколько лет продолжается совместное сотрудничество японского производителя шин «Bridgestone» и российской компании «Колеса Даром», чей фирменный интернет-магазин www.kolesa-darom.ru* представляет полный…

989 0 0
Статьи / Интересно
Риск – благородное дело: как проходит профессиональная динамическая съемка автомобилей

Наш цикл статей, раскрывающих секреты и обратную сторону профессиональных автомобильных съемок, подходит к концу – но подходит на очень яркой во всех смыслах ноте. Мы последовательно выясняли все нюансы: подготовили…

897 0 0
Статьи / Интервью
Хильдегард Вортманн, BMW: прибыльность для нас – цель номер один

Как BMW будет бороться с конкурентами, увидим ли мы в России седан 1 серии, какое будущее у нового кроссовера X7, и зачем BMW такой обширный модельный ряд? Почему немцы не ощущают «кризиса идей», и является ли рост…

1187 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: проблемы коробки-робота и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2 поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, и салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска –…

2123 3 4
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

2745 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

3076 7 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14820 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

14346 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10844 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35894 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6943 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8166 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23540 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

12151 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18816 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29898 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6887 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7983 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?