Золотые горы – мотопутешествие на Алтай

6668 0 10
Поделиться: 0 6 0 1 0 3

Накануне нового сезона принято планировать путешествия и поездки, вспоминая поездки года прошедшего. Так или иначе, вспоминаются наиболее яркие моменты. Таким, одним из самых ярких впечатлений 2014 года, стало мотопутешествие по горному Алтаю.

Автор фото: Рустем Тагиров

На чем едем?

Предложение совершить трип на мотоциклах по местам, куда стремятся попасть хоть раз в жизни все мототуристы, – на Алтай, поступило откуда не ждали. Российское представительство компании BMW, производителя самого популярного в мире эндуро для путешествий, как можно было бы ожидать, предложит покорить горы на тяжелых 1200-х, или средних 800-кубовых GS, но все оказалось еще интереснее. Покорять горные дороги нам предстояло на «исторических» F650GS, снятых с производства уже немало лет назад. Не стоит усмехаться в усы. Когда-то именно эта «одностволка» была названа лучшим мотоциклом для дальних путешествий. И до сих пор остается вполне конкурентоспособной машиной, хоть и не очень быстрой.


Интриги в поездку добавляло и то, что нашим гидом, дорожным капитаном и вообще предводителем команчей должен был стать совершенно незаурядный человек, трехкратный чемпион Союза по мототуризму (да, когда-то и такие соревнования проводились), человек, который на своей «Яве» объездил весь СССР по параллелям и меридианам не один десяток раз, – Виктор Пантыкин. Сейчас его боевая «Ява» стоит на почетном месте на базе компании «Турсмото» и собирает заслуженные лавры, а вокруг нее, как выводок молодых падаванов вокруг магистра, стоит полтора десятка BMW F650GS.



Надо сказать, что эту модель тоже нельзя назвать совсем уж молодой. Даже наоборот, снятый с производства в 2007 году, «маленький гусь» тоже успел изрядно хватить славы и даже в свое время был признан лучшим в мире мотоциклом для путешествий, но на фоне «Явы» даже этот «немец» выглядит юным и неопытным. Тем не менее нам предстоит проделать путь через весь Алтай именно на «баварцах».

Учимся покорять бездорожье

Однако рассказ об этом путешествии стоит начать не с высадки из самолета в Барнауле, а с гораздо более близкой Яхромы, что под Москвой. Бээмвэшники подошли к вопросу серьезнее некуда и, прежде чем бросать нас в объятия гор, предложили пройти «ускоренный» эндуро-курс на базе своего учебного центра. Так на два дня мы оказались в руках и полном распоряжении инструктора (к слову, единственного в России сертифицированного мотоинструктора BMW) Владимира Бурцева.

Снова и снова мне приходится констатировать, что совершенству предела нет, будь то езда на снегоходе или мотоцикле. Я видел изрядное количество мотошкол, причем и дорожных, и оффроудных, но именно здесь в очередной раз я убедился, что учиться никогда не поздно – это раз, и учиться можно весьма быстро – это два.

Два дня мы были погружены в условия полного оффроуда, отягощенного всевозможными препятствиями: бревнами, пандусами, «колеями», сделанными из досок и бревен. Экзамен же проходил в условиях, приближенных к «боевым», на технической дороге, проложенной вдоль ЛЭП, разбитой 66-ми «газонами» электриков, квадроциклами и прочими «котлетами» на базе УАЗов. В общем, к выезду в горы подготовились на славу и уже через неделю отправились в Барнаул.

Ожидание гор

Почти любое путешествие в горы начинается с того, что ты целый день (а то и не один) едешь по плоской, как стол, земле, пытаясь разглядеть на горизонте туманные пики. Ожидание гор – это тоже часть путешествия. Приятно и то, что здесь, на Алтае, есть на что посмотреть и там, где горами даже не пахнет.



Бийск с его музеем Алтайского края, знаменитое местечко Манжерок на берегу реки Катунь, село Сростки – родина знаменитого актера и писателя Василия Макаровича Шукшина, его музей… Словом, за пару дней мы уже успели так набраться впечатлений и вкатиться в ритм этих мест, что к предгорьям Алтая мы подкатывали уже совершенно готовыми ко встрече с горами и одним из самых энергетически насыщенных мест планеты.

Плавучая баня и священное озеро

Алтай начал нам открываться. Первая же ночевка непосредственно в горах, в месте, обладающем особой славой среди путешественников. На берегу одного из богатейших хранилищ пресной воды в России и места паломничества многих и многих ценителей дикой природы – Телецкого озера, в селе Артыбаш. Разве что погода встречала нас не очень ласково: весьма прохладно и дождливо.

Что может быть приятнее, чем после дня пути сквозь небесные струи, скинуть с себя влажный экип и отправиться в баню, сушить мокрые кости! А баня нам досталась особенная. Сама парилка и предбанник упрятаны в огромную деревянную бочку, а бочка водружена на плавучий понтон. Погрузились и вышли на большую воду. Во-первых, никто не потревожит, даже случайно, а во-вторых, из парилки прямиком за борт, в чистейшую (и холоднючую) воду священного озера. Потрясающий экспириенс!

Утром под аккомпанемент все того же мелкого и мерзкого (да что нам после бани-то) дождика, мы грузим мотоциклы на кораблик и почти целый день, шесть с лишним часов, движемся с севера на юг, туда, где нас снова ждет дорога. А пока можно бесконечно долго рассматривать скалистые берега озера Алтынколь, высматривать по берегам медведей, а потом залезть в теплый трюм, устроиться на банке и подремать еще немного под мерный шум корабельного дизеля. Впереди самое интересное!

Интересное начинается прямо на корабле. Вернее, на том месте, что здесь гордо именуют причалом. Сооружение, к которому пришвартовался кораблик, представляет собой каркас из ржавого железа и поломанных бревен, заваленный внутри набитым в него паводками плывуном – бревнами и палками, и камнями, которые натаскали сюда люди. По этому невероятному последствию природных катаклизмов нам приходится выгружать мотоциклы. Надо сказать, то еще приключение! Одно неверное движение, и моцик придется выковыривать со дна сооружения и наверняка чинить поломанные рычаги и побитый пластик, если не хуже. Но после вчерашней бани и полного дзена на корабле, мы довольно оперативно разгружаемся и продолжаем путь.



Крещение глиной

Вот только дороги здесь как таковой нет. Яркая иллюстрация расхожей поговорки, что русский называет дорогой то место, где собирается проехать. Скользкая глинистая колея, размытая дождем и разбитая джипами путешественников и тракторами местных жителей – серьезное испытание для мотоциклиста. А с учетом того, что мотики «обуты» в универсальную резину не самой большой зубастости, движемся мы не очень быстро и с периодическими встречами лица с мокрой глиной.

Без падений не обошлось, хоть сами падения и обошлись без последствий. Падать в глину мягко и даже приятно. Преодолевая колеи и броды, отлавливая в сотый раз заднее колесо, которое решило обогнать переднее, не раз мы поминали добрым словом уроки в школе внедорожной езды BMW и стараясь ехать хорошо, ведь замыкающим группы ехал наш инструктор – Владимир Бурцев. Не хотелось перед ним ударить лицом в грязь в прямом и переносном смысле.



И вновь нас встречает непривычная и экзотичная ночевка. Мало того что мы стоим у подножия самого знаменитого перевала Алтая – Кату-Ярык (но с ним мы встретимся завтра), в глубоком ущелье реки Чулышман. А ночуем мы сегодня в алтайских национальных жилищах – аилах. Внешне аил похож на юрту, только построен из дерева, а не из шкур и войлока. Наконец дождь нас оставил, вышло солнце. А уж в таком, совершенно волшебном месте – полное умиротворение и крепчайший сон, который не смог омрачить даже богатырский храп некоторых коллег по перу и мотоциклам.

Один из трех лучших видов в России

Перевал Кату-Ярык – одно из мест, обязательных к посещению на Алтае. Дорога, ведущая на перевал, появилась совсем недавно, в 1989 году. До этого местным жителям приходилось пользоваться конной тропой. Надо сказать, что и сегодня автомобильное движение через перевал доступно далеко не всем. В гору могут подняться только полноприводные автомобили, ведь средний уклон дороги, возносящей путешественников на высоту 800 метров составляет 18%, а само полотно изобилует крупными валунами и прочими прелестями горной дороги. Для тех же, кто не обзавелся полным приводом, у подножья перевала работает «служба такси» – внедорожники и полноприводные грузовики, которые за пару тысяч рублей с удовольствием и ветерком заволокут ваше недоприводное недоразумение на самый верх.



Нам же бояться нечего, мотоцикл хоть и не имеет привода на переднюю ось, легко взлетает на самый верх. Подъем настолько крутой и быстрый, что закладывает уши, как в самолете. Зато вид, открывающийся сверху на долину Чулышмана, настолько фантастичен, что он один стоит того, чтобы приехать сюда, на Алтай. Здесь можно часами сидеть, свесив ножки со скалы и впитывать этот пейзаж. Я бывал на Кольском и на Камчатке, на Кавказе и Памире, в Саянах и Хибинах, но возьмусь утверждать, что вид с вершины Кату-Ярыка, если не самый лучший, то уж точно входит в тройку самых фантастических пейзажей России!

Алтайская рыбалка

Но как ни прекрасны виды, а график – штука в путешествии весьма неумолимая. Грузимся на уже ставших родными «гусей» и валим дальше, по пыльным дорогам сквозь леса и альпийские луга. То и дело ловишь себя на мысли, что надо бы почаще смотреть на дорогу, а не на окружающие красоты. Так и убраться недолго!




Вечером нас ждет очередная необычная ночевка. Сваливаемся с дороги по едва заметной грунтовке вниз, к реке, и разбиваем палатки. Речка Урсул шумит перекатами, над головой парят крылатые хищники. Словом, полная красота, очередная порция умиротворения и медитативного отдыха от всего. Даже связи нет.

Так что из развлечений – валяние на травке, созерцание воды и попытки выудить из бурных потоков какую-нибудь рыбку. У нас, правда, ничего из рыбалки не вышло. Снасти-то в машине-техничке нашлись, а вот опыта и секретов ловли рыбы в горных реках у нас не оказалось. Так что потренировали заброс, порадовались тому, что отыграли у Костлявой несколько часов (ведь время, проведенное на рыбалке, в зачет жизни не идет) и отправились спать под шум воды и звон ночных насекомых.

Грязный десант и экскурсия в небо

Пожалуй, самый грустный момент в путешествии – тот, когда понимаешь, что дорога повернула в сторону дома и путешествие принимает форму «дороги домой». Мы движемся в сторону Чуйского тракта, который поведет нас на север, в сторону Барнаула. Впереди еще не один день пути, но все же это путь обратно. От этого немного грустно.




По асфальту, хоть и в окружении гор, под зарядившим вновь противным дождичком и при упавшей почти до нуля температуре, добираемся до центра местного «цивильного» туризма – города Белокуриха. Нам, немного одичавшим за неделю в горах, странно и непривычно видеть машины, здания, больше чем в один этаж, асфальт, неон витрин и музыку.

Идеально чистое лобби отеля с нашим появлением быстро превращается в подобие свинарника – с мотопутешественников стекают струи воды вместе с дорожной грязью и песком, налипшим на дождевики, но к таким гостям тут уже привыкли. И даже предлагают совершить незабываемое путешествие в подвал отеля, где дожидаются зимы масляные электрообогреватели. Иначе за ночь высушить промокший насквозь экип, просто не удастся.

Ужин в настоящем ресторане после походно-полевой кухни и скудного разнообразия придорожных кафе в горах – сказка! Чем ближе цивилизация, тем более отчетливо ощущается приближение финиша нашего пути. От этого немного печально. Но напоследок нас ждет еще один день в окрестностях Белокурихи. Для закрепления внедорожного «материала» мы делаем радиальный выезд в «пампасы» среди холмов. Здесь можно как следует измазаться и добрать «приключений», без которых прошел весь основной маршрут. Оные не заставляют себя ждать: сначала на одном из мотоциклов пробивается переднее колесо и мы дружно меняем камеру, и вдогонку коллега неаккуратно падает при пересечении речки. Погода-то наладилась, так что можно и посушиться с голым пузом на солнышке, но вот масло из двигателя приходится сливать – впуск хапнул водички. Меняем фильтр, заливаем свежее масло и уставшие, но довольные приключениями отправляемся на базу параглайдеров.




Тут нас ждут обед и возможность совершить экскурсию в небо. Отказаться от такого трипа – потом всю жизнь жалеть. Так что я оставляю коллег переваривать обед на травке и отправляюсь в полет на параплане с инструктором в тандемной системе. Пусть здесь уже и не совсем горы, но полетать в предгорьях очень здорово. Далеко, на горизонте, в дымке виднеются пики Алтая. Оттуда мы только вчера спустились. Последний прощальный взгляд на красивейшие места. А внизу, прямо под ногами, кружочком, как солнечными лучами, разлеглись мои друзья, машут мне руками, мол, хорош бороздить небо, спускайся, пора бороздить дороги – мотоциклы застоялись. Приходится просить инструктора снижаться. Пора в путь.

Пора домой!

Крайний день пути – скучный асфальт. Чуйский тракт ведет нас обратно, в Барнаул. Можно немного расслабиться (больше не нужно постоянно ловить взглядом колеи и бульники на дороге) и как следует разложить по полочкам все впечатления, накопленные за неделю путешествия.

Дорога идет сквозь поля, на которых уже почти вызрела пшеница, кукуруза и … а что это за странная травка? Какой знакомый запах! Как будто с головой окунулся в бочку с медом. Да это же гречиха! Запах такой, что через десяток минут движения даже разыгравшийся аппетит затихает. Понюхал и наелся – настолько сладко пахнет цветущая гречиха. Да уж, у нас в средней полосе такого не встретишь.




Чем ближе к краевому центру, тем меньше в воздухе запахов природы и цветов и больше – выхлопа и пыли. Ничего не поделаешь. Мы медленно, но верно возвращаемся из волшебного и отрешенного мира Золотого Алтая в реалии нашей цивилизации. Светофоры, пробки, люди на «зебрах», грузовики… Реальность возвращается очень быстро, но в голове все равно до сих пор образы горных вершин, запахи трав и горные перевалы. Алтай не отпускает.

Финальный ужин проходит в знаменитом Байк-баре в Барнауле. Ну а где же еще? Рок-н-ролл, мотоциклетные железяки на стенах, коктейль «кик-стартер» и дипломы об успешном прохождении маршрута. А назавтра нас уже ждет самолет, пыльная Москва и рабочие будни.

Но Алтай своей умиротворенностью и отрешенностью от мира еще долго будет сидеть внутри каждого и не отпускать от себя. Это такое место, куда хочется возвращаться еще и еще. Алтай всегда будет разным и прекрасным. В нем содержится какая-то невероятная энергетика, которой он щедро делится с теми, кто приезжает к нему в гости. И этого заряда хватает на долгие месяцы. Стоит вспомнить о перевалах Кату-Ярык и Чике-Таман, суровые пейзажи Телецкого озера или уютный аил и уходит усталость, поднимается настроение и хочется жить дальше. Чтобы вернутся туда еще раз. Или не раз.

Благодарим компанию BMW Russland Trading и «Турсмото» за приглашение.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 6 0 1 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
АВТОВАЗ назвал цены универсалов Lada Vesta

Купить новую вазовскую "пятидверку" можно по стартовой цене 639 900 рублей в комплектации Comfort. За топовый кросс-универсал в комплектации Luxe…

7852 2 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

12315 3 4
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

2591 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4812 6 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: проблемные коробки-роботы и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2-го поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска…

342 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

1580 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2449 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14453 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13919 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10342 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35502 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6675 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8013 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23307 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11938 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18567 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29520 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6607 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7831 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?