Проверка Сибирью: экспедиционный тест-драйв Land Rover Discovery 5

3315 1 4
Поделиться: 0 3 0 1 0 0
Экспедиция в Хакасию занимает в истории проекта «Открывая Россию» особое место. И даже не только потому, что она — юбилейная, двадцатая (хотя тот факт, что участники проекта прошли уже два десятка интереснейших маршрутов, сам по себе внушает уважение). Это первая экспедиция, в которую отправились восемь новеньких Land Rover Discovery 5. А это значит, что ее можно считать полноценным тестом нового автомобиля в условиях дальнего и достаточно сложного маршрута…

Хотя официально двадцатая экспедиция проекта получила название «Хакасия-2017», стартовала она из Горно-Алтайска, столицы республики Алтай, прошла по территории Тувы, а в Хакасию мы въехали только на четвертый день нашего маршрута. Впрочем, от этого сам маршрут не стал менее интересным. Но давайте по порядку. Рассказ, как и экспедиция, получился длинным, поэтому ниже изложена только первая его часть. Вторая – чуть позже.

_DSC2484

«Черю кельди», «Калан» и «Шаланга»

Весь первый день мы ехали по Чуйскому тракту, то есть, по федеральной трассе М52. Это сегодня Чуйский тракт представляет собой отличное современное шоссе с прекрасным покрытием и качественной разметкой. Но под слоем асфальта таятся такие пласты истории…

_DSC2610

Когда-то в начале 40-х годов XIX века русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач, где и построили амбары для хранения товаров. Кош-Агач стал центром торговли с Монголией и северным Китаем, а также местом проведения трех регулярных ярмарок: в начале июня в урочище появлялись монгольские солдаты, проходила ярмарка «Черю кельди» («Войско пришло»), августовская ярмарка, на которой в основном торговали в долг, называлась «Калан», а в конце года проходила ярмарка «Шаланга», на которой юфтевая кожа томских заводов обменивалась на меха и кожи.

_DSC2506

Дорога тогда еще не носила звания «тракт» и называлась Чуйской тропой. Караванные пути действительно проходили по горным тропам, а товары перевозили исключительно во вьюках. К концу XIX века эта ситуация уже никого не устраивала, и путем огромных усилий тропы были преобразованы в колесный путь, по которому могли двигаться повозки. Тем не менее, дорога оставалась и трудной, и опасной. Во многих местах она была настолько узкой, что два встречных каравана никак не могли разойтись. И тогда сложилась своеобразная традиция организации реверсивного движения: хозяин каравана, первым подошедшего к узкому месту, проходил его пешком и бросал на проезжую часть шапку, обозначая, что путь занят. И всё же открытие колесного пути резко интенсифицировало торговлю. Если в 1900 году через таможню в Кош-Агач было перевезено товаров на сумму 925 тысяч рублей, то в 1903 году годовой оборот составил 1,6 миллиона, а в 1906—1910 годах он достиг 2,4 миллиона рублей!

Война бездорожью

Как бы там ни было, а пропускная способность Чуйской дороги оставалась совершенно недостаточной, и с переходом ее в ведение Министерства путей сообщения встал вопрос о ее модернизации. Для этой цели в 1913 году в Горный Алтай была послана экспедиция под руководством Вячеслава Яковлевича Шишкова, будущего автора романов «Угрюм-река» и «Емельян Пугачев». Работы прервала сначала Первая мировая, а затем и Гражданская война, но именно по материалам изысканий экспедиции Шишкова уже в советское время начался следующий этап работ по улучшению транспортной артерии, получившей не только экономическое, но и военно-стратегическое значение. Строительство велось в лучших советских традициях, с массовым привлечением «добровольного трудового участия» местного населения под лозунгами «Война бездорожью», «В помощь сельскому хозяйству создадим мощное дорожное строительство», «Автомобиль и шоссе укрепляют смычку города с деревней», «Автомобиль и шоссе ускоряют социалистическую перестройку деревни». Ну как тут не вспомнить бессмертный роман Ильфа и Петрова: «Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Так или иначе, в 30-е годы дорога действительно стала автомобильным трактом. По-прежнему сложным и опасным, но проходимым для автотранспорта на всем протяжении. К этим временам осталась и дошедшая до наших дней незамысловатая песенка о чуйском шофере Кольке Снегиреве.

Баллада о шоферской любви

Есть над Чуей-рекою дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был там самый отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.

На Форде там работала Рая,
И бывало над Чуей-рекой
Форд зеленый и грузная АМО
Друг за другом летели стрелой.

Слесарь управления Чуйского военизированного тракта Михаил Михеев посвятил эти незамысловатые стихи о любви и страсти своему другу, Николаю Ковалеву, и его молодой жене Ираиде, которую друзья звали Раей. Ради благозвучия Ковалев стал Снегиревым, и стихи, положенные на музыку популярной в те годы песенки «Коломбина», пошли в народ.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

И ответила Рая с улыбкой:
«Знаешь, Коля, что думаю я,
Когда АМО Форда перегонит,
Тогда Раечка будет твоя».

Из далекой поездки, из Бийска
Ехал Коля однажды домой,
И вдруг — Форд, и с улыбкою Рая
Пронеслась мимо Коли стрелой.

Вспыхнул Колька, и сердце забилось,
Вспомнил Раечкин он уговор,
И тотчас же рванулась машина,
И запел свою песню мотор.

Шла дорога — ухаб над обрывом,
И по камням кипела река.
Рвалось сердце могучим порывом,
И к штурвалу прильнула рука.

Ни ухабов, ни ям, ни обрывов
Колька здесь ничего не видал,
Когда газом все ближе и ближе
Грузный АМО Форда догонял.

Поворот… и сравнялись машины,
Колька Раи лицо увидал,
Улыбнулся и крикнул он: «Рая!»
И на миг позабыл про штурвал.

И как птица зеленая АМО,
Вбок рванулась… и книзу упал,
И в волнах серебристого Чуя
Он кабиной мелькнул и пропал.

И с тех пор никогда, как бывало,
Не летит по ухабам стрелой,
Едет тихо, как будто усталый.
И штурвал уж дрожит под рукой.

А на память лихому шоферу,
Тот, кто горя ни в чем не видал,
На могилу положили фару,
И от АМО помятый штурвал.

_DSC3063

В 1987 году на 774 километре тракта, около знаменитого Белого бома («бомами» в этих местах называют скальные массивы) группа водителей-ветеранов поставила символический монумент чуйским шоферам: «помятый штурвал» от найденного на задворках гаража АМО-Ф15 на стойке из сваренных вместе карданных валов, закрепленных на колесном диске. У памятника приварили табличку: «Кольке Снегиреву — человеку, погибшему за любовь». В 2012 году этот скромный обелиск заменили на куда более помпезный монумент, на котором роль АМО исполняет полуторка ГАЗ-АА, а вот роль Форда почему-то играет ленд-лизовский «Виллис». На металлических табличках на монументе выгравированы все слова песенки про Кольку Снегирева, ставшей неофициальным гимном Чуйского тракта. Ну а старый памятник отправился в Музей Чуйского тракта в Бийск…

LR_Hakasia_19

Что такое экспедиция

Сегодня на Чуйском тракте нет ни ухабов, ни ям, обрывы огораживают мощные отбойники, да и автомобили по тракту ездят совсем другие. Нужно сказать, что весь первый день я осваивал трассовые возможности Discovery 5. Как сказал еще Кристофер Робин своему другу Винни-Пуху, «экспедиция — это когда все идут гуськом». Вот и движение в экспедициях «Открывая Россию» традиционно происходит в составе колонны. И как же это просто делать на Discovery 5! Во-первых, из-за того, что автомобиль похудел по сравнению с предшественником на три сотни кило, все маневры он совершает куда легче. Поначалу все ускорения получаются существенно более резкими, чем ты ожидаешь. Реакции на поворот руля тоже стали более точными, особенно на высокой скорости. Увеличение усилия на баранке при разгоне также происходит весьма резко. Это чувствуется, и поначалу даже пугает… Но Discovery насыщен электронными помощниками, как английский маффин изюмом, так что очень скоро я просто включил активный круиз-контроль, выставил на нем максимальную скорость с изрядным превышением (чтобы не выключать режим на обгонах), задействовал контроль за выходом из полосы, убрал ноги с педалей и слегка расслабился. Тем более, что кондиционер и система вентиляции кожаных сидений обеспечили абсолютный комфорт, хотя градусник в машине утверждал, что за бортом — 35 градусов жары. Теперь можно было спокойно наслаждаться фантастическими видами.

«Ненавижу Чуйский тракт!»

А на Чуйском тракте действительно есть чем полюбоваться. Помню, как в алтайской экспедиции 2014 года известный автомобильный фотограф Лев Барашков кричал в рацию: «Ненавижу Чуйский тракт! Невозможно ехать! На каждом километре хочется остановиться и снять фотообои…». Действительно, по версии журнала National Geographic эта трасса входит в пятерку самых живописных дорог планеты.

_DSC2828

Тест-драйвы / Новые авто
Тест-драйв Discovery 5 на полигоне Land Rover Experience: так тот или не тот?

Гибель богов Я катил по Новорижской автомагистрали, выставив на круиз-контроле добропорядочные 128 км/час. По дороге вспоминал, как на моей памяти менялись поколения легендарного британского внедорожника, и думал о том,...

2580 1 0

Впрочем, в самых живописных местах активный круиз приходится все-таки отключать: как-то так получается, что самые красивые виды открываются с серпантинов с острыми шпильками. Как только идущий впереди автомобиль скрывается из вида, система тут же начинает резкий разгон (как вы помните, лимит скорости обычно выставляется с большим запасом), и в поворот ты влетаешь на гораздо более высокой скорости, чем нужно. А это уже может быть опасно: как ни крути, Discovery — это комфортабельный внедорожник с мягкой длинноходной пневмоподвеской, и в поворотах он ведет себя совсем не так, как распластавшийся по асфальту спорткар. При этом на равнинных участках и «обычных» изгибах трассы угол захвата радара активного круиз-контроля вполне позволяет уверенно цепляться за идущим впереди автомобилем.

Несколько больше вопросов оставила система контроля за выходом из полосы. Вцепившись в разметку, она приступает к активному подруливанию, и тебе лишь остается слегка придерживать пухлое, обтянутое кожей рулевое колесо, чувствуя, как оно толкается в руку, как котенок лбом. Но проблема состоит в том, что разметка у нас, мягко говоря, разная, и в любой момент система может ее «потерять», а ты этого и не заметишь, хотя в такой ситуации стоит повысить внимание и взяться за баранку покрепче. А не заметишь ты этого потому, что индикация состояния системы выводится не на дисплей прямого визирования на лобовом стекле, а на маленькую пиктограмму на приборной панели, которую не очень-то хорошо и видно, особенно, если ты ведешь машину в темных очках.

Первым пунктом нашей остановки стала «торговая столица» Чуйского тракта, райцентр Кош-Агач. Здесь и сегодня работает большой рынок, на котором в огромном количестве продают как плоды алтайской земли (прежде всего, мед и кедровые орешки), так и привезенные из Монголии изделия из кожи и шерсти.

1 / 2
2 / 2

Галерея на скалах

Вечерело, и мы отправились в музей под открытым небом в местечке Калбак-Таш (правильней — Ялбак-Таш, но в археологической литературе утвердилось именно это название). В переводе с алтайского название означает «плоский камень». Это самая знаменитая «писаница» Горного Алтая. Здесь, на плоских скалах бома, собрана коллекция порядка 3 000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1 000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая их повседневным бытом. Памятник был открыт и впервые описан в 1912 году, и сделали это, как ни странно, не ученые, а два художника: Кузнецов и певец Алтая Чорос-Гуркин. Ученые добрались до него только в 80-х годах прошлого века…

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Очень странные чувства испытываешь в таких местах. В человеческом мозгу никак не может уложиться, что вот уже несколько тысяч лет скачут по сланцевым плитам изящные олени и круторогие горные бараны, пляшут человечки со странными головными уборами в виде грибов… А это значит, что уже тогда, в неизмеримой глубине прошлого, люди остро чувствовали красоту.

LR_Hakasia_123

Тайны алтайского Стоунхеджа и колыбель Сартакпая

Впрочем, рядом с Кош-Агачем есть еще более таинственное место. Это Тархатинский мегалитический комплекс, который нередко называют «Алтайским Стоунхеджем». Туда мы отправились на следующий день. Комплекс представляет собой группу камней-мегалитов разного размера, расставленных прямо в степи не совсем ровным кругом диаметром метров 60. Среди камней возвышаются четыре крупных мегалита высотой более 2 м. Два из них, получившие имена «Камень со щелью» и «Богатырь», образуют так называемые «северо-западные ворота», а два других, «Камень с носом» и «Сфинкс», «восточные».

_DSC4715

Отдельно, вне общего круга, расположен еще один мегалит в виде кресла или алтайской детской люльки, занимающий крайнее восточное положение и известный как «Колыбель Сартакпая» (богатырь Сартакпай – мифический герой, проложивший русла крупнейших рек Алтая, строитель дорог и мостов). На вид сооружение (если это можно назвать сооружением) до Стоунхеджа вроде бы не дотягивает, но вот какое дело: как и кельтский собрат, Тарахтинский комплекс является древним астрономическим инструментом! Один раз в году, в день летнего солнцестояния, последний луч солнца падает на «спинку» «Колыбели Сартакпая». И все три действующих лица этой световой мистерии: Солнце-Бык, невидимая, возлежащая на каменном ложе, Жена-Земля и мегалит «Сфинкс» нашли свое воплощение в петроглифах на спинке «Колыбели».

1 / 2
2 / 2

Идея рождения нового мира в результате такого космического соития дожила до наших дней в особом ритуале: среди местного населения ходит поверье, что если принести жертвы духам и полежать в «Колыбели», то духи пошлют женщине детей. Действительно, все основание мегалита завалено жертвоприношениями. Чего только люди не оставляют! Тут можно найти и недорогую бижутерию, и стреляный патрон, и детские игрушки, и христианскую ладанку, и буддистские четки… Археологи считают, что связь этого мифа с фольклорным героем Сартакпаем возникла сравнительно недавно, а вот идея колыбели и возрождения жизни идет, вероятно, со времен сооружения комплекса.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Продолжение следует…

Понравилась статья? 0 3 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

Эта песня легла в основу сюжета фильма Ехали два шофёра)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
НАМИ-56, первый автосалон СССР: с каких иномарок копировали советские конструкторы

В 1956 году в Москве прошла выставка, по масштабу сопоставимая с настоящим международным автосалоном. Павильон и открытую площадку в Научном автомоторном институте НАМИ заняли новенькие иностранные машины: легковые,…

521 0 0
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

18093 1 4
Статьи / Интервью
Есики Кишимото, Subaru: «Levorg – это не автомобиль для России»

С генеральным директор ООО «Субару Мотор» говорим о том, почему в России компания всё ещё гордится симметричным полным приводом, о будущих моделях Subaru на российском рынке и об… американских собаках!

3883 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: муфту – в мойку, катализатор – в помойку

X-Trail первого поколения не зря стал одним из любимцев в народе. У него действительно очень неплохое сочетание простоты обслуживания, надёжности конструкции и потребительских свойств. Причём не только у нового, но и у…

1661 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

10259 9 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

2905 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

21789 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

24979 6 2
Тест-драйвы / Одиночные
По дороге, ведущей в западном направлении: тест-драйв Chery Tiggo 2

Не знаю, в курсе вы или нет, но в некоторых европейских странах высшей оценкой в школе считается единица, а пятерка — наихудшей. Китайская марка Chery начинала с копирования продукции японского происхождения, но…

15766 15 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8406 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10756 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7293 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19296 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

27139 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

2965 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

89873 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

48648 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

39043 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?