Проверка Сибирью: экспедиционный тест-драйв Land Rover Discovery 5

3052 1 4
Поделиться: 0 3 0 1 0 0
Экспедиция в Хакасию занимает в истории проекта «Открывая Россию» особое место. И даже не только потому, что она — юбилейная, двадцатая (хотя тот факт, что участники проекта прошли уже два десятка интереснейших маршрутов, сам по себе внушает уважение). Это первая экспедиция, в которую отправились восемь новеньких Land Rover Discovery 5. А это значит, что ее можно считать полноценным тестом нового автомобиля в условиях дальнего и достаточно сложного маршрута…

Хотя официально двадцатая экспедиция проекта получила название «Хакасия-2017», стартовала она из Горно-Алтайска, столицы республики Алтай, прошла по территории Тувы, а в Хакасию мы въехали только на четвертый день нашего маршрута. Впрочем, от этого сам маршрут не стал менее интересным. Но давайте по порядку. Рассказ, как и экспедиция, получился длинным, поэтому ниже изложена только первая его часть. Вторая – чуть позже.

_DSC2484

«Черю кельди», «Калан» и «Шаланга»

Весь первый день мы ехали по Чуйскому тракту, то есть, по федеральной трассе М52. Это сегодня Чуйский тракт представляет собой отличное современное шоссе с прекрасным покрытием и качественной разметкой. Но под слоем асфальта таятся такие пласты истории…

_DSC2610

Когда-то в начале 40-х годов XIX века русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач, где и построили амбары для хранения товаров. Кош-Агач стал центром торговли с Монголией и северным Китаем, а также местом проведения трех регулярных ярмарок: в начале июня в урочище появлялись монгольские солдаты, проходила ярмарка «Черю кельди» («Войско пришло»), августовская ярмарка, на которой в основном торговали в долг, называлась «Калан», а в конце года проходила ярмарка «Шаланга», на которой юфтевая кожа томских заводов обменивалась на меха и кожи.

_DSC2506

Дорога тогда еще не носила звания «тракт» и называлась Чуйской тропой. Караванные пути действительно проходили по горным тропам, а товары перевозили исключительно во вьюках. К концу XIX века эта ситуация уже никого не устраивала, и путем огромных усилий тропы были преобразованы в колесный путь, по которому могли двигаться повозки. Тем не менее, дорога оставалась и трудной, и опасной. Во многих местах она была настолько узкой, что два встречных каравана никак не могли разойтись. И тогда сложилась своеобразная традиция организации реверсивного движения: хозяин каравана, первым подошедшего к узкому месту, проходил его пешком и бросал на проезжую часть шапку, обозначая, что путь занят. И всё же открытие колесного пути резко интенсифицировало торговлю. Если в 1900 году через таможню в Кош-Агач было перевезено товаров на сумму 925 тысяч рублей, то в 1903 году годовой оборот составил 1,6 миллиона, а в 1906—1910 годах он достиг 2,4 миллиона рублей!

Война бездорожью

Как бы там ни было, а пропускная способность Чуйской дороги оставалась совершенно недостаточной, и с переходом ее в ведение Министерства путей сообщения встал вопрос о ее модернизации. Для этой цели в 1913 году в Горный Алтай была послана экспедиция под руководством Вячеслава Яковлевича Шишкова, будущего автора романов «Угрюм-река» и «Емельян Пугачев». Работы прервала сначала Первая мировая, а затем и Гражданская война, но именно по материалам изысканий экспедиции Шишкова уже в советское время начался следующий этап работ по улучшению транспортной артерии, получившей не только экономическое, но и военно-стратегическое значение. Строительство велось в лучших советских традициях, с массовым привлечением «добровольного трудового участия» местного населения под лозунгами «Война бездорожью», «В помощь сельскому хозяйству создадим мощное дорожное строительство», «Автомобиль и шоссе укрепляют смычку города с деревней», «Автомобиль и шоссе ускоряют социалистическую перестройку деревни». Ну как тут не вспомнить бессмертный роман Ильфа и Петрова: «Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Так или иначе, в 30-е годы дорога действительно стала автомобильным трактом. По-прежнему сложным и опасным, но проходимым для автотранспорта на всем протяжении. К этим временам осталась и дошедшая до наших дней незамысловатая песенка о чуйском шофере Кольке Снегиреве.

Баллада о шоферской любви

Есть над Чуей-рекою дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был там самый отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.

На Форде там работала Рая,
И бывало над Чуей-рекой
Форд зеленый и грузная АМО
Друг за другом летели стрелой.

Слесарь управления Чуйского военизированного тракта Михаил Михеев посвятил эти незамысловатые стихи о любви и страсти своему другу, Николаю Ковалеву, и его молодой жене Ираиде, которую друзья звали Раей. Ради благозвучия Ковалев стал Снегиревым, и стихи, положенные на музыку популярной в те годы песенки «Коломбина», пошли в народ.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

И ответила Рая с улыбкой:
«Знаешь, Коля, что думаю я,
Когда АМО Форда перегонит,
Тогда Раечка будет твоя».

Из далекой поездки, из Бийска
Ехал Коля однажды домой,
И вдруг — Форд, и с улыбкою Рая
Пронеслась мимо Коли стрелой.

Вспыхнул Колька, и сердце забилось,
Вспомнил Раечкин он уговор,
И тотчас же рванулась машина,
И запел свою песню мотор.

Шла дорога — ухаб над обрывом,
И по камням кипела река.
Рвалось сердце могучим порывом,
И к штурвалу прильнула рука.

Ни ухабов, ни ям, ни обрывов
Колька здесь ничего не видал,
Когда газом все ближе и ближе
Грузный АМО Форда догонял.

Поворот… и сравнялись машины,
Колька Раи лицо увидал,
Улыбнулся и крикнул он: «Рая!»
И на миг позабыл про штурвал.

И как птица зеленая АМО,
Вбок рванулась… и книзу упал,
И в волнах серебристого Чуя
Он кабиной мелькнул и пропал.

И с тех пор никогда, как бывало,
Не летит по ухабам стрелой,
Едет тихо, как будто усталый.
И штурвал уж дрожит под рукой.

А на память лихому шоферу,
Тот, кто горя ни в чем не видал,
На могилу положили фару,
И от АМО помятый штурвал.

_DSC3063

В 1987 году на 774 километре тракта, около знаменитого Белого бома («бомами» в этих местах называют скальные массивы) группа водителей-ветеранов поставила символический монумент чуйским шоферам: «помятый штурвал» от найденного на задворках гаража АМО-Ф15 на стойке из сваренных вместе карданных валов, закрепленных на колесном диске. У памятника приварили табличку: «Кольке Снегиреву — человеку, погибшему за любовь». В 2012 году этот скромный обелиск заменили на куда более помпезный монумент, на котором роль АМО исполняет полуторка ГАЗ-АА, а вот роль Форда почему-то играет ленд-лизовский «Виллис». На металлических табличках на монументе выгравированы все слова песенки про Кольку Снегирева, ставшей неофициальным гимном Чуйского тракта. Ну а старый памятник отправился в Музей Чуйского тракта в Бийск…

LR_Hakasia_19

Что такое экспедиция

Сегодня на Чуйском тракте нет ни ухабов, ни ям, обрывы огораживают мощные отбойники, да и автомобили по тракту ездят совсем другие. Нужно сказать, что весь первый день я осваивал трассовые возможности Discovery 5. Как сказал еще Кристофер Робин своему другу Винни-Пуху, «экспедиция — это когда все идут гуськом». Вот и движение в экспедициях «Открывая Россию» традиционно происходит в составе колонны. И как же это просто делать на Discovery 5! Во-первых, из-за того, что автомобиль похудел по сравнению с предшественником на три сотни кило, все маневры он совершает куда легче. Поначалу все ускорения получаются существенно более резкими, чем ты ожидаешь. Реакции на поворот руля тоже стали более точными, особенно на высокой скорости. Увеличение усилия на баранке при разгоне также происходит весьма резко. Это чувствуется, и поначалу даже пугает… Но Discovery насыщен электронными помощниками, как английский маффин изюмом, так что очень скоро я просто включил активный круиз-контроль, выставил на нем максимальную скорость с изрядным превышением (чтобы не выключать режим на обгонах), задействовал контроль за выходом из полосы, убрал ноги с педалей и слегка расслабился. Тем более, что кондиционер и система вентиляции кожаных сидений обеспечили абсолютный комфорт, хотя градусник в машине утверждал, что за бортом — 35 градусов жары. Теперь можно было спокойно наслаждаться фантастическими видами.

«Ненавижу Чуйский тракт!»

А на Чуйском тракте действительно есть чем полюбоваться. Помню, как в алтайской экспедиции 2014 года известный автомобильный фотограф Лев Барашков кричал в рацию: «Ненавижу Чуйский тракт! Невозможно ехать! На каждом километре хочется остановиться и снять фотообои…». Действительно, по версии журнала National Geographic эта трасса входит в пятерку самых живописных дорог планеты.

_DSC2828

Тест-драйвы / Новые авто
Тест-драйв Discovery 5 на полигоне Land Rover Experience: так тот или не тот?

Гибель богов Я катил по Новорижской автомагистрали, выставив на круиз-контроле добропорядочные 128 км/час. По дороге вспоминал, как на моей памяти менялись поколения легендарного британского внедорожника, и думал о том,...

2377 1 0

Впрочем, в самых живописных местах активный круиз приходится все-таки отключать: как-то так получается, что самые красивые виды открываются с серпантинов с острыми шпильками. Как только идущий впереди автомобиль скрывается из вида, система тут же начинает резкий разгон (как вы помните, лимит скорости обычно выставляется с большим запасом), и в поворот ты влетаешь на гораздо более высокой скорости, чем нужно. А это уже может быть опасно: как ни крути, Discovery — это комфортабельный внедорожник с мягкой длинноходной пневмоподвеской, и в поворотах он ведет себя совсем не так, как распластавшийся по асфальту спорткар. При этом на равнинных участках и «обычных» изгибах трассы угол захвата радара активного круиз-контроля вполне позволяет уверенно цепляться за идущим впереди автомобилем.

Несколько больше вопросов оставила система контроля за выходом из полосы. Вцепившись в разметку, она приступает к активному подруливанию, и тебе лишь остается слегка придерживать пухлое, обтянутое кожей рулевое колесо, чувствуя, как оно толкается в руку, как котенок лбом. Но проблема состоит в том, что разметка у нас, мягко говоря, разная, и в любой момент система может ее «потерять», а ты этого и не заметишь, хотя в такой ситуации стоит повысить внимание и взяться за баранку покрепче. А не заметишь ты этого потому, что индикация состояния системы выводится не на дисплей прямого визирования на лобовом стекле, а на маленькую пиктограмму на приборной панели, которую не очень-то хорошо и видно, особенно, если ты ведешь машину в темных очках.

Первым пунктом нашей остановки стала «торговая столица» Чуйского тракта, райцентр Кош-Агач. Здесь и сегодня работает большой рынок, на котором в огромном количестве продают как плоды алтайской земли (прежде всего, мед и кедровые орешки), так и привезенные из Монголии изделия из кожи и шерсти.

1 / 2
2 / 2

Галерея на скалах

Вечерело, и мы отправились в музей под открытым небом в местечке Калбак-Таш (правильней — Ялбак-Таш, но в археологической литературе утвердилось именно это название). В переводе с алтайского название означает «плоский камень». Это самая знаменитая «писаница» Горного Алтая. Здесь, на плоских скалах бома, собрана коллекция порядка 3 000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1 000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая их повседневным бытом. Памятник был открыт и впервые описан в 1912 году, и сделали это, как ни странно, не ученые, а два художника: Кузнецов и певец Алтая Чорос-Гуркин. Ученые добрались до него только в 80-х годах прошлого века…

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Очень странные чувства испытываешь в таких местах. В человеческом мозгу никак не может уложиться, что вот уже несколько тысяч лет скачут по сланцевым плитам изящные олени и круторогие горные бараны, пляшут человечки со странными головными уборами в виде грибов… А это значит, что уже тогда, в неизмеримой глубине прошлого, люди остро чувствовали красоту.

LR_Hakasia_123

Тайны алтайского Стоунхеджа и колыбель Сартакпая

Впрочем, рядом с Кош-Агачем есть еще более таинственное место. Это Тархатинский мегалитический комплекс, который нередко называют «Алтайским Стоунхеджем». Туда мы отправились на следующий день. Комплекс представляет собой группу камней-мегалитов разного размера, расставленных прямо в степи не совсем ровным кругом диаметром метров 60. Среди камней возвышаются четыре крупных мегалита высотой более 2 м. Два из них, получившие имена «Камень со щелью» и «Богатырь», образуют так называемые «северо-западные ворота», а два других, «Камень с носом» и «Сфинкс», «восточные».

_DSC4715

Отдельно, вне общего круга, расположен еще один мегалит в виде кресла или алтайской детской люльки, занимающий крайнее восточное положение и известный как «Колыбель Сартакпая» (богатырь Сартакпай – мифический герой, проложивший русла крупнейших рек Алтая, строитель дорог и мостов). На вид сооружение (если это можно назвать сооружением) до Стоунхеджа вроде бы не дотягивает, но вот какое дело: как и кельтский собрат, Тарахтинский комплекс является древним астрономическим инструментом! Один раз в году, в день летнего солнцестояния, последний луч солнца падает на «спинку» «Колыбели Сартакпая». И все три действующих лица этой световой мистерии: Солнце-Бык, невидимая, возлежащая на каменном ложе, Жена-Земля и мегалит «Сфинкс» нашли свое воплощение в петроглифах на спинке «Колыбели».

1 / 2
2 / 2

Идея рождения нового мира в результате такого космического соития дожила до наших дней в особом ритуале: среди местного населения ходит поверье, что если принести жертвы духам и полежать в «Колыбели», то духи пошлют женщине детей. Действительно, все основание мегалита завалено жертвоприношениями. Чего только люди не оставляют! Тут можно найти и недорогую бижутерию, и стреляный патрон, и детские игрушки, и христианскую ладанку, и буддистские четки… Археологи считают, что связь этого мифа с фольклорным героем Сартакпаем возникла сравнительно недавно, а вот идея колыбели и возрождения жизни идет, вероятно, со времен сооружения комплекса.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Продолжение следует…

Понравилась статья? 0 3 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

Эта песня легла в основу сюжета фильма Ехали два шофёра)

Главная новость
Новости / Новинки
АВТОВАЗ назвал цены универсалов Lada Vesta

Купить новую вазовскую "пятидверку" можно по стартовой цене 639 900 рублей в комплектации Comfort. За топовый кросс-универсал в комплектации Luxe…

1110 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

562 0 0
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

1821 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4169 5 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

330 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2265 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: скрытая коррозия кузова и скачки напряжения

Цена этого автомобиля на вторичном рынке традиционно для Honda высока. Ровесники теряют в цене заметно быстрее, даже при том, что у них тоже есть и надежные моторы, и коробки, да и железо у многих так же не ржавеет.…

3965 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14350 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13807 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10167 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35395 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6610 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

7984 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23218 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11878 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18502 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29394 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6538 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7782 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?