В чем сила, брат? Тест-драйв BMW 5 series III Е34

В списке самых желанных автомобилей 90-х BMW 5 серии точно будет в топе. Ее любили все, а позволить себе могли немногие. А уж какие чувства к этой модели испытывал криминалитет! Такое всенародное обожание не только сказалось на имидже «пятерки» в кузове Е34, но и повлияло на судьбу модели в России: сегодня найти живой и «неуколхоженный» экземпляр почти нереально. Но мы его отыскали!

Я прекрасно помню первую встречу с этой машиной. На дворе стояла зима 1993 года. Запрыгиваю к приятелю в свежепригнанную, но уже наглухо затонированную 525-ю, и мы мчим по Москве… сдавать на права. Вот ведь были времена! Можно было, как мой приятель, подкатить чуть ли не ко входу в экзаменационное отделение и, не стесняясь экзаменаторов, отправиться на площадку – парковать гаишную «шестерку» в «гараж» из конусов. Все эти воспоминания накрыли меня, стоило открыть дверь идеально сохранившейся 520-й 1995 года выпуска.

История успеха и любви

Почему же ее так любили – это просто понты или сам автомобиль настолько хорош? Нынешним стилистам иногда стоит оглядываться. Пятая серия в кузове Е34 – идеальный пример сдержанности во всем: в агрессии, динамичности и элегантности. Однако при всей этой простоте «тридцатьчетверка» стала во многом революционной. Следом за «семеркой» Е32 она избавилась от акульего носа, а культовые «ноздри» впервые в истории марки получили дополнительное обрамление и перестали быть единым целым с решеткой радиатора. Крышка багажника впервые опустилась до бампера.

Отдельно хочется снять шляпу перед инженерами-эргономистами. С момента дебюта 34-й прошло 35 лет, а посадка за рулем близка к идеальной. Развернутая к водителю центральная консоль, удобные сиденье и руль – не новость. Но, черт возьми, какое филигранное взаиморасположение! И хотя на одометре тикает третья сотня тысяч, а часть пикселей монохромного экранчика осталась где-то в прошлом, кожа по-прежнему в прекрасном состоянии. Для поиска «сверчков» в салоне придется нанять Холмса или, на худой конец, Бенуа Бланка.

Лишь пересев назад, понимаешь: вот они – годы. Это в 90-е Е34 была большим седаном европейского класса Е, а сегодня на втором ряду теснее, чем в иных моделях гольф-класса. Но у такой акселерации есть и обратная сторона. Современные машины тяжелы, а 520-я в снаряженном состоянии укладывается в полторы тонны. А это значит, что заветный рубеж энергоемкости в 100 лошадиных сил на тонну преодолен даже с базовым двухлитровым мотором.

Собственно, главная гордость скрыта именно под капотом. Первые два года Е34 выпускали с рядными «шестерками» старого поколения М20. Но с наступлением нового десятилетия под капотом «пятерки» прописалось новое семейство М50, и с этого момента Е34 задышала полной грудью. На мой взгляд, этот мотор не просто один из лучших в истории BMW. Этот двигатель – один из лучших в истории.

М50 собрал в себе все составляющие успеха. В нем нет каких-то революционных решений, кроме появившегося чуть позже фазовращателя на впуске (тогда двигатель получил прибавку TU к индексу). Но именно на его примере можно убедиться, как важно на стадии проектирования свести к минимуму все потери. Будь то уравновешенные силы второго порядка, близкое к идеальному смесеобразование или высочайшее качество изготовления. Можно долго рассыпаться в комплиментах, но выходные характеристики говорят сами за себя: двухлитровый атмосферник выдает 150 сил, а 2,5 – все 192! И это в 90-м то году.

Так что даже 520-ю версию нельзя назвать овощем. Утапливаю педаль и сразу слышу знакомый голос с чарующим «роковым» расщеплением. Можно сколько угодно спорить, что важнее – академичность звучания или его узнаваемость. Я за второй вариант – харизму. И тот факт, что М50 относится к редкой категории двигателей, которые узнаются на слух даже спустя годы, это подтверждает.

Довольно быстро, невероятно долго

Конечно, если доводилось ездить на 525-й Е34 (не говоря уже про М5), то возможности двухлитровой «пятерки» уже не так удивляют. Но она едет! И особенно это заметно, если вспомнить о динамических возможностях какой-нибудь Оптимы или Кэмри с двухлитровым «атмосферником» той же мощности. Но стоит сделать одну важную поправку, которая справедлива к любому «немцу» 80-х и начала 90-х. Если хотите прочувствовать автомобиль, выбирайте только механическую коробку. Любой автомат тех лет убивает всю химию отношений.

В сегодняшних реалиях тяжело поверить, что эта BMW считалась эталоном управляемости для больших седанов. Да, машина живая и «аналоговая», но реакции на поворот руля тут идут с задержкой, заметны и крены. А вот тридцать лет назад это был прорыв. Особенно если тут же пересесть на 124-й Мерседес. Это сейчас разница в поведении «немецкой тройки» свелась к нюансам, а тогда даже с завязанными глазами можно было точно определить, на чем вы едете – Audi, BMW или Mercedes.

По сегодняшним меркам Е34 кажется мягкой и вальяжной. Но тридцать лет назад это был образцовый спортседан.

Все сказанное — лишь часть легенды Е34. При всей своей технологичности она проявила еще и чудеса надежности и выносливости. Высокая точность изготовления двигателя автоматически запустила приятный бонус – ресурс. Даже при наплевательском отношении двигатель М50 преодолевал 350-400 тысяч километров без капитального ремонта. А если владелец попался рачительный, то цифры на одометре могут стать неприличными. Недаром М50 вошел в элитный клуб «миллионников». Я охотно в это верю, ибо собственными глазами видел экземпляр с пробегом в 980 тысяч километров. И «капиталкой» там не пахло.

Неудивительно, что Е34 стала бестселлером у не самой законопослушной части нашего населения. Еще бы – крепкий седан с мощным и надежным двигателем, способный быстро эвакуировать из любой передряги. Но эта популярность сыграла с Е34 злую шутку – найти сейчас живой экземпляр сродни чуду. Причем чем мощнее мотор, тем меньше шансов отыскать автомобиль не при смерти. 

Как и у их хозяев, у большинства Е34 судьба непростая. Много экземпляров погибло в ДТП, какие-то уехали в другие регионы или закончили жизнь на разборках, а те, что выжили, бьют рекорды по количеству собственников в ПТС. И все же иногда чудеса случаются. Редкие экземпляры, такие как наша сегодняшняя 520-я, сохраняют первозданный облик. Ей повезло выжить, и теперь впереди – счастливая законопослушная старость. Если даже при обычной эксплуатации «тридцатьчетверка» демонстрировала чудеса живучести, представьте, сколько она проживет теперь, в заботливых руках коллекционера.  

Благодарим Кристину Трактирову за предоставленный автомобиль.

Мотор, снято!

Разумеется, не обошла Е34 и кино. Хотя по большей части роли у нее были второстепенные, как минимум две из них весьма запоминающиеся. В отечественном кино Е34 блеснула в фильме Алексея Балабанова «Жмурки». Черная комедия о буднях «братвы» из 90-х не могла объехать стороной БМВ – Боевую Машину Вымогателей. Специально для съемок «пятерку» ушатали до предсмертного состояния.

Фото: zhmurki

Если же хочется посмотреть, на что действительно способно шасси Е34, то стоит нагуглить шпионскую драму 1998 года «Ронин» режиссера Джона Фракенхаймера с Робертом Де Ниро и Жаном Рено. Финальная погоня по улицам Парижа с участием BMW M5 в кузове Е34 снималась по старинке – с настоящими автомобилями и настоящими трюками. Она до сих пор входит в различные топы лучших кинопогонь. Особенно зажигает момент движения по встречной полосе, где отлично видно, как грамотно и четко BMW, словно хищная рыба, перекладывается из ряда в ряд. Если до сих пор не видели – срочно посмотреть!

Фото: ronin
Технические характеристики BMW 520i (E34)
Длина / Ширина / Высота / База4720 / 1751 / 1412 / 2761 мм
Снаряженная / Полная масса1445 / 1955 кг
Объем багажника (VDA)460 л
Максимальная скорость211 км/ч
Разгон 0-100 км/ч10,6 с
Двигательбензиновый, P6, 24 клапана, 1991 см³; 110 кВт/150 л.с. при 5900 об/мин; 190 Н·м при 4200 об/мин
Топливо / Запас топливаАИ-95 / 80 л
Трансмиссия Задний привод; М5

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
12 комментариев
16.11.2023 10:03
Papirus

Считайте меня некрофилом, но машины 90х-начала нулевых были высшим моментом развития как автодизайна, так и потребительских характеристик. Можно сколько угодно дисплеев налепить в салоне, но такого ощущения добротности и уверенности за рулем нынешние машины уже не дадут.
Бэха в 34 кузове была у нас в офисе, служила года до 2006. Из всех проблем помню только регулярную переборку подвески после заездов в Калужскую область.

11

16.11.2023 14:13
Иван Сергеев

Это вы еще не были в Кировской области и Марий Эл. Судя по их дорогам, Хаймарсы там порезвились задолго до нынешней войны.

1

19.11.2023 01:17
Papirus

Если б Вы видели дорогу Калуга -Полотняный завод - Троицк в начале нулевых… на тех ямах и Хаммер оторвал бы себе колеса с мясом. И совершенно без участия Хаймарсов, Обамы или Яроша.

1

16.11.2023 18:10
Witalij

Время нельзя поставить на паузу и насладиться в полной мере тем что нравилось/нравится. Всё равно придётся принимать реальность, даже если она не оправдывает наших ожиданий.


18.11.2023 18:04
altersin

Можно поставить на паузу время. Но потребуется несколько больше денег)

1

18.11.2023 18:03
altersin

Машины 90-х - начала 2000-х - это лучшие автомобили в принципе. В то время комфорт, оснащение и мощность достигли разумного максимума, а ресурс автомобилей искусственно не ограничивался.

5

20.11.2023 18:15
Петя Иванов

Вы некрофил, но это действительно так.


16.11.2023 18:26
Andrey Marukhin Last Marsianin

Клёвые машины, что е34, что е39, жаль, что киноподелки типа бригады и бумера сделали марке соответствующий образ у нас.

1

19.11.2023 17:16
Яшка

Киноподелки были постфактум.Всего лишь констатировали образ бандитской тачки, который сложился за десять лет до выхода этих фильмов.

4

16.11.2023 18:27
Anti-Vasia

Базовым мотором была не двухлитровая "шестерка", а четырехцилиндровый моторчик на 1800 см3.


17.11.2023 17:55
Олег Ермаков

До сих помню как в первый раз проехал на 520-ой, сел, после 2108, тогда считалось очень даже крутым авто, сел в 521-ю, выжал сцепление, и коротким ходом с тихим клацем ручку КПП включил первую, вторую, третью, четвертую и по городу уже 160 км/ч, об этом мне сообщил приятель-пассажир, я по тормозам, тогда с гаишниками легко договарится можно было, но никто не остановил, вовремя скинули до легальной, но уехав за город до 220 км/ч топнул, вот тогда я был в шоке сам от себя, ведь до этого, разгонялся максимум до 155 и это было страшновато, на наших вазах, а на бэхе даже нерв ниодин не дрогнул,кстати 124-ка мерс дарил тоже кайф, но другой. Было время бмвэшник и мерседесовцы друг другу что-то доказывали, а мне нравились обе.

3

19.11.2023 17:21
Яшка

На такой бэхе покатался в начале нулевых.Классная тачка.Картину омрачал только большой расход бензина.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings