Эксклюзивный тест-драйв Lada Granta c роботизированной коробкой передач

105959 13 41
Поделиться: 0 33 0 3 0 5

В наших руках — предсерийный образец Lada Granta с роботизированной коробкой передач. Такая трансмиссия уже ставится на серийные "Приоры", но "Грантам" она досталась только сейчас — старт продаж запланирован на начало февраля...

Автор фото: Илья Бакеев

Как устроен такой «робот», то есть автоматизированная механическая трансмиссия (АМТ)? Чем АМТ лучше обычного «автомата»? Как коробка изменилась на пути от Priora к Granta? Почему на Lada Vesta будет именно она? И где появится еще? К старым вопросам, уже рассмотренным в ходе тест-драйва Lada Priora в сентябре прошлого года, успели добавиться новые. Поэтому встретиться с Владимиром Петуниным, руководителем проекта АМТ на АВТОВАЗе, было самое время.

На встречу мы ехали на той самой «Гранте» с АМТ — одной из шести только что прошедших испытания предсерийных машин, за руль которых не пускали никого из журналистов. Что сказать, нам крупно повезло.

Ощущения отчасти похожи на те, что были с «роботизированной» Lada Priora, а отчасти — совершенно новые. Дело тут в том, что более современной «Гранте» новая трансмиссия, безусловно, подходит лучше. Но ведь грантовская платформа может по-новому «обнажить» в коробке то, что было не столь заметно на «Приоре», где на себя оттягивает внимание идеология шасси из восьмидесятых?

Да и сравнивать новую трансмиссию наверняка будут с разными коробками, в зависимости от того, кто это делает — поклонник Lada Priora, купив «роботизированную» версию, однозначно пересядет с «механической» машины. А вот владелец новенькой Granta с АМТ в прошлом мог быть обладателем машины с традиционным «автоматом» японской фирмы Jatco, который уже несколько лет ставят на автомобили Lada с платформой Granta/Kalina…



Я — из вторых. Попав за руль тестовой «роботизированной» «Гранты» прямиком из-за руля «автоматической» «Калины», я ни на что не отвлекаюсь. Привычная, на неплохом уровне эргономика — чего не сказать о Priora, которую в ходе журналистского тест-драйва в Белоруссии не поругал только ленивый (ваш покорный слуга). Да и едет машина привычно, по-калиновски собранно, хоть и без особого «изюма» — по подвеске, рулю, тормозам. Приборы тоже вполне привычны.



Подождите-ка… Поверх основного окошка борткомпьютера между спидометром и тахометром разместилось еще одно, теперь на него выводится температура двигателя. Основной экран в комбинации приборов, таким образом, стал меньше, а прежде «упакованная» в него навигация с картами Navitel теперь переехала на экран мультимедийного комплекса, где ей, собственно, и место. Вскоре такая панель приборов должна появиться в серии.

Да и селектор КПП тоже не совсем обычен. Рукоятка «робота» и ее основание унифицированы с приоровскими, и поэтому стоят чуть выше, чем обычный рычаг «механики» на «Гранте», а место соединения тоннеля пола и основания селектора закрыто дермантиновым кожухом — напомним, у нас тестовый образец! У серийного варианта в этом месте будет более аккуратное решение.



Впрочем, на качество тест-драйва эта обходная технология никакого отпечатка не накладывает — по повадкам эти машины идентичны серийным. Чтобы завести автомобиль, нужно перевести селектор в нейтраль и нажать на тормоз. Чтобы заглушить, достаточно просто повернуть ключ в замке зажигания, машину можно оставлять «на передаче». Завели, перевели селектор в «А» (автоматический режим) и поехали, чуть тронув педаль газа.

Да, режима «преднатяга», как в обычных АКПП, когда машина начинает двигаться с холостых оборотов, у «робота» нет. Как нет и возможности удерживаться на небольших подъемах при отпущенной педали газа — на машине с АМТ нужно в таких случаях подгазовывать или вставать на «ручник». Анатолий Пугач, испытатель, представляющий нам машину, говорит, что в процессе тестов на заводе изучали «зарубежные аналоги», у которых был противооткатный режим. И в конце концов для своей коробки его делать не стали — электроника видит только значительные подъемы, в то время как небольшая горка вкупе с отвлекшимся на секунду водителем может стать причиной отката назад и банального городского ДТП. Равно как и отпущенный тормоз на машине с классическим «автоматом» и включенным «драйвом».

Поначалу «робот» требует контроля за своими действиями, особенно если дело происходит в городе и вам нужно часто разворачиваться, парковаться, глушить мотор, заводиться… Но все процессы логичны, интуитивно понятны, а потому привыкание происходит почти мгновенно. И кроме того, ведь привыкания требуют и обычный «автомат», и вариатор. Не говоря уже об обычной «механике» — новичку с «роботом» будет управляться гораздо проще.



Кстати, роботизированная версия полностью исключает ошибки и поломки, вызванные человеческим фактором — не ту передачу (например заднюю при движении вперед) здесь включить не получится. А кроме того, «робот» позволяет следить за температурным режимом в коробке (под критический перегрев предусмотрена специальная контрольная лампа), чего не позволяют ни «механика», ни АКПП.

Те, кто ездит на «автомате», заметят моменты переключения передач — если в японской АКПП Jatco практически отсутствуют разрывы потока мощности, «роботу» требуется время, чтобы переключить скорость. Конструктивно это сравнительно простая система: за переключения в «штатной» вазовской коробке теперь отвечает пара немецких актуаторов ZF, электрических исполнительных элементов. Один выжимает за водителя сцепление, воздействуя на него через вилку выключения, а второй, установленный прямо вместо тросового механизма переключения, отвечает за выбор и включение определенной передачи.




В процессе переноса системы с «Приоры» на «Гранту» разработчики изменили калибровки блока управления актуаторами под другой кондиционер, а также перекомпоновали сам блок-контроллер — он переехал из-под площадки аккумулятора под бампер, в район левой фары. Вазовцы говорят, что особое внимание при испытаниях обратили на то, чтобы контроллер был хорошо защищен и функционировал в любых погодных условиях.

Если в автоматическом режиме «А» коробка может показаться задумчивой, то в «М» (мануальном), где водитель сам перещелкивает передачи, качая селектор-джойстик вперед-назад, от задумчивости почти ничего не остается — передачи переключаются примерно с той скоростью, с которой это делал бы умелый водитель на обычной «механике». Не зря Бу Андерссон называет эту коробку «две в одной» — полноценный автоматический режим плюс возможность ручного переключения.



В целом машина позволяет и драйверские разгоны, и решительные ускорения для обгона медленного грузовика, и старты с пробуксовками; реализован режим «кик-даун», когда коробка переходит на пониженную для эффективного ускорения. В то же время она позволяет двигаться и плавно, не тревожа пассажиров. А если вы забуксовали, действует особый алгоритм: на скоростях до 5 км/ч не нужно нажимать на тормоз, чтобы изменить передачу с «передней» на заднюю — действовать по методу «враскачку» с такой коробкой очень удобно.

Но главное — расход топлива. Перед этим показателем меркнут все доводы о специфичности «робота» в сравнении с»автоматом». В результате нашей тестовой поездки по городу с постоянными остановками, ожиданием фотографа, долгим стоянием с включенным мотором на фотосессии у нас получилось 8,1 л/100 км. А в обычной эксплуатации получается около 5,1 л/100 км по трассе и не больше 6,5 л/100 км по городу. Сравните это с расходом у «автоматических» Lada — меньше «десятки» получается мало у кого.

Тольятти сегодня выглядит так, как его привыкли изображать столичные журналисты: серый, хмурый, неприветливый ветреный город. Мы выбираемся на дорогу, петляющую меж дачных поселков, и за руль садится автор проекта — Владимир Петунин. Закладывая несколько виражей по промерзшему асфальту, Петунин говорит: «Когда я 35 лет назад пришел на АВТОВАЗ, я хотел быть испытателем — участвовать в дорожных тестах. Но попал к трансмиссионщикам. Да так и остался».




Для всей его команды проект автоматизированной механической коробки передач — детище любимое, но нелегкое. Изыскания по альтернативе «механике» начались давно, были и образцы с вариаторами, и с классическими «автоматами», и с «роботами». Было и привнесенное «извне» решение использовать полностью заимствованный иностранный силовой агрегат с АМТ.

Российский инжиниринг тогда победил — вариант машины с вазовской роботизированной коробкой, снабженной актуаторами ZF, понравился еще прежнему президенту АВТОВАЗа, Игорю Комарову. А пришедший на этот пост Бу Андерссон, прокатившись на тестовой «Приоре» с «роботом», задал только один вопрос: «Когда запускаемся в серии?».

Lada Priora с АМТ встала на конвейер в конце 2014 года, в феврале 2015 стартует «роботизированная» Granta. Предположим, что если будет просчитан вариант такой трансмиссии в паре с 8-клапанным вазовским мотором, то недорогую, надежную и удобную коробку вполне может получить также одна иномарка с «японской ДНК»… Но главное — «робот» в паре с шестнадцатиклапанником 21129 (тот же 21127, но с оригинальной системой подвески силового агрегата ) появится на Lada Vesta, а также его планируют ставить и на «паркетник» XRAY в паре с двигателем 1.8 литра, также 16-клапанным, созданным в сотрудничестве с компанией Ricardo. Под новые модели Lada, имеющие другую электрическую и электронную архитектуру, а также ввиду перехода на эконормы «Евро-6», система AMT будет модернизирована, но по конструктиву, технологии и сервисному обслуживанию останется прежней.

Ну а ближайшая перспектива — это «роботизированная» Granta, в начале февраля стартуют продажи таких машин. Этой дате предшествовал целый комплекс испытаний. Одну из шести собранных предсерийных машин сразу отправили в Германию — партнеры из ZF обязаны были провести свои собственные тесты, чтобы выдать разрешение на запуск в серию и эксплуатацию машины на дорогах общего пользования.



Автомобили, сначала на платформе Priora, прошли беспрецедентный объем испытаний, причем в двойном объеме, по различным программам, во всех климатических зонах. В частности, в Альпах, в горных условиях Алтая (вместе с партнерами из ZF и Porsche), в экстремально низких температурах до минус 55 в Сургуте… Были скоростные испытания на полигоне Porsche близ итальянского Нардо в условиях почти 100-процентной влажности и с температурами воздуха более плюс 30. А после этого мы провели цикл длительных дорожных тестов предсерийных машин: ускоренные по программам 80 000 км и 100 000 км, валидационные 30 000 км и 6 000 км. Возникали различные трудности, но они решались быстро, коллегиально и высокопрофессионально.

Владимир Петунин,
руководитель проекта АМТ АВТОВАЗ

Бу Андерссон называет эту коробку российским продуктом, имея в виду, что весь основной объем проблем был решен именно российской, вазовской стороной. Наши российские инженеры показали высокий уровень, не уступающий уровню инженеров именитых европейских фирм. Владимир Петунин говорит, что это еще один, косвенный, социальный эффект этого проекта: конструкция на 80% состоит из российских комплектующих, а АВТОВАЗ укрепил собственные инженерные компетенции.

В Тольятти отмечают, что еще при разработке системы синхронизации коробки под «Приору» с немцами из компании Hoerbiger им сразу же удалось попасть в точку — сделать переключение плавным. Сейчас немцы называют эту систему Intelligent gear Shifting. Она действительно позволяет переключать передачи «интеллигентно», чего долгое время не могут достичь в других компаниях. Не получается на многих иностранных коробках достичь и достаточно быстрого включения — трансмиссия попросту не укладывается в необходимый ресурс.



Владимир Петунин


Более того, вазовская система настраивается под стиль управления каждого водителя — езда может быть и агрессивной, и спокойной. А также коробка позволяет начать движение сразу же, даже если за бортом минус 40 — в случае, если вы смогли запустить двигатель, — что тоже неоспоримый плюс по сравнению с классической АКПП. И еще раз: «робот» позволяет ощутимо экономить топливо, особенно в «нервных» российских условиях движения.

В «сухом остатке» такой вывод: у вазовцев получился хороший «робот», да еще и с прицелом на несколько моделей. Такая унификация, по словам Петунина, закладывалась в проект с самого начала. На АВТОВАЗе создали продукт, не уступающий аналогам. Честно говоря, мы подумываем о большом сравнительном тест-драйве с целью найти еще хотя бы один пример столь логичной, плавной, эластичной работы силового агрегата с «роботом». На вскидку такие не вспоминаются…

Кстати, для новых моделей Lada не анонсирован «классический» японский «автомат» Jatco. Во многом потому, что получившийся у вазовцев «робот» действительно неплох и вполне может удовлетворить большую часть запросов «любителей двух педалей». От сотрудничества с японцами на ВАЗе не отказываются, говоря, что клиенту надо дать максимальный выбор. Но зная нашего потребителя, можно предположить, что выберет он в конечном итоге именно вазовский «робот».


Владимир Петунин



Пока разница в цене между машинами, оснащенными «роботами» и «автоматами», невелика — 401 300 рублей против 402 200 рублей за «Гранту» с 98-сильным мотором в комплектации «Норма». Но логика говорит о том, что цены на японские «автоматы» пока демпинговые и вполне могут вырасти. Ведь вместе с АКПП, целиком поставляемой из Японии, для вазовской машины требуются оригинальные приводы колес, а сама коробка требует собственной системы охлаждения. В то время как у «робота» только пара актуаторов ZF, селектор и блок управления, все остальное вазовское. И разница в цене автомобилей с «механикой» и «роботом» составляет всего порядка 20 000 рублей. При этом стоимость японского «автомата» (только коробки, без «переферии» в виде приводов и охлаждения) в два раза выше, чем стоимость всей вазовской системы АМТ.

А что до того, что к некоторым особенностям «робота» любителям «автоматов» придется привыкать… Экономия бензина в полтора раза сама по себе — очень веский козырь.




Читайте также:




Понравилась статья? 0 33 0 3 0 5

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
юлай халилов

Не знаю как робот, у меня на Ладе Гранте люкс , стоит японский автомат, нарадоваться не устою ! Обалденная штука ! На трассе если держишь 100-110 км. 6,8 литра. ( с кондеем 7,2) По городу 8,5. Проехал 35т.км, поменял только ходовые лампочки и все.

Dmitry Bogatkin

Ох как я люблю таких сказочников, проехал 35 тыс (это 3 ТО) И поменял только ДХО... тфу. Типа расходников не менял, а она ездит и ездит... И многие, у кого автомат, меньше цифру в 10 литров не видят, если у вас не село Улукаево, с населением пару тысяч и отсуствием пробок.

Илья Крупко

Интересна скорость реакции на кик-даун и на ручное переключение. Автомат достаточно долго думает в обоих случаях - приходится перед обгоном работать с упреждением.

Кеша Кишкурно

На киа-даун реагирует примерно с той же задержкой, что и Jatco. А по переключениям "в мануале" - ровно как я написал: умелый водитель на "механике" делает это примерно с той же скоростью.

Антон Казаков

У меня Тойота Аурис с роботом, 2008 год. Купил с пробегом 80 тыс. После покупки накрылась коробка. Пришлось менять диск сцепления, выжимной подшипник, актуатор + диагностики и прочее. У оффициалов делал, 50 т.р. ушло на всё. Ломучие они. Тойота отказалась от выпуска таких коробок.

Антон Глухов

Ездил на Приоре с роботом в Минске. На 90% разделяю выводы автора. На редкость приятная коробка без затупов. Единственное, я бы не стал недооценивать вклад инженеров ZF. А так да, стоял бы выбор машины для жены взял бы эту.

Минусы где? Надежность, ремонтопригодность?

Павел Осипов

На счет минусов не знаю. Недавно на форуме читал отзыв владельца Priora АТМ. Коробкой очень доволен, говорил, что расход у него составляет 5 литров. На механике нужно постараться, чтобы добиться такого расхода, а там само собой получается. Робот правильнее переключает передачи, чем большинство водителей, что благоприятно скажется на ресурсе. Ремонт на ВАЗовском роботе будет копеечным.

Андрей

У товарища был Аурис с обычным роботом. Да, подергивался, да, были проблемы. Приходилось периодически ремонтировать, но ремонт был простым и не затратным.

Вазовский робот - это обычная механика с управляющими элементами. Уверен, будет надежно и относительно дешево в ремонте, если вдруг понадобится.

Основное отличие роботов - крайне нежелательно стоять в режиме Драйв. Даже на светофорах необходимо переходить в нейтраль - так коробка проживет дольше.

Дмитрий Аверкин

А кто вам сейчас что-то скажет о надёжности, кроме того, что сказано испытателями? Если не верите их словам — ждите независимые долгосрочные тесты. И что нового можно сказать о ремонтопригодности, если конструктив КПП остался тем же?

Виталий

Дмитрий, привет. Правильно ответил).

Павел Якушин

Спасибо за статью, интересно и познавательно, уже подумываю про покупку Лады Гранты с АМТ :).

Dmitry Bogatkin

Ох как я люблю таких сказочников, проехал 35 тыс (это 3 ТО) И поменял только ДХО... тфу. Типа расходников не менял, а она ездит и ездит... И многие, у кого автомат, меньше цифру в 10 литров не видят, если у вас не село Улукаево, с населением пару тысяч и отсуствием пробок.

Главная новость
Новости / Акции
«Газпромнефть» даст 30%-ную скидку на топливо

Федеральная акция стартовала на автозаправочных станциях сети с начала октября 2016 года, а с декабря участвовать в ней стало значительно…

10113 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Разведчики боем: какими были компактные кроссоверы 80-х

Было бы ошибкой полагать, что всякого рода полувнедорожные машины – это продукт рубежа веков. Попытки сделать универсальные машины для любых дорожных покрытий предпринимали еще в 20-30-х годах. Мы уже писали о самых…

1328 0 0
Статьи / Практика
Год на Lada Vesta: наше мнение

Проекту «Лада Веста 100» исполняется год. В конце ноября 2015 года в нашей редакции появилась чёрная Lada Vesta в максимальной комплектации, со 106-сильным двигателем и коробкой АМТ. Проект не завершён, но подвести…

42731 16 0
Статьи / Тюнинг
Роториада: тюнинг Mazda RX-8 High Power

Продвинутые любители японских спорткаров Mazda RX-8 уважают гораздо меньше старых и более компактных RX-7, почитая последнее на сегодняшний день роторное купе слишком компромиссным. К тюнингу немногочисленные владельцы…

1388 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Одиночные
Справа налево: опыт владения Alfa Romeo GT

На каждого отдельно взятого индивидуума Alfa-вирус действует по-своему. Встречался мне альфист, который готов всю зиму терпеть суровый быт вместе с Логаном в ожидании солнечного лета в объятиях красотки Brera. Но…

1052 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Выбираем VW Golf VI с пробегом: горе турбомоторов, проблемы с DSG

Если вы не любите читать длинные статьи, то вот вам краткое содержание в одном предложении. Единственный беспроблемный VW Golf VI – с атмосферным 1,6 и механической коробкой. Все остальное – в той или иной степени риск и…

5566 8 3
Выбор авто / Подержанные авто
Выбираем VW Golf VI с пробегом: коррозия кузова и сложная электрика

Почему особое внимание на состояние кузова нужно обращать у Гольфов конца 2008 – начала 2009 года? Насколько быстро гниют эти машины? Почему одни владельцы считают электрику образцовой, а другие – ужасной? Почему…

3039 0 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Лимузин в болоте: тест-драйв вездехода Шаман

Вцепишься, бывало, в поручень на панели или боковой стойке и ползёшь по бездорожью. Или бьёшься головой то о боковое стекло, то о крышу – такое тоже бывает. Весело, интересно… Но каждый раз вместе с восторгом от…

37121 1 38
Тест-драйвы / Одиночные
Продолжение следует: тест-драйв Lada Xray 1,8 литра с «механикой»

Xray находится в стадии бурного роста – конструкторы ведут тонкую настройку буквально каждый день, по чуть-чуть улучшая конструкцию. Сегодня отличный повод оценить результаты – у нас на тесте новая «драйверская» версия…

30701 13 19
Тест-драйвы / Одиночные
Тук-тук, кто там: тест-драйв Hyundai H-1

Hyundai Н-1 – это не совсем коммерческий автомобиль. Точнее, не только коммерческий. Производитель в рекламной брошюре говорит прямым текстом: «Новый Н-1 подходит для тех случаев, когда приоритетной задачей является…

22279 2 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / История
Чистая механика и цифровые технологии: автомобильные девайсы из СССР

Очередная партия ретро-гаджетов автомобильного назначения, собранная нами по гаражным полкам и пыльным сараям, не на шутку впечатлила: местами — неординарностью замысла, местами — глубиной конструкторской проработки. Но…

29618 4 0
Статьи / Практика
Уборка по ГОСТу: автогаджеты из СССР в наши дни

Очередные «капсулы времени», забытые на десятилетия на гаражных чердаках – в ретро-тесте «Колес»! Все, о чем мечтали рядовые автовладельцы СССР – автомобильная мини-мойка, компрессор и пылесос. Посмотрим, смогут ли…

28542 6 0
Статьи / Практика
Как узнать, что пора менять масло? Тест карманного маслоанализатора

По поводу периодичности замены масла в двигателе единого мнения нет. Одни придерживаются стандартного регламента «раз в 15 тысяч», другие перестраховываются и меняют чаще, третьи вообще «забивают» и проводят ТО как…

34443 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20

Возьмусь утверждать: чтобы хоть немножко понять, каково оно было на самом деле — воевать и погибать за Родину, современному человеку достаточно с часок «пообщаться» с боевой единицей военной поры. Например, с…

15879 3 0
Статьи / Военная техника
Ракетоносец МАЗ-543 — лучший четырехосный автомобиль Советской армии

Этот полноприводный автомобиль, целиком и полностью оснащенный отечественными агрегатами и узлами, фактически стал высшим достижением советского военно-автомобильного комплекса, а строгая контрольно-приказная система…

10080 1 5
Статьи / Военная техника
Баллистическое обеспечение: автомобили ракетных войск Советской армии

В советские времена мы даже предположить не могли, что за эффектной парадной мощью Страны Советов существует скрытая от посторонних глаз огромная армия специальной и весьма оригинальной автотехники, никогда не выезжавшей…

1888 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Чистая механика и цифровые технологии: автомобильные девайсы из СССР

Очередная партия ретро-гаджетов автомобильного назначения, собранная нами по гаражным полкам и пыльным сараям, не на шутку впечатлила: местами — неординарностью замысла, местами — глубиной конструкторской проработки. Но…

29618 4 0
Статьи / История
АутСайбер: какие надежды возлагали на Volga Siber, и почему он их не оправдал

Еще в девяностые годы конструкторы горьковского автозавода работали над новой Волгой – автомобилем, который заменил бы откровенно устаревшую модель, ведущую свою родословную от разработанной в середине шестидесятых…

30289 12 0
Статьи / История
За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха

Успешно освоив заднеприводный лифтбек Иж-комби, о котором мы недавно рассказывали, конструкторы Ижмаша задумались о более прогрессивных конструкциях. В мире тогда быстро завоевывал популярность передний привод, как на…

28896 12 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?