48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

28063 0 0
С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет со складов или из железнодорожных вагонов и помещения их в шахтные пусковые установки (ШПУ), откуда производился боевой запуск.
original-45_-__html_m124ed1b6
Схема перестановки ракеты с полуприцепного установщика в шахтную пусковую установку

Такие машины подразделялись на две категории — транспортно-перегрузочные и установочные. Первые служили для доставки на стартовую позицию тяжелых ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), и перемещения их на установщики, которые обеспечивали их вертикальное положение и опускание в шахтный колодец. Все они представляли собой достаточно простые крановые конструкции единичной сборки, смонтированные на специальных низкорамных длиннобазных полуприцепах с блокируемой подвеской, гидравлическими опорами, гидропневматической тормозной системой и подъемными устройствами с электрическим и гидравлическим приводом. Разработкой и сборкой большинства таких систем занималось московское КБ «Мотор».

original-45_-__html_m6f3fa115
Рабочая обстановка на стартовой площадке: справа — транспортный агрегат, слева — установщик с поднятым ракетным контейнером

В целях особой скрытности эти машины базировались в подземных укрытиях, имели маскировочные чехлы и тенты, а все операции по транспортировке и монтажу ракет проводились в темное время суток и занимали не менее двух дней, а точнее ночей, когда места перегрузки и нахождения ШПУ оказывались недосягаемыми для наблюдения со спутников потенциального противника.

О сравнительно легких двухосных полуприцепных машинах мы уже рассказывали, а эту статью посвящаем самым крупным и мощным многоосным транспортно-установочным агрегатам, работавшим со специальными версиями тягача МАЗ-537.

Напомним, что одной из первых в 1975 году появилась простая установочная машина 15У98 (УТПК-1) со сварной подъемной стрелой и рельсовыми направляющими, служившая для помещения в шахтный колодец унифицированных цилиндрических контейнеров (стаканов), в которых находились различные версии межконтинентальных ракет, весивших свыше 100 тонн.

original-45_-__html_m7397061b
Полуприцепной установщик 15У98 для перегрузки тяжелых ракет УР-100

В 1980-е годы для доставки на стартовые позиции ракет серии Р-36М, которые в классификации НАТО имели обозначение «Сатана», применялся полуприцепной транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА) 15Т145М или ограниченно активный автопоезд с редкой колесной формулой 18х16, состоявший из тягача МАЗ-537Е и длинномерного пятиосного полуприцепа.

04
Тягач МАЗ-537Е с пятиосным транспортно-перегрузочным агрегатом 15Т145М

Он представлял собой несущую решетчатую конструкцию с 10-колесной тележкой со средней неведущей осью, вдоль которой были проложены рельсы для бескрановой перегрузки ракеты на установщик. Управление колесами осуществлялось системой гидроприводов, а две пары крайних ведущих колес имели встроенные электромоторы, получавшие энергию от гидронасоса и электрогенератора тягача.

1 / 2
Перевозка 200-тонной ракеты Р-36М на транспортной машине 15Т145М
2 / 2
Пятиосный транспортный агрегат 15Т145М на предстартовой позиции

Для транспортировки наиболее тяжелой ракеты Р-36М2 комплекса «Воевода» шахтного базирования (на Западе — «Сатана») служил модернизированный вариант 15Т145МД. Ее стартовая масса достигала 211 тонн, дальность поражения — до 16 тысяч километров.

В комплектацию обеих версий ТПА входили приборы наведения при осуществлении погрузочно-загрузочных операций, смотровые площадки, лестницы, радиостанция и специальные чехлы. Их длина превышала 40 метров, собственная масса — 125 тонн.

original-45_-__html_2c78808c
Модернизированный транспортный агрегат 15Т145МД для тяжелых ракет

Для помещения этих ракет в ШПУ применялась установочная машина 15У164 с двухосным полуприцепом и удлиненной подъемной стрелой.

original-45_-__html_df28d1a
Установщик 15У164 для перегрузки тяжелых межконтинентальных ракет

В Военно-морских силах СССР для перевозки межконтинентальных ракет подводных лодок серии Р-29РМ применялся собственный транспортный агрегат комплекса наземного оборудования (КНО). Он представлял собой низкопрофильный четырехосный полуприцеп с ковшеобразным основанием, гидроопорами и полукруглой откидной крышкой для крановой перегрузки ракет. Для его буксировки использовался тягач МАЗ-537Е с электрогенератором, гидросистемой и компрессорами для питания узлов прицепной системы.

1 / 2
Автопоезд с тягачом МАЗ-537Е для транспортировки ракет подводных лодок
2 / 2
Автопоезд с тягачом МАЗ-537Е для транспортировки ракет подводных лодок

Сходный по концепции с первой моделью УТПК-1 установщик 15У165 (УТПК-2) применялся в шахтном комплексе «Молодец» (с ударением на первую букву «о») для монтажа наиболее совершенной 23-метровой ракеты РТ-23 УТТХ со стартовой массой около 105 тонн. Ее разработало днепропетровское КБ «Южное», в системе НАТО она была известна как «Скальпель».

original-45_-__html_m3e798e74
Подъем установщиком 15У165 ракеты, доставленной в автопоезде 15Т284 (слева)

Эта уникальная машина представляла собой длинномерный двухосный полуприцеп с несущим лонжеронным основанием, четырьмя двускатными колесами на балансирной подвеске и подъемной системой с тросовыми лебедками и гидроцилиндрами. Для маскировки ее оборудовали облегченным подъемным кузовом с облицовкой из плоских модульных панелей, игравших также роль теплоизолятора.

1 / 2
Установочная машина 15У165 комплекса «Молодец» в транспортном положении
2 / 2
Установочная машина 15У165 комплекса «Молодец» в транспортном положении

Перегрузка ракеты с этого агрегата производилась по рельсам через заднюю торцевую стенку с несколькими откидными панелями и брезентовой завесой. Под рамой полуприцепа размещались блоки управления, средние и задние гидравлические опоры.

1 / 2
Зашторенный отсек заднего перегрузочного пространства транспортного полуприцепа
2 / 2
Блок управления агрегата 15У165, смонтированный под задней частью кузова

Длина комплектного установщика 15У165 достигала 20 метров, полная масса автопоезда — 126 тонн.

Самый крупный четырехзвенный транспортно-перегрузочный автопоезд 15Т284 обслуживал шахтные варианты комплексов «Молодец» и «Тополь-М», обеспечивавших дальность поражения в 11 тысяч километров. В его состав входили два штатных тягача МАЗ-537, основной четырехосный транспортный полуприцеп и промежуточная седельно-подкатная тележка.

 03
Транспортно-перегрузочный автопоезд 15Т284 с колесной формулой 48х48
KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA
Головной седельный тягач МАЗ-537Е с многоколесным агрегатом 15Т284

Передний четырехосный тягач-лидер МАЗ-537Е оснащался генераторной станцией, гидравлическими насосами, компрессором, пневматическими баллонами, дополнительными топливными баками и другими спецсредствами.

original-45_-__html_m21a1ca17
Вспомогательный тягач-толкач с электрогенератором и передним дышлом

Задний тягач-толкач с собственной электроустановкой служил для дополнительного питания агрегатов автопоезда и повышения усилия тяговых электромоторов при передвижении комплекса в усложнившихся дорожных условиях, например, в процессе прохождения небольших подъемов трассы. Кроме того, в его кузове размещали сцепные приспособления, подъемное устройство и комплект запчастей, а через дышло проходили электрические кабели и средства синхронизации работы моторов обоих тягачей.

original-45_-__html_7fa91980
Крытый длиннобазный четырехосный полуприцеп для размещения ракеты

Главным элементом ТПА 15Т284 являлся длинномерный полуприцепной агрегат с высоким теплоизолированным кузовом с двумя задними распашными воротами и продольными рельсовыми путями для перегрузки ракет на установщик 15У165, боковыми пультами управления и площадками обслуживания. Своим передним сцепным устройством он опирался на короткую промежуточную тележку, которая в свою очередь соединялась с седельным приспособлением тягача и воспринимала часть огромной массы сверхтяжелого ракетовоза.

original-45_-__html_2df0f454
Уникальный активный четырехзвенный 48-колесный автопоезд 15Т284
original-45_-__html_m4f6ccfb7
Широкие распашные ворота транспортного полуприцепа с продольными рельсами

Каждый полуприцепной агрегат снабжался четырьмя четырехколесными тележками с двумя парами односкатных ведущих колес от грузовика КрАЗ-255Б, между которыми установили продольные вентилируемые тяговые электромоторы, приводившие угловые и бортовые редукторы наружных и внутренних колес.

original-45_-__html_39c0ffaf
Активная четырехколесная тележка с тяговыми электромоторами

Каждая тележка подвешивалась на независимой балансирной системе с индивидуальными продольными рычагами и объединенными на каждую пару колес наклонными гидропневматическими амортизаторами.
Таким образом, на ТПА 15Т284 в общей сложности насчитывалось 48 односкатных ведущих колес, из них 32 на двух полуприцепах и 16 на двух тягачах. Его снаряженная масса составляла 135 тонн, максимальная с нагрузкой — 260 тонн. Габаритная длина всей транспортной системы — 50 метров. На дороге с твердым покрытием агрегат с полной нагрузкой мог передвигаться со скоростью 40 км/ч. Его расчет состоял из семи человек.

Уникальный автопоезд 15Т284 стал самым крупным и тяжелым советским вспомогательным колесным агрегатом военного назначения с несамоходными прицепными звеньями.

original-45_-__html_m547f1bb9
Транспортно-перегрузочный агрегат 15Т284М с одним тягачом МАЗ-547А

В середине 1980-х для транспортировки новой 105-тонной межконтинентальной ракеты РС-22А шахтного базирования конструкции КБ «Южное» были собраны еще два уникальных трехзвенных автопоезда 15Т284М на 44 односкатных ведущих колесах.

original-45_-__html_6bc8dd35
Активная трехсекционная транспортно-перегрузочная система 15Т284М

Конструктивно они были идентичны модели 15Т284 за исключением нового седельного тягача, созданного на шестиосном ракетном шасси МАЗ-547А и снабженного электрогенератором, гидронасосами и компрессорами. С его появлением необходимость применения заднего толкача отпадала.

original-45_-__html_m161e4511
Агрегат 15Т284М с полуприцепом для транспортировки ракеты РС-22А

В 1988 году на территории Украинской ССР на боевое дежурство были поставлены 46 таких ракет. С образованием независимой Украины их ликвидировали, а особо секретный агрегат 15Т284 остался ржаветь на месте их дислокации.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии — уникальный трехсекционный автопоезд 15Т284М для транспортировки и перегрузки межконтинентальных ракет с дальностью поражения 10,5 тысяч километров.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Лучше, чем ничего: покупаем Lada Granta за 250 тысяч

Ругать все отечественное повелось еще со времен Петра (а на самом деле и в довладимирские времена), когда народ заглядывался на все заморские новшества. Потому неудивительно, что продукция нашего прославленного «дважды…

20768 12 0
Статьи / История
Медуза Горгона с полным приводом: советский суперкар АЗЛК-2143

Вы когда-нибудь слышали про отечественный автомобиль марки «Яуза»? Я был одним из первых столичных автолюбителей, кто видел этот АЗЛК-2143 «живьём». Его внешний дизайн произвёл на меня такое жестокое впечатление, будто я…

5779 1 5
Статьи / Финвопрос
От торговой войны Трампа с Китаем страдают Mercedes и BMW: запуск X7 под угрозой

Угрозы стали реальностью: Китай ввел огромные пошлины на импорт автомобилей из США. Вот только страдают из-за этого отнюдь не американские бренды: под ударом оказались Mercedes-Benz, BMW и Volvo, и их дальнейшая…

1398 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Лучше, чем ничего: покупаем Lada Granta за 250 тысяч

Ругать все отечественное повелось еще со времен Петра (а на самом деле и в довладимирские времена), когда народ заглядывался на все заморские новшества. Потому неудивительно, что продукция нашего прославленного «дважды…

20768 12 0
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: детские болезни автомата и задиры в цилиндрах

В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не…

2797 11 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: кузов на клею и проблемы вентиляции

В 90-е корейские машины в России вообще не вызывали интереса, а в “нулевые” считались откровенно второсортными. Всё изменилось в 2010 году, когда в прессе появились сообщения о том, что на российский рынок выходит…

6696 24 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

24006 1 3
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

14965 5 9
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13622 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73952 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14472 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10490 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9918 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8648 0 0
Статьи / Военная техника
Что новенького НАТО нам готовит: обзор военных автомобилей на салоне Eurosatory-2018

Несмотря на политический кризис в Западной Европе, проливные дожди и наводнения, глобальную забастовку и транспортный коллапс, близ Парижа, вдали от посторонних глаз, состоялся Международный салон сухопутных вооруженных…

5865 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

376404 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

252333 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116530 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?