Светлое настоящее

"Чтобы двигаться вперед, нужно видеть, куда идти" — достойный слоган для фирмы, производящей фары для автомобилей, не правда ли? К счастью, Салли Виндмюллер, основавший компанию Hella, им не воспользовался. У него все получилось и без громких слов.

"Чтобы двигаться вперед, нужно видеть, куда идти" — достойный слоган для фирмы, производящей фары для автомобилей, не правда ли? К счастью, Салли Виндмюллер, основавший компанию Hella, им не воспользовался. У него все получилось и без громких слов.


DE Xenon
Компактная фара скрытого монтажа. Инженеры "Хелла" хорошо поработали, объединив ксеноновую технологию, миниатюрные размеры и рефлектор FF из магниевого сплава в одном изделии. Фара обеспечивает высокую интенсивность света благодаря собирающей линзе

Micro Xenen
Компактная фара, созданная по последнему слову техники и обладающая большой мощностью. Ее корпус и рамка сделаны из сверхлегкого и температуростойкого магнезия, а стильный дизайн защищен трехслойным покрытием

Comet 200 Xenon
Cовременная дополнительная фара обладает ксеноновым дальним светом, прозрачным покрывным стеклом и рефлектором свободной формы

ЛАМПОЧКА НЕ-ИЛЬИЧА
Хотя, если быть объективным, все началось у компании не с фар для автомобилей. В 1899-м на дорогах все еще пока было спокойно, ведь Готлиб Даймлер и Карл Бенц впервые прокатились на своей самобеглой коляске лишь 13 лет назад. Вот и пришлось фирме записаться в окружном суде Липпштадта как "Акционерное общество Вестфальская металлопромышленность" и начать с производства примитивных фонарей для карет и велосипедов и рожковых сигналов для первых автомобилей. Первые собственные разработки начались в 1908 году, когда на замену маслу и керосину в маломощных фонарях фирма предложила новый принцип работы, где с помощью параболического рефлектора, зеркальной линзы и ацетиленовой горелки сила света увеличивалась в 50 раз по сравнению с обычными для того времени показателями. Эта по-настоящему первая фара сразу увеличила дальность света с 150 до 300 метров, а название ее марки "Hella" вскоре было перенесено на всю производственную программу фирмы. Вслед за тем на автомобили стали устанавливать электрические лампы накаливания, в корне поменявшие ход истории современного автоосвещения.
Компания внедряет параболоидные рефлекторы и покровные стекла, снабженные оптически задействованными профилями. А в 1914-м благодаря возросшему количеству участников движения появляется прародитель современных электро- и гидрокорректоров — Bowdenzug, тросовый привод, изменяющий угол наклона фары. Постепенно появляются красные задние габаритные фонари и желтые сигналы торможения, лампы освещения номерных знаков, а в 1924-м компания изобретает лампу "билюкс", в которой ближний и дальний свет производятся из одного-единственного рефлектора.

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ПО-БЮРГЕРСКИ
Годом раньше у компании появился новый собственник, семья Хюк из Люденшайдена, финансы которой позволяют производству развернуться в полную силу. Его программа в это время охватывает все новые и новые изделия: электрические указатели направления движения, карбидные лампы, фонари для такси, новые фары и задние фонари. Наряду с этим, компания начинает превращаться и в крупного поставщика — в 1935-м ей предложен заказ на изготовление фар и фонарей для первых прототипов "Фольксвагена", а годом позже "Хелла" заключает эксклюзивный контракт с "Фордом". Война почти не повредила производству, и сразу после нее, в русле подъема немецкой экономики, которую, как локомотив, тащит за собой автомобильная промышленность, компания продолжает сотрудничать с теми же производителями. Фары "Хелла" стоят и на символе немецкого возрождения, легендарном "жуке" Volkswagen Kafer.

БОЛЬШЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
В конце пятидесятых фирма закрепляет свою славу новатора — получены европейские документы соответствия на фары асимметричного ближнего света, увеличивающие границу видимости и не слепящие встречных. А в 1958-м получен патент на применение эффективной призменной оптики в рассеивателях задних фонарей.
Благодаря применению термопластичных пластмасс дизайнеры получают полный простор для творчества — на Ford Taunus появляются прямо-угольные фары-"ванны", новые формы получают задние фонари. Работа в исследовательских лабораториях не останавливается, и в 1962-м компания выпускает первую дополнительную галогенную фару, в просторечье — "противотуманку". В 1971 году предприятие получает первый в мире допуск к производству фары с H4 — лампы с двумя нитями накала, а в 1983-м "Хелла" представляет свое новое видение головной оптики в виде DE-фары для функций ближнего и противотуманного света. По принципу работы диапроектора световой пучок этой фары производится от одной системы, состоящей из галогенной лампы накаливания, эллипсоидного рефлектора, заслонки и линзы, и проецируется равномерно на проезжую часть. В конце 1986-го эта система устанавливается на BMW 7-series. А через два года компания представляет Super-DE — все то же самое, но в комбинации с рефлектором со свободной формой поверхности (FF). Эта новая техника предложила принципиально иные возможности: теперь фары конструировались по принципу отражения, обходясь без оптически профилированного стекла. Один FF-рефлектор брал на себя задачу распределения света, а каждый сегмент его геометрии, просчитанный с помощью специальной программы, отвечал за определенную часть освещения улицы. Отпала нужда в сложных покрывных стеклах — в 1993-м предприятие поставляет в серию первую европейскую фару с пластиковым рассеивателем для Opel Omega. Ее преимущества сразу стали очевидны и для конструкторов (сниженный вес — до 1 кг на фару), и для дизайнеров (стало легче конструировать формы, не задумываясь о сложности производства). Так "Хелла" задала тенденции в дизайне, приложив руку к созданию форм Jaguar S-Type, Renault Laguna, Rover 75 и VW Bora.
То же относится и к задним фонарям — без участия компании не обошлось при создании Volvo S60 и V80, Ford Cougar, Seat Toledo и многих других.

КАЖДОМУ ПО КСЕНОНУ
Но все же одной из самых крупных вех в истории компании считается 1991 год, когда она представила следующий квантовый скачок в области автомобильной светотехники — ксеноновую фару. Audi A6, MB E-class и CLK, Opel Omega, BMW 5-series — среди всего прочего для этих автомобилей инженерами "Хелла" разработаны производительные системы фар с ксеноновым светом. Они используют световой поток в 2.5 раза мощнее по сравнению с обычными галогеновыми лампами для получения более светлого и широкого освещения дорожного полотна, а также для увеличения дальности распостранения света. Уже вышли в серийное производство би-ксенон фары, которые используют свет одной-единственной ксеноновой фары как для ближнего света, так и для дальнего.
Сегодня на повеcтке дня в компании — разработка системы "интеллигентного" фронтального освещения (Advanced Frontlighting System), которая будет распознавать различные дорожные ситуации и автоматически заботиться о соответствующем распределении света. Внедрение этой системы рассчитано начать с 2003 года.

Текст: Александр Евштокин
Фото: Фирма-производитель

 

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings