Машины, которые себя покупают…

Определим сначала, что такое лизинг и кому он нужен. Самый востребованный лизинг в автомире – финансовый. Другими словами, это аренда с правом (точнее, почетной обязанностью) выкупа, что означает: лизинговая компания, инвестирующая средства в покупку автомобиля и будет собственником транспортного средства весь срок лизинга.

Неужели существуют автомобили, на приобретение которых не нужно тратиться, которые не потребляют бензин, не требуют расходов на СТО, а покупают и окупают себя сами? В действительности все может быть не так просто, но, по сути, верно. Это – коммерческий транспорт, чью необходимость мы осознаем, но всякий раз досадуем, оказавшись позади подобного транспортного средства в дорожном потоке. Множество таких грузовиков, тягачей, автобусов, уличных уборщиков не только зарабатывают на жизнь своему "эксплуататору", но и на свою покупку, будучи приобретены в лизинг. Конечно, лизинг уже не новая форма покупки и для легковых служебных автомобилей. Но напомним, что лизингу в России дан зеленый свет именно как услуге, призванной поднимать производительные силы. Читатели, искушенные в сегодняшних финансовых хитростях, возразят, что ставка по лизингу в нашей стране еще неприлично велика. Действительно, деньги у нас пока недешевые, но на Западе лизинг – это только рассрочка, тогда как в России лизингополучатель пользуется определенными налоговыми льготами.

Определим сначала, что такое лизинг и кому он нужен. Самый востребованный лизинг в автомире – финансовый. Другими словами, это аренда с правом (точнее, почетной обязанностью) выкупа, что означает: лизинговая компания (примем к сокращению как ЛК), инвестирующая средства в покупку автомобиля и будет собственником транспортного средства весь срок лизинга. А вы, непосредственный пользователь автомобиля, "поставляющего" прибыль или комфорт для вас, именуетесь лизингополучателем. В таком случае вы – юридическое лицо. Именно для такого лица интересны условия отнесения лизинговых платежей на себестоимость продукции/услуг предприятия (экономия на налоге на прибыль), а также ускоренное списание автомобиля по бухгалтерии (экономия налога на имущество). Прелести перечисленной экономии для частного лица неинтересны, ему в целях рассрочки лучше воспользоваться банковским кредитом. Кроме того, в отличие от западных коллег, российские ЛК "не связываются" с нашими частными лицами, полагая это дело рискованным, и, ссылаясь на Закон о лизинге (№ 164 ФЗ от 29 октября 1998 г.), считают лизингополучателя обязанным заниматься предпринимательской деятельностью: "Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе … другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности".

Итак, вы – лизингополучатель – олицетворяете фирму, готовы заплатить аванс в размере 20-40% от стоимости транспорта, в котором нуждаетесь, и осознаете, что налоговые льготы лизинга благотворно скажутся на финансах компании. Что же дальше? За этим следует выбор поставщика и ЛК. Не будем давать советов в столь эмоциональном предприятии, как определение продавца вашего транспорта. В связи с лизингом укажем только, что ЛК охотнее сотрудничают с поставщиками, которые одновременно с договором поставки подписывают и договор обратного выкупа. Другими словами, если на протяжении лизинга у арендующей фирмы возникнут финансовые сложности с осуществлением лизинговых платежей, продавец выкупит автомобиль по заранее оговоренной цене у ЛК. Значит, технику можно считать абсолютно ликвидной. Справедливости ради заметим, что столь "нескромных" требований не предъявляют к продавцам российского автопрома.

А вот по выбору ЛК из нескольких десятков тех, что уже работают на рынке, мы рискнем дать несколько советов. В первую очередь, за справкой стоит обратиться в кредитный отдел того банка, в котором ваша фирма поддерживает устойчивые обороты. Практически каждый банк сотрудничает с какой-либо ЛК, либо владея ею, либо предоставляя ей кредиты. Это означает, что путь от подачи лизинговой заявки до получения машины может стать короче. Однако некоторые крупные банки владеют ЛК, инвестирующими средства в сделки с нижней границей, например, 250 тысяч долларов. Если ваше приобретение – партия серьезных тягачей, вы нашли себе партнера, если же вы нацелены на приобретение средней служебной иномарки, вам стоит поискать компанию другой специализации. Обычный путь, по которому будущие лизингополучатели идут к своему инвестору, – мониторинг рынка лизинговых ставок. В ходе нашего исследования мы обнаружили, что при одних и тех же заявленных ставках итоговая сумма по лизингу может различаться аж на 10%! Отчего это происходит? Алгоритм расчета ежемесячной платы у поставщиков лизинговых услуг может быть различным. Озвучивая ставку, работник лизинговой компании может подразумевать, что они учитывают/не учитывают налог на имущество, комиссию за выдачу кредита (кое-где присутствует), НДС; вам могут назвать только ставку банка (хотя известно, что, отдавая кредит банку, ЛК тоже хочет "кушать"), сами платежи могут быть равномерными или убывающими и т.д. Может случиться, что лизингодатель, поразивший вас высокими тарифами, учел даже страховку автомобиля. Поэтому, подыскивая лизинг подешевле, попросите выслать вам график лизинговых платежей или на скорую руку попросите указать процент удорожания техники в год. (Для справки: если ваш первоначальный платеж равен 30% , остальные 70% – от лизинговой компании, а длительность аренды 2 года, то машина дорожает на 9-12% в год.) Кстати, если вы не поленитесь запросить лизинговые графики от нескольких компаний, такой анализ может пригодиться, если вы решите поторговаться с конкретным лизингодателем.

Помимо рассрочки и налоговых льгот, лизинг привлекателен также тем обстоятельством, что, эксплуатируя автомобиль, списывая его стоимость, стоимость ремонта и топлива, вам нет необходимости "вести" собственное автохозяйство. В разговоре с лизингополучателями, автопарк которых приписан частным лицам, мы почувствовали нотку искреннего ужаса при мысли о необходимости открывать автохозяйство, учитывая полтора десятка пунктов обязательных требований ГИБДД. "Ужасная" перспектива открытия автохозяйства не грозит тем, кто этого так не желает, даже после полной расплаты с лизингодателем – дополнительным соглашением к договору лизинга можно поручить ЛК реализовать автомобиль третьему лицу, например лицу "физическому".

Теперь обратимся к опыту компаний, поднаторевших в автолизинге. Специалистам в этой области мы задавали одинаковые вопросы: каков состав их автохозяйства? кто такой лизингополучатель на сегодняшнем рынке, а кому из кандидатов приходится отказывать? какие трудности испытывают лизинговые компании в общении с остальными сторонами сделки? По мере поступления ответов картина рынка все более конкретизировалась, что пробудило в нас гордость за нашу молодую капиталистическую державу. Лизингу в России чуть более десятка лет, а рынок представлен уже серьезными специалистами и грамотными клиентами.

Перейдем к делу. Обсуждая состав типичного лизингового автохозяйства, мы убедились, что внутри этой услуги есть и более подробная специализация. В большинстве своем лизинговый парк представлен коммерческим транспортом (от 50 до 70%). Но есть и другие примеры: о серьезном опыте "Глобус-Лизинга" говорит размер его автохозяйства – около полутора тысяч единиц транспортных средств, но из них 70% – служебные легковые машины. Такую пропорцию создала специализация компании, которая приобретает только новое оборудование. Так, "по жизни" и восьмилетний автобус еще может принести пользу своему владельцу, но лизинговые компании считают для себя возможным приобретать транспорт не старше 4-х лет.

Типичными лизингополучателями специалисты назвали транспортные и строительные фирмы, крупных производственников (иногда наряду с прочим "понятным" транспортом имеющих даже мусороуборочные машины), представителей оптовой торговли, "выросших" до доставки товара к дверям клиента; всегда присутствует также круг некрупных организаций, наряду с оборудованием закупающих в лизинг автотранспорт. На коварный вопрос, имеют ли ЧП шанс стать их клиентами, ЛК отвечали, что принципиального возражения против такой формы бизнеса у них нет, и даже есть положительные примеры сотрудничества. Но единичные, поскольку частные предприниматели не имеют привычки поддерживать движение оборотов по банку – в основном средства идут через кассу, а то и мимо. Когда появляется потребность в лизинге, возникает и личная драма на тему того, как обелить свой бизнес. Только в одной компании, где принципиально не работают с ЧП, нам сказали, что при наличии доказательств о "живом" бизнесе они просят перерегистрировать предприятие в другую форму собственности и после этого готовы заключить сделку. Теперь, составив впечатление о типичном лизингополучателе коммерческого транспорта, посмотрим, кто же не имеет шанса им стать. "Отказные" решения лизинговым компаниям приходится выносить вновь созданным фирмам и фирмам с неудовлетворительным финансовым положением. Оговоримся: даже компаниям, работающим менее года, можно рассчитывать на понимание, если они могут представить в качестве поручителя более маститого партнера.

Что же касается финансового состояния, лизингодателю важно видеть постоянный оборот на счетах будущего клиента. А вот бухгалтерская отчетность подвергается индивидуальному рассмотрению. Все мы, проживающие в едином налоговом климате, так или иначе оказываемся "погодозависимыми", и кому, как не невольным нашим аналитикам – лизинговым компаниям, приходится это наблюдать из раза в раз. Другой вариант отказа бывает связан с составом объекта лизинга. В ходе расследования нам довелось беседовать с транспортным предприятием, которому было отказано даже при наличии конкретных заказов на эксплуатацию объекта лизинга по причине того, что этот объект – партия ПАЗов. Причем знакомства завязались не в одной лизинговой компании, и везде, доходя до темы собственно транспорта, услышав название автобусов, "лизинги" деликатно "сворачивали" разговор.

Ответ на вопрос, какие сложности испытывают ЛК при общении с клиентами и поставщиками, приходилось "вытягивать клещами". Работники лизингового фронта, как любые добросовестные служащие, принимают типичные препятствия за временные неудобства, которые необходимо изживать. Случаи непонимания возникают частенько на первых порах, на стадии квалификации лизингополучателя. Сотрудникам компании "Балтийский лизинг", за десять с лишним лет работы повидавшим разнообразных кандидатов, иногда приходится объяснять, что ЛК не может покупать транспорт кому угодно. Несмотря на то, что лизингодатель формально владеет имуществом, это не снижает для него риск неполучения платежей. Если клиент хотя бы временно утрачивает способность платить, ситуация вовсе не означает, что сотрудник лизинговой компании может с легкостью изъять объект лизинга и реализовать его по своему усмотрению. Во-первых, надо подождать, пока средства перестанут поступать за период в 2 месяца (таков закон), во-вторых, если у клиента нет желания расставаться с работающей техникой, автомобиль не считается угнанным по страховым канонам. То есть дорога к "выемке" машины лежит через суд. Пока суд да дело… проходит от 3-х до 5-ти месяцев. Однако все это время ЛК вынуждена расплачиваться с банком.

Другой вариант знакомства, когда платежеспособность клиента пока не вызывает сомнений. Следующий этап – сбор и предоставление документов со стороны лизингополучателя. В одной из ЛК сотрудник с грустью заметил, что ему хотелось бы, чтобы в организациях-клиентах работало побольше ответственных людей. "Ответственных за подготовку договора?" – пытались конкретизировать мы. "Необязательно, хотя бы просто ответственных…" Частенько "окрыленный" идеей лизинга клиент уходит с перечнем документов и формами для заполнения и, прощаясь, обещает появиться во всеоружии, скажем, через пару-тройку дней. Этого не случается, но через неделю подготовки документов начинают поступать вопросы от различных сотрудников организации. Иногда "броуновское движение" затухает навсегда.

В ЛК отмечали, что у клиентов, особенно на первых порах выполнения договора, возникают бухгалтерские и правовые вопросы, но именно лизингодатель и является первичным консультантом.

Разговор о пользе лизинга, его "детских болезнях" (например, недостаточно активное предложение услуги) и о перспективах развития можно было бы продолжать еще на пару страниц, о чем свидетельствует неиспользованный материал, подготовленный в ходе интервью с ЛК, их клиентами и все более заинтересованными поставщиками. Как очевидный пример того, что отстраненность лизинговых компаний от проблем локального рынка изживает себя, вспомним ЛК, активно приобретающую маршрутки для одного автотранспортного предприятия. Нам объяснили, что аналогичных клиентов в их арсенале нет, так как они не собираются плодить конкурентов своему хорошему партнеру. Такой подход говорит о том, что ЛК рассматривает себя не только как посредника в размещении инвестиций, но и как полноценного инвестора своих клиентов.

Надеемся, что наша статья попадется вам в руки не в самый разгар больших праздников, но где-то в эту пору. И если вы один их участников добросердечных лизинговых отношений – не забудьте поздравить своих инвесторов, клиентов и поставщиков. А если ваше предприятие еще не связано лизинговыми узами, но требует развития (читай, денег), мы желаем вам найти в будущем году "свою" лизинговую компанию.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings