Лис без пустыни

В этих глазах столько опыта, что наперед знаешь: интересного ничего не скажет. Зато будут осторожное "присоединение", комплименты в адрес соперников, немного "науки побеждать" и все закончится мирным прогнозом: ничего, мол, не знаю, дорога покажет. Обычная практика для холодной головы, взявшей в ралли-рейдах все, что было, и добившейся безоговорочного признания одних и стандартной ревности других.

Жан-Луи Шлессер

В этих глазах столько опыта, что наперед знаешь: интересного ничего не скажет. Зато будут осторожное "присоединение", комплименты в адрес соперников, немного "науки побеждать" и все закончится мирным прогнозом: ничего, мол, не знаю, дорога покажет. Обычная практика для холодной головы, взявшей в ралли-рейдах все, что было, и добившейся безоговорочного признания одних и стандартной ревности других. Спокойный чемпион – больше Шумахер, чем Вильнев. Cравнение с Шумахером тем более справедливо,  что Жан-Луи Шлессер по итогам сезона 2002 года стал пятикратным чемпионом мира и безоговорочной величиной в ралли-рейдах. Мы ждали именно этого отличного информационного повода, чтобы опубликовать интервью, взятое летом на "Мастер-Ралли".

"Колёса": Господин Шлессер, Ваша карьера – одна из самых многосторонних в автоспорте. Хотя бы пунктиром обозначьте "дорогу к славе".

Жан-Луи Шлессер: Я родился в Нанси, но вырос в Марокко, и когда вернулся во Францию, закончил школу гонщиков в Ле-Мане. После этого занимался ралли, европейской и французской "Формулой-3", пока в 1978-м не стал национальным чемпионом в последней. На Rondeau в 1981-м я финишировал вторым в Ле-Мане, деля машину с Джеки Хараном, в 1985-м выиграл французский кузовной чемпионат на "Ровере", параллельно с этим пробовал выступать в "Формуле-2" и тестироваться в Williams F1. Кстати, в 1985-м я впервые попал в Дакар и, вы не поверите, ездил там на вашей "Ладе"! В 1988-м в Италии Фрэнки Уильямс попросил меня заменить Найджела Мэнселла на одну гонку, и я сделал это, финишировав одиннадцатым. После этого я два года подряд выигрывал чемпионат спортпрототипов с Sauber-Mercedes, побеждал в 24-часовых ледовых гонках, два раза выигрывал Andros Trophy. Эпопея с моими внедорожными багги началась в 1990-м, а в 1992-м я выиграл свой первый рейдовый чемпионат. Два раза подряд, в 1999 -м и 2000-м мне покорился Дакар, а все остальные выигранные гонки мы можем вспоминать довольно долго…

"Колёса": Ралли-рейды – "полноприводный" вид спорта. Почему Вы упорно ломаете этот стереотип?

Шлессер: Вы можете не поверить, но это чисто денежный вопрос: использовать моноприводный автомобиль выходит дешевле. Меньше деталей может сломаться, меньше запчастей нужно покупать. Ну, и кроме того, мне веселей ездить с задним приводом, привычней. Меня устраивает и управляемость автомобиля, и более выгодная развесовка – все, одним словом. Кстати, мне так часто задают этот вопрос, что мы с командой подумали и решили: надо построить полноприводное багги, чтобы показать всем, что мы можем это сделать. И в следующем сезоне мы присоединимся к компании полноприводных автомобилей.

"Колёса": Почему, по Вашему мнению, никто не строит прототипы, подобные Вашему?

Шлессер: Да, это истинно "мой" вопрос! Многие критикуют этот автомобиль за неправильную колесную формулу, но все это исходит от того, что они боятся отправляться в столь тяжелые путешествия, имея лишь задний привод. По мне же, это идеальное, формульное строение машины с отменными показателями, заложенными в "генетический код" автомобиля. Эта машина по-настоящему доставляет удовольствие от вождения.

"Колёса": Неся на бортах наклейки "Пежо", Вы получали от них серьезную поддержку?

Шлессер: С 1995 года мы получали от них базовые двигатели и средства на их доработку. За исключением дизеля: они делали его сами. Это, кстати, и послужило причиной того, что мы перестали его использовать – нам было трудно побеждать на солярке. Но со следующего года мы намерены поменять компанию-технического спонсора.

"Колёса": Как насчет всего остального в Вашем багги – это Ваших рук дело?

Шлессер: Да, мы делаем все сами, это по-настоящему вручную сделанный автомобиль. К примеру, подвеска полностью моя – от подбора необходимых амортизаторов, пружин до точных настроек на каждую трассу.

"Колёса": Назовите тех соперников, с которыми Вам было приятно встречаться на трассе.

Шлессер: Мне в принципе нравятся сильные соперники – когда я гонялся на "формулах", интересно было ездить с Шумахером, Френтценом, на мерседесовских прототипах соревновался с Эдди Чивером (сейчас он в CART), Мартином Бланделлом и еще... как же его... не помнишь, он еще перевернулся в Монце... На самом деле, всех и не упомнишь. При этом ралли-рейды как спорт кардинально отличаются от всего, что я помню. Здесь после каждой, даже самой жаркой гонки ты приходишь на бивуак и сидишь плечом к плечу с теми, с кем только что "рубился" на трассе – в "Формуле" такое представить просто невозможно. Я восемь лет работал с Williams, и мы делали примерно то же самое – тесты, испытания машин, но атмосфера... Она была совершенно другой. В первую очередь, из-за банальной нехватки времени для общения.

"Колёса": Что может испугать такого человека, как Вы?

Шлессер: Ну-у, я даже не знаю... Нет, точно не знаю. Наверное, быть неконкурентоспособным, проигрывать по полчаса с километра – что может быть страшнее? А еще мне страшно, когда тот, кому я симпатизирую, не включает вовремя свою голову. Ведь гонки – вещь двоякая, нужно ехать по инстинктам и при этом постоянно и интенсивно соображать головой. На одних рефлексах далеко не уедешь...

"Колёса": Какой из Ваших "уборов" запомнился Вам больше всего?

Шлессер: Если не брать офф-роуд, то это был тот, что случился в Сузуке, на квалификации. Команде нужен был "поул", было мокро, и я на полном газу ушел в отбойники. На спидометре было что-то около 200. А я только и успел подумать: "Черт, машина-то совсем новая, жалко"...

"Колёса": И наоборот, какая победа до сих пор не может выйти у Вас из головы?

Шлессер: Таких было несколько. Сначала, конечно, был мой первый Нюрнбургринг, гонка SuperCup в "Зеленом аду". Первый выигранный "Дакар" в1999-м году был абсолютно фантастичен – когда ты побеждаешь на машине, сделанной своими руками, вряд ли что-то может быть круче.

"Колёса": За кем Вам интересно наблюдать в других автоспортивных дисциплинах?

Шлессер: На сегодняшний день, пожалуй, за Шумахером-старшим. Нас объединяет прошлое – ведь мы вместе ездили за Mercedes в 1991-м,  до того, как он ушел в "Бенеттон". Валентино Росси нравится, очень уж он безбашенный...

"Колёса": Видите ли Вы какую-то угрозу со стороны российских пилотов?

Шлессер: Да, пожалуй. Я хорошо знаю и уважаю Нарышкина, он хороший пилот. Ракитянский и Хроль еще пока учатся, но уже ведут гонки очень мудро, прибавляя именно там, где нужно.

"Колёса": Сколько раз Вы были в России?

Шлессер: О, довольно много – я был здесь уже пять раз и еще один раз в Киеве, с частным визитом.

"Колёса": Пожалуйста, вкратце опишите сезон 2002 года.

Шлессер: Первая гонка – ужасно, мы сожгли машину на "Дакаре". "Италию" я выиграл, в Тунисе было не лучше, чем на Дакаре – мы с Сервией умудрились перевернуть машины, в Марокко я снова выиграл и в Испании тоже.

"Колёса": Какой алкогольный напиток, кроме подиумного шампанского, помогает Вам снять стресс?

Шлессер: Здесь я буду неоригинален – люблю хорошую водку. Познакомились с ней так: во время одного из рейдов мы со штурманом были в Самарканде и по приглашению мэра посетили вечеринку в каком-то чудесном саду. Пили чудесный напиток – какой, мы не знали. Кончилась одна бутылка, принесли следующую, затем еще одну – все шло так легко, а потом... Но сказать нечего – все было так вкусно.

"Колёса": Что может заставить Вас оставить гонки?

Шлессер: Пресыщенность. Я так долго уже в автоспорте, столько много уже сделал... Да и сейчас даже не знаю, к кому себя отнести: к гонщикам или к инженерам. Это мне действительно нравится: ехать на том, что полностью построил своими руками, и не просто ехать, а рвать соперников на части! Только это, пожалуй, и держит меня в обойме. Появится кто-то лучше меня – уйду сразу.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings