Американский ЗИЛ и немецкий РАФ: с каких аналогов срисованы советские грузовики и автобусы

31196 1 2
Не в первый и не в последний раз поднимается тема копирования западных аналогов советскими конструкторами. Сегодня мы не будем вдаваться в технические подробности, зато будем смотреть много фотографий. В нашем распоряжении – нигде ранее не публиковавшиеся кадры «первого автосалона СССР», выставки в НАМИ 1956 года времён хрущёвской «оттепели». Мы увидим предсерийный УАЗ-буханку, прообразы ЗИЛ-130 и первых автобусов ЛАЗ, удивимся сходству советских игрушечных грузовиков с машинами Bedford, а ещё предложим свою версию событий, как рижским конструкторам РАФ удалось подсмотреть устройство «хиппи-мобиля» Volkswagen T1.
 

Легковые машины, о которых мы рассказывали в первой части материала о выставке в НАМИ, а также двигатели и комплектующие заняли закрытый павильон. Крупноразмерную коммерческую технику разместили на открытой площадке.

Выставка 1956 2_html_71d398a0 Выставка 1956 2_html_m4a7f1752

Грузовики предстали перед публикой в виде шасси с кабиной, без кузова. Основные советские модели того времени – ГАЗ-51А и ЗИС-150.

Выставка 1956 2_html_34554c3

Перспективной моделью грузовика считался «УралЗИС-353». Он пошёл в производство только в следующем 1957 году под наименованием «УралЗИС-355М».

Выставка 1956 2_html_72e2bfa9

Малотоннажные машины из двух Германий. IFA Granit из ГДР…

12

И Opel Blitz из ФРГ. Opel Отправили на ГАЗ, как аналог перспективной тогда «полуторки» ГАЗ-56.

Выставка 1956 2_html_m5000cc7b

А это американская «полуторка» Mercury, её тоже испытывали, разбирали и взвешивали на ГАЗе. А кабину в качестве основы для ЗИЛ-130 позже использовал уже действующий на момент выставки главный конструктор ЗИЛа Анатолий Кригер.

Выставка 1956 2_html_m75e25d94

Немецкий 5-тонный Ford GK4500 со 120-сильным дизелем – образец изящества грузовой кабины.

Выставка 1956 2_html_df644ed

По образцу английского Bedford у нас в стране делали… игрушечные грузовички.

Выставка 1956 2_html_7aec6916

Rio F22R. Пятитонка из США. Аналог зиловских грузовиков.

Выставка 1956 2_html_m626c17b1

Dodge S3-7AW на ЗИЛе подвергли разборке и весовому анализу в сравнении с ЗИС-150.

Выставка 1956 2_html_mc41f971

Chevrolet 5700. Ещё одна 5-тонная «пристрелка» к будущему ЗИЛ-130.

Выставка 1956 2_html_19d863c9

Забытая ныне марка Brookway, модель 132WD. Тяжёлая машина на 6,5 тонн груза.

Выставка 1956 2_html_6876519

Американская фирма Diamond T завоевала популярность в СССР ещё во времена войны – это были самые тяжёлые грузовики, поступавшие к нам по Ленд-Лизу. Более тяжёлый капотный T730 был рассчитан на 6-7 тонн груза.

Выставка 1956 2_html_m71da62cb

Ещё один Diamond T, более лёгкий бескапотный T622S, перевозил 5 тонн и для 1956 года внешне выглядел почти авангардно.

Выставка 1956 2_html_78372c6f

Советский междугородний лайнер. Спереди ещё написано ЗИС, но по документам он уже проходил, как ЗИЛ-127. Пару лет назад мы делали тест-драйв одного из нескольких таких ЗИЛов, доживших до наших дней.

Выставка 1956 2_html_m6936cbc5 Выставка 1956 2_html_63820d89

Две машины предстали в непривычном нам облике. Во-первых, санитарный УАЗ-450А, во-вторых, автобус ПАЗ-652. Это были опытные образцы. В серийное производство эти машины пошли совсем с другими кузовами.

Выставка 1956 2_html_m34a2e2f0

ЛАЗ-695 тоже опытный. По сравнению с распространённым тогда ЗИС-155 он казался космическим кораблём.

Выставка 1956 2_html_m1f743f67

Сходство внешней формы кузова этого Magirus Deiz с первыми ЛАЗами очевидно. Даже у эмблемы с огромной буквой «Л» корни растут отсюда. Но официально во Львове у В.В. Осепчугова «взяли за основу» конструкцию пола и расположение сидений. К тому же у Magirus Deutz и ЛАЗа принципиально разные двигатели. У немецкого автобуса дизель с воздушным охлаждением.

Выставка 1956 2_html_m626abc3d

Известно, что у первого РАФ-10 многие элементы кузова повторяли Volkswagen Caravan – ещё одного героя наших ретро-тестов. Высказывались разные версии, где конструкторы Рижского авторемонтного завода во главе с Лаймонисом Клеге могли изучить немецкую машину. Встретили на московской улице и рассмотрели? Маловероятно. На улице машину не изучишь. Съездили на Женевский автосалон? Совсем уж невероятно. А вариант, что рижане съездили в Москву, в командировку на ту самую выставку в НАМИ, очень похож на правду.

Выставка 1956 2_html_1ed91eec

Фургон Volkswagen из того же семейства. Грузовик и автобус вагонной компоновки на шасси малолитражки вызвали большой интерес у советских конструкторов.

Выставка 1956 2_html_m4f052c11

Городской автобус французской фирмы Chausson считался наиболее совершенным технически – усилитель руля, пневматический привод сцепления, шины с металлокордом, три двери. Советским шофёрам такое даже не снилось. При 32 сидячих местах он вмещал до 70-80 пассажиров и оснащался рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 145 л.с.

Выставка 1956 2_html_m2575ef5d

Все закупленные автобусы опробовали в реальной эксплуатации в московских парках. Немецкий Bussing на маршруте 55, где нередко испытывали новинки. Автобус был 40-местный с 170-сильным двигателем под полом.

Выставка 1956 2_html_6e5aa595

Гость из социалистической Чехословакии Skoda M706RO – 6-тонный фургон в автобусном вагонном кузове. Под названием Skoda 706 в течение многих лет выпускались машины с несколькими разными кабинами. Некоторые из них поступали в СССР, а один из экземпляров с судовым 12-литровым дизелем мы тестировали в прошлом году.

Помимо комплектных автомобилей, много места на выставке заняли их отдельные части. Специальные стенды были посвящены комплектующим изделиям и запасным частям. Образцы иностранных топлив и масел тщательно исследовались советскими химиками. Изучались сталь и пластические массы, применяемые в зарубежных автомобилях. Отдельные стенды были посвящены стёклам, образцам лакокрасочных изделий и обивочных материалов. Не остались без внимания шины, аккумуляторы, сиденья автобусов и самые разные электрические приборы. Всё это ещё найдёт применение в советском автопроме в течение ближайших десятилетий.

Выставка 1956 2_html_255bfda8 Выставка 1956 2_html_bbf88d
Выставка 1956 2_html_m64f0bd23 Выставка 1956 2_html_5be18cce
Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Раухман

Отличная подборка, автору спасибо 👍

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
В поисках утраченной спортивности: стоит ли покупать Honda Accord VIII за 750 тысяч рублей

Honda Accord в седьмом поколении заработала имидж автомобиля стильного и интересного, да к тому же с претензией на динамичность. Восьмое поколение добавило модели еще и статусности за счет ощутимого увеличения габаритов,…

1126 0 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Great Wall Safe

Great Wall Safe — из того первого поколения китайских машин в России, про которое слагали легенды: будто разваливались они прямо на ходу в 100 метрах от дилерского центра, а внутри нестерпимо воняли ядовитым фенолом. А…

912 0 0
Статьи / Финвопрос
Огласите весь список! Какие автомобильные бренды на самом деле поддерживает Правительство РФ?

В этом году были перезапущены две государственных программы поддержки автопрома. Программа поддержки лизинга стартовала 21 января, но быстро закончилась: как сообщают наши источники, существенная часть средств ушла на…

3294 3 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

21519 6 2
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: негниющая рама и стойки от Газели

С одной стороны, “это же рамный внедорожник – чему там ломаться”. С другой, “это же американец, у них всё не слава богу”. Народные мнения о старых Шевроле Тахо бывают диаметрально противоположными. Сегодня разбираемся,…

9590 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Lanos с пробегом: мелкие проблемы большого люфта и мотор, который трудно сломать

Про эти машины говорят, что это “лучше, чем пешком” и “зато не в кредит”. Над ними смеются, сидя в BMW и маршрутках. Их любят бывшие владельцы вазовской “классики”. Да, речь идёт о Lanos. В первой части обзора этой…

6661 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

50217 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

37954 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22559 4 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19357 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7120 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

2790 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55177 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39445 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15817 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

67821 26 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52693 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52544 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?